Авторская программа элективного курса "Основы дизайна"

  • doc
  • 01.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ОСНОВЫ ДИЗАЙНА.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 1

Маслянинского района Новосибирской области

 

 

Аннотация к рабочей программе

элективного курса «Основы дизайна»

 

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» обязательной предметной области «Искусство» разработана в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС ООО[1] и реализуется 3 года.

Рабочая программа разработана  учителем технологии  и  изобразительного искусства Бадер Л.А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определенному учебному курсу «Основы дизайна».

Рабочая программа учебного курса «Основы дизайна» является частью ООП ООО, определяющей:

- содержание;

- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);

- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно- методической работе МБОУ Маслянинской СОШ № 1

 

Дата 25.08 2022г.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание.

Раздел1. Комплекс основных характеристик  дополнительной общеразвивающей программы.

1.1    Пояснительная записка……………………………………….….3

1.2    Цели и задачи программы……………………………………….6

1.3    Содержание программы………………………………………….7

1.4    Планируемые результаты………………………………………..8

1.5    Контроль планируемых результатов…………………….…….10

1.6    Учебные блоки………………………………………………..…11

1.7    Календарное планирование………………………………….…13

 

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.

2.1  Календарно учебный график……………………………….….20

2.2  Условия реализации программы………………………………20

2.3  Оценочные материалы…………………………………………21

2.4  Методические материалы……………………………………...21

Список  литературы……………………………………………….24


1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.

1.1.Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Основы дизайна»  разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Нормативные основания разработки  рабочей программы элективного курса «Основы дизайна»:

          - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №         1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2015 N 35915).

          - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).

 

         - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11. 2015  №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России  18.12.2015 N 40154).

            - Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Маслянинской СОШ № 1, утверждённая приказом директора МБОУ Маслянинской СОШ № 1 от 31.08.2013г № 83/4 .

         -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-программам начального общего, основного Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672«О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р.

Направленность программы

На формирование у школьников особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонии, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей, т.е. дизайнерское мышление.

 

Актуальность

Обусловлена необходимостью научить подрастающее поколение грамотно использовать в современном  противоречивом мире обилие художественных форм, красок, инновационных и технических возможностей. А также появление новых актуальных профессий дизайнер, декоратор, проектировщик  образовательных, музейных, выставочных пространств, культурных акций и событий.

Новизна программы

Заключается в соединении теоретического и практического материала, методах и формах организации учебной деятельности. На занятиях ребятам предлагается представить себя в роли:  художника, конструктора, дизайнера др. Использование  принципа: сотрудничество и сотворчество, создание на занятиях атмосферы равенства "партнеров" в общении,   является важной отличительной особенностью данной программы от многих других, предложенных в рамках системы дополнительного образования.

 

Объем и срок реализации программы

Объем  программы 102  часа. Программа рассчитана на 3 года.

В  рамках  реализации   программы   предусмотрена   выставка  творческих  работ и защита проектов.

Форма обучения – очная.

Уровень программы – базовый.

Особенности организации образовательного процесса:

Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение трех лет обучения. Занятия проводятся в группе. Наполняемость учебной группы не более 15 человек.

Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41.

Общее количество часов в неделю – 1 час.

Продолжительность одного академического часа – 40 минут.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Формы проведения занятий:

1.     Практическое занятие

2.     Беседа

3.     Самостоятельная работа

4.     Защита проекта.

5.     Экскурсии.

 

Формы организации деятельности детей на занятии:

- фронтальная – при показе, беседе, объяснении;

- групповая, в том числе работа в парах – при выполнении практического задания, работе над творческим проектом.

 

1.2.          Цели и задачи программы.

Цель программы:

 Создание  условий   для  формирования  у школьников особого стиля  мышления,  проектного.

Задачи:

Образовательные: 

 

1. Способствовать формированию основных умений и навыков  в художественном конструирование:   рисунки, эскизы, чертежи-проекты, моделирование, создание  композиций.

2. Повысить графическую грамотность (чтение чертежей и выполнение различных видов графических работ).

3.Обучить навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами  как со   средствами художественной выразительности.

Развивающие:

 

1.Развить творческие способности учащегося по средствам изобразительных искусств;

2.Способствовать развитию наблюдательности, внимания, образного мышление и пространст­венного воображения.

3.Содействовать формированию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

 

1.Воспитать ценностное отношение к творческой деятельности;

2.Способствовать социализации обучающихся путем приобщения их к

совместной работе, а также современным культурным тенденциям в сфере дизайна.

