Авторская программа учителя химии.docx
Оценка 5

Авторская программа учителя химии.docx

Оценка 5
Разработки курсов
docx
химия
9 кл—10 кл
12.05.2024
Авторская программа учителя  химии.docx
Умение решать задачи по химии является основным критерием усвоения предмета. Это важное средство закрепления материала и удобный способ проверки знаний в процессе изучения. Поэтому на вступительных экзаменах в вузы всегда предлагались задачи, прежде всего расчетные. Сейчас единое национальное тестирование совмещает итоговую аттестацию выпускников школы и вступительные испытания в высшие учебные заведения, но требования к знаниям по предмету нисколько не уменьшились.. Цель курса – научить свободно решать любые задачи, от легких до достаточно сложных, с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче единого национального тестирования и поступлению в вуз на соответствующую специальность. Задачи курса: - развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности; - совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения; - охватить почти все основные типы задач; - развитие навыков самостоятельной работы; - развитие учебно-коммуникативных умений; - решение расчетных задач повышенной сложности; - выработка у учащихся правильных навыков оформления решения задач; - закрепить и систематизировать знания учащихся по химии; Курс содержит 5 тем. В первой теме «Основные понятия и законы химии» представлены понятия «моль», «относительные атомные и молекулярные массы» и т.п. Эти понятия вводились в школьном курсе 8-го класса на самых ранних этапах овладения химическими знаниями и, как правило, воспринимаются учениками очень приблизительно. Следует также рассмотреть понятия «объемная и мольная доли», «средняя молярная масса смеси газов». Основные стехиометрические законы химии необходимо давать взаимосвязано, с вытекающими из них следствиями, особенно газовые законы. Во второй теме «Расчеты по уравнениям химических реакций», при вычислениях используется понятие «количества вещества», а не метод составления пропорций, который предлагается в некоторых школьных учебниках. Необходимо воспитывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля на всех этапах решения задачи. Важно, чтобы они умели практически оценивать вероятность и достоверность ответа, полученного в результате решения задачи. Ни одно конкурсное испытание по химии не обходится без задач на растворы. Этим задачам уделяется особое внимание в теме «Смеси.Растворы». В ней рассматривается также правило смешивания растворов и молярная концентрация. После каждой темы проводятся контрольные работы, которые включают набор разноуровневых задач, в том числе по органической химии. При изучении темы «Основные закономерности протекания химических реакций» обобщаются знания учащихся о термохимии, скорости химической реакции, о химическом равновесии системы. Некоторые задачи, вызывающие серьезные затруднения, связаны не с расчетными действиями, а с написанием уравнений окислительно-восстановительных реакций. Поэтому в теме «Окислительно-восстановительные реакции» главное место отводится составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций. Ожидаемый результат Учащиеся будут развивать навыки самостоятельной работы; развивать учебно-коммуникативные умения; решать расчетных задач повышенной сложности;
Авторская программа учителя химии.docx

Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления города Атырау

Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления города Атырау

 

«Утверждаю»

Директор НИШ ХБН г.Атырау

_____________________ Е.К.Бижанов    

 

«_____»_______________2023 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора

_____________________К.Ж.Азирбаев

 

«_____»_______________2023 г.

 

 

Рассмотрено на заседании

методического совета

Заместитель директора

_____________________К.Г.Каныбеков

«_____»_______________2023 г.

 

 

 

 

 

Элективный  курс

по химии

«Подготовка к олимпиаде»

(9 класс, 68 часов )

 

 

Учитель –модератор  химии

Ким Е.Г.

 

 

2023-2024 учебный год

 

Пояснительная записка.

Умение решать задачи по химии является основным критерием усвоения предмета. Это важное средство закрепления материала и удобный способ проверки знаний в процессе изучения. Поэтому на вступительных экзаменах в вузы всегда предлагались задачи, прежде всего расчетные. Сейчас единое  национальное тестирование совмещает итоговую аттестацию выпускников  школы и вступительные испытания в высшие учебные заведения, но требования к знаниям по предмету нисколько не уменьшились..

