Авторская программа элективного курса по русскому языку «Учись писать грамотно».
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл
12.07.2018
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 классов.
Цель элективного курса: расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова как части речи, повысить грамотность учащихся.
spetskurs_5b_dumsheva_n.v.doc
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждена руководителем
Кафедры русского языка и литературы образовательного
учреждения
Заведующий кафедрой______________
____________/_______________/
/_____________________________/ «___»_________________20
г.
«___»____________________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку в 5Б классе
«Учись писать грамотно»
Категория учащихся: 5 класс
Форма обучения: коллективная
Режим занятий: всего 34 часа, 1 час в неделю
и литературы
Составитель(ли): Думшева
Надежда Валентиновна,
учитель русского языка 20152016 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе
стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной
подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 классов.
Курс основан на основе пособий для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы
орфографии» М., «Просвещение,»1982г., Иванова В. П. «Слово в системе русского
языка»., М., «Просвещение», 2002г.
Цель элективного курса:
Расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова
как части речи.
:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать
орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание
учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование
полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать
развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Известно, что курс
русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении.
Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что
темы курса 56 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются
неоднократно, начиная с начальных классов так как являются одними из самых сложных
для восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов,
систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного
возвращения на уроках к ранее ( в этом же году) изученному с целью обработки умений и
навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать
грамотно».
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая
направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует
прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода
размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования,
перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного
списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на
лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и
т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что
воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас
учащихся – тоже задача курса. Программа курса состоит из трех разделов (блоков). В первом разделах указан
материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии,
где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во втором и третьем
блоке рассматривается материал по морфологии,
предусмотрена работа по
предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины
их возникновения.
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школы 1112 лет.
Дети принимаются по желанию заниматься дополнительно изучением русского языка и
развивать свои филологические способности. Программа рассчитана на 34 часа.
Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида
сложности, а также лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а
лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Методы обучения: словесные, творческие и тестирования.
Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных
заданий.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так
как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по
орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной,
групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении
культурой речи, то возрастает роль взаимо и самообучения школьников. Этому
способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы,
лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при
решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании
собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально
учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп
продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен
и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности
используемых текстов.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных
сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка
знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы
оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам),
проводится зачет.
АКТУАЛЬНОСТЬ Программа элективного курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как
формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков
конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений
важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к
экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания
русского языка.
Тематический план.
№
1
Тема
Орфография
Колво часов
14
6
7
Имя существительное
Имя прилагательное
2
3
4
Глагол
5+ 1зачет Тематическое планирование
№
Тема
Содержание занятия, характер
Колво
часов,
число.
1. Введение. Основные принципы русской
1
орфографии
2. Фонетический принцип
34. Морфемный принцип. Образцы
морфемного анализа.
56 Правописание безударных гласных в
корне слова
78. Трудные темы орфографии.
Правописание приставок ПРЕПРИ
Контрольный словарный диктант.
1
2
2
2
910 Правописание ОЁЕ после шипящих
2
11 ИЫ после Ц
1213 Правописание сложных слов
14. Разделительный Ь.
1
2
1
Лекцпракт
Лекцпракт
Лекцпракт
1) Проверяемые ударением
2) Непроверяемые ударением
3) Чередующиеся гласные в корне
слова Практич.
1) Основные значения приставок пре
при
2) Употребление приставок препри с
одним и тем же корнем
Лекцпракт
1) ОЁЕ в корне
2) ОЁЕ в суффиксах и окончаниях
3) Слова с чередующейся гласной в
корнях жог/жег Лекцпракт
1) ИЫ в корне
Лекцпракт
1) Соединительные гласные ОЕ
2) Сложносокращенные слов
Творч. Зад.
Лекцпракт
1) Ь для обозначения мягкости
Лекцпракт 1516 Имя существительное
17 Собственные и нарицательные
существительные
18 Одушевленность неодушевленность
1920 Падеж имен существительных.
21 Имя прилагательное
2223
Полные и краткие имена
прилагательные.
Род имен прилагательных
24
2527 Падеж и число имен прилагательных
28. Глагол.
29 Спряжение глагола.
30 Вид глагола
31 Лицо и число у глагола
32 Время глагола.
2
1
1
2
1
2
1
3
1
1
1
1
33 Итоговое занятие. Зачет
1
Тест
1) Склонение существительных
2) Род существительных
Лекцпракт
Различение собственных и
нарицательных существительных
Лекцпракт
Различение одушевленных и
неодушевленных существительных
Лекцпракт
Определение падежа у имен
существительных, различение
падежных окончаний. Лекцпракт
Имя прилагательное как часть речи.
Лекцпракт
Различение полных и кратких имен
прилагательных
Определение рода у имен
прилагательных Лекцпракт
Определение падежа и числа у имен
прилагательн Лекцпракт ых.
Глагол как часть речиЛекцпракт
Определение спряжения у глагола
Лекцпракт
Определение вида у глаголов
Лекцпракт
Определение лица и числа у глаголов.
Лекцпракт
Определение времени у глаголов.
Практ.
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Учись писать грамотно».
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Учись писать грамотно».
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Учись писать грамотно».
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Учись писать грамотно».
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Учись писать грамотно».
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Учись писать грамотно».
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Учись писать грамотно».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.