авторская программа дополнительного образования "Основы дизайна" для учащихся 11-14 лет. Автор Бадер ЛА, учитель ИЗО и технологии высшей категории, педагог доп. образования.

  • doc
  • 04.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Авторская программа доп. образования Основы дизайна. Бадер ЛА.doc


 

 

 

 


Содержание.

Раздел1. Комплекс основных характеристик  дополнительной общеразвивающей программы.

1.1    Пояснительная записка……………………………………….….4

1.2    Цели и задачи программы……………………………………….8

1.3   Учебный план. Содержание программы…………………..…….9

1.4    Планируемые результаты……………………………………….10

 

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.

2.1  Календарный учебный график………………………….….…..22

2.2  Условия реализации программы……………………………….22

2.3  Формы аттестации……...……………………………………….23

2.4  Методические материалы……………………………………....23

2.5  Рабочая программа воспитания………………………………..25

     2.6  Календарный план воспитательной работы…………………..26

 

 

Список  литературы……………………………………………….28


Содержание

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка…………………..……………..…    4

 

1.2

1.3  

  Цель и задачи программы………….……...……………...    6

1    Учебный план. Содержание ………………………..........    7

 

 

1.4

Планируемые результаты……………………………..….   16

 

 

 

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график……………………………  18

 

2.2

Условия реализации программы…………………………   18

 

2.3

Оценочные материалы………………………………..….    19

 

2.4

Методические материалы …………………………….…   19

 

2.5

Рабочая программа воспитания ………………………..    20

 

2.6

Календарный план воспитательной работы………....…    23

 

 

Список литературы………………………………………    24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса дополнительного образования «Основы дизайна» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Направленность программы

На формирование у школьников особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования  как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонии, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей, т.е. дизайнерское мышление.

 

Актуальность

Обусловлена необходимостью научить подрастающее поколение грамотно использовать в современном  противоречивом мире обилие художественных форм, красок, инновационных и технических возможностей. А также появление новых актуальных профессий дизайнер, декоратор, проектировщик  образовательных, музейных, выставочных пространств, культурных акций и событий.

Новизна программы

Заключается в соединении теоретического и практического материала, методах и формах организации учебной деятельности. На занятиях ребятам предлагается представить себя в роли:  художника, конструктора, дизайнера др. Использование  принципа: сотрудничество и сотворчество, создание на занятиях атмосферы равенства "партнеров" в общении,   является важной отличительной особенностью данной программы от многих других, предложенных в рамках системы дополнительного образования.

  Уровень программы программа «Основы дизайна» относится к программам базового уровня. Она направлена на  формирование основных умений и навыков  в художественном конструирование:   рисунки, эскизы, чертежи-проекты, моделирование, создание  композиций. А  так же способствует  развитию наблюдательности, внимания, образного мышление и пространст­венного воображения.

Целевая аудитория.

Адресат программы. В программе «Основы дизайна» заявлен принцип равного доступа для учеников среднего школьного возраста к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья.

Данная программа направлена на социальную адаптацию, культурное развитие личности учащихся и их творческой самореализации.

Программа рассчитана на детей 11–14 лет. Для этого возраста характерна значительная активность в мышлении, в познавательной деятельности, подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них  причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений они задают много вопросов при изучении нового материала, требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление, логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной работы, формирование умения работать с дополнительной литературой, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении заданий.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т. е.  развитие у них познавательных потребностей, интересов, мотивов учения.

Состав группы: разновозрастной. В группу набираются дети, желающие освоить дизайнерское проектирование независимо от уровня подготовки, возраста и способностей.

Возраст учащихся: По программе могут обучаться дети преимущественно в возрасте от 11 до 14 лет.

Численный состав групп: 7 - 15 человек. Численный состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания учащихся в освоении данной программы.

Объем и срок реализации программы

Объем  программы 102  часа. Программа рассчитана на 3 года.

В  рамках  реализации   программы   предусмотрена   выставка  творческих  работ и защита проектов.

Форма обучения – очная.

Уровень программы – базовый.

Особенности организации образовательного процесса:

Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение трех лет обучения. Занятия проводятся в группе. Наполняемость учебной группы не более 15 человек.

Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41.

Общее количество часов в неделю – 1 час.

