Авторская разработка "Мастер-класс "Природа - мудрый учитель"

  • docx
  • 21.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тимофеева А.Ю. конференция.docx

Дистанционная научно – практическая конференция по вопросам экологии
«Экология. Безопасность. Жизнь."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

«Природа — мудрый учитель»

 

 

 

 

 

Подготовила:  Тимофеева  Анна Юрьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №2 города Аткарска Саратовской области

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

2024 г.

 

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2. Развивать умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3.Воспитывать любовь к природе.

 

Девиз «Все то, интересно, что  нам неизвестно!»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами о природе – нашем мудром учителе..

Релаксационная минутка.

             Поднимите правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение, а теперь поднимите левую руку те, у кого сегодня плохое настроение. Сейчас я хотела бы что бы те, у кого хорошее настроение дотронулись ладонью к ладони тех, у кого плохое настроение и сказали: "Я дарю тебе свое хорошее настроение"

Вводная часть.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко

           Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть»«слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать еще  в дошкольном и раннем школьном  возрасте. Развитие и воспитание детей происходит во всех видах деятельности, в том числе и в игре.

           Одна из основных задач педагогов вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

          Сегодняшний мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами.

В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода,  земля, воздух).

(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды)

Задание 1 «Экологическая разминка»

1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

2. У кого язык длиннее тела? (хамелеон)

3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка дневное животное, а жаба - ночное)

4. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой?  (потому что красный цвет– сигнал опасности)

5. Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)

6. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

7. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)

8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

9. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)

10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

11. Какую траву любят кошки? (валериану)

12. Самая высокая трава? (бамбук)

13. Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)

14.  Какая птица не строит гнезда? (кукушка)

Задание 2 «Простые истины»

Команды выбирают по конверту. Внутри текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды импровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.

Педагогическая ситуация № 1.

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Педагогическая ситуация № 2.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки педагога. Как бы вы поступили в данной ситуации.

Задание 3«Народные приметы»

Как много было народных примет! Иных из них давно уж нет в помине. Другие сквозь десятки зим и лет дошли до нас и вот живут поныне.

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

-Кошка свернулась клубочком …...(к похолоданию).

-Ворона кричит зимой –  ………..(к метели).

-Лягушки квакают ………..(к дождю).

-Воробьи в пыли купаются – ………….(к дождю).

-Около луны звезда народилась – ………...(к потеплению)

-Собаки катаются – …………..(к пурге).

Задание 4 «Черный ящик»

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).

Задание 5 Экологические задачи.

1.Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?

2.Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.

3.Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники зеленомошники с толстым бархатно - мягким ковром зеленых мхов. О таких лесах Н.А. Некрасов писал: «Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей». Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели и мха.

4. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда мог попасть? Объясните.

Задание 6«Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.

(Педагогам предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)

(Приложение 1.)

Задание №7 «Свой край люби и знай»

Наша Саратовская область - удивительный край.

Здесь грибов да ягод поезда нагружай.

А озёр и озёрец, а речушек и рек

Сосчитать не сумеет ни один человек!

Наша Саратовская  область – край легенд, красоты,

Мы хотим, чтоб в России стала первою ты!

-Саратовская область - край неповторимых природных контрастов, экзотического колорита степных просторов, обилия чистых и богатых рыбой и дичью водоемов, неожиданных  ландшафтов,  сосновых, дубовых и березовых лесов.

-А знаете ли вы?

1.В каких природных зонах расположена территория Саратовской  области?

2.С какими областями граничит Саратовская область?

3. С какими районами граничит Аткарский район?

4. Когда и с какой целью основана столица области?

5. В каком году основан Аткарск?

6. Назовите хищных животных области

7. Самое крупное животное области.

8. Какими природными ресурсами богата Саратовская  область?

Задание №8 «Оригами «Лебеди»

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).

Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!

(Изготовление оригами по схеме на экране)

(Приложение2)

Заключение:

           На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Благодарю всех за участие!

 

 

 

 

 

Приложение 1

М.В. Нестеров «В осеннем лесу»

 

И.И. Левитан «Березовая роща»

 

 

 

И.И. Левитан «Золотая осень»

 

 

 

И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»

Приложение 2