3.Воспитание способностей к самореализации и саморазвитию.

1.3. Содержание программы.

В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита (по окончанию  курса), презентация, экспертная деятельность. При этом обучающиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, технологические умения и навыки.

Учащиеся должны научиться и освоить умение делить единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания.

Учебные задания прививают обучающимся необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.

Формы обучения:

·                 сценарии  занятий  выстраиваются по схеме: "прочувствовать – осознать – выявить свое отношение";

·                 активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на занятиях;

·                 формы урока: беседа – диалог, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"), сочетание коллективной и индивидуальной работы, работа в парах.

·                 комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.).

Методы обучения:

·                 эмоционально-художественное "погружение",

·                 художественно-творческое и образное моделирование,

·                 активизация воображения и творческого представления,

·                 сравнение и сопоставление,

·                 импровизация,

·                 субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора),

·                 дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от частного к общему и от общего к частному ).

Перечень творческих и практических работ:

- Превращение реалистического изображения  в  декоративное,

абстрактное.

- Мысленный разбор предметов на составляющие элементарные части.

- Проектирование зон комнаты (выполнение эскизов, план)

- Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор

цветов по колориту.

- Упражнение на составление контрастных цветовых сочетаний.

- Упражнение на цвет (влияние фактуры на цвет).

- Контраст, нюанс, симметрия и асимметрия, ритм. Правила передачи движения и покоя в композиции.

-Построение перспективы интерьера.

- Проектирование элементов интерьера.

- Ландшафтное проектирование.

- Агротехника цветочно-декоративных растений.

- Экспликация и зонирование территории.

1.4.Планируемые результаты обучения:

Личностные:

·        Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

·        Уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

·        Овладевать навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;

·        Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, природного материала.

·        Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, жизни (родине, природе, семье);

·        Проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;

·        Принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.

 

Метапредметные:

·        Проявлять желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств,  произведений искусства;

·        Овладевать способностями, оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и сверстников;

·        Обогащать ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;

·        Овладевать художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью;

·        Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.

 

Предметные:

По окончании курса обучения  обучающиеся должны

знать/понимать:

• основные составляющие дизайна;

• основные стили ландшафтного дизайна;

•  психологические и оптические характеристики цвета и его воздействие на человека;

• принципы гармоничной композиции;

• особенности дизайна, его место в системе пластических искусств;

• направления графического дизайна;

• природные компоненты ландшафта;

• особенности ландшафтной архитектуры;

•  функционально-пространственные основы организации интерьера,

уметь:

•   применять различную технику выполнения рисунка, графики, росписи,

макета и т. д.;

·         подбирать цвет по колориту;

•   компоновать элементы композиции;

•   моделировать формы в перспективных изображениях;

•   составлять композиции  объединенных  по определенному принципу;

•   разрабатывать и проектировать ландшафтные композиции;

•   использовать художественные свойства композиции (цвет, свет,   контраст и др.);

•   моделировать и конструировать различные формы;

•   проектировать зоны квартиры, дома, участка.

  • создавать цветочные композиции из цветущих и не цветущих растений.

 

1.5. Контроль планируемых результатов.

 

Форма отслеживания результата, это участие в конкурсах и выставках, защита проектов, наблюдения, заполнение индивидуальных листов учета достижений.

 

 

 

Планируемые результаты

Контроль

регулятивные

Декабрь

Май

познавательные

коммуникативные

 

 

 

 

 

Система оценивания:  зачет / незачет.

 

Программа предусматривает достижение   трех    уровней    результатов:

Первый уровень результатов

 

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

 

Предполагает приобретение новых знаний, опыта в решении творческих задач, умение противостоять трудностям. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Результат выражается в понимании обучающихся сути творческой деятельности, как самовыражение  собственных эмоций.

Предполагает позитивное отношение обучающихся  ко всему, что их окружает в жизни. Активное    самопознание.  Результат проявляется в использовании различных материалов для личного творчества и в  самостоятельном их  выборе.

 

Предполагает умение сотрудничать и работать в группе,  договариваться  в ходе творческой деятельности. Самостоятельно заниматься творчеством, фантазировать и организовывать свое творческое пространство.

Результат представлен через презентации проектов, участие в конкурсах и выставках в разных творческих номинациях.

1.6. Учебные блоки.

Программа первого года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их возможностей на практике. Третий –  «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн - проектов. Четвертый «Ландшафтный дизайн»- направлен на разработку и проектирование ландшафтных композиций.

