Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"
Оценка 5

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
история
5 кл—9 кл
05.06.2017
Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"
В авторской инновационной программе, развивающей познавательную деятельность и формирующей научный стиль мышления, большое внимание уделено воспитанию и социализации обучающихся в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты. Одной из важных функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации. Это, в первую очередь, относится к истории родного края.
программа 2.docx
"Принято" "Утверждаю" на заседании методического совета                              Директор МБОУ Милютинской СОШ  МБОУ Милютинской СОШ                                             __________________Н.Н. Ходышева Протокол №1 от   25 августа 2014 года                               Приказ № 136 от 27августа 2014г. Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли" Образовательная область: история Предмет: Доноведение Классы: 5­9 Автор­составитель: Хижняк Анна Викторовна учитель истории и обществознания  МБОУ Милютинской СОШ ст. Милютинская,  Милютинский район,  Ростовская область ст. Милютинская 2014 год Пояснительная записка      История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу,   а   также   стремление   своими   действиями   служить   интересам Отечества, защищать его от врагов.            В   настоящее   время   остро   ощущается   необходимость   возрождения   и восстановления   духовности,   формирования   нравственной   личности, гражданина   и   патриота   своей   страны.   Материал   по   краеведению   является богатым   источником,   дающим   возможность   восполнить   пробелы   в нравственном   воспитании   учащихся,  которые   возникли   в  последнее   время. Малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с   ощущения   родного   края,   родной   земли.   Малая   родина   ­   это   место,   где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это   земля   отцов   и   дедов,   по   которой   сделаны   первые   шаги,   где   сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел. История является одним из наиболее важных   предметов   школьного   образования   в   нравственно­патриотическом воспитании, идейном и культурологическом аспектах.           В   авторской   инновационной   программе,   развивающей   познавательную деятельность и формирующей научный стиль мышления, большое внимание уделено   воспитанию   и   социализации   обучающихся   в   соответствии   с Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России.   Патриотизм   выступает   в   единстве   глубочайшего духовного   освоения   истории   и   культуры   своего   народа   и   активно   – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты. Одной   из   важных   функций   изучения   истории   является   формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации. Это, в первую очередь, относится к истории родного края. Цели  патриотического воспитания: Воспитание у учащихся чувства патриотизма; Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; Развитие способностей осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; Становление   многосторонне   развитого   гражданина   России   в   культурном, нравственном и физическом отношениях; Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов. Новизна   программы  определяется   переходом   от   информационного   к деятельностному   подходу,   у   учащихся   формируются   предметные, коммуникативные   и   социальные   компетентности.   История   края   («малой родины»)   рассматривается   как   часть   истории   России.   В   соответствии   с личностно­ориентированным   подходом   программа   направлена   на формирование у школьников познавательной самостоятельности, на развитие творческих способностей через приобщение к национальным и культурным традициям   на   основе   активного   использования   историко­культурного наследия России. Основные направления программы: 1) Развитие учебной деятельности для достижения предметных и личностных результатов   по   приобретению   знаний,   умений   и   навыков   через   урочную деятельность. 