Авторская программа "Человек и природа"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка “ У природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу) Интегрированные процессы осуществляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Интеграция в педагогической деятельности обуславливается расширением социальных функций школы и системы образования в целом, необходимостью создания системного учебно-воспитательного процесса, использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности. Для создания интегративной системы обучения, способствующей формированию творческого мышления учащихся, мы определили основные принципы и способы ее построения. Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик учится свободно и ярко говорить. Одна из главных задач этой программы – осуществление предпрофильной подготовки учащихся. При создании данной программы нами было установлено смысловое соответствие учебных программ по литературе и биологии в 5-11 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой.
Иконка файла материала Авторская программа Человек и природа.doc
Авторская программа "Человек и природа" Пояснительная записка “ У природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу) Интегрированные процессы осуществляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в  образовании. Интеграция в педагогической деятельности обуславливается расширением социальных функций  школы и системы образования в целом, необходимостью создания системного учебно­воспитательного процесса, использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования  личности. Для создания интегративной системы обучения, способствующей формированию творческого мышления  учащихся, мы определили основные принципы и способы ее построения. Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования  внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих  творческих возможностей. При этом ученик учится свободно и ярко говорить. Одна из главных задач этой  программы – осуществление предпрофильной подготовки учащихся. При создании данной программы нами было установлено смысловое соответствие учебных программ по  литературе и биологии в 5­11 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу,  сопоставимые между собой. В результате опытной работы над созданием данной программы мы убедились, что единая программа такого  курса отличается многогранной структурой, а каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и  информационную насыщенность. Цель курса Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5­9 классах (предпрофильная подготовка) и в  10­11 классах (гуманитарный профиль). Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:       введение профильного обучения на старшей ступени школы; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их  особенностям и возможностям на каждой ступени образования; личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной,  коммуникативной, практической, творческой деятельности; усиление воспитательного потенциала и социально­гуманитарной направленности содержания,  способствующего становлении личности ученика; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании. Новизна данного курса заключается в следующем:  формирование общеучебных умений и навыков учащихся происходит благодаря совместным усилиям     учителей биологии и литературы; авторы демонстрируют невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем,  сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в их программе; данная программа отличается многомерной структурой, где каждый предмет приобретает большую  широту, смысловую и информационную насыщенность; данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой  действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Содержание программыКласс Мероприятие Количество Сроки часов 5 класс Урок “Человек и природа” (по рассказу В. Астафьева  “Васюткино озеро” Рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро” выбран в качестве  темы разговора, потому что в этом произведении одной из  главных является мысль о том, что человек должен чувствовать природу, знать ее, понимать и беречь. Автор затрагивает в  своем произведении экологические проблемы, проблемы  охраны природы, здоровья человека. Это произведение  позволяет наиболее полно раскрыть тему урока “Человек и  природа”. Урок­викторина (по книге В. Бианки “Лесная газета”) Это урок внеклассного чтения. Для этого урока­игры выбран  сборник рассказов В.В. Бианки “Лесная газета”. В.В. Бианки –  писатель­натуралист, один из основоположников детской  природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило  создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому  “Лесную газету” ­ энциклопедию русской природы. Обращение  к этой теме позволяет расширить знания учащихся по  природоведению, воспитывает бережное отношение к природе,  умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока  повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в  работе. 