1. Комплекс основных характеристик программы……………………3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………...3
1.2. Содержание программы…………………….….……………………….6
1.3. Содержание учебного плана……………………………………………7
1.4. Планируемые результаты……………………………………………..11
1.5. Способы отслеживания результатов…………………………………12
2. Комплекс организационно-педагогических условий.......................13
2.1. Календарный учебный график …………………….… ……………...13
2.2. Условия реализации программы ……………………………………..19
2.3. Методическое обеспечение программы…………………...................20
2.4. Формы аттестации……………………………………………………..21
2.5. Диагностический инструментарий…………………………………...21
2.6. Рабочая программа воспитания………………………………………22
3. Список литературы …………………………………………………....23
3.1. Список использованной литературы…………………………………23
3.2. Список литературы для работы педагога…………………………….23
3.3. Список литературы для детей………………………………………...24
3.4. Список литературы для родителей…………………………………...24
3.5. Интернет ресурсы……………………………………………………...24
4. Приложение…………………………………………………………......25
4.1. Приложение 1………………………………………………………….25
4.2. Приложение 2 …………………………………………………………28
4.3. Приложение 3………………………………………………………….36
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью «Волшебные пальчики» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»[1];
2. Приказ Министерства просвещения РФ2;
3. Концепция развития дополнительного образования детей[2];
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ[3];
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ[4];
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ[5]; 7. Указ Президента Российской Федерации[6]; 8. Распоряжение Правительства РФ[7].
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» разработана специально для индивидуальных занятий для детей синдромом Дауна (в дальнейшем программа), включает в себя один большой раздел – лепка из соленого теста и имеет стартовый уровень.
Актуальность программы. Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации9 одна из первостепенных задач современного образования. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку с синдромом Дауна: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера, речи; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. Занятия лепкой помогают успешной социализации детям с ОВЗ и инвалидностью.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, чтобы разбудить в ребёнке с синдромом Дауна стремление к художественному самовыражению и творчеству, чтобы лепка вызывала чувство радости и удовлетворения.
При разработке программы были учтены особенности диагноза синдром Дауна, большую помощь в этом вопросе оказывают интернет ресурсы, особенно сайт Даунсайт АП[8], где много полезной как научной литературы, так и обмена опытом.
Отличительные особенности. Программа разработана с учетом рекомендаций: психо – медико – педагогической комиссии далее (ПМПК), психолога, логопеда, диагностики, так же индивидуальных особенностей ребенка потребностей и возможностей, предусмотрен индивидуальный подход.
Адресат. Программа рассчитана на младший и средний школьный возраст, с 5 до 11 лет, по данной программе могут заниматься как девочки, так и мальчики.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа с переменой в десять минут.
Срок реализации программы: программа рассчитана на три года обучения. С последующей корректировкой. Режим организации занятий:
1 год обучения учебная нагрузка 72 ч. в год, 8 ч. в месяц, 2 ч. в неделю.
2 год обучения учебная нагрузка 72 ч. в год, 8 ч. в месяц, 2 ч. в неделю.
3 год обучения учебная нагрузка 72 ч. в год, 8 ч. в месяц, 2 ч. в неделю.
Форма организации образовательного процесса подразумевает индивидуальные занятия с обучающимся с синдромом Дауна, с переводом в дальнейшем в группу нормотипичных обучающихся.
Тип программы: традиционная. Форма занятий обучающие игры, презентации, мастер – классы, учитывающие индивидуальные особенности ребенка с синдром Дауна, и осуществляющие индивидуальнодифференцированный подход. Форма обучения очная. Тип занятий:
комбинированный.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы обучающихся. Условия реализации программы: бюджетная.
Цель программы: Создать условия для успешной социализации ребенка с синдромом Дауна через благоприятную творческую деятельность.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
1. Познакомить с лепкой из соленого теста;
2. Познакомить со способами и приемами лепки;
3. Учить техническим приемам работы с соленым тестом (круговые движения ладоней, движения вперед – назад, сплющить, прокатать);
4. Познакомить с простейшими способами лепки (колобок, колбаска, лепешка); Развивающие:
1. Развивать у детей эстетический и художественный вкус;
2. Развивать мелкую моторику;
3. Создать оптимальные условия для развития творческих способностей;
4. Корректировать мелкую моторику рук и пальцев, стимулирующую развитие речи;
5. Развивать восприятие, внимание, память, воображение; Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание заниматься декоративноприкладным творчеством;
2. Воспитывать художественно – эстетический вкус;
3. Воспитывать доброжелательность.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
1. Продолжать знакомить с лепкой из соленого теста;
2. Продолжать знакомить со способами и приемами лепки;
3. Продолжать учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами
4. Знакомить с новыми способами лепки (оттиск, отпечаток, придавить);
5. Учить передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета; Развивающие:
1. Развивать эстетический и художественный вкус;
2. Развивать мелкую моторику;
3. Создать оптимальные условия для развития творческих способностей;
4. Корректировать мелкую моторику рук и пальцев, стимулирующую развитие речи;
5. Развивать восприятие, внимание, память, воображение; Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом;
2. Способствовать сотрудничеству ребенка с педагогом; 3. Воспитывать художественно – эстетический вкус.
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
1. Продолжать учить лепить из соленого теста;
2. Познакомить со способами и приемами изображения;
3. Продолжать учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами;
4. Знакомить детей с новыми способами лепки;
5. Учить передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;
6. Учить, самостоятельно, определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; Развивающие:
1. Развивать у детей эстетический и художественный вкус;
2. Развивать мелкую моторику;
3. Создать оптимальные условия для развития творческих способностей;
4. Корректировать мелкую моторику рук, стимулирующую развитие речи;
5. Развивать восприятие, внимание, память, воображение; Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом;
2. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;
3. Воспитывать художественно – эстетический вкус.
1.2. Содержание программы
Таблица 1.
№/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации |
||
|
|
всего |
теория |
практика |
|
1 |
Раздел 1 «Вводные занятия» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение Диагностика |
2 |
Раздел 2 Лепка из соленого теста |
68 |
7 |
61 |
Наблюдение
|
3 |
Раздел 3 «Итоговое занятие» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Диагностика. Мониторинг |
|
Итого |
72 |
8 |
64 |
|
Таблица 2.
