Авторская программа
Оценка 5

Авторская программа

Оценка 5
docx
15.01.2020
Авторская программа
Авторская программа.docx

Элективный курс,Авторская программа,"Политическая география
и геополитика",11 класс
 

 

 


 


Политическая география и геополитика

Пояснительная записка

 

 

 

Уникальность школьной географии заключается в том, что учащиеся знакомятся с жизнью во многих ее проявлениях и взаимосвязях, разносторонне изучают природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность, учатся пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, определяют роль географии в их решении, в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях.

В преподавании базового курса географии проявлялся в сторону изучения физической географии. Поэтому научно-ознакомительная функция, господствовавшая в школьной географии, фактически знакомила учащихся  с основами физико-географической науки и экономической географии, ограниченной главным образом вопросами географии производства.

В связи с этим, приоритетным направлением является создание вариативных программ нового содержания географического образования, таких учебных программ, содержание которых позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в соответствии с личными интересами и наклонностями, способствуют расширению и углублению знаний по предмету.

В Жаксынской средней школе №2 в 2013-2014 учебном году разработан спецкурс «Политическая география и геополитика» (34 ч), предназначенный для учащихся 11-х классов.

Целью данного курса является развитие интересов учащихся в области политической географии, его углубленное изучение, формирование целостной географической картины мира, дать знания о политической географии и геополитике.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира. Политическая география - пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии.

Политическая география-наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

В сферу интересов политической географии входят изменения, происходящие на политической карте мира.

-формирование политической карты мира, образование новых государств;

-группировка и типология стран современного мира;

-территория государств и государственный строй;

-изменения в соотношении сил политических, экономических,

военных группировок;

-география очагов международной напряженности и военных конфликтов.

Основным направлением политической географии является геополитика. Главной задачей ее является исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.

Геополитическими факторами являются:

1.Географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы.)

2.политические взаимоотношения с другими государствами, тип государственного строя, социальная структура общества, участие в политических блоках и союзах, характер государственных границ, наличие  «горячих точек».

3.Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).

4.Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, военные расходы и др.)

5.Экологические (степень деградации природной среды и меры по ее охране).

6.Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).

7.Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические религиозные взаимоотношения.)

 

 

 

 


 

Цели курса:

-ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации;

-сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран;

-показать влияние международных отношений на политическую карту мира;

-показать место Казахстана в мире;

-научить учащихся давать оценку политико-географического положения страны;

-формирование умения вести дискуссию;

-дать знания о политической географии и геополитике.

Задачи курса:

1.Формировать у учащихся представление о современной политической карте мира;

2.Выявить факторы, влияющие на ее изменения;

3.Научить учащихся оценивать формы правления и административно-территориального устройства стран;

4.Развивать навыки работы с картой и текстом учебника.

Требования к уровню усвоения учебного материала:

В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны называть и показывать:

-политико-географические комментарии к изменениям, происшедшим на политической карте;

-уметь характеризовать политико-географическое положение любой по выбору страны и описание изменений происшедших на ней.

-крупнейшие по площади и населению страны и их столицы;

-крупнейшие индустриальные страны мира;

-типологию и группировку стран мира;

 

 


 

После изучения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими навыками:

 

Учащиеся должны уметь:

 

-использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную  литературу для изучения мировой географии:

 

-объяснить существенные признаки понятий: политико-географическое положение страны, географическая среда, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация;

 

-объяснить политико-географическое положение, различия в уровнях экономического развития стран и регионов;

 

-владеть приемами статистического анализа и географического исследования;

 

-давать на основе различных источников характеристику  экономического развития стран;

 

-работать на контурных картах,

наносить данные и давать характеристику по этим данным устно.

 

Содержание программы курса

 

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения

Форма контроля

1

Введение  в политическую географию

1

Изучение нового материала

Работа по карте

2

Формирование и развитие политической карты мира

3

Лекция, беседа

Тестирование практическая работа №1

3

Структура политической карты мира

3

лекция

Фронтальный опрос

4

Основные  политические характеристики государств

3

Изучение нового материала

Практическая работа №2

5

География мировых природных ресурсов

3

Лекция, беседа ,урок- экологическая экспертиза

Зачет по теме «природные ресурсы»,заполнение таблицы

6

НТР и мировое хозяйство

3

Урок-лекция

Географический диктант

7

География населения мира

3

лекция

Практическая работа №3

8

География отраслей мирового хозяйства

4

Информационные сообщения с элементами беседы

Практическая работа-работа с контурной картой

9

Политическая карта РК

4

Лекция,беседа

тестирование

10

Современная политическая карта мира

5

Лекция,беседа

Конференция,семинар

11

Глобальные проблемы человечества

1

конференция

зачет

12

Итоговый урок

1

семинар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (34часа)

сроки

1.Введение в политическую географию (1)

 

Урок 1:Организационная часть. Введение в политическую географию.

 

2.Формирование и развитие политической карты мира (3)

 

Урок 2:Политическая карта мира. Общая характеристика .

 

Урок 3:Этапы формирования и развития политической карты мира.

 

Урок 4:Группировка стран по признакам (по площади, по численности, по географическому положению. Практическая работа №1

 

3.Структура политической карты мира (3 )

Урок 5:Типология стран мира. Развитые и развивающиеся страны мира.

