Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Оценка 4.7

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Оценка 4.7
Образовательные программы +2
docx
история
11 кл
29.08.2019
Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков
. Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках школьного компонента создаст условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к истории государства и права, воспитанию правовой культуры, развитию навыков самостоятельной работы. Материалы данного спецкурса гармонично сочетаются с практическими заданиями, статьями из правовых документов, что позволяет учащимся глубже вникнуть в теорию права, развивать логическое и абстрактное мышление. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по истории и обществознанию.
памятники.docx
Программа элективного курса "  Памятники русского права X­XX веков"  Пояснительная записка: Данная   программа     составлена   на   основе   программы   "История   развития   права России",   разработанной   Волгоградским   государственным   институтом   повышения квалификации и переподготовки работников образования (составитель М.В. Мустафина. Правоведение. 10 – 11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007).  Программа предназначена для учащихся старшей ступени обучения (10,11 классы). Продолжительность   курса   –   34   часа.   Программа   межпредметная,   ориентирована   на учащихся,   которые   сориентированы   на   юридические,     социально­экономические профессии. Продолжительность занятий – 1 час в неделю. Предлагаемый курс построен на материале истории России,   содержит интересные сведения  о развитии отечественного права. В базовом  курсе истории многие нормативно­ правовые   документы   лишь   упомянуты,   в   лучшем   случае   рассматриваются   отдельные фрагменты,   например,   характеристика   правового   положения     различных   категорий феодально­зависимых крестьян, виды наказаний за   ту или иную провинность. Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках  школьного компонента создаст условия для формирования   у обучающихся   устойчивого и познавательного интереса к истории государства и права, воспитанию правовой культуры, развитию навыков самостоятельной работы.   Материалы   данного   спецкурса   гармонично   сочетаются   с   практическими заданиями, статьями из правовых документов, что позволяет учащимся глубже вникнуть в теорию   права,       развивать   логическое   и   абстрактное   мышление.   Предлагаемый   курс поддерживает и углубляет базовые знания по истории и обществознанию.                  Цели курса                    Настоящий курс предполагает знакомство учащихся   с основными научными понятиями, документами отечественного права на фоне тех исторических событий, когда они были приняты. Историю права необходимо изучать в прямой и непосредственной связи с теми  явлениями, которые их породили  и которые определили как их содержание, так и особенности функционирования. Задачи курса 1 2 3 Способствовать развитию интереса у учащихся к истории становления и развития правовой системы в России. Определить  закономерности и составляющие отечественного права. Способствовать   профессиональному   самоопределению   учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору  будущей специальности.   Виды деятельности учащихся:  ­ анализ исторических источников; ­ устные сообщения учащихся с последующей  дискуссией; ­ написание эссе;  подготовка   презентаций по вопросам практического занятия по теме; ­ решение практических задач и заданий, тестовых заданий.  При изучении курса учащиеся могут выбрать: ­ объект изучения; ­ вид отчетных работ из предложенного перечня; ­ литературу, по которой они могут готовить собственные работы.   Форма итоговой отчетности: Итоговая конференция, защита проектов. Примерные темы проектных работ: 1. Крестьянская реформа 1861 года. Изменения в сословном статусе крестьянства. 2. Основные черты права в период эпохи диктатуры пролетариата. 3. Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 года. 4. Правовая основа Столыпинской аграрной реформы. 5. Прошлое и настоящее Российской государственности. 6. «Русская правда»: история возникновения и основное содержание. 7. Судебник 1497 года: уголовное право.  8. Судебник 1550 года. Формирование системы судебного розыска. 9. Конституция 1977 года и права человека и гражданина. 10. Конституция 1993 года. Современное понимание прав и свобод человека. 1.