№/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации |
||
|
|
всего |
теория |
практика |
|
1 |
Раздел 1 «Вводные занятия» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение Диагностика |
2 |
Раздел 2 Лепка из соленого теста |
68 |
7 |
61 |
Выставка Наблюдение |
3 |
Раздел 3 «Итоговое занятие» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Диагностика. Мониторинг |
|
Итого |
72 |
8 |
64 |
|
Таблица 3.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации |
||
|
|
всего |
теория |
практика |
|
1 |
Раздел 1 «Вводные занятия» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение. Диагностика |
2 |
Раздел 2 Лепка из соленого теста |
68 |
7 |
61 |
Наблюдение. |
3 |
Раздел 3 «Итоговое занятие» |
2 |
1 |
1 |
Диагностика. Мониторинг |
|
Итого |
72 |
9 |
63 |
|
Содержание занятий 1-го года обучения
1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами.
Практика: Игра «Давай познакомимся».
2.Лепка из соленого теста.
Теория: Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями, прямыми движениями, немного заостряя «вверху» делать углубление «внизу»; способы соединения частей водой, стекой, зубочисткой; лепить предметы удлиненной, овальной формы, конусовидной формы, большие и маленькие, лепить деревья (на выбор), передавая характерные особенности каждого (тополь: ствол лепим, соединяя тонкие, прямые столбики; ель: плотно прилегающие морковки); способы украшения: путем вдавливания или надреза (рот, перепонки); лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим (лисички); передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой; лепить последовательно (вначале крупные детали, затем мелкие); сплющивать (ушки), делать надрезы; делать прорисовку стекой; лепить птиц от овала; делить тесто на равные части, сплющивать для получения крыльев, использовать вилочку для нанесения оперения; лепить фигурку человека; прием лепки туловища, рук от морковки; углубление на лице для носа, рта кончиком кисти; раскатывать тесто по конусу, слегка сужая конец для рук, шеи; способ изготовления бороды с помощью чеснокодавки; прием оттягивания теста (мордочка) делать надрез (рот); передавать движение скрещиванием и поднятием лап; раскрашивать бесцветное тесто; способ лепки пингвинов разных размеров (большого и маленького); составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями (цыплята маленькие, забор высокий); Использовать усвоенные приемы в скатывании, раскатывании, сплющивании теста передавать динамику; использовать дополнительный материал для композиционного решения; украшать цветочками; изображать ракету; изготавливать цветы разными способами: сплющивать шар, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики; делать надрезы, налепы; разные способы лепки водорослей: скручиванием, раскатыванием прорисовкой, с пользовании трафарета; делать ракушки, используя расческу; делить конусовидную форму на равные части; лепить подставку под свечку, сказочную курицу.
Практика: Насекомые (божья коровка, гусеница). Фрукты (яблоко, виноград, слива), или овощи (помидор, огурец, лук). Деревья (берёза, тополь, ель). Как мы в лес по грибы ходили. Лягушки – хохотушки. Хрюшка или поросята на пляже. Собачка. Тюлень. Совушка. Снегири. Снегурочка. Дед Мороз. Здравствуйте ребята пингвинята. Кот Матроскин. Мышка с сердечком... Домашние животные. Звездолет. Цветы или ваза с цветами (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики. Что на дне морском. Две овечки. Лев. Девочка на скамейке. Рог изобилия. Подсвечник. Сказочная курица.
3. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за год.
Практика: Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».
Содержание занятий 2-го года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с учебно-тематическим планом и задачами обучения на учебный год. Организация рабочего места. История возникновения и применения изделий из соленого теста. Мини-выставка, показ изделий из соленого теста.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Выявление ЗУН. История возникновения и применения изделий из соленого теста.
2.Лепка из соленого теста.
Теория: Рецепты соленого теста. Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, разминание, шлепанье, ощипывание. Приспособления для работы с тестом. Приемы рисования: концом и всей кистью, «примакивание», «мазок», «штрих» и др. Смешивание красок. Понятия: «цвет», «оттенок», «палитра», «роспись». Виды красок, материалы и приспособления для рисования. Способ формирования теста в шарик (катание на доске, на ладони). Приемы крепления деталей. Соразмерность частей изделий. Последовательность раскатывания формы «цилиндр», способы резания. Способ раскатки теста в пластину. Понятия: «орнаментальные детали», «оттиск», «отпечаток», «налепы». Применение орнаментальных деталей. Виды медальонов, их применение. Виды подсвечников, их назначение. Разнообразие оформления. Виды и формы ваз. Разнообразие форм фруктов. История новогодних вещей и обычаев празднования Нового года. История возникновения Деда-Мороза и Снегурочки. Рождество и как его встречали на Руси. Использование природного материала, элементов декора в изготовлении новогодних композиций. Понятия: «эскиз», «выкройка». Способы крепления отдельных деталей объемных фигурок. Откуда пришел праздник День влюбленных. Символические сувениры для влюбленных. «Валентинки» сложной формы. История возникновения праздника «День защитника отечества». Кто наши защитники? Композиционное построение панно. История возникновения праздника 8 марта. Виды хлебобулочных изделий. Понятие о натюрморте. Технология лепки отдельных деталей и их сборка в изделие. История возникновения праздника «Пасха» - одного из великих праздников христианских народов. Изготовление пасхальных яиц – один из видов деятельности ДПТ. Особенности лепки панно. История возникновения праздника «День Победы». Понятия: «сюжет», «иллюстрация», «персонаж».
Практика: Лепка из готового соленого теста плоских фигурок с помощью формочек (лепка кулонов). Лепка изделий на основе шара (неваляшка, колобок и т.д.). Декорирование работ с помощью налепов, штампов. Изделия на основе конуса (пирамидка, мышка, и др.) Изделия на основе цилиндра (веночки, дерево).