 

Урок 6:Страны НИС

 

Урок 7:Международные организации

 

4.Основные политические характеристики государств ( 3 )

 

Урок 8:Государственный строй стран мира. Формы правления.

 

Урок 9:Формы административно-территориального устройства стран.

 

 Урок 10:Практическая работа 32

 

5.География отраслей мирового хозяйства (3)

 

Урок 11:Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

 

Урок 12:Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

 

Урок 13:Обобщающий контроль.

 

6.НТРи Мировое хозяйство (3)

 

Урок 14:Черты и части НТР.

 

Урок 15:Мировое хозяйство в эпоху НТР.

 

Урок 16:Географический диктант по теме.

 

7.География населения мира (3)

 

Урок 17:Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика

 

Урок 18:Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный, религиозный состав.

 

Урок 19:Практическая работа №3(проанализировать и заполнить таблицу «Население мира»

 

Урок 20:Структура мирового хозяйства

 

Урок 21:Территориальная структура мирового хозяйства.

 

Урок 22:Географическая модель мирового хозяйства.

 

Урок 23:Практическая работа №4 (работа по контурной карте).

 

9.Политическая карта РК (4)

 

Урок 24:Независимая Республика Казахстан.

 

Урок 25:Географическое положение и границы Республики Казахстан.

 

Урок 26: География  экономических районов Казахстана.

 

Урок 27: Обобщающее повторение (тестирование).

 

10.Современная политическая карта мира (5)

 

Урок 28:Политическая карта Зарубежной Европы.

 

Урок 29: Политическая карта Северной и Южной  Америки.

 

Урок 30:Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии.

 

Урок 31:Африка. История открытия и освоения европейцами население.

 

Урок 32:пресс-конференция. Открытый урок: «США. Вчера. Сегодня. Завтра»

 

Урок 33:Глобальные проблемы человечества.(1)

 

Урок 34:Обобщающий семинар. (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-практическая конференция «Каспий: двадцать лет

спустя», посвященная проблемам Каспийского региона

 

 

«Перед человечеством сегодня стоят три глобальные задачи:

это – защита мира, защита духовности и защита природы.

Все они – главные условия нашего дальнейшего существования.

Каждая из них не полна одна без другой. От этих трех начал зависит

обеспечение грядущего не только Казахстана, но и всего мира».

 

(Н.А.Назарбаев)

 

Цели конференции:

Рассмотрение глобальных проблем Каспийского региона, воспитание у учащихся чувства хранителя родного края, чувства любви к Родине, к окружающей среде, формирование казахстанского патриотизма, привитие экологического воспитания.

 

Задачи конференции:

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение внимания десятиклассников к работе с дополнительными источниками знаний, приобщение к работе над научными проектами по экологическим проблемам, развитие ораторского мастерства, выявление наиболее конкурентоспособных учащихся, умеющих отстаивать свою позицию, активизация самостоятельного географического мышления.

 

Оборудование:

Видеоролик «Каспийское море», слайдовая презентация по проблемам Каспийского региона, газеты, плакаты, выполненные учащимися для защиты своих проектов.

 

 

Ход конференции

Учитель:

Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие участники конференции!

Научно-практическая конференция, которую мы проводим сегодня, посвящена самой актуальной проблеме сегодняшнего дня – проблеме Каспийского региона.

В декабре прошлого года Казахстан отметил 20-летие независимости. В связи с этим нельзя не вспомнить о том, что приобретение суверенитета дало нашей стране наряду с другими прикаспийскими государствами -  Азербайджаном, Ираном, Россией, Туркменистаном – права на совладение Каспийским морем.

Каспийское море – уникальнейшее место в стране. Оно скрывает всевозможные тайны, начиная со своего происхождение. Кажется, это озеро-море не любит обозначать свою принадлежность. Ведь характер Каспия действительно очень своенравен и неустойчив. Многие народы пытались закрепить за этим водоемом свои названия, но оно выбрало имя небольшого, малоизвестного племени, давно исчезнувшего с карты Земли.

Каспийское море имеет богатую историю, упоминается во многих источниках древности. Оно было свидетелем смертельных схваток племен, расцвета и падения империй и великих городов. История Каспия переплетает в себе судьбы ирано-язычных народов, тюрков, кавказских народов и славян.

Во все времена этот водоем как природная граница между Европой и Азией был и важным связующим звеном между ними. Более того, он открывал дверь Европе, во Внутреннюю Азию, Дальнюю, глубинную, отделенную пространствами непреодолимых пустынь, горных хребтов ордами кочевников и беспощадными стражниками.

Сегодня участники конференции наши десятиклассники подготовили свои выступления по различным направлениям Каспийского региона.

Итак, слово нашим учащимся.

1 ученик: История наименования Каспия

Каспийское море – самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нем соленая, от 0,05% близ устья Волги до 11-13% на юге-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время примерно - 28м ниже уровня Мирового океана. Площадь Каспийского моря в настоящее время примерно 371 000 км2, максимальная глубина – 1025м.

 По одной из гипотез Каспийское море получило свое название в честь древних племен коневодов-каспиев, живших до нашей эры на юго-западном побережье Каспийского моря. За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племен и народов:

Гирканское море - по названию города и провинции Гиркания.