2)   Развитие   творческой   деятельности   для   формирования   личностных результатов по формированию патриотизма. 3)   Развитие   проектной   деятельности   для   формирования   у   обучающихся метапредметных   результатов,   как   ресурс   готовности   и   способности самостоятельно,   творчески   осваивать   и   перестраивать   новые   способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Цель инновационной учебной программы:  Создание образовательной среды, направленной на развитие патриотических чувств   учащихся,   воспитание   у   них   гражданских   качеств,   толерантности, через качественно новый уровень проектной  деятельности. Основные задачи программы: ­дать   обучающимся   представление   об   историческом   своеобразии   родного края, традициях, сложившихся на Милютинской земле ­формировать   у   обучающихся   собственное   отношение   к   событиям, происходившим на Милютинской земле; ­пробуждать интерес к судьбам людей родного края, воспитывать уважение к ним ­   развивать   творческие   способности   обучающихся   на   основе   поисковой, исследовательской деятельности ­раскрыть значение культурного наследия малой родины для современности Ожидаемый образовательный результат: ­ устойчивый интерес к истории своей Родины; ­ знания по истории и культуре родного края; ­ способность творчески мыслить и рассуждать; ­ умение решать практические задачи; ­   способность   заниматься   исследовательской,   проектной   деятельностью индивидуально и в творческих группах; ­ способность рефлексировать свою учебно­познавательную деятельность.  Предполагаемые инновационные продукты: 1.   Создание   пособий   и   методических   рекомендаций     для   педагогов   по использованию апробированных материалов. 2.   Создание   электронных   образовательных   ресурсов   для   образовательной деятельности педагога на основе апробированных материалов. Адресность учебной программы.  Настоящая программа предназначена для учащихся 5­9 классов школ Милютинского района Ростовской области. Она составлена в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение курса "Доноведение" по базисному учебному плану. При выделении на курс 34(35)   часов   17   из   них   рекомендуется   использовать   для   изучения субрегиональной истории. Данная программа состоит из 5 модулей: Модуль 1. Моя семья.      Знакомство с историей родного края начинается с истории семьи каждого ребёнка.         Задача модуля:  помочь школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Изучая историю родного края, ученик должен осознать, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода.  Модуль 2. Мои знаменитые земляки.      Какую бы страницу истории нашей страны и родного края мы не открыли, везде есть следы замечательных земляков.       Задача модуля: воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины через изучение жизни и деятельности выдающихся наших земляков. Модуль 3.  Мой родной Милютинский край.  Изучение истории станиц и хуторов родного края.          Задача модуля:  воспитание уважения к  истории родного края  через понимание   особенностей   политического,   социально­экономического   и культурного развития родного края на протяжении XVIII­XIX веков. Модуль 4. История моей станицы. Изучение истории станицы Милютинской в конце XIX­начале XX века.          Задача модуля:  формирование ценностных ориентаций и убеждений в воспитании идей патриотизма через расширение знаний по истории станицы, знакомство с социальной структурой станицы,   развитие навыков активной учебной деятельности обучающихся при изучении регионального материала и совершенствовании   навыков   самостоятельного   приобретения   знаний   из различных источников, развитие навыков публичных выступлений,. Модуль 5. Милютинский район в XX  веке.  Задача модуля: содействие становлению патриотических чувств учащихся и направленное   формирование   государственного,   национального   и интернационального   сознания,   толерантного   самосознания   граждан   через изучение событий (явлений, процессов) происходивших на милютинской земле в XX веке.  