Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов
Оценка 4.6

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Оценка 4.6
docx
16.01.2020
Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов
Авторская программа.docx

Элективный курс,Авторская программа,"Политическая география
и геополитика",11 класс
 

 

 


 


Политическая география и геополитика

Пояснительная записка

 

 

 

Уникальность школьной географии заключается в том, что учащиеся знакомятся с жизнью во многих ее проявлениях и взаимосвязях, разносторонне изучают природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность, учатся пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, определяют роль географии в их решении, в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях.

В преподавании базового курса географии проявлялся в сторону изучения физической географии. Поэтому научно-ознакомительная функция, господствовавшая в школьной географии, фактически знакомила учащихся  с основами физико-географической науки и экономической географии, ограниченной главным образом вопросами географии производства.

В связи с этим, приоритетным направлением является создание вариативных программ нового содержания географического образования, таких учебных программ, содержание которых позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в соответствии с личными интересами и наклонностями, способствуют расширению и углублению знаний по предмету.

В Жаксынской средней школе №2 в 2013-2014 учебном году разработан спецкурс «Политическая география и геополитика» (34 ч), предназначенный для учащихся 11-х классов.

Целью данного курса является развитие интересов учащихся в области политической географии, его углубленное изучение, формирование целостной географической картины мира, дать знания о политической географии и геополитике.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира. Политическая география - пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии.

Политическая география-наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

В сферу интересов политической географии входят изменения, происходящие на политической карте мира.

-формирование политической карты мира, образование новых государств;

-группировка и типология стран современного мира;

-территория государств и государственный строй;

-изменения в соотношении сил политических, экономических,

военных группировок;

-география очагов международной напряженности и военных конфликтов.

Основным направлением политической географии является геополитика. Главной задачей ее является исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.

Геополитическими факторами являются:

1.Географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы.)

2.политические взаимоотношения с другими государствами, тип государственного строя, социальная структура общества, участие в политических блоках и союзах, характер государственных границ, наличие  «горячих точек».

3.Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).

4.Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, военные расходы и др.)

5.Экологические (степень деградации природной среды и меры по ее охране).

6.Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).

7.Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические религиозные взаимоотношения.)

 

 

 

 


 

Цели курса:

-ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации;

-сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран;

-показать влияние международных отношений на политическую карту мира;

-показать место Казахстана в мире;

-научить учащихся давать оценку политико-географического положения страны;

-формирование умения вести дискуссию;

-дать знания о политической географии и геополитике.

Задачи курса:

1.Формировать у учащихся представление о современной политической карте мира;

2.Выявить факторы, влияющие на ее изменения;

3.Научить учащихся оценивать формы правления и административно-территориального устройства стран;

4.Развивать навыки работы с картой и текстом учебника.

Требования к уровню усвоения учебного материала:

В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны называть и показывать:

-политико-географические комментарии к изменениям, происшедшим на политической карте;

-уметь характеризовать политико-географическое положение любой по выбору страны и описание изменений происшедших на ней.

-крупнейшие по площади и населению страны и их столицы;

-крупнейшие индустриальные страны мира;

-типологию и группировку стран мира;

 

 


 

После изучения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими навыками:

 

Учащиеся должны уметь:

 

-использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную  литературу для изучения мировой географии:

 

-объяснить существенные признаки понятий: политико-географическое положение страны, географическая среда, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация;

 

-объяснить политико-географическое положение, различия в уровнях экономического развития стран и регионов;

 

-владеть приемами статистического анализа и географического исследования;

 

-давать на основе различных источников характеристику  экономического развития стран;

 

-работать на контурных картах,

наносить данные и давать характеристику по этим данным устно.

 

Содержание программы курса

 

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения

Форма контроля

1

Введение  в политическую географию

1

Изучение нового материала

Работа по карте

2

Формирование и развитие политической карты мира

3

Лекция, беседа

Тестирование практическая работа №1

3

Структура политической карты мира

3

лекция

Фронтальный опрос

4

Основные  политические характеристики государств

3

Изучение нового материала

Практическая работа №2

5

География мировых природных ресурсов

3

Лекция, беседа ,урок- экологическая экспертиза

Зачет по теме «природные ресурсы»,заполнение таблицы

6

НТР и мировое хозяйство

3

Урок-лекция

Географический диктант

7

География населения мира

3

лекция

Практическая работа №3

8

География отраслей мирового хозяйства

4

Информационные сообщения с элементами беседы

Практическая работа-работа с контурной картой

9

Политическая карта РК

4

Лекция,беседа

тестирование

10

Современная политическая карта мира

5

Лекция,беседа

Конференция,семинар

11

Глобальные проблемы человечества

1

конференция

зачет

12

Итоговый урок

1

семинар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (34часа)

сроки

1.Введение в политическую географию (1)

 

Урок 1:Организационная часть. Введение в политическую географию.

 

2.Формирование и развитие политической карты мира (3)

 

Урок 2:Политическая карта мира. Общая характеристика .

 

Урок 3:Этапы формирования и развития политической карты мира.

 

Урок 4:Группировка стран по признакам (по площади, по численности, по географическому положению. Практическая работа №1

 

3.Структура политической карты мира (3 )

Урок 5:Типология стран мира. Развитые и развивающиеся страны мира.