6 класс Урок­экскурсия “Путешествие в мир растений и мир  поэзии”(по лирике поэтов XIX века) Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского,  подобранные к данному уроку, позволяют продемонстрировать  изменения, происходящие в природе, через образ, через  изобразительно­выразительные средства языка. Учащиеся могут сравнить возможности живописи и слова, поэзии и прозы. Вечер­бал “ Мне по сердцу цветы наших русских полей” Это внеклассное мероприятие, которое позволяет учителю  обобщить и пополнить знания учащихся о многообразии  растительного мира, его распространении и значении в природе  и жизни человека. Увлекательное путешествие в мир растений  помогает провести поэзия, народный фольклор, воспитывая  любовь к природе, стремление ее охранять. 7 класс Урок “Друзья наши меньшие” (по рассказу Л. Андреева  “Кусака”) Рассказ Л. Андреева “Кусака” позволяет поднять тему  взаимоотношений человека и животных. Он воспитывает  чувство сострадания к братьям нашим меньшим, негативное  1 час                   1 час 2 часа               3 часа 1 час       март                   май       декабрь               май мартотношение к бессердечию человека по отношению к животным.  Знания по зоологии помогут ребятам вспомнить особенности  животных, придти к пониманию необходимости гуманного  отношения человека к “друзьям нашим меньшим”. Семинар по произведению “Белый Бим, Черное ухо” Г.  Троепольского Урок по данному произведению продолжает разговор о  взаимоотношениях человека и животных, о сострадании и  бессердечии как критериях нравственности человека, об  особенности собаки как представителя животного мира. Урок  призван воспитывать у школьников бережное отношение к  животным, восприятие их как части нашего мира, сообщества. 8 класс Урок­раздумье “Мы в ответе за тех, кого приручили” (по  сказке А. Сент­Экзюпери “Маленький принц”) Урок внеклассного чтения по сказке “Маленький принц”  нацелен на восприятие личности в окружающем мире, на  взаимоотношения людей, на проблемы экологии человека.  Философичность произведения помогает расширить разговор о  взаимосвязи человека и природы, человека и домашних  животных. Урок “Поэты русского зарубежья о природе” Данный урок продолжает разговор о взаимоотношениях  человека и природы. Стихи И. Бунина, В. Ходасевича, А. Черного и др. воспитывают  любовь к Родине через отношение к родной природе. Урок учит  работать со словом, отрабатывает элементы анализа  поэтического текста, позволяет повторить материал по  биологии, поднимая вопрос об особенностях природы России.           2 часа 2 часа                 2 часа           апрель февраль                 апрель     9 класс Урок “Умному дай голову” Б. Окуджава (по повести М.  1 час март Булгакова “Собачье сердце”) Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и  физиологии человека помогает ребятам понять идею данного  произведения, расширить разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основы живучести  “шариковщины”, раскрыть гуманистическую позицию автора,  определить роль художественной условности, фантастики,  гротеска в повести. 10 класс Урок внеклассного чтения И.С. Тургенев “Записки  охотника” Цикл “Записки охотника” отражает живое ощущение России  как целого. Работа с текстом произведения должна привести  учащихся к определению роли пейзажа, к связям описания  2 часа     декабрьприроды с сюжетом рассказа, его героями, расширить  понимание функций пейзажа. Урок­раздумье “Психологизм Достоевского” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников  психологизма в литературе. Каждый из его героев –  индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять  героев романа “Преступление и наказание”, объяснить их  поступки, действия помогут знания из области психологии. Эту  задачу решает урок “Психологизм Достоевского”.             2 часа 11 класс Урок­собеседование “Проблемы экологии в современном  обществе” (по повести В. Распутина “Прощание с Матерой”) Урок по повести Распутина поднимает тему народа, его  истории, его земли. Проблема экологии, поднятая в повести,  позволяет вести предметный разговор о влиянии человека,  технического прогресса на природу, а так же, что очень важно,  о взаимосвязи проблем экологии с проблемами духовности.  Повесть дает возможность ощутить человека как звено в  нескончаемой смене поколений. Нравственные начала  переплетаются с природными. Урок призван показать трагизм  разрыва взаимосвязей человека и природы, человека и истории. Семинар по повести Э. Хемингуэя “Старик и море” Вместе с героем повести Сантьяго мы входим в большой мир  Природы, царство морской стихии, где человек чувствует себя  не затерянной песчинкой, а частью этой велик5ой гармонии.  Урок воспитывает способность поэтически воспринимать мир  природы, животных, растений, звезд. 2 часа                   2 часа             февраль март                   май