|
|
|
Содержание.
Раздел1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка……………………………………….….4
1.2 Цели и задачи программы……………………………………….8
1.3 Учебный план. Содержание программы…………………..…….9
1.4 Планируемые результаты……………………………………….10
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график………………………….….…..22
2.2 Условия реализации программы……………………………….22
2.3 Формы аттестации……...……………………………………….23
2.4 Методические материалы……………………………………....23
2.5 Рабочая программа воспитания………………………………..25
2.6 Календарный план воспитательной работы…………………..26
Список литературы……………………………………………….28
Содержание
|
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы |
||||
1.1. |
Пояснительная записка…………………..……………..… 4 |
|
|||
1.2 1.3 |
Цель и задачи программы………….……...……………... 6 1 Учебный план. Содержание ……………………….......... 7 |
|
|
||
1.4 |
Планируемые результаты……………………………..…. 16
|
|
|||
|
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий |
||||
2.1 |
Календарный учебный график…………………………… 18 |
|
|||
2.2 |
Условия реализации программы………………………… 18 |
|
|||
2.3 |
Оценочные материалы………………………………..…. 19 |
|
|||
2.4 |
Методические материалы …………………………….… 19 |
|
|||
2.5 |
Рабочая программа воспитания ……………………….. 20 |
|
|||
2.6 |
Календарный план воспитательной работы………....… 23 |
|
|||
|
Список литературы……………………………………… 24 |
|
|||
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса дополнительного образования «Основы дизайна» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Направленность программы
На формирование у школьников особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонии, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей, т.е. дизайнерское мышление.
Актуальность
Обусловлена необходимостью научить подрастающее поколение грамотно использовать в современном противоречивом мире обилие художественных форм, красок, инновационных и технических возможностей. А также появление новых актуальных профессий дизайнер, декоратор, проектировщик образовательных, музейных, выставочных пространств, культурных акций и событий.
Новизна программы
Заключается в соединении теоретического и практического материала, методах и формах организации учебной деятельности. На занятиях ребятам предлагается представить себя в роли: художника, конструктора, дизайнера др. Использование принципа: сотрудничество и сотворчество, создание на занятиях атмосферы равенства "партнеров" в общении, является важной отличительной особенностью данной программы от многих других, предложенных в рамках системы дополнительного образования.
Уровень программы – программа «Основы дизайна» относится к программам базового уровня. Она направлена на формирование основных умений и навыков в художественном конструирование: рисунки, эскизы, чертежи-проекты, моделирование, создание композиций. А так же способствует развитию наблюдательности, внимания, образного мышление и пространственного воображения.
Целевая аудитория.
Адресат программы. В программе «Основы дизайна» заявлен принцип равного доступа для учеников среднего школьного возраста к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья.
Данная программа направлена на социальную адаптацию, культурное развитие личности учащихся и их творческой самореализации.
Программа рассчитана на детей 11–14 лет. Для этого возраста характерна значительная активность в мышлении, в познавательной деятельности, подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений они задают много вопросов при изучении нового материала, требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление, логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной работы, формирование умения работать с дополнительной литературой, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении заданий.
Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т. е. развитие у них познавательных потребностей, интересов, мотивов учения.
Состав группы: разновозрастной. В группу набираются дети, желающие освоить дизайнерское проектирование независимо от уровня подготовки, возраста и способностей.
Возраст учащихся: По программе могут обучаться дети преимущественно в возрасте от 11 до 14 лет.
Численный состав групп: 7 - 15 человек. Численный состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания учащихся в освоении данной программы.
Объем и срок реализации программы
Объем программы 102 часа. Программа рассчитана на 3 года.
В рамках реализации программы предусмотрена выставка творческих работ и защита проектов.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение трех лет обучения. Занятия проводятся в группе. Наполняемость учебной группы не более 15 человек.
Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Формы проведения занятий:
1. Практическое занятие
2. Беседа
3. Самостоятельная работа
4. Защита проекта.
