Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"
Оценка 4.8

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Оценка 4.8
Контроль знаний +3
docx
история +1
9 кл—11 кл
21.01.2018
Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"
В статье содержится авторская методика подготовки к ЕГЭ/ ГИА по истории. Методика может использоваться для групповой и индивидуальной работы, рефлексивной деятельности. Данная методика позволяет расширить и закрепить знания учащихся по хронологии событий, научиться соотносить события и исторические личности; закрепляет знание терминов и развивает мышление. Работа осуществляется в игровой форме. В статье содержатся данные обобщения собственного педагогического опыта.
Кононова Л.В. Возможности исторического квадрата.docx
Кононова Лариса Владимировна учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа   № 44» г. Саратова «Подготовка к ЕГЭ/ГИА: возможности исторического квадрата»            Современная система образования поставила перед учителем и учеником достаточно сложную задачу: сдать ЕГЭ или ГИА по конкретному предмету. На   протяжении   последних   нескольких   лет,   я   занимаюсь   подготовкой выпускников 9 и 11 класса к экзаменам. Безусловно, наиболее популярным экзаменом   является   обществознание,   в   силу   кажущейся   «легкости» материала. Однако, ежегодно появляются ученики, желающие сдать ЕГЭ или ГИА по истории.       Без сомнения, история является одним из самых сложных экзаменов для учащегося. Для этого есть целый ряд причин: подростку следует запомнить множество исторических дат, событий, личностей, терминов и т.д. Ежегодное усложнение   экзаменационных   заданий   приводит   к   усилению   стрессовой ситуации, выводит ученика из равновесия, провоцирует перенапряжение сил.  Как   помочь   выпускнику   запомнить   всю   необходимую   ему   информацию?   Научить   его   логически   мыслить  и  находить  выход  в сложных ситуациях?       Здесь нам поможет только практика.           Но   как   сделать   процесс   запоминания   интересным,   простым, лёгким и иногда даже весёлым?      Ответ прост: при помощи несложной и полезной дидактической игры.          То, что я хочу Вам сегодня продемонстрировать, является всего лишь некоторой переработкой всем известной дидактической игры «Исторические пятнашки».   Но   в   связи   с   некоторыми   внесенными   мною   изменениями   или дополнениями – это скорее, «Исторический лабиринт» или «Исторический квадрат».   пятнашки»?      На доске рисовался квадрат с 9 клеточками, в которых были вписаны даты. Учащиеся   получали   задание:   восстановить   даты   в   восходящем хронологическом   порядке   или   связанные   с   определенным   историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором Кононова Л.В., учитель истории и обществознания  МОУ «Средняя школа № 44» г. Саратова  В   чем   заключался   основной   смысл   игры   «Исторические идет   речь.   Выигрывал   тот,   кто   более   точно   укажет   все   даты   за   меньшее количество времени. Эта игра проходит, как  в форме индивидуальной работы (для более сильных учеников), так и в форме групповой работы (для более слабых учащихся).      Как же приспособить эту простую игру для подготовки к успешной сдачи экзамена по истории?           Для этого достаточно изменить некоторые задания или дополнить их новыми формами.           Прежде чем продемонстрировать, как это выглядит на практике, я бы хотела напомнить, какие знания у учащихся будут проверяться на выпускном экзамене. 1. Знание фактических дат (задания № 1,2, частично 11) 2. Знание основных исторических терминов и понятий (задания № 3,4) 3. Знание   исторических   деятелей/персоналий   (задание   №   9,   частично 6,14,17) 4. Знание исторических событий, явлений, процессов (задания № 5,7,11) 5. Работа с историческими источниками (задания №6.10,12) и контурной картой (задания № 13­16) и т.д.          Как же нам проработать с помощью «Исторического квадрата» хотя бы половину из этих заданий и закрепить необходимый ребенку навык?        Все не так невозможно, как кажется на первый взгляд. Я подготовила для Вас   небольшой   раздаточный   материал   –   так   у   нас   будет   возможность непосредственно опробовать метод. Перед Вами квадрат с историческими датами по истории «Древней Руси». Вариант№ 1. 862г. 912г. 945г. 882г. 941г. 947г. 907г. 944г. 955г. произошедшие в эти годы. 1. Укажите   исторические   события, Кононова Л.В., учитель истории и обществознания  МОУ «Средняя школа № 44» г. Саратова Учащиеся   могут   в   разнобой   выбирать   и   называть   даты   и   события, относящие к ним. Иногда к одной дате могут быть отнесены несколько событий (внутренняя и внешняя политика; история России и всеобщая история) 2. Составьте   цепь   из   дат   событий,   относящихся   к   формированию Древнерусского государства.  Учащиеся   самостоятельно   отбирают   и   озвучивают   даты   наиболее значимые  для   формирования  государства,   попутно   вспоминая  основные признаки государства. 3. Сгруппируйте даты событий, произошедших в правление   князей: а) Рюрика, б) Олега, в) Игоря,  г) Ольги Слегка   усложнив   задание,   мы   формируем   запоминание   и   соотнесение событий и исторических деятелей. Можно еще усложнить, предложив учащимся охарактеризовать роль личности в событиях. 4.Дайте определение понятиям: дань, полюдье, повоз, урок, погост, устав, «греческий огонь», варяги, дружина. Это задание позволит не только отработать с учащимися понятийный аппарат,   но   и   связать   термины   с   историческими   личностями, событиями, и т.