«Играем и развиваемся».
Цель: актуализация проблемы развития мелкой
моторики в семейном воспитании детей дошкольного возраста
Задачи: способствовать расширению у
родителей знаний о развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
познакомить родителей с играми, способствующими развитию мелкой моторики рук;
помочь родителям организовать дома работу, направленную на развитие мелкой
моторики рук.
Мелкая моторика – это возможность
человека выполнять множество мелких и точных движений кистями и пальцами рук
при скоординированных действиях нервной и мышечной системы.
Развитие мелкой моторики является необходимым
условием для освоения ребёнком большинства видов бытовой и творческой
деятельности.
От развития мелкой моторики напрямую зависит
работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
На начальном этапе жизни ребёнка именно мелкая
моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует об его
интеллектуальных способностях.
Развитие мелкой моторики у ребёнка начинается с
первых хватательных движений, которые делает малыш в жизни. Дети разного
возраста должны играть с разными по размеру игрушками для развития мелкой
моторики. Чем старше становятся дети, тем мельче должны быть игрушки. Пазлы,
мозаика, лего – великолепные тренажеры в развитии мелкой моторики.
Дети очень любопытны и заинтересовать ребёнка
очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребёнок.
Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду играет с мозаикой, в
пятницу лепит крупу на пластилин. Всё просто и легко, главное, чтобы ребёнку
было интересно.
Что можно использовать для развития мелкой моторики?
Играем с пирамидками.
Сначала научите ребёнка просто нанизывать кольца
на стержень пирамидки и снимать их. Можно использовать небольшие стихи.
Раз
колечко, два колечко –
Пирамидку соберу.
Раз колечко, два колечко –
Тут же быстренько сниму.
Затем обратите внимание на то, что кольца
разного размера. Научите ребёнка подбирать кольца от большого к маленькому.
Поиграем с матрёшкой.
Давай-ка
с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой
Есть поменьше матрёшка.
Мячики.
Дайте ребёнку маленький резиновый мячик с
шипами. Пусть малыш его сжимает в руках, катает по столу или между ладоней.
Мячик-ёжик
мы возьмём,
Покатаем и потрём.
Пустим ёжика на стол
И рукой его прижмём.
Мяч немножко покатаем…
Потом руку поменяем.
Собираем бусы.
Предложите ребёнку сделать бусы для куклы. Детям
постарше можно предложить собрать бусы из мелких бусинок, которые продаются в
магазине. Детям помладше (3-4 года) можно предложить собрать бусы, нанизывая на
шнурок косточки от старых счёт. Чтобы бусы были красивыми заранее их покрасьте
краской. Также можно использовать старые фломастеры, разрезав их на небольшие
(3-4 см.) части.
Бусинка
за бусинкой,
Не печалься, крошка,
Будут тебе бусики,
Подожди немножко.
Игры с крупой.
Это самый доступный материал для игр с ребёнком
в домашних условиях.
Насыпаем в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок
запускает туда руки и изображает, как месят тесто:
Месим,
месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи.
Можно смешать фасоль и горох и предложить
ребёнку разложить их в две разные ёмкости (Покормим курочку и петушка)
Игры с бельевыми прищепками.
Очень интересно использовать в работе с детьми
бельевые прищепки, особенно декоративные (птички, ягодки, кукуруза и др.).
• Прикрепить прищепки к жёлтому картонному
кругу. Получится солнышко.
• Прикрепить прищепки к серому полукругу.
Получится колючий ёжик.
• Прикрепить прищепки к узкому длинному
треугольнику. Получится ёлочка.
• Прикрепить с помощью прищепок на верёвку
кукольную одежду после её стирки.
Пальчиковые игры.
Это интересное и увлекательное занятие и для
детей, и для взрослых. Играя с детьми соблюдайте следующие правила:
1. Начинайте пальчиковые игры с разминки
пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения
резиновые игрушки, мячики.
2. Во время игры все движения пальцев и рук
выполняйте вместе с ребенком медленно и чётко. Если ребенок не может
самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и
действовать вместе с ним. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения с
оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не
будет
3. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый
должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы,
подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом.
4. Пусть ребёнок повторяет текст вместе с вами.
Если ребенку трудно проговаривать весь текст, то достаточно выполнять движения
вместе с взрослым и повторять лишь отдельные слова и фразы.
5. Пальчиковые игры следует проводить ежедневно.
6. Продолжительность пальчиковых игр зависит от
возраста детей и их индивидуальных возможностей. 5-10 минут в день вполне
достаточно для Вашего ребёнка.
Насекомые
На полянке
я сижу (дети сидят ровно на
стульчиках)
Во
все стороны гляжу. (подносят
ладонь ко лбу, смотрят вправо, влево)
Сколько
насекомых здесь –
Всех, пожалуй, и не счесть. (сжимают
и разжимают пальцы одновременно на обеих руках)
Вот
пчела, а вот оса, (по очереди
загибают пальчики на руке)
Это
бабочка-краса,
Муравей и стрекоза –
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся, (ударяем
кулак о кулак)
А
она красуется. (поворачиваем
раскрытые ладони)
Бабочка
Видишь,
бабочка летает, (руки скрещены в
запястьях, взмахи кистями)
На
лугу цветы считает: (хлопки)
1,2,3,4,5. (загибаем пальчики на правой руке)
Ох,
считать, не сосчитать
За неделю и за месяц (руки к
голове, качаем головой)
6,7,8,9,10. (загибаем пальчики на левой руке)
Даже
мудрая пчела (грозим пальчиком)
Сосчитать
бы не смогла. (сжимаем и
разжимаем кулачки)
Желаю успехов в воспитании и развитии вашего
ребёнка!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.