Джурдинское море - по названию города Джурдан

Хвалынское море или Хвалисское море – древнерусское название, происходящее от названия житилей Хорезма, торговавших на Каспии – хвалисы;

Табасаранское море

Хазарское море – названое в арабском ( Бахр-аль-хазар), персидском (Дарья-е хазар) турецком и азербайджанском (Хазар денизи) языках;

Абескунское море – по называнию острова и города, которые существовали в дельте р. Куры, до их затопления морем в XIV веке.

Сарайское море;

Дербентское море – по названию города Дербент в Дагестане;

Сихай и другие названия.

В Иране Каспийское море и сегодня называют Хазарским или Мазендеранским (по названию народа, населяющего одноименную прибрежную провинцию Ирана).

2 ученик: Географическое положение

Каспийское море расположено на стыке двух частей Евразийского континента - Европы и Азии. Каспийское море по форме похоже на латинскую букву S, протяженность Каспийского моря с севера на юг - примерно 1200 километров (36°34' - 47°13' с.ш.), с запада на восток - от 195 до 435 километров, в среднем 310—320 километров (46° - 56° в.д.).

Каспийское море условно делится по физико-географическим условиям на 3 части - Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий. Условная граница между Северным и Средним Каспием проходит по линии Чечень (остров) - Тюб-Караганский мыс, между Средним и Южным Каспием - по линии Жилой (остров) - Ган-Гулу (мыс). Площадь Северного, Среднего и Южного Каспия составляет соответственно 25, 36, 39 процентов.

Прибрежные государства

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:

·                     России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) - на западе и северо-западе, длина береговой линии 695 километров

·                     Казахстана - на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров

·                     Туркмении - на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров

·                     Ирана - на юге, длина береговой линии - 724 километра

·                     Азербайджана - на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

3 ученик: Антропогенное воздействие на окружающую среду

Новое нефтяное богатство Каспия несет и целый спектр других рисков для региона - это антропогенное воздействие на окружающую среду, риск нарушения хрупкой экосистемы региона и заражения экономики, построенное на использовании сырьевого преимущества, так называемой «Голландской болезнью». Из всех возможных и существующих в настоящее время проблем региона выделяется две основные.

Во-первых, загрязнение окружающей среды. За истекшие годы XX века прикаспийскими государствами на Каспии и в прибрежной затапливаемой зоне было пробурено большое количество нефтегазовых скважин, многие из которых не эксплуатируются, законсервированы. Углеводороды просачиваются в море, загрязняя водоем. На фоне создавшегося положения было бы правильно, объединив усилия стран, начать и далее на постоянной основе осуществлять геоэкологический мониторинг с использованием современных методов спутниковой геодезии и дистанционного зондирования.

Только согласованные совместные действия пяти стран, четкое исполнение принятых законов и решений, создание коллективных органов, а также экологических, технических, биологических, научных и других центров могут способствовать недопущению отрицательного воздействия на экосистему Каспия.

Вторая проблема - сейсмика региона. В мире множество примеров возникновения техногенной сейсмичности в местах разработки нефти и газа. Например: через 7 лет после начала добычи нефти в Канаде на месторождении Snipe lake произошло землетрясение, в России - через 8 лет на сеторожднии Степногрозненское, в США - через 12 лет на месторождении Love country, в Туркменистане - через 13 лет на месторождении Бурунное и так далее.

Настораживают результаты сейсмографии Института океанологии Российской академии наук в районе Актау, проведенной за период с октября по декабрь 2010 года. Всего было зарегистрировано 45 удаленных сейсмических событий, происходивших на расстоянии 250-600 км от места регистрации. За время их работы зафиксировано три землетрясения умеренной силы в акватории Южного Каспия у побережья Ирана-Азербайджана.

Думаю, эти факты должны беспокоить как всех причастных к освоению углеводородных ресурсов Каспия компаний, так и представителей государственных органов прикаспийских стран. Только постоянный совместный мониторинг сейсмичности региона может способствовать принятию соответствующих мер.    

4 ученик: Общие интересы каспийских стран.

Очевидно, что общих интересов у каспийских стран много. Многовековое историческое взаимодействие неизбежно должно принести плоды наиболее эффективного современного  сотрудничества. Каспий может, и должен играть важную роль в связывании ресурсов Евразии с мировыми рынками, что позволит странам региона  возродить новый шелковый путь, который уже впору назвать великим каспийским. Торгово-экономическое, энергетическое и экологическое партнерство  на Каспий - обязательный фактор стабильности более широкого азиатского региона.

   Регулярные встречи на высшем уровне, ежегодные каспийские саммиты, создание организации каспийского экономического сотрудничества укрепляет общий для всех стран дух каспийской дружбы. Создан и действует постоянный переговорный механизм - специальная рабочая группа по разработке конвенции о правовом статусе каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств. Пять стран научились более взвешенно подходить к совместным дебатам, понимая, что перспективы взаимовыгодного регионального сотрудничества могут быть действительно блестящими. И завершение работы над конвенцией о статусе Каспийского моря не за горами.