5. Экскурсии.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная – при показе, беседе, объяснении;
- групповая, в том числе работа в парах – при выполнении практического задания, работе над творческим проектом.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы:
Создать условия для формирования и развития у школьников особого стиля мышления - проектного.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать формированию основных умений и навыков в художественном конструирование: рисунки, эскизы, чертежи-проекты, моделирование, создание композиций.
2. Повысить графическую грамотность (чтение чертежей и выполнение различных видов графических работ).
3.Обучить навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами как со средствами художественной выразительности.
Развивающие:
1.Развить творческие способности учащегося по средствам изобразительных искусств;
2.Способствовать развитию наблюдательности, внимания, образного мышление и пространственного воображения.
3.Содействовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
1. Формирование ценностного отношения к творческой деятельности;
2.Способствовать развитию социализации обучающихся путем приобщения их к совместной работе, а также современным культурным тенденциям в сфере дизайна.
3. Формирование способностей к самореализации и саморазвитию.
1.3. Учебный план. Содержание программы.
В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита (по окончанию курса), презентация, экспертная деятельность. При этом обучающиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, технологические умения и навыки.
Учащиеся должны научиться и освоить умение делить единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания.
Учебные задания прививают обучающимся необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.
Формы обучения:
· сценарии занятий выстраиваются по схеме: "прочувствовать – осознать – выявить свое отношение";
· активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на занятиях;
· формы урока: беседа – диалог, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"), сочетание коллективной и индивидуальной работы, работа в парах.
· комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.).
Методы обучения:
· эмоционально-художественное "погружение",
· художественно-творческое и образное моделирование,
· активизация воображения и творческого представления,
· сравнение и сопоставление,
· импровизация,
· субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора),
· дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от частного к общему и от общего к частному ).
Перечень творческих и практических работ:
- Превращение реалистического изображения в декоративное,
абстрактное.
- Мысленный разбор предметов на составляющие элементарные части.
- Проектирование зон комнаты (выполнение эскизов, план)
- Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор
цветов по колориту.
- Упражнение на составление контрастных цветовых сочетаний.
- Упражнение на цвет (влияние фактуры на цвет).
- Контраст, нюанс, симметрия и асимметрия, ритм. Правила передачи движения и покоя в композиции.
-Построение перспективы интерьера.
- Проектирование элементов интерьера.
- Ландшафтное проектирование.
- Агротехника цветочно-декоративных растений.
- Экспликация и зонирование территории.
Программа первого года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их возможностей на практике. Третий – «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн - проектов. Четвертый «Ландшафтный дизайн»- направлен на разработку и проектирование ландшафтных композиций.
Первый год обучения.
№ |
Предметные блоки |
Кол-во часов |
1 |
Изобразительная грамота |
10 |
2 |
Материаловедение |
6 |
3 |
Проектирование |
9 |
4 |
Ландшафтный дизайн |
10 |
Всего |
35 |
Программа второго года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Графический дизайн» - художественно-проектная деятельность, направленная на развитие графической грамотности, на изучение основ живописи, дизайнерской композиции. Практическая часть, составление композиции «Икебана». Второй блок – «Ландшафтный дизайн» - направлен на проектирование ландшафтных композиций, зонирование территорий, а также на изучение стилей в ландшафтном дизайне и составление сметы объекта. Третий – «Дизайн интерьера» направлен проектирование интерьера, где объектом для творчества будет комната для релаксации. Четвертый «Бумагопластика» - это направление развивает пространственное воображение, глазомер умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку и активно включается в продуктивную деятельность.
Второй год обучения.
№ |
Предметные блоки |
Кол-во часов |
1 |
Графический дизайн |
10 |
2 |
Ландшафтный дизайн |
11 |
3 |
Дизайн интерьера |
5 |
4 |
Бумагопластика |
9 |
Всего |
35 |
Программа третьего года обучения состоит из одного предметного блока «Ландшафтный дизайн», который направлен на изучение цветочно - декоративных растений, разработку и проектирование ландшафтных композиций с включением ручья, природного камня, декоративного болота. Это блок также знакомит с множеством решений благоустройства ландшафтных территорий и земельных участков. А знания о возведении альпийских горок, и оформление газонов и клумб, с включением малых архитектурных форм (скульптур, беседок, мостиков, качелей), искусственных водоемов и многое другое помогут обучающимся создать мини – проекты: «Альпинарий», «Мой сад», «Любимый уголок».
