АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
Оценка 4.6

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
Детсад
10.11.2017
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: воспитатель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
Вариативная программа Занимательная логика.docx
ХАНТЫ­МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ­ЮГРА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК» АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА» составлена:  Соловьева А. Н.,  воспитатель 1 гп. Междуреченский 2017 год Задачи программы  Содержание программы № 1 Информационная карта программы 2 Пояснительная записка 3 Актуальность программы 4 Цель программы 5 6 Механизм реализации программы 7 Краткое содержание программы 8 Кадровое обеспечение 9 Планируемые результаты 10 Учебно – методическое сопровождение Программы 11 Литература 12 Приложение Стр. 3 5 7 8 8 9 11 18 19 20 20 21 2 1.       ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ Наименование программы  Авторская   программа   детей   старшего дошкольного возраста «» Территория,  представившая проект пгт. Междуреченский, Кондинский район,  Тюменская область, ХМАО­Югра Юридический адрес  ул. Центральная 19 «Б», пгт. Междуреченский,  организации Кондинский район, Тюменская область, ХМАО­ Югра Телефон, факс 8(34677) 33964 Основания   для   разработки Закон   «Об   образовании   в   РФ»,   ФГОС программы Разработчик программы дошкольного эпидемиологические   образования,   Санитарно­   СанПиН,   правила Концепция УМК «Начальная школа XXI век» с учетом   методических   разработок   издательства «Вента   ­   Граф»   и   средств   обучения   для дошкольников, Примерной   общеобразовательной   программы   дошкольного образования   «От   рождения   до   школы»   под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой Соловьева   Анна   Николаевна,   воспитатель подготовительной группы «Солнышко» МАДОУ ДСКВ «Родничок»  Участники программы Коллектив воспитанников группы «Солнышко» Цель программы Развитие   логического   мышления,   как   основы интеллектуального развития дошкольников. Задачи 1. Развивать   мотивацию   к   решению познавательных,   творческих   задач,   к 3 разнообразной   интеллектуальной деятельности; 2. Формировать   и   развивать   простейшие логические   структуры   мышления   и математические представления; 3. Развивать   стремление   к   творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной,   интересной,   содержательной деятельности; 4. Развития   восприятия   и   представления детей   через   накопление   и   расширение сенсорного опыта. 5. Развитие   наглядно­действенного   и наглядно­образного   мышления   за   счет обучения   приемам   умственных   действий (анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, группировка, следственных связей).    установление   причинно­ 6. Развивать   коммуникативные   способности детей.  7. Воспитывать   стремление   к   преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику 8. Развивать   интерес   родителей   к   играм детей,  получение   положительных   эмоций от выполненной деятельности ребенка. 9. Осуществлять   подготовку   родителей   по вопросам воспитания детей. Срок реализации 2016 – 2017 учебный год.  Механизм реализации 1 этап, август­сентябрь 2017 г. ­ определение и   обеспечение   необходимых   ресурсов   для 4 разработки   и   реализации   основного   этапа программы 2 этап, август­сентябрь 2017 г.  ­ разработка программы по обучению детей 6–7 лет, создание условий для реализации программы 3   этап,   2017­2018   уч.г.   программы  –   реализация 4   этап,   2018   уч.г.   ­  Анализ   результатов реализации программы. Методическое описание результатов работы.  Управление программой Заместитель   заведующего   по   воспитательной Официальный язык  программы работе, старший воспитатель русский 2.       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Интеллект человека определяется Не суммой накопленных знаний, А высоким уровнем логического мышления. А. З. Зак Известно,   что   математика   –   это   огромный   фактор   интеллектуального развития   ребенка   и   формирования   его   познавательных   и   творческих возможностей.   Как   говорил   М.   В.   Ломоносов,   «математика   приводит   в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. 5 Для   умственного   развития   детей   дошкольного   возраста   существенное значение   имеет   развитие   логического   мышления.   