Авторская программа по внеурочной деятельности "История в лицах"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Авторская программа по внеурочной деятельности "История в лицах"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
04.03.2020
Авторская программа по внеурочной деятельности "История в лицах"
Внеурочка Фин грамотность.docx

1.      Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса «Основ финансовой грамотности»:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.

 

9 класс.

Личностные результатывоспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за собственное финансовое благополучие, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, воспитание самостоятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты. 

 Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение определять финансовые понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

ü  Коммуникативные универсальные учебные действия:

ü  осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

ü  развитие навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

Предметные результаты: в результате изучения  курса «Основы финансовой грамотности» обучающиеся научатся:

- выполнять практические задания по анализу состояния личных финансов;

- знать и конкретизировать примерами виды налогов;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности:

- находить аргументы, подтверждающие вывод;

- различать виды кредитов и сферу их использования;

- применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг.

 

9 класс

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Выпускник научится:

• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимать и правильное использовать экономические термины;

• использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты.

• использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

·         владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

·         владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её определения; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции; основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможных норм сбережения; способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования; видов финансовых рисков; способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способов определения курса валют и мест обмена; способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Выпускник получит возможность научиться:

·         анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

·         выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

·         анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

·         решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

·         грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

·         сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

При осуществлении поиска и организации хранения информации

Выпускник научится:

·         использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

·         использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

·         использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

·         искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

·         ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

·         определять главную тему, общую цель или назначение текста;

·         формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

·         предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на предыдущий опыт;

·         объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

·         сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

·         находить в тексте требуемую информацию

·         решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

·         структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

·         интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

При работе с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

·         откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

·         находить доводы в защиту своей точки зрения;

·         на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·         в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

·         использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, используя некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

 

 

 

2.      Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

8 класс

 

раздел

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности у учащихся

Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия

Раздел1.

Управление денежными средствами семьи

Тема1 Потребительская культура

.

 «Что такое потребительская культура». «Потребление: структура и нормы». «Поговорим о культуре питания».

 

Познавательная беседа

 

Круглый стол

обучающий диалог,

решение ситуативных задач, практическая работа

 

Тема 2.

Потребитель и закон

 «Кто такой потребитель?» «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». «Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

 

Познавательная беседа

Практическая работа Интерактивная беседа

 Работа с документами.

умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник) презентационные умения работать в группе навыки конспектирования лекции умение работать с документами дискуссионные навыки рефлексии навыки интервьюирования

Тема 3.

Потребитель – король на рынке

 «Что такое рынок?» «Виды и способы торговли». «Дешевле только даром».

 

Познавательная беседа Ролевая игра

Решение экономических задач

умение работать с различными источниками информации, навыки работы в группе, навыки работы с Интернет

Тема 4.

Куда уходят деньги?

 

«Разумные расходы – статья доходов». «Статьи доходов и расходов». «Рациональный бюджет школьника». «Каждый платит налоги».

 

Дискуссия

Аналитическая работа

Деловая игра

Познавательная беседа

семинар, устные ответы на вопросы, практическая работа, эссе «Роль денег в нашей жизни»

Раздел 2.

Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5.

Информация для потребителя

 

 «Источники информации». «Реклама и ее виды». «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». «Индекс Е: что он означает». «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

.

Мини-исследование

Мини-проект

Практическая работа Выступления учащихся

умение работать с различными источниками информации, презентационные умения работать в группе навыки конспектирования лекции

Тема 6

Искусство покупать

 

 «Качество товаров». «Как покупать продукты питания?» «Как выбирать одежду и обувь?» «Бытовая техника: всерьез и надолго». «Всегда ли товар можно обменять».

 

Практическая работа

Круглый стол

Решение практических задач Познавательная беседа

умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник) презентационные умения умения работать в группе навыки конспектирования лекции умение работать с картой

Модуль 2. Финансы и кредит

Раздел 3.

Риски в мире денег

Тема 7.

Потребительская культура в сфере услуг

 «Правила пользования коммунальными услугами». «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

 

 

Решение экономических задач

Выступления учащихся

различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник); презентационные умения  работать в группе навыки написания сценария дискуссионные навыки.

