Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Оценка 4.7
Образовательные программы +2
docx
история
11 кл
29.08.2019
. Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках школьного компонента создаст условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к истории государства и права, воспитанию правовой культуры, развитию навыков самостоятельной работы. Материалы данного спецкурса гармонично сочетаются с практическими заданиями, статьями из правовых документов, что позволяет учащимся глубже вникнуть в теорию права, развивать логическое и абстрактное мышление. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по истории и обществознанию.
памятники.docx
Программа элективного курса
" Памятники русского права XXX веков"
Пояснительная записка:
Данная программа составлена на основе программы "История развития права
России", разработанной Волгоградским государственным институтом повышения
квалификации и переподготовки работников образования (составитель М.В. Мустафина.
Правоведение. 10 – 11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007).
Программа предназначена для учащихся старшей ступени обучения (10,11 классы).
Продолжительность курса – 34 часа. Программа межпредметная, ориентирована на
учащихся, которые сориентированы на юридические,
социальноэкономические
профессии. Продолжительность занятий – 1 час в неделю.
Предлагаемый курс построен на материале истории России, содержит интересные
сведения о развитии отечественного права. В базовом курсе истории многие нормативно
правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные
фрагменты, например, характеристика правового положения
различных категорий
феодальнозависимых крестьян, виды наказаний за ту или иную провинность. Изучение
курса как самостоятельной дисциплины в рамках школьного компонента создаст условия
для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к истории
государства и права, воспитанию правовой культуры, развитию навыков самостоятельной
работы. Материалы данного спецкурса гармонично сочетаются с практическими
заданиями, статьями из правовых документов, что позволяет учащимся глубже вникнуть в
теорию права, развивать логическое и абстрактное мышление. Предлагаемый курс
поддерживает и углубляет базовые знания по истории и обществознанию.
Цели курса
Настоящий курс предполагает знакомство учащихся с основными научными
понятиями, документами отечественного права на фоне тех исторических событий, когда
они были приняты. Историю права необходимо изучать в прямой и непосредственной связи
с теми явлениями, которые их породили и которые определили как их содержание, так и
особенности функционирования.
Задачи курса
1
2
3
Способствовать развитию интереса у учащихся к истории становления и
развития правовой системы в России.
Определить закономерности и составляющие отечественного права.
Способствовать профессиональному самоопределению учащихся,
формированию личности, адаптированной к сознательному выбору
будущей специальности.
Виды деятельности учащихся:
анализ исторических источников;
устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
написание эссе;
подготовка презентаций по вопросам практического занятия по теме; решение практических задач и заданий, тестовых заданий.
При изучении курса учащиеся могут выбрать:
объект изучения;
вид отчетных работ из предложенного перечня;
литературу, по которой они могут готовить собственные работы.
Форма итоговой отчетности:
Итоговая конференция, защита проектов.
Примерные темы проектных работ:
1. Крестьянская реформа 1861 года. Изменения в сословном статусе крестьянства.
2. Основные черты права в период эпохи диктатуры пролетариата.
3. Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 года.
4. Правовая основа Столыпинской аграрной реформы.
5. Прошлое и настоящее Российской государственности.
6. «Русская правда»: история возникновения и основное содержание.
7. Судебник 1497 года: уголовное право.
8. Судебник 1550 года. Формирование системы судебного розыска.
9. Конституция 1977 года и права человека и гражданина.
10. Конституция 1993 года. Современное понимание прав и свобод человека.
1.Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы элективного курса " Памятники русского права X
XX веков" обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения:
Знать:
содержание понятия «демократия», принципы и формы народовластия; проблемы
становления правового государства и гражданского общества в России, основные
тенденции правовой модернизации;
особенности становления и развития современного Российского государства и права;
необходимость повышения правовой культуры и правосознания населения страны как
фундамента построения гражданского общества и правового государства;
историю закрепления гражданских прав и свобод в конституциях России; проблемы
реализации основных прав и свобод человека и гражданина в современной России;
основные способы защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации.
Уметь:
анализировать социально значимые процессы и проблемы современного государства и
общества в целях определения степени их влияния на правовое развитие России;
анализировать нормативноправовые акты Российского государства с древнейших времен
и современного государства;
применять знания истории государственноправового развития России в правовом
воспитании сверстников.
Владеть: навыками и приемами планирования и организации самостоятельной работы в
образовательной и научноисследовательской деятельности; навыками поиска и обработки
информации по историкоправовой проблематике;
навыками и приемами публичного выступления, дискуссии по проблемам государства и
права; навыками написания доклада.
2.Содержание курса
Введение. Содержание и назначение элективного курса. Хронологические рамки и
периодизация курса, их соотношение с этапами социального, экономического и
культурного развития российского общества.