   На третьем саммите прикаспийских стран в Баку в 2010 году президенты пяти стран договорились, что саммит станет ежегодным. Стороны пришли к соглашению согласовать ширину национальной зоны каждой из стран на Каспии и согласовать с мораторием на вылов осетровых. Ещё одним достижением стало подписание  главами пяти государств соглашение о сотрудничестве по безопасности на Каспии, основанного на заявлении лидеров прикаспийских государств о том, что обеспечение безопасности в регионе является исключительно их прерогативой.

Учитель:

Устойчивое экологически безопасное развитие экономики Казахстана невозможно без экологически ориентированного сознания людей и формирования у преобладающей части общества экологического мировоззрения и соответствующего стереотипа поведения.

Их основой должны являться развитие экологического воспитания и образования. Известный ученый П.П.Семенов-Тян-Шанский писал: «Наиболее солидным оружием охраны природы является самая широкая популярная идея охраны природы через печать и школу».

Всем известна истина, что воспитывать человека в любви к природе надо с самого раннего детства. Семья, дошкольные учреждения должны стать первой ступенькой, где ребенок получит экологические знания. Экологическое образование и воспитание продолжается в школе, в особенности, при изучении естественных наук: биологии, географии и химии. В учебном плане нашей школы нет предмета «Экология», но каждый предметник в процессе изучения своей дисциплины осуществляет экологическое образование и воспитание.

5 ученик: Экологическая обстановка Каспийского моря.

Среди многих проблем, связанных с добычей нефти и газа в Каспийском регионе, экологическая проблема является одной из важнейших. Она актуальна не только для отдельно взятых государств, но и для всего человечества, так как уникальное Каспийское море, будучи замкнутым водоемом, может пострадать от нерационального природопользования.

Каспийский нефтедобывающий регион включает в себя Каспийское море и окружающие его нефтегазоносные территории Азербайджана, Казахстана, Туркмении, России и Ирана. Доказанные запасы нефти в Каспийском регионе составляет 5,1млрд. т, доказанные запасы газа- 8трлн. М. С 1998 по 2004 год по мере подтверждения новых запасов нефти в регионе их величина относительно мировых доказанных возросла с 2,6 до 3,3%. Общемировая доля региона по доказанным запасам газа составляет около 5%.

С конца 90-х гг. добыча нефти и газа в Каспийском регионе быстро растет. Добыча нефти с 1992 г по 2003гг. возросла почти вдвое: с 40,3 до 76,8 млн. т нефти в год; еще более прогрессивны рост демонстрирует добычи газа: с 1998 по 2003 она утроилась: с 23,7 до 77,1 млрд.м в год. Новый нефтегазодобывающий регион выходит на мировой рынок.

Рост добычи нефти в Каспийском регионе отражается на ухудшение экологического состояния в природной среды и конечно главным здесь является нефтяное загрязнение как акватории Каспийского моря, так и прилегающих территорий.

Нефтяное загрязнение моря приводит к оскудению и деградации его генофонда. В центре внимания находится исчезновения уникальных осетровых рыб для сохранения и воспроизводства которых северная часть Каспия была объявлена заповедной и еще в советское время. Численность же осетровых катастрофически сокращается. Если в середине 80-х гг. в СССР на Каспии вылавливали 25тыс. т этой рыбы, то 2001 г. улов осетровых и прикаспийских государств СНГ  сократился 764 т. Причем, не поддается  точному подсчету браконьерский лов рыбы. В 2003 г. практически исчезла сельдь-черноспинка. Это исчезновение связывают как чрезмерно выловом ее, так и проведением сейсморазведочных работ в северном Каспии во время захода в реки рыбы на нерест. Критически падают уловы кильки. В Астраханской обл. с 1998 по 2002 г. Ее улов сократился в 5раз. Исчезновение кильки вызвано тем, что планктон, которым она питается, поедает привнесенный извне и стремительно размножающийся гребневик - мнемиопис. Сокращение численности кильки  негативно повлияет на всю экосистему Каспия. Эта рыба является основой питания, в первую очередь, осетровых рыб и каспийских тюленей. В 1997-2000гг. наблюдались массовые выбросы тюленя на берег, пик выбросов пришел на 2000 г., тогда погибло около 30 тыс. животных. Причиной их  гибели стал хронический токсикоз из-за нефтяных и пестицидных загрязнений.

6 ученик: Страны Каспия – 20 лет спустя.

За прошедшие 20 лет прикаспийские страны уже достигли немалого, но повестка будущего для Каспия еще значительна – вызовы становятся более актуальными в нынешнюю эпоху высоких цен на нефть и роста использования энергии. Борьба за Каспийскую нефть  останется одним из самых  значимых геополитических факторов недалекого будующего. Быстро растущий мировой энергитический спрос обещает долгосрочный интерес и вовлечения внешних держав с зачастую конкурирующими целями.                                                        

Каспийское море создало новый регион, где причудливо переплетаются культура и интересы многих народов, объединенных, однако, одним желанием – эффективно использовать ресурсы моря и тем самым обеспечить свою безапасность и экономическое развитие. При этом страны Каспия понимают, что неведомая рука истории сближает их интересы, и, возможно, на наших глазах создается целая и цельная Каспийская идеология (или свой собственный «каспиоцентризм», объединяющий  регион в единое целое и утверждая в качестве точки опоры Каспий), которая будет в немалой степени определять движение мировой истории в ближайшие десятилетия.

