Авторская разработка урока "Витамины" (8 класс)
Оценка 4.8

Авторская разработка урока "Витамины" (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
31.03.2020
Авторская разработка урока "Витамины" (8 класс)
Урок по теме «Витамины». Данный урок второй по счету в теме: «Обмен веществ и энергии. Витамины» для учащихся 8-х классов, изучающих предмет биология по концентрической программе Н.И. Сонина. Данная авторская разработка будет полезна учителям, преподающим предмет по данной программе.
Конспект урока 8 класса.doc

частное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат № 29 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 

        

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Авторская разработка урока

«Витамины»

по биологии

 

8 класс

 

 

 

 

         Автор:

                                           Сальник Елена Станиславовна,

                                                    учитель биологии высшей категории

                                                     школы-интерната № 29 ОАО «РЖД»

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

г. Уссурийск

Сальник Елена Станиславовна, учитель биологии высшей квалификационной категории школы-интерната № 29 ОАО «РЖД», стаж работы в должности учителя биологии 17 лет.

 

 

  Урок по теме «Витамины». Данный урок второй по счету в теме: «Обмен веществ и энергии. Витамины» для учащихся 8-х классов, изучающих предмет биология по концентрической программе Н.И. Сонина.  Данная авторская разработка будет полезна учителям, преподающим предмет по данной программе. 

 

 

 

        

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

 

Когда сомнений нету боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

 

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

 

 

 

 

 

 

Конспект урока 8 класса

Тема: «Витамины»

Образовательные цели: 1). Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися таких понятий как: витамины, авитаминозы;

2). Продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма;

3). Ознакомить учащихся с методами  сохранения витаминов в пище.

        Образовательные задачи: 1). Ознакомить учащихся с основными биологическими понятиями данной темы;

2). Актуализировать знания учащихся о нахождении витаминов в нашем организме;

3). Сформировать понятия о витаминах различных групп, влиянии витаминов на здоровье и их роли в обмене веществ и авитаминозах;

4). Дать представление о классификации витаминов;

5). Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

5). Совершенствовать умение учащихся проводить исследование «самого себя», используя тест;

6). Закрепить в ходе урока предметные умения по нахождению витаминов в тех или иных продуктах питания;

7). Совершенствовать умение учащихся самостоятельно делать выводы при изучении нового материала, применяя умение учащихся извлекать информацию при восприятии ее из объяснения учителя.

Воспитательные цели и задачи:

1). Сформировать научное мировоззрение на основе материала о роли витаминов в процессе обмена веществ для организма;

2). Формировать познавательный интерес к биологии через исследование своего организма;

3). Воспитывать у учащихся самостоятельность при работе на уроке;

4). Содействовать трудовому воспитанию, воспитывая у учащихся культуру труда при работе со схемами и таблицами;

5). Воспитывать патриотизм и гордость за открытия в области науки, сделанные русским ученым Н.И. Луниным.

 

Развивающие задачи и цели:

1). Развивать умение обобщать и систематизировать изученный ранее материал;

2). Развивать умение логически мыслить и делать выводы при переходе от частных случаев к общему, при выведении определения;

3). Развить умение правильно делать пометки во время объяснения материала учителем;

4). Развивать память учащихся через повторение новых терминов;

5). Развивать самостоятельность учащихся.

       Триединая цель:  Ознакомление учащихся с биологическим понятием – витамины для формирования научного мировоззрения и умения применять их для сохранения постоянства внутренней среды организма.

      Методы обучения:  частично поисковый. Беседа, как метод, применяется на всех этапах урока.  На этапе изучения нового материала применяется исследовательский метод (исследование своего организма).

      Оборудование:

     На доске:  Схема обмена веществ, формулы, включающие в себя процессы обмена веществ, портрет Лунина Н.И. Тезис урока: «Витамины – Азбука здоровья».

     На партах учащихся: Схема обмена веществ в клетке (Приложение 1), таблица для заполнения материала о витаминах (Приложение 2), тест  на определение обеспеченности организма витаминами (Приложение 3), тестовый контроль (Приложение 4), анкета для самоанализа (Приложение № 5).

     Основные понятия темы:  витамины водорастворимые и жирорастворимые,  витамин А, витамины группы В, витамин С, витамин D, витамины Е и К, авитаминозы.

     Формы организации учебной деятельности: Комбинированный урок.

      Методическое оборудование: учебник под ред. Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек.

 

 

 

 

         План-конспект урока представлен в таблице.

        Виды деятельности учителя и учащихся на уроке по теме: «Витамины»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

 Постановка целей и задач урока учителем.

1)    Актуализация материала прошлого урока по обмену веществ;

2)    Ознакомление с понятиями: витамины, авитаминозы;

3)    В ходе исследования самого себя определение у учащихся обеспеченности  организма витаминами.

4)    Формирование умения предполагать и предлагать меры по сохранению витаминов в продуктах.

II. Актуализация и проверка знаний

    На прошлом уроке мы изучили с вами такой важный процесс человеческого организма как обмен веществ.

