МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Управление образования администрации Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Амвросиевский дом творчества детей и юношества»
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
СОГЛАСОВАНО:
Протокола заседания педагогического/
методического совета образовательной
организации от 26.02.2021г. № 2
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно – эстетической направленности
«Журналистика»
возраст обучающихся – 14 до 16лет
(срок реализации 1 год)
Путря Светлана Александровна
руководитель кружка
Амвросиевка - 2020
Пояснительная записка
Основанием для разработки программы служит изменение информационной структуры общества, которое влечет за собой новые подходы к формам работы с детьми. На базе этого создана дана программа, которая нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Данная программа содействует тому, чтобы дети сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном и политическом окружении.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа помогает подростку пробовать себя в роли корреспондента, фотографа, интервьюера на равных со взрослыми, даёт возможность быть включенным в систему массовой коммуникаций, развивать коммуникативные компетенции.
Дополнительная образовательная программа «Журналистика», составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституции Донецкой Народной Республики;
- Закону «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление № I-233П-НС);
- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности», принятому постановлением Народного Совета 29.05.2015 г.;
- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму», принятому постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;
- Закону Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятому постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;
- Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8;
- Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утвержденному приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2016 г. № 793;
- Требованиям к программам дополнительного образования для детей, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392;
- Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94;
- Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. № 815;
- Типовому порядку проведения Республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций, утвержденному приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. № 379;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;
- Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. № 832
Актуальность
Актуальность данного курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Новизна
Новизна программы «Журналистика» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка и литературы.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
Педагогическая целесообразность.
Рабочая программа «Журналистика» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 8 - 10 классах в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Важнейшим средством коммуникации является слово. Возможностей у ребят выражать свои мысли, излагать свои идеи, грамотно научиться выражать чувства явно недостаточно.
А между тем возрастные особенности детей позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности.
Программа «Журналистика» рассчитана на учащихся 8 - 10 классов, увлекающихся литературной и художественно-творческой деятельностью, сможет помочь учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.
Работа по данной программе поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Цель программы:
Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.
Для достижения цели предусматривается решение таких задач:
Образовательные:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность.
Развивающие:
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения.
Воспитательные:
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
- воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
- развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
- развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
- формировать творческие способности детей;
- уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
- использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты;
- формирование у обучающихся навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение журналистики;
- содействие занятости детей и подростков в свободное время;
- создание собственной информационной базы, мультимедийных и печатных материалов, научных работ;
- участие в акциях, конкурсах, конференциях.
Возраст обучающихся
Возраст обучающихся 14-16 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Первый год обучения рассчитан на 86 академических часов
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа, перерыв 10-15 минут, так как процесс обучения проходит после занятий в школе.
Формы организации занятий
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
По окончании обучения учащиеся будут знать:
- Особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях.
- Виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование).
- Структуру текста (заголовок, смысловые части).
- Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж.
- Принципы оформления газеты.
Обучающиеся будут уметь:
- Анализировать источники информации.
- Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию.
- Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документам.
- Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования.
- Написать газетную заметку, репортаж.
- Составлять фоторепортаж.
Методы определения результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ;
- мониторинг познавательной деятельности.
Контроль познавательной деятельности проводится в несколько этапов:
Входной контроль проводится с целью определения общей готовности учеников к изучению журналистики. Для мониторинга общей готовности используются: (беседа для выявления внутренней позиции школьника; проверка сочинений и творческих работ учащихся).
Текущий контроль проводится в течении всего года, с целью определения уровня усвоения материала обучающимися и корректировки в обучающей программе.
Промежуточный контроль проводится после каждой темы, или блока взаимосвязанных тем, позволяет определить уровень знаний.
Итоговый контроль происходит в конце обучения. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся выполнять на основе всего пройденного материала задания руководителя.
Принципы и подходы к формированию программы
Основные принципы построения программы:
· основные принципы дидактики;
· гуманизация и культуросообразность;
· целостность и вариативность;
· индивидуализация и дифференциация;
· преемственность;
· системность;
· открытость;
· творческая активность личности.
Направленность программы курса «Журналистика» по содержанию является рассчитана на учащихся 8-10 – х классов, увлекающихся литературной и художественно-творческой деятельностью, сможет помочь учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.
Работа по данной программе поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение основных понятий журналистики, но и создание индивидуальных и коллективных журналистских проектов, а также реализуется взаимосвязь с дисциплинами школьного курса.
В структуру программы входят образовательные блоки: теория, практика. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий.
Это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-эстетическая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать оригинальный творческий «продукт».
Один из наиболее важных принципов занятий – связь обучения с жизнью. Это значит, что вся творческая деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Важным принципом является принцип наглядности.