Учитель:

Уважаемые коллеги и учащиеся! Наша конференция подошла к концу. Из выступлений всех участников научно-практической конференции можно сделать главный вывод о том, что сбалансированные присутствие основных мировых сил будет только способствовать стабильному развитию Каспийского региона в будущем. Принципиально важно, что все прикаспийские страны осознали тот факт, что море является нашим общим достоянием и заявляют сегодня о стремлении строить договорный процесс на принципах учета национальных интересов, справедливости и разумного компромисса.

Спасибо за плодотворную работу.

 


 

Приложение

 


 

Тесты 
для подготовки 
к ЕНТ
 

 


Вариант 1

 

1.Первым создал глобус картограф:
А)Птолемей;
В)Меркатор;
С) Бехайм;
Д)Эратосфен;
Е)Веспуччи;

 

2.Давление с подъемом вверх над поверхностью Земли:
А)увеличивается на 3 мм рт. ст. на каждые 10 м;

В)уменьшается на 1 мм рт.ст. на каждые 100 м;
С) )увеличивается на 5 мм рт.ст. на каждые 1000 м;

Д)уменьшается на 1 мм рт.ст. на каждые 10 м;
Е) уменьшается на 2 мм рт.ст. на каждые 100 м.

 

3.Баренцево море зимой не замерзает. Причина:
А)соответствующая географическая широта;
В) воздействие теплого океанического течения;
С) воздействие теплых ВМ Атлантического антициклона;
Д) повышенное содержание солей;
Е)расположение прилегающих островов и полуостровов.

 

4.Главная причина изменения погоды:
А)постоянное перемещение ВМ;
В)геогр-ая широта;
С)Изменчивость рельефа;
Д)геологическое строение земной коры;
Е)наличие горных систем.

 

5.Структура земной коры «ЩИТ» представляет собой:
А)участок платформы, перекрытый слоем осадочных пород;
В)сравнительно ровный и устойчивый участок земной коры;
С)подвижный пояс;
Д)участок выходов кристаллических пород древней платформы на повехность;
Е)материковую литосферную плиту.

 

6.ФЬОРД-это

А)сильно вытянутый мыс;
В) обширный мелкий залив;
С) участок сильно изрезанной береговой линии;
Д)полуостров с крутыми берегами;
Е)Глубокий узкий с крутыми берегами залив.

7.Часть Африки в кот-й больше всего озер:
А)восточная;
В)центральная;
С)южная;
Д)западная;
Е)северная.

 

8.Основателем современного  научного почвоведения яв-ся:

А)Ч.Валиханов;
В)К.Сатпаев;
С)Л.Берг;
Д)В.Докучаев;
Е)А.Обручев.

 

9. «Колки»-это
А)древесная растит-ть вдоль русел рек;
В)островки древесной растит-ти в пойменных лугах;
С)обширные поляны в лесных массивах;
Д) )островки лиственных деревьев в еловых массивах;

Е)островки древесной растит-ти ,разбросанные среди степи.

 

10.Высшая точка хребта Каратау-

А)Мынжилки;
В)Айтау;
С)Бактыбай;
Д) Бесшокы;
Е)Сарышокы.

 

11.Маралий и золотой корень охраняются в заповеднике:
А)Алакольском;
В)Алматинском;
С)Кургальжинском;
Д)Наурзумском;
Е)Маркакольском.

 

12.Основным богатством экономического района Восточный Казах-н являются:
А)полиметаллы;
В)гидроэнергетические ресурсы;
С)продукция растен-ва;
Д)благородные металлы;
Е)редкие металлы.

 

 

 

13.Комбинат искусственного штапельного волокна находится в:

А)Костанае;
В)Петропавловске;
С)Астане;
Д)Павлодаре;
Е)Атбасаре.

 

14.Ведущее место в РК по запасам леса и лесозаготовкам занимает:

А)лесостепная зона Северного Каз-на;
В)горные районы Южного КАЗ-на;
С)колки Северного Каз-на;

Д)Тугайные заросли Южного КАЗ-на;
Е)Русловые леса Центр-го КАз-на.

 

15.В КАЗ-не оборудование для черной металлургии производится в:
А)Астане;
В)Павлодаре;
С)Костанае;
Д)Петропавловске;
Е)Экибастузе.

 

16.Г.Риддер ,В кот-м нах-ся полиметаллический комбинат, расположен в:
А)Северном КАЗ-не;

В)Центральном КАз-не;
С)Западном КАз-не;
Д)Восточном Каз-не;
Е)Южном КАЗ-не.

 

17.Наибольшая плотность населения в:
А)Монако;
В)Монголии;
С)Аргентине;
Д)Норвегии;
Е) Судане,


18.Самой древней религией является
А)синтоизм;
В)иудаизм;
С)христианство;
Д)ислам;
Е)буддизм.

 

19.Причина увеличения доли иммигрантов в нефтедобывающих странах Персидского залива:
А) благоприятные этнические условия;
В)возможность получить работу;
С) ) благоприятные природ-е условия;

Д)религиозные причины;
Е)все выше перечисленное.

