Авторская программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» ( 9 класс )
Оценка 4.9

Авторская программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» ( 9 класс )

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию +1
docx
русский язык
9 кл
17.06.2023
Авторская программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» ( 9 класс )
Авторская программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» предназначена для обучающихся 9-х классов средней общеобразовательной школы. Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа. Актуальность предлагаемой программы в том, что она составлена в соответствии с требованиями нового ФГОС Государственного образовательного стандарта по русскому языку и литературе, который ставит задачу развития коммуникативных способностей обучающихся.
Автор публикации Зверева В.С. Трудные вопросы орфографии и пунктуации 9класс docx.docx

Автор публикации Зверева В.С.,

учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 –образовательный комплекс»

 города Саратова Саратовской области

 

ПОДГОТОВКА  К ОГЭ  ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснительная записка

          Авторская программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» предназначена для  обучающихся 9-х классов средней общеобразовательной школы. Предлагаемый курс  рассчитан на 34 часа. Актуальность предлагаемой  программы  в том, что она составлена в соответствии с требованиями нового ФГОС Государственного образовательного стандарта  по русскому языку и литературе, который  ставит задачу развития коммуникативных способностей обучающихся.

        Назначение программы  определяется снижением уровня речевой  культуры и орфографических навыков письма в российском обществе.

         Приоритетными в  программе  являются различные практические и творческие задания, дающие обучающимся возможность осмыслить свое отношение к русскому языку.

          Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. В то же время резко снизился уровень речевой культуры людей. Русский язык усиленно наводняется вульгаризмами, делаются попытки узаконить применение ненормативной лексики, без разбора используются заимствования.

          Предлагаемая  программа  призвана помочь обучающимся понять, что лишь правильная, точная, грамотная, уместная речь,  обеспечивает успех в делах. Занятия по орфографии и пунктуации помогут обучающимся овладеть искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи. Ребята приобретут умения предупреждать, анализировать, исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в своей речи и в речи окружающих.

           Всегда ли мы умеем точно и ясно формулировать свои мысли? Не теряется ли смысл нашей речи, когда слушающий отмечает ошибки в ударении, неправильные грамматические формы, неточность в словоупотреблении? И – самое главное – не вызывает ли неграмотная, неряшливая речь бессознательного негативного отношения к ее автору и всему сказанному им?

    Человек должен, во-первых, знать нормы устного и письменного литературного языка (то есть правила произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики); во-вторых, уметь использовать средства языка в различных условиях общения.

    Ни один деловой человек – бизнесмен, менеджер, руководитель или специалист -  не хочет, чтобы в образ, созданный им для общения, как говорят психологи, в его имидж, входило представление о нем, как о человеке малограмотном, невежественном, с низким культурным уровнем.

       Все эти вопросы не могут не волновать каждого, кто думает о будущем России и хочет жить в богатой, процветающей стране.         Огромный словарный запас русского языка позволяет передать любую сложную мысль. Нам остается только сохранить это богатство, научиться пользоваться им.

      Цель  программы:  прививать обучающимся культуру орфографической и пунктуационной грамотности, учить правильной литературной речи, бережному отношению к языку, развивать коммуникативные способности и навыки, готовить к сдаче ОГЭ.

Задачи программы:

- воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;

- формировать умение требовательно относиться к своей  речи;

- прививать стремление говорить и писать в соответствии с нормами русского литературного языка;

- научить отбирать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией;

- научить логике мышления, умению точно выражать свои мысли;

- научить  предупреждать и исправлять  ошибки в устной и письменной речи;

- научить  пользоваться словарями и справочниками.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Прогнозируемые результаты обучения:

Обучающиеся должны знать:

- нормы русского литературного языка;

- основные правила за курс основной школы, необходимые для подготовки

к экзамену по русскому языку,

-требования, предъявляемые к устной и письменной речи.

Обучающиеся должны уметь:

- осмыслить и усвоить основные понятия культуры речи;

- делать свою речь грамотной, яркой и выразительной;

- приобрести навыки, необходимые для сдачи ОГЭ по русскому языку.

 

Критерии оценивания:

итоговой аттестационной оценкой  является групповой исследовательский проект

Содержание программы

1.Данная программа предназначена для подготовки учащихся девятых классов к итоговой аттестации по русскому языку.

В данной программе особое внимание уделяется изучению орфографии и пунктуации.

1.Орфографические нормы. Правила орфографии. Работа с орфографическим словарём.

2. Грамматические нормы.  Типичные ошибки, связанные  с употреблением рода существительных.   Правильное употребление предлогов по, благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу с именами существительными. Грамматические признаки местоимений, склонение местоимений. Употребление притяжательных местоимений в речи. Ошибки в употреблении некоторых прилагательных (из-за разного лексического значения полной и краткой форм). Речевые недочеты при образовании степеней сравнения прилагательных. Правила склонения числительных. Ошибки при употреблении собирательных числительных.