Планируемые результаты обучения В результате освоения    программы элективного курса "  Памятники русского права X­ XX веков" обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения:   Знать: ­  содержание   понятия   «демократия»,   принципы   и   формы   народовластия;   проблемы становления   правового   государства   и   гражданского   общества   в   России,   основные тенденции правовой модернизации; ­  особенности  становления   и  развития  современного  Российского  государства  и  права; необходимость   повышения   правовой   культуры   и   правосознания   населения   страны   как фундамента построения гражданского общества и правового государства; ­историю   закрепления   гражданских   прав   и   свобод   в   конституциях   России;   проблемы реализации   основных   прав   и   свобод   человека   и   гражданина   в   современной   России; основные   способы   защиты   и   восстановления   нарушенных   прав   и   свобод   человека   и гражданина в Российской Федерации. Уметь:  ­анализировать   социально   значимые   процессы   и   проблемы   современного   государства   и общества в целях определения степени их влияния на правовое развитие России; ­ анализировать нормативно­правовые акты Российского государства с древнейших времен и современного государства; ­   применять   знания   истории   государственно­правового   развития   России   в   правовом воспитании     сверстников. Владеть: ­навыками   и   приемами   планирования   и   организации   самостоятельной   работы   в образовательной и научно­исследовательской деятельности; навыками поиска и обработки информации по историко­правовой проблематике; ­навыками и приемами публичного выступления, дискуссии   по проблемам государства и права; навыками написания доклада. 2.Содержание курса Введение. Содержание и назначение элективного курса. Хронологические рамки и периодизация   курса,   их   соотношение   с   этапами   социального,   экономического   и культурного развития российского общества. Тема 1. Древнерусское право (IX –  XII  в.в.).  Становление древнерусского права. Источники   права:   обычное   право,  «Закон   русский»,   договоры   Руси   с   Византией, княжеские   уставы,   церковные   уставы.   «Русская   правда»  –   важнейший   памятник древнерусского права: ее возникновение, редакции. Социальные группы населения и их правовое положение, право собственности, регулирование обязательственных отношений, наследственное   право.   Понятие   и   виды   преступных   деяний.   Система   наказаний. Судоустройство и процесс. Тема 2.  Правовая система  Русского централизованного   государства (XIV  – XVI в.в.). Судебники 1497 и 1550 г.г. Судебник 1559 г. Формирование системы судебного розыска.  Развитие   русского   права.   Первый   общерусский   “Судебник”   1497   года: регулирование поземельных отношений; начало законодательного закрепощение крестьян; понятие   и   виды   преступлений.   Судебные   органы.   Состязательный   и   инквизиционный процессы. Развитие правовых институтов и норм права в XVI­XVII веках. Источники русского права. Судебник 1550г.: общая характеристика, причины принятия. Тема   3.  Сословно­представительная   монархия   в   России   (середина  XVI  – середина  XVII  в.в.  Соборное Уложение 1649 года.  Разработка и принятие. Структура. Основные институты. Значение в истории русского права. Правовое   положение   основных   категорий   населения.   Привилегированные   слои населения.   Служилые   люди   и   их   правовой   статус.   Формы   феодального   землевладения. Консолидация класса феодалов. Правовое   положение   крестьян,   посадского   населения,   холопов   в   17   веке. Юридическое оформление крепостного права. Особенности кабального холопства на Руси. Развитие права собственности. Виды земельной собственности и их правовой статус. Вещное и обязательственное право. Способы обеспечения обязательств. Основные черты уголовного права. Виды преступлений и наказаний. Тема 4. Право в период утверждения абсолютной монархии в России(XVIII в.) Основные черты права петровской эпохи. Попытки кодификации. Формы правовых актов.   Гражданское   право:   вещное,   наследственное,   семейное   право.   Уголовное   право. «Артикул воинский» 1715 года. Система преступлений и наказаний впервой четверти 18 века. Суд и процесс. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1715 г. «О форме суда» 1723 г. Доктрина  и  практика  государственного  либерализма.   Идеология   «просвещенного абсолютизма».   Законодательная   деятельность   Екатерины   II.   