Первый год обучения.

 

 

Предметные блоки

Кол-во

часов

1

Изобразительная грамота

10

2

Материаловедение

6

3

Проектирование

9

4

Ландшафтный дизайн

10

Всего

35

 

Программа второго года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Графический дизайн» - художественно-проектная деятельность, направленная на развитие графической грамотности,  на изучение основ живописи, дизайнерской композиции. Практическая часть, составление композиции  «Икебана».   Второй блок – «Ландшафтный дизайн» - направлен на проектирование ландшафтных композиций, зонирование территорий, а также на изучение стилей в ландшафтном дизайне и составление сметы объекта. Третий –  «Дизайн интерьера»  направлен  проектирование интерьера, где объектом для творчества будет комната для релаксации.  Четвертый «Бумагопластика» -  это направление развивает пространственное воображение, глазомер умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку и активно включается в продуктивную деятельность.

 

Второй год обучения.

 

 

Предметные блоки

Кол-во

часов

1

Графический дизайн

10

2

Ландшафтный дизайн

11

3

Дизайн интерьера

5

4

Бумагопластика

9

Всего

35

 

Программа третьего года обучения состоит из одного  предметного блока «Ландшафтный дизайн», который направлен на изучение  цветочно - декоративных растений, разработку и проектирование ландшафтных  композиций с включением ручья, природного камня, декоративного болота. Это блок  также знакомит  с множеством  решений  благоустройства ландшафтных территорий  и земельных  участков. А знания о  возведении  альпийских горок, и оформление газонов и клумб, с включением  малых архитектурных форм (скульптур, беседок, мостиков, качелей), искусственных водоемов и многое другое помогут обучающимся создать мини – проекты: «Альпинарий», «Мой сад», «Любимый уголок».

Третий год обучения.

 

 

Предметные блоки

Кол-во

часов

1

Ландшафтный дизайн

35

Всего

35

 

 

1.7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА  1  ГОД   ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тема занятия

Кол-

во час.

Деятельность ученика

Форма организации деятельности

дата

Изобразительная  грамота

1.

Роль дизайна в жизни

человека. Дизайн. Область дизайна.

(цветной картон,  клей, ножницы)

2

Упражнение «коробка»

Практическая работа: Выполнение визиток

«Это - Я!»

Индивид.

работа

 

2.

Линия и ее возможности .

(гелиевая  ручка, лист)

3

Практическая работа:

Дудлинг.

Индивид.

работа

 

3.

Упражнение-тренинг

«Дорисуй изображение»

 

1

Практическая работа: Упражнение – тренинг «Дорисуй  изображение»

Индивид.

работа

 

4.

Композиция и цвет в дизайне.

Композиционный центр.

2

Практическая работа: Упражнение-тренинг

«Каракули».

Индивид.

работа

 

5.

 Графические

возможности. Шрифт.

(Эмблемы, реклама, товарные знаки и т.д.)

2

Творческая работа:

Создание эскиза.

Индивид.

работа

 

Материаловедение.

6.

Материал-бумага.

2

Творческая работа в технике «печатание смятой бумагой»

Работа в

парах

 

7.

Конструирование из бумаги.

1

Практическая работа: складывание, вырезание скручивание бумаги.

Индивид.

работа

 

8.

Объемные композиции. (Пластик, магнит, клей).

2

Творческая работа:

Лепка магнитов и их изготовление.

Индивид.

работа

 

9.

Ткань для мульчирования  почвы. Мульча. Мульчирование почвы.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

Проектирование.

10

Проектирование ландшафтных композиции из растений, камней.

1

Творческая работа:

Проектные  зарисовки. Наброски.

Работа в парах

 

11

Игрушка как объект

дизайна. Нетрадиционные техники: рисование свечой, поролоном.

(Форма, фактура, цвет).

3

Творческая работа:       создание  эскиза в цвете.

 

Индивид.

работа

 

12

Проектирование игровой  детской  площадки с включением

естественных ландшафтных  условий.

2

Творческая  работа:

создание эскиза.

Работа в группах

 

13

Проектирование интерьера.

2

Творческая работа:

Эскизные  зарисовки.

Индивид.

работа

 

14

Разработка  посуды  оригинальной  формы

(для самолета,  детского

сада, туризма)

1

Творческая работа:

Эскизные  зарисовки.

Работа в группах

 

Ландшафтный дизайн.

 

15

Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи.