д. 5.Определите, какое слово или словосочетание является лишним в ряду: Дань, урок, погост, полюдье, повоз, собор. Свой выбор поясните. Данное   задание   является   дополняющим   и   закрепляющим   навыки учащихся. 6.Прочитайте текст исторического документа и выполните задания к нему. «…И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное: да запретит русский князь указом своим, чтобы приходящие сюда русские не творили ущерба в селах и   в   стране   нашей.   Прибывающие   сюда   люди   пусть   обитают   у   церкви святого   Мамонта   и,   когда   пришлют   к   ним   от   нашего   государства   и перепишут   имена   их,   только   тогда   пусть   возьмут   полагающееся   им месячное, ­ и сперва те, кто пришли из   Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля,   и   из   других   городов.   И   пусть   входят   в   город   через   одни только   ворота,   в   сопровождении   царского   мужа,   без   оружия,   по пятьдесят человек, и торгуют сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов». 1. О каком событии идет речь? В каком году оно произошло? 2. Укажите имя правителя в чье правление оно произошло?  Кононова Л.В., учитель истории и обществознания  МОУ «Средняя школа № 44» г. Саратова 3. Каковы   основные   последствия   этого   события   для   развития Древнерусского   государства?   Укажите   не   менее   трех   возможных последствия. 4. Вспомните   и   перечислите   исторические   события,  произошедшие   в это же время в Европе.          Особенностью этого задания является его привязка все к тем же датам, которые учащиеся уже разобрали и многократно повторили. Это создает визуальный образ события, позволяет закрепить навык работы с текстом и запомнить даты, имена участников и результат события. При необходимости задания могут быть изменены в соответствии с целями урока или особенностями исторического материала.  Рассмотрим на примере  Вариант № 2 1905 г. 1906 г. 1914 г. 1918 г. 1989 г. 1921 г. 1. Укажите исторические события соответствующие этим датам: а) в истории России б) во всеобщей истории Это задание позволит систематизировать знания учащихся и соотнести исторические события курсов истории России и всеобщей истории 2. Определите   принцип   образования   цепочек   по   столбцам. Продолжите цепочки, используя знания по истории Это задание развивает логическое мышление, позволяет выявить глубину знаний   учащихся   и   восполнить   пробелы   в   процессе   совместного обсуждения      3. Установите соответствие между событиями по принципу:           Причина – событие – результат (немедленный или отсроченный) Это задание закрепляет навык аналитической деятельности учащегося, формирует понимание учащимся причинно – следственных связей между событиями, процессами, явлениями.      4.Определите личности, сыгравшие значимые роли в этих событиях. Кононова Л.В., учитель истории и обществознания  МОУ «Средняя школа № 44» г. Саратова Позволяет систематизировать знания учащихся, соотносить события и исторические   личности,   определять   их   роль   в   событиях,   процессах, явлениях. Готовит учащихся к написанию исторического сочинения.          5.Какие термины связаны с данными историческими событиями, личностями. Задание позволяет закрепить понятийный аппарат учащегося.      6.Выберите одно историческое событие (из содержащихся в квадрате) и охарактеризуйте его по плану: а) причины   б) участники в) основные события г) роль личности в историческом событии д) последствия события (немедленные, отсроченные) е) оценка исторического события историками ж) ваша собственная оценка события Задание   закрепляет   навык   работы   по   плану,   систематизирует   знания учащихся, формирует навыки необходимые для написания исторического сочинения.      Однако, «Исторический квадрат» всегда можно расширить, если добавить в   него   Ф.И.О.   участников   событий,   термины   или   иные   данные,   которые необходимо закрепить.  Вариант № 3 меркантилизм Екатерина II Александр III протекционизм Петр I монополия Задания  могут  выглядеть  следующим  образом: 1. Дайте определение понятиям 2. Определите принцип, объединяющий данные понятия 3. Соотнесите понятия и имена правителей, указанные в квадрате 4. Обозначьте исторические периоды, характерные: а) для проявления меркантилизма, протекционизма, монополии б) для правления исторических личностей, указанных в квадрате «+»  метода «Исторический квадрат»: Кононова Л.В., учитель истории и обществознания  МОУ «Средняя школа № 44» г. Саратова 1. Систематическая работа с датами способствует их зрительному запоминанию. Используя квадрат в течение нескольких уроков, заменяя лишь   2­3   даты,   но   меняя   задание,   мы   фактически   «вынуждаем»   их запомнить. 2. Система сочетания дат, событий, личностей, терминов позволяет их многократно повторить и дополнить знания учащихся. 3. Развитие исторического логического мышления, формирует у учащихся навык решения самых разных задач. 4. Подготовка к ЕГЭ/ГИА проходит в легкой непринужденной атмосфере игры, что сохраняет стабильную психику ребенка. « ­ » метода «Исторический квадрат»: 1.  Не позволяет решить всех проблем учащегося, готовящегося к экзамену 2. Требует дополнительное время для подготовки учителем (отбор дат, заданий и т.д.)  Кононова Л.В., учитель истории и обществознания  МОУ «Средняя школа № 44» г. Саратова

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"

Авторская методика "Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ: возможности исторического квадрата"
Скачать файл