Политическая география и геополитика
Пояснительная записка
Уникальность школьной географии заключается в том, что учащиеся знакомятся с жизнью во многих ее проявлениях и взаимосвязях, разносторонне изучают природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность, учатся пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, определяют роль географии в их решении, в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях.
В преподавании базового курса географии проявлялся в сторону изучения физической географии. Поэтому научно-ознакомительная функция, господствовавшая в школьной географии, фактически знакомила учащихся с основами физико-географической науки и экономической географии, ограниченной главным образом вопросами географии производства.
В связи с этим, приоритетным направлением является создание вариативных программ нового содержания географического образования, таких учебных программ, содержание которых позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в соответствии с личными интересами и наклонностями, способствуют расширению и углублению знаний по предмету.
В Жаксынской средней школе №2 в 2013-2014 учебном году разработан спецкурс «Политическая география и геополитика» (34 ч), предназначенный для учащихся 11-х классов.
Целью данного курса является развитие интересов учащихся в области политической географии, его углубленное изучение, формирование целостной географической картины мира, дать знания о политической географии и геополитике.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира. Политическая география - пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии.
Политическая география-наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.
В сферу интересов политической географии входят изменения, происходящие на политической карте мира.
-формирование политической карты мира, образование новых государств;
-группировка и типология стран современного мира;
-территория государств и государственный строй;
-изменения в соотношении сил политических, экономических,
военных группировок;
-география очагов международной напряженности и военных конфликтов.
Основным направлением политической географии является геополитика. Главной задачей ее является исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.
Геополитическими факторами являются:
1.Географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы.)
2.политические взаимоотношения с другими государствами, тип государственного строя, социальная структура общества, участие в политических блоках и союзах, характер государственных границ, наличие «горячих точек».
3.Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).
4.Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, военные расходы и др.)
5.Экологические (степень деградации природной среды и меры по ее охране).
6.Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).
7.Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические религиозные взаимоотношения.)
Цели курса:
-ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации;
-сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран;
-показать влияние международных отношений на политическую карту мира;
-показать место Казахстана в мире;
-научить учащихся давать оценку политико-географического положения страны;
-формирование умения вести дискуссию;
-дать знания о политической географии и геополитике.
Задачи курса:
1.Формировать у учащихся представление о современной политической карте мира;
2.Выявить факторы, влияющие на ее изменения;
3.Научить учащихся оценивать формы правления и административно-территориального устройства стран;
4.Развивать навыки работы с картой и текстом учебника.
Требования к уровню усвоения учебного материала:
В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны называть и показывать:
-политико-географические комментарии к изменениям, происшедшим на политической карте;
-уметь характеризовать политико-географическое положение любой по выбору страны и описание изменений происшедших на ней.
-крупнейшие по площади и населению страны и их столицы;
-крупнейшие индустриальные страны мира;
-типологию и группировку стран мира;
После изучения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими навыками:
Учащиеся должны уметь:
-использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литературу для изучения мировой географии:
-объяснить существенные признаки понятий: политико-географическое положение страны, географическая среда, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация;
-объяснить политико-географическое положение, различия в уровнях экономического развития стран и регионов;
-владеть приемами статистического анализа и географического исследования;
-давать на основе различных источников характеристику экономического развития стран;
-работать на контурных картах,
наносить данные и давать характеристику по этим данным устно.
Содержание программы курса
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Форма контроля |
1 |
Введение в политическую географию |
1 |
Изучение нового материала |
Работа по карте |
2 |
Формирование и развитие политической карты мира |
3 |
Лекция, беседа |
Тестирование практическая работа №1 |
3 |
Структура политической карты мира |
3 |
лекция |
Фронтальный опрос |
4 |
Основные политические характеристики государств |
3 |
Изучение нового материала |
Практическая работа №2 |
5 |
География мировых природных ресурсов |
3 |
Лекция, беседа ,урок- экологическая экспертиза |
Зачет по теме «природные ресурсы»,заполнение таблицы |
6 |
НТР и мировое хозяйство |
3 |
Урок-лекция |
Географический диктант |
7 |
География населения мира |
3 |
лекция |
Практическая работа №3 |
8 |
География отраслей мирового хозяйства |
4 |
Информационные сообщения с элементами беседы |
Практическая работа-работа с контурной картой |
9 |
Политическая карта РК |
4 |
Лекция,беседа |
тестирование |
10 |
Современная политическая карта мира |