 

Урок 6:Страны НИС

 

Урок 7:Международные организации

 

4.Основные политические характеристики государств ( 3 )

 

Урок 8:Государственный строй стран мира. Формы правления.

 

Урок 9:Формы административно-территориального устройства стран.

 

 Урок 10:Практическая работа 32

 

5.География отраслей мирового хозяйства (3)

 

Урок 11:Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

 

Урок 12:Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

 

Урок 13:Обобщающий контроль.

 

6.НТРи Мировое хозяйство (3)

 

Урок 14:Черты и части НТР.

 

Урок 15:Мировое хозяйство в эпоху НТР.

 

Урок 16:Географический диктант по теме.

 

7.География населения мира (3)

 

Урок 17:Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика

 

Урок 18:Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный, религиозный состав.

 

Урок 19:Практическая работа №3(проанализировать и заполнить таблицу «Население мира»

 

Урок 20:Структура мирового хозяйства

 

Урок 21:Территориальная структура мирового хозяйства.

 

Урок 22:Географическая модель мирового хозяйства.

 

Урок 23:Практическая работа №4 (работа по контурной карте).

 

9.Политическая карта РК (4)

 

Урок 24:Независимая Республика Казахстан.

 

Урок 25:Географическое положение и границы Республики Казахстан.

 

Урок 26: География  экономических районов Казахстана.

 

Урок 27: Обобщающее повторение (тестирование).

 

10.Современная политическая карта мира (5)

 

Урок 28:Политическая карта Зарубежной Европы.

 

Урок 29: Политическая карта Северной и Южной  Америки.

 

Урок 30:Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии.

 

Урок 31:Африка. История открытия и освоения европейцами население.

 

Урок 32:пресс-конференция. Открытый урок: «США. Вчера. Сегодня. Завтра»

 

Урок 33:Глобальные проблемы человечества.(1)

 

Урок 34:Обобщающий семинар. (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-практическая конференция «Каспий: двадцать лет

спустя», посвященная проблемам Каспийского региона

 

 

«Перед человечеством сегодня стоят три глобальные задачи:

это – защита мира, защита духовности и защита природы.

Все они – главные условия нашего дальнейшего существования.

Каждая из них не полна одна без другой. От этих трех начал зависит

обеспечение грядущего не только Казахстана, но и всего мира».

 

(Н.А.Назарбаев)

 

Цели конференции:

Рассмотрение глобальных проблем Каспийского региона, воспитание у учащихся чувства хранителя родного края, чувства любви к Родине, к окружающей среде, формирование казахстанского патриотизма, привитие экологического воспитания.

 

Задачи конференции:

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение внимания десятиклассников к работе с дополнительными источниками знаний, приобщение к работе над научными проектами по экологическим проблемам, развитие ораторского мастерства, выявление наиболее конкурентоспособных учащихся, умеющих отстаивать свою позицию, активизация самостоятельного географического мышления.

 

Оборудование:

Видеоролик «Каспийское море», слайдовая презентация по проблемам Каспийского региона, газеты, плакаты, выполненные учащимися для защиты своих проектов.

 

 

Ход конференции

Учитель:

Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие участники конференции!

Научно-практическая конференция, которую мы проводим сегодня, посвящена самой актуальной проблеме сегодняшнего дня – проблеме Каспийского региона.

В декабре прошлого года Казахстан отметил 20-летие независимости. В связи с этим нельзя не вспомнить о том, что приобретение суверенитета дало нашей стране наряду с другими прикаспийскими государствами -  Азербайджаном, Ираном, Россией, Туркменистаном – права на совладение Каспийским морем.

Каспийское море – уникальнейшее место в стране. Оно скрывает всевозможные тайны, начиная со своего происхождение. Кажется, это озеро-море не любит обозначать свою принадлежность. Ведь характер Каспия действительно очень своенравен и неустойчив. Многие народы пытались закрепить за этим водоемом свои названия, но оно выбрало имя небольшого, малоизвестного племени, давно исчезнувшего с карты Земли.

Каспийское море имеет богатую историю, упоминается во многих источниках древности. Оно было свидетелем смертельных схваток племен, расцвета и падения империй и великих городов. История Каспия переплетает в себе судьбы ирано-язычных народов, тюрков, кавказских народов и славян.

Во все времена этот водоем как природная граница между Европой и Азией был и важным связующим звеном между ними. Более того, он открывал дверь Европе, во Внутреннюю Азию, Дальнюю, глубинную, отделенную пространствами непреодолимых пустынь, горных хребтов ордами кочевников и беспощадными стражниками.

Сегодня участники конференции наши десятиклассники подготовили свои выступления по различным направлениям Каспийского региона.

Итак, слово нашим учащимся.

1 ученик: История наименования Каспия

Каспийское море – самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нем соленая, от 0,05% близ устья Волги до 11-13% на юге-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время примерно - 28м ниже уровня Мирового океана. Площадь Каспийского моря в настоящее время примерно 371 000 км2, максимальная глубина – 1025м.

 По одной из гипотез Каспийское море получило свое название в честь древних племен коневодов-каспиев, живших до нашей эры на юго-западном побережье Каспийского моря. За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племен и народов:

Гирканское море - по названию города и провинции Гиркания.