 

20.В территориальной структуре экономически развитых стран сложилась система экон-х районов след-х типов:
А)старопромышленные районы;
В) районы нового освоения;
С)высокоразвитые районы;
Д) аграрные районы;
Е) все перечисленное.

 

21.Самый высокий показатель выработки электроэнергии на душу населения имеет:
А)Австралия;
В) Норвегия;
С)Швеция;
Д)Канада;
Е)США,

 

22.К легким цветным металлам относятся:
А)цинк;
В)алюминий;
С)никель;
Д)титан;
Е)медь.

 

23.По производству мяса первые два места в мире занимают:
А)Китай и Россия;
В)Китай и США;
С) США и Франция;
Д)Бразилия и Китай;
Е) Франция и Китай.

 

24.Примером интернационализации хоз-ой жизни мира яв-ся возникновение
А)ТНК;
В) отраслевой специализации;
С) региональных группировок;
Д) ) отраслевых группировок;
Е)таможенных союзов.

 

25.Тремя крупными центрами мирового хоз-ва  яв-ся:
А)Западная Европа, Восточная Европа, США;

В)Япония, Китай, Западная Европа;
С)США, Канада, Западная Европа;
Д) , Западная Европа,США,Япония;
Е) Западная Европа,,Япония,Австралия.

 

26. в МГРТ Германия выделяется:
А)черной металлургией;
В)машиностроением;
С)растениеводством;
Д)легкой промышленностью;
Е)животноводством.

 

27.Единственное в мире предприятие, осуществляющее операции с золотом ,нах-ся в:

А)Лондоне;
В)Париже;
С)НЬЮ-Йорке;
Д)Стокгольме;
Е)Брюсселе.

 

28.Крупные центры машиностроения Восточной Европы нах-ся в :
А)Польше;
В)Румынии;
С)Болгарии;
Д)Чехии;
Е)Словении.

 

29.К однонациональным странам АЗИИ относ-ся :
А)Индия;
В)Япония;
С) Республика Корея;
Д)Пакистан;
Е)Афганистан.

 

30.Высокая доля коренного населения Латинской Америки-индейцев-отмечается в :
А)Уругвае;
В)Коста-рике;

С)Боливии;
Д)Гватемале;
Е)ПЕРУ.



Вариант 2

 

1.Материк на котором находится точка с координатами 30* ю.ш и 135*в.д,-

А)Евразия;

В)Африка;

С)Южная Америка;

С)Северная Америка;

Е)Австралия.

 

2.Причина Землетрясений состоит в:

А)нагрузке биосферы;

В)горизонтальных движениях земной коры;
С)оползневых явлениях;
Д)вертикальных движениях земной коры.

 

3.    Количество слоев атмосферы

А)2;

В)4;

С)5;

Д)3;

Е)6.

 

4.Географический объект с названием «Бискайский» является:

А)проливом;

В)заливом;

С)островом;

Д) архипелагогм;

Е) полуостровом.

 

5.Отличие континентальной земной  коры от  океанической заключается в:

А)толщине;

В)площади распространения;

С)составе слоев;

Д)толщине, количестве слоев и их составе;

Е)количестве слоев.

 

6.Часть Северной Америки,до 1867 года принадлежавшая России,-

А)п-ов Флорида;
В)п-ов Калифорния;
С) п-ов Аляска;

Д)п-ов Ньюфаундленд;

Е) о.Гренландия.

7.Ла-Платская низменность расположена в следующей части Южной Америки-

А)центральной;

В)западной;

С)северо-западной;

Д)юго-восточной;
Е)северо-восточной.

 

8.Области Казахстана,расположенные в 2-х частях  света-,

)Мангистауская, Атырауская;
В)Актюбинская, Акмолинская;
С) Атырауская; Западно-Казахстанская;

Д) )Мангистауская, ; Западно-Казахстанская;

Е) Актюбинская, Мангистауская.

 

9.Рельф Западно-Сибирской равнины

А)кряжистый,

В)холмистый;
С)плоский;
Д)пересеченный;
Е)разнообразный.

 

10.Казахстан расположен  в следующем климатическом поясе:

А)тропическом;

В)умеренном;

С)арктическом;

Д)экваториальном;

Е)умеренном морском.

 

11.Наибольшая густота речной сети в Казахстане на

А)севере и востоке;
В) )севере, юге и юго -востоке;

С)востоке и юге;

Д)западе , юге и юго –востоке;

Е) западе, севере и северо–востоке.

 

12.ИЗ 109 элементов системы Менделеева в недрах Казахстана разведаны

А)58;
В)99;
С)63;
Д)85;
Е)104.

 

 

13.Карагандинский металлургический комбинат находится в

А)Темиртау;
В)Караганде;
С)Карагайлах;
Д)Каражале;

Е)под Карагандой.

 

14.Завод по производству пластмасс в Казахстане находится в городе

А) А)Атырау;
В)Таразе;
С)Жезказгане;
Д)Актау;
Е)Павлодаре.

 

15.Основной район разведения крупного рогатого скота в Казахстане-это

А)юго-восток;
В)север;
С)центральная часть;
Д)восток;

Е)северо –запад.