Начинать   развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются   психические   функции,   важные   для   перехода   следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте ­ в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба ­ решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В   целях   развития   логического   мышления   нужно   предлагать   ребенку самостоятельно   производить   анализ,   синтез,   сравнение,   классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Анализ  ­   это   процесс,   расчленения   целого   не   части,   а   также установление связей отношений между ними. Синтез  ­   это   процесс   мысленного   соединения   в   единое   целое   частей предмета или его признаков полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно   связаны   друг   с   другом   и   являются   одним   из   основных мыслительных операций. Сравнение ­ мысленное установление сходства и различия предметов по   Ребёнок   старшего существенным   или   несущественным   признакам. дошкольного   возраста   должен   уметь   сравнить   выделяя   сначала   наиболее существенные   признаки   сходства   и   различия,   а   также   видеть   между 6 признаками   сходства   и   признаками   различия.   Развитие   умений   проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий.  Обобщение ­ процесс мысленного объединения в одну группу предметов и   явлений   по   их   основным   свойствам.   Ребенку   старшего   дошкольного возраста   нужно   уметь   обобщать   предметы,   исходя   из   их   существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки. Классификация  –  это   распределение   предметов   по   группам,  обычно   по существенным   признакам.   Очень   важно   правильно   выбрать   основание классификаций.   Часто   дети   ориентируются   на   второстепенные   признаки. Необходимо учить детей называть группы предметов обобщающими словами или наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.   Дедуктивным  называется  умозаключение,  в  котором  переход  от  общего знания к частному является логически необходимым. Правила дедуктивного вывода   определяются   характером   посылок,  которые   могут   быть   простыми (категорическими) и сложными суждениями. Индуктивными  называют  умозаключения,   в   которых   из   единичных   или частных суждений выводятся общие суждения. 3.       АКТУАЛЬНОСТЬ   ПРОГРАММЫ  (Проблема,   на   решение   которой направлена программа) Для   успешного   освоения   программы   школьного   обучения   ребенку необходимо   не   только   много   знать,   но   и   последовательно   и   доказательно мыслить,   догадываться,   проявлять   умственное   напряжение,   логически мыслить. Обучение   развитию   логического   мышления   имеет   немаловажное значение для будущего школьника и поэтому очень актуальна в наши дни. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Работа с   детьми   будет   проводиться   с   использованием   комплекса   «Матеплюс», 7 включающий   в   себя   такие   разделы   как:   пространство   и   форма; закономерности   и   узоры;   величины   и   измерения;   данные   и   вероятность; множества и числа.  В   процессе   работы   будут   использоваться   различные   дидактические игры,   смекалки,   головоломки,   решение   различных   логических   задач   и лабиринтов. Благодаря   развитию   логического   мышления,   ребенок   станет   более внимательным,   научится   мыслить   ясно   и   четко,   сумеет   в   нужный   момент сконцентрироваться   на   сути   проблемы,   убедить   других   в   своей   правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. 4.       ЦЕЛЬ   ПРОГРАММЫ:  развитие   логического   мышления,   как   основы интеллектуального развития дошкольников. 5. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:  1. Развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; 2. Формировать   и   развивать   простейшие   логические   структуры мышления и математические представления; 3. Развивать   стремление   к   творческому   процессу   познания   и выполнению   строгих   действий   по   алгоритму,   самовыражению   в активной, интересной, содержательной деятельности; 4. Развития   восприятия   и   представления   детей   через   накопление   и расширение сенсорного опыта. 5. Развитие наглядно­действенного и наглядно­образного мышления за счет   обучения   приемам   умственных   действий   (анализ,   синтез, сравнение,   обобщение,   группировка,   установление   причинно­ следственных связей).  6. Развивать коммуникативные способности детей.  7. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику 8 8. Развивать   интерес   родителей   к   играм   детей,   получение положительных эмоций от выполненной деятельности ребенка. 9. Осуществлять подготовку родителей по вопросам воспитания детей. 