Изделия на основе пластины (Лепка: ежик, птичка и т.д.) Мелкие орнаментальные детали (цветы, листья, фрукты, ягоды и т.д.). Медальоны. Лепка медальонов, украшенных налепами из мелких орнаментальных деталей («Солнышко», «Месяц», «Бутон», «Яблоко», «Буквы» и др.). Панно «Дары осени» (Лепка корзины с грибами и ягодами, роспись, глазурование, покрытие лаком). Подсвечники. Вазы с фруктами. Елочные украшения. Фигурки Деда-Мороза и Снегурочки. Символ наступающего года. Подарки к Рождеству (Лепка и роспись колокольчиков, звезд, плоских ангелочков и др. сувениров, по выбору детей). Новогодняя композиция. Изготовление плоских фигурок животных с помощью шаблонов. Изготовление объемных фигурок животных. Валентинки. Рамки для фотографий. Подарок защитникам Отечества. Панно «Аквариум» (совместная работа). Панно «Верба в вазе».
Подарки к 8 Марта. Мелкие хлебобулочные изделия. Настенное украшение «Кольцо с цветами и фруктами». Цветы, веточки, бусы, медальоны и другие украшения. Изготовление пасхальных яиц. Панно «Пасха». Изготовление украшений – символов Пасхи. Изготовление композиции ко Дню Победы. В гостях у сказки.
5. Итоговое занятие.
Теория: Анализ работы.
Практика: Выставка, подведение итогов работы за год.
1. Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление обучающихся с планом работы, целями и задачами третьего года обучения.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Выявление ЗУН.
2.Лепка из соленого теста.
Теория: Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, разминание, шлепанье, отщипывание. Объемная, плоскостная, ленточная лепка. Подручные приспособления для работы с тестом. Основные приемы работы с красками по тесту и бумаге; гуашь, акварель, пищевые красители; цветовой круг; ощущение цвета; родственные контрастные цвета; цветовое сочетание; получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение одного цвета на другой. Приемы рисования: концом и всей кистью, «примакивание», «мазок», «штрих» и др. Смешивание красок. Понятия: «цвет», «оттенок», «палитра», «роспись». Виды красок, материалы и приспособления для рисования.
Практика: Плоскостная лепка: сказочные персонажи – герои басен
Ивана Андреевича Крылова. Плоскостная лепка: «Петух и Жемчужное зерно», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Веселые котята», «Мультипликационные герои», «Мир морских животных», «Колобок», «Красивые бусы», «Сказочные герои», «Веселые человечки». Объемная лепка: «Грибы из лукошка» (мухомор, белый гриб, подберезовик, рыжик, лисичка). «В гостях», «Ваза», «Чашка», «Мир животных». Комбинированный способ лепки: «Ваза с природным орнаментом», «Веточка акации», «Рыбки из аквариума», «Осенний сад», «Лесные ягоды»: (черника, земляника, брусника). Панно «Божья коровка», «Зимнее волшебство», «Снежные узоры», «Волшебные деревья», «Снежинки», Новогодняя елка», «Снеговик», «Новогодние фантазии», «Новогодние герои» (дед Мороз, снегурочка). Венок с цветком, Венок с птицей, Венок-подставка, Ажурная плетенка.
Куколки на палец: клоун, доктор, пират, инопланетянин. Пляшущий жираф. Пляшущая корова. Пляшущий слон. Пляшущий клоун. Рельефные композиции «Панно с фруктами, живописное описание тарелок». Сюжетная композиция «Огородное пугало». «Колокольчики». «Композиция из подсолнухов». Ленточный способ лепки «Кувшин». «Домашняя утварь».
«Чайник».
Планируемые результаты к концу 1-го года обучения:
Личностные:
1. С желанием посещать занятия; Метапредметные:
1. Знать основные базовые формы; 2. Знать основные базовые элементы. Предметные:
1. Совместно с педагогом изготавливать простейшие сувениры;
2. Уметь работать с тестом.
Планируемые результаты к концу 2-го года обучения:
Личностные:
1. С желанием посещать занятия;
2. Стремиться к творческой самореализации. 3. Правильно организовать рабочее место Метапредметные:
1.Последовательность технологического процесса лепки из соленого
теста;
2. Терминологию, связанную с приемами и способами лепки Предметные:
1. Основные приемы лепки;
2. правильно организовать рабочее место;
3. правильно пользоваться специальными инструментами Планируемые результаты к концу 3-го года обучения:
Личностные:
1. Организовать рабочее время;
2. Самостоятельно определять замысел;
3. Сохранять замысел на протяжении всей работы.
4. С желанием посещать занятия;
5. Стремиться к творческой самореализации.
Метапредметные:
1.Последовательность технологического процесса лепки из соленого
теста;
2. Основные приемы лепки, значение терминов;
3. Знать отличительные особенности плоского изображения и объемного;
4. Знать основные технологические приемы работы с природным и бросовым материалами (соленое тесто и шишки, желуди; соленое тесто и ткань; соленое тесто и фольга)
5. Технологию изготовления соленого теста. Предметные:
1. Пользоваться инструментами;
2. Украшать изделия из теста различными природными и декоративными материалами;
3. Самостоятельно лепить изделия из соленого теста по образцу;
4. Свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с соленым тестом.
1.5. Способы отслеживания результатов
Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы проводится в форме входной и итоговой диагностикой, а также заполняется диагностический лист. Результат усвоения программы подтверждается тематическими и итоговыми выставками учережденческого и муниципального уровня. Участие в конкурсах и фестивалях разного уровня, что фиксируется в таблице «Достижения» (Таблица 7), обучающегося по программе «Волшебные пальчики».
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график 1-го года обучения
Таблица 4.
