Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 1
Маслянинского района Новосибирской области
Аннотация к рабочей программе
элективного курса «Основы дизайна»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» обязательной предметной области «Искусство» разработана в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС ООО[1] и реализуется 3 года.
Рабочая программа разработана учителем технологии и изобразительного искусства Бадер Л.А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определенному учебному курсу «Основы дизайна».
Рабочая программа учебного курса «Основы дизайна» является частью ООП ООО, определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно- методической работе МБОУ Маслянинской СОШ № 1
Дата 25.08 2022г.
|
|
|
Содержание.
Раздел1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка……………………………………….….3
1.2 Цели и задачи программы……………………………………….6
1.3 Содержание программы………………………………………….7
1.4 Планируемые результаты………………………………………..8
1.5 Контроль планируемых результатов…………………….…….10
1.6 Учебные блоки………………………………………………..…11
1.7 Календарное планирование………………………………….…13
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1 Календарно учебный график……………………………….….20
2.2 Условия реализации программы………………………………20
2.3 Оценочные материалы…………………………………………21
2.4 Методические материалы……………………………………...21
Список литературы……………………………………………….24
1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Основы дизайна» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Нормативные основания разработки рабочей программы элективного курса «Основы дизайна»:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2015 N 35915).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40154).
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Маслянинской СОШ № 1, утверждённая приказом директора МБОУ Маслянинской СОШ № 1 от 31.08.2013г № 83/4 .
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-программам начального общего, основного Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672«О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р.
Направленность программы
На формирование у школьников особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонии, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей, т.е. дизайнерское мышление.
Актуальность
Обусловлена необходимостью научить подрастающее поколение грамотно использовать в современном противоречивом мире обилие художественных форм, красок, инновационных и технических возможностей. А также появление новых актуальных профессий дизайнер, декоратор, проектировщик образовательных, музейных, выставочных пространств, культурных акций и событий.
Новизна программы
Заключается в соединении теоретического и практического материала, методах и формах организации учебной деятельности. На занятиях ребятам предлагается представить себя в роли: художника, конструктора, дизайнера др. Использование принципа: сотрудничество и сотворчество, создание на занятиях атмосферы равенства "партнеров" в общении, является важной отличительной особенностью данной программы от многих других, предложенных в рамках системы дополнительного образования.
Объем и срок реализации программы
Объем программы 102 часа. Программа рассчитана на 3 года.
В рамках реализации программы предусмотрена выставка творческих работ и защита проектов.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение трех лет обучения. Занятия проводятся в группе. Наполняемость учебной группы не более 15 человек.
Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Формы проведения занятий:
1. Практическое занятие
2. Беседа
3. Самостоятельная работа
4. Защита проекта.
5. Экскурсии.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная – при показе, беседе, объяснении;
- групповая, в том числе работа в парах – при выполнении практического задания, работе над творческим проектом.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы:
Создание условий для формирования у школьников особого стиля мышления, проектного.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать формированию основных умений и навыков в художественном конструирование: рисунки, эскизы, чертежи-проекты, моделирование, создание композиций.
2. Повысить графическую грамотность (чтение чертежей и выполнение различных видов графических работ).
3.Обучить навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами как со средствами художественной выразительности.
Развивающие:
1.Развить творческие способности учащегося по средствам изобразительных искусств;
2.Способствовать развитию наблюдательности, внимания, образного мышление и пространственного воображения.
3.Содействовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
1.Воспитать ценностное отношение к творческой деятельности;
2.Способствовать социализации обучающихся путем приобщения их к
совместной работе, а также современным культурным тенденциям в сфере дизайна.
3.Воспитание способностей к самореализации и саморазвитию.
1.3. Содержание программы.
В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита (по окончанию курса), презентация, экспертная деятельность. При этом обучающиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, технологические умения и навыки.
Учащиеся должны научиться и освоить умение делить единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания.
Учебные задания прививают обучающимся необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.
Формы обучения:
· сценарии занятий выстраиваются по схеме: "прочувствовать – осознать – выявить свое отношение";
· активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на занятиях;
· формы урока: беседа – диалог, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"), сочетание коллективной и индивидуальной работы, работа в парах.
· комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.).
Методы обучения:
· эмоционально-художественное "погружение",
· художественно-творческое и образное моделирование,
· активизация воображения и творческого представления,
· сравнение и сопоставление,
· импровизация,
· субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора),
· дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от частного к общему и от общего к частному ).
Перечень творческих и практических работ:
- Превращение реалистического изображения в декоративное,
абстрактное.
- Мысленный разбор предметов на составляющие элементарные части.
- Проектирование зон комнаты (выполнение эскизов, план)
- Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор
цветов по колориту.
- Упражнение на составление контрастных цветовых сочетаний.
- Упражнение на цвет (влияние фактуры на цвет).
- Контраст, нюанс, симметрия и асимметрия, ритм. Правила передачи движения и покоя в композиции.
-Построение перспективы интерьера.
- Проектирование элементов интерьера.
- Ландшафтное проектирование.
- Агротехника цветочно-декоративных растений.
- Экспликация и зонирование территории.
1.4.Планируемые результаты обучения:
Личностные:
· Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
· Уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
· Овладевать навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
· Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, природного материала.
· Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, жизни (родине, природе, семье);
· Проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
· Принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
Метапредметные:
· Проявлять желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
· Овладевать способностями, оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и сверстников;
· Обогащать ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;
· Овладевать художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью;
· Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
Предметные:
По окончании курса обучения обучающиеся должны
знать/понимать:
• основные составляющие дизайна;
• основные стили ландшафтного дизайна;
• психологические и оптические характеристики цвета и его воздействие на человека;
• принципы гармоничной композиции;
• особенности дизайна, его место в системе пластических искусств;
• направления графического дизайна;
• природные компоненты ландшафта;
• особенности ландшафтной архитектуры;
• функционально-пространственные основы организации интерьера,
уметь:
• применять различную технику выполнения рисунка, графики, росписи,
макета и т. д.;
· подбирать цвет по колориту;
• компоновать элементы композиции;
• моделировать формы в перспективных изображениях;
• составлять композиции объединенных по определенному принципу;
• разрабатывать и проектировать ландшафтные композиции;
• использовать художественные свойства композиции (цвет, свет, контраст и др.);
• моделировать и конструировать различные формы;
• проектировать зоны квартиры, дома, участка.
1.5. Контроль планируемых результатов.
Форма отслеживания результата, это участие в конкурсах и выставках, защита проектов, наблюдения, заполнение индивидуальных листов учета достижений.
Планируемые результаты |
Контроль |
регулятивные |
Декабрь Май |
познавательные |
|
коммуникативные |
Система оценивания: зачет / незачет.
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов
|
Второй уровень результатов |
Третий уровень результатов
|
Предполагает приобретение новых знаний, опыта в решении творческих задач, умение противостоять трудностям. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Результат выражается в понимании обучающихся сути творческой деятельности, как самовыражение собственных эмоций. |
Предполагает позитивное отношение обучающихся ко всему, что их окружает в жизни. Активное самопознание. Результат проявляется в использовании различных материалов для личного творчества и в самостоятельном их выборе.
|
Предполагает умение сотрудничать и работать в группе, договариваться в ходе творческой деятельности. Самостоятельно заниматься творчеством, фантазировать и организовывать свое творческое пространство. Результат представлен через презентации проектов, участие в конкурсах и выставках в разных творческих номинациях. |
1.6. Учебные блоки.
Программа первого года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их возможностей на практике. Третий – «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн - проектов. Четвертый «Ландшафтный дизайн»- направлен на разработку и проектирование ландшафтных композиций.
Первый год обучения.
№ |
Предметные блоки |
Кол-во часов |
1 |
Изобразительная грамота |
10 |
2 |
Материаловедение |
6 |
3 |
Проектирование |
9 |
4 |
Ландшафтный дизайн |
10 |
Всего |
35 |
Программа второго года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Графический дизайн» - художественно-проектная деятельность, направленная на развитие графической грамотности, на изучение основ живописи, дизайнерской композиции. Практическая часть, составление композиции «Икебана». Второй блок – «Ландшафтный дизайн» - направлен на проектирование ландшафтных композиций, зонирование территорий, а также на изучение стилей в ландшафтном дизайне и составление сметы объекта. Третий – «Дизайн интерьера» направлен проектирование интерьера, где объектом для творчества будет комната для релаксации. Четвертый «Бумагопластика» - это направление развивает пространственное воображение, глазомер умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку и активно включается в продуктивную деятельность.