Содержание программы: 5 класс (17 часов) "Моя семья" Введение (1 час). Обсуждение и обоснования целей и задач программы.  История моей семьи (14 часов)  Тема № 1. Моя семья.  Написание классного сочинения учащимися о своей семье, обсуждение сочинений. Тема  №  2. Генеалогическое   древо  моей  семьи.  Изучение   и   оформление родословной. Тема №3. Семейный архив. Старое фото.  Изучение семейного архива  и выявление   самых   старых,   наиболее   интересных   в   историческом   плане фотографий. Изучение быта и культуры семьи по фотографиям. Тема   №4.   Реликвии   моей   семьи.  Знакомство   со   старинными   вещами, которые хранятся в семье, передаются из поколения в поколение. Тема   №5.   Семейные   традиции.  В   результате   интервьюирования родственников   обучающиеся   определяют   традиции   семьи   на   протяжении нескольких поколений. Тема №6. Школа в судьбе моей семьи.  Выяснение роли школы, учителей, одноклассников в судьбе родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек. Тема №7.    Моя  школьная  жизнь.  Начало   написания   исследовательского проекта, который будет завершен в 9 классе. Итоги работы (2 часа). Защита проектов "Моя семья". 6 класс (17 часов) "Мои знаменитые земляки" Знаменитые земляки(15 часов) Тема № 1. Герои Отечества. Изучение жизни и боевого пути наших земляков Героев Советского Союза С.А.Воликова, А.Т.Череватенко, полного кавалера Ордена   Славы   А.А.   трудовой   деятельности   Героев Социалистического   труда   В.И.Бурейко   и   В.И.Ткачева,   Героя   России П.С.Дейнекина.   Последова, Тема   №   2.   Мои   земляки   на   фронтах   Великой   Отечественной   войны. Участники   Сталинградской   и   Курской   битв,   форсирования   Днепра, защитники   Ленинграда,   участники   освобождения   Европы:   Н.Н.Гульцев, А.А.Последов,   Г.А.Моделин,   М.А.Донскова,   А.М.Луценко,   А.Ф.Агуреев, Н.Н.Гилко, С.И.Парфенов и другие. Тема №3. Николай Наумович Гульцев ­ достойный сын Милютинской земли.   Жизненный   путь   Н.Н.Гульцева   ­   выпускника   Милютинской   школы 1924 года. Станица Милютинская в трудах Н.Н.Гульцева. Связь Н.Н.Гульцева с малой  родиной. Тема №4. Писатель­краевед Н.И.Приходько. Жизненный путь. Творчество. "Летописец   Милютинской   земли":   "Маньковские   были",   "Летопись Милютинского края", "Хуторяне", "Древний казачий род Грековых". Тема №5. Поэты и художники Милютинской земли. Поэты родной земли: Р.Верич, Л.Бутова, И.Дегтярева, Л.Косьяненко, З.Горшкова, Э Завгородняя, С.Завгородний.  Художники: Н.Валивахин, В. Ткачев, Тицкий. Тема №6. Мои земляки ­знаменитые выпускники Милютинской школы. С. Донцов, Н.Г.Мормуль Тема 7. Мои земляки ­ защитники Отечества (участники Афганских и Чеченских событий)  Итоги работы (3 часа) Защита проектов "Гордость Милютинской земли" 7 класс (17 часов) "Мой родной Милютинский край" Родной Милютинский край(14 часов)  Тема  №  1. Прародительница   района   ­  слобода  Маньково­Березовская. Основание слободы Манькова. Василий Маньков. Занятия жителей.  Тема   №   2.   Дела   духовные.   Маньковский   Свято­Никольский   храм. Священнослужители и прихожане. Церковная летопись. Тема №3. Слобода Селивановская. Основание слободы. Население. Занятия жителей.  Тема №4. История основания хуторов по реке Березовой. Хутора Степано­ Савченский, Варламов, Богачев, Севостьянов, Кузнецов (Новодмитриевский). Тема   №5.   Верхнегрековские   хутора.  Хутора   Борисовский,   Ивановский, Николаевский   Васильевский,   Греково­Николаевский (Николовка), Марьевка, Приходько­Придченский, Кутейников.   Петровский, Тема №6. Хутора по реке Гнилой.  Терновой,  Богородицкий (Стекляновка, Агропролетарский),   Семеновка   (Гниловская),   Широко­Оглоблин,   Широко­ Бахолдин, Миссеровка (Образцов), Юдин, Поляков, Орлов. Тема 7. Хутора Лукичевской группы. Хутора Сулинский, Новодонецкий. Итоги работы(3 часа) Защита проектов "Родной Милютинский край" 8 класс (17 часов) "Моя станица" История моей станицы (14 часов) Тема № 1. Основание Милютинского юрта. Приказ по Войску Донскому (г. Новочеркасск)   25   декабря   1876   года   №274.   Д.А.   Милютин   и   название станицы.   Заселение   станицы.   План   застройки   центра   юрта   ­   станицы Милютинской. Тема   №   2.   