№ /п |
Да та |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Время провед ения заняти я |
Форма занятия |
Мест о пров еден ия
|
Форма контроля |
1 |
|
Вводное занятие |
2 |
|
презента ция |
ДДТ |
Входная диагностика . Анализ |
2 |
|
Насекомые |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение Диагностик а |
3 |
|
Насекомые |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
4 |
|
Насекомые |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
5 |
|
Фрукты, овощи |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
6 |
|
Фрукты, овощи |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
7 |
|
Фрукты, овощи |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
|
Фрукты, овощи |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
9 |
|
Птицы. Животные |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение
|
10 |
|
Птицы. Животные |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
11 |
|
Птицы. Животные |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
12 |
|
Птицы. Животные |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
13 |
|
Снегурочка. Дед Мороз |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
14 |
|
Снегурочка. Дед |
2 |
|
мастер |
ДДТ |
Наблюдение |
|
|
Мороз |
|
|
класс |
|
|
||
15 |
|
Снегурочка. Дед Мороз |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
||
16 |
|
Снегурочка. Дед Мороз |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
||
17 |
|
Мультяшные герои |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
||
18 |
|
Мультяшные герои |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
||
19 |
|
Мультяшные герои |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
||
20 |
|
Мультяшные герои |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
||
21 |
|
Цветы |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
22 |
|
Цветы |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
23 |
|
Цветы |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
24 |
|
Цветы |
|
2 |
|
мастерк ласс |
ДДТ |
Выставка |
|
25 |
|
Что на морском |
дне |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
26 |
|
Что на морском |
дне |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
27 |
|
Что на морском |
дне |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
28 |
|
Что на морском |
дне |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
29 |
|
Домашние животные |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
30 |
|
Домашние животные |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
31 |
|
Домашние животные |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
32 |
|
Домашние животные |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
33 |
|
Мышка сердечком |
с |
2
|
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
34 |
|
Ваза с цветами |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
35 |
|
Ваза с цветами |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
36 |
|
Итоговое занятие |
|
2 |
|
презента ция |
ДДТ |
Итоговая диагностика Мониторинг |
|
|
|
Итого |
72 |
|
|
|
|
|
Таблица 5.
№ /п |
Да та |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Время провед ения заняти я |
Форма занятия |
Мест о пров еден ия
|
Форма контроля |
|
1 |
|
Вводное занятие |
2 |
|
презента ция |
ДДТ |
Входная диагностика Анализ |
|
2 |
|
Лепка плоских фигурок |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение Диагностик а |
|
3 |
|
Лепка плоских фигурок |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
4 |
|
Лепка плоских фигурок |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
5 |
|
Лепка шара |
на основе |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
6 |
|
Лепка шара |
на основе |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
7 |
|
Лепка шара |
на основе |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
8 |
|
Лепка шара |
на основе |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
9 |
|
Изделия на основе пластины |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение
|
|
10 |
|
Изделия на основе пластины |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
11 |
|
Изделия на основе пластины |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
12 |
|
Изделия на основе пластины |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
13 |
|
Елочные украшения |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
4 |
|
Елочные украшения |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
15 |
|
Елочные украшения |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
16 |
|
Елочные украшения |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
17 |
|
Подарки к Рождеству |
2 |
|
Мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
18 |
|
Подарки к Рождеству |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
19 |
|
Подарки к Рождеству |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
20 |
|
Подарки к Рождеству |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
21 |
|
Лепка животных |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
22 |
|
Лепка животных |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
23 |
|
Лепка животных |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
24 |
|
Лепка животных |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
25 |
|
Подарки к 8 Марта |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
26 |
|
Подарки к 8 Марта |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
27 |
|
Подарки к 8 Марта |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
28 |
|
Подарки к 8 Марта |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
29 |
|
Пасхальные сувениры |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
30 |
|
Пасхальные сувениры |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
31 |
|
Пасхальные |
2 |
|
мастер |
ДДТ |
Наблюдение |
|
|
сувениры |
|
|
класс |
|
|
32 |
|
Пасхальные сувениры |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
33 |
|
Композиция ко Дню Победы |
2
|
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
34 |
|
Композиция ко Дню Победы |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
35 |
|
В гостях у сказки |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
36 |
|
Итоговое занятие |
2 |
|
презента ция |
ДДТ |
Итоговая диагностика Мониторинг |
|
|
Итого |
72 |
|
|
|
|
Таблица 6.
№ п/п |
Да та |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Время провед ения заняти я |
Форма занятия |
Мест о пров еден ия
|
Форма контроля |
1 |
|
Вводное занятие |
2 |
|
презента ция |
ДДТ |
Входная диагностика Анализ |
2 |
|
Сказочные персонажи |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение Диагностик а |
3 |
|
Сказочные персонажи |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
4 |
|
Сказочные персонажи |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
5 |
|
Сказочные персонажи |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
6 |
|
Герои басен |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
7 |
|
Герои басен |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
|
Герои басен |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
9 |
|
Герои басен |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение
|
|
10 |
|
Мультипликационн ые герои |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
11 |
|
Мультипликационн ые герои |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
12 |
|
Мультипликационн ые герои |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
13 |
|
Мультипликац ионные герои |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
14 |
|
Новогодние фантазии |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
15 |
|
Новогодние фантазии |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
16 |
|
Новогодние фантазии |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
17 |
|
Новогодние фантазии |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
18 |
|
Зимнее волшебство |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
19 |
|
Зимнее волшебство |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
20 |
|
Зимнее волшебство |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
21 |
|
Зимнее волшебство |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
22 |
|
Комбинированный способ лепки |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
23 |
|
Комбинированный способ лепки |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
24 |
|
Комбинированный способ лепки |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
25 |
|
Комбинированный способ лепки |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
26 |
|
Куколки на палец |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
27 |
|
Куколки на палец |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
|
28 |
|
Куколки на палец |
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
|
29 |
|
Сюжетная композиция |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
30 |
|
Сюжетная композиция |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
31 |
|
Сюжетная композиция |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
32 |
|
Ленточный способ лепки |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
33 |
|
Ленточный способ лепки |
|
2
|
|
мас тер класс |
ДДТ |
Наблюдение |
34 |
|
Ленточный способ лепки |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
5 |
|
Ленточный способ лепки |
|
2 |
|
мастер класс |
ДДТ |
Выставка |
36 |
|
Итоговое занятие |
|
2 |
|
презента ция |
ДДТ |
Итоговая диагностика Мониторинг |
|
|
Итого |
72 |
|
|
|
|
|
В программе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, общение, творчество.
Для поддержания постоянного интереса к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда.