Второй год обучения.
№ |
Предметные блоки |
Кол-во часов |
1 |
Графический дизайн |
10 |
2 |
Ландшафтный дизайн |
11 |
3 |
Дизайн интерьера |
5 |
4 |
Бумагопластика |
9 |
Всего |
35 |
Программа третьего года обучения состоит из одного предметного блока «Ландшафтный дизайн», который направлен на изучение цветочно - декоративных растений, разработку и проектирование ландшафтных композиций с включением ручья, природного камня, декоративного болота. Это блок также знакомит с множеством решений благоустройства ландшафтных территорий и земельных участков. А знания о возведении альпийских горок, и оформление газонов и клумб, с включением малых архитектурных форм (скульптур, беседок, мостиков, качелей), искусственных водоемов и многое другое помогут обучающимся создать мини – проекты: «Альпинарий», «Мой сад», «Любимый уголок».
Третий год обучения.
№ |
Предметные блоки |
Кол-во часов |
1 |
Ландшафтный дизайн |
35 |
Всего |
35 |
1.7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во час. |
Деятельность ученика |
Форма организации деятельности |
дата |
Изобразительная грамота |
|||||
1. |
Роль дизайна в жизни человека. Дизайн. Область дизайна. (цветной картон, клей, ножницы) |
2 |
Упражнение «коробка» Практическая работа: Выполнение визиток «Это - Я!» |
Индивид. работа |
|
2. |
Линия и ее возможности . (гелиевая ручка, лист) |
3 |
Практическая работа: Дудлинг. |
Индивид. работа |
|
3. |
Упражнение-тренинг «Дорисуй изображение»
|
1 |
Практическая работа: Упражнение – тренинг «Дорисуй изображение» |
Индивид. работа |
|
4. |
Композиция и цвет в дизайне. Композиционный центр. |
2 |
Практическая работа: Упражнение-тренинг «Каракули». |
Индивид. работа |
|
5. |
Графические возможности. Шрифт. (Эмблемы, реклама, товарные знаки и т.д.) |
2 |
Творческая работа: Создание эскиза. |
Индивид. работа |
|
Материаловедение. |
|||||
6. |
Материал-бумага. |
2 |
Творческая работа в технике «печатание смятой бумагой» |
Работа в парах |
|
7. |
Конструирование из бумаги. |
1 |
Практическая работа: складывание, вырезание скручивание бумаги. |
Индивид. работа |
|
8. |
Объемные композиции. (Пластик, магнит, клей). |
2 |
Творческая работа: Лепка магнитов и их изготовление. |
Индивид. работа |
|
9. |
Ткань для мульчирования почвы. Мульча. Мульчирование почвы. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
Проектирование. |
|||||
10 |
Проектирование ландшафтных композиции из растений, камней. |
1 |
Творческая работа: Проектные зарисовки. Наброски. |
Работа в парах |
|
11 |
Игрушка как объект дизайна. Нетрадиционные техники: рисование свечой, поролоном. (Форма, фактура, цвет). |
3 |
Творческая работа: создание эскиза в цвете.
|
Индивид. работа |
|
12 |
Проектирование игровой детской площадки с включением естественных ландшафтных условий. |
2 |
Творческая работа: создание эскиза. |
Работа в группах |
|
13 |
Проектирование интерьера. |
2 |
Творческая работа: Эскизные зарисовки. |
Индивид. работа |
|
14 |
Разработка посуды оригинальной формы (для самолета, детского сада, туризма) |
1 |
Творческая работа: Эскизные зарисовки. |
Работа в группах |
|
Ландшафтный дизайн. |
|
||||
15 |
Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи. |
2 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Работа в группах |
|
16 |
Газон. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
17 |
Топиарное искусство |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
18 |
Почвопокровные растения. Очиток, мох декоративный.
|
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
19 |
Экзотические растения.
