МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Муниципальное образование г.Братска
МБОУ г. Братска "СОШ № 41 "
РАССМОТРЕНО На заседании МО ________________________ Долженко М.И. Приказ №1 от «29» августа 2023 г.
|
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________________________ Чижикова О.В Приказ №1 от «30» августа 2023 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №41» ________________________ Власова Е.В. Приказ №1 от «31» августа 2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я познаю мир»
7.2 (ЗПР)
для обучающихся 3-х классов
БРАТСК,2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
У детей с ЗПР замедленное развитие психических процессов: познавательной деятельности, мышления, внимания, памяти, общей и мелкой моторики. Дети слабо владеют техническими и изобразительными навыками, поэтому во внеурочной деятельности дети учатся вырезать и наклеивать, закреплять приёмы лепки, освоенные в предыдущих группах; формировать представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Для этого необходимо направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Важно закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок. Учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.
Актуальность программы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР определяется тем, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики, которые недостаточно развиты у детей данной категории.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Формировать навыки исполнительского мастерства.
5. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
6. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Умелые пальчики» рассчитана на 1 год обучения: 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые пальчики» включает в себя следующие разделы:
1. Диагностика
2. Лепка
3. Работа с природным материалом
4. Аппликация
5. Бумагопластика
6. Конструирование
В разделе «Диагностика» определяется уровень сформированности мелкой моторики у каждого ребенка с помощью специальных методик: Н.И. Гуткиной "Домик"; «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».
В разделе «Лепка» обучающиеся познакомятся со свойствами соленого теста, пластилина, самозатвердевающего пластика. Научатся выполнять простые фигурки. Занимаясь лепкой ученики смогут развивать и совершенствовать точные движения пальцев рук, координировать ловкость движений.
Раздел «Работа с природными материалами» ориентирован на применение широкого комплекса приемов и техник, позволяющих обучающимся в процессе творческих поисков находить и реализовывать новые идеи при работе с природными материалами.
В разделе «Аппликация» все виды деятельности способствуют развитию координации движений кисти, логического мышления и пространственного воображения. Дают возможность учащимся научиться пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Бумагопластика» учащиеся получат возможность овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научатся мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях. Освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами обучающиеся сумеют выполнить самые разнообразные изделия: игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.
В разделе «Конструирование» учащиеся научатся создавать элементарную модель, получат возможность для развития творческих способностей, изобразительных и технических умений. Смогут самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, выбирать способы скрепления деталей, определять сюжет, планировать деятельность, достигать результат и оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
· Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
· Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
· Формирование уважительного отношения к иному мнению.
· Развитие мотивов внеурочной деятельности и формирование личностного смысла деятельности.
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
· Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
· установление отличия верно выполненного задания от неверно выполненного.
Познавательные УУД:
· осуществление поиска нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
· использование знаков, символов, моделей, схем для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
· ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного.
Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
· учет разных мнений, стремление к координации при выполнении коллективных работ;
· формулирование собственного мнения и позиции;
· соблюдение корректности в высказываниях;
· владение монологической и диалогической формой речи для регуляции своего действия.
· осуществление сотрудничества;
· выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
· Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня, соответствующего данному возрасту.
· Овладение разными видами трудовой деятельности.
· Умение создавать художественный образ своего изделия.
· Овладение приемами работы с разными инструментами.
· Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
Формы внеурочной деятельности |
Формы контроля |
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
Дата изучения
|
1. Диагностика – 2 часа |
||||||
1 |
Диагностика сформированности мелкой моторики Н.И. Гуткиной "Домик"; «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».
|
Выполнение заданий |
|
|
|
|
2 |
Диагностика сформированности мелкой моторики Н.И. Гуткиной "Домик"; «Рисование ножницами»,«Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».
|
Выполнение заданий |
|
|
|
|
2. Лепка- 4 часа |
||||||
3 |
Аппликация из пластилина «Веточка рябины» |
1.Просмотр видеоролика «Осень» 2.Анализ готового образца 3.Практическая часть-выполнение работы |
|
Выставка работ |
|
|
4 |
Аппликация из пластилина «Осенний букет» |
1.Просмотр видеоролика «Осень в лесу» 2.Анализ готового образца 3.Практическая часть-выполнение работы |
|
Выставка работ |
|
|
5 |
Аппликация из пластилина «Осенний урожай» |
1.Отгадывание загадок по теме «Дары осени» 2.Анализ готового образца 3.Практическая часть-выполнение работы
|
|
Выставка работ |
|
|
6 |
Аппликация из пластилина «Грибная полянка» |
1.Просмотр ролика «Съедобные и несъедобные грибы» 2.Анализ готового образца 3.Практическая часть-выполнение работы
|
|
Выставка работ |
|
|
Работа с природным материалом – 4 часа |
||||||
7 |
Коллективное панно из листьев «Подводный мир» |
Теория: Гербарий. Правила сбора и оформления. Практика: Коллективное панно из листьев «Подводный мир» |
|
|
|
|
8 |
Аппликация из листьев «животные» |
Подготовка листьев и растений к работе (правила сушки, проглаживания). Поэтапное выполнение работы. Оформление рамочки. Самостоятельная работа по замыслу.
|
|
|
|
|
9 |
Поделка из перьев «Райские птицы» |
Теория: Знакомство с особенностями материала. Строение пуха, перьев. Практика: Цветы из перьев. Изготовление и оформление букета. Поделка «Райские птицы» (с использованием пластилина).