Третий год обучения.
№ |
Предметные блоки |
Кол-во часов |
1 |
Ландшафтный дизайн |
35 |
Всего |
35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во час. |
Деятельность ученика |
Форма организации деятельности |
дата |
Изобразительная грамота |
|||||
1. |
Роль дизайна в жизни человека. Дизайн. Область дизайна. (цветной картон, клей, ножницы) |
2 |
Упражнение «коробка» Практическая работа: Выполнение визиток «Это - Я!» |
Индивид. работа |
|
2. |
Линия и ее возможности . (гелиевая ручка, лист) |
3 |
Практическая работа: Дудлинг. |
Индивид. работа |
|
3. |
Упражнение-тренинг «Дорисуй изображение»
|
1 |
Практическая работа: Упражнение – тренинг «Дорисуй изображение» |
Индивид. работа |
|
4. |
Композиция и цвет в дизайне. Композиционный центр. |
2 |
Практическая работа: Упражнение-тренинг «Каракули». |
Индивид. работа |
|
5. |
Графические возможности. Шрифт. (Эмблемы, реклама, товарные знаки и т.д.) |
2 |
Творческая работа: Создание эскиза. |
Индивид. работа |
|
Материаловедение. |
|||||
6. |
Материал-бумага. |
2 |
Творческая работа в технике «печатание смятой бумагой» |
Работа в парах |
|
7. |
Конструирование из бумаги. |
1 |
Практическая работа: складывание, вырезание скручивание бумаги. |
Индивид. работа |
|
8. |
Объемные композиции. (Пластик, магнит, клей). |
2 |
Творческая работа: Лепка магнитов и их изготовление. |
Индивид. работа |
|
9. |
Ткань для мульчирования почвы. Мульча. Мульчирование почвы. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
Проектирование. |
|||||
10 |
Проектирование ландшафтных композиции из растений, камней. |
1 |
Творческая работа: Проектные зарисовки. Наброски. |
Работа в парах |
|
11 |
Игрушка как объект дизайна. Нетрадиционные техники: рисование свечой, поролоном. (Форма, фактура, цвет). |
3 |
Творческая работа: создание эскиза в цвете.
|
Индивид. работа |
|
12 |
Проектирование игровой детской площадки с включением естественных ландшафтных условий. |
2 |
Творческая работа: создание эскиза. |
Работа в группах |
|
13 |
Проектирование интерьера. |
2 |
Творческая работа: Эскизные зарисовки. |
Индивид. работа |
|
14 |
Разработка посуды оригинальной формы (для самолета, детского сада, туризма) |
1 |
Творческая работа: Эскизные зарисовки. |
Работа в группах |
|
Ландшафтный дизайн. |
|
||||
15 |
Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи. |
2 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Работа в группах |
|
16 |
Газон. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
17 |
Топиарное искусство |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
18 |
Почвопокровные растения. Очиток, мох декоративный.
|
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
19 |
Экзотические растения.