Тема 1. Древнерусское право (IX – XII в.в.). Становление древнерусского права.
Источники права: обычное право, «Закон русский», договоры Руси с Византией,
княжеские уставы, церковные уставы. «Русская правда» – важнейший памятник
древнерусского права: ее возникновение, редакции. Социальные группы населения и их
правовое положение, право собственности, регулирование обязательственных отношений,
наследственное право. Понятие и виды преступных деяний. Система наказаний.
Судоустройство и процесс.
Тема 2. Правовая система Русского централизованного государства (XIV –
XVI в.в.). Судебники 1497 и 1550 г.г. Судебник 1559 г. Формирование системы судебного
розыска. Развитие русского права. Первый общерусский “Судебник” 1497 года:
регулирование поземельных отношений; начало законодательного закрепощение крестьян;
понятие и виды преступлений. Судебные органы. Состязательный и инквизиционный
процессы.
Развитие правовых институтов и норм права в XVIXVII веках. Источники русского
права. Судебник 1550г.: общая характеристика, причины принятия.
Тема 3. Сословнопредставительная монархия в России (середина XVI –
середина XVII в.в. Соборное Уложение 1649 года. Разработка и принятие. Структура.
Основные институты. Значение в истории русского права.
Правовое положение основных категорий населения. Привилегированные слои
населения. Служилые люди и их правовой статус. Формы феодального землевладения.
Консолидация класса феодалов.
Правовое положение крестьян, посадского населения, холопов в 17 веке.
Юридическое оформление крепостного права. Особенности кабального холопства на Руси.
Развитие права собственности. Виды земельной собственности и их правовой статус.
Вещное и обязательственное право. Способы обеспечения обязательств.
Основные черты уголовного права. Виды преступлений и наказаний.
Тема 4. Право в период утверждения абсолютной монархии в России(XVIII в.)
Основные черты права петровской эпохи. Попытки кодификации. Формы правовых
актов. Гражданское право: вещное, наследственное, семейное право. Уголовное право. «Артикул воинский» 1715 года. Система преступлений и наказаний впервой четверти 18
века. Суд и процесс. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1715 г. «О
форме суда» 1723 г.
Доктрина и практика государственного либерализма. Идеология «просвещенного
абсолютизма». Законодательная деятельность Екатерины II. Законодательство периода
правления императора Павла I. Восстановление порядка престолонаследия. Изменения в
положении дворянства и крепостного крестьянства. Попытка ограничения барщины.
Тема 5. Право России в период разложения крепостнического строя и роста
капиталистических отношений (XIX в.). Государственный либерализм начала XIX в.
Изменение в положении крестьян. «Указ о вольных хлебопашцах».
Кодификация русского права. Деятельность М.М. Сперанского. Полное Собрание
законов Российской империи. Свод законов Российской империи 1832 г.Источники права.
Основные черты гражданского права: вещное право, брак, семья, наследование.
Крестьянская реформа 1861 г. Изменение в сословном статусе крестьянства. Земельная
реформа. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства. Судебная реформа:
судебный устав 1864 г. Новая судебная организация: суд присяжных; изменения в
судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невиновности.
Тема 6. Право в период первой Российской революции. Развитие права 1905
1914гг. Источники права. Кодификационные учреждения и их деятельность. Основные
законы 23 апреля 1906 г.: власть императора, система высших органов власти и
управления.
Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г.
Законодательство о гражданских свободах. Государственная Дума России. Избирательные
законы.
Тема 7. Право в период Февральской революции 1917 г. Законодательная деятельность
Временного правительства. Декреты Временного правительства. Закон о выборах в
Учредительное собрание.
Тема 8. Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры
пролетариата (1917 – 1936 г.г.). Октябрьская революция 1917 г. в России. Основные
черты права в период эпохи диктатуры пролетариата 1917 – 1936 г.г. Право и
революционное правосознание. Формирование советской системы права. Источники права.
Основы семейного права. Трудовое и социальное право.
Кодификация советского права. Формирование системы нового законодательства.
Принципы советского законодательства и отношение к дореволюционному праву.
Источники права. Гражданский кодекс. КЗоТ. Уголовный кодекс. УПК. ГПК. Основные
черты вещного, трудового, гражданского, семейнобрачного права, уголовного права и
процесса. Создание общесоюзных кодификационных актов.
Тема 9. Право в период тоталитаризма (1930 – 1941 г. г.). – Конституция 1936 г. и
права человека в СССР: декларации и действительность.
Тема10. Право в период стабильного развития ("эпоха застоя"). 4 часа:
Конституция 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность.
Разработка и принятие Конституции СССР 1977 года. Конституция СССР 1977 года:
структура, конституционные основы политической, социальной и экономической системы,
права и свобода, советский федерализм, место КПСС в жизни общества и государства.