5 |
Лекция,беседа |
Конференция,семинар |
11 |
Глобальные проблемы человечества |
1 |
конференция |
зачет |
12 |
Итоговый урок |
1 |
семинар |
|
Календарно-тематическое планирование (34часа) |
сроки |
1.Введение в политическую географию (1) |
|
Урок 1:Организационная часть. Введение в политическую географию. |
|
2.Формирование и развитие политической карты мира (3) |
|
Урок 2:Политическая карта мира. Общая характеристика . |
|
Урок 3:Этапы формирования и развития политической карты мира. |
|
Урок 4:Группировка стран по признакам (по площади, по численности, по географическому положению. Практическая работа №1 |
|
3.Структура политической карты мира (3 ) |
|
Урок 5:Типология стран мира. Развитые и развивающиеся страны мира. |
|
Урок 6:Страны НИС |
|
Урок 7:Международные организации |
|
4.Основные политические характеристики государств ( 3 ) |
|
Урок 8:Государственный строй стран мира. Формы правления. |
|
Урок 9:Формы административно-территориального устройства стран. |
|
Урок 10:Практическая работа 32 |
|
5.География отраслей мирового хозяйства (3) |
|
Урок 11:Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. |
|
Урок 12:Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. |
|
Урок 13:Обобщающий контроль. |
|
6.НТРи Мировое хозяйство (3) |
|
Урок 14:Черты и части НТР. |
|
Урок 15:Мировое хозяйство в эпоху НТР. |
|
Урок 16:Географический диктант по теме. |
|
7.География населения мира (3) |
|
Урок 17:Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика |
|
Урок 18:Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный, религиозный состав. |
|
Урок 19:Практическая работа №3(проанализировать и заполнить таблицу «Население мира» |
|
Урок 20:Структура мирового хозяйства |
|
Урок 21:Территориальная структура мирового хозяйства. |
|
Урок 22:Географическая модель мирового хозяйства. |
|
Урок 23:Практическая работа №4 (работа по контурной карте). |
|
9.Политическая карта РК (4) |
|
Урок 24:Независимая Республика Казахстан. |
|
Урок 25:Географическое положение и границы Республики Казахстан. |
|
Урок 26: География экономических районов Казахстана. |
|
Урок 27: Обобщающее повторение (тестирование). |
|
10.Современная политическая карта мира (5) |
|
Урок 28:Политическая карта Зарубежной Европы. |
|
Урок 29: Политическая карта Северной и Южной Америки. |
|
Урок 30:Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии. |
|
Урок 31:Африка. История открытия и освоения европейцами население. |
|
Урок 32:пресс-конференция. Открытый урок: «США. Вчера. Сегодня. Завтра» |
|
Урок 33:Глобальные проблемы человечества.(1) |
|
Урок 34:Обобщающий семинар. (1) |
|
Научно-практическая конференция «Каспий: двадцать лет
спустя», посвященная проблемам Каспийского региона
«Перед человечеством сегодня стоят три глобальные задачи:
это – защита мира, защита духовности и защита природы.
Все они – главные условия нашего дальнейшего существования.
Каждая из них не полна одна без другой. От этих трех начал зависит
обеспечение грядущего не только Казахстана, но и всего мира».
(Н.А.Назарбаев)
Цели конференции:
Рассмотрение глобальных проблем Каспийского региона, воспитание у учащихся чувства хранителя родного края, чувства любви к Родине, к окружающей среде, формирование казахстанского патриотизма, привитие экологического воспитания.
Задачи конференции:
Развитие творческих способностей учащихся, привлечение внимания десятиклассников к работе с дополнительными источниками знаний, приобщение к работе над научными проектами по экологическим проблемам, развитие ораторского мастерства, выявление наиболее конкурентоспособных учащихся, умеющих отстаивать свою позицию, активизация самостоятельного географического мышления.
Оборудование:
Видеоролик «Каспийское море», слайдовая презентация по проблемам Каспийского региона, газеты, плакаты, выполненные учащимися для защиты своих проектов.
Ход конференции
Учитель:
Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие участники конференции!
Научно-практическая конференция, которую мы проводим сегодня, посвящена самой актуальной проблеме сегодняшнего дня – проблеме Каспийского региона.
В декабре прошлого года Казахстан отметил 20-летие независимости. В связи с этим нельзя не вспомнить о том, что приобретение суверенитета дало нашей стране наряду с другими прикаспийскими государствами - Азербайджаном, Ираном, Россией, Туркменистаном – права на совладение Каспийским морем.
Каспийское море – уникальнейшее место в стране. Оно скрывает всевозможные тайны, начиная со своего происхождение. Кажется, это озеро-море не любит обозначать свою принадлежность. Ведь характер Каспия действительно очень своенравен и неустойчив. Многие народы пытались закрепить за этим водоемом свои названия, но оно выбрало имя небольшого, малоизвестного племени, давно исчезнувшего с карты Земли.
Каспийское море имеет богатую историю, упоминается во многих источниках древности. Оно было свидетелем смертельных схваток племен, расцвета и падения империй и великих городов. История Каспия переплетает в себе судьбы ирано-язычных народов, тюрков, кавказских народов и славян.
Во все времена этот водоем как природная граница между Европой и Азией был и важным связующим звеном между ними. Более того, он открывал дверь Европе, во Внутреннюю Азию, Дальнюю, глубинную, отделенную пространствами непреодолимых пустынь, горных хребтов ордами кочевников и беспощадными стражниками.
Сегодня участники конференции наши десятиклассники подготовили свои выступления по различным направлениям Каспийского региона.
Итак, слово нашим учащимся.
1 ученик: История наименования Каспия
Каспийское море – самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нем соленая, от 0,05% близ устья Волги до 11-13% на юге-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время примерно - 28м ниже уровня Мирового океана. Площадь Каспийского моря в настоящее время примерно 371 000 км2, максимальная глубина – 1025м.