|
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
20 |
Мини-проект «Мой ландшафтный уголок». |
4 |
Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Индивид. работа |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во час. |
Деятельность ученика |
Форма организации деятельности |
дата |
Графический дизайн. |
|||||
1. |
Искусство «Икебана». |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски композиции. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
2. |
Композиция «Икебана», букет. |
1 |
Практическая работа: Создание цветочных композиций из цветущих и не цветущих растений. Составить букет или композицию |
Индивид. работа |
|
3. |
Дудлинг. |
3 |
Практическая работа: Упражнение «Солнечные лучи». |
Индивид. |
|
4. |
Упражнение-тренинг «Дорисуй изображение» |
1 |
Практическая работа: Упражнение «Дорисуй изображение». |
Индивид. работа |
|
6. |
Проектирование и конструирование. |
1 |
Практическая работа: изготовление шаблонов и трафаретов. |
Индивид. работа |
|
7. |
Нетрадиционные техники. Техника «набрызга», монотипия, печатание паралоном. |
3 |
Творческая работа: Композиция «Зима», «Осень», «Весна», «Лето». |
Индивид.работа |
|
Ландшафтный дизайн . |
|||||
8. |
Ландшафтный дизайн - исходные понятия и определения. |
2 |
Практическая работа: Рисование скамьи, беседки, ступенек. |
Индивид. работа |
|
9. |
Стиль и стилизация в ландшафтном дизайне. |
5 |
Мини - проект: ландшафтная композиция в определенном стиле. |
Работа в парах |
|
10 |
План и зонирование. территории. Масштаб. |
2 |
Практическая работа: Экспликация. Зонирование территории |
Индивид. работа |
|
11 |
Разновидности посадок и их планирование. План посадки. Почва для посева семян. |
1 |
Поиск информации. Практическая работа: «План посадки». |
Фронтальная |
|
12 |
Ландшафтные проекты. Смета выполненных работ. |
1 |
Практическая работа: Составление сметы. |
Работа в парах |
|
Дизайн интерьера. |
|
||||
13 |
Композиция, цвет и планировка в интерьере. |
1 |
Творческая работа: Проектирование интерьера. Наброски, зарисовки. |
Работа в парах
|
|
14 |
Интерьер комнаты для релаксации. (Гармония природы) |
4 |
Творческая работа: Проектирование комнаты для релаксации. |
Работа в парах
|
|
Бумагопластика. |
|||||
15 |
Приемы бумагопластики. (сгибание, прорезывание, гофрирование). |
2 |
Практическая работа с бумагой: скручивание, гофрирование, прорезывание и сгибание. |
Индивид. работа |
|
16 |
Объемное конструирование.
|
3 |
Практическая работа: выполнения макетов простейших геометрических тел. (Куб, параллелепипед и т. д.) при помощи шаблонов. |
Индивид. работа |
|
17 |
Мини-проект «Я-архитектор». (Замок, башня, беседка, здание…) |
4 |
Творческая работа: создание своего архитектурного мини-проекта |
Индивид.работа |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во час. |
Деятельность ученика |
Форма организации деятельности |
дата |
Ландшафтный дизайн. |
|||||
1. |
Экскурсия в дендрарий |
1 |
Исследование. |
Коллективная |
|
2. |
История возникновения и развития ландшафтного искусства. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
3. |
Проблемы ландшафтного проектирования. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
4. |
Элементы ландшафтной архитектуры. |
2 |
Практическая работа: Наброски и зарисовки |
Индивид. работа |
|
5. |
Планировка участка: круговой стиль, свободный стиль, прямоугольный стиль, диагональный стиль, симметричный и т.д. |
2 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Индивид. работа |
|
6. |
Альпийские горки и рокарии. Виды, формы, стили альпийских элементов.
|
2 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
7. |
Каменистые сады. Растения для альпинариев. Мини-проект «Альпинарий». |
2 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Индивид. работа |
|
8. |
Цветники. (Клумбы, рабатки, группы…) Цветники и клумбы. Структура и форма клумб. Ковровые цветники. Уход за цветником |
2 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски клумб различной формы. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
9. |
Цветочно-декоративные растения душистые. (для бордюров) |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.
|
Фронтальная Индивид. работа |
|
10 |
Ампельные цветы. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
11 |
Стили ландшафтного дизайна. Характерные черты. |
3 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Работа в парах |
|
12 |
Цветочно -декоративные растения для вертикального озеленения. (Однолетние и многолетние) |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
13 |
Цветочно -декоративные растения родом из Европы, Азии, Африки и Америки. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Цветочный калейдоскоп. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
14 |
Цветочно -декоративные растения для выращивания на балконах. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
15 |
Мини-проект: «Мой сад». |
4 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции |
Индивид. работа |
|
16 |
Зонирование. Подбор и размещение растений по зонам. |
2 |
Практическая работа: Зонирование, разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Работа в группах |
|
17 |
Специфика земельного участка: размер, форма, уклон, почва, зеленые насаждения, |
2 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: «Ситуационный план земельного участка».
|
Фронтальная
Работа в группах. |
|
18 |
Искусственные водоемы. |
2 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски. Зарисовки. |
Фронтальная
Индивид. работа |
|
19 |
Мини- проект «Любимый уголок».
|
4 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции с включением ручья, водопада, каскада, фонтана, декоративного болота. |
Индивид. работа |
|
1.4. Планируемые результаты обучения:
Личностные:
· Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
· Уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
· Овладевать навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
· Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, природного материала.
· Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, жизни (родине, природе, семье);
· Проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
· Принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
Метапредметные:
· Проявлять желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
· Овладевать способностями, оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и сверстников;
· Обогащать ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;
· Овладевать художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью;
· Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
Предметные:
По окончании курса обучения обучающиеся должны
знать/понимать:
• основные составляющие дизайна;
• основные стили ландшафтного дизайна;
• психологические и оптические характеристики цвета и его воздействие на человека;
• принципы гармоничной композиции;
• особенности дизайна, его место в системе пластических искусств;
• направления графического дизайна;
• природные компоненты ландшафта;
• особенности ландшафтной архитектуры;
• функционально-пространственные основы организации интерьера,
уметь:
• применять различную технику выполнения рисунка, графики, росписи,
макета и т. д.;
· подбирать цвет по колориту;
• компоновать элементы композиции;
• моделировать формы в перспективных изображениях;
• составлять композиции объединенных по определенному принципу;
• разрабатывать и проектировать ландшафтные композиции;
• использовать художественные свойства композиции (цвет, свет, контраст и др.);
• моделировать и конструировать различные формы;
• проектировать зоны квартиры, дома, участка.
Контроль планируемых результатов.
Форма отслеживания результата, это участие в конкурсах и выставках, защита проектов, наблюдения, заполнение индивидуальных листов учета достижений.
Планируемые результаты |
Контроль |
регулятивные |
Декабрь Май |
познавательные |
|
коммуникативные |
Система оценивания: зачет / незачет.
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов
|
Второй уровень результатов |
Третий уровень результатов
|
Предполагает приобретение новых знаний, опыта в решении творческих задач, умение противостоять трудностям. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Результат выражается в понимании обучающихся сути творческой деятельности, как самовыражение собственных эмоций. |
Предполагает позитивное отношение обучающихся ко всему, что их окружает в жизни. Активное самопознание. Результат проявляется в использовании различных материалов для личного творчества и в самостоятельном их выборе.
|
Предполагает умение сотрудничать и работать в группе, договариваться в ходе творческой деятельности. Самостоятельно заниматься творчеством, фантазировать и организовывать свое творческое пространство. Результат представлен через презентации проектов, участие в конкурсах и выставках в разных творческих номинациях. |
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34 недели, с учетом продолжительности каникул.
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Требования к помещению:
· помещение для занятий, отвечающие требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;
· качественное освещение;
· столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.
Оборудование:
· компьютер или ноутбук для преподавателя;
· проекционное оборудование (экраны) – 1 шт.
Расходные материалы:
· бумага писчая;
· шариковые ручки;
· необходимые материалы для творчества.
Информационное обеспечение:
· операционная система (желательно Windows);
· поддерживаемые браузеры (для работы LMS): YandexBrowser, Chrome, ChromeMobile, Firefox, Opera, Safari, MobileSafari, Edge, Python;
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется Бадер Л.А, учителем ИЗО и технологии. При реализации программы другим педагогом стоит учитывать, что преподавателю необходимо познакомиться с технологией обучения основам дизайна.
2.3. Оценочные материалы
Результативность обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится практической, творческой работе, в ходе такой деятельности педагог тактично контролирует, советует, направляет обучающихся. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется Программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в различных ситуациях.
2.4. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме. В образовательном процессе используются следующие методы:
1. объяснительно-иллюстративный;
2. метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой);
3. проектно - исследовательский; проектно – творческий.
4. наглядный: эскизы, наброски, чертежи, таблицы, использование технических средств - просмотр видео.