- Вспомним его определение.

 

 

 

 

 

   Посмотрите на доску ребята, я в формулах, которые включают в себя процессы обмена веществ, пропустила некоторые процессы. Дополните их, расшифровав каждую букву.

                      О.В. = ?  +  Д

                      О.В. = П + ?

                       М  =   А + ?

   - Что такое ассимиляция?

 

 

- Что такое энергетический этап?

 

 

   На доске дана схема обмена веществ, но в ней пропущены отдельные звенья. Дополните схему.

   1этап                      пищ.                         ?

(поступление         система                 система

в клетку)           (пит. вещества)        (кислород)

                                  

                                  ?                     кровь

 

                                               ?

   2 этап                                 КЛЕТКА

(изменения                

в клетке)                   

                                       тканевая жидкость

 


   3 этап                           ?                        дых.

(выделение              система      ?        система

продуктов

распада)                               

 

      Учитель определяет задачу учащимся по работе со схемой (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала

    Ребята, из сегодняшних схем вы еще раз уяснили, что обмен веществ – это сложный процесс. Но он бы не осуществлялся еще без одной очень важной группы веществ, которую называют «Азбука здоровья». Обратите внимание на тезис урока: «Витамины - Азбука здоровья».  Мы сегодня узнаем, почему их так называют.

   Интересно происхождение данного слова. Наш русский ученый Н.И. Лунин с начала 1880-х годов работал детским врачом в Петербурге и занимался исследованиями потребностей животного организма. Он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.

Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом. Он дал ему название витамин, т.е. амин жизни, т.к. одно из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

     Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Всего их известно около 20-25. Им даны буквенные обозначения заглавными латинскими буквами: A, PP, B1, B2, B6, C, D и т. д.

     Давайте теперь запишем данную азбуку здоровья, прослушав выступления ваших одноклассников. Они сегодня будут у нас в роли фармацевтов. Перед вами находится таблица, которую вы будете заполнять по ходу выступлений учащихся.

Витамин А.

Суточная доза - 800-1000 мкг.

Витамин В1.

   При дефиците витамина В1 поражаются нервы конечностей, особенно ног, а потом и сердца.

    Кроме В1 к группе витаминов В относятся В2; В3; В5; В6; В9; В12; В15. Из витаминов этой группы в организме образуются ферменты, принимающие важное участие в обмене веществ. Дефицит витаминов группы В наблюдается у 40-60% населения. Суточная доза – до 1,5 мг.

 

Витамин С.

Витамин С участвует в окислительно-восстановительных реакциях в тканях, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ и во множестве других важных процессов в организме. Много расходуется аскорбиновой кислоты при нервном напряжении, неполноценном питании, при выполнении тяжелой физической работы и во время заболеваний.

Дефицит витамина С наблюдается у 70% населения. Суточная доза - 60 мг.

Витамин D.

Суточная доза - 5-10 мкг.

Витамины Е и К.

Суточная доза - 10 мг.

    - О витамине РР выпишите информацию из учебника на стр. 197.

    Все озвученные витамины мы распределим в две группы в тетради.

1. Водорастворимые – С, РР, Н, группы В.

2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.

   В последнюю колонку таблицы мы внесли, ребята, авитаминозы и гиповитаминозы Авитаминоз - это самая тяжелая форма витаминной недостаточности.

Гиповитаминоз, то есть незначительная нехватка витаминов.

  Опасен не только недостаток, но и избыток витаминов, или гипервитаминоз.

   Вы сейчас проделаете тест на обеспеченность вашего организма тем или иным витамином.

  Учитель опрашивает нескольких учащихся.

 

 

  - Ответьте на вопрос что лучше: принимать витамины с пищей или витаминные препараты?

  - предположите, как необходимо готовить продукты, чтобы в них сохранилось как можно больше витаминов. Поработайте диетологами.

IV. Закрепление.

    А сейчас мы закрепим изученный сегодня материал при помощи тестов на вашем столе. На листе вверху подпишите свою фамилию, рядом с верными ответами поставьте знак «+». Работу после выполнения сдайте.

Проведем проверку теста.

  Запишем домашнее задание.

 

 

 

 

 

V. Этап рефлексии.

 Оцените наш урок по анкете самоанализа.

 Спасибо за урок, урок закончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся дает определение: Обмен веществ – это поступление веществ в организм (клетку), изменения их в клетке и удаление в окружающую среду продуктов распада.

 

 

 

  3 учащихся дополняют процессы.

                      О.В. = А +  Д

                      О.В. = П + Э

                       М  =   А + К

Ассимиляция – это процесс создания сложных веществ из простых.

Энергетический этап – это процесс разложения сложных веществ до простых с выделением энергии.

 

 

 

Учащийся дополняет схему, вставляя пропущенные звенья на листках. (дыхательная, кровь, выделительная, тканевая жидкость, пищеварительная система)

 

 

 

 

 

 

 

 

Остальные учащиеся работают на партах со своей схемой, которая показывает изменения, происходящие с веществами в клетке.