|
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
20 |
Мини-проект «Мой ландшафтный уголок». |
4 |
Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Индивид. работа |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во час. |
Деятельность ученика |
Форма организации деятельности |
дата |
Графический дизайн. |
|||||
1. |
Искусство «Икебана». |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски композиции. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
2. |
Композиция «Икебана», букет. |
1 |
Практическая работа: Создание цветочных композиций из цветущих и не цветущих растений. Составить букет или композицию |
Индивид. работа |
|
3. |
Дудлинг. |
3 |
Практическая работа: Упражнение «Солнечные лучи». |
Индивид. |
|
4. |
Упражнение-тренинг «Дорисуй изображение» |
1 |
Практическая работа: Упражнение «Дорисуй изображение». |
Индивид. работа |
|
6. |
Проектирование и конструирование. |
1 |
Практическая работа: изготовление шаблонов и трафаретов. |
Индивид. работа |
|
7. |
Нетрадиционные техники. Техника «набрызга», монотипия, печатание паралоном. |
3 |
Творческая работа: Композиция «Зима», «Осень», «Весна», «Лето». |
Индивид.работа |
|
Ландшафтный дизайн . |
|||||
8. |
Ландшафтный дизайн - исходные понятия и определения. |
2 |
Практическая работа: Рисование скамьи, беседки, ступенек. |
Индивид. работа |
|
9. |
Стиль и стилизация в ландшафтном дизайне. |
5 |
Мини - проект: ландшафтная композиция в определенном стиле. |
Работа в парах |
|
10 |
План и зонирование. территории. Масштаб. |
2 |
Практическая работа: Экспликация. Зонирование территории |
Индивид. работа |
|
11 |
Разновидности посадок и их планирование. План посадки. Почва для посева семян. |
1 |
Поиск информации. Практическая работа: «План посадки». |
Фронтальная |
|
12 |
Ландшафтные проекты. Смета выполненных работ. |
1 |
Практическая работа: Составление сметы. |
Работа в парах |
|
Дизайн интерьера. |
|
||||
13 |
Композиция, цвет и планировка в интерьере. |
1 |
Творческая работа: Проектирование интерьера. Наброски, зарисовки. |
Работа в парах
|
|
14 |
Интерьер комнаты для релаксации. (Гармония природы) |
4 |
Творческая работа: Проектирование комнаты для релаксации. |
Работа в парах
|
|
Бумагопластика. |
|||||
15 |
Приемы бумагопластики. (сгибание, прорезывание, гофрирование). |
2 |
Практическая работа с бумагой: скручивание, гофрирование, прорезывание и сгибание. |
Индивид. работа |
|
16 |
Объемное конструирование.
|
3 |
Практическая работа: выполнения макетов простейших геометрических тел. (Куб, параллелепипед и т. д.) при помощи шаблонов. |
Индивид. работа |
|
17 |
Мини-проект «Я-архитектор». (Замок, башня, беседка, здание…) |
4 |
Творческая работа: создание своего архитектурного мини-проекта |
Индивид.работа |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во час. |
Деятельность ученика |
Форма организации деятельности |
дата |
Ландшафтный дизайн. |
|||||
1. |
Экскурсия в дендрарий |
1 |
Исследование. |
Коллективная |
|
2. |
История возникновения и развития ландшафтного искусства. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
3. |
Проблемы ландшафтного проектирования. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
4. |
Элементы ландшафтной архитектуры. |
2 |
Практическая работа: Наброски и зарисовки |
Индивид. работа |
|
5. |
Планировка участка: круговой стиль, свободный стиль, прямоугольный стиль, диагональный стиль, симметричный и т.д. |
2 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Индивид. работа |
|
6. |
Альпийские горки и рокарии. Виды, формы, стили альпийских элементов.
|
2 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
7. |
Каменистые сады. Растения для альпинариев. Мини-проект «Альпинарий». |
2 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Индивид. работа |
|
8. |
Цветники. (Клумбы, рабатки, группы…) Цветники и клумбы. Структура и форма клумб. Ковровые цветники. Уход за цветником |
2 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски клумб различной формы. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
9. |
Цветочно-декоративные растения душистые. (для бордюров) |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации.