2

Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Работа в группах

 

16

Газон.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

17

Топиарное искусство

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

18

Почвопокровные растения. Очиток, мох декоративный.

 

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид. работа

 

19

Экзотические растения.

 

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

20

Мини-проект «Мой ландшафтный уголок».

4

Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Индивид.

работа

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА  2  ГОД   ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тема занятия

Кол-

во час.

Деятельность ученика

Форма организации деятельности

дата

 Графический дизайн.

1.

Искусство «Икебана».

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Практическая работа:

Наброски композиции.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

2.

Композиция «Икебана», букет.

1

Практическая работа: Создание цветочных композиций из цветущих и не цветущих растений.

Составить букет или композицию

Индивид.

работа

 

3.

Дудлинг.

3

Практическая работа:

Упражнение

«Солнечные лучи».

Индивид.

 

4.

Упражнение-тренинг

«Дорисуй изображение»

1

Практическая работа:

Упражнение «Дорисуй изображение».

Индивид. работа

 

6.

Проектирование и конструирование.

1

Практическая работа: изготовление шаблонов и трафаретов.

Индивид.

работа

 

7.

Нетрадиционные техники.

Техника «набрызга», монотипия, печатание паралоном.

3

Творческая работа:

Композиция «Зима»,

«Осень», «Весна», «Лето».

Индивид.работа

 

Ландшафтный дизайн .

8.

Ландшафтный дизайн - исходные понятия и определения.

2

Практическая работа: Рисование скамьи, беседки, ступенек.

Индивид.

работа

 

9.

Стиль и стилизация в ландшафтном дизайне.

5

Мини - проект: ландшафтная композиция в определенном стиле. 

Работа в

парах

 

 

 

 

 

10

План и зонирование.

территории. Масштаб.

2

Практическая работа:

Экспликация. Зонирование территории

Индивид.

работа

 

 

 

11

Разновидности посадок и их планирование. План посадки. Почва для посева семян.

1

 Поиск информации.

Практическая работа:

«План посадки».

Фронтальная

 

 

12

Ландшафтные  проекты. Смета выполненных работ.

1

Практическая работа:

Составление сметы.

Работа в

парах

 

 Дизайн интерьера.

 

13

Композиция, цвет и планировка в интерьере. 

1

Творческая работа:

Проектирование интерьера.

Наброски,  зарисовки.

Работа  в

парах

 

 

 

14

Интерьер комнаты для релаксации.

(Гармония природы)

4

Творческая работа: Проектирование  комнаты для релаксации.

Работа  в

парах

 

 

Бумагопластика.

15

Приемы бумагопластики. (сгибание, прорезывание, гофрирование).

2

Практическая работа с бумагой: скручивание, гофрирование, прорезывание и сгибание.

Индивид.

работа

 

16

Объемное конструирование.

 

3

Практическая работа: выполнения макетов простейших геометрических тел. (Куб, параллелепипед и т. д.) при помощи шаблонов.

Индивид.

работа

 

17

Мини-проект «Я-архитектор».  (Замок, башня, беседка, здание…)

4

Творческая  работа:  создание своего архитектурного мини-проекта

Индивид.работа

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА  3  ГОД   ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тема занятия

Кол-

во час.

Деятельность ученика

Форма организации деятельности

дата

 Ландшафтный дизайн.

1.

Экскурсия в дендрарий

1

Исследование.

Коллективная

 

2.

История возникновения и развития ландшафтного искусства. 

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

3.

Проблемы ландшафтного проектирования.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

4.

Элементы ландшафтной архитектуры.

2

Практическая  работа:

 Наброски и зарисовки

Индивид.

работа

 

5.

Планировка участка: круговой стиль, свободный стиль, прямоугольный стиль, диагональный стиль, симметричный и т.д.

2

Практическая работа:

Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Индивид.

работа

 

6.

Альпийские горки и рокарии. Виды, формы, стили альпийских элементов.

 

2

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

7.

Каменистые сады. Растения для альпинариев. Мини-проект «Альпинарий».

2

Практическая работа:

Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Индивид.

работа

 

8.

Цветники. (Клумбы, рабатки, группы…) Цветники и клумбы. Структура и форма клумб. Ковровые цветники. Уход за цветником

2

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Практическая работа:

Наброски клумб различной формы.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

9.

Цветочно-декоративные растения душистые.

 (для бордюров)

1

 

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

 

Фронтальная

Индивид.

работа

 

10

Ампельные цветы.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

 

11

Стили ландшафтного дизайна. Характерные черты.