Продолжительность одного академического часа – 40 минут.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Формы проведения занятий:

1.     Практическое занятие

2.     Беседа

3.     Самостоятельная работа

4.     Защита проекта.

5.     Экскурсии.

 

Формы организации деятельности детей на занятии:

- фронтальная – при показе, беседе, объяснении;

- групповая, в том числе работа в парах – при выполнении практического задания, работе над творческим проектом.

 

1.2.          Цели и задачи программы.

Цель программы:

 Создать  условия  для  формирования  и развития  у школьников особого стиля  мышления -  проектного.

Задачи:

Образовательные: 

 

1. Способствовать формированию основных умений и навыков  в художественном конструирование:   рисунки, эскизы, чертежи-проекты, моделирование, создание  композиций.

2. Повысить графическую грамотность (чтение чертежей и выполнение различных видов графических работ).

3.Обучить навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами  как со   средствами художественной выразительности.

Развивающие:

 

1.Развить творческие способности учащегося по средствам изобразительных искусств;

2.Способствовать развитию наблюдательности, внимания, образного мышление и пространст­венного воображения.

3.Содействовать формированию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

 

1. Формирование  ценностного  отношения  к творческой деятельности;

2.Способствовать развитию  социализации обучающихся путем приобщения их к совместной работе, а также современным культурным тенденциям в сфере дизайна.

3. Формирование  способностей к самореализации и саморазвитию.

 

1.3. Учебный план. Содержание программы.

В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита (по окончанию  курса), презентация, экспертная деятельность. При этом обучающиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, технологические умения и навыки.

Учащиеся должны научиться и освоить умение делить единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания.

Учебные задания прививают обучающимся необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.

Формы обучения:

·                 сценарии  занятий  выстраиваются по схеме: "прочувствовать – осознать – выявить свое отношение";

·                 активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на занятиях;

·                 формы урока: беседа – диалог, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"), сочетание коллективной и индивидуальной работы, работа в парах.

·                 комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.).

Методы обучения:

·                 эмоционально-художественное "погружение",

·                 художественно-творческое и образное моделирование,

·                 активизация воображения и творческого представления,

·                 сравнение и сопоставление,

·                 импровизация,

·                 субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора),

·                 дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от частного к общему и от общего к частному ).

Перечень творческих и практических работ:

- Превращение реалистического изображения  в  декоративное,

абстрактное.

- Мысленный разбор предметов на составляющие элементарные части.

- Проектирование зон комнаты (выполнение эскизов, план)

- Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор

цветов по колориту.

- Упражнение на составление контрастных цветовых сочетаний.

- Упражнение на цвет (влияние фактуры на цвет).

- Контраст, нюанс, симметрия и асимметрия, ритм. Правила передачи движения и покоя в композиции.

-Построение перспективы интерьера.

- Проектирование элементов интерьера.

- Ландшафтное проектирование.

- Агротехника цветочно-декоративных растений.

- Экспликация и зонирование территории.

 

Программа первого года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их возможностей на практике. Третий –  «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн - проектов. Четвертый «Ландшафтный дизайн»- направлен на разработку и проектирование ландшафтных композиций.

Первый год обучения.

 

 

Предметные блоки

Кол-во

часов

1

Изобразительная грамота

10

2

Материаловедение

6

3

Проектирование

9

4

Ландшафтный дизайн

10

Всего

35

 

Программа второго года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Графический дизайн» - художественно-проектная деятельность, направленная на развитие графической грамотности,  на изучение основ живописи, дизайнерской композиции. Практическая часть, составление композиции  «Икебана».   Второй блок – «Ландшафтный дизайн» - направлен на проектирование ландшафтных композиций, зонирование территорий, а также на изучение стилей в ландшафтном дизайне и составление сметы объекта. Третий –  «Дизайн интерьера»  направлен  проектирование интерьера, где объектом для творчества будет комната для релаксации.  Четвертый «Бумагопластика» -  это направление развивает пространственное воображение, глазомер умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку и активно включается в продуктивную деятельность.

 

Второй год обучения.