№ п/п |
Название разделов |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Журналистика как вид деятельности и профессия. Диагностика. |
9 |
5 |
14 |
2 |
Школьная пресса |
6 |
2 |
8 |
3 |
Номер газеты |
7 |
7 |
14 |
4 |
Самостоятельное оформление своей статьи |
|
4 |
4 |
5 |
Журналистский текст |
9 |
9 |
18 |
6 |
Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося) |
|
4 |
4 |
7 |
Основные жанры журналистики |
8 |
8 |
16 |
8 |
Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося) |
|
8 |
8 |
|
Итого |
39 |
47 |
86 |
Содержание программы
1. Введение (14 часов)
Теория (9 часов).
Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Экскурсия в редакцию газеты «Новый Луч».
Практика (5 часов).
Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата).
2. Школьная пресса (8 часов)
Теория (6 часов).
Достоинства и недостатки школьной прессы. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации.
Практика (2 часа).
Сбор возможной информации для очередного номера газеты «Виртуальная школа».
3. Номер газеты (14 часов)
Теория (7 часов).
Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
Практика (7 часов).
Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «Виртуальная школа».
4. Самостоятельное оформление (4 часа)
Практика (4 часа)
Самостоятельное оформление своей статьи для газеты «Виртуальная школа».
5. Журналистский текст (18 часов)
Теория (9 часов).
Как расположить к себе людей. Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации.
Практика (9 часов).
Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты «Виртуальная школа».
6. Самостоятельный сбор информации (4 часа)
Практика (4 часа)
Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи.
7. Основные жанры журналистики (16 часов)
Теория (8 часов).
Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж.
Практика (8 часов).
Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты «Виртуальная школа».
8. Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося) (8 часов)
Практика (8 часов).
Самостоятельный выпуск газеты на основе набранного материала.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Дата |
Название разделов и тем |
Общее количество часов |
Средства обучения/формы организационной деятельности |
|
|
Теория |
Практика |
|||
Журналистика как вид деятельности и профессия |
|||||
1 |
|
Вводное занятие. Знакомство. Разговор о журналистике. |
14 |
2 |
- |
2 |
|
Профессия – журналист. Разговор о профессии и о журналистах. Знакомство с биографиями и творчеством журналистов. |
|
2 |
- |
4 |
|
Этика поведения журналиста. Этичное и неэтичное поведение журналиста по отношению к коллегам, читателю. Правда и выдумка. |
|
2 |
1 |
5 |
|
Что такое авторское право. |
|
1 |
1 |
6 |
|
Понятие информации. Типы информации: факты, мнения, слухи, фантазия. |
|
1 |
1 |
9 |
|
Виды СМИ: Функции, подача информации, редакция. Газета. Интернет- портал. Радио и ТВ |
|
1 |
1 |
12 |
|
Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. |
|
1 |
1 |
Школьная пресса |
|||||
14 |
|
Школьная пресса: достоинства и недостатки. Беседа. |
8 |
4 |
- |
15 |
|
Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. |
|
1 |
1 |
16 |
|
Источники информации. |
|
1 |
1 |
Номер газеты |
|||||
17 |
|
Формат и объем издания. Логотип. Деление газетной полосы на колонки. |
14 |
2 |
- |
19 |
|
Текст на полосе. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. |
|
2 |
- |
22 |
|
Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. |
|
- |
2 |
23 |
|
Анализ шрифтового разнообразия в периодических изданиях шрифтом. |
|
- |
2 |
24 |
|
Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики. |
|
2 |
- |
27 |
|
Работа с фотографией. Встреча с фотографом. |
|
1 |
1 |
32 |
|
Итоговое занятие по дизайну газеты. Игра «Редколлегия журнала». Создание дизайна и концепции тематического журнала (по выбору учащегося). |
|
- |
2 |
Самостоятельное оформление своей статьи |
|||||
33 |
|
Самостоятельное оформление своей статьи для газеты «Виртуальная школа» |
4 |
- |
2 |
34 |
|
Самостоятельное оформление своей статьи для газеты «Виртуальная школа» |
|
- |
2 |
Журналистский текст |
|||||
35 |
|
Психология общения. Тренинг для раскрепощения (с использованием игр). |
18 |
1 |
1 |
36 |
|
Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации. |
|
2 |
- |
37 |
|
Правила оформления публикации в газету |
|
2 |
- |
40 |
|
Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. |
|
2 |
- |
43 |
|
Как составить вопросы для интервью, беседы, опроса. Чем отличаются эти вопросы. На что стоит обратить внимание. |
|
1 |
1 |
45 |
|
Встреча с интересным человеком. Подготовка мини- интервью. |
|
- |
2 |
46 |
|
Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. |
|
- |
2 |
48 |
|
Мастер-класс с фотографом. |
|
1 |
1 |
49 |
|
Оформление полученных результатов для газеты «Виртуальная школа». |
|
- |
2 |
Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося) |
|||||
51 |
|
Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обсуждение процесса сбора информации и возникших трудностей. |
4 |
- |
2 |
52 |
|
Обработка информации, оформление материала. Выбор формы. |
|
- |
2 |
Основные жанры журналистики |
|||||
53 |
|
Основные жанры журналистики: информационные, аналитические, художественно- публицистические. |
16 |
2 |
- |
54 |
|
Информационные жанры журналистики: заметка, расширенная информация, отчет, репортаж, интервью, анонс. |
|
2 |
- |
55 |
|