 

16.Протяженность автомобильных дорог республиканского значения в Казахстане составляет:( %):

А)58;
В)15,4;
С)43;
Д)22,2;
Е)36,7,

 

17.Республиканскую форму правления имеют страны:

А)Канада и США;

В)США и Германия;
С) Германия и Япония;
Д)  Япония и  Франция;

Е) Франция и Канада.

 

18.Сочетанием природно-рекреационных и культурно-исторических достопримечательностей отличаются:

А)Италия, Испания, Франция;
В)Болгария ,Египет ;Индия;
С)Исландия ,Канада, Норвегия;
Д)Гаити, Сомали, Чили;
Е)Турция, Израиль, Сирия.

 

19.Экономическое господство развитых стран в мировой торговле объясняется тем,что они:
А)охватывают гигантское производство;
В)удерживают позиции с эпохи колонизации;
С)и в импорте, и в экспорте этих стран преобладает готовая дорогостоящая продукция.

Д)имеют устойчивое положение в политике и экономике;
Е)используют достижения НТР.

 

20.Область в которой зародилась НТР,-

А)тяжелая промышленность;
В)легкая промышленность;

С)транспорт;
Д)военно-техническая промышленность;

Е)сельско-хоз-ая промышленность.

 

21.Причина,

по которой металлургические предприятия многих развитых стран располагаются в портовых городах:

А)развитие судостроения;
В)растущий экспорт черных металлов;
С)водоемкость производства;

Д)переход на дешевую импортную руду;
Е)перегрузка внутри государственных транспортных линий.

 

22.Крупнейшими производителями риса являются страны:
А)Западной Европы;
В)Северной Америки;
С)Южной и Восточной Азии;

Д)Юго- Западной Азии;
Е)Австралии.

 

23.Мировое хозяйство сформировалось в

А)конце Х IХ-начале ХХ веков;

D) середине  Х IХ-начале;
С)конце ХVIII- начале Х
IХ веков;

Д) ) середине  Х Х века;

Е) конце ХХ века;

 

24.В первую тройку стран по добыче нефти входят

А)Саудовская Аравия,  США, Иран;

В) Саудовская Аравия, Россия,  США;

С) Россия,  США;Венесуэла;

Д) , Россия,  США; Китай;

Е) )Саудовская Аравия,  Россия,Мексика;


25.Первое место в мире по абсолютной численности сельского населения имеет

А)Бразилия;

В)Индия;

С)Китай;

Д)Пакистан;

Е)Турция,

 

26.Автомобильные заводы «Опель» И «Фольксваген» располагаются в

А)США;
В)Германии;

С)Италии;

д)Швеции;
Е) Японии.

 

27.Количество государств на современной карте Западной Европы составляет около

А)20;

В)34;

С)28;

Д)30;
Е)16.

 

28.В состав субрегиона «Северная Европа» входят:

А)Швеция;
В)Ирландия;
С)Исландия;

Д)Нидерланды;
Е)Норвегия.

 

29.Государство Южной Европы, в котором коренное население находится в меньшинстве -это

А)Мальта;
В)Испания;
С)Монако;
Д)Сан-марино;

Е) Греция;

 

30.Крупнейший аэропорт в Германии находится в

А)Берлине;
В)Мюнхене;
С)Гамбурге;

Д)Франкфурте-на-Майне;
Е)Штутгарде.

Вариант 3


1.Первое кругосветное путешествие осуществил

А)Х,Колумб;
В)Джеймс КуК;

С)Фернан  Магеллан;

Д)Эрнан  Кортес;

Е) Витус Беринг;

 

2.Гейзер – это

А)самоизливающаяся скважина;

В)каскадный водопад;

С )минерализованный источник;

Д)фонтанирующий  минерализованный горячий источник;

Е)источник с большим содержанием радона.   

 

3.Самый нижний слой атмосферы называется

А)мезосфера;

В)стратосфера;

С)тропосфера;

Д)термосфера;

Е) гипосфера.

 

4.Сообщества растений, животных, микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых условиях, называются:

А)ландшафтные сообщества;

В)биосфера;

С) биоценоз;

Д)содружества организмов;

Е)геграфическая провинция.

 

5.Воздушные массы –это

А)постоянно движущиеся объемы воздуха;

В)крупные объемы воздуха одинаковой температуры;

С) )крупные объемы воздуха тропосферы одинаковой влажности;

Д) крупные объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами;

Е) ) крупные объемы воздуха, движущиеся в постоянном направлении.

 

6.Самая  высокая точка Кордильер Северной Америки-это

А)Аконкагуа;

В)Эверест;

С)Килиманджаро;

Д0Мак-Кинли;

Е)Монблан.

7.Преобладающий тип питания рек Южной Америки:

А)снегово-ледниковый;

В)дождевой;

С) снегово- дождевой;

Д)родниковый;

Е) ледниковый.

 

8)Территория Казахстана охватывает следующее количество часовых поясов:

А)3;              Д)1;  Е)5.

В)4;

С)2;

 

9.Самые высокие горы Сарыарки:

А)Улытау;

В)Кент;

С)Чингизтау;

Д)Кызылрай;

Е)Сарыжал

 

         10.Причина резкой континентальности климата Казахстана:

А)влияние Северного Ледовитого океана;

В)равнинный характер рельефа на большей части территории;

С)влияние Атлантического океана;

Д)расположение в центре материка;

Е)влияние муссонов.