Законодательство   периода правления императора Павла  I. Восстановление порядка престолонаследия. Изменения в положении дворянства и крепостного крестьянства. Попытка ограничения барщины.  Тема   5.  Право   России   в   период   разложения   крепостнического   строя   и   роста капиталистических отношений (XIX  в.).  Государственный либерализм начала  XIX  в. Изменение в положении крестьян. «Указ о вольных хлебопашцах».  Кодификация русского права. Деятельность М.М. Сперанского. Полное Собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи 1832 г.Источники права. Основные черты гражданского права: вещное право, брак, семья, наследование. Крестьянская реформа 1861 г. Изменение в сословном статусе крестьянства. Земельная реформа. Регламентация  хозяйственной деятельности крестьянства.  Судебная реформа: судебный   устав   1864   г.   Новая   судебная   организация:   суд   присяжных;     изменения   в судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невиновности.  Тема 6. Право в период первой Российской революции.     Развитие права 1905­ 1914гг.   Источники   права.   Кодификационные   учреждения   и   их   деятельность.   Основные законы   23   апреля   1906   г.:   власть   императора,   система   высших   органов   власти   и управления. Оформление   конституционной   монархии   в   России.  Манифест   17   октября   1905   г. Законодательство о гражданских свободах. Государственная Дума России. Избирательные законы. Тема 7. Право  в период Февральской  революции 1917 г.  Законодательная деятельность Временного   правительства.  Декреты   Временного   правительства.   Закон   о   выборах   в Учредительное собрание. Тема   8.  Право   в   период   Октябрьской   революции   и   эпохи   диктатуры пролетариата (1917 – 1936 г.г.).  Октябрьская революция 1917 г.   в России. Основные черты   права   в   период   эпохи   диктатуры   пролетариата   1917   –   1936   г.г.     Право     и революционное правосознание. Формирование советской системы права. Источники права. Основы семейного права. Трудовое и социальное право.  Кодификация советского права. Формирование системы нового законодательства. Принципы   советского   законодательства   и   отношение   к   дореволюционному   праву. Источники права. Гражданский кодекс. КЗоТ. Уголовный кодекс. УПК. ГПК. Основные черты   вещного,   трудового,   гражданского,   семейно­брачного   права,   уголовного   права   и процесса. Создание общесоюзных кодификационных актов.  Тема 9. Право в период тоталитаризма (1930 – 1941 г. г.). –   Конституция 1936 г.  и права человека в СССР: декларации и действительность.  Тема10.  Право   в   период   стабильного   развития   ("эпоха   застоя").­   4   часа: Конституция 1977 г.   и права человека и гражданина: декларация и действительность. Разработка   и   принятие   Конституции   СССР   1977   года.   Конституция   СССР   1977   года: структура, конституционные основы политической, социальной и экономической системы, права и свобода, советский федерализм, место КПСС в жизни общества и государства. Конституция РСФСР 1978 г. Органы власти и управления СССР и РСФСР. Тема 11. Право на современном этапе. Конституция 1993 г. Современное понимание прав и свобод человека. Построение основ правового государства. Разработка   и   принятие   новой   Конституции   РФ.   Конституция   РФ   1993   года: источники, структура, принципы, основы конституционного строя, принципы федерализма, права и свободы человека и гражданина, система местного самоуправления. Органы власти и управления. Федеральное Собрание РФ: структура и полномочия. Выборы в ГД ФС. Формирование СФ ФС. Президент. Правительство. Судебная власть. Система судов. Особенности российской модели разделения властей. Кодификация   российского   права.   Гражданский,   уголовный,   гражданско­ процессуальный и уголовно­процессуальный кодексы. 3.Тематическое планирование курса    Название  темы Количество часов № тем   1 2 3 4 5 6 7 8 Введение Древнерусское право (9­12 вв.) Правовая система Русского централизованного государства (14­16 вв.) Сословно­представительная монархия в России (середина 16 ­ середина  17 вв.) Право в период утверждения абсолютной монархии в России(XVIII в.) Право России в период разложения крепостнического строя и роста  капиталистических отношений (19 в.) Право в период первой Российской революции и после неё Право в период Февральской революции (февраль ­ октябрь 1917г.) Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917­1936 гг.) Право в период тоталитаризма (1936­1941 гг.) 9 10 Право в период стабильного развития («эпоха застоя») 11 Право на современном этапе Итоговое повторение Итого 1 4 4 4 3 3 3 2 2 2 2 3 1 34ч. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения  учебного предмета   Памятники русского права. Вып.1­8.М.,1952­1961. Российское законодательство Х­ХХ вв. Т. 1­9. Под общ. ред. О. И. Чистякова. ­ М., 1984­ 1994. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч. 1. М, 1990.   Владимирский­Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов­на­Дону, 1995. Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина 19  века. М, 1980). Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. Изд. 2. М, I960.   Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1­4. М., 1988­1989. Маньков А. Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права   России. Л., 1980. Мустафина М. В. Правоведение. 10­11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007. Носов Н. Е. Становление сословно­представительных учреждений в России. Л., 1969. Развитие русского права в XV ­ пер. пол. XVII в. М.,186. Развитие русского права второй половины XVII­XVIII вв. М.,  1992. Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства   первого созыва. Л., 1980.   Для учащихся ­   Андреева   С.   В.   ,Глазова   Е.   В.   Граждановедение.   Ответы   на   экзаменационные   вопросы.   М. «Экзамен» 2010. ­ Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание. Экспресс репетитор для подготовки к ЕГЭ. Право.М. «Астрель»,с  2013 г..  ­ Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. М. Эксмо. 2011г. Календарно­тематическое  планирование    Номер урока Содержание (Разделы, темы) 1 Введение Тема 1. Древнерусское право (IХ­ХПвв.) 2 3 4 5 «Русская, правда» как памятник права  Киевской Руси. Княжеские Уставы.  Правовое положение населения. Основные  черты частного права. Преступление и наказание.  Судопроизводство. Тема   2. централизованного государства (XIV­XVI вв.)  Правовая   система   Русского 6 7 8 9 Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники  права.  Преступление и наказание по Судебнику  1550 г. Судопроизводство.  Формирование системы судебного  розыска Тема 3. Сословно­представительная монархия в России (середина XVI­ середина XVII вв.) 10 11 Уложение 1649 г. как свод феодального  права. Земский Собор и разработка  Соборного Уложения 1649 г Административное и судебное право.  Формы работы   Вводная лекция Кол­ во часов 1ч 4ч 1 1 1 1 4ч 1 1 1 1 4ч 1 1 Лекция  лекция Практическая  работа с  раздаточным  материалом лекция  (сравнительный  анализ) лекция лекция лекция лекция лекция 12 13 Уголовное право. Развитие  вещного и обязательного права. Наследственное право. Тема   4.  Право   в   период   утверждения абсолютной монархии в России(XVIII в.)    14   15   16 Основные   черты   права   петровской эпохи. Попытки кодификации. Формы   правовых   актов.   «Артикул воинский» 1715 года. 1 1 Законодательная Екатерины II.   деятельность 1 Тема   5.  Право   России   в   период   разложения крепостнического строя   и   роста капиталистических отношений (XIX в.)   17 18 19 Крестьянская реформа 1861 г. Изменение  в сословном статусе крестьянства. Земельная реформа. Регламентация  хозяйственной деятельности  крестьянства. Судебная реформа: судебный устав 1864 г.,   новая   судебная   организация:   суд присяжных, изменения в судебном праве, формирование   адвокатуры,   презумпция невиновности. Тема 6.   Право в период первой Российской  революции   20 21 22 Оформление конституционной монархии  в России. Манифест 17 октября 1905 г. Законодательство о гражданских  свободах. Государственная Избирательные законы.   Дума   России.  Право   в   период   Февральской Тема   6. революции (февраль ­октябрь 1917 г.) Февральская революция 1917 г.  23 24 Законодательная   деятельность 1 1 3ч 3ч 1 1 1 3ч 1 1 1 2ч 1 1 лекция Практическая  работа с  раздаточным  материалом Самостоятельная  работа по  вопросам Практическая  работа с  раздаточным  материалом Самостоятельная  работа по  вопросам лекция лекция Самостоятельная  работа по  вопросам лекция Самостоятельная  работа по  вопросам Практическая  работа с  раздаточным  материалом Самостоятельная Временного правительства. работа по  вопросам Тема   7. революции эпохи пролетариата (1917­1936 гг.)  Право   в   период   Октябрьской  диктатуры   и   25 26 Октябрьская революция 1917 г. в России.  Право и революционное правосознание. Основные черты права в период эпохи  диктатуры пролетариата 1917­1936 гг. Тема 8. Право в период тоталитаризма (1930­ 1941 гг.) Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность. 27 28 Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность. (Практическая работа) Тема 9.  Право в период стабильного развития («эпоха застоя») 29 30 Конституция СССР 1977 г. и права  человека и гражданина:  декларация и  действительность. Конституция СССР 1977 г. и права  человека и гражданина:  декларация и  действительность. (Практическая  работа) Тема 10. Право на современном этапе 31 32 33 34 Конституция   1993   г. понимание прав и свобод человека.   Современное Построение основ правового государства. Россия ­ правовое государство!? Итоговое повторение 2ч 1 1 2ч 1 1 2ч 1 1 3ч 1 1 1 1ч лекция Самостоятельная  работа по  вопросам лекция Практическая  работа с  раздаточным  материалом лекция Практическая  работа с  раздаточным  материалом Практическая  работа с  раздаточным  материалом  лекция Дискуссия Защита проектных работ  Итого 34ч Директор  МОУ СОШ №8___________________ Л.В.Бородина Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога 2.6.2.Качество авторской программы (содержательный аспект) Рецензия Программа элективного курса «  Памятники русского права X­XX веков »   для  учащихся старшей ступени обучения (10,11 классы)разработана  учителем истории и  обществознания  муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя  общеобразовательная школа №8» Ивановой Натальей Ивановной. Программа построена с учётом современных требований  педагогики и психологии, ФГОС  и обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принципы  научности,    доступности,  наглядности, индивидуального подхода.  Педагог дала  чёткое обоснование программы,  раскрыла значимость   изучения курса как самостоятельной дисциплины в рамках   школьного компонента, что  создает условия для формирования  у обучающихся   устойчивого и познавательного интереса к истории государства и права, воспитанию  правовой культуры, развитию навыков самостоятельной работы..  Цель:   знакомство   учащихся  с основными научными понятиями, документами  отечественного права на фоне тех исторических событий, когда они были приняты.  Задачи: 1.   Способствовать   развитию   интереса   у   учащихся   к   истории   становления   и   развития правовой системы в России. 2.Определить  закономерности и составляющие отечественного права. 3.Способствовать   профессиональному   самоопределению   учащихся,   формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности. 4. Продолжать развивать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать  необходимую информацию; 5.Развивать творческие способности учащихся, умения работать в группе, отстаивать свою  точку зрения, умения рефлексии и самооценки.          Содержание программы соответствует   нормативным документам, состоит из:       ­ пояснительной записки; ­содержания учебного материала; ­планируемых результатов обучения; ­ учебно – тематического плана;  ­ перечня литературных источников.                   Освоение   учащимися   элективного   курса   способствует   развитию познавательных   навыков   учащихся,   умений,   самостоятельно   конструировать   знания   и ориентироваться   в   информационном   пространстве;   развитию   форм   творческой, исследовательской активности учащихся; созданию творческой среды для проявления и реализации   способностей   каждого   ребенка,   стимулированию   и   выявлению   достижений одаренных   школьников.     Результаты   изучения   элективного   курса   направлены   на реализацию   деятельностного   и   личностно   ­   ориентированного   подходов;   овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития. Изучение курса  создает условия для формирования  у обучающихся устойчивого   и   познавательного   интереса   к   истории   государства   и   права,   воспитанию правовой   культуры,   развитию   навыков   самостоятельной   работы.   Материалы   данного спецкурса   гармонично   сочетаются   с   практическими   заданиями,   статьями   из   правовых документов,   что   позволяет   учащимся   глубже   вникнуть   в   теорию   права,       развивать логическое   и   абстрактное   мышление.   Предлагаемый   курс   поддерживает   и   углубляет базовые знания по истории и поможет выпускникам сориентироваться в выборе профессии.    Рецензент

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков

Авторская программа элективного курса "  Памятники русского права X-XX веков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2019