 

 

Предметные блоки

Кол-во

часов

1

Графический дизайн

10

2

Ландшафтный дизайн

11

3

Дизайн интерьера

5

4

Бумагопластика

9

Всего

35

 

Программа третьего года обучения состоит из одного  предметного блока «Ландшафтный дизайн», который направлен на изучение  цветочно - декоративных растений, разработку и проектирование ландшафтных  композиций с включением ручья, природного камня, декоративного болота. Это блок  также знакомит  с множеством  решений  благоустройства ландшафтных территорий  и земельных  участков. А знания о  возведении  альпийских горок, и оформление газонов и клумб, с включением  малых архитектурных форм (скульптур, беседок, мостиков, качелей), искусственных водоемов и многое другое помогут обучающимся создать мини – проекты: «Альпинарий», «Мой сад», «Любимый уголок».

Третий год обучения.

 

 

Предметные блоки

Кол-во

часов

1

Ландшафтный дизайн

35

Всего

35

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА  1  ГОД   ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тема занятия

Кол-

во час.

Деятельность ученика

Форма организации деятельности

дата

Изобразительная  грамота

1.

Роль дизайна в жизни

человека. Дизайн. Область дизайна.

(цветной картон,  клей, ножницы)

2

Упражнение «коробка»

Практическая работа: Выполнение визиток

«Это - Я!»

Индивид.

работа

 

2.

Линия и ее возможности .

(гелиевая  ручка, лист)

3

Практическая работа:

Дудлинг.

Индивид.

работа

 

3.

Упражнение-тренинг

«Дорисуй изображение»

 

1

Практическая работа: Упражнение – тренинг «Дорисуй  изображение»

Индивид.

работа

 

4.

Композиция и цвет в дизайне.

Композиционный центр.

2

Практическая работа: Упражнение-тренинг

«Каракули».

Индивид.

работа

 

5.

 Графические

возможности. Шрифт.

(Эмблемы, реклама, товарные знаки и т.д.)

2

Творческая работа:

Создание эскиза.

Индивид.

работа

 

Материаловедение.

6.

Материал-бумага.

2

Творческая работа в технике «печатание смятой бумагой»

Работа в

парах

 

7.

Конструирование из бумаги.

1

Практическая работа: складывание, вырезание скручивание бумаги.

Индивид.

работа

 

8.

Объемные композиции. (Пластик, магнит, клей).

2

Творческая работа:

Лепка магнитов и их изготовление.

Индивид.

работа

 

9.

Ткань для мульчирования  почвы. Мульча. Мульчирование почвы.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

Проектирование.

10

Проектирование ландшафтных композиции из растений, камней.

1

Творческая работа:

Проектные  зарисовки. Наброски.

Работа в парах

 

11

Игрушка как объект

дизайна. Нетрадиционные техники: рисование свечой, поролоном.

(Форма, фактура, цвет).

3

Творческая работа:       создание  эскиза в цвете.

 

Индивид.

работа

 

12

Проектирование игровой  детской  площадки с включением

естественных ландшафтных  условий.

2

Творческая  работа:

создание эскиза.

Работа в группах

 

13

Проектирование интерьера.

2

Творческая работа:

Эскизные  зарисовки.

Индивид.

работа

 

14

Разработка  посуды  оригинальной  формы

(для самолета,  детского

сада, туризма)

1

Творческая работа:

Эскизные  зарисовки.

Работа в группах

 

Ландшафтный дизайн.

 

15

Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи.

2

Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Работа в группах

 

16

Газон.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

17

Топиарное искусство

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

18

Почвопокровные растения. Очиток, мох декоративный.

 

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид. работа

 

19

Экзотические растения.

 

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

20

Мини-проект «Мой ландшафтный уголок».

4

Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Индивид.

работа

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА  2  ГОД   ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тема занятия

Кол-

во час.

Деятельность ученика

Форма организации деятельности

дата

 Графический дизайн.

1.

Искусство «Икебана».

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Практическая работа:

Наброски композиции.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

2.

Композиция «Икебана», букет.

1

Практическая работа: Создание цветочных композиций из цветущих и не цветущих растений.

Составить букет или композицию

Индивид.

работа

 

3.

Дудлинг.

3

Практическая работа:

Упражнение

«Солнечные лучи».

Индивид.

 

4.

Упражнение-тренинг

«Дорисуй изображение»

1

Практическая работа:

Упражнение «Дорисуй изображение».

Индивид. работа

 

6.

Проектирование и конструирование.

1

Практическая работа: изготовление шаблонов и трафаретов.

Индивид.

работа

 

7.

Нетрадиционные техники.

Техника «набрызга», монотипия, печатание паралоном.