Тема 8.

Кто защищает права потребителей

 

 «Государственные органы защиты прав потребителей». «Общественные организации по защите прав потребителей». «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» «Что такое моральный вред и как он возмещается?» «Кто защищает потребителя?»

 

Познавательная беседа 

Круглый стол

Правовая консультация Дискуссия

 обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;

Раздел  4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9.

Банки и их роль в жизни семьи

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса.  Мировой валютный рынок.

Деловая игра.

работа в парах

урок-диалог.

письменные ответы на вопросы, устные ответы на вопросы.

 

 освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

Тема 10.

Собственный бизнес

Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

 Использование проблемных методов обучения.

обучающий диалог, дискуссия.

проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследование, проект:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;

Тема 11.

Валюта в современном мире

Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе. Основные виды банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые операции. Личный финансовый план. Личные финансовые цели и стратегия их достижения.

 Экскурсионная деятельность.

коллективная работа, индивидуальная работа

урок – пресс-конференция

диалог, ответы на вопросы, практическая работа.

 предприятия и объекты инфраструктуры поселка;
- учебные музеи образовательных организаций 

Раздел 5.

Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12.

Налоги и их роль в жизни семьи

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц  Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

 

Проектная работа.

индивидуальная работа, работа в парах

урок-практикум.

практическая работа.

частично-поисковый метод, исследование, проект:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности; создание проектов.

 

 

 

 

9 класс

 

раздел

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности у учащихся

Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия

Раздел1.

Управление денежными средствами семьи

Тема 1. Происхождение денег.

Понятие доходов и расходов. Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи.

 

Просмотр презентаций, дискуссия.

 

 

обучающий диалог,

решение ситуативных задач, практическая работа

 

Тема 2.

Источники денежных средств семьи

Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов.

 

Практическое занятие.

«Мозговой штурм»

умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник) презентационные умения работать в группе навыки конспектирования лекции умение работать с документами дискуссионные навыки рефлексии навыки интервьюирования

Тема 3.

Контроль семейных расходов

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию.

Работа с Интернет-ресурсами.

Сюжетно-ролевая игра.

умение работать с различными источниками информации, навыки работы в группе, навыки работы с Интернет

Тема 4.

Планирование семейного бюджета

Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.  Статьи семейного и личного бюджета.  Обязательные ежемесячные затраты семьи.

 

Финансовый анализ.

коллективная, работа в парах

анализ видеофрагмен

 

семинар, устные ответы на вопросы, практическая работа, эссе «Роль денег в нашей жизни»

Раздел 2.

Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5.

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

 

.

Анализ источников.

индивидуальная работа, работа в парах

ролевая игра

 

умение работать с различными источниками информации, презентационные умения работать в группе навыки конспектирования лекции

Тема 6

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

 

Просмотр кинофильма.

Беседа. Устные сообщения учеников.

умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник) презентационные умения умения работать в группе навыки конспектирования лекции умение работать с картой

Модуль 2. Финансы и кредит

Раздел 3.

Риски в мире денег

Тема 7.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях.

 

Решение кроссвордов.

Использование тестовых заданий для контроля за деятельностью учащихся.

различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник); презентационные умения  работать в группе навыки написания сценария дискуссионные навыки.

Тема 8.

Риски в мире денег

Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

 Учебная дискуссия.

тест, развёрнутые ответы на вопросы, обучающий диалог.

 обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;

Раздел  4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9.

Банки и их роль в жизни семьи

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса.  Мировой валютный рынок.

Деловая игра.

работа в парах

урок-диалог.

письменные ответы на вопросы, устные ответы на вопросы.

 

 освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

Тема 10.

Собственный бизнес

Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

 Использование проблемных методов обучения.

обучающий диалог, дискуссия.

проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследование, проект:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;

Тема 11.

Валюта в современном мире

Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе. Основные виды банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые операции. Личный финансовый план. Личные финансовые цели и стратегия их достижения.

 Экскурсионная деятельность.

коллективная работа, индивидуальная работа

урок – пресс-конференция

диалог, ответы на вопросы, практическая работа.

 предприятия и объекты инфраструктуры поселка;
- учебные музеи образовательных организаций 

Раздел 5.

Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12.

Налоги и их роль в жизни семьи

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц  Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

 

Проектная работа.

индивидуальная работа, работа в парах

урок-практикум.

практическая работа.

частично-поисковый метод, исследование, проект:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности; создание проектов.

 

 

 

 

 

3.      Тематическое планирование.

 

9 класс

Раздел

Количество часов

Модуль 1.

Ресурсосбережение – основа финансового благополучия

19

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

10

Тема 1.

Происхождение денег

2

Тема 2

Источники денежных средств семьи

3

Тема 3

Контроль семейных расходов

1

Тема 4.

Планирование семейного бюджета

4

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

9

Тема 5.

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

6

Тема 6.

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

3

Модуль 2.

Финансы и кредит

16

Раздел 3

Риски в мире денег

5

Тема 7.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

Тема 8.

Риски в мире денег

2

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

6

Тема 9.

Банки и их роль в жизни семьи

2

Тема 10.

Собственный бизнес

2

Тема 11.

Валюта в современном мире

2

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Тема 12.

Налоги и их роль в жизни семьи

4

итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

к рабочей программе внеурочной деятельности

 

Календарно-тематическое планирование «Основы финансовой грамотности».

8 класс (35 часа)

Тема занятия

Кол. час.

Дата проведения

Примечание

 

 

 План

Факт

 

Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия

19 ч

 

 

 

 

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

10

 

 

 

 

Тема 1. Происхождение денег

2

 

 

 

 

1

Ведение в курс. Деньги: что это такое?

1

03.09

04.09

 

 

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

10.09

11.09

 

 

Тема 2. Источники денежных средств семьи

3

 

 

 

 

3

Какие бывают источники доходов

1

17.09

18.09

 

 

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

24.09

25.09

 

 

5

Где продукты дешевле? (проект).

1

01.10

02.10

 

 

Тема 3. Контроль семейных расходов

1

 

 

 

 

6

Как контролировать семейные расходы

1

08.09

09.10

 

 

Тема 4. Планирование семейного бюджета

4

 

 

 

 

7

Что такое семейный бюджет и как его планировать

1

15.10

16.10

 

 

8

Личный финансовый план.

1

22.09

23.10

 

 

9

Как оптимизировать семейный бюджет

1

05.11

06.11

 

 

10

Практическая работа «Как планировать семейный бюджет»

1

12.11

13.11

 

 

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

9

 

 

 

 

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

6

 

 

 

 

11

Для чего нужны финансовые организации

1

19.11

20.11

 

 

12

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

26.11

27.11

 

 

13

Предпринимательство и предпринимательская деятельность

1

03.12

04.12

 

 

14

Виды предпринимательской деятельности

1

10.12

11.12

 

 

15

Риски в работе предпринимателя

1

17.12

18.12

 

 

16

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

1

24.12

25.12

 

 

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

3

 

 

 

 

17

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

14.01

15.01

 

 

18

Что такое бизнес – план

1

21.01

22.01

 

 

19

Практическое занятие «Мой бизнес план»

1

28.01

29.01

 

 

Модуль 2. Финансы и кредит

16

 

 

 

 

Раздел 3. Риски в мире денег

5

 

 

 

 

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

 

 

 

 

20

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

29.01

31.01

 

 

21

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

04.02

05.02

 

 

22

Инфляция. Причины и последствия

1

11.02

12.02

 

 

Тема 8. Риски в мире денег

2

 

 

 

 

23

Какие бывают финансовые риски

1

25.02

26.02

 

 

24

Что такое финансовые пирамиды

1

03.03

04.03

 

 

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

6

 

 

 

 

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

 

 

 

 

25

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

10.03

11.03

 

 

26

Польза и риски банковских карт

1

17.03

18.03

 

 

Тема 10. Собственный бизнес

2

 

 

 

 

27

Что такое бизнес

1

24.03

25.03

 

 

28

Как создать свое дело

1

07.04

08.04

 

 

Тема 11. Валюта в современном мире

2

 

 

 

 

29

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

14.04

15.04

 

 

30

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

21.04

22.04

 

 

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

5

 

 

 

 

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

5

 

 

 

 

31

Что такое налоги и зачем их платить

1

28.04

29.04

 

 

32

Какие налоги мы платим

1

05.05

06.05

 

 

33

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

1

12.05

13.05

 

 

34

Защита проектов

1

19.05

20.05

 

 

35

Защита проектов

1

26.05

27.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

 

 

                  Содержание курса внеурочной деятельности

 

8 класс (34 часа)

 

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

 

 

                                                    Тематическое планирование.

