Пояснительная записка
“ У природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
Интегрированные процессы осуществляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Интеграция в педагогической деятельности обуславливается расширением социальных функций школы и системы образования в целом, необходимостью создания системного учебно-воспитательного процесса, использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности.
Для создания интегративной системы обучения, способствующей формированию творческого мышления учащихся, мы определили основные принципы и способы ее построения.
Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик учится свободно и ярко говорить. Одна из главных задач этой программы – осуществление предпрофильной подготовки учащихся.
При создании данной программы нами было установлено смысловое соответствие учебных программ по литературе и биологии в 5-11 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой.
Авторская программа "Человек и природа"
Пояснительная записка
“ У природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
Интегрированные процессы осуществляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в
образовании. Интеграция в педагогической деятельности обуславливается расширением социальных функций
школы и системы образования в целом, необходимостью создания системного учебновоспитательного процесса,
использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования
личности.
Для создания интегративной системы обучения, способствующей формированию творческого мышления
учащихся, мы определили основные принципы и способы ее построения.
Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования
внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих
творческих возможностей. При этом ученик учится свободно и ярко говорить. Одна из главных задач этой
программы – осуществление предпрофильной подготовки учащихся.
При создании данной программы нами было установлено смысловое соответствие учебных программ по
литературе и биологии в 511 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу,
сопоставимые между собой.
В результате опытной работы над созданием данной программы мы убедились, что единая программа такого
курса отличается многогранной структурой, а каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и
информационную насыщенность.
Цель курса
Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 59 классах (предпрофильная подготовка) и в
1011 классах (гуманитарный профиль).
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
введение профильного обучения на старшей ступени школы;
соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их
особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности;
усиление воспитательного потенциала и социальногуманитарной направленности содержания,
способствующего становлении личности ученика;
обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.
Новизна данного курса заключается в следующем:
формирование общеучебных умений и навыков учащихся происходит благодаря совместным усилиям
учителей биологии и литературы;
авторы демонстрируют невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем,
сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в их программе;
данная программа отличается многомерной структурой, где каждый предмет приобретает большую
широту, смысловую и информационную насыщенность;
данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой
действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Содержание программыКласс
Мероприятие
Количество
Сроки
часов
5 класс Урок “Человек и природа” (по рассказу В. Астафьева
“Васюткино озеро”
Рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро” выбран в качестве
темы разговора, потому что в этом произведении одной из
главных является мысль о том, что человек должен чувствовать
природу, знать ее, понимать и беречь. Автор затрагивает в
своем произведении экологические проблемы, проблемы
охраны природы, здоровья человека. Это произведение
позволяет наиболее полно раскрыть тему урока “Человек и
природа”.
Уроквикторина (по книге В. Бианки “Лесная газета”)
Это урок внеклассного чтения. Для этого урокаигры выбран
сборник рассказов В.В. Бианки “Лесная газета”. В.В. Бианки –
писательнатуралист, один из основоположников детской
природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил
и литературу, и мир животных. Это единение и позволило
создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому
“Лесную газету” энциклопедию русской природы. Обращение
к этой теме позволяет расширить знания учащихся по
природоведению, воспитывает бережное отношение к природе,
умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока
повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в
работе.
6 класс Урокэкскурсия “Путешествие в мир растений и мир
поэзии”(по лирике поэтов XIX века)
Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского,
подобранные к данному уроку, позволяют продемонстрировать
изменения, происходящие в природе, через образ, через
изобразительновыразительные средства языка. Учащиеся могут
сравнить возможности живописи и слова, поэзии и прозы.
Вечербал “ Мне по сердцу цветы наших русских полей”
Это внеклассное мероприятие, которое позволяет учителю
обобщить и пополнить знания учащихся о многообразии
растительного мира, его распространении и значении в природе
и жизни человека. Увлекательное путешествие в мир растений
помогает провести поэзия, народный фольклор, воспитывая
любовь к природе, стремление ее охранять.