Цель курса – научить свободно решать любые задачи, от легких до достаточно сложных, с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче единого национального тестирования и поступлению в вуз на соответствующую специальность.

Задачи курса:

- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;

- охватить почти все основные типы задач;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие учебно-коммуникативных умений;

- решение расчетных задач повышенной сложности;

- выработка у учащихся правильных навыков оформления решения задач;

- закрепить и систематизировать знания учащихся по химии;

Курс содержит 5 тем. В первой теме «Основные понятия и законы химии» представлены понятия «моль», «относительные атомные и молекулярные массы» и т.п. Эти понятия вводились в школьном курсе 8-го класса на самых ранних этапах овладения химическими знаниями и, как правило, воспринимаются учениками очень приблизительно. Следует также рассмотреть понятия «объемная и мольная доли», «средняя молярная масса смеси газов». Основные стехиометрические законы химии необходимо давать взаимосвязано, с вытекающими из них следствиями, особенно газовые законы.

Во второй теме «Расчеты по уравнениям химических реакций», при вычислениях используется понятие «количества вещества», а не метод составления пропорций, который предлагается в некоторых школьных учебниках.

Необходимо воспитывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля на всех этапах решения задачи. Важно, чтобы они умели практически оценивать вероятность и достоверность ответа, полученного в результате решения задачи.

Ни одно конкурсное испытание по химии не обходится без задач на растворы. Этим задачам уделяется особое внимание в теме «Смеси.Растворы». В ней рассматривается также правило смешивания растворов и молярная концентрация. После каждой темы проводятся контрольные работы, которые включают набор разноуровневых задач, в том числе по органической химии.

При изучении темы «Основные закономерности протекания химических реакций» обобщаются знания учащихся о термохимии, скорости химической реакции, о химическом равновесии системы.

Некоторые задачи, вызывающие серьезные затруднения, связаны не с расчетными действиями, а с написанием уравнений окислительно-восстановительных реакций. Поэтому в теме «Окислительно-восстановительные реакции» главное место отводится составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций.

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

 развивать  навыки  самостоятельной работы;

развивать учебно-коммуникативные умения;

 решать расчетных задач повышенной сложности;

 

 

 

 

Содержание учебной программы.

Курс «Решение задач» рассчитан на учащихся 9 классов. На изучение отводится 68 ч (2 ч в неделю, или изучается в течение двух лет по 1 ч в неделю).

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в 8  классах, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы химического образования. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач.

За основу курса взяты задания по химии предыдущих лет, задачник Г.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы», учебное пособие Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина «Химия» для школьников старших классов и поступающих в вузы», в котором по каждой теме кратко дается необходимый теоретический материал, подробные решения основных типов задач. Диапазон сложности задач очень широк – от стандартных вопросов для обычных школьников до достаточно сложных задач для медалистов. Все задачи разбиты на три уровня – простой, средний и сложный. Для краткого варианта изучения данного курса предлагается использовать из этого пособия только задачи и задания двух первых уровней.

Тема 1. Основные понятия и законы химии.

Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Абсолютная атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Количество вещества, моль. Молярная масса вещества. Число Авогадро. Массовая доля, молярная доля. Расчеты по химическим формулам. Вычисление числа частиц, содержащихся в определенной массе вещества. Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов. Закон Авогадро и его следствия. Нормальные условия. Молярный объем газов. Относительная плотность газов и смеси газов. Средняя молярная масса смеси газов. Уравнение Менделеева – Клапейрона и его следствия. Газовые законы.

Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций.

Объемные отношения газов в химических реакциях. Расчеты практического выхода вещества и избытка вещества в химической реакции. Расчеты по уравнениям реакции нейтрализации, если кислота или кислотный оксид взяты в избытке. Расчеты по нескольким уравнениям реакций. Вывод формул вещества по результатам химической реакции. Вывод формулы вещества по результатам его сгорания. Задачи по определению массы металла, выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор. Комбинированные задачи.

Тема 3. Смеси. Растворы.

