Монография
«Как воспитать интеллектуалов России?»
Автор: Салькова Лада Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории ГБОУ СОШ № 8 городского округа Октябрьск,
руководитель школьного объединения знатоков «Интеллектуалы России»».
Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетических детермированных способностей, развить у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
Откуда ждать первооткрывателей в науке, искусстве, технике, социальных отношениях? Самым активным участником процесса выхода из кризисов является современное образование. Здесь самое первое слово за школой. Именно она призвана помочь обществу преодолеть оковы на интеллект.
Помочь научиться познавать. Эта давно стало составной частью в системе задач образования. Сейчас необходимо создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями. Отметим, что сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволяет школьнику учиться всю жизнь.
Поэтому важнейшей задачей в образовании является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.
Именно в школе формируются потенциальные возможности самобытного ума человека, которые проявятся в скором будущем. Школа призвана стать подлинным очагом образованности, культуры, умственного наслаждения подрастающего поколения. Школа призвана помочь обществу восстановить, развить и сохранить интеллектуальный потенциал народа. Эта задача гигантская, общегосударственная, общенародная.
Судьба школы – в руках учителя. Учитель является дирижером общества. Для этого нужна величайшая культура ума учителя. Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве учащегося и учителя должен быть направлен на формирование и становление творческой личности каждого школьника, на развитие его высокого интеллектуального потенциала, интеллектуальных способностей.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества успешно формируются в процессе интеллектуальных мероприятий, занятий школьного клуба знатоков посредством различных средств и способов: интеллектуальные игры в классах, школе, творческие конкурсы, участие в предметных неделях, тренинги с командами клуба, участие в школьных и городских научно-практических конференциях, экскурсии в музеи, на выставки, посещение театров, часы общения, беседы.
На протяжении 6 лет в ГБОУ СОШ №8 городского округао. Октябрьск существует школьный клуб знатоков «Интеллектуалы России», в котором эффективно занимаются учащиеся 5-11 классов по авторской программе руководителя школьного клуба знатоков, учителя русского языка и литературы Сальковой Л.Ю.
Программа предназначена для проведения занятий в клубе интеллектуальных игр и основывается на игре «Что? Где? Когда?» и сопутствующих ей игр. Теоретическая программа рассчитана на три учебных года, но пребывание в клубе интеллектуальных игр этим не ограничивается. После приобретения необходимых теоретических знаний учащиеся впоследствии развивают практические и игровые навыки. Поэтому программа последующих годов обучения состоит из практических и игровых занятий. Группа, занимающаяся по данной программе, может насчитывать от 30-до 42 человек учащихся 12 – 17 лет. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.
Целью данной программы является обучение учащихся приёмам и навыкам игры «ЧГК» (и смежных с ней игр), а на основе этого – расширение у них интеллектуальных навыков ,общее развитие эрудиции, логики, фантазии; обучение собранности, умению принимать решения в критических ситуациях; привитие любви к работе со справочным материалом.
Упор в занятиях делается на игру, как таковую, в процессе которой предусмотрена наработка необходимых навыков и выполнение поставленных целей. Отсюда преобладание чисто игровых занятий у учащихся над теоретическими и практическими (где отрабатывается какой - либо конкретный вопрос). В ходе игровых занятий у учащихся есть возможность проявлять приобретённые знания и навыки в комплексе, а у руководителя замечать и устранять слабые места и недоработки в их подготовке. Кроме того, конкретные знания, полученные в ходе игры и имеющие эмоциональную окраску, являются наиболее устойчивыми.
К концу первого года обучения из учащихся формируется 2-3 команды игроков, которые могут принимать активное участие в различных турнирах и фестивалях на уровне города и области. Кроме того, учащиеся получают необходимые навыки, чтобы суметь самостоятельно организовать и провести игру «ЧГК» у себя в классе и так далее.