Станица   Милютинская   в   конце  XIX  века.  Н.Н.Гульцев, Н.И.Приходько ­ летописцы родного края. Итоги переписи населения 1897 года: количество дворов, численность населения по сословиям, распределение населения   станицы   по   возрастным   группам,   грамотность   и   образование жителей.  Тема   №3.   Гордость   родной   станицы   (история   Милютинской   школы). Школа   в   жизни   казачества   Дона.   Милютинское   двухклассное   училище. Высше­начальное   училище.   Советская   школа   семилетка.   Судьба   первых выпускников семилетки.  Тема №4. Чудесная и неповторимая (Милютинская церковь в конце XIX века начале XX века). Строительство церкви. Священник Иоанн Долгополов. Освящение   церкви.   Внутреннее   помещение   церкви. Милютинские звонари.     Колокольня. Тема   №5.     Милютинские   предприниматели,   ремесленники,   кустари, купцы   в   конце  XIX  века.  Чем   занимались   станичники.   Мукомольное производство.   Казачий   дворянин   Донсков.   Кузнецы   Колесников   и   Попов. Слесарно­механическая мастерская Курочкина. Мастер­товстовал Толкачев. Сапожник Макаренков. Печник Е.Шпаков и другие.  Тема   №6.   "Неситесь   шибче   огненные   кони"   (Милютинская государственная   конюшня   в   конце  XIX­начале  XX  века).  Основание племенной государственной конюшни. Местонахождение. Обучение лошадей для кавалерийской службы. Скачки.  Тема №7. "Милютинским садам­цвести". Вишневые сады Иванченковых и Колесниковых,   абрикосовые   ­   Февралевых,   яблоневые   ­   Черножуковых, Фастуновых, Бирюковых. Виноградарь Мохов. "Марфина роща".  Тема   №8.   "Старинные   песни   станицы   Милютинской".    Духовное песнопение.   Песенный   дар   семьи   Певцовых.   Любимые   песни   милютинцев. Хранительницы песенного богатства станицы. Итоги работы (3 часа) Защита проектов "Моя родная станица" 9 класс (7 часов) Милютинский район в XX  веке Тема   №   1.   "И   пошел   брат   на   брата..."   Гражданская   война   на Милютинской   земле.  Формирование   и   деятельность   красногвардейских отрядов   на   территории   района.   Я.Н.Лагутин:   смена   власти.   1919   год   в истории   района.   И.В.Дербенцев   ­   командир кавалерийского полка.    Махновские   банды. Тема № 2. Станица Милютинская в 20­е годы  XX  века.  Милютинский станичный   совет   рабоче­крестьянских   и   казачьих   депутатов.   Милютинские большевики   20­х   гг.   Милютинские   комсомольцы   20­х   гг.   Продразверстка. Голод.   НЭП.   Единая   трудовая   школа.   "Долой   неграмотность!"   Первая станичная амбулатория. Тема   №3.   Район   в   годы   Великой   Отечественной   войны.  Мобилизация. Оккупация района. Оккупационный "новый порядок". Партизанские отряды. Марьевская   трагедия.  Новодонецкая   трагедия.  Освобождение   района. "Все для фронта, все для победы!" Тема   №4.   "Детство,   опаленное   войной".  Воспоминания   детей   войны Т.Н.Кравцовой, В.К.Ефимова, Л.И.Буряковой и других.   Тема   №5.   Ф.К.Красникова. С.А.Воликов.  И.В.Дербенцев.    Их   именами   названы   улицы   станицы   Милютинской. Тема   №6.   Район   во   второй   половине  XX­   начале  XXI  века.  История организаций и учреждений района.  Итоги работы Защита проектов "Я гражданин Милютинской земли" Требования к уровню подготовки обучающихся. Личностные   результаты   отражаются   в   индивидуальных   качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Доноведение»: воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   любви   и уважения   к   Отечеству,   чувства   гордости   за   свою   Родину,   прошлое   и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,   знание   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию; формирование   целостного   мировоззрения,   учитывающего   культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре;   готовности   и способности   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нем взаимопонимания; развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного   поведения,   осознанного   и   ответственного   отношения   к собственным поступкам; формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   