По одной из гипотез Каспийское море получило свое название в честь древних племен коневодов-каспиев, живших до нашей эры на юго-западном побережье Каспийского моря. За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племен и народов:
Гирканское море - по названию города и провинции Гиркания.
Джурдинское море - по названию города Джурдан
Хвалынское море или Хвалисское море – древнерусское название, происходящее от названия житилей Хорезма, торговавших на Каспии – хвалисы;
Табасаранское море
Хазарское море – названое в арабском ( Бахр-аль-хазар), персидском (Дарья-е хазар) турецком и азербайджанском (Хазар денизи) языках;
Абескунское море – по называнию острова и города, которые существовали в дельте р. Куры, до их затопления морем в XIV веке.
Сарайское море;
Дербентское море – по названию города Дербент в Дагестане;
Сихай и другие названия.
В Иране Каспийское море и сегодня называют Хазарским или Мазендеранским (по названию народа, населяющего одноименную прибрежную провинцию Ирана).
2 ученик: Географическое положение
Каспийское море расположено на стыке двух частей Евразийского континента - Европы и Азии. Каспийское море по форме похоже на латинскую букву S, протяженность Каспийского моря с севера на юг - примерно 1200 километров (36°34' - 47°13' с.ш.), с запада на восток - от 195 до 435 километров, в среднем 310—320 километров (46° - 56° в.д.).
Каспийское море условно делится по физико-географическим условиям на 3 части - Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий. Условная граница между Северным и Средним Каспием проходит по линии Чечень (остров) - Тюб-Караганский мыс, между Средним и Южным Каспием - по линии Жилой (остров) - Ган-Гулу (мыс). Площадь Северного, Среднего и Южного Каспия составляет соответственно 25, 36, 39 процентов.
Прибрежные государства
Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:
· России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) - на западе и северо-западе, длина береговой линии 695 километров
· Казахстана - на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров
· Туркмении - на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров
· Ирана - на юге, длина береговой линии - 724 километра
· Азербайджана - на юго-западе, длина береговой линии 955 километров
3 ученик: Антропогенное воздействие на окружающую среду
Новое нефтяное богатство Каспия несет и целый спектр других рисков для региона - это антропогенное воздействие на окружающую среду, риск нарушения хрупкой экосистемы региона и заражения экономики, построенное на использовании сырьевого преимущества, так называемой «Голландской болезнью». Из всех возможных и существующих в настоящее время проблем региона выделяется две основные.
Во-первых, загрязнение окружающей среды. За истекшие годы XX века прикаспийскими государствами на Каспии и в прибрежной затапливаемой зоне было пробурено большое количество нефтегазовых скважин, многие из которых не эксплуатируются, законсервированы. Углеводороды просачиваются в море, загрязняя водоем. На фоне создавшегося положения было бы правильно, объединив усилия стран, начать и далее на постоянной основе осуществлять геоэкологический мониторинг с использованием современных методов спутниковой геодезии и дистанционного зондирования.
Только согласованные совместные действия пяти стран, четкое исполнение принятых законов и решений, создание коллективных органов, а также экологических, технических, биологических, научных и других центров могут способствовать недопущению отрицательного воздействия на экосистему Каспия.
Вторая проблема - сейсмика региона. В мире множество примеров возникновения техногенной сейсмичности в местах разработки нефти и газа. Например: через 7 лет после начала добычи нефти в Канаде на месторождении Snipe lake произошло землетрясение, в России - через 8 лет на сеторожднии Степногрозненское, в США - через 12 лет на месторождении Love country, в Туркменистане - через 13 лет на месторождении Бурунное и так далее.
Настораживают результаты сейсмографии Института океанологии Российской академии наук в районе Актау, проведенной за период с октября по декабрь 2010 года. Всего было зарегистрировано 45 удаленных сейсмических событий, происходивших на расстоянии 250-600 км от места регистрации. За время их работы зафиксировано три землетрясения умеренной силы в акватории Южного Каспия у побережья Ирана-Азербайджана.
Думаю, эти факты должны беспокоить как всех причастных к освоению углеводородных ресурсов Каспия компаний, так и представителей государственных органов прикаспийских стран. Только постоянный совместный мониторинг сейсмичности региона может способствовать принятию соответствующих мер.
4 ученик: Общие интересы каспийских стран.
Очевидно, что общих интересов у каспийских стран много. Многовековое историческое взаимодействие неизбежно должно принести плоды наиболее эффективного современного сотрудничества. Каспий может, и должен играть важную роль в связывании ресурсов Евразии с мировыми рынками, что позволит странам региона возродить новый шелковый путь, который уже впору назвать великим каспийским. Торгово-экономическое, энергетическое и экологическое партнерство на Каспий - обязательный фактор стабильности более широкого азиатского региона.
Регулярные встречи на высшем уровне, ежегодные каспийские саммиты, создание организации каспийского экономического сотрудничества укрепляет общий для всех стран дух каспийской дружбы. Создан и действует постоянный переговорный механизм - специальная рабочая группа по разработке конвенции о правовом статусе каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств. Пять стран научились более взвешенно подходить к совместным дебатам, понимая, что перспективы взаимовыгодного регионального сотрудничества могут быть действительно блестящими. И завершение работы над конвенцией о статусе Каспийского моря не за горами.
На третьем саммите прикаспийских стран в Баку в 2010 году президенты пяти стран договорились, что саммит станет ежегодным. Стороны пришли к соглашению согласовать ширину национальной зоны каждой из стран на Каспии и согласовать с мораторием на вылов осетровых. Ещё одним достижением стало подписание главами пяти государств соглашение о сотрудничестве по безопасности на Каспии, основанного на заявлении лидеров прикаспийских государств о том, что обеспечение безопасности в регионе является исключительно их прерогативой.
Учитель:
Устойчивое экологически безопасное развитие экономики Казахстана невозможно без экологически ориентированного сознания людей и формирования у преобладающей части общества экологического мировоззрения и соответствующего стереотипа поведения.
Их основой должны являться развитие экологического воспитания и образования. Известный ученый П.П.Семенов-Тян-Шанский писал: «Наиболее солидным оружием охраны природы является самая широкая популярная идея охраны природы через печать и школу».
Всем известна истина, что воспитывать человека в любви к природе надо с самого раннего детства. Семья, дошкольные учреждения должны стать первой ступенькой, где ребенок получит экологические знания. Экологическое образование и воспитание продолжается в школе, в особенности, при изучении естественных наук: биологии, географии и химии. В учебном плане нашей школы нет предмета «Экология», но каждый предметник в процессе изучения своей дисциплины осуществляет экологическое образование и воспитание.
5 ученик: Экологическая обстановка Каспийского моря.
Среди многих проблем, связанных с добычей нефти и газа в Каспийском регионе, экологическая проблема является одной из важнейших. Она актуальна не только для отдельно взятых государств, но и для всего человечества, так как уникальное Каспийское море, будучи замкнутым водоемом, может пострадать от нерационального природопользования.
Каспийский нефтедобывающий регион включает в себя Каспийское море и окружающие его нефтегазоносные территории Азербайджана, Казахстана, Туркмении, России и Ирана. Доказанные запасы нефти в Каспийском регионе составляет 5,1млрд. т, доказанные запасы газа- 8трлн. М. С 1998 по 2004 год по мере подтверждения новых запасов нефти в регионе их величина относительно мировых доказанных возросла с 2,6 до 3,3%. Общемировая доля региона по доказанным запасам газа составляет около 5%.
С конца 90-х гг. добыча нефти и газа в Каспийском регионе быстро растет. Добыча нефти с 1992 г по 2003гг. возросла почти вдвое: с 40,3 до 76,8 млн. т нефти в год; еще более прогрессивны рост демонстрирует добычи газа: с 1998 по 2003 она утроилась: с 23,7 до 77,1 млрд.м в год. Новый нефтегазодобывающий регион выходит на мировой рынок.
Рост добычи нефти в Каспийском регионе отражается на ухудшение экологического состояния в природной среды и конечно главным здесь является нефтяное загрязнение как акватории Каспийского моря, так и прилегающих территорий.
Нефтяное загрязнение моря приводит к оскудению и деградации его генофонда. В центре внимания находится исчезновения уникальных осетровых рыб для сохранения и воспроизводства которых северная часть Каспия была объявлена заповедной и еще в советское время. Численность же осетровых катастрофически сокращается. Если в середине 80-х гг. в СССР на Каспии вылавливали 25тыс. т этой рыбы, то 2001 г. улов осетровых и прикаспийских государств СНГ сократился 764 т. Причем, не поддается точному подсчету браконьерский лов рыбы. В 2003 г. практически исчезла сельдь-черноспинка. Это исчезновение связывают как чрезмерно выловом ее, так и проведением сейсморазведочных работ в северном Каспии во время захода в реки рыбы на нерест. Критически падают уловы кильки. В Астраханской обл. с 1998 по 2002 г. Ее улов сократился в 5раз. Исчезновение кильки вызвано тем, что планктон, которым она питается, поедает привнесенный извне и стремительно размножающийся гребневик - мнемиопис. Сокращение численности кильки негативно повлияет на всю экосистему Каспия. Эта рыба является основой питания, в первую очередь, осетровых рыб и каспийских тюленей. В 1997-2000гг. наблюдались массовые выбросы тюленя на берег, пик выбросов пришел на 2000 г., тогда погибло около 30 тыс. животных. Причиной их гибели стал хронический токсикоз из-за нефтяных и пестицидных загрязнений.
6 ученик: Страны Каспия – 20 лет спустя.
За прошедшие 20 лет прикаспийские страны уже достигли немалого, но повестка будущего для Каспия еще значительна – вызовы становятся более актуальными в нынешнюю эпоху высоких цен на нефть и роста использования энергии. Борьба за Каспийскую нефть останется одним из самых значимых геополитических факторов недалекого будующего. Быстро растущий мировой энергитический спрос обещает долгосрочный интерес и вовлечения внешних держав с зачастую конкурирующими целями.
Каспийское море создало новый регион, где причудливо переплетаются культура и интересы многих народов, объединенных, однако, одним желанием – эффективно использовать ресурсы моря и тем самым обеспечить свою безапасность и экономическое развитие. При этом страны Каспия понимают, что неведомая рука истории сближает их интересы, и, возможно, на наших глазах создается целая и цельная Каспийская идеология (или свой собственный «каспиоцентризм», объединяющий регион в единое целое и утверждая в качестве точки опоры Каспий), которая будет в немалой степени определять движение мировой истории в ближайшие десятилетия.
Учитель:
Уважаемые коллеги и учащиеся! Наша конференция подошла к концу. Из выступлений всех участников научно-практической конференции можно сделать главный вывод о том, что сбалансированные присутствие основных мировых сил будет только способствовать стабильному развитию Каспийского региона в будущем. Принципиально важно, что все прикаспийские страны осознали тот факт, что море является нашим общим достоянием и заявляют сегодня о стремлении строить договорный процесс на принципах учета национальных интересов, справедливости и разумного компромисса.
Спасибо за плодотворную работу.
Вариант 1
1.Первым
создал глобус картограф:
А)Птолемей;
В)Меркатор;
С) Бехайм;
Д)Эратосфен;
Е)Веспуччи;
2.Давление
с подъемом вверх над поверхностью Земли:
А)увеличивается
на 3 мм рт. ст. на каждые 10 м;
В)уменьшается
на 1 мм рт.ст. на каждые 100 м;
С) )увеличивается на 5 мм рт.ст. на каждые 1000 м;
Д)уменьшается
на 1 мм рт.ст. на каждые 10 м;
Е) уменьшается на 2 мм рт.ст. на каждые 100 м.
3.Баренцево
море зимой не замерзает. Причина:
А)соответствующая
географическая широта;
В) воздействие теплого океанического течения;
С) воздействие теплых ВМ Атлантического антициклона;
Д) повышенное содержание солей;
Е)расположение прилегающих островов и полуостровов.
4.Главная
причина изменения погоды:
А)постоянное
перемещение ВМ;
В)геогр-ая широта;
С)Изменчивость рельефа;
Д)геологическое строение земной коры;
Е)наличие горных систем.
5.Структура
земной коры «ЩИТ» представляет собой:
А)участок
платформы, перекрытый слоем осадочных пород;
В)сравнительно ровный и устойчивый участок земной коры;
С)подвижный пояс;
Д)участок выходов кристаллических пород древней платформы на повехность;
Е)материковую литосферную плиту.
6.ФЬОРД-это
А)сильно
вытянутый мыс;
В) обширный мелкий залив;
С) участок сильно изрезанной береговой линии;
Д)полуостров с крутыми берегами;
Е)Глубокий узкий с крутыми берегами залив.
7.Часть
Африки в кот-й больше всего озер:
А)восточная;
В)центральная;
С)южная;
Д)западная;
Е)северная.
8.Основателем современного научного почвоведения яв-ся:
А)Ч.Валиханов;
В)К.Сатпаев;
С)Л.Берг;
Д)В.Докучаев;
Е)А.Обручев.
9.
«Колки»-это
А)древесная
растит-ть вдоль русел рек;
В)островки древесной растит-ти в пойменных лугах;
С)обширные поляны в лесных массивах;
Д) )островки лиственных деревьев в еловых массивах;
Е)островки древесной растит-ти ,разбросанные среди степи.
10.Высшая точка хребта Каратау-
А)Мынжилки;
В)Айтау;
С)Бактыбай;
Д) Бесшокы;
Е)Сарышокы.
11.Маралий
и золотой корень охраняются в заповеднике:
А)Алакольском;
В)Алматинском;
С)Кургальжинском;
Д)Наурзумском;
Е)Маркакольском.
12.Основным
богатством экономического района Восточный Казах-н являются:
А)полиметаллы;
В)гидроэнергетические ресурсы;
С)продукция растен-ва;
Д)благородные металлы;
Е)редкие металлы.
13.Комбинат искусственного штапельного волокна находится в:
А)Костанае;
В)Петропавловске;
С)Астане;
Д)Павлодаре;
Е)Атбасаре.
14.Ведущее место в РК по запасам леса и лесозаготовкам занимает:
А)лесостепная
зона Северного Каз-на;
В)горные районы Южного КАЗ-на;
С)колки Северного Каз-на;
Д)Тугайные
заросли Южного КАЗ-на;
Е)Русловые леса Центр-го КАз-на.
15.В
КАЗ-не оборудование для черной металлургии производится в:
А)Астане;
В)Павлодаре;
С)Костанае;
Д)Петропавловске;
Е)Экибастузе.
16.Г.Риддер
,В кот-м нах-ся полиметаллический комбинат, расположен в:
А)Северном
КАЗ-не;
В)Центральном
КАз-не;
С)Западном КАз-не;
Д)Восточном Каз-не;
Е)Южном КАЗ-не.
17.Наибольшая
плотность населения в:
А)Монако;
В)Монголии;
С)Аргентине;
Д)Норвегии;
Е) Судане,
18.Самой древней религией является
А)синтоизм;
В)иудаизм;
С)христианство;
Д)ислам;
Е)буддизм.
19.Причина
увеличения доли иммигрантов в нефтедобывающих странах Персидского залива:
А)
благоприятные этнические условия;
В)возможность получить работу;
С) ) благоприятные природ-е условия;
Д)религиозные
причины;
Е)все выше перечисленное.