Джурдинское море - по названию города Джурдан

Хвалынское море или Хвалисское море – древнерусское название, происходящее от названия житилей Хорезма, торговавших на Каспии – хвалисы;

Табасаранское море

Хазарское море – названое в арабском ( Бахр-аль-хазар), персидском (Дарья-е хазар) турецком и азербайджанском (Хазар денизи) языках;

Абескунское море – по называнию острова и города, которые существовали в дельте р. Куры, до их затопления морем в XIV веке.

Сарайское море;

Дербентское море – по названию города Дербент в Дагестане;

Сихай и другие названия.

В Иране Каспийское море и сегодня называют Хазарским или Мазендеранским (по названию народа, населяющего одноименную прибрежную провинцию Ирана).

2 ученик: Географическое положение

Каспийское море расположено на стыке двух частей Евразийского континента - Европы и Азии. Каспийское море по форме похоже на латинскую букву S, протяженность Каспийского моря с севера на юг - примерно 1200 километров (36°34' - 47°13' с.ш.), с запада на восток - от 195 до 435 километров, в среднем 310—320 километров (46° - 56° в.д.).

Каспийское море условно делится по физико-географическим условиям на 3 части - Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий. Условная граница между Северным и Средним Каспием проходит по линии Чечень (остров) - Тюб-Караганский мыс, между Средним и Южным Каспием - по линии Жилой (остров) - Ган-Гулу (мыс). Площадь Северного, Среднего и Южного Каспия составляет соответственно 25, 36, 39 процентов.

Прибрежные государства

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:

·                     России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) - на западе и северо-западе, длина береговой линии 695 километров

·                     Казахстана - на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров

·                     Туркмении - на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров

·                     Ирана - на юге, длина береговой линии - 724 километра

·                     Азербайджана - на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

3 ученик: Антропогенное воздействие на окружающую среду

Новое нефтяное богатство Каспия несет и целый спектр других рисков для региона - это антропогенное воздействие на окружающую среду, риск нарушения хрупкой экосистемы региона и заражения экономики, построенное на использовании сырьевого преимущества, так называемой «Голландской болезнью». Из всех возможных и существующих в настоящее время проблем региона выделяется две основные.

Во-первых, загрязнение окружающей среды. За истекшие годы XX века прикаспийскими государствами на Каспии и в прибрежной затапливаемой зоне было пробурено большое количество нефтегазовых скважин, многие из которых не эксплуатируются, законсервированы. Углеводороды просачиваются в море, загрязняя водоем. На фоне создавшегося положения было бы правильно, объединив усилия стран, начать и далее на постоянной основе осуществлять геоэкологический мониторинг с использованием современных методов спутниковой геодезии и дистанционного зондирования.

Только согласованные совместные действия пяти стран, четкое исполнение принятых законов и решений, создание коллективных органов, а также экологических, технических, биологических, научных и других центров могут способствовать недопущению отрицательного воздействия на экосистему Каспия.

Вторая проблема - сейсмика региона. В мире множество примеров возникновения техногенной сейсмичности в местах разработки нефти и газа. Например: через 7 лет после начала добычи нефти в Канаде на месторождении Snipe lake произошло землетрясение, в России - через 8 лет на сеторожднии Степногрозненское, в США - через 12 лет на месторождении Love country, в Туркменистане - через 13 лет на месторождении Бурунное и так далее.

Настораживают результаты сейсмографии Института океанологии Российской академии наук в районе Актау, проведенной за период с октября по декабрь 2010 года. Всего было зарегистрировано 45 удаленных сейсмических событий, происходивших на расстоянии 250-600 км от места регистрации. За время их работы зафиксировано три землетрясения умеренной силы в акватории Южного Каспия у побережья Ирана-Азербайджана.

Думаю, эти факты должны беспокоить как всех причастных к освоению углеводородных ресурсов Каспия компаний, так и представителей государственных органов прикаспийских стран. Только постоянный совместный мониторинг сейсмичности региона может способствовать принятию соответствующих мер.    

4 ученик: Общие интересы каспийских стран.

Очевидно, что общих интересов у каспийских стран много. Многовековое историческое взаимодействие неизбежно должно принести плоды наиболее эффективного современного  сотрудничества. Каспий может, и должен играть важную роль в связывании ресурсов Евразии с мировыми рынками, что позволит странам региона  возродить новый шелковый путь, который уже впору назвать великим каспийским. Торгово-экономическое, энергетическое и экологическое партнерство  на Каспий - обязательный фактор стабильности более широкого азиатского региона.

   Регулярные встречи на высшем уровне, ежегодные каспийские саммиты, создание организации каспийского экономического сотрудничества укрепляет общий для всех стран дух каспийской дружбы. Создан и действует постоянный переговорный механизм - специальная рабочая группа по разработке конвенции о правовом статусе каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств. Пять стран научились более взвешенно подходить к совместным дебатам, понимая, что перспективы взаимовыгодного регионального сотрудничества могут быть действительно блестящими. И завершение работы над конвенцией о статусе Каспийского моря не за горами.