|
Фронтальная Индивид. работа |
|
10 |
Ампельные цветы. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная |
|
11 |
Стили ландшафтного дизайна. Характерные черты. |
3 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Работа в парах |
|
12 |
Цветочно -декоративные растения для вертикального озеленения. (Однолетние и многолетние) |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
13 |
Цветочно -декоративные растения родом из Европы, Азии, Африки и Америки. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Цветочный калейдоскоп. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
14 |
Цветочно -декоративные растения для выращивания на балконах. |
1 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. |
Фронтальная Индивид. работа |
|
15 |
Мини-проект: «Мой сад». |
4 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции |
Индивид. работа |
|
16 |
Зонирование. Подбор и размещение растений по зонам. |
2 |
Практическая работа: Зонирование, разработка и проектирование ландшафтной композиции. |
Работа в группах |
|
17 |
Специфика земельного участка: размер, форма, уклон, почва, зеленые насаждения, |
2 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: «Ситуационный план земельного участка».
|
Фронтальная
Работа в группах. |
|
18 |
Искусственные водоемы. |
2 |
Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски. Зарисовки. |
Фронтальная
Индивид. работа |
|
19 |
Мини- проект «Любимый уголок».
|
4 |
Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции с включением ручья, водопада, каскада, фонтана, декоративного болота. |
Индивид. работа |
|
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 35 недель, с учетом продолжительности каникул.
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Требования к помещению:
· помещение для занятий, отвечающие требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;
· качественное освещение;
· столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.
Оборудование:
· компьютер или ноутбук для преподавателя;
· проекционное оборудование (экраны) – 1 шт.
Расходные материалы:
· бумага писчая;
· шариковые ручки;
· необходимые материалы для творчества.
Информационное обеспечение:
· операционная система (желательно Windows);
· поддерживаемые браузеры (для работы LMS): YandexBrowser, Chrome, ChromeMobile, Firefox, Opera, Safari, MobileSafari, Edge, Python;
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется Бадер Л.А, учителем ИЗО и технологии. При реализации программы другим педагогом стоит учитывать, что преподавателю необходимо познакомиться с технологией обучения основам дизайна.
2.3. Оценочные материалы
Результативность обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится практической, творческой работе, в ходе такой деятельности педагог тактично контролирует, советует, направляет обучающихся. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется Программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в различных ситуациях.
2.4. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме. В образовательном процессе используются следующие методы:
1. объяснительно-иллюстративный;
2. метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой);
3. проектно - исследовательский; проектно – творческий.
4. наглядный: эскизы, наброски, чертежи, таблицы, использование технических средств - просмотр видео.
5. практический: практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания раздела, степени сложности материала, типа учебного занятия. Вместе с объяснительно-иллюстративным используются, а также становятся ведущими частично-поисковый и проектно-исследовательский методы. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Формы обучения:
· фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Для реализации обучения используется компьютер педагога с мультимедиа проектором, посредством которых учебный материал демонстрируется на общий экран. Активно используются Интернет-ресурсы;
· коллективная – это форма сотрудничества, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе;
· групповая – предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек, работа в которых регулируется педагогом;
· индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся. Как правило, данная форма используется в сочетании с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем обучающийся выполняют индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном темпе;
· дистанционная – взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Для реализации дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в социальных сетях, по электронной почте, посредством видеоконференции или в общем чате. Кроме того, дистанционное обучение позволяет проводить консультации обучающегося при самостоятельной работе дома.
Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимного обучения; дифференцированного обучения; разно уровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; коллективной творческой деятельности; здоровье сберегающая технология.
Список литературы
1. В.С. Кузин. Программа «Основы дизайна» – Москва. Дрофа. 2002г.
2. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
3. Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления. Вопросы психологии.
4. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. Психологический журнал №1. 1991.
5. «Композиция». Комплексная программа. Министерство культуры РФ Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2003,
6. «Графический дизайн» для ДХШ и ДШИ (художественных отделений). Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2006.
7. Интерьер уютного сада/Алекс Купер; – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
8. Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
9. Юрщенко А. В. Цветы у вашего дома. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
10. Планировщик садового участка 3D/ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006.
11. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.
Скачано с www.znanio.ru
[1]Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.