взрослыми   в   процессе   образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные   результаты   характеризуют   уровень   сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности ее решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем   и   сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить общее  решение и разрешать  конфликты  на  основе  согласования  позиций  и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные   результаты   характеризуют   опыт   учащихся   который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,  развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,  формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Список литературы: 1. Гульцев Н.Н. "Невыдуманные рассказы о войне, боевых друзьях и о себе" СПб  2005  2. Гульцев Н.Н. "Нелегкий путь к заветной цели" СПб 2007г.134с 3. Приходько Н. "Маньковские были", ТОО Морозовск 1993г. 4.   Приходько   Н.   "Хуторяне",   ЗАО   Волгодонское   полиграфобъединение, 1996г. 5.   Приходько   Н.   "Летопись   Милютинского   края",   ЗАО   Волгодонское полиграфобъединение, 2001г. 6. Приходько Н."Древний казачий род Грековых" НОК Новочеркасск, 2002г. 7.   Мормуль   Н."Атомные.   Уникальные.   Стратегические",   Мурманск, Издательский дом "999", 1997г. 8. Мухоперец И.М. "Годы грозовые", Москва "Воениздат" 1958год. Список источников: 1.Гульцев Н.Н."Герои Гражданской войны" Луч, 1983, 17 марта 2.   Гульцев Н.Н. "Гордость родной станицы" Газета "Луч" 1996 18, 20, 25, апреля, 9 мая.  3. Гульцев Н.Н. "И в словаре задумчивые внуки за словом долг напишут слово Дон...", 1996 год 18 января. 4. Гульцев Н.Н. "Лукичевский красногвардейский отряд", Луч, 1989год 15 июля. 5. Гульцев Н.Н. "Милютинская станица в конце XIX века, рукопись 2002 год. 6. Гульцев Н.Н. "Милютинская в 20­е годы XX века", рукопись, 2001г. (Музей МБОУ Милютинской СОШ) 7. Гульцев Н.Н. "Милютинским садам ­ цвести!", рукопись, 1999 год (Музей МБОУ Милютинской СОШ) 8. Гульцев Н.Н. "Неситесь шибче огненные кони" Газета Луч 1998г., 2, 24 марта  9. Гульцев Н.Н. "Они одной трагической судьбы" Газета "Луч" 1997г. 2,6.9 декабря 10. Гульцев Н.Н. "Они умели торговать" Газета "Луч" 2004г. 20 августа 11.   Гульцев   Н.Н.   "О   станичных   предпринимателях,   ремесленниках   и кустарях" 3, 10 сентября 2004 12.   Гульцев   Н.Н."Памятное   событие",   рукопись   1998г.   (Музей   МБОУ Милютинской СОШ) 13. Гульцев Н.Н. "Слово о милютинском печнике" Газета Луч 1998г. 4, 11 апреля 14. Гульцев Н.Н. "Старейший учитель станицы", рукопись 2002 год 15. Гульцев Н. Старинные песни Милютинской станицы, рукопись, 2003год (Музей МБОУ Милютинской СОШ) 16. Гульцев Н.Н. "Чудесная и неповторимая", Газета Луч 5, 10, 24 апреля, 6 мая 1997 17.   Деркунов   Н.С.   "Вспомним   героев,   помянем   их",   Луч,   2009   год,   18 сентября 18. Должанский  И "Твой сын, станица" Луч 1997г. 15,17,19  июля 1.   Бахтинова   Е.Ф.   "И   пошел   брат   на   брата"   (Гражданская   война   на Милютинской   земле)   Исследовательская   работа   ,  2013  год  (Музей   МБОУ Милютинской СОШ) 2. Хижняк А.В. "Это нашей истории строки (Милютинская средняя школа в годы   Великой   Отечественной   войны   Исследовательская   работа,   2011год (Музей МБОУ Милютинской СОШ) 3. Ефименко К.В. "Детство, опаленное войной" (Станица Милютинская в годы Великой Отечественной войны), Исследовательская работа 2010 год (Музей МБОУ Милютинской СОШ) 4. Михайлова А.В. "Он был убит в окопах Сталинграда" Исследовательская работа об Иванове А.Т., 2012 год (Музей МБОУ Милютинской СОШ) 5.   Зуева   А,А.   "А   память   священна..."   Исследовательская   работа   2012   год (Музей МБОУ Милютинской СОШ) 6.   Фандеева   А.И.   "Их   именами   названы   улицы   станицы   Милютинской" Исследовательская работа 2007 год (Музей МБОУ Милютинской СОШ) 7.   Тулинов   А.   В.   "Моя   родословная"   Исследовательская   работа   2007   год (Музей МБОУ Милютинской СОШ)   Тулинов   А.   В. 8. Исследовательская работа 2006 год (Музей МБОУ Милютинской СОШ)   "М.Б.Греков­гордость   Милютинской   земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"

Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017