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:  Принцип системности ­ работа должна проводиться систематически, весь   учебный   год,   при   гибком   распределении   программного материала в течение месяца.  Принцип   последовательности   –   предполагает   планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.  Принцип преемственности ­ взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.  Принцип   наглядности   ­   широкое   представление   соответствующей изучаемому материалу наглядности.  Принцип   занимательности   ­   изучаемый   материал   должен   быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Срок реализации данной программы: 1 год Участники реализации данной программы:  ­ воспитанники 6­7 лет; ­ педагоги; ­ родители. Этапы реализации программы: 9 Первый этап: Подготовительный Цель:  определение и обеспечение необходимых ресурсов для разработки и реализации основного этапа программы Второй этап: Организационный Цель:  ­ разработка программы по обучению детей 6–7 лет;  ­ создание условий для реализации программы Третий этап Основной  Цель: реализация программы. Выделяется 7 разделов, отражающих основные линии развития ребенка­ дошкольника в результате его обучения: 1. «Количество и счет» 2. «Величина» 3. «Ориентировка во времени» 4. «Форма» 5. «Ориентировка в пространстве» 6. «Данные, частота, вероятность» 7. «Закономерности и узоры»  Четвертый этап: Заключительный Цель:   Анализ   результатов   реализации   программы.   Методическое   описание результатов работы. 7. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 Данная   программа   разработана   в   соответствии   с   основными   нормативно­ правовыми документами по дошкольному образованию:  Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»;   (от 29.12.2012  № 273­ФЗ);  Федерального   государственного   образовательного   стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);  Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и   организации   режима   работы   дошкольных   образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного   врача   Российской   Федерации   от  15  мая  2013  года   №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049­13);  Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования   Т.С. «От   рождения   до   школы»   под   редакцией   Н.Е.   Вераксы,   Комаровой,   М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014г Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: «Физическое развитие» «Социально­коммуникативное развитие» «Речевое развитие»   ориентировки в Развитие   пространстве   при   выполнении основных   движений:   ходьба,   бег   в разных   направлениях,   строевые упражнения (построение в колонну по одному,   в   круг;   перестроение   в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты   направо,   налево,   кругом), играя в подвижные игры. Формирование элементарных математических   представлений   в процессе   игровой   деятельности (например:   сюжетно­ролевая   игра «Магазин», и подвижные игры). Использование   стихов, загадок, художественных   произведений     при изучении ряда, последовательности   времен   года, 11 дидактические     числового «Художественно­эстетическое развитие» «Познавательное развитие»            и решении составлении арифметических задач. Развитие умений сравнивать предметы   между   собой,   изображать предметы,   передавая   их   форму, величину. познавательных Hазвитие способностей   (внимание,   память, восприятие, мышление, воображение) и   операций   мышления;   учить устанавливать причинно­ следственные   развитие произвольности.   Закреплять   знания детей   об   осторожном   обращении   с объектами живой и неживой природы.   связи,   Общее количество организованной образовательной деятельности (занятий) в год 72 Режим реализации программы Количество организованной образовательной деятельности (занятий)   неделю в Длительность организованной образовательной деятельности (занятий) Форма организации образовательного процесса 2 30 минут подгруппа Календарно­тематическое планирование 1. Раздел «Количество и счет» 1.1.  Числа от 1 до 20.   (8 часов). Повторение   чисел первого десятка. Числа от 11 до 20. Порядковые значения чисел от 1 до 20. Прямой и обратный счет от 1 до 20 и от 20 до 1; счет двойками до 20 и тройками до 21. 1.2. Предшествующие и последующие числа, сравнение смежных чисел. (2 часа).   Нахождение   «чисел­соседей».   Понятия   «предшествующее»   и «последующее» число.  1.3  Повторение знаков +, ­, =, < , >.  (3 часа). Математические знаки, написание и использование их при решении арифметических задач.  12 1.4.  Решение   арифметических   примеров   и   задач.  (4   часа).   