Материально-техническое обеспечение программы.
Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения: материалов, инструментов, образцов, методической литературы.
Материалы и инструменты:
Соленое тесто: мука (пшеничная), соль, холодная вода. Кисть, валик для раскатывания теста, шампур, зубочистка, деревянная палочка для обработки краев, маленький кухонный нож, вилки, карманная расческа, формочки для выпечки, кофейное ситечко, чесноковыжималка, специальное колесико для резки теста и другое. Бумага для принтера белая и цветная, картон белый и цветной, гофрированная бумага, картон, ткань, нити вязальные, синтепон, трехслойные салфетки, основы деревянные и виниловые, мелованная гуашь. Разные виды красящих материалов, ножницы, клей полимерный, резаки, калька, копировальная бумага, дощечки. Рамки разных размеров.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования высшей категории, прошедший курсы профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации не реже чем один раз в три года. Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
2.3. Методическое обеспечение программы
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей с синдромом Дауна на которых рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Достижение поставленной цели в учебновоспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
При планировании программы учтены психофизические особенности и возможности таких детей, а также основные виды лепки: лепка по представлению, лепка по замыслу, сюжетная лепка, объемная и плоскостная лепка.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации занятий используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ
Форма работы: Совместная деятельность ребенка с педагогом.
Для создания коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья обязательными и очень эффективными являются следующие приемы: игровые ситуации; ситуации успеха;игровые тренинги; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы; смена видов деятельности.
Социально-психологический климат
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально-психологического климата.
Социально-психологический климат – эмоциональная атмосфера, отражающая систему межличностных отношений.
Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной деятельности и развитию личности).
Средства влияния на климат:
- материально-технические условия;
- санитарно-гигиенические условия;
- четкая организация деятельности;
- единство требований;
- педагогические ситуации; - педагогические игры.
Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие качества педагога способствуют возникновению положительной эмоциональной атмосферы.
Мотивация интереса к занятию лепкой
Мотивация - вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Сущность мотивации заключается в тонком, деликатном «подталкивании» обучающегося к выполнению определенных действий, исключающем открытое «давление», принуждение.
Мотивация концентрирует внимание обучающегося на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать направленность на учебную работу.
1. Вводная диагностика осуществляется на первых занятиях, заполняется диагностический лист. Выполняются технологические пробы и различные упражнения в работе с материалом.
2. Итоговая диагностика осуществляется через проведение итоговой диагностики и итоговой выставки по окончании изучения образовательной программы, заполняется диагностический лист обучающегося по адаптированной программе дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Синдром Дауна (Приложение 1).
2.5. Диагностический инструментарий
«м» - минимальный уровень (предоставленный вариант работы выполняется с трудом);
«б» - базовый уровень (понимает суть изученных знаний и применяет их на практике);
«п» - повышенный уровень (оригинально, не стандартно применяет полученные знания, умения и навыки на практике.
«т» - творческий уровень (творчески подходит к решению поставленных задач, является призером конкурсов различного уровня)
Таблица «Достижения» обучающегося по программе «Волшебные пальчики»
2.6. УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОСПИТАЛКА» (Приложение 2).
3.1. Список использованной литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ[9];
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р[10];
3.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением правительства РФ от 29.05.2015 г №996-р.
5. Методические рекомендации «Обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей» Протокол Методсовета ГБУ РО РМЦДОД от 28.05.2021 №2;
6. Методические рекомендации по оформлению и подготовке дополнительных общеобразовательных программ к прохождению процедуры независимой оценки качества для включения в реестр сертифицированных программ, Региональный модельный центр РО ,2023 г.
7. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей//Дефектология.2021№3
8. Выготский Л.С. Психология искусства, М.: 2021, -81с.
9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:-204 с.
10. Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. Практикум по игровой психотерапии. СПб, изд. «Питер», 2020.
11. Соленое тесто. Большая книга поделок. – М.:Эксмо, 2020.-224с.
3.2. Список литературы для работы педагога
1. Азбука соленого теста/Ольга Чибрикова. - М.:Эксмо, 2020.-144с.
2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Смоленск: Русич, 2021 г.
3. Кискальт Изольда. Соленое тесто - «АСТ – ПРЕСС», Москва-2022г.
4. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. Санкт-Петербург: Кристалл, 2022 г.
5. Лепим из пластилина. Автор-составитель З. Марина; худ. А.Соловьев. – СПб: Кристалл, КОРОНА принт, 2021. -224с.
6. Сиротюк А.С. «Воспитание ребенка в инклюзивной среде», Издательство «ТЦ Сфера», 2019г.
7. Лапп Е.А., Шипилова Е.В., «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах» Волгоград, Издательство «Учитель», 2023г.
8. Карасева Е.Г. «Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» М., «Русское слово» 2021 г.
9. Жиянова П.Л. Хрестоматия «Развитие от рождения до школы» М., Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2022 г.
10. Либби Кумин перевод с английского Грозная Н.С., «Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна» М., Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2019г.
3.3. Список литературы для детей
1. Алексахин Н.Н. «Волшебная глина». М.: «Агар», 2021- 65с.
2. Аракчеева Н.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М.: Малыш, 2019. – 124с.
3. Либби Кумин перевод с английского Грозная Н.С., «Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна» М., Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2019 г.
3.4. Список литературы для родителей
1.Боголюбов И.С. «Лепка на занятиях в школьном кружке». М.: «Просвещение», 2020. – 95с.
2. Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарноиздательский центр «Владос», 2021. – 235 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:
«Просвещение», 2022. – 89 с. 3.5. Интернет ресурсы:
1. www.wikipedia.ru Медицина,1989.-0304
2. www.portalus.ruwww.webcommunity.tu
3. https://downsideup.org/s-chego-nachat/
Приложение 1
4.1. Входная (итоговая диагностика) на ________ уч. год
Цель: Выявление уровня знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста.