Методы описания действительности в расширенной информации и заметке: свершившееся событие, свершающееся событие, запланированное событие, закономерно случающееся событие. |
|
- |
2 |
58 |
|
Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, статья, очерк, соц- опрос, отзыв, рецензия. |
|
2 |
- |
59 |
|
Анализ статьи, очерка. Учимся писать отзыв. |
|
- |
2 |
61 |
|
Художественно- публицистические жанры журналистики: эссе, зарисовка, история, игра, анекдот. Вымысел в тексте журналиста. |
|
2 |
- |
65 |
|
Встреча с интересным человеком. Подготовка портретного очерка или зарисовки. |
|
- |
2 |
66 |
|
Итоговое занятие по теме «Жанры журналистики». Обобщение информации. Презентация своих текстов. Обсуждение возникших проблем при подготовки текстов в разных жанрах. |
|
- |
2 |
Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося) |
|||||
67 |
|
Экскурсия. Подготовка репортажа. Оформление полученных результатов для газеты «Виртуальная выставка» |
8 |
- |
2 |
68 |
|
Подготовка проблемной статьи (тема по выбору учащегося). Оформление полученных результатов для газеты «Виртуальная школа». |
|
- |
2 |
69 |
|
Подготовка материалов для тематической полосы (тема по выбору учащегося). |
|
- |
2 |
|
|
ИТОГО |
8 |
39 |
47 |
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения по данной образовательной программе используются
следующие основные методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный: беседа,
рассказ, лекция; репродуктивный: практические
занятия; интерактивный: деловые, ролевые игры,
экскурсии; проблемно-поисковый: анализ конкретных
ситуаций; игровой: соревнование, дидактические
игры; в воспитании - методы формирования сознания
личности, методы организации деятельности формирования опыта общественного
поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Методическое обеспечение по данной образовательной программе включает в себя следующие компоненты:
1. методические разработки и конспекты занятий на темы:
2. дидактический и раздаточный материалы:
3. описание практических работ:
· создание ситуации выбора ;
· уроки творчества (составление сценария выступлений, викторин, изготовление наглядных пособий, поделок-сувениров);
· выпуск собственной газеты;
· фоторепортаж.
4. комплект психолого-педагогической диагностики:
· психологические методики на развитие личности;
5. система средств обучения:
· телевизор, видеомагнитофон, магнитофон;
· интерактивная доска;
· компьютер;
· старинные газеты, фотографии, заметки, письма;
· обучающие видеофильмы;
· медицинская аптечка;
· медиа-проектор.
Материально-техническое оснащение программы
Для реализации программы необходим кабинет, оснащенный стульями и столами, игровое место, место для проведения физических упражнений. Шкаф для хранения методических и дидактических материалов. А так же помещение должно быть хорошо проветриваемым и с хорошей освещённостью.
Список использованной литературы:
1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.
2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998.
4. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
5. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996.
6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
7. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
8. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001
9. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
10. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996.
11. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
12. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
15. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
16. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
17. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992.
18. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.
Список литературы, рекомендуемой педагогам:
1. Балаш А.В.Техника оформления газетной полосы. Минск,1977.
2. Богданова Р.У. Проектирование и реализация программы «Свободное время детей и учащейся молодежи».Направление «Организация ОДОД в школе»:Методические материалы. СПб.:информатизация образования, 2002.
3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе? Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2005.
4. «Воспитание искусством». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2006.
5. «Время созидать». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.
6. Георгиев Д.Режиссура газеты. М.:1979.
7. Есин Б.И., Кузнецов И.В.Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). М.:2002.
8. Зубрилова Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт-Петербурге на рубеже XX-XXI вв.СПб., 2003.
9. Курдюкова Л.А.Выпуск газеты: технология издания. Учебное пособие. Балашиха,2008.
10. Ныркова Л.Н.Как делается газета. М.:1998.
Список литературы для обучающихся:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983.
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001.
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
5. «Воспитание искусством». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2006.
6. «Время созидать». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.
7. Зубрилова Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт-Петербурге на рубеже XX-XXI вв.СПб.: 2003 .
8. Ожегов В. Словарь русского языка.
9. Сборник «История русской журналистики». М.: 1986.
10. Справочник журналиста. М.: 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.