20.В
территориальной структуре экономически развитых стран сложилась система экон-х
районов след-х типов:
А)старопромышленные
районы;
В) районы нового освоения;
С)высокоразвитые районы;
Д) аграрные районы;
Е) все перечисленное.
21.Самый
высокий показатель выработки электроэнергии на душу населения имеет:
А)Австралия;
В) Норвегия;
С)Швеция;
Д)Канада;
Е)США,
22.К
легким цветным металлам относятся:
А)цинк;
В)алюминий;
С)никель;
Д)титан;
Е)медь.
23.По
производству мяса первые два места в мире занимают:
А)Китай
и Россия;
В)Китай и США;
С) США и Франция;
Д)Бразилия и Китай;
Е) Франция и Китай.
24.Примером
интернационализации хоз-ой жизни мира яв-ся возникновение
А)ТНК;
В) отраслевой специализации;
С) региональных группировок;
Д) ) отраслевых группировок;
Е)таможенных союзов.
25.Тремя
крупными центрами мирового хоз-ва яв-ся:
А)Западная
Европа, Восточная Европа, США;
В)Япония,
Китай, Западная Европа;
С)США, Канада, Западная Европа;
Д) , Западная Европа,США,Япония;
Е) Западная Европа,,Япония,Австралия.
26.
в МГРТ Германия выделяется:
А)черной
металлургией;
В)машиностроением;
С)растениеводством;
Д)легкой промышленностью;
Е)животноводством.
27.Единственное в мире предприятие, осуществляющее операции с золотом ,нах-ся в:
А)Лондоне;
В)Париже;
С)НЬЮ-Йорке;
Д)Стокгольме;
Е)Брюсселе.
28.Крупные
центры машиностроения Восточной Европы нах-ся в :
А)Польше;
В)Румынии;
С)Болгарии;
Д)Чехии;
Е)Словении.
29.К
однонациональным странам АЗИИ относ-ся :
А)Индия;
В)Япония;
С) Республика Корея;
Д)Пакистан;
Е)Афганистан.
30.Высокая
доля коренного населения Латинской Америки-индейцев-отмечается в :
А)Уругвае;
В)Коста-рике;
С)Боливии;
Д)Гватемале;
Е)ПЕРУ.
Вариант 2
1.Материк на котором находится точка с координатами 30* ю.ш и 135*в.д,-
А)Евразия;
В)Африка;
С)Южная Америка;
С)Северная Америка;
Е)Австралия.
2.Причина Землетрясений состоит в:
А)нагрузке биосферы;
В)горизонтальных
движениях земной коры;
С)оползневых явлениях;
Д)вертикальных движениях земной коры.
3. Количество слоев атмосферы
А)2;
В)4;
С)5;
Д)3;
Е)6.
4.Географический объект с названием «Бискайский» является:
А)проливом;
В)заливом;
С)островом;
Д) архипелагогм;
Е) полуостровом.
5.Отличие континентальной земной коры от океанической заключается в:
А)толщине;
В)площади распространения;
С)составе слоев;
Д)толщине, количестве слоев и их составе;
Е)количестве слоев.
6.Часть Северной Америки,до 1867 года принадлежавшая России,-
А)п-ов
Флорида;
В)п-ов Калифорния;
С) п-ов Аляска;
Д)п-ов Ньюфаундленд;
Е) о.Гренландия.
7.Ла-Платская низменность расположена в следующей части Южной Америки-
А)центральной;
В)западной;
С)северо-западной;
Д)юго-восточной;
Е)северо-восточной.
8.Области Казахстана,расположенные в 2-х частях света-,
)Мангистауская,
Атырауская;
В)Актюбинская, Акмолинская;
С) Атырауская; Западно-Казахстанская;
Д) )Мангистауская, ; Западно-Казахстанская;
Е) Актюбинская, Мангистауская.
9.Рельф Западно-Сибирской равнины
А)кряжистый,
В)холмистый;
С)плоский;
Д)пересеченный;
Е)разнообразный.
10.Казахстан расположен в следующем климатическом поясе:
А)тропическом;
В)умеренном;
С)арктическом;
Д)экваториальном;
Е)умеренном морском.
11.Наибольшая густота речной сети в Казахстане на
А)севере
и востоке;
В) )севере, юге и юго -востоке;
С)востоке и юге;
Д)западе , юге и юго –востоке;
Е) западе, севере и северо–востоке.
12.ИЗ 109 элементов системы Менделеева в недрах Казахстана разведаны
А)58;
В)99;
С)63;
Д)85;
Е)104.
13.Карагандинский металлургический комбинат находится в
А)Темиртау;
В)Караганде;
С)Карагайлах;
Д)Каражале;
Е)под Карагандой.
14.Завод по производству пластмасс в Казахстане находится в городе
А)
А)Атырау;
В)Таразе;
С)Жезказгане;
Д)Актау;
Е)Павлодаре.
15.Основной район разведения крупного рогатого скота в Казахстане-это
А)юго-восток;
В)север;
С)центральная часть;
Д)восток;
Е)северо –запад.