Массовая и объемная доли компонентов в смеси, растворе. Определение состава смеси. Разбавление растворов. Правило смешивания. Молярная концентрация. Растворимость (коэффициент растворимости). Двуличные вещества. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Комбинированные задачи.

Тема 4. Основные закономерности протекания химических реакций.

Термохимическое уравнение. Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим реакциям. Теплота образования вещества. Теплота сгорания. Закон Гесса. Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Правило Вант-Гоффа. Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции.

Важнейшие окислители и восстановители. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Электролиз расплавов и растворов. Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема, изучаемые вопросы

Коли-

чество часов

Форма занятия

Ресурсы

Тема1. Основные понятия и законы химии. (15ч)

1

Основные стехиометрические понятия.

1

Лекция

Презентация .П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

2-3

Массовая доля

2

 Практикум по решению задач

Презентация .П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

4-5

Мольная доля

2

Практикум по решению задач

Презентация .П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

6

Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов

1

Практикум по решению задач

Презентация .П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

7-9

Закон Авогадро и его следствия

 

3

Практикум по решению задач

Презентация .П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

10-12

Газы. Смеси газов.

3

Практикум по решению задач

Презентация .П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина «Химия

13-14

Газовые законы

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина  «Химия

15

Семинар по решению задач

1

семинар

 

Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций (16 ч)

16-18

Типичные задачи (вычисление неизвестной величины по заданной величине др.вещества, объемные отношения газов, выход продукта)

3

 Практикум по решению задач

Презентация,.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, Егоров «Самоучитель по решению химических задач»

19-20

Расчеты по нескольким уравнениям реакций

2

 Практикум по решению задач

Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина  «Химия», «видеоматериалы

21-23

Задачи на избыток

3

 Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

24-25

Вывод формул вещества по результатам химических реакций

2

 Практикум по решению задач

Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина  «Химия», видеоматериалы

26-27

Вывод формулы вещества по результатам его сгорания

2

 Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы

28-29

Задачи на пластинку

2

 Практикум по решению задач

Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина «Химия, видеоматериалы

30

Комбинированные задачи

1

 Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

31

Семинар по теме 2

1

Семинар

 

Тема 3. Смеси. Растворы. (18 ч)

32-35

Массовая и объемная доли компонентов в смеси, растворе

4

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач, видеоматериалы

36-37

Определение состава смеси

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач, видеоматериалы

38-39

Правило смешивания

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

40-41

Молярная концентрация

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач, видеоматериалы

42-43

Растворимость (коэффициент растворимости)

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач, видеоматериалы

44-45

Двуличные вещества

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

46-48

Комбинированные задачи

3

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

49

Семинар по теме 3

1

Семинар

 

Тема 4. Основные закономерности протекания химических реакций (9 ч)

50-51

Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим реакциям.

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

видеоматериалы

52-54

Расчеты изменения скорости реакции в зависимости от концентрации и температуры

3

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

видеоматериалы

55-57

Смещение химического равновесия. Расчеты по равновесным концентрациям

3

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

видеоматериалы

58

Семинар по теме 4

1

Практикум по решению задач

 

Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции (9 ч)

59-60

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

видеоматериалы

61-63

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций

3

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

видеоматериалы

64-65

Электролиз расплавов и растворов.

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

видеоматериалы

66-67

Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций

2

Практикум по решению задач

Презентация.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы, пособие по решению задач

видеоматериалы

68

Подведение итогов;  общественный смотр знаний

1

Подбор заданий для пособия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

Современные психолого-педагогические требования к процессу усвоения химических знаний отводят важную роль формированию практических навыков активного использования получаемых знаний при решении различного типа задач, включая расчетные и качественные. Это развивает творческую самостоятельность учащихся, ориентирует их на более глубокое усвоение предмета. Именно через решение задач различных типов и уровней сложности может быть эффективно освоен курс химии. Поэтому, учитель вынужден решать проблему, как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное – сформировать необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчетные задачи. К концу курса учащиеся овладеют приемами и навыками решении   задач разного уровня сложности

Таким образом, для эффективной подготовки к олимпиаде, элективный курс по решению химических задач совершенно необходим.