   На третьем саммите прикаспийских стран в Баку в 2010 году президенты пяти стран договорились, что саммит станет ежегодным. Стороны пришли к соглашению согласовать ширину национальной зоны каждой из стран на Каспии и согласовать с мораторием на вылов осетровых. Ещё одним достижением стало подписание  главами пяти государств соглашение о сотрудничестве по безопасности на Каспии, основанного на заявлении лидеров прикаспийских государств о том, что обеспечение безопасности в регионе является исключительно их прерогативой.

Учитель:

Устойчивое экологически безопасное развитие экономики Казахстана невозможно без экологически ориентированного сознания людей и формирования у преобладающей части общества экологического мировоззрения и соответствующего стереотипа поведения.

Их основой должны являться развитие экологического воспитания и образования. Известный ученый П.П.Семенов-Тян-Шанский писал: «Наиболее солидным оружием охраны природы является самая широкая популярная идея охраны природы через печать и школу».

Всем известна истина, что воспитывать человека в любви к природе надо с самого раннего детства. Семья, дошкольные учреждения должны стать первой ступенькой, где ребенок получит экологические знания. Экологическое образование и воспитание продолжается в школе, в особенности, при изучении естественных наук: биологии, географии и химии. В учебном плане нашей школы нет предмета «Экология», но каждый предметник в процессе изучения своей дисциплины осуществляет экологическое образование и воспитание.

5 ученик: Экологическая обстановка Каспийского моря.

Среди многих проблем, связанных с добычей нефти и газа в Каспийском регионе, экологическая проблема является одной из важнейших. Она актуальна не только для отдельно взятых государств, но и для всего человечества, так как уникальное Каспийское море, будучи замкнутым водоемом, может пострадать от нерационального природопользования.

Каспийский нефтедобывающий регион включает в себя Каспийское море и окружающие его нефтегазоносные территории Азербайджана, Казахстана, Туркмении, России и Ирана. Доказанные запасы нефти в Каспийском регионе составляет 5,1млрд. т, доказанные запасы газа- 8трлн. М. С 1998 по 2004 год по мере подтверждения новых запасов нефти в регионе их величина относительно мировых доказанных возросла с 2,6 до 3,3%. Общемировая доля региона по доказанным запасам газа составляет около 5%.

С конца 90-х гг. добыча нефти и газа в Каспийском регионе быстро растет. Добыча нефти с 1992 г по 2003гг. возросла почти вдвое: с 40,3 до 76,8 млн. т нефти в год; еще более прогрессивны рост демонстрирует добычи газа: с 1998 по 2003 она утроилась: с 23,7 до 77,1 млрд.м в год. Новый нефтегазодобывающий регион выходит на мировой рынок.

Рост добычи нефти в Каспийском регионе отражается на ухудшение экологического состояния в природной среды и конечно главным здесь является нефтяное загрязнение как акватории Каспийского моря, так и прилегающих территорий.

Нефтяное загрязнение моря приводит к оскудению и деградации его генофонда. В центре внимания находится исчезновения уникальных осетровых рыб для сохранения и воспроизводства которых северная часть Каспия была объявлена заповедной и еще в советское время. Численность же осетровых катастрофически сокращается. Если в середине 80-х гг. в СССР на Каспии вылавливали 25тыс. т этой рыбы, то 2001 г. улов осетровых и прикаспийских государств СНГ  сократился 764 т. Причем, не поддается  точному подсчету браконьерский лов рыбы. В 2003 г. практически исчезла сельдь-черноспинка. Это исчезновение связывают как чрезмерно выловом ее, так и проведением сейсморазведочных работ в северном Каспии во время захода в реки рыбы на нерест. Критически падают уловы кильки. В Астраханской обл. с 1998 по 2002 г. Ее улов сократился в 5раз. Исчезновение кильки вызвано тем, что планктон, которым она питается, поедает привнесенный извне и стремительно размножающийся гребневик - мнемиопис. Сокращение численности кильки  негативно повлияет на всю экосистему Каспия. Эта рыба является основой питания, в первую очередь, осетровых рыб и каспийских тюленей. В 1997-2000гг. наблюдались массовые выбросы тюленя на берег, пик выбросов пришел на 2000 г., тогда погибло около 30 тыс. животных. Причиной их  гибели стал хронический токсикоз из-за нефтяных и пестицидных загрязнений.

6 ученик: Страны Каспия – 20 лет спустя.

За прошедшие 20 лет прикаспийские страны уже достигли немалого, но повестка будущего для Каспия еще значительна – вызовы становятся более актуальными в нынешнюю эпоху высоких цен на нефть и роста использования энергии. Борьба за Каспийскую нефть  останется одним из самых  значимых геополитических факторов недалекого будующего. Быстро растущий мировой энергитический спрос обещает долгосрочный интерес и вовлечения внешних держав с зачастую конкурирующими целями.                                                        

Каспийское море создало новый регион, где причудливо переплетаются культура и интересы многих народов, объединенных, однако, одним желанием – эффективно использовать ресурсы моря и тем самым обеспечить свою безапасность и экономическое развитие. При этом страны Каспия понимают, что неведомая рука истории сближает их интересы, и, возможно, на наших глазах создается целая и цельная Каспийская идеология (или свой собственный «каспиоцентризм», объединяющий  регион в единое целое и утверждая в качестве точки опоры Каспий), которая будет в немалой степени определять движение мировой истории в ближайшие десятилетия.