16.Протяженность автомобильных дорог республиканского значения в Казахстане составляет:( %):
А)58;
В)15,4;
С)43;
Д)22,2;
Е)36,7,
17.Республиканскую форму правления имеют страны:
А)Канада и США;
В)США
и Германия;
С) Германия и Япония;
Д) Япония и Франция;
Е) Франция и Канада.
18.Сочетанием природно-рекреационных и культурно-исторических достопримечательностей отличаются:
А)Италия,
Испания, Франция;
В)Болгария ,Египет ;Индия;
С)Исландия ,Канада, Норвегия;
Д)Гаити, Сомали, Чили;
Е)Турция, Израиль, Сирия.
19.Экономическое
господство развитых стран в мировой торговле объясняется тем,что они:
А)охватывают
гигантское производство;
В)удерживают позиции с эпохи колонизации;
С)и в импорте, и в экспорте этих стран преобладает готовая дорогостоящая
продукция.
Д)имеют
устойчивое положение в политике и экономике;
Е)используют достижения НТР.
20.Область в которой зародилась НТР,-
А)тяжелая
промышленность;
В)легкая промышленность;
С)транспорт;
Д)военно-техническая промышленность;
Е)сельско-хоз-ая промышленность.
21.Причина,
по которой металлургические предприятия многих развитых стран располагаются в портовых городах:
А)развитие
судостроения;
В)растущий экспорт черных металлов;
С)водоемкость производства;
Д)переход
на дешевую импортную руду;
Е)перегрузка внутри государственных транспортных линий.
22.Крупнейшими
производителями риса являются страны:
А)Западной
Европы;
В)Северной Америки;
С)Южной и Восточной Азии;
Д)Юго-
Западной Азии;
Е)Австралии.
23.Мировое хозяйство сформировалось в
А)конце Х IХ-начале ХХ веков;
D) середине Х IХ-начале;
С)конце ХVIII- начале ХIХ веков;
Д) ) середине Х Х века;
Е) конце ХХ века;
24.В первую тройку стран по добыче нефти входят
А)Саудовская Аравия, США, Иран;
В) Саудовская Аравия, Россия, США;
С) Россия, США;Венесуэла;
Д) , Россия, США; Китай;
Е) )Саудовская Аравия, Россия,Мексика;
25.Первое место в мире по абсолютной численности сельского населения имеет
А)Бразилия;
В)Индия;
С)Китай;
Д)Пакистан;
Е)Турция,
26.Автомобильные заводы «Опель» И «Фольксваген» располагаются в
А)США;
В)Германии;
С)Италии;
д)Швеции;
Е) Японии.
27.Количество государств на современной карте Западной Европы составляет около
А)20;
В)34;
С)28;
Д)30;
Е)16.
28.В состав субрегиона «Северная Европа» входят:
А)Швеция;
В)Ирландия;
С)Исландия;
Д)Нидерланды;
Е)Норвегия.
29.Государство Южной Европы, в котором коренное население находится в меньшинстве -это
А)Мальта;
В)Испания;
С)Монако;
Д)Сан-марино;
Е) Греция;
30.Крупнейший аэропорт в Германии находится в
А)Берлине;
В)Мюнхене;
С)Гамбурге;
Д)Франкфурте-на-Майне;
Е)Штутгарде.
Вариант 3
1.Первое кругосветное путешествие осуществил
А)Х,Колумб;
В)Джеймс КуК;
С)Фернан Магеллан;
Д)Эрнан Кортес;
Е) Витус Беринг;
2.Гейзер – это
А)самоизливающаяся скважина;
В)каскадный водопад;
С )минерализованный источник;
Д)фонтанирующий минерализованный горячий источник;
Е)источник с большим содержанием радона.
3.Самый нижний слой атмосферы называется
А)мезосфера;
В)стратосфера;
С)тропосфера;
Д)термосфера;
Е) гипосфера.
4.Сообщества растений, животных, микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых условиях, называются:
А)ландшафтные сообщества;
В)биосфера;
С) биоценоз;
Д)содружества организмов;
Е)геграфическая провинция.
5.Воздушные массы –это
А)постоянно движущиеся объемы воздуха;
В)крупные объемы воздуха одинаковой температуры;
С) )крупные объемы воздуха тропосферы одинаковой влажности;
Д) крупные объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами;
Е) ) крупные объемы воздуха, движущиеся в постоянном направлении.
6.Самая высокая точка Кордильер Северной Америки-это
А)Аконкагуа;
В)Эверест;
С)Килиманджаро;
Д0Мак-Кинли;
Е)Монблан.
7.Преобладающий тип питания рек Южной Америки:
А)снегово-ледниковый;
В)дождевой;
С) снегово- дождевой;
Д)родниковый;
Е) ледниковый.
8)Территория Казахстана охватывает следующее количество часовых поясов:
А)3; Д)1; Е)5.
В)4;
С)2;
9.Самые высокие горы Сарыарки:
А)Улытау;
В)Кент;
С)Чингизтау;
Д)Кызылрай;
Е)Сарыжал
10.Причина резкой континентальности климата Казахстана:
А)влияние Северного Ледовитого океана;
В)равнинный характер рельефа на большей части территории;
С)влияние Атлантического океана;
Д)расположение в центре материка;
Е)влияние муссонов.