3

Творческая работа:

Композиция «Зима»,

«Осень», «Весна», «Лето».

Индивид.работа

 

Ландшафтный дизайн .

8.

Ландшафтный дизайн - исходные понятия и определения.

2

Практическая работа: Рисование скамьи, беседки, ступенек.

Индивид.

работа

 

9.

Стиль и стилизация в ландшафтном дизайне.

5

Мини - проект: ландшафтная композиция в определенном стиле. 

Работа в

парах

 

 

 

 

 

10

План и зонирование.

территории. Масштаб.

2

Практическая работа:

Экспликация. Зонирование территории

Индивид.

работа

 

 

 

11

Разновидности посадок и их планирование. План посадки. Почва для посева семян.

1

 Поиск информации.

Практическая работа:

«План посадки».

Фронтальная

 

 

12

Ландшафтные  проекты. Смета выполненных работ.

1

Практическая работа:

Составление сметы.

Работа в

парах

 

 Дизайн интерьера.

 

13

Композиция, цвет и планировка в интерьере. 

1

Творческая работа:

Проектирование интерьера.

Наброски,  зарисовки.

Работа  в

парах

 

 

 

14

Интерьер комнаты для релаксации.

(Гармония природы)

4

Творческая работа: Проектирование  комнаты для релаксации.

Работа  в

парах

 

 

Бумагопластика.

15

Приемы бумагопластики. (сгибание, прорезывание, гофрирование).

2

Практическая работа с бумагой: скручивание, гофрирование, прорезывание и сгибание.

Индивид.

работа

 

16

Объемное конструирование.

 

3

Практическая работа: выполнения макетов простейших геометрических тел. (Куб, параллелепипед и т. д.) при помощи шаблонов.

Индивид.

работа

 

17

Мини-проект «Я-архитектор».  (Замок, башня, беседка, здание…)

4

Творческая  работа:  создание своего архитектурного мини-проекта

Индивид.работа

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА  3  ГОД   ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тема занятия

Кол-

во час.

Деятельность ученика

Форма организации деятельности

дата

 Ландшафтный дизайн.

1.

Экскурсия в дендрарий

1

Исследование.

Коллективная

 

2.

История возникновения и развития ландшафтного искусства. 

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

3.

Проблемы ландшафтного проектирования.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

4.

Элементы ландшафтной архитектуры.

2

Практическая  работа:

 Наброски и зарисовки

Индивид.

работа

 

5.

Планировка участка: круговой стиль, свободный стиль, прямоугольный стиль, диагональный стиль, симметричный и т.д.

2

Практическая работа:

Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Индивид.

работа

 

6.

Альпийские горки и рокарии. Виды, формы, стили альпийских элементов.

 

2

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

7.

Каменистые сады. Растения для альпинариев. Мини-проект «Альпинарий».

2

Практическая работа:

Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Индивид.

работа

 

8.

Цветники. (Клумбы, рабатки, группы…) Цветники и клумбы. Структура и форма клумб. Ковровые цветники. Уход за цветником

2

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Практическая работа:

Наброски клумб различной формы.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

9.

Цветочно-декоративные растения душистые.

 (для бордюров)

1

 

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

 

Фронтальная

Индивид.

работа

 

10

Ампельные цветы.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

11

Стили ландшафтного дизайна. Характерные черты.

3

Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Работа в

парах

 

12

Цветочно -декоративные растения для вертикального озеленения. (Однолетние и многолетние)

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

13

Цветочно -декоративные растения родом из Европы, Азии, Африки и Америки.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Цветочный калейдоскоп.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

14

Цветочно -декоративные растения для выращивания на балконах.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

15

Мини-проект: «Мой сад».

4

Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции

Индивид.

работа

 

16

Зонирование. Подбор и размещение растений по зонам.

2

Практическая работа: Зонирование, разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Работа в

группах

 

17

Специфика земельного участка: размер, форма, уклон, почва, зеленые насаждения,

2

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: «Ситуационный план земельного участка».

 

Фронтальная

 

 

Работа в группах.

 

18

Искусственные водоемы.

2

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Практическая работа:

Наброски. Зарисовки.

Фронтальная

 

 

Индивид.

работа

 

19

Мини- проект  «Любимый уголок».

 

4

Практическая работа:

Разработка и проектирование ландшафтной композиции с включением ручья, водопада, каскада, фонтана, декоративного болота.

Индивид.