Инструкция: при проведении итогового контроля за полугодие или год педагог проводит входную и итоговую диагностику, используя при этом такие методы, как наблюдение и анализ. Данные заносятся в таблицу
Таблица 8.
|
Входная (итоговая диагностика) на ________ уч. год |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов:
Критерии контрольных срезов по ленке из соленого теста: Организация рабочего места: м – не умеет организовывать; б - организация слабая; п- видит ошибки, может исправить; т - четкая организация.
Соблюдение Т/Б:
м – нельзя допускать к самостоятельной работе; б - знания не прочные, необходимо напоминать; п - знания не прочные, контролирует сам; т - соблюдает постоянно, самоконтроль. Навыки работы с инструментами и материалами:
м – не владеет, необходим контроль; б - делает ошибки, нужна помощь; п - допускает ошибки, оправляется сам; т - имеет хороший навык работы. Качество и аккуратность изделия:
м – не соответствует изделие образцу;
б - серьезные недочеты, требует корректировки; п - мелкие недочеты, легко устранить; т - работа выполнена правильно.
Самостоятельность: м – не справляется с заданием, требует помощи; б - часто обращается за помощью; п - работает самостоятельно, иногда обращается за помощью; т - уверенно выполняет задание.
Творческое проектирование: м – работает по образцу, обращается за советом; б - работает по образцу; п - в ходе работы вносит творческие идеи; т - творчески работает и оказывает помощь другим.
24 – 19 б – творческий уровень ЗУН
18 – 16 б – повышенный уровень ЗУН
9 – 15 б – базовый уровень ЗУН
8 – 6 б – низкий уровень ЗУН
Обучающихся по адаптированной программе дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Синдром
Дауна)
Фамилия, имя ребёнка _______________________________________.
Возраст на начало обучения __________________________________.
Таблица 9.
№п/ п |
Результаты усвоения общеразвивающей программы. |
Начало уч. года |
Конец уч. года |
|
|
||
1 |
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. |
|
|
2 |
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими. |
|
|
3 |
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; |
|
|
4 |
Владеет первоначальными навыками активной |
|
|
|
речи, может выразить, просьбу, с помощью односложных слов. |
|
|
5 |
Понимает речь взрослого. |
|
|
6 |
Понимает название предметов обихода, частей тела человека и животных. |
|
|
7 |
Понимает названия окружающих предметов и игрушек. |
|
|
8 |
Активно подражает действиям взрослого в играх и учебных заданиях. |
|
|
9 |
Подражает жестам и мимике взрослого. |
|
|
10 |
Речевое сопровождение в предметнопрактической деятельности. |
|
|
11 |
Владеет поисковыми способами в предметной деятельности — практическими пробами. |
|
|
12 |
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок. |
|
|
13 |
Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств, стремится двигаться под музыку |
|
|
Бал лы |
|
|
|
Уро вень |
|
|
|
Баллы: 0 -1б. – минимальный уровень, 2б. - средний, 3б. – высокий.
Уровни усвоения адаптированной программы: от 0 -13б. – низкий уровень; 14-26 б. – средний уровень; 27-39 – высокий
уровень.
Приложение 2
4.2. Рабочая программа воспитания для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью «Воспиталка»
1. Пояснительная записка………………………………………………….29
2. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательной программы работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью…………………………….29
3. Работа с коллективом обучающихся…………………………………...30
4. Работа с родителями……………………………………………………..31
5. Календарный план воспитательной работы……………………………31
6. Список литературы………………………………………………………35
Рабочая программа воспитания для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью «Воспиталка» (в дальнейшем Программа), разработана для ребёнка с синдромом Дауна.
Актуальность заключается в том, что Программа обеспечивает достижение личностных качеств обучающегося: готовность к саморазвитию, самостоятельности, коммуникации; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности.
Для реализации программы «Воспиталка» выбраны следующие приоритетные направления воспитательной работы:
1. Гражданское - патриотическое воспитание.
2. Духовно-нравственное воспитание.
3. Эстетическое воспитание.
4. Физическое воспитание.
5. Трудовое воспитание.
6. Экологическое воспитание [11].
Программа является приложением к АДОП «Волшебные пальчики» и направлена на успешную социализацию, адаптацию обучающегося с ОВЗ и инвалидностью. Возраст обучающихся 7 – 12 лет.
Рассчитана на успешное взаимодействие ребенка с особенностями и нормотипичных детей в объединении «Донские умельцы», «Папер Крафт». Планируемые мероприятия, направлены на расширение кругозора обучающегося, возможность включиться в учебный процесс, активное участие в общественной жизни объединения и учреждения.
Данная программа адаптирована для проведения занятий один раз в неделю, все материалы соотнесены с актуальными нормативными требованиями общества и учреждения, с реалиями сегодняшнего дня, с учетом психо - физических особенностей обучающегося.
2. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательной программы работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью
Цель программы: создать условия для успешной социализации и формирования позитивного отношения к жизни, воспитание грамотной, активной личности.
Задачи воспитательной работы:
1. формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации;
2. воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
3. формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
4. формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
5. формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
6. воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам своего труда;
7. формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде
8. содействие творческому развитию личности, их социальной активности, потребности в самореализации.
В программе учитываются индивидуальные способности в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными и психо - физическими особенностями обучающегося.
Планируемые результаты:
1. Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Овладение учащимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха.
2. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
3. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
4. Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя образа жизни.
5. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
6. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
7. Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
3. Работа с коллективом обучающихся
Содержание воспитательной работы с коллективом обучающихся заключается в следующем:
1. Привлечение обучающегося с ОВЗ и инвалидностью в мероприятия, проводимые в объединении.
2. Постепенное включение ребенка с особенностями, учитывая их особые потребности и возможности в учрежденческие дела и мероприятия.
3. Организация совместного изготовления поделок для подарков и конкурсов.
4. Работа с родителями
Содержание воспитательной работы с родителями заключается в следующем:
1. Информирование родителей об успехах и проблемах ребенка.
2. Организация родительских собраний, с целью совместного обсуждения наиболее актуальных проблем обучения и воспитания обучающихся.
3. Организация на базе объединения семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на развитие детско-взрослого сообщества.
