Актуализация проблемы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии
Оценка 4.8

Актуализация проблемы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
технология
5 кл—9 кл
08.06.2020
Актуализация проблемы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии
Многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представ-ления о профессиях, необходимых обществу, испытывают серьёзные затруднения в начале трудовой деятельности. Школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. Ручной труд постепенно вытесняют из школьной программы, полностью заменяя его компьютерами и виртуальным миром. Поэтому необходимо поднять престиж и важность технологического образования для будущих выпускников через организацию системной про-фориентационной работы в школе на основе ресурсов технологического образования.
Актуализация проблемы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии.docx

Актуализация проблемы профессионального самоопределения

 школьников на уроках технологии

С.А.Ложкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №101 им.Е.Е.Дейч» 

г. Нижний Новгород, Россия

 

 Если есть в жизни человека что-то

судьбоносное, так это выбор профессии

Н.Г. Чернышевский

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция у многих обучающихся в этом плане еще не сформирована.

Школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. Ручной труд постепенно вытесняют из школьной программы, полностью заменяя его компьютерами и виртуальным миром.

Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определённой сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока ещё многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых обществу, испытывают серьёзные затруднения в начале трудовой деятельности.

Поэтому необходимо поднять престиж и важность технологического образования для будущих выпускников через организацию системной профориентационной  работы в школе на основе ресурсов технологического образования.

В нашей школе сложилась система работы по реализации профориентационного направления. Результаты данной работы представлены в приложениях.

 

Приложение 1

 


 

Приложение 2

Анкета

«Определение информированности учащихся 5 классов

о мире профессий»

Оценивается эффективность заданий по профориентации, которые были даны на уроках технологии в 5 классе, а так же заинтересованность школьников в полноценном курсе профориентации, которого на данный момент в школе нет.

Анкета давалась 5 классу в начале и в конце учебного года. В начале проверяется их информированность о мире профессий (как много профессий они могут назвать), в конце выявляется, изменился ли уровень информированности и появилось ли желание узнавать больше о различных профессиях.

Начало года

1. Хотели бы на уроках знакомиться с профессиональной деятельностью

- да (24 человека)

- не знаю (9 человек)

- нет (4 человека)

2. Перечислить профессии, которые вы знаете за 1 минуту

Конец года

1. Хотели бы вы продолжать знакомиться с профессиями

- да

- нет

2. Хотели бы вы узнавать больше об интересующих вас профессиях

- да

- затрудняюсь ответить

- нет

3. Хотели бы вы узнавать о своих склонностях к определенному типу профессий

- да

- затрудняюсь ответить

- нет

4 Перечислить профессии, которые вы знаете за 1 минуту

1.Вопрос

Начало года

Хотели бы вы во время занятий знакомиться с профессиональной деятельностью

Конец года

Хотели бы вы продолжать знакомиться с профессиями

 

да

нет

не знаю

Начало года

75%

0%

25%

Конец года

100%

0%

0%

 

2. Вопрос

На начало и на конец года

Перечислить профессии которые вы знаете за 1 минуту

 

5-6 профессий

7-9 профессий

10 и больше

Начало года

35%

59%

6%

Конец года

0%

27,00%

73,00%

 


 

3.Вопрос

Начало года:

Хотели бы вы узнавать больше об интересующих вас профессиях

Конец года:

Хотели бы вы узнавать о своих склонностях к определенному типу профессий

 

да

нет

затрудняюсь ответить

Начало года

84%

16%

5%

Конец года

84%

11%

 

 

4.Вопрос

 

Насколько интересны были задания по профориентации, которые давались вам во время курса технологии

Конец года

73%

8%

19%

 

интересны

не интересны

немного интересны

 

Вывод:

Поскольку школьники проявили интерес к заданиям, было решено вводить данную форму работы не только в 5 классе, но так же в 6 и 7.


 

Приложение 3

Диагностика склонности обучающихся к типам профессий

Данные выведены на основе пройденных учащимися 8-9 классов методик:

- активизирующий опросник «Перекресток» Н.С. Пряжникова (1 часть) http://pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-71.shtml,

- дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова http://www.gurutestov.ru/test/128/,

- психодиагностическая методика «Профассоциации» http://azps.ru/tests/proforientation/associacii.html

Диагностика и обработка результатов проводилась психологом.

Перекресток

ДДО

Профассоциации

Использовалась первая часть методики - «Перекресток – 1» Н.С. Пряжникова, которая предназначена для определения наиболее предпочтительных «предметов (сфер) труда» и «средств труда». При обработке предметы труда объединяются в группе на основе классификации Е.А. Климова

 

Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

1.человек - природа;

2.человек - техника;

3.человек - человек;

4.человек - знаковая техника, знаковый образ;

5.человек - художественный образ.

Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии.

При интерпретации профессии объядиняются на основе предмета труда (по Е.А. Климову): "Человек - Техника", "Человек - Природа", "Человек - Образ", "Человек - Знак" и "Человек - Человек".