   Один ученик затем вывешивает свою схему на доску с ответами, все учащиеся выполняют проверку схемы соседа по парте и выставляют оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока «Витамины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Учащиеся  записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 

 

У учащихся на парте лежит пустая таблица, которую они будут заполнять в ходе выступлений учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в тетради делают запись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проделывают тест.

 

 

 

Учащиеся отвечают какой витамин у них был в тесте и какова обеспеченность витамином.

Учащиеся приходят  к выводу, что все надо принимать в меру и по рекомендации врача.

Предполагают и озвучивают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают ответы с верными.

Запись дом. задания в дневники: стр. 194-197, подготовиться к зачету по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ», творческое задание по желанию – нарисовать эмблему витамина.

 

Отвечают на вопросы анкеты.

 

   Личная значимость изучаемого материала для ученика: Витамины полезны для здоровья человека, но употреблять их надо в меру.

 

 

 

Приложение 2

Название витамина

Продукты, богатые витамином

Суточная норма

Влияние в организме человека

Нарушения при недостатке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Тест на обеспеченность организма витамином D.

  • Страдаете ли вы остеохондрозом?
  • Избегаете ли вы солнца?
  • Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?
  • Избегаете ли вы масла и маргарина?
  • Вы не едите грибы?

       Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином D.

Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.

  • Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?
  • Легко ли вы раздражаетесь?
  • Часто ли вы подвергаетесь стрессам?
  • Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?
  • Вы употребляете алкогольные напитки?
  • Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?
  • Вы не едите мясо вообще?

        Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витаминами группы В.

Тест на обеспеченность организма витамином С.

  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?
  • Часто ли вы принимаете медикаменты обезболивающие?
  • Редко ли вы едите свежие овощи?
  • Вы едите мало сырых салатов?
  • Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду?
  • Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?

      Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином С.

Тест на обеспеченность организма витамином Е.

  • Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?
  • Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?
  • Часто ли вы бываете на солнце?
  • Вы курите?
  • Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, выхлопных газов?
  • Часто ли вы употребляете растительные масла?
  • Вы употребляете растительный маргарин?
  • Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином Е.

 

 

Приложение 4

Тестовый контроль


1. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:
А) цинга;                                   В) рахит;
Б) бери – бери;                          Г) куриная слепота.

2.  Авитаминоз мореплавателей и путешественников:
А) рахит;                                   В) тиф;
Б) куриная слепота;                 Г) цинга.
 

3.    Авитаминоз возникает при:
А)  избытке витамина в пище;                                    В) отсутствии в пище витаминов;
Б) продолжительном пребывании на солнце;           Г) питании растительной пищей.


4.  Витамины группы В:
А) усиливают остроту зрения при слабом освещении, необходимы для нормального

      роста организма;
Б) необходимы для роста костей, оказывают влияние на обмен кальция, фосфора;
В) повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
Г) обеспечивают нормальное питание клеток нервной ткани.


5. Источники витамина А, поступающего в организм:
А) только растительные продукты:
Б) продукты растительного и животного происхождения;
В) только продукты животного происхождения;
Г) продукты животного происхождения и дрожжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Анкета для  самоанализа

1. На уроке я работал                                          активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я                               доволен / не доволен
3. Урок для меня показался                                коротким / длинным

4. За урок я                                                           не устал / устал

5. Мое настроение                                               стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был                                понятен / не понятен
                                                                              полезен / бесполезен
                                                                              интересен / скучен
                                                                              легким / трудным
7. Домашнее задание мне кажется                    интересным /не интересным

 


Школа-интернат № 29 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Школа-интернат № 29 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Сальник Елена Станиславовна, учитель биологии высшей квалификационной категории школы-интерната № 29

Сальник Елена Станиславовна, учитель биологии высшей квалификационной категории школы-интерната № 29

Конспект урока 8 класса Тема: «Витамины»

Конспект урока 8 класса Тема: «Витамины»

Развивающие задачи и цели: 1)

Развивающие задачи и цели: 1)

План-конспект урока представлен в таблице

План-конспект урока представлен в таблице

Что такое ассимиляция? -

Что такое ассимиляция? -

III . Изучение нового материала

III . Изучение нового материала

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось

Витамин С. Витамин С участвует в окислительно-восстановительных реакциях в тканях, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ и во множестве других важных процессов в организме

Витамин С. Витамин С участвует в окислительно-восстановительных реакциях в тканях, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ и во множестве других важных процессов в организме

Организационный момент Постановка целей и задач урока учителем

Организационный момент Постановка целей и задач урока учителем

Приложение 2 Название витамина

Приложение 2 Название витамина

Приложение 3 Тест на обеспеченность организма витамином

Приложение 3 Тест на обеспеченность организма витамином

Часто ли вы употребляете растительные масла?

Часто ли вы употребляете растительные масла?

Приложение 5 Анкета для самоанализа 1

Приложение 5 Анкета для самоанализа 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020