4. Работа специалистов по запросу родителей при возникновении проблемных ситуаций; - плановое участие родителей в работе психологопедагогических консилиумов с целью обмена мнениями о динамике личностных образовательных результатов ребёнка, о достигнутых результатах и актуальных дефицитах.
5. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности.
6. Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагога и родителей.
5. Календарный план воспитательной работы на 2023 – 2024
Таблица 10.
№ п/ п |
Направление воспитания |
Мероприятия |
Задачи |
Сроки проведе ния |
Ответст венные |
|
Сентябрь |
|
|
||
1 |
Эстетическое |
Давайте знакомиться! дидактическая игра |
адаптац ия |
04.09.23 |
педагог |
2 |
Эстетическое |
«В гостях у солнышка» театрализованная игра |
адаптац ия, заинтере совать |
11.09.23 |
педагог |
3 |
Духовнонравственное воспитание |
Клуб «Папа особенного ребенка» развлечение, мастер – класс, чаепитие |
социали зация |
18.023 |
Педагог и ДДТ, сотрудн ики УСЗН |
4 |
Эстетическое |
«Поговорим о часах» презентация |
развитие памяти, речи |
25.09.23 |
педагог |
|
Октябрь |
|
|
5 |
Общекульту рное |
Подготовка к празднику «День учителя» Учим стихи, поём песни |
социали зация |
02. 10.23 |
педагог |
6 |
Эстетическое |
В гостях в объединении «Донские умельцы» игры |
социали зация |
09.10.23 |
педагог |
7 |
Гражданское - патриотическ ое |
«Поговорим о флаге» беседа |
развитие памяти, речи |
11.09.23 |
педагог |
8 |
Физическое, экологическо е |
«Осень к нам пришла» экскурсия в парк |
любовь к родному краю |
18.09.23 |
педагог |
Ноябрь |
|||||
9 |
Духовнонравственное воспитание |
Клуб «Папа особенного ребенка» развлечение, мастер – класс, чаепитие |
формир ование культур ы |
25.09.23 |
Педагог и ДДТ, сотрудн ики УСЗН |
10 |
Экологическ ое воспитание |
«Птицы Донского края» презентация |
развитие памяти, речи |
06.11.23 |
педагог |
11 |
Экологическ ое воспитание |
«Поговорим о домашних питомцах» презентация |
развитие памяти, речи |
13.11.23 |
педагог |
12 |
Эстетическое |
В гостях в объединении «Донские умельцы» игры |
формир ование эстетиче ской культур ы |
20.11.23 |
педагог |
13 |
Духовнонравственное воспитание |
Клуб «Папа особенного ребенка» развлечение, мастер – класс, чаепитие |
формир ование культур ы |
27.11.23 |
Педагог и ДДТ, сотрудн ики УСЗН |
Декабрь |
|||||
14 |
Эстетическое |
«В гостях у бабушки» театрализация |
социали зация |
04.12.23 |
педагог |
15 |
Физическое, экологическо |
Зимние забавы экскурсия в парк |
укрепле ние |
11.12.23 |
педагог |
|
е |
|
опорнод вигатель ного аппарата |
|
|
16 |
Эстетическое |
«Дом, в котором живет Дед Мороз» презентация |
социали зация |
18.12.23 |
педагог |
17 |
Духовнонравственное воспитание |
Клуб «Папа особенного ребенка» развлечение, мастер – класс, чаепитие |
социали зация |
25.12.23 |
Педагог и ДДТ, сотрудн ики УСЗН |
Январь |
|||||
18 |
Физическое воспитание |
«Как правильно одеваться осенью и зимой» дидактическая игра |
социали зация |
08.01.24 |
педагог |
19 |
Физическое воспитание |
«Правила пожарной безопасности» беседа |
зож |
15.01.24 |
педагог |
20 |
Духовнонрвственное |
Акция «Ладошки» |
моторик а формир ование эстетиче ской культур ы |
22.01.24 |
педагог |
21 |
Духовнонравственное |
Акция «Письмо солдату» |
развитие памяти, мышлен ия |
29.0124 |
Педагог и ДДТ |
Февраль |
|||||
22 |
Физическое воспитание |
«Осторожно лед» беседа |
зож |
05.02.24 |
педагог |
23 |
Эстетическое воспитание |
«С 23 февраля» изготовление открытки |
моторик а рук |
12.02.24 |
педагог |
24 |
Духовнонравственное воспитание |
«Сундучок добрых дел» беседа |
развитие памяти, мышлен ия |
19.02.24 |
Педагог и ДДТ |
25 |
Духовнонравственное воспитание |
Клуб «Папа особенного ребенка» развлечение, мастер – класс, чаепитие |
социали зация |
26.02.24 |
Педагог и ДДТ, сотрудн |
|
|
|
|
|
ики УСЗН |
Март |
|||||
26 |
Эстетическое воспитание |
«Порядок дома, порядок везде» просмотр обучающего фильма |
социали зация |
04.03.24 |
педагог |
27 |
Эстетическое воспитание |
«Узелок завяжется» дидактическая игра |
развитие памяти, мышлен ия |
11.03.24 |
педагог |
28 |
Физическое воспитание |
«Витамины – наши друзья» беседа |
зож |
18.03.24 |
Педагог и ДДТ |
30 |
Духовнонравственное воспитание |
Клуб «Папа особенного ребенка» развлечение, мастер – класс, чаепитие |
|
25.03.24 |
Педагог и ДДТ, сотрудн ики УСЗН |
Апрель |
|||||
31 |
Трудовое, эстетическое |
«Чудеса своими руками» выставка конкурс |
укрепле ние опорнод вигатель ного аппарата |
01.04.24 |
Педагог и ДДТ |
32 |
Гражданское - патриотическ ое |
«День космонавтики» презентация |
социали зация |
08.04.24 |
педагог |
33 |
Физическое |
«Внимание зебра» акция по ПДД |
зож |
15.04.24 |
Педагог и ДДТ |
34 |
Духовнонравственное воспитание |
Клуб «Папа особенного ребенка» развлечение, мастер – класс, чаепитие |
социали зация |
22.04.24 |
педагог |
35 |
Духовнонравственное воспитание |
«Красота спасет мир» выставка поделок |
формир ование эстетиче ской культур ы |
29.04.24 |
Раб отники РДК |
Май |
|||||
36 |
Духовнонравственное |
«Пасхальные традиции» презентация |
социали зация |
06.05.24 |
педагог |
6. Список используемой литературы
1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения)- М.,2020 г.