Учится соотносить   число,   цифру   и   количество   предметов   от   1   до   20;   решение арифметических задач, отгадывание загадок, запись их решения, составление задач по картинкам и их решение. 1.5.  Определение   разностного   отношения   между   числами.  (3   часа). Установка отношений между группами предметов (больше, меньше, равное количество); разностное отношение между числами. 2.Раздел «Величина»            2.1. Сравнение предметов по двум и по трем признакам (цвет, размер, длина,   высота,   ширина,   толщина).     (5   часа).   Сравнение   предметов   по различным признакам; разными способами.             2.2. Прием попарного сравнения, методы наложения, приложения. (2 часа).   Сравнение   предметов   по   различным   признакам;   разными   способами, используя методы приложения, наложения и прием попарного сравнения. 2.3.  Выбор   и   группировка   предметов   по   одному   или   нескольким признакам   из   ряда   предметов.  (3   часа).   Определять   «лишний»   предмет, выделяющийся по одному или нескольким признакам из группы предметов; подбирать и группировать предметы по одному или нескольким признакам. 3.Раздел «Ориентировка во времени» 3.1. Понятия: утро, день, вечер, ночь; дни недели, месяцы, времена года. (2   часа).   Закрепление   знаний   дней   недели.   Цикличность   дней   недели. Закрепление знаний о временах года. Определение весенних, летних, осенних, зимних месяцев. 3.2.  Понятия:   вчера,   позавчера,   сегодня,   завтра,  послезавтра.  (2   часа). Закрепление понятий: вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра. 3.3.  Меры   времени:   секунда,  минута,   час,   часы.  (2  часа).  Закрепление понятий мер времени: секунда, минута, час; работа с макетом часов. 4.Раздел «Форма» 4.1.Круг,   квадрат,   треугольник,   четырехугольник   и   шестиугольник  (2 часа).  Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги. Развивать   умение   конструировать   геометрические   фигуры   по   словесному описанию и перечислению характерных свойств. 13 4.2.  Многоугольник,   ромб,   трапеция,   параллелограмм  (3   часа). Знакомство и различие плоскостных геометрических фигур: многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм. 4.3.  Шар,   куб,   цилиндр,   конус,   призма,   параллелепипед,   пирамида.  (3 часа).   Различать   объемные   фигуры:   куб,   шар,   конус,   призма,   цилиндр, пирамида, параллелепипед; находить  предметы, имеющие форму объемных фигур в окружающем мире (зонтик, труба, крыша дома и т.д.).  4.4. Вершины, стороны, углы фигур. (3 часа). Знакомство с признаками геометрических фигур: вершина, сторона, угол. 4.5. Начертание и измерение длин сторон фигур (3 часа). Учить чертить геометрические фигуры при помощи ученической линейки; измерение. 5.Раздел «Ориентировка в пространстве» 5.1. Представления: ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко (2 часа). Закрепление знаний пространственных отношений: ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко. 5.2.  Первый, второй, предпоследний, последний.  (2 часа). Знакомство с понятиями: первый, второй, предпоследний, последний.; употребление их в речи. 5.3.  Ориентировка на листе бумаги и в тетради в клетку; по словесной инструкции и по плану. (3 часа). Знакомство с клеткой, строчкой, столбиком клеток, страницей, листом; названия клеток: левая, правая, нижняя, верхняя. Рисование   узоров   на   слух   от   исходной   точки,   изображение   предметов окружающего мира, написание графических диктантов. 5.4. Ось симметрии, зеркальное отображение. (3 часа). Знакомство с осью симметрии и зеркальным отображением. Рисование контура   и предметов в зеркальном отображении; ориентация в двухмерном пространстве. 6.Раздел «Данные, частота, вероятность» 6.1. Упорядочение и классификация данных (2часа). Учить распределять объекты   по   группам.   Упражнять   в   употреблении   понятий   «больше», «меньше», «меньше всего», «больше всего», «столько же».  14 6.2. Первые представления о вероятности «достоверное – невозможное – вероятное»  (2   часа).   Заложить   основы   представления   о   вероятности, попробовать эксперименты с предположениями об исходе игры. 6.3.  Простые   комбинаторные   задания  (3   часа).   Учить   находить количество   возможных   вариантов   распределения   или   подбора одинаковых/неодинаковых объектов. 7. Раздел «Закономерности и узоры» 7.1. Создание узоров (3 часа). Учить создавать узоры из повторяющихся устойчивых комбинаций элементов. Учить определять правило, по которому задается устойчивая комбинация элементов. 7.2.  Работа   с  закономерностями  (2  часа).  Развитие   общих   умственных способностей, в частности умению группировать и упорядочивать. План работы с родителями Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но   и   уметь   познакомить   родителей   своих   воспитанников   с   задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками.  