11.К снегово-дождевому типу питания относятся реки:
А)Аксу, Коксу;
В)Или ,Чу;
С)Есиль, Тобол;
Д)Урал ,Нура;
Е)Эмба, Сарысу
12.Особенностью размещения минеральных ресурсов в Казахстане является:
А)обилие;
В)неравномерное распределение;
С)концентрированность;
Д)близкое залегание к поверхности;
Е) близость к источникам энергии.
13.Причина строительства алюминиевого завода именно в г.Павлодаре:
А)близкое расположение месторождений алюминиевых руд;
В)наличие квалифицированной рабочей силы;
С)развитие инфраструктуры;
Д)дешевая электроэнергия и водные ресурсы;
Е) высокий технологический уровень развития района.
14.В Казахстане завод по производству зубной пасты находится в городе
А)Караганде;
В)Петропавловске;
С)Актау;
Д)Алматы;
Е) Семипалатинске.
15.Коневодство развито в следующих районах Казахстана:
А)южном;
В)центральном;
С)северо-западном;
Д)северо-всточном;
Е)во всех районах.
16.Наиболее важной в развитии речного транспорта Казахстана является река
А)Урал;
В)Сырдарья;
С)Иртыш;
Д)Или;
Е)Тобол.
17.Наибольшее разнообразие, с точки зрения форм правления государств, характерно для стран
А)Западной Европы;
В)Африки;
С)Северной Америки;
Д)Южной Америки;
Е)Восточной Европы.
18.Самая молодая религия-это
А)христианство;
В)ислам;
С)буддизм;
Д)синтоизм;
Е)индуизм.
19.Ресурсообеспеченностью называется
А)совокупность всех природных ресурсов на территории страны;
В)количество ресурсов, потребляемых в течении года;
С)соотношение между общегеологическими и разведанными запасами полезных ископаемых;
Д) соотношение между запасами природных ресурсов и размерами их использования;
Е)восстановление возобновляемых полезных ископаемых.
20.Увеличение стоимости импорта и снижение стоимости экспорта таит в себе опасность:
А)если есть другие источники дохода, то причин для беспокойства нет;
В)годовой долг увеличивается, а следовательно увеличиваются объемы кредитов и займов;
Д)государство обеднеет и лишится независимости;
Е)случится описанное в пунктах В,С,и Д.
21.Смысл революционного пути в технике и технологии заключается в
А) усовершенствовании техники и технологии;
В)переходе к принципиально новым технике и технологии;
С)повышении производительности труда;
Д)переходе к энергосберегающим технологиям;
Е) во всем вышеперечисленном.
22.Регион с максимальным разрывом между количеством добываемой железной руды и количеством выплавляемой стали (почти в 20 раз)-
А)Зарубежная Европа;
В)Латинская Америка;
С) Африка;
Д) Австралия и Океания;
Е)Центральная и Восточная Азия.
23.Географическое разделение труда определяется:
А)развитием ведущих в современной экономике отраслей;
В)специализацией стран на производстве определенной продукции;
С)ориентацией на спрос соседних государств;
Д) )ориентацией на промышленно развитые страны;
Е) ориентацией на спрос местного населения.
24.К новым индустриальным странам относятся:
А)Мексика, Республика Корея, Аргентина;
В)Китай; , Республика Корея, Бразилия;
С)Индия; Куба; , Аргентина;
Д)Либерия; Сальвадор; Бразилия;
Е) Индия; Китай; Бразилия;
25.В «Силиконовой долине» сосредоточены, в основном, следующие предприятия машиностроения:
А)трудоемкого;
В)металлоемкого;
С)наукоемкого;
Д)энергоемкого;
Е)водоемкого.
26.Для североевропейского типа сельского хозяйства наиболее характерно:
А)выращивание зерновых культур;
В)_молочное животноводство;
С)овцеводство;
Д) садоводство;
Е)овощеводство.
27.К субрегиону «Средняя Европа» относятся
А)Франция;
В)Испания;
С)Бельгия;
Д) Дания;
Е)Швейцария.
28.До 1917 года Финляндия входила в состав:
А)Шведского королевства;
В) России;
С) Объединенного государства Швеции, Дании и Финляндии.
Д)Голландии;
Е)была самостоятельным государством.
29.Штаб квартира ЕС расположена в :
А) Берне;
В) Цюрихе;
С)Базеле;
Д) Брюсселе;
Е)Страсбурге.
30.Педприятия черной металлургии Германии сконцентрированы в
А)Нижней Саксонии;
В)Баварии и Гессене;
С)Руре и Сааре;
Д)Померании;
Е)Северной Рейн-Вестфалии.
Литература
1.М.Г Жулинский. Экологические проблемы Каспийского региона. География и экология в школе ХХI века .М.7/2005.
2.Р.Чердабаев, Каспий: двадцать лет спустя. Казахстанская правда от 3.08.2011.
3.А.П.Горбунов, Изучение Арало-Каспийского региона в середине ХIХ века. ГЕОГРАФИЯ в школах и вузах Казахстана, март-апрель 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.