Разработка урока биологии в 8 классе "МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
09.12.2017
Т е м а 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД
У рок 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учеб-ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль¬таты в устной и письменной форме.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю¬щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут¬реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.Т е м а 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД
У рок 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учеб-ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль¬таты в устной и письменной форме.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю¬щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут¬реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
mesto_cheloveka_v_sistemn_organich._mira.doc
Т е м а 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД
У рок 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с
животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учебником;
совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие
их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина
«Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход у р о к а
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель знакомить учащихся с требованиями, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение
курса биологии в 8 классе:
1) на каждом уроке иметь учебник Н. И.Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл. Человек», рабочую
тетрадь к учебнику «Биология. Человек» и тетрадь для записей на уроке и дома;
2) задания на дом записывать в дневнике; систематически и добросовестно выполнять их;
3) активно работать на уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и
инициативу;
4) в случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не
откладывать этот процесс на конец четверти; с этой целью разобраться в данном материале са
мостоятельно или с помощью учителя и выполнить задания, за которые была получена оценка «2».
III. Изучение нового материала.
1. Учащиеся самостоятельно читают учебник на
с. 35.
2. Б е с е д а по прочитанному тексту.
В о п р о с ы :
1) Человек часть живой природы. Какое же место занимает он в системе органического мира?
(Империя Клеточные; Надцарство Ядерные; Царство'
Животные; Подцарство
Многоклеточные животные; Тип Хордовые; Подтип Позвоночные; Класс Млекопитающие; Отряд
Приматы; Семейство Гоминиды; Род Человек; Вид Человек разумный.)
2) Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовых?
(На ранних стадиях развития у человека формируется осевой
скелет хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней — первичная кишка. Во взрослом
состоянии опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое
строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела.
Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Дыхательный аппарат
лёгкие.)
3) В чем проявляется сходство человека с млекопитающими?
(Живорождение; вскармливание детенышей молоком; постоянная высокая температура тела;
наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные
губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное, среднее и внутреннее ухо; кожа
покрыта волосяным покровом; молочные железы имеют соски.)
4) Какими
особенностями
наделен
человек
как
представитель
(Пятипалая конечность с подвижными пальцами; плоские ногти; большой палец верхней
конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.)
человеком
5) Есть
между
ли
и
животными
принципиальные
(Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека выше, чем у животных;
человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойственно
прямохождение.)
Учитель сообщает, что об этих и других уникальных особенностях человека речь пойдет на
отряда приматов?
различия?
следующем уроке.
IV. Закрепление полученных на уроке знаний.
В ы п о л н е н и е з а д а н и я рубрики «Какие утверждения верные?» на с. 8 учебника.
Последовательность действий при выполнении заданий рубрики «Какие утверждения верны?»: 1. Отвечающий
первое
тающих основным характерным признаком является:
озвучивает
утверждение:
«Для
млекопи
а) вскармливание потомства молоком;
б) рождение живых детенышей;
в) непостоянная температура тела;
г) наличие диафрагмы».
2. Учащийся говорит: «Верными являются варианты «а», «б», «г», а неверным вариант «в».
3. Учитель просит учащегося обосновать свой ответ.
4. Ученик выполняет данное требование. Он просит всех открыть учебник на с. 4 и цитирует текст под
заголовком «Сходство человека с млекопитающими особенно велико: вскармливание потомства молоком;
живорождение; наличие грудобрюшной преграды диафрагмы; тело человека имеет постоянную
температуру».
5. Аналогично выполняется задание 2.
Верными в данном случае являются варианты «а», «б», «в».
Подтверждение тому имеется в тексте учебника на с. 5, в разделе «Рудименты и атавизмы».
Рудименты это органы, которые когдато активно функционировали у наших предков, а сейчас
утратили свое значение, хотя и сохранились полностью или частично. К рудиментам относятся
копчиковые позвонки, ушные мышцы, густой волосяной покров на теле.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 35. Завести словарик и записать в него определения
понятий «рудименты» и «атавизмы». В рабочей тетради заполнить с. 3.
Разработка урока биологии в 8 классе "МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА"
Разработка урока биологии в 8 классе "МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.