Цель:   повышение   уровня   знаний   родителей   по   формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:   Развивать   интерес   родителей   к   играм   детей,   получение положительных эмоций от выполненной деятельности ребенка. Осуществлять подготовку родителей по вопросам воспитания детей. Содержание работы с семьей Месяц Сентябрь Формы работы  Диагностика   математических способностей Цель Выявление уровня знаний   по   данному 15 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Консультация   «Формирование элементарных   математических представлений   как   одно   из средств   подготовки   детей   к школе» Изготовление   дидактических игр   по   ФЭМП   (Совместная работа родителей и педагога) Буклет   «Игры   на   развитие логического мышления, которые можно провести дома»   Размещение   информации   на сайте организации Выставка   творческих   работ   формы» «Веселые (из геометрических фигур)   Папка­передвижка развивать деятельность ребенка» «Как познавательную     Апрель Математический Викторина направлению Повышение   уровня компетентности в области   ФЭМП   у старших дошкольников.               Привлечение   родителей к совместной деятельности, к созданию дидактических игр. уровня Повышение   компетентности в области   ФЭМП   у старших   дошкольников, посредством игры, занимательного материала.   Привлечение к родителей взаимодействию   по развитию   интереса   к математике у дошкольников. Обеспечение доступности информации по ФЭМП у дошкольников. Привлечение   родителей к совместному творчеству,   развитие желания   участвовать   в жизни   группы   и детского сада. Получение   информации по развитию познавательной деятельности дошкольника. Привлечение   родителей к взаимодействию, установление дружеских отношений среди родителей группы.         16 Май Фотовыставка   математику дома» «Изучаем   Обмен   опытом   между родителями по формированию элементарных представлений у детей в домашних   условиях. Знакомство  родителей с математической работой, проводимой   в детском саду. Отличительные   особенности   программы  заключаются   в   том,  что программа   ориентирована   на   применение   широкого   комплекса   различного дополнительного   материала   по   формированию   элементарных   логических представлений и понятий. Система   постоянно   усложняющихся   заданий   с   разными   вариантами сложности   позволяет   овладевать   приемами   творческой   работы   всем дошкольникам. В   индивидуальных   заданиях   предусматривается   исполнительский   и творческий компонент.  Создание   ситуации   успеха,   чувства   удовлетворения   от   процесса выполненных заданий, положительная оценка дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества. Развитие   логического   мышления   в   дошкольном   возрасте   оказывает огромное   влияние   на   сенсорное,   речевое,   умственное   развитие   ребенка, формирует личностные качества (аккуратность, организованность и др.). Все это поможет ребенку в школьном обучении. 8. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ № Должность Функции 17 1 2 3 Заведующий ДОУ Заместитель   заведующего   по АХР Заместитель заведующего по ВР Старший воспитатель 1. Материально обеспечение. 1. Материально обеспечение.      – –     техническое техническое 1. Методическое обеспечение. 2. Контрольно   –   диагностическая 4 Педагог   дополнительного 1. Организованная   образовательная образования (воспитатель) деятельность 2. Работа с родителями деятельность.  9.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Главным результатом реализации программы является повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.  К концу года дети должны знать и уметь:  владеть первичными навыками мыслительных операций ( сравнение, анализ, классификация и т.д);  проявлять   сообразительность,   смекалку,   творческие   способности, конструктивные умения;  иметь   представления   о   свойствах   и   отношениях   объектов окружающего мира;  отвечать на поставленные вопросы, разъяснять  выполнение задания, аргументируя   ответ,   последовательно   и   логично,   понятно   для собеседника рассказывает об игре, ее правилах;  включаться   в   поисковую   деятельность,   осуществлять   контроль собственной деятельности, получать результат и оценивать его;  проявлять самостоятельность в познании окружающего мира;  ориентироваться   в   окружающем   пространстве   и   на   плоскости, обозначать   взаимное   расположение   и   направление   движения объектов;  воссоздать   из   частей,   видоизменять   геометрические   фигуры   по условию и конечному результату, создать из малых фигур большие.  