работа

 

 

 

1.4.          Планируемые результаты обучения:

Личностные:

·        Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

·        Уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

·        Овладевать навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;

·        Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, природного материала.

·        Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, жизни (родине, природе, семье);

·        Проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;

·        Принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.

 

Метапредметные:

·        Проявлять желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств,  произведений искусства;

·        Овладевать способностями, оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и сверстников;

·        Обогащать ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;

·        Овладевать художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью;

·        Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.

 

Предметные:

По окончании курса обучения  обучающиеся должны

знать/понимать:

• основные составляющие дизайна;

• основные стили ландшафтного дизайна;

•  психологические и оптические характеристики цвета и его воздействие на человека;

• принципы гармоничной композиции;

• особенности дизайна, его место в системе пластических искусств;

• направления графического дизайна;

• природные компоненты ландшафта;

• особенности ландшафтной архитектуры;

•  функционально-пространственные основы организации интерьера,

уметь:

•   применять различную технику выполнения рисунка, графики, росписи,

макета и т. д.;

·         подбирать цвет по колориту;

•   компоновать элементы композиции;

•   моделировать формы в перспективных изображениях;

•   составлять композиции  объединенных  по определенному принципу;

•   разрабатывать и проектировать ландшафтные композиции;

•   использовать художественные свойства композиции (цвет, свет,   контраст и др.);

•   моделировать и конструировать различные формы;

•   проектировать зоны квартиры, дома, участка.

  • создавать цветочные композиции из цветущих и не цветущих растений.

 

Контроль планируемых результатов.

 

Форма отслеживания результата, это участие в конкурсах и выставках, защита проектов, наблюдения, заполнение индивидуальных листов учета достижений.

 

Планируемые результаты

Контроль

регулятивные

Декабрь

Май

познавательные

коммуникативные

 

 

Система оценивания:  зачет / незачет.

 

Программа предусматривает достижение   трех    уровней    результатов:

Первый уровень результатов

 

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

 

Предполагает приобретение новых знаний, опыта в решении творческих задач, умение противостоять трудностям. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Результат выражается в понимании обучающихся сути творческой деятельности, как самовыражение  собственных эмоций.

Предполагает позитивное отношение обучающихся  ко всему, что их окружает в жизни. Активное    самопознание.  Результат проявляется в использовании различных материалов для личного творчества и в  самостоятельном их  выборе.

 

Предполагает умение сотрудничать и работать в группе,  договариваться  в ходе творческой деятельности. Самостоятельно заниматься творчеством, фантазировать и организовывать свое творческое пространство.

Результат представлен через презентации проектов, участие в конкурсах и выставках в разных творческих номинациях.

 

 

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.

2.1.          Календарный учебный график

Количество учебных недель – 34 недели, с учетом продолжительности каникул.

2.2.          Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Требования к помещению:

·                   помещение для занятий, отвечающие требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;

·                   качественное освещение;

·                   столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.

Оборудование:

·                   компьютер или  ноутбук для   преподавателя;

·                   проекционное оборудование (экраны) – 1 шт.

 

Расходные материалы:

·                   бумага писчая;

·                   шариковые ручки;

·                   необходимые материалы для творчества.

 

Информационное обеспечение:

·                   операционная система (желательно Windows);

·                   поддерживаемые браузеры (для работы LMS): YandexBrowser, Chrome, ChromeMobile, Firefox, Opera, Safari, MobileSafari, Edge, Python;

 

Кадровое обеспечение:

Программа реализуется Бадер Л.А, учителем ИЗО и технологии. При реализации программы другим педагогом стоит учитывать, что преподавателю необходимо познакомиться с технологией обучения основам дизайна.

2.3.           Оценочные материалы

Результативность обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится практической, творческой  работе, в ходе такой деятельности педагог тактично контролирует, советует, направляет обучающихся. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется Программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в различных ситуациях.

2.4. Методические материалы

Образовательный процесс осуществляется в очной форме. В образовательном процессе  используются следующие методы:

1.     объяснительно-иллюстративный;

2.     метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой);

3.      проектно - исследовательский; проектно – творческий.

4.     наглядный: эскизы, наброски, чертежи, таблицы, использование технических средств - просмотр видео.  

5.     практический: практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.

Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания раздела, степени сложности материала, типа учебного занятия. Вместе с объяснительно-иллюстративным используются, а также становятся ведущими частично-поисковый и проектно-исследовательский методы. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Формы обучения:

·                   фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Для реализации обучения используется компьютер педагога с мультимедиа проектором, посредством которых учебный материал демонстрируется на общий экран. Активно используются Интернет-ресурсы;

·                   коллективная – это форма сотрудничества, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе;

·                   групповая – предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек, работа в которых регулируется педагогом;

·                   индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся. Как правило, данная форма используется в сочетании с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем обучающийся выполняют индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном темпе;

·                   дистанционная – взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Для реализации дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в социальных сетях, по электронной почте, посредством видеоконференции или в общем чате. Кроме того, дистанционное обучение позволяет проводить консультации обучающегося при самостоятельной работе дома.

Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.

Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимного обучения; дифференцированного обучения; разно уровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; коллективной творческой деятельности; здоровье сберегающая технология.

2.5 Рабочая программа воспитания

 

Цель воспитания: создать  условия для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала в сфере дизайна.

 

Задачи воспитания:

Воспитательные:

 

1.Формирование  ценностного  отношения  к творческой деятельности;

2.Способствовать развитию  социализации обучающихся путем приобщения их к совместной работе, а также современным  тенденциям в сфере дизайна.

3.Формирование  способностей к самореализации и саморазвитию.

 

Содержание деятельности.

-     гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

-     патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;

-     эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

            

2.6

Календарный план воспитательной работы

 

 

 

Форма проведения

 

Название

мероприятия

Цель

 

Краткое содержание

 

Сроки

проведени

я

Ответственный

1

Мастер класс

«Я –дизайнер» (нетрадиционные техники рисования и декорирования).

Применять  полученные знания на практике.

Активизировать интерес к различным техникам рисования и декорирования.

ноябрь

2024г.

Бадер ЛА

2

Экскурсия в музей р.п. Маслянино.

 

Актуальность дизайна во все времена.

Убедиться на личном опыте, в актуальности дизайна во все времена.

Мероприятие позволит расширить кругозор  школьников  и даст старт новым идеям в области дизайна.

 

 

 

 

январь

2025г.

Бадер ЛА

3

Выставка.

Нетрадиционные техники рисования

Представить разнообразие и неповторимость  нетрадиционных техник рисования.

Выставка  призвана показать зрителю развитие  творческих способностей  обычных школьников с помощью нетрадиционных техник рисования.

апрель 2025г.

Бадер ЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Литература для педагога.

Нормативно-правовые документы.

1.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.201.№273–ФЗ»/естник образования России. –  2013. –№3-4.– 169с.

2.        Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Распоряжение ПравительстваРФот22.11.2012г.№2148-р//Вестник образования России. – 2012.– №24.–С.16-17.

          Государственная программа «Доступная среда на 2011-2020 годы». Постановление ПравительстваРоссийскойФедерацииот01.12.2015№1297. [Электронный ресурс].–Режим   доступа: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/4

3.        Концепция    развития     дополнительного    образования    детей.    //Дополнительное образование и воспитание.2014. – 6.–С.310.

4.        Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России//Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – 2009. – №6.  –С. 26-32

5.        Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: Утв. Президентом РФ от 03.04.12г. Пр.   827 // Вестник образования России. - 2012. - №10. - С.29-34.

6.        Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas=EXP&n=646984.

7.        Санитарно–   эпидемиологические   требования   к    устройству,

Содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв. Постановлением ГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот04.07.201441)

8.        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г.996-р.–[Электронный ресурс]. –Режим доступа:  http://programs.gov.ru/Portal/// Нормативные документы ОУ.–2015.–8.– С.7-20.

 

Литература, использованная при составлении программы.

1.     В.С. КузинПрограмма  «Основы дизайна» – Москва. Дрофа. 2002г.

2.     Черневич Е.ВЯзык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.

3.     Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления. Вопросы психологии.

4.     Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. Психологический журнал №1. 1991.

5.      «Композиция». Комплексная программа. Министерство культуры РФ Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2003,

6.     «Графический дизайн» для ДХШ и ДШИ (художественных отделений). Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2006.

7.     Интерьер уютного сада/Алекс Купер; – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8.     Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

9.     Юрщенко А. В. Цветы у вашего дома. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

10. Планировщик садового участка 3D/ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006.

11. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.


Скачано с www.znanio.ru