Конституция РСФСР 1978 г. Органы власти и управления СССР и РСФСР. Тема 11. Право на современном этапе. Конституция 1993 г. Современное понимание
прав и свобод человека. Построение основ правового государства.
Разработка и принятие новой Конституции РФ. Конституция РФ 1993 года:
источники, структура, принципы, основы конституционного строя, принципы федерализма,
права и свободы человека и гражданина, система местного самоуправления.
Органы власти и управления. Федеральное Собрание РФ: структура и полномочия.
Выборы в ГД ФС. Формирование СФ ФС. Президент. Правительство. Судебная власть.
Система судов. Особенности российской модели разделения властей.
Кодификация российского права.
Гражданский,
уголовный,
гражданско
процессуальный и уголовнопроцессуальный кодексы.
3.Тематическое планирование курса
Название темы
Количество часов
№
тем
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение
Древнерусское право (912 вв.)
Правовая система Русского централизованного государства (1416 вв.)
Сословнопредставительная монархия в России (середина 16 середина
17 вв.)
Право в период утверждения абсолютной монархии в России(XVIII
в.)
Право России в период разложения крепостнического строя и роста
капиталистических отношений (19 в.)
Право в период первой Российской революции и после неё
Право в период Февральской революции (февраль октябрь 1917г.)
Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата
(19171936 гг.)
Право в период тоталитаризма (19361941 гг.)
9
10 Право в период стабильного развития («эпоха застоя»)
11 Право на современном этапе
Итоговое повторение
Итого
1
4
4
4
3
3
3
2
2
2
2
3
1
34ч.
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
учебного предмета
Памятники русского права. Вып.18.М.,19521961.
Российское законодательство ХХХ вв. Т. 19. Под общ. ред. О. И. Чистякова. М., 1984
1994.
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч. 1. М, 1990.
ВладимирскийБуданов М. Ф. Обзор истории русского права. РостовнаДону, 1995.
Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина 19
века. М, 1980).
Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. Изд. 2. М, I960.
Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 14. М., 19881989. Маньков А. Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. Л., 1980.
Мустафина М. В. Правоведение. 1011 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007.
Носов Н. Е. Становление сословнопредставительных учреждений в России. Л., 1969.
Развитие русского права в XV пер. пол. XVII в. М.,186.
Развитие русского права второй половины XVIIXVIII вв. М., 1992.
Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства первого созыва. Л., 1980.
Для учащихся
Андреева С. В. ,Глазова Е. В. Граждановедение. Ответы на экзаменационные вопросы. М.
«Экзамен» 2010.
Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание. Экспресс репетитор для подготовки к ЕГЭ.
Право.М. «Астрель»,с 2013 г..
Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. М. Эксмо. 2011г.
Календарнотематическое планирование
Номер
урока
Содержание
(Разделы, темы)
1
Введение
Тема 1. Древнерусское право (IХХПвв.)
2
3
4
5
«Русская, правда» как памятник права
Киевской Руси.
Княжеские Уставы.
Правовое положение населения. Основные
черты частного права.
Преступление и наказание.
Судопроизводство.
Тема 2.
централизованного государства (XIVXVI вв.)
Правовая система Русского
6
7
8
9
Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники
права.
Преступление и наказание по Судебнику
1550 г.
Судопроизводство.
Формирование системы судебного
розыска
Тема 3. Сословнопредставительная монархия
в России (середина XVI середина XVII вв.)
10
11
Уложение 1649 г. как свод феодального
права. Земский Собор и разработка
Соборного Уложения 1649 г
Административное и судебное право.
Формы работы
Вводная лекция
Кол
во
часов
1ч
4ч
1
1
1
1
4ч
1
1
1
1
4ч
1
1
Лекция
лекция
Практическая
работа с
раздаточным
материалом
лекция
(сравнительный
анализ)
лекция
лекция
лекция
лекция
лекция 12
13
Уголовное право.
Развитие вещного и обязательного права.
Наследственное право.
Тема 4. Право в период утверждения
абсолютной монархии в России(XVIII в.)
14
15
16
Основные черты права петровской
эпохи. Попытки кодификации.
Формы правовых актов. «Артикул
воинский» 1715 года.
1
1
Законодательная
Екатерины II.
деятельность
1
Тема 5. Право России в период разложения
крепостнического
строя и
роста
капиталистических отношений (XIX в.)
17
18
19
Крестьянская реформа 1861 г. Изменение
в сословном статусе крестьянства.
Земельная реформа. Регламентация
хозяйственной деятельности
крестьянства.
Судебная реформа: судебный устав 1864
г., новая судебная организация: суд
присяжных, изменения в судебном праве,
формирование адвокатуры, презумпция
невиновности.