Учитель:

Уважаемые коллеги и учащиеся! Наша конференция подошла к концу. Из выступлений всех участников научно-практической конференции можно сделать главный вывод о том, что сбалансированные присутствие основных мировых сил будет только способствовать стабильному развитию Каспийского региона в будущем. Принципиально важно, что все прикаспийские страны осознали тот факт, что море является нашим общим достоянием и заявляют сегодня о стремлении строить договорный процесс на принципах учета национальных интересов, справедливости и разумного компромисса.

Спасибо за плодотворную работу.

 


 

Приложение

 


 

Тесты 
для подготовки 
к ЕНТ
 

 


Вариант 1

 

1.Первым создал глобус картограф:
А)Птолемей;
В)Меркатор;
С) Бехайм;
Д)Эратосфен;
Е)Веспуччи;

 

2.Давление с подъемом вверх над поверхностью Земли:
А)увеличивается на 3 мм рт. ст. на каждые 10 м;

В)уменьшается на 1 мм рт.ст. на каждые 100 м;
С) )увеличивается на 5 мм рт.ст. на каждые 1000 м;

Д)уменьшается на 1 мм рт.ст. на каждые 10 м;
Е) уменьшается на 2 мм рт.ст. на каждые 100 м.

 

3.Баренцево море зимой не замерзает. Причина:
А)соответствующая географическая широта;
В) воздействие теплого океанического течения;
С) воздействие теплых ВМ Атлантического антициклона;
Д) повышенное содержание солей;
Е)расположение прилегающих островов и полуостровов.

 

4.Главная причина изменения погоды:
А)постоянное перемещение ВМ;
В)геогр-ая широта;
С)Изменчивость рельефа;
Д)геологическое строение земной коры;
Е)наличие горных систем.

 

5.Структура земной коры «ЩИТ» представляет собой:
А)участок платформы, перекрытый слоем осадочных пород;
В)сравнительно ровный и устойчивый участок земной коры;
С)подвижный пояс;
Д)участок выходов кристаллических пород древней платформы на повехность;
Е)материковую литосферную плиту.

 

6.ФЬОРД-это

А)сильно вытянутый мыс;
В) обширный мелкий залив;
С) участок сильно изрезанной береговой линии;
Д)полуостров с крутыми берегами;
Е)Глубокий узкий с крутыми берегами залив.

7.Часть Африки в кот-й больше всего озер:
А)восточная;
В)центральная;
С)южная;
Д)западная;
Е)северная.

 

8.Основателем современного  научного почвоведения яв-ся:

А)Ч.Валиханов;
В)К.Сатпаев;
С)Л.Берг;
Д)В.Докучаев;
Е)А.Обручев.

 

9. «Колки»-это
А)древесная растит-ть вдоль русел рек;
В)островки древесной растит-ти в пойменных лугах;
С)обширные поляны в лесных массивах;
Д) )островки лиственных деревьев в еловых массивах;

Е)островки древесной растит-ти ,разбросанные среди степи.

 

10.Высшая точка хребта Каратау-

А)Мынжилки;
В)Айтау;
С)Бактыбай;
Д) Бесшокы;
Е)Сарышокы.

 

11.Маралий и золотой корень охраняются в заповеднике:
А)Алакольском;
В)Алматинском;
С)Кургальжинском;
Д)Наурзумском;
Е)Маркакольском.

 

12.Основным богатством экономического района Восточный Казах-н являются:
А)полиметаллы;
В)гидроэнергетические ресурсы;
С)продукция растен-ва;
Д)благородные металлы;
Е)редкие металлы.

 

 

 

13.Комбинат искусственного штапельного волокна находится в:

А)Костанае;
В)Петропавловске;
С)Астане;
Д)Павлодаре;
Е)Атбасаре.

 

14.Ведущее место в РК по запасам леса и лесозаготовкам занимает:

А)лесостепная зона Северного Каз-на;
В)горные районы Южного КАЗ-на;
С)колки Северного Каз-на;

Д)Тугайные заросли Южного КАЗ-на;
Е)Русловые леса Центр-го КАз-на.

 

15.В КАЗ-не оборудование для черной металлургии производится в:
А)Астане;
В)Павлодаре;
С)Костанае;
Д)Петропавловске;
Е)Экибастузе.

 

16.Г.Риддер ,В кот-м нах-ся полиметаллический комбинат, расположен в:
А)Северном КАЗ-не;

В)Центральном КАз-не;
С)Западном КАз-не;
Д)Восточном Каз-не;
Е)Южном КАЗ-не.

 

17.Наибольшая плотность населения в:
А)Монако;
В)Монголии;
С)Аргентине;
Д)Норвегии;
Е) Судане,


18.Самой древней религией является
А)синтоизм;
В)иудаизм;
С)христианство;
Д)ислам;
Е)буддизм.

 

19.Причина увеличения доли иммигрантов в нефтедобывающих странах Персидского залива:
А) благоприятные этнические условия;
В)возможность получить работу;
С) ) благоприятные природ-е условия;

Д)религиозные причины;
Е)все выше перечисленное.

 

20.В территориальной структуре экономически развитых стран сложилась система экон-х районов след-х типов:
А)старопромышленные районы;
В) районы нового освоения;
С)высокоразвитые районы;
Д) аграрные районы;
Е) все перечисленное.