(Методы и формы обучения:

- лекции;

- дискуссии;

Средства контроля:

- практические занятия;

- семинарские занятия;

- эссе;

- исследования;

- творческие мастерские,

проекты

Формы контроля достижений обучающихся:

- тесты;

- сочинения, эссе;

- диагностические работы;

- рефераты;

- презентации;

-  исследовательские проекты;

- составление синквейнов;

- составление кластеров

-зачеты

-проекты

    Календарно-тематическое планирование по спецкурсу

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации». 9 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Правописание гласных в корне слова.

1

 

 

2

Правописание корней с чередующимися гласными.

1

 

 

3

Правописание  е-э в корне слова.

1

 

 

4

Правописание  ы-и  после ц в корне слова.

1

 

 

5

Правописание  согласных в корне слова.

1

 

 

6

Правописание  о-ё  после шипящих в корне слова.

1

 

 

7

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

 

 

8

Приставки, оканчивающиеся на З и на С.

1

 

 

9

Приставки ПРЕ и ПРИ.

1

 

 

10

Гласные Ы и И после приставок.

1

 

 

11

Правописание суффиксов в именах существительных.

1

 

 

12

Правописание суффиксов в прилагательных.

1

 

 

13

Правописание суффиксов в глаголах.

1

 

 

14

Правописание суффиксов  причастий.

1

 

 

15

Правописание суффиксов после шипящих.

1

 

 

16-17

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи. Тестирование

2

 

 

18

Правописание окончаний личных глаголов.

1

 

 

19

Буквы О и Е после шипящих в окончаниях слов.

1

 

 

20

Употребление  и правописание Ъ.

1

 

 

21-22

Постановка запятой в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

2

 

 

23-24

Постановка запятой в бессоюзных сложных предложениях. Практическая работа.

2

 

 

25

Постановка запятой в сложносочинённых предложениях.

1

 

 

26-27

Постановка запятой в сложноподчинённых предложениях. Тестирование.

2

 

 

28

Правописание частиц.

1

 

 

229-30

Правописание частиц НЕ и НИ.

тестирование

2

 

 

31

Правописание союзов.

1

 

 

32-33

Правописание предлогов.

Самостоятельная работа

2

 

 

34

Итоговое занятие.

1

 

 

 

Литература для обучающихся:

 

1.Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М., 2014.

2. И.П.Цыбулько, Р.А. Дощинский. Русский язык ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. «Национальное образование»,2023год

3.Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.

Русский язык.9класс. «Просвещение»,2018год.

4.Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская. Русский язык 9 класс, ОГЭ 2023.

Москва, «Народное образование»,2023год

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

6.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение,                       грамматические формы / Под редакцией Аванесова Р.И. – М., 2012.

7.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 2021.

8.Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И.Максимова, М., 2019.

9.Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – М., АСТ, 2018.

 

Литература для учителя

1.И.П.Цыбулько, Р.А. Дощинский. Русский язык ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. «Национальное образование»,2023год

2.Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.

Русский язык.9класс. «Просвещение»,2018год.

3.Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская. Русский язык 9 класс, ОГЭ 2023.

Москва, «Народное образование»,2023год

4.Балашова Л.В., Т.А. Милехина, С.А. Рисинзон, Н.М. Орлова. Русский     язык и культура общения для деловых людей. Саратов, 2017.

5..Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – М., АСТ, 2018.

6.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017. Панов Б.Г., Текучев А.В.

7.Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 2021.

Электронные ресурсы

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=131

1.Тренировочные тесты.  ФИПИ. СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ

.


 

Автор публикации Зверева В.С., учитель русского языка и литературы

Автор публикации Зверева В.С., учитель русского языка и литературы

Ни один деловой человек – бизнесмен, менеджер, руководитель или специалист - не хочет, чтобы в образ, созданный им для общения, как говорят психологи, в его…

Ни один деловой человек – бизнесмен, менеджер, руководитель или специалист - не хочет, чтобы в образ, созданный им для общения, как говорят психологи, в его…

Критерии оценивания: итоговой аттестационной оценкой является групповой исследовательский проект

Критерии оценивания: итоговой аттестационной оценкой является групповой исследовательский проект

Формы контроля достижений обучающихся : - тесты; - сочинения, эссе; - диагностические работы; - рефераты; - презентации; - исследовательские проекты; - составление синквейнов; - составление…

Формы контроля достижений обучающихся : - тесты; - сочинения, эссе; - диагностические работы; - рефераты; - презентации; - исследовательские проекты; - составление синквейнов; - составление…

Правописание суффиксов причастий

Правописание суффиксов причастий

Русский язык и культура речи:

Русский язык и культура речи:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2023