7 класс Урок “Друзья наши меньшие” (по рассказу Л. Андреева
“Кусака”)
Рассказ Л. Андреева “Кусака” позволяет поднять тему
взаимоотношений человека и животных. Он воспитывает
чувство сострадания к братьям нашим меньшим, негативное
1 час
1 час
2 часа
3 часа
1 час
март
май
декабрь
май
мартотношение к бессердечию человека по отношению к животным.
Знания по зоологии помогут ребятам вспомнить особенности
животных, придти к пониманию необходимости гуманного
отношения человека к “друзьям нашим меньшим”.
Семинар по произведению “Белый Бим, Черное ухо” Г.
Троепольского
Урок по данному произведению продолжает разговор о
взаимоотношениях человека и животных, о сострадании и
бессердечии как критериях нравственности человека, об
особенности собаки как представителя животного мира. Урок
призван воспитывать у школьников бережное отношение к
животным, восприятие их как части нашего мира, сообщества.
8 класс Урокраздумье “Мы в ответе за тех, кого приручили” (по
сказке А. СентЭкзюпери
“Маленький принц”)
Урок внеклассного чтения по сказке “Маленький принц”
нацелен на восприятие личности в окружающем мире, на
взаимоотношения людей, на проблемы экологии человека.
Философичность произведения помогает расширить разговор о
взаимосвязи человека и природы, человека и домашних
животных.
Урок “Поэты русского зарубежья о природе”
Данный урок продолжает разговор о взаимоотношениях
человека и природы. Стихи
И. Бунина, В. Ходасевича, А. Черного и др. воспитывают
любовь к Родине через отношение к родной природе. Урок учит
работать со словом, отрабатывает элементы анализа
поэтического текста, позволяет повторить материал по
биологии, поднимая вопрос об особенностях природы России.
2 часа
2 часа
2 часа
апрель
февраль
апрель
9 класс Урок “Умному дай голову” Б. Окуджава (по повести М.
1 час
март
Булгакова “Собачье сердце”)
Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и
физиологии человека помогает ребятам понять идею данного
произведения, расширить разговор об умственной, нравственной
и духовной недоразвитости как основы живучести
“шариковщины”, раскрыть гуманистическую позицию автора,
определить роль художественной условности, фантастики,
гротеска в повести.
10 класс Урок внеклассного чтения И.С. Тургенев “Записки
охотника”
Цикл “Записки охотника” отражает живое ощущение России
как целого. Работа с текстом произведения должна привести
учащихся к определению роли пейзажа, к связям описания
2 часа
декабрьприроды с сюжетом рассказа, его героями, расширить
понимание функций пейзажа.
Урокраздумье “Психологизм Достоевского” (по роману Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание”)
Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников
психологизма в литературе. Каждый из его героев –
индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять
героев романа “Преступление и наказание”, объяснить их
поступки, действия помогут знания из области психологии. Эту
задачу решает урок “Психологизм Достоевского”.
2 часа
11 класс Уроксобеседование “Проблемы экологии в современном
обществе” (по повести В. Распутина “Прощание с Матерой”)
Урок по повести Распутина поднимает тему народа, его
истории, его земли. Проблема экологии, поднятая в повести,
позволяет вести предметный разговор о влиянии человека,
технического прогресса на природу, а так же, что очень важно,
о взаимосвязи проблем экологии с проблемами духовности.
Повесть дает возможность ощутить человека как звено в
нескончаемой смене поколений. Нравственные начала
переплетаются с природными. Урок призван показать трагизм
разрыва взаимосвязей человека и природы, человека и истории.
Семинар по повести Э. Хемингуэя “Старик и море”
Вместе с героем повести Сантьяго мы входим в большой мир
Природы, царство морской стихии, где человек чувствует себя
не затерянной песчинкой, а частью этой велик5ой гармонии.
Урок воспитывает способность поэтически воспринимать мир
природы, животных, растений, звезд.
2 часа
2 часа
февраль
март
май