 

21.Самый высокий показатель выработки электроэнергии на душу населения имеет:
А)Австралия;
В) Норвегия;
С)Швеция;
Д)Канада;
Е)США,

 

22.К легким цветным металлам относятся:
А)цинк;
В)алюминий;
С)никель;
Д)титан;
Е)медь.

 

23.По производству мяса первые два места в мире занимают:
А)Китай и Россия;
В)Китай и США;
С) США и Франция;
Д)Бразилия и Китай;
Е) Франция и Китай.

 

24.Примером интернационализации хоз-ой жизни мира яв-ся возникновение
А)ТНК;
В) отраслевой специализации;
С) региональных группировок;
Д) ) отраслевых группировок;
Е)таможенных союзов.

 

25.Тремя крупными центрами мирового хоз-ва  яв-ся:
А)Западная Европа, Восточная Европа, США;

В)Япония, Китай, Западная Европа;
С)США, Канада, Западная Европа;
Д) , Западная Европа,США,Япония;
Е) Западная Европа,,Япония,Австралия.

 

26. в МГРТ Германия выделяется:
А)черной металлургией;
В)машиностроением;
С)растениеводством;
Д)легкой промышленностью;
Е)животноводством.

 

27.Единственное в мире предприятие, осуществляющее операции с золотом ,нах-ся в:

А)Лондоне;
В)Париже;
С)НЬЮ-Йорке;
Д)Стокгольме;
Е)Брюсселе.

 

28.Крупные центры машиностроения Восточной Европы нах-ся в :
А)Польше;
В)Румынии;
С)Болгарии;
Д)Чехии;
Е)Словении.

 

29.К однонациональным странам АЗИИ относ-ся :
А)Индия;
В)Япония;
С) Республика Корея;
Д)Пакистан;
Е)Афганистан.

 

30.Высокая доля коренного населения Латинской Америки-индейцев-отмечается в :
А)Уругвае;
В)Коста-рике;

С)Боливии;
Д)Гватемале;
Е)ПЕРУ.



Вариант 2

 

1.Материк на котором находится точка с координатами 30* ю.ш и 135*в.д,-

А)Евразия;

В)Африка;

С)Южная Америка;

С)Северная Америка;

Е)Австралия.

 

2.Причина Землетрясений состоит в:

А)нагрузке биосферы;

В)горизонтальных движениях земной коры;
С)оползневых явлениях;
Д)вертикальных движениях земной коры.

 

3.    Количество слоев атмосферы

А)2;

В)4;

С)5;

Д)3;

Е)6.

 

4.Географический объект с названием «Бискайский» является:

А)проливом;

В)заливом;

С)островом;

Д) архипелагогм;

Е) полуостровом.

 

5.Отличие континентальной земной  коры от  океанической заключается в:

А)толщине;

В)площади распространения;

С)составе слоев;

Д)толщине, количестве слоев и их составе;

Е)количестве слоев.

 

6.Часть Северной Америки,до 1867 года принадлежавшая России,-

А)п-ов Флорида;
В)п-ов Калифорния;
С) п-ов Аляска;

Д)п-ов Ньюфаундленд;

Е) о.Гренландия.

7.Ла-Платская низменность расположена в следующей части Южной Америки-

А)центральной;

В)западной;

С)северо-западной;

Д)юго-восточной;
Е)северо-восточной.

 

8.Области Казахстана,расположенные в 2-х частях  света-,

)Мангистауская, Атырауская;
В)Актюбинская, Акмолинская;
С) Атырауская; Западно-Казахстанская;

Д) )Мангистауская, ; Западно-Казахстанская;

Е) Актюбинская, Мангистауская.

 

9.Рельф Западно-Сибирской равнины

А)кряжистый,

В)холмистый;
С)плоский;
Д)пересеченный;
Е)разнообразный.

 

10.Казахстан расположен  в следующем климатическом поясе:

А)тропическом;

В)умеренном;

С)арктическом;

Д)экваториальном;

Е)умеренном морском.

 

11.Наибольшая густота речной сети в Казахстане на

А)севере и востоке;
В) )севере, юге и юго -востоке;

С)востоке и юге;

Д)западе , юге и юго –востоке;

Е) западе, севере и северо–востоке.

 

12.ИЗ 109 элементов системы Менделеева в недрах Казахстана разведаны

А)58;
В)99;
С)63;
Д)85;
Е)104.

 

 

13.Карагандинский металлургический комбинат находится в

А)Темиртау;
В)Караганде;
С)Карагайлах;
Д)Каражале;

Е)под Карагандой.

 

14.Завод по производству пластмасс в Казахстане находится в городе

А) А)Атырау;
В)Таразе;
С)Жезказгане;
Д)Актау;
Е)Павлодаре.

 

15.Основной район разведения крупного рогатого скота в Казахстане-это

А)юго-восток;
В)север;
С)центральная часть;
Д)восток;

Е)северо –запад.

 

16.Протяженность автомобильных дорог республиканского значения в Казахстане составляет:( %):

А)58;
В)15,4;
С)43;
Д)22,2;
Е)36,7,

 

17.Республиканскую форму правления имеют страны:

А)Канада и США;

В)США и Германия;
С) Германия и Япония;
Д)  Япония и  Франция;

Е) Франция и Канада.