|
|
|
|
|
10 |
Поделка из шишек «Лесовичок» |
Теория: Знакомство с особенностями материала. Разновидности шишек. Практика: Поделки «Старичок-лесовичок». Работа с еловыми и сосновыми шишками. Использование пластилина и подручных средств.
|
|
|
|
|
1. Аппликация – 6 часов |
||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
2. Электричество – это чудо – 3 часа |
||||||
17 |
Чем человек заменил свечу? |
1.Работа с энциклопедией 2.История свечи 3.Беседа по вопросам |
Выполнить задание рабочего листа |
|
https://ya.ru/video/preview/10658432962480009982
https://ya.ru/video/preview/5917214030670187993
|
|
18 |
Откуда в наш дом приходит электричество |
1.Разбор презентации 2.Работа со схемой |
Подготовка сообщения |
|
https://ya.ru/video/preview/10658432962480009982
|
|
19 |
Мои первые исследования и открытия Загадки электричества |
1.Работа с электрическим детским конструктором 2. Проведение простых опытов 3. Загадки электричества – просмотр обучающего видео |
Тестовое задание |
|
https://ya.ru/video/preview/12947158975766424416
https://ya.ru/video/preview/12947158975766424416
|
|
3. Транспорт – 4 часа |
||||||
20 |
Железная дорога.БАМ |
1.Детям о Бам (видеоролик) 2.Что такое БАМ? Беседа по презентации 3. Интерактивная игра поезда |
Сообщение об одной из профессий РЖД ( проводник, машинист и т.д) по плану |
|
https://yandex.ru/video/preview/12245193630605001601
|
|
21 |
Как выглядел первый автомобиль? |
1.Как выглядел первый автомобиль (видеоряд/ эволюция) 2.Схема работы автомобиля (зарисовать) 3.ПДД 4.Представление профессий РЖД
|
Задания на карточке |
|
https://ya.ru/video/preview/10954854084907399704
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
|
|
22 |
Городской транспорт |
1.Виды городского транспорта 2.История троллейбуса 3.Правила поведения в общественном транспорте/беседа |
Тестовое задание |
|
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
|
|
23 |
Викторина «История транспорта» |
Командная эстафета по заданиям |
|
|
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
|
|
История предметов- помощников – 7 часов |
||||||
24 |
Часы. Часики |
1.Просмотр обучающего видео 2.Музыкальная физминутка фиксики «Часики идут» 3.Виды часов (видеоряд) |
Зарисовать часы, подписать части |
|
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
|
|
25 |
Фен |
1.Откуда к нам пришел фен? Беседа по презентации 2.Правила использования и ТБ/ беседа |
Зарисовать фен, подписать части |
|
https://ya.ru/video/preview/9265279804051627514
https://ya.ru/video/preview/13415807810281212088
|
|
26 |
Батарейки и фонарик |
1.Просмотр обучающего видео 2.Схема фонарика / презентация 3.Зарисовка схемы в альбоме |
Подготовить сообщение по одной из предложенных тем |
|
https://ya.ru/video/preview/3687083102608372837
https://ya.ru/video/preview/3687083102608372837
|
|
27 |
Фотоаппарат и видеокамера |
1.Путешествие в прошлое фотоаппарата 2.Изготовление модели фотоаппарата из бумаги |
Сообщение о видеокамере |
|
https://ya.ru/video/preview/10789984684928608038
|
|
28 |
Фотоаппарат и видеокамера |
1.Представление сообщений 2.Камера на телефоне, принцип работы 3. Создание ролика при помощи программы |
Создание видеоролика «Моя семья» |
|
https://ya.ru/video/preview/10789984684928608038
|
|
29 |
Машинка для стрижки |
1.Роль внешнего вида человека/беседа 2.Машинка для стрижки/видео 3.ТБ |
Зарисовать машинку для стрижки, подписать её части |
|
https://tehnikaland.ru/melkaya-byitovaya-tehnika/istoriya-mashinki-dlya-strizhki-volos.html?ysclid=m1f11j8xcs682631726
|
|
30 |
Муз.центр |
1.Мир звуков (эволюция магнитофона, видеоряд) 2. Муз.колонка история 3.Схема простой беспроводной колонки
|
|
|
https://ya.ru/video/preview/10789984684928608038
|
|
Мы учёные – 4 часа |
||||||
31 |
Кто такие учёные и исследователи? |
1.Обсуждение профессии «Учёный и исследователь» 2.Знакомства с учеными России и их открытиями (видеоролик) |
Творческое задание «Чтобы я хотел изобрести/усовершенствовать, если б был учёным» |
|
https://ya.ru/video/preview/12613020597256451599
https://ya.ru/video/preview/17032129211833890689
https://ya.ru/video/preview/17032129211833890689
|
|
32 |
Где живёт информация? |
1.Представление творческих работ ребят 2. Виды обработки информации/работа по презентации |
Изготовление школьной газеты «Наша Классная жизнь», совместно с родителями |
|
https://rutube.ru/video/cbf5615aecc459a46dc7ac4b3cc6fb95/?r=plwd https://rutube.ru/video/cbf5615aecc459a46dc7ac4b3cc6fb95/?r=plwd
|
|
33 |
Наши проекты Оформление и представление проекта. |
Разбор и обзор проектов |
Выбор темы мини-проекта
|
|
https://rutube.ru/video/cbf5615aecc459a46dc7ac4b3cc6fb95/?r=plwd
|
|
34 |
Представление проектов |
Представление проектов |
Оценивание |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.