Об эффективности данной работы свидетельствуют результаты. Команды знатоков школы неоднократно становились победителями городской интеллектуальной игры «С гордостью о России», городского интеллектуально- игрового клуба «Царь горы», межмуниципальных интеллектуальных турниров «Книга. Молодежь. Интеллект», «Архимедовы забавы», «Зачет у Архимеда» «Новоспасский диалог», региональных турниров Всероссийских конкурсов «Битва за Москву», «День Победы», областных фестивалей «Созвездие талантов», «Интеллект -63», «Знание- сила», Всероссийских открытых конкурсов «Интеллект - экспресс Международного конкурса по русскому языку «Кириллица» и многих различных мероприятий разного уровня и направлений.
В течение 6 лет в ГБОУ СОШ №8 г.о. Октябрьск реализуется проект «С ГОРДОСТЬЮ О РОССИИ», посвящённый Дням воинской славы.
Цели проекта : интеллектуальное и патриотическое воспитание учащихся на примерах героического прошлого русского народа; гражданское воспитание будущего поколения с активной жизненной позицией.
Задачи проекта : привлечь внимание учащихся к глубокому изучению истории, литературы, живописи, музыки; расширить кругозор и интеллект их через разные формы деятельности; научить проявлять смекалку, творческие способности, чувство коллективизма в игре.
С учётом этих целей и задач разрабатываются и проводятся историко-познавательные игры среди команд знатоков 8-11классов школы :
в честь 7ноября-Дня освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612); 27 января – Дня снятия блокады города Ленинграда (1944);2 февраля – Дня разгрома советскими войсками немецко - фашистских войск в Сталинградской битве(1943);23 февраля- Дня победы красной армии над кайзеровскими войсками германии(1918)- Дня защитника Отечества;9 мая - Дня Победы советского народа в великой Отечественной войне 1941-1945годов (1945).
В каждом классе ( 8-11 )формируются команды знатоков (6-10 человек), которые заранее готовятся по заявленным темам, 1 раз в неделю проходят тренировочные игры.
Интеллектуально- познавательные игры, посвящённые Дням воинской славы, проводятся регулярно в торжественной обстановке в оформленном зале, с музыкальным сопровождением, показом презентаций и видеороликов, приглашаются компетентные члены жюри, почётные люди города. Победившие команды(1-3место) награждаются дипломами и подарками.
В ГБОУ СОШ №8 г.о. Октябрьск Самарской области создано Научное общество учащихся (НОУ) «Интеллектуальный калейдоскоп» - объединение одаренных учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в области литературного и исторического краеведения, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков поисково-исследовательской работы.
Программа «Интеллектуальный калейдоскоп» имеет учебно-исследовательскую направленность, учит учащихся решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом, развивает рациональное мышление, помогает научиться познавать.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной и состоит из 3 модулей: «Технология создания поисково-исследовательских проектов и интеллектуальных игр», «Эрудит» и «Участие в играх, конкурсах и конференциях». Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.
Программа ориентирована на обучение детей 13-16 лет, имеет естественнонаучную направленность. Объем программы – 108 часов. Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 и 2 часа.
Цель программы – создание условий для развития у обучающихся желания к исследовательской деятельности и овладению поисково - исследовательскими умениями. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной и состоит из 3 модулей: «Технология создания интеллектуальных игр», «Эрудит» и «Участие в играх, конкурсах и конференциях». Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.
Программа формирует интеллектуальную, творческую микросреду подростка, формирует нравственные, духовно-эстетические качества. Программа обеспечивает удовлетворение потребностей подростков в успехе, проверке своих возможностей, потребности в самореализации и развитии собственного «Я».
Научно - исследовательская работа обучающихся организуется в таких формах, как: работа в объединении и группах по интересам; выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством педагога; участие в олимпиадах; участие в окружных и областных конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ; подготовка творческих работ и их публикация в сборниках; участие в Самарской областной научной программе «Взлет».
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка - презентация исследовательских работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Работы представляются в виде оформленных презентаций и докладов исследовательских работ.
Таким образом, все виды учебно-исследовательской работы направлены на воспитание интеллектуально развитой личности, которая демонстрирует хорошие знания на ОГЭ и ЕГЭ, достигает своей цели в выборе профессии, становясь достойным гражданином России.
Список использованной литературы
10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» - 192с
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.