Перечень рекомендуемой литературы

1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы.- М.: Высшая школа, 1993

2. Журнал «Химия в школе».- №1,5,7,6/ 2003

3. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений

4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому национальному тестированию

5.. Химия. Центр тестирования http://testcenter.kz/ru/

6. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии.- М.: Просвещение,1989.

7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. «Химия». Для школьников

старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 20010. Литвинова Т.Н. «Химия в задачах», -Москва, 2009

Приложение.

Примерные  задания

1. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария ВаСl2 · 2Н2О.

2. Сколько атомов водорода содержится в бутане массой 155 г?

3. Некоторая кислота содержит водород (массовая доля 2,2%), йод (55,7%) и кислород (42,1%). Определите простейшую формулу этой кислоты.

4. Определите плотность по водороду газовой смеси, состоящей из аргона объемом 56 л и этана объемом 28 л (н.у.).

5. Масса одной молекулы белого фосфора равна 2,06×10-22 г. Рассчитайте число атомов в одной молекуле белого фосфора.

6. В каких объемных отношениях находятся в смеси азот и водород, если 11,2 л этой смеси имеют массу 8.8 г?

7. Какую массу бромной воды с массовой долей брома 1,6% может обесцветить пропилен объемом 1,12 л (н.у.)?

8. При гидрировании ацетилена объемом 672 мл (н.у.) получили смесь этана и этилена, которая обесцвечивает 40 г раствора брома в тетрахлориде углерода, массовая доля брома в нем – 4%. Определите массовые доли углеводородов в полученной смеси.

9. Плотность паров органического вещества по кислороду равна 1,875. При сгорании 15 г этого вещества образуется 16,8 л углекислого газа (н.у.) и 18 г воды. Определите состав органического вещества.

10. Железную пластинку массой 4,8 г поместили в раствор, содержащий 16 г сульфата меди. Найти массу осадка после окончания реакции.

11. Водный раствор. Содержащий гидроксид кальция массой 3.7 г поглотил углекислый газ объемом 1,68 л (н.у.). Определите массу осадка.

12. Газ, выделившийся при полном разложении карбоната кальция массой 135 г, пропустили через раствор, полученный взаимодействием кальция массой 36 г с водой. Вычислите массы образовавшихся солей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления города

Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления города

Пояснительная записка. Умение решать задачи по химии является основным критерием усвоения предмета

Пояснительная записка. Умение решать задачи по химии является основным критерием усвоения предмета

Во второй теме «Расчеты по уравнениям химических реакций», при вычислениях используется понятие «количества вещества», а не метод составления пропорций, который предлагается в некоторых школьных учебниках

Во второй теме «Расчеты по уравнениям химических реакций», при вычислениях используется понятие «количества вещества», а не метод составления пропорций, который предлагается в некоторых школьных учебниках

Содержание учебной программы.

Содержание учебной программы.

Объемные отношения газов в химических реакциях

Объемные отношения газов в химических реакциях

Тема, изучаемые вопросы Коли- чество часов

Тема, изучаемые вопросы Коли- чество часов

Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций (16 ч) 16-18

Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций (16 ч) 16-18

Тема 3. Смеси. Растворы. (18 ч) 32-35

Тема 3. Смеси. Растворы. (18 ч) 32-35

Практикум по решению задач

Практикум по решению задач

Электролиз расплавов и растворов

Электролиз расплавов и растворов

Методические рекомендации Современные психолого-педагогические требования к процессу усвоения химических знаний отводят важную роль формированию практических навыков активного использования получаемых знаний при решении различного типа задач,…

Методические рекомендации Современные психолого-педагогические требования к процессу усвоения химических знаний отводят важную роль формированию практических навыков активного использования получаемых знаний при решении различного типа задач,…

Примерные задания 1. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария

Примерные задания 1. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария

Авторская программа учителя химии.docx

Авторская программа учителя  химии.docx
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024