Авторская разработка работы с детьми ОВЗ с интеллектуальными наружшениями

  • docx
  • 19.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пластилиновый дизайн.docx

Применение технологии «Пластилинография» в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ через дополнительное образование «Пластилиновый дизайн»

 

Работа с ребенком ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения, внимания и любви. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии Педагоги и психологи в последнее время уделяют большое внимание изобразительной деятельности, как инструменту для работы по развитию ребенка. Таким инструментом является пластилинография, внедряемая в практику специалистов по психолого-педагогической реабилитации детей.

Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с интеллектуальной недостаточностью в развитии, у таких детей наблюдаются нарушения в формировании процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитии речи, у них также нарушена эмоциональная сфера, наблюдаются трудности в общении с детьми и взрослыми. Возникает объективная потребность в других способах педагогического воздействия на детей, то есть специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей. Таким образом, самым главным приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как педагога, является понимание того, что эти дети являются такими же полноценными гражданами нашей страны, как и все другие. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Основной материал в этой технике - пластилин. Лепкой дети начинают заниматься, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Учитывая специфику детей с нарушением интеллекта и их развития мелкой моторики с нарушением интеллекта, мною был разработан проект «Пластилиновый дизайн» - основной идеей которого было интенсивное развитие мелкой моторики рук с помощью пластилинографии («рисование» картин пластилином). «Пластилиновый дизайн» отлично реализуется через пластилинографию, когда пластилин используется в виде «краски».  Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы в окружающем социальном мире. Именно у детей с интеллектуальными нарушениями слабо развита как крупная, так и мелкая моторика рук.

Цель занятий пластилинографией – развитие художественно–творческих способностей и мелкой моторики у детей. В задачи входит обучение умению передавать простейшие образы предметов, явлений окружающей природы. Формирование основных приёмов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Обучение работе в заданном пространстве, развитие умения слушать и слышать речь воспитателя, впоследствии правильно выполнять инструкции. Обучение обследованию различных предметов (объектов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, цвета, пропорции. Использованию навыков аккуратной работы с пластилином. Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и групповых работах. Развитие мелкой моторики рук, координации рук и глазомера. Развитие изобразительной деятельности детей. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, умения соотносить пропорции и цвета. Совокупность этих задач позволяет считать методику не только как развивающую, но и как коррекционную. Доступность теоретического и практического материала, зримые результаты работы.

 

Таким образом, анализируя результаты диагностики, и результаты проведенной работы с детьми с ОВЗ видим, что занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память, идет становление речи детей. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме

Ребенок, который воспитывается через изобразительное искусство, мир становится многообразным, многоцветным, добрым и насыщенным, а сам ребенок – становится более уверенным в себе. Но, в отличие от обычно развивающихся школьников, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические нарушения центральной нервной системы и поэтому самостоятельно не овладевают, ни одним из видов детской деятельности, ни социальными нормами поведения, ни речью. Многолетние исследования доказывают, что только в ходе целенаправленного специального обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются все виды детской деятельности.

 

 

 

 

Список литературы:

Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы»  пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.