 

18.Сочетанием природно-рекреационных и культурно-исторических достопримечательностей отличаются:

А)Италия, Испания, Франция;
В)Болгария ,Египет ;Индия;
С)Исландия ,Канада, Норвегия;
Д)Гаити, Сомали, Чили;
Е)Турция, Израиль, Сирия.

 

19.Экономическое господство развитых стран в мировой торговле объясняется тем,что они:
А)охватывают гигантское производство;
В)удерживают позиции с эпохи колонизации;
С)и в импорте, и в экспорте этих стран преобладает готовая дорогостоящая продукция.

Д)имеют устойчивое положение в политике и экономике;
Е)используют достижения НТР.

 

20.Область в которой зародилась НТР,-

А)тяжелая промышленность;
В)легкая промышленность;

С)транспорт;
Д)военно-техническая промышленность;

Е)сельско-хоз-ая промышленность.

 

21.Причина,

по которой металлургические предприятия многих развитых стран располагаются в портовых городах:

А)развитие судостроения;
В)растущий экспорт черных металлов;
С)водоемкость производства;

Д)переход на дешевую импортную руду;
Е)перегрузка внутри государственных транспортных линий.

 

22.Крупнейшими производителями риса являются страны:
А)Западной Европы;
В)Северной Америки;
С)Южной и Восточной Азии;

Д)Юго- Западной Азии;
Е)Австралии.

 

23.Мировое хозяйство сформировалось в

А)конце Х IХ-начале ХХ веков;

D) середине  Х IХ-начале;
С)конце ХVIII- начале Х
IХ веков;

Д) ) середине  Х Х века;

Е) конце ХХ века;

 

24.В первую тройку стран по добыче нефти входят

А)Саудовская Аравия,  США, Иран;

В) Саудовская Аравия, Россия,  США;

С) Россия,  США;Венесуэла;

Д) , Россия,  США; Китай;

Е) )Саудовская Аравия,  Россия,Мексика;


25.Первое место в мире по абсолютной численности сельского населения имеет

А)Бразилия;

В)Индия;

С)Китай;

Д)Пакистан;

Е)Турция,

 

26.Автомобильные заводы «Опель» И «Фольксваген» располагаются в

А)США;
В)Германии;

С)Италии;

д)Швеции;
Е) Японии.

 

27.Количество государств на современной карте Западной Европы составляет около

А)20;

В)34;

С)28;

Д)30;
Е)16.

 

28.В состав субрегиона «Северная Европа» входят:

А)Швеция;
В)Ирландия;
С)Исландия;

Д)Нидерланды;
Е)Норвегия.

 

29.Государство Южной Европы, в котором коренное население находится в меньшинстве -это

А)Мальта;
В)Испания;
С)Монако;
Д)Сан-марино;

Е) Греция;

 

30.Крупнейший аэропорт в Германии находится в

А)Берлине;
В)Мюнхене;
С)Гамбурге;

Д)Франкфурте-на-Майне;
Е)Штутгарде.

Вариант 3


1.Первое кругосветное путешествие осуществил

А)Х,Колумб;
В)Джеймс КуК;

С)Фернан  Магеллан;

Д)Эрнан  Кортес;

Е) Витус Беринг;

 

2.Гейзер – это

А)самоизливающаяся скважина;

В)каскадный водопад;

С )минерализованный источник;

Д)фонтанирующий  минерализованный горячий источник;

Е)источник с большим содержанием радона.   

 

3.Самый нижний слой атмосферы называется

А)мезосфера;

В)стратосфера;

С)тропосфера;

Д)термосфера;

Е) гипосфера.

 

4.Сообщества растений, животных, микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых условиях, называются:

А)ландшафтные сообщества;

В)биосфера;

С) биоценоз;

Д)содружества организмов;

Е)геграфическая провинция.

 

5.Воздушные массы –это

А)постоянно движущиеся объемы воздуха;

В)крупные объемы воздуха одинаковой температуры;

С) )крупные объемы воздуха тропосферы одинаковой влажности;

Д) крупные объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами;

Е) ) крупные объемы воздуха, движущиеся в постоянном направлении.

 

6.Самая  высокая точка Кордильер Северной Америки-это

А)Аконкагуа;

В)Эверест;

С)Килиманджаро;

Д0Мак-Кинли;

Е)Монблан.

7.Преобладающий тип питания рек Южной Америки:

А)снегово-ледниковый;

В)дождевой;

С) снегово- дождевой;

Д)родниковый;

Е) ледниковый.

 

8)Территория Казахстана охватывает следующее количество часовых поясов:

А)3;              Д)1;  Е)5.

В)4;

С)2;

 

9.Самые высокие горы Сарыарки:

А)Улытау;

В)Кент;

С)Чингизтау;

Д)Кызылрай;

Е)Сарыжал

 

         10.Причина резкой континентальности климата Казахстана:

А)влияние Северного Ледовитого океана;

В)равнинный характер рельефа на большей части территории;

С)влияние Атлантического океана;

Д)расположение в центре материка;

Е)влияние муссонов.