Тема 6. Право в период первой Российской
революции
20
21
22
Оформление конституционной монархии
в России. Манифест 17 октября 1905 г.
Законодательство о гражданских
свободах.
Государственная
Избирательные законы.
Дума
России.
Право в период Февральской
Тема 6.
революции (февраль октябрь 1917 г.)
Февральская революция 1917 г.
23
24
Законодательная
деятельность
1
1
3ч
3ч
1
1
1
3ч
1
1
1
2ч
1
1
лекция
Практическая
работа с
раздаточным
материалом
Самостоятельная
работа по
вопросам
Практическая
работа с
раздаточным
материалом
Самостоятельная
работа по
вопросам
лекция
лекция
Самостоятельная
работа по
вопросам
лекция
Самостоятельная
работа по
вопросам
Практическая
работа с
раздаточным
материалом
Самостоятельная Временного правительства.
работа по
вопросам
Тема 7.
революции
эпохи
пролетариата (19171936 гг.)
Право в период Октябрьской
диктатуры
и
25
26
Октябрьская революция 1917 г. в России.
Право и революционное правосознание.
Основные черты права в период эпохи
диктатуры пролетариата 19171936 гг.
Тема 8. Право в период тоталитаризма (1930
1941 гг.)
Конституция 1936 г. и права человека в
СССР: декларации и действительность.
27
28
Конституция 1936 г. и права человека в
СССР: декларации и действительность.
(Практическая работа)
Тема 9. Право в период стабильного развития
(«эпоха застоя»)
29
30
Конституция СССР 1977 г. и права
человека и гражданина: декларация и
действительность.
Конституция СССР 1977 г. и права
человека и гражданина: декларация и
действительность. (Практическая
работа)
Тема 10. Право на современном этапе
31
32
33
34
Конституция 1993 г.
понимание прав и свобод человека.
Современное
Построение основ правового государства.
Россия правовое государство!?
Итоговое повторение
2ч
1
1
2ч
1
1
2ч
1
1
3ч
1
1
1
1ч
лекция
Самостоятельная
работа по
вопросам
лекция
Практическая
работа с
раздаточным
материалом
лекция
Практическая
работа с
раздаточным
материалом
Практическая
работа с
раздаточным
материалом
лекция
Дискуссия
Защита проектных
работ
Итого
34ч
Директор МОУ СОШ №8___________________ Л.В.Бородина Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога
2.6.2.Качество авторской программы (содержательный аспект)
Рецензия
Программа элективного курса « Памятники русского права XXX веков » для
учащихся старшей ступени обучения (10,11 классы)разработана учителем истории и
обществознания муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя
общеобразовательная школа №8» Ивановой Натальей Ивановной.
Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, ФГОС
и обеспечивает единство воспитания и обучения.
В основе программы прослеживаются принципы научности, доступности,
наглядности, индивидуального подхода. Педагог дала чёткое обоснование программы,
раскрыла значимость изучения курса как самостоятельной дисциплины в рамках
школьного компонента, что создает условия для формирования у обучающихся
устойчивого и познавательного интереса к истории государства и права, воспитанию
правовой культуры, развитию навыков самостоятельной работы..
Цель: знакомство учащихся с основными научными понятиями, документами
отечественного права на фоне тех исторических событий, когда они были приняты.
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса у учащихся к истории становления и развития
правовой системы в России.
2.Определить закономерности и составляющие отечественного права.
3.Способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию
личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.
4. Продолжать развивать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию;
5.Развивать творческие способности учащихся, умения работать в группе, отстаивать свою
точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
Содержание программы соответствует нормативным документам, состоит из:
пояснительной записки;
содержания учебного материала; планируемых результатов обучения;
учебно – тематического плана;
перечня литературных источников.
Освоение учащимися элективного курса способствует развитию
познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать знания и
ориентироваться в информационном пространстве; развитию форм творческой,
исследовательской активности учащихся; созданию творческой среды для проявления и
реализации способностей каждого ребенка, стимулированию и выявлению достижений
одаренных школьников.
Результаты изучения элективного курса направлены на
реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение
учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и
духовного развития. Изучение курса создает условия для формирования у обучающихся
устойчивого и познавательного интереса к истории государства и права, воспитанию
правовой культуры, развитию навыков самостоятельной работы. Материалы данного
спецкурса гармонично сочетаются с практическими заданиями, статьями из правовых
документов, что позволяет учащимся глубже вникнуть в теорию права, развивать
логическое и абстрактное мышление. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет
базовые знания по истории и поможет выпускникам сориентироваться в выборе профессии.
Рецензент
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Авторская программа элективного курса " Памятники русского права X-XX веков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.