 

11.К снегово-дождевому типу питания относятся реки:

А)Аксу, Коксу;

В)Или ,Чу;

С)Есиль, Тобол;

Д)Урал ,Нура;

Е)Эмба, Сарысу

 

12.Особенностью размещения минеральных ресурсов в Казахстане является:

А)обилие;

В)неравномерное распределение;

С)концентрированность;

Д)близкое залегание к поверхности;

Е) близость к источникам энергии.

 

13.Причина строительства алюминиевого завода именно в г.Павлодаре:

А)близкое расположение месторождений алюминиевых руд;

В)наличие квалифицированной рабочей силы;

С)развитие инфраструктуры;

Д)дешевая электроэнергия и водные ресурсы;

Е) высокий технологический уровень развития района.

 

14.В Казахстане завод по производству зубной пасты находится в городе

А)Караганде;

В)Петропавловске;

С)Актау;

Д)Алматы;

Е) Семипалатинске.

 

15.Коневодство развито в следующих районах Казахстана:

А)южном;

В)центральном;

С)северо-западном;

Д)северо-всточном;

Е)во всех районах.

 

16.Наиболее важной в развитии речного транспорта Казахстана является река

А)Урал;
В)Сырдарья;

С)Иртыш;

Д)Или;

Е)Тобол.

 

17.Наибольшее разнообразие, с точки зрения форм правления государств, характерно для стран

А)Западной Европы;

В)Африки;

С)Северной Америки;

Д)Южной Америки;

Е)Восточной Европы.

 

18.Самая молодая религия-это

А)христианство;

В)ислам;

С)буддизм;

Д)синтоизм;

Е)индуизм.

 

19.Ресурсообеспеченностью называется

А)совокупность всех природных ресурсов на территории страны;

В)количество ресурсов, потребляемых в течении года;

С)соотношение между общегеологическими и разведанными  запасами полезных ископаемых;

Д) соотношение между запасами  природных ресурсов и размерами их использования;

Е)восстановление возобновляемых полезных ископаемых.

 

20.Увеличение стоимости импорта и снижение стоимости экспорта таит в себе опасность:

А)если есть другие источники дохода, то причин для беспокойства нет;

В)годовой долг увеличивается, а следовательно увеличиваются объемы  кредитов и займов;

Д)государство обеднеет и лишится независимости;

Е)случится описанное в пунктах В,С,и Д.

 

21.Смысл революционного пути в технике и технологии заключается в

А) усовершенствовании техники и технологии;

В)переходе к принципиально новым технике и технологии;

С)повышении производительности труда;

Д)переходе к энергосберегающим технологиям;

Е) во всем вышеперечисленном.

 

22.Регион с максимальным разрывом между количеством добываемой железной руды и количеством выплавляемой стали (почти в 20 раз)-

А)Зарубежная Европа;

В)Латинская Америка;

С) Африка;

Д) Австралия и Океания;

Е)Центральная и Восточная Азия.

 

23.Географическое разделение труда определяется:

А)развитием ведущих в современной экономике отраслей;

В)специализацией стран на производстве определенной продукции;

С)ориентацией на спрос соседних государств;

Д) )ориентацией на промышленно развитые страны;

Е) ориентацией на спрос местного населения.

 

24.К новым индустриальным странам относятся:

А)Мексика, Республика Корея, Аргентина;

В)Китай; , Республика Корея, Бразилия;

С)Индия; Куба; , Аргентина;

Д)Либерия; Сальвадор; Бразилия;

Е) Индия; Китай; Бразилия;

 

 

25.В «Силиконовой долине» сосредоточены, в основном, следующие предприятия машиностроения:

А)трудоемкого;

В)металлоемкого;

С)наукоемкого;

Д)энергоемкого;

Е)водоемкого.

 

26.Для североевропейского типа сельского хозяйства наиболее характерно:

А)выращивание зерновых культур;

В)_молочное   животноводство;

С)овцеводство;

Д) садоводство;

Е)овощеводство.

 

27.К  субрегиону  «Средняя Европа» относятся

А)Франция;

В)Испания;

С)Бельгия;

Д) Дания;

Е)Швейцария.

 

28.До 1917 года Финляндия входила в состав:

А)Шведского королевства;

В) России;

С) Объединенного государства Швеции, Дании и Финляндии.

Д)Голландии;

Е)была самостоятельным государством.

 

29.Штаб квартира ЕС расположена в :

А) Берне;

В) Цюрихе;

С)Базеле;

Д) Брюсселе;

Е)Страсбурге.

 

30.Педприятия черной металлургии Германии сконцентрированы в

А)Нижней Саксонии;

В)Баварии и Гессене;

С)Руре и Сааре;

Д)Померании;

Е)Северной Рейн-Вестфалии.




Литература

1.М.Г Жулинский. Экологические проблемы Каспийского региона. География и экология  в школе ХХI века .М.7/2005.

2.Р.Чердабаев, Каспий: двадцать лет спустя. Казахстанская правда от 3.08.2011.

3.А.П.Горбунов, Изучение Арало-Каспийского  региона в середине   ХIХ века. ГЕОГРАФИЯ в школах и вузах Казахстана, март-апрель 2009.

 

 


 

 

 

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа

Авторская программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2020