 

11.К снегово-дождевому типу питания относятся реки:

А)Аксу, Коксу;

В)Или ,Чу;

С)Есиль, Тобол;

Д)Урал ,Нура;

Е)Эмба, Сарысу

 

12.Особенностью размещения минеральных ресурсов в Казахстане является:

А)обилие;

В)неравномерное распределение;

С)концентрированность;

Д)близкое залегание к поверхности;

Е) близость к источникам энергии.

 

13.Причина строительства алюминиевого завода именно в г.Павлодаре:

А)близкое расположение месторождений алюминиевых руд;

В)наличие квалифицированной рабочей силы;

С)развитие инфраструктуры;

Д)дешевая электроэнергия и водные ресурсы;

Е) высокий технологический уровень развития района.

 

14.В Казахстане завод по производству зубной пасты находится в городе

А)Караганде;

В)Петропавловске;

С)Актау;

Д)Алматы;

Е) Семипалатинске.

 

15.Коневодство развито в следующих районах Казахстана:

А)южном;

В)центральном;

С)северо-западном;

Д)северо-всточном;

Е)во всех районах.

 

16.Наиболее важной в развитии речного транспорта Казахстана является река

А)Урал;
В)Сырдарья;

С)Иртыш;

Д)Или;

Е)Тобол.

 

17.Наибольшее разнообразие, с точки зрения форм правления государств, характерно для стран

А)Западной Европы;

В)Африки;

С)Северной Америки;

Д)Южной Америки;

Е)Восточной Европы.

 

18.Самая молодая религия-это

А)христианство;

В)ислам;

С)буддизм;

Д)синтоизм;

Е)индуизм.

 

19.Ресурсообеспеченностью называется

А)совокупность всех природных ресурсов на территории страны;

В)количество ресурсов, потребляемых в течении года;

С)соотношение между общегеологическими и разведанными  запасами полезных ископаемых;

Д) соотношение между запасами  природных ресурсов и размерами их использования;

Е)восстановление возобновляемых полезных ископаемых.

 

20.Увеличение стоимости импорта и снижение стоимости экспорта таит в себе опасность:

А)если есть другие источники дохода, то причин для беспокойства нет;

В)годовой долг увеличивается, а следовательно увеличиваются объемы  кредитов и займов;

Д)государство обеднеет и лишится независимости;

Е)случится описанное в пунктах В,С,и Д.

 

21.Смысл революционного пути в технике и технологии заключается в

А) усовершенствовании техники и технологии;

В)переходе к принципиально новым технике и технологии;

С)повышении производительности труда;

Д)переходе к энергосберегающим технологиям;

Е) во всем вышеперечисленном.

 

22.Регион с максимальным разрывом между количеством добываемой железной руды и количеством выплавляемой стали (почти в 20 раз)-

А)Зарубежная Европа;

В)Латинская Америка;

С) Африка;

Д) Австралия и Океания;

Е)Центральная и Восточная Азия.

 

23.Географическое разделение труда определяется:

А)развитием ведущих в современной экономике отраслей;

В)специализацией стран на производстве определенной продукции;

С)ориентацией на спрос соседних государств;

Д) )ориентацией на промышленно развитые страны;

Е) ориентацией на спрос местного населения.

 

24.К новым индустриальным странам относятся:

А)Мексика, Республика Корея, Аргентина;

В)Китай; , Республика Корея, Бразилия;

С)Индия; Куба; , Аргентина;

Д)Либерия; Сальвадор; Бразилия;

Е) Индия; Китай; Бразилия;

 

 

25.В «Силиконовой долине» сосредоточены, в основном, следующие предприятия машиностроения:

А)трудоемкого;

В)металлоемкого;

С)наукоемкого;

Д)энергоемкого;

Е)водоемкого.

 

26.Для североевропейского типа сельского хозяйства наиболее характерно:

А)выращивание зерновых культур;

В)_молочное   животноводство;

С)овцеводство;

Д) садоводство;

Е)овощеводство.

 

27.К  субрегиону  «Средняя Европа» относятся

А)Франция;

В)Испания;

С)Бельгия;

Д) Дания;

Е)Швейцария.

 

28.До 1917 года Финляндия входила в состав:

А)Шведского королевства;

В) России;

С) Объединенного государства Швеции, Дании и Финляндии.

Д)Голландии;

Е)была самостоятельным государством.

 

29.Штаб квартира ЕС расположена в :

А) Берне;

В) Цюрихе;

С)Базеле;

Д) Брюсселе;

Е)Страсбурге.

 

30.Педприятия черной металлургии Германии сконцентрированы в

А)Нижней Саксонии;

В)Баварии и Гессене;

С)Руре и Сааре;

Д)Померании;

Е)Северной Рейн-Вестфалии.




Литература

1.М.Г Жулинский. Экологические проблемы Каспийского региона. География и экология  в школе ХХI века .М.7/2005.

2.Р.Чердабаев, Каспий: двадцать лет спустя. Казахстанская правда от 3.08.2011.

3.А.П.Горбунов, Изучение Арало-Каспийского  региона в середине   ХIХ века. ГЕОГРАФИЯ в школах и вузах Казахстана, март-апрель 2009.

 

 


 

 

 

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов

Авторская программа  Элективный курс "Политическая география и геополитика"для учащихся 11-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020