3

Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Работа в

парах

 

12

Цветочно -декоративные растения для вертикального озеленения. (Однолетние и многолетние)

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

13

Цветочно -декоративные растения родом из Европы, Азии, Африки и Америки.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Цветочный калейдоскоп.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

14

Цветочно -декоративные растения для выращивания на балконах.

1

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Фронтальная

Индивид.

работа

 

15

Мини-проект: «Мой сад».

4

Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции

Индивид.

работа

 

16

Зонирование. Подбор и размещение растений по зонам.

2

Практическая работа: Зонирование, разработка и проектирование ландшафтной композиции.

Работа в

группах

 

17

Специфика земельного участка: размер, форма, уклон, почва, зеленые насаждения,

2

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: «Ситуационный план земельного участка».

 

Фронтальная

 

 

Работа в группах.

 

18

Искусственные водоемы.

2

Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.

Практическая работа:

Наброски. Зарисовки.

Фронтальная

 

 

Индивид.

работа

 

19

Мини- проект  «Любимый уголок».

 

4

Практическая работа:

Разработка и проектирование ландшафтной композиции с включением ручья, водопада, каскада, фонтана, декоративного болота.

Индивид.

работа

 

 

 

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.

2.1.          Календарный учебный график

Количество учебных недель – 35 недель, с учетом продолжительности каникул.

 

2.2.          Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Требования к помещению:

·                   помещение для занятий, отвечающие требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;

·                   качественное освещение;

·                   столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.

Оборудование:

·                   компьютер или  ноутбук для   преподавателя;

·                   проекционное оборудование (экраны) – 1 шт.

 

Расходные материалы:

·                   бумага писчая;

·                   шариковые ручки;

·                   необходимые материалы для творчества.

 

Информационное обеспечение:

·                   операционная система (желательно Windows);

·                   поддерживаемые браузеры (для работы LMS): YandexBrowser, Chrome, ChromeMobile, Firefox, Opera, Safari, MobileSafari, Edge, Python;

 

Кадровое обеспечение:

Программа реализуется Бадер Л.А, учителем ИЗО и технологии. При реализации программы другим педагогом стоит учитывать, что преподавателю необходимо познакомиться с технологией обучения основам дизайна.

2.3.           Оценочные материалы

Результативность обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится практической, творческой  работе, в ходе такой деятельности педагог тактично контролирует, советует, направляет обучающихся. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется Программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в различных ситуациях.

2.4. Методические материалы

Образовательный процесс осуществляется в очной форме. В образовательном процессе  используются следующие методы:

1.     объяснительно-иллюстративный;

2.     метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой);

3.      проектно - исследовательский; проектно – творческий.

4.     наглядный: эскизы, наброски, чертежи, таблицы, использование технических средств - просмотр видео.  

5.     практический: практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.

Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания раздела, степени сложности материала, типа учебного занятия. Вместе с объяснительно-иллюстративным используются, а также становятся ведущими частично-поисковый и проектно-исследовательский методы. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Формы обучения:

·                   фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Для реализации обучения используется компьютер педагога с мультимедиа проектором, посредством которых учебный материал демонстрируется на общий экран. Активно используются Интернет-ресурсы;

·                   коллективная – это форма сотрудничества, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе;

·                   групповая – предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек, работа в которых регулируется педагогом;

·                   индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся. Как правило, данная форма используется в сочетании с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем обучающийся выполняют индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном темпе;

·                   дистанционная – взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Для реализации дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в социальных сетях, по электронной почте, посредством видеоконференции или в общем чате. Кроме того, дистанционное обучение позволяет проводить консультации обучающегося при самостоятельной работе дома.

Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.

Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимного обучения; дифференцированного обучения; разно уровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; коллективной творческой деятельности; здоровье сберегающая технология.

 

 

 

Список литературы

1.     В.С. КузинПрограмма  «Основы дизайна» – Москва. Дрофа. 2002г.

2.     Черневич Е.ВЯзык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.

3.     Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления. Вопросы психологии.

4.     Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. Психологический журнал №1. 1991.

5.      «Композиция». Комплексная программа. Министерство культуры РФ Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2003,

6.     «Графический дизайн» для ДХШ и ДШИ (художественных отделений). Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2006.

7.     Интерьер уютного сада/Алекс Купер; – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8.     Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

9.     Юрщенко А. В. Цветы у вашего дома. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

10. Планировщик садового участка 3D/ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006.

11. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.


Скачано с www.znanio.ru



[1]Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)