5. практический: практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания раздела, степени сложности материала, типа учебного занятия. Вместе с объяснительно-иллюстративным используются, а также становятся ведущими частично-поисковый и проектно-исследовательский методы. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Формы обучения:
· фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Для реализации обучения используется компьютер педагога с мультимедиа проектором, посредством которых учебный материал демонстрируется на общий экран. Активно используются Интернет-ресурсы;
· коллективная – это форма сотрудничества, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе;
· групповая – предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек, работа в которых регулируется педагогом;
· индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся. Как правило, данная форма используется в сочетании с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем обучающийся выполняют индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном темпе;
· дистанционная – взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Для реализации дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в социальных сетях, по электронной почте, посредством видеоконференции или в общем чате. Кроме того, дистанционное обучение позволяет проводить консультации обучающегося при самостоятельной работе дома.
Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимного обучения; дифференцированного обучения; разно уровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; коллективной творческой деятельности; здоровье сберегающая технология.
2.5 Рабочая программа воспитания
Цель воспитания: создать условия для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала в сфере дизайна.
Задачи воспитания:
Воспитательные:
1.Формирование ценностного отношения к творческой деятельности;
2.Способствовать развитию социализации обучающихся путем приобщения их к совместной работе, а также современным тенденциям в сфере дизайна.
3.Формирование способностей к самореализации и саморазвитию.
Содержание деятельности.
- гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
2.6 |
Календарный план воспитательной работы
|
|
|||||
№
|
Форма проведения
|
Название мероприятия |
Цель
|
Краткое содержание
|
Сроки проведени я |
Ответственный |
|
1 |
Мастер класс |
«Я –дизайнер» (нетрадиционные техники рисования и декорирования). |
Применять полученные знания на практике. |
Активизировать интерес к различным техникам рисования и декорирования. |
ноябрь 2024г. |
Бадер ЛА |
|
2 |
Экскурсия в музей р.п. Маслянино.
|
Актуальность дизайна во все времена. |
Убедиться на личном опыте, в актуальности дизайна во все времена. |
Мероприятие позволит расширить кругозор школьников и даст старт новым идеям в области дизайна.
|
январь 2025г. |
Бадер ЛА |
|
3 |
Выставка. |
Нетрадиционные техники рисования |
Представить разнообразие и неповторимость нетрадиционных техник рисования. |
Выставка призвана показать зрителю развитие творческих способностей обычных школьников с помощью нетрадиционных техник рисования. |
апрель 2025г. |
Бадер ЛА |
|
Список литературы
Литература для педагога.
Нормативно-правовые документы.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012г.№273–ФЗ»//Вестник образования России. – 2013. –№3-4.– 169с.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Распоряжение ПравительстваРФот22.11.2012г.№2148-р//Вестник образования России. – 2012.– №24.–С.16-17.
– Государственная программа «Доступная среда на 2011-2020 годы». Постановление ПравительстваРоссийскойФедерацииот01.12.2015№1297. [Электронный ресурс].–Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/4
3. Концепция развития дополнительного образования детей. //Дополнительное образование и воспитание.–2014. – №6.–С.3–10.
4. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России//Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – 2009. – №6. –С. 26-32
5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: Утв. Президентом РФ от 03.04.12г. Пр. 827 // Вестник образования России. - 2012. - №10. - С.29-34.
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas=EXP&n=646984.
7. Санитарно– эпидемиологические требования к устройству,
Содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв. Постановлением ГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот04.07.2014№41)
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г.№996-р.–[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/// Нормативные документы ОУ.–2015.–№8.– С.7-20.
Литература, использованная при составлении программы.
1. В.С. Кузин. Программа «Основы дизайна» – Москва. Дрофа. 2002г.
2. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
3. Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления. Вопросы психологии.
4. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. Психологический журнал №1. 1991.
5. «Композиция». Комплексная программа. Министерство культуры РФ Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2003,
6. «Графический дизайн» для ДХШ и ДШИ (художественных отделений). Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2006.
7. Интерьер уютного сада/Алекс Купер; – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
8. Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
9. Юрщенко А. В. Цветы у вашего дома. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
10. Планировщик садового участка 3D/ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006.
11. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.