 

 

Кроме обозначенных 5 систем мы отдельно выделили следующую категорию: подростки, показавшие склонность к тунеядству и антисоциальной деятельности (по Н.С. Пряжникову).

На основе данных, полученных во время диагностики, мы разделили учащихся на следующие группы:

а) учащиеся, которые проявили склонность к 1-2 системам (исключая тунеядство и антисоциальную деятельность);

б) учащиеся, показавшие интерес больше чем к 3 системам (исключая тунеядство и антисоциальную деятельность);

 в) учащиеся, которые не показали особенный интерес ни к одной системе, все их показатели находятся в пределах нормы, так же не выявлен интерес к тунеядству и антисоциальной деятельности;

г) учащиеся, показавшие свой интерес к тунеядству и антисоциальной деятельности, при этом показатели по другим системам находятся либо в пределах нормы, либо ниже нормы.

На диаграмме мы видим, что 33% учащихся проявили склонность к 1 или 2 типам профессий, 47% склонны  больше чем к 3 типам профессий, не выказывают предпочтения ни к одному типу профессий – 13%, и целых 7% предпочитают антисоциальную деятельность или вообще бездеятельное существование.

Данные показатели говорят нам о том, что 67% учеников 8-9 классов не готовы к выбору будущей профессии. Они либо разбрасывают свое внимание и энергию на все подряд, либо вообще предпочитают ничего не делать.

 

1 - учащиеся, которые проявили склонность к 1-2 типам профессий (исключая тунеядство и антисоциальную деятельность);

2 - учащиеся, показавшие интерес больше чем к 3 типам профессий (исключая тунеядство и антисоциальную деятельность);

 

3 - учащиеся, показавшие свой интерес к тунеядству и антисоциальной деятельности, при этом показатели по другим типам профессий находятся либо в пределах нормы, либо ниже нормы.

4 - учащиеся, которые не показали особенный интерес ни к одному типу профессий, все их показатели находятся в пределах нормы, так же не выявлен интерес к тунеядству и антисоциальной деятельности;

 

превалирует 1-2 типа профессий 33%

- больше 3 типов профессий 47%

склонность к тунеядству и антисоциальной деятельности 13%

ни один тип профессий 7%

Всего детей - 141

Нам видится, что исправить такую ситуацию можно с помощью полноценного курса профориентации в школе, который будет проводиться профессионалом, т.е. психологом, специализирующимся на профессиональной ориентации. Уроки технологии у девочек с ограниченным количеством часов по профориентации, на наш взгляд, не могут дать полноценную картину профессионального мира обучающимся.


 

Скачано с www.znanio.ru

Актуализация проблемы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии

Актуализация проблемы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии

Актуализация проблемы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии

Актуализация проблемы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2 Анкета «Определение информированности учащихся 5 классов о мире профессий»

Приложение 2 Анкета «Определение информированности учащихся 5 классов о мире профессий»

Приложение 2 Анкета «Определение информированности учащихся 5 классов о мире профессий»

Приложение 2 Анкета «Определение информированности учащихся 5 классов о мире профессий»

Перечислить профессии, которые вы знаете за 1 минуту 1

Перечислить профессии, которые вы знаете за 1 минуту 1

Перечислить профессии, которые вы знаете за 1 минуту 1

Перечислить профессии, которые вы знаете за 1 минуту 1

Вопрос Начало года:

Вопрос Начало года:

Вопрос Начало года:

Вопрос Начало года:

Приложение 3 Диагностика склонности обучающихся к типам профессий

Приложение 3 Диагностика склонности обучающихся к типам профессий

Приложение 3 Диагностика склонности обучающихся к типам профессий

Приложение 3 Диагностика склонности обучающихся к типам профессий

На диаграмме мы видим, что 33% учащихся проявили склонность к 1 или 2 типам профессий, 47% склонны больше чем к 3 типам профессий, не выказывают…

На диаграмме мы видим, что 33% учащихся проявили склонность к 1 или 2 типам профессий, 47% склонны больше чем к 3 типам профессий, не выказывают…

На диаграмме мы видим, что 33% учащихся проявили склонность к 1 или 2 типам профессий, 47% склонны больше чем к 3 типам профессий, не выказывают…

На диаграмме мы видим, что 33% учащихся проявили склонность к 1 или 2 типам профессий, 47% склонны больше чем к 3 типам профессий, не выказывают…

Нам видится, что исправить такую ситуацию можно с помощью полноценного курса профориентации в школе, который будет проводиться профессионалом, т

Нам видится, что исправить такую ситуацию можно с помощью полноценного курса профориентации в школе, который будет проводиться профессионалом, т

Нам видится, что исправить такую ситуацию можно с помощью полноценного курса профориентации в школе, который будет проводиться профессионалом, т

Нам видится, что исправить такую ситуацию можно с помощью полноценного курса профориентации в школе, который будет проводиться профессионалом, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020