УЧЕБНО   –   МЕТОДИЧЕСКОЕ   СОПРОВОЖДЕНИЕ 10. ПРОГРАММЫ: 18 Для осуществления образовательного процесса по Программе   необходимо следующее: 1. Дидактические игры. 2. Дидактические и занимательные материалы. 3. Счетные материалы. 4. Рабочие тетради. 5. Использование «маршрутных карт», алгоритмов деятельности, карточек схем по блокам; 6. Использование ИКТ; 7. Использование художественного слова, математических загадок; 8. Игры на воссоздание элементов  из геометрических фигур; построение и перестроение геометрических фигур из счётных палочек; 9. Продуктивная деятельность. 11.     ЛИТЕРАТУРА 1. А.  Михайлова.  Математика  –  это   интересно.  Методическое   пособие. Санкт­Петербург, изд. «Детство­Пресс» 2002 г. 2. В.   П.   Новикова.   Математика   в   детском   саду   старший   дошкольный возраст. Москва. «Мозаика­Синтез» 2009 г. 3. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально­творческого развития детей дошкольного возраста 3­7 лет. ­ СпБ., 2007 4. Лебеденко   Е.Н.   Формирование   представлений   о   времени   у дошкольников:   Методическое   пособие   для   педагогов   ДОУ.   ­   Санкт­ Петербург «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2003 г. 5. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г. 6. Асанин   С.   Смекалка   для   малышей   занимательные   задачи,   загадки, ребусы, головоломки. М.,2010 19 7. Волина   В.В.   Праздник   числа   занимательная   математика   для   детей М.,2009. 8. Винокурова Н.К. «Магия интеллекта», Москва, издательство «Эйдос», 2010. 9. Колесникова Е.В., Развитие математического мышления у детей 5­7 лет М. 10.Михайлова   З.А.   «Игровые   занимательные   задачи   для   дошкольников» Москва, Просвещение 2011. 11.Соловьёва Е. В., Математика и логика для дошкольников М.,2012. 12.Е.   А.   Носова,   Р.   Л.   Непомнящая   «Логика   и   математика   для дошкольников» С.­Петербург «Детство ­ Пресс» 2007 г. 13. «Логика, математика, конструирование и ИЗО» сборник практических материалов   для   ДОУ   к   программе   «Развитие».   Ред.   О.Г.   Жукова, Москва, 2008 г. Изд. Аркти. 14.Мальцева   И.   В.   Логика   для   дошкольников.   Классификации. Анализируем и сравниваем. Москва, 2015 15.Мальцева   И.  В.  Логика   для   дошкольников.   Комбинаторика.   Изучаем закономерности. Москва, 2015 16.Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов Автор: Тихомирова Л. Ф. Москва, 2006 17.Юлия   Блоха.   450   головоломок   для   умных   и   сообразительных. г.Белгород, 2011 ПРИЛОЖЕНИЕ 20 Игры на развитие логического мышления: Игра «Цветы на клумбах». Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание:   воспитатель   вырезает   из   картона   по   три   цветка   красного, оранжевого,   синего   цвета   и   три   клумбы   ­   круглой,   квадратной   и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии   с   рассказом:   «Красные   цветы   росли   не   на   круглой   и   не   на квадратной клумбе, оранжевые ­ не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?» Логические задачи. Описание:  воспитатель  предлагает  детям  поиграть  в логические   задачи, за каждый правильный ответ  выдаются  фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл. Игра «Выбери нужное». Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например: • У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. • В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд. • Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май. • В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца. • Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда. • Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник. • У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень. • Времена года: август, осень, суббота, каникулы. • Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз. Эту игру можно продолжить. Игра «Я беру с собой в дорогу». Игровой   материал   и   наглядные   пособия:   картинки   с   изображениями одиночных предметов. Описание:   выложить   изображения   вниз   картинкой.   Предложить   ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно,   к   нему   надо   основательно   подготовиться,   запастись   всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно   играть   во   время   отдыха,   мяч   можно   использовать   вместо спасательного   круга,   потому   что   он   не   тонет   и   т.   п.».   Можно   обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне. 21 Игра «Чем похожи и чем отличаются?». Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение   и   указать   сходство   и   различие.   Например:   слива   и   персик; маленькая   девочка   и   кукла;   птица   и   самолет;   кошка   и   белка;   апельсин   и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел. Игра «Ассоциации». Описание:   дети   делятся   на   две   группы.   Одна   группа   предлагает   другой рассказать   о   каком­либо   предмете,   используя   в   своем   рассказе   слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то   будешь   такой   же   бледной,   как   Снегурочка.)   Затем   группы   меняются ролями. Предмет для описания и слова­ характеристики задаются ведущим. Игра «Придумай предложение». Цели:   развивать   логическое   мышление,   речевую   активность;   формировать чувство языка. Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг­понга. Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие­либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет   мяч   и   быстро   отвечает:   «Я   живу   близко   от   детского   сада».   Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому. Конструктивные игры для развития логического мышления. «Построй по модели» Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели. Материал: объемные модели, строительный конструктор. Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте   их   бумагой   или   тканью,   получатся   объемные   модели.   Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной   группы   конструируют   по   изображенным   нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)  «Создай схему»  Цель игры: развитие логического мышления дошкольников. Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы. Ход   игры.   Предложите   детям   выложить   на   бумаге   из   предварительно вырезанных   картонных   геометрических   фигур   различные   несложные 22 изображения   построек   (вид   спереди),   затем   обвести   все   фигуры фломастерами   —   получатся   схемы.   Их   можно   использовать   в   качестве пособий   по   плоскостному   моделированию   (Детям   предлагается   создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных   в   модели   фигур.)   Затем   дети   получают   задание   расчленитъ данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.   «Моделирование по схеме»  Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме. Материал:   карточки   с   изображением   геометрических   фигур   и   схем сооружений, строительные детали. Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры,   на   другой   —   схемы   сооружений.   Дается   задание   —   отобрать   по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.   «Ошибки в узоре»  Цель игры: развитие логического мышления детей. Материал: Карточки с изображением геометрических фигур. Ход   игры.   На   карточке   изображен   узор   из   геометрических   фигур.   Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»  «Составь из палочек»  Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек. Материал: счетные палочки. Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.  «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».  «Составь два равных треугольника из пяти палочек».    «Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».  «Что изменилось» Цель игры: развитие логического мышления детей. Материал: строительные детали. Ход   игры.   Перед   ребенком   расставляют   строительные   детали.   Просят запомнить,   сколько   их   и   как   они   стоят.   Затем   предлагают   отвернуться   и убирают   какую­либо   деталь   (устанавливают   детали   в   ином   положении   на плоскости   стола,   меняют   их   местами,   добавляют   новые).   Затем   ребенок отмечает, что изменилось.  23 «Роботы» Цель игры: развитие логического мышления детей. Материал: карты с изображением роботов. Ход игры. На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы.  «Сколько роботов изображено».  «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей».  «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других».  «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?»  «Разрежь и сложи»  Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей. Материал: плотная бумага, ножницы. Ход   игры.   Детям   предлагают   вырезать   из   плотной   бумаги   любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерностъ: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.  «Моделирование»  Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей. Материал: плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши. Ход   игры.   Предложите   детям   моделировать   с   помощью   бумажных геометрических   фигур,   нарисованные   ими   или   выполненные   в   технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов. 24

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2017