Рабочая программа курса «Русский язык: от простого к сложному» для учащихся 11 класса имеет практическую направленность, служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе и разработана в соответствии с требованиями федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (изменения и дополнения 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.); Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28».
Рабочая программа составлена на основе ООП СОО МАОУ «СОШ №24», примерной программы по русскому языку для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы», утвержденной Министерством образования и Науки РФ, под редакцией Н.Г. Гольцовой.
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык: от простого к сложному»» в 11 классе отводится 1 час в неделю.
Курс рассчитан на 34 часа.
Элективный курс используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса.
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения заданий. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, формирование устойчивых практических навыков выполнения практических и коммуникативных задач, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса
– обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм.
Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
фологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и – НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис).
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
34 часа -1 час в неделю
№ п/п |
Тема занятия |
план |
Факт |
Кол ч. |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
1. |
Введение. Цели и задачи курса. |
06.09 |
|
1 |
Структура и содержание элективного курса по русскому языку, |
Знать определения понятий. |
2. |
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. |
13.09 |
|
1 |
Основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных). |
Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных). Уметь ставить ударение в наиболее часто встречающихся словах, работать с орфоэпическим словарем. |
3. |
Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. |
20.09 |
|
1 |
Лексикология, лексика, характеристика русской лексики, лексическое значение слова, слова – синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. |
Знать определения понятий. Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику (разговорную, книжную), лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечную лексику), работать с толковы словарем, словарями синонимов, антонимов, паронимов. |
4. |
Лексические выразительные средства. Тропы. |
27.09 |
|
1 |
Лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм. |
Знать лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм. Уметь находить тропы в тексте. |
5. |
Синтаксические средства выразительности. |
04.10 |
|
1 |
Синтаксические средства выразительности: анафора, инверсия, синтаксический параллелизм, антитеза |
Знать синтаксические средства выразительности. Уметь находить синтаксические средства в тексте |
6. |
Изобразительно-выразительные средства языка. |
11.10 |
|
1 |
Лексические средства, синтаксические средства выразительности |
Знать лексические и синтаксические средства выразительности. Уметь находить синтаксические и лексические средства в тексте |
7. |
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. |
18.10 |
|
1 |
Морфология как раздел науки о русском языке. Классификация частей речи, их морфологические признаки. |
Знать определение частей речи, их морфологические признаки. Уметь определять принадлежность слова к части речи. |
8. |
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. |
25.10 |
|
1 |
Трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения гл |
Знать трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов. Уметь определять ошибочное образование формы слова. |
9. |
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. |
08.11 |
|
1 |
Распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. |
Знать распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Уметь находить предложения с нарушением синтаксических норм. |
10. |
Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. |
15.11 |
|
1 |
Синтаксис как раздел науки о русском языке. Предложение. Виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, структурно необходимых элементов, по степени осложнения. Типы сложных предложений. |
Знать виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, структурно необходимых элементов, по степени осложнения, типы сложных предложений. Уметь характеризовать предложение, находить предложения указанной характеристики в тексте, производить синонимическую замену СПП с придаточным определительным на простое предложение с причастным оборотом. |
11. |
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. |
22.11 |
|
1 |
Синтаксические выразительные средства: парцелляция, параллелизм, инверсия, бессоюзие. Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, антитеза, оксюморон, риторический вопрос, обращение. |
Знать синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры. Уметь находить синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры в тексте. |
12. |
Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. |
29.11 |
|
1 |
Правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. |
Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. Уметь определять условия постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. |
13. |
Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
06.12 |
|
1 |
Правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. |
Знать, что такое сложносочиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. |
14. |
Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
13.12 |
|
1 |
Правила постановки знаков препинания в БСП |
Знать, что такое бессоюзное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. |
15. |
Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. |
20.12 |
|
1 |
Правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. |
Знать, что такое сложноподчиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. |
16. |
Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. |
27.12 |
|
1 |
Правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. |
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Уметь определять условия постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. |
17. |
Тестирование. |
10.01 |
|
1 |
Выполнений тестовых заданий |
Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании. |
18. |
Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. |
17.01 |
|
1 |
Текст. Смысловой анализ текста. Текст. Основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы. |
Знать, что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы. Уметь выделять основную информацию в тексте, определять средства связи предложений в тексте. |
19. |
Текст. Стили и типы речи. Задания |
24.01 |
|
1 |
Текст. Стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. |
Знать стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный; типы речи: повествование, описание, рассуждение. Уметь определять принадлежность текста к стилю и типу речи. |
20. |
Композиция сочинения. |
31.01 |
|
1 |
Композиция сочинения (проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргумент 1, аргумент 2, вывод). |
Уметь строить сочинение-рассуждение по стандартной трёхчастной схеме: вступление – основная часть – заключение. |
21. |
Виды вступлений к сочинению |
07.02 |
|
1 |
Виды и формы вступления. (Проблемный вопрос; общие сведения о проблеме, ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме; создание определённого эмоционального настроя, описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста
|
Знать виды вступлений к сочинению и уметь использовать эти знания при написании сочинения- рассуждения |
22. |
Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. |
14.02 |
|
1 |
Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические). |
Знать, как писать сочинение, раскрывая его проблему. Уметь формулировать проблему текста |
23. |
Комментарий к сформулированной проблеме |
21.02 |
|
1 |
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. (Текстовый комментарий, концептуальный комментарий). |
Знать об основных требованиях к сочинениям. Уметь комментировать сформулированную проблему |
24. |
Позиция автора |
28.02 |
|
1 |
Позиция автора. Способы выражения автора |
Уметь увидеть в тексте сформулированную автором позицию |
25. |
Аргументация собственного мнения по проблеме |
07.03 |
|
1 |
Аргументация собственной позиции. Как выражать и аргументировать свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. |
Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. |
26. |
Способы аргументации собственного мнения. |
14.03 |
|
1 |
Аргументы: рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет. Типичные ошибки. |
Знать типы аргументов. Уметь аргументировать собственное мнение. |
27. |
Типы аргументов |
21.03 |
|
1 |
Типы аргументов (рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет). |
Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме |
28. |
Создание банка данных аргументов |
04.03 |
|
1 |
Типы аргументов |
Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме |
29. |
Виды заключений к сочинению |
11.03 |
|
1 |
Виды заключений к сочинению |
Знать и уметь составлять заключение к сочинению в разных вариантах |
30. |
Написание сочинения-рассуждения |
18.03 |
|
1 |
Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения |
Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь применять знания при выполнении заданий |
31. |
Анализ (самоанализ) сочинения- рассуждения |
02.05 |
|
1 |
Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания 25 |
Знать критерии оценивания задания С. Уметь анализировать свою письменную работу. |
32. |
Речевое оформление сочинения. |
09.05 |
|
1 |
Речевое оформление сочинения. Типы ошибок (грамматические, речевые, логические, фактические). |
Знать типы ошибок, уметь их исправлять. |
33. |
Выполнение контрольного тестирования. |
16.05 |
|
1 |
Выполнений тестовых заданий |
Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании. |
34. |
Итоговое занятие |
23.05 |
|
1 |
Написание сочинения-рассуждения. |
Уметь составлять текст сочи- нения, исходя из требований |
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 2015., 87с 2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.-М., 2010., 56с
3.Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста. - М., 2013., 87с 4.Валгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. - М., 2014., 91с 5.Валгина И.С. Русский язык: Орфография и пунктуация. - М., 2015., 67с
6.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. – Русское слово. 2015., 178с 7.Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов ОУ.- Русское слово. 2015., 75с
8.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.- Учитель. 2018., 46с
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.