 

Название раздела

количество часов

1

 Доходы и расходы семьи

 

10

2

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого

защититься

6

 

 

3

Семья и государство: как они взаимодействуют

 

5

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

 

12

5

Что такое финансовая грамотность

 

1

 

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

Название раздела

 

 

кол час ов

дата проведения

примечание

по плану

факти-ческий

 

 

 Доходы и расходы семьи

10

 

 

 

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

1

05.09

 

 

2.

Мастер-класс на тему «Деньги».

1

12.09

 

 

3.

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

1

19.09

 

 

4.

Творческое задание «Доходы семьи».

1

26.09

 

 

5.

Работа со статистикой «Расходы семьи».

1

03.10

 

 

6.

Викторина «Предметы первой необходимости».

1

10.10

 

 

7.

Викторина «Товары длительного пользования».

1

17.10

 

 

8.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

1

24.10

 

 

 

9.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

07.11

 

 

 

10.

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

1

14.11

 

 

 

 

 

Риски потери денег и имущества и как человек может от того защититься

6

 

 

 

 

11.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

1

21.11

 

 

 

12.

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

1

28.11

 

 

 

13.

Решение логических задач «Страхование».

1

05.12

 

 

 

14.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

1

12.12

 

 

 

15.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

1

19.12

 

 

 

16.

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

1

26.12

 

 

 

 

 

Семья и государство: как они

взаимодействуют

5

 

 

 

 

 

17.

Мини-исследование «Налоги».

1

16.01

 

 

 

18.

Аналитическая работа «Виды налогов».

1

23.01

 

 

 

19.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

1

30.01

 

 

 

20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

1

06.02

 

 

 

21.

Проект «Государство – это мы».

1

13.02

 

 

 

 

 

Финансовый бизнес: чем он может помочь

семье

12

 

 

 

 

 

22.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

1

20.02

 

 

 

23.

Творческое задание «Банковские услуги».

1

27.02

 

 

 

24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

1

06.03

 

 

 

25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

1

13.03

 

 

 

26.

Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

1

20.03

 

 

 

27.

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

1

03.04

 

 

 

28.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

1

10.04

 

 

 

29.

Разработка бизнес-плана.

1

17.04

 

 

 

30.

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

1

24.04

 

 

 

31.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

1

08.05

 

 

 

32.

Мини-проект «Благотворительность».

1

15.05

 

 

 

33.

Проект «Личный финансовый план».

1

22.05

 

 

 

 

 

Что такое финансовая грамотность

1

 

 

 

 

34.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

29.05

 

 

 

 


 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; формирование…

Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; формирование…

Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и…

Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и…

РФ. Выпускник получит возможность научиться: · анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; · выполнять практические задания, основанные на…

РФ. Выпускник получит возможность научиться: · анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; · выполнять практические задания, основанные на…

При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации

При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 5. Информация для потребителя «Источники информации»

Тема 5. Информация для потребителя «Источники информации»

Тема 8. Кто защищает права потребителей «Государственные органы защиты прав потребителей»

Тема 8. Кто защищает права потребителей «Государственные органы защиты прав потребителей»

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

Тема 3. Контроль семейных расходов

Тема 3. Контроль семейных расходов

Тема 6 Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

Тема 6 Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

Тематическое планирование. 9 класс №

Тематическое планирование. 9 класс №

Приложение1 к рабочей программе внеурочной деятельности

Приложение1 к рабочей программе внеурочной деятельности

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца 1 29

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца 1 29

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности 8 класс (34 часа)

Содержание курса внеурочной деятельности 8 класс (34 часа)

Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран»

Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран»

Название раздела кол час овдата проведенияпримечание по плануфакти-ческий

Название раздела кол час овдата проведенияпримечание по плануфакти-ческий

Познавательная беседа «Социальные пособия»

Познавательная беседа «Социальные пособия»
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей