Филиал «Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления г. Атырау»
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
«Ознакомлен» «Ознакомлен»
Руководитель МО химии Заместитель директора по учебной работе
_____________ Бейсенбекова Г.С _____________ Әзербаев Қ.Ж
«____»______________2024г «____»______________2024г
Содержание курса программы летней школы
«Фармакон»
для учащихся 7-8 классов во время Летней школы
Составитель: учитель –модератор химии Ким Е.Г.
г. Атырау, 2024 г
Пояснительная записка
Данный
курс предназначен для профильной ориентации. Программа
курса «Фармакон» рассчитана на 10 часов на
время Летней школы и ориентирована
на учащихся 7-8 классов интеллектуальной школы. В результате теоретических и практических занятий,
предусмотренных программой, учащиеся не только расширят и укрепят знания,
полученные в школьном курсе химии и биологии, но и смогут овладеть навыками
лабораторных исследований растений и способов получения эфиров .Результаты
самостоятельных научных исследований послужат основой для докладов на
семинарских занятиях, олимпиадах, конференциях учащихся.
Данный курс интегрированный, построен с опорой
на базовые знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии и химии. Почти каждый ученик хочет
на практике почувствовать себя исследователем, сделать пусть маленькое, но
открытие. Обучение школьников по предмету химия предполагает выполнение
практических работ. Широкое использование экспериментов при проведении курса «Фармакон» сделает его
более интересным, усилит практическую направленность преподавания, применение оборудования
PHYWE будет способствовать лучшему формированию у детей
специальных умений и навыков.
Еще
с незапамятных времен растения широко применялись целителями и знахарями при
лечении различных болезней. В настоящее время лекарственные растения активно
используются не только народной медициной, но и в медицине научной.
И если в народной медицине лечебные свойства той или иной травы выявляются
эмпирическим путем, то в традиционной медицине это же растение проходит
множество различных специальных исследований, прежде чем получить свое активное
применение - клинические, биологические, фармакологические, токсикологические,
химические, химиотерапевтические исследования. В результате такого тщательного
изучения определяется химическая составляющая растений и их воздействие на
человеческий организм.
Курс «Фармакон»
предназначен для учащихся, увлекающихся химией и биологией, желающих получать
эфирные масла из лекарственных трав, изучать их свойства. На основе полученных
данных, использовать эти масла для производства мыла, кремов, лекарственных
экстрактов, духов, живительной воды. Для информации о травах использовать сайт http://www.medical-enc.ru/11/medicinal_plants/
Основная цель курса :
· расширение и углубление знаний и умений учащихся в области химии, биологии по средствам изучения свойств и разнообразия эфиров, получаемых из растений.
Задачи курса :
· Развивать у учащихся универсальные интеллектуальные умения, мыслительные навыки: умение классифицировать, сравнивать изучаемые объекты, систематизировать информацию, получаемую из разных источников, выдвигать гипотезы, подтверждать их специально спланированным экспериментом
· Предполагается углубленное изучение материала, основанное на практических занятиях учащихся с элементами беседы, вводных лекций, а также индивидуальный и коллективный поиск материала по заданной теме.
Языковые цели: Данный курс планируется проводить на русском языке
Объект
исследования: Определение возможности организации
системы работы по созданию условий научно-исследовательской деятельности
учащихся в рамках летней школы и её эффективности в развитии у учащихся
исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 20 часов)
№ урока |
Название темы (с пояснениями) |
Кол-во часов |
Цели обучения |
Ресурсы |
Классы |
1 |
Знакомство с лечебными растениями Атырауского региона.( Познакомить с лечебными свойствами трав, на основе которых можно получать эфирные масла, с уникальными свойствами эфиров.)
|
1 |
Познакомиться с лекарственными травами, которые произрастают на территории Атырауской области, с их разнообразием и целебными свойствами. |
Методическое пособие презентация |
7-8 |
2 |
Получение эфирных масел из лечебных трав( В наше время химиками используется богатый набор методов для извлечения эфирных масел из растений: в зависимости от формы, в которой находится эфирное масло (в свободном и/или связанном состоянии), применяются различные методы экстракции или используют сочетания различных способов. Используя оборудование Phywe «стеклянный кожух» мы будем получать эфирные масла, можно также собрать из того же оборудования TESS прибор для получения эфиров и получить эфиры. Кроме дисстиляции можно изготавливать эфирное масло в домашних условиях, для этого можно взять за основу метод анфлеража и приготовить масло двумя разными способами. |
1 |
Познакомится с оборудованием, которое используется в органическом синтезе. Получить эфирные масла на основе лечебных трав. |
Методическое пособие http://uz.denemetr.com/docs/768/index-97067-1.html
|
7-8 |
3 |
Изучение свойств и состава эфирных масел.( Исследовать свойства эфиров: температура кипения, рН, электропроводность, плотность, кислотное число, растворимость в разных растворителях, содержание некоторых веществ в составе масел: воды, минеральных масел, спирта)
|
1 |
Исследовать свойства эфирных масел (температура кипения, рН, электропроводность, растворимость в разных растворителях, содержание некоторых веществ в составе масел) |
Методическое пособие http://uz.denemetr.com/docs/768/index-97067-1.html |
7-8 |
4 |
Получение мыла с использованием эфирных масел. Изучение свойств и качества мыла. Во время данного занятия учащиеся научаться получать мыло в лаборатории и в домашних условиях, улучшать его качество добавлением эфирных масел на основе целебных трав и других добавок)
|
1 |
Получить мыло в лабораторных условиях с добавлением эфирных масел, изучить свойства полученного мыла, его качества. |
Методическое пособие http://livescience.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8:%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%8D%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0-%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B |
7-8 |
5 |
Получение духов из эфирных масел( Современные духи - продукт смешения множества композиций, каждая из которых опять-таки содержит множество душистых веществ как природного, так и синтетического происхождения. Мы будем во время данного занятия синтезировать и исследовать свойства целого ряда душистых веществ)
|
1 |
Познакомиться с искусством создания различных ароматов, научиться смешивать эфирные масла для получения духов. |
Методическое пособие https://www.youtube.com/watch?v=4-bKkL5sdnU https://www.youtube.com/watch?v=Z2SkD6McrUg https://www.youtube.com/watch?v=zqhi_sDPCGA |
7-8 |
6 |
Получение лечебной мази и крема из эфирных масел Учащиеся получить мази и крема на различной основе с использованием эфирных масел: для заживления ран, мазь от морщин, отбеливающий рецепт, рецепты на травах, смягчение огрубевшей кожи, омолаживающий домашний крем для рук)
|
1 |
Исследовать свойства мазей и кремов. Получить в лабораторных условиях лечебных мазей с использованием эфирных масел. |
Методическое пособие https://www.liveinternet.ru/users/5668095/post333327934/ |
7-8 |
7 |
Изучение свойств воды водопроводной и живительной воды (настойки из трав) ( Провести полный анализ воды и настойки из лечебных трав: рН, электропроводность, температура кипения, содержание некоторых ионов и т.д. приготовления настоев, настоек, вытяжки и отвара из лекарственных растений. Провести анализ полученного настоя из лечебных трав. Познакомить с целебными свойствами некоторых трав)
|
1 |
Изучить свойства воды, а также свойства настоек |
Методическое пособие https://www.liveinternet.ru/users/4484500/post359972995/ |
7-8 |
8 |
Получение природных красок и бальзамов для волос. Получение геля для душа и моющих средств. (На данном занятии мы попытаемся изучить состав красок и получить натуральные краски в лабораторных условиях )
|
1 |
Изучить состав красок и бальзамов для волос, получить в лабораторных условиях краски и бальзамы из лекарственных растений Познакомиться с разнообразием моющих средств, получить в лабораторных условиях моющих средств |
Методическое пособие https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B0 |
7-8 |
9 |
Получение различных эфиров химическим путем (Во время данного занятия учащиеся получат эфиры с различными ароматами, сравнить их с эфирами полученными на основе лечебных трав.) |
1 |
Познакомить учащихся со способами получения эфиров с помощью химических реактивов в лабораторных условиях. |
Методическое пособие
|
7-8 |
10 |
Подведение итогов .Ярмарка по итогам работы летней школы |
1 |
|
|
7-8 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.