2. Федоренко Л.Г. Секреты общения. - СПб.,2023 г.
3. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений. -Ростов-на-Дону,2021 г.
4. 3агребина Г.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2022 г.
5. Данилков А.А., Литвиченко Е.М. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2019.
6. Лобачева С.И., Щиголь К.В., Жиренко О.Е. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. - М., 2022 г.
7. Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьника жить весело. - Ярославль, 2020 г.
8. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Подари себе праздник: энциклопедия. В
2 т. / - М.: Сталкер, 2019 г.
9. https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/razvitie-poznavatelnoydeyatelnosti-detey-s-sindromom-dauna-posobie-dlya-roditeley/
Приложение 3 4.3. Анализ эффективности программы
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья познать мир, сложный и недоступный, поможет познать себя и заявить миру: «Я такой же, как все!».
Мною разработан учебный методический комплект для детей с ОВЗ:
1. Программа «Волшебные пальчики», по лепке из соленого теста для детей с синдромом Дауна, утвержденная на педагогическом совете №1 от 29.08.2023 года.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Рабочая программа «Воспиталка».
Данная программа доказала свою актуальность и эффективность. Пройдя долгий путь обучения по данной программе ребенок с синдромом Дауна преодолел многие свои трудности. Социализация прошла успешно.
Обучающийся активно принимал участие в жизни учреждения, в конкурсах, фестивалях, в летних оздоровительных компаниях.
Полина Власова занималась в объединении по программе «Волшебные пальчики» с 2013 года, на тот момент ей было 5 лет (https://ddtudonet.ucoz.ru/news/pervye_pobedy/2017-06-07-250). Это очень добрая, светлая, талантливая девочка.
Когда её в первый раз за ручку привела на занятие мама, никто не знал, что у нас получится, потому что не имели опыта работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью!
Но как оказалось лепка из соленого теста - один из возможных путей решения проблемы (https://ddt-udonet.ucoz.ru/news/solnechnye_deti/2016-0303-133). Учась вместе, мы прошли долгий путь.
Занятия проходили индивидуально и начинали с самого простого, учились отрывать маленькие кусочки теста, катать колобок и делать лепешку.
Закончив успешно обучение по программе «Волшебные пальчики» было принято решение перевести в группу нормотипичных детей (https://ddtudonet.ucoz.ru/news/nasha_zhizn/2021-04-16-1205). Адаптация прошла успешно, ребенок с синдромом Дауна не испытывала особых трудностей, в отличии от нормотипичных детей. Мной проводилось много бесед и игр, в результате которых ребята смогли подружиться и принять друг друга (https://ddt-udonet.ucoz.ru/news/nashi_budni_i_prazdniki/2019-03-05-498 , https://ddt-udonet.ucoz.ru/news/solnyshko_v_ladoshke/2022-12-07-1762 , https://ddt-udonet.ucoz.ru/news/znaj_nashikh/2022-12-05-1759). (https://ddtudonet.ucoz.ru/news/otchetnyj_koncert_mbou_do_ddt_2018_2019/2019-05-23538 , https://ddt-udonet.ucoz.ru/news/do_novykh_vstrech/2018-07-13-425)
Очень волновались, отправляя на конкурс одну из первых работ
Полины «Кот в розах» (https://ddtudonet.ucoz.ru/news/malenkimi_shagami_k_bolshim_pobedam/2017-06-07-249).
Полина принимала активное участие во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях муниципального, районного и Регионального уровня. В данный по момент по семейным обстоятельствам Полина не может посещать занятия. Ребята скучают и спрашивают о ней.
Пройдя долгий путь работы с особенным ребенком, считаю обучение таких детей нужно начинать чем раньше, тем лучше.
Итогом моей работы стала победа в Победитель 2 место в областном этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования
"Сердце отдаю детям" в 2020 году (https://ddt-
udonet.ucoz.ru/news/itogi_goda/2021-01-27-1141,https://ddt-
udonet.ucoz.ru/news/vizitnaja_kartochka_serdce_otdaju_detjam_cvetkova_o_ju/20
20-10-01-1023)
Второй год занимаюсь с мальчиком с синдромом Дауна, его зовут Артем и ему 9 лет. Мы в начале долгого и сложного пути.
Таблица «Достижения» учета участия обучающихся по программе
Таблица 7.
ФИО ребенка |
Дата |
Название конкурса, выставки |
Результат |
Власова Полина |
декабрь 2019 г. |
в номинации «Наши руки не знают скуки» открытого Фестиваля для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу» |
Диплом победителя |
Власова Полина |
март 2020 г. |
Районная выставка-конкурс прикладного творчества, посвященной 55-летию Усть- Донецкого района |
Грамота за 2 место |
Власова Полина |
апрель 2021 г. |
Районная выставка-конкурс прикладного творчества «Дорога в космос», посвященной 60-летию полета в космос Юрия Гагарина |
Грамота за 3 место |
Власова Полина |
декабрь 2022 г. |
Всероссийского конкурса для детей с ОВЗ «Рукам работа- сердцу приятно» |
Диплом II степени |
Власова Полина |
декабрь 2022 г. |
Всероссийский творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга творчества» |
Диплом III степени |
Власова Полина |
март 2023 г. |
В районной выставке – конкурсе прикладного творчества, посвященной году педагога и наставника «Нет на свете мудрее профессии» |
Грамота за 1 место |
[1] Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); 2Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
[2] Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
[3] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении Сан Пи Н 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации, режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. №16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
[5] Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»);
[6] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
[7] Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р (ред. от 30 марта 2018 г.) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». 9 Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 № АБ-3924/06
[8] Список литературы
[9] http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
[10] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204040022
[11] chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://153nsk.ru/wp-content/uploads/Adaptirovannaya-programmavospitaniya.pdf
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.