Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов"
Данная программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" составлена в соответствии с Программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Курс рассчитан на 17 учебных часов. Формы его проведения различны.
• "Живопись раскрывает своё содержание как-то сразу и так широко, так подробно, словно в самом деле распахиваются окна или раздвигается занавес". (В.Алексеева)
• "Краски должны выражать наши мысли, колорит: должен выражать : настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке". (И.Е. Репин)
Авторская программа элективного курса "Русская
литература в творчестве художников-
иллюстраторов"
Данная программа элективного курса "Русская литература в творчестве художниковиллюстраторов" составлена
в соответствии с Программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для учащихся 9 класса
общеобразовательной школы.
Курс рассчитан на 17 учебных часов. Формы его проведения различны.
"Живопись раскрывает своё содержание както сразу и так широко, так подробно, словно в самом деле
распахиваются окна или раздвигается занавес". (В.Алексеева)
"Краски должны выражать наши мысли, колорит: должен выражать : настроение картины, её душу, он
должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке". (И.Е. Репин)
Искусство зеркало
Искусство зеркало,
И отразится в нём всё то,
Что нынешним у нас зовется днем,
С его заботами, исканьями, трудами
И зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне,
Слова стихотворений,
Волненье скульптора,
Певучий взлёт смычка
Так сохраняет наш день
Для сотен поколений картина, музыка и точная строка.
Куба (Перевод с немецкого Л. Гинзбурга )
Пояснительная записка
Сегодня много говорится об эмоциональной глухости подрастающего поколения, об отсутствии у него духовных
и нравственных ориентиров, о необходимости развития у ребят фантазии, творческих способностей. А все эти
задачи решаются в первую очередь на уроках по предметам гуманитарноэстетического цикла, где едва ли не
первое место отводилось урокам литературы. Реалии сегодняшнего дня выталкивают литературу на обочину.
В сложившейся обстановке, чтобы не потерять и так небольшую думающую и читающую аудиторию молодежи,
необходимо расставлять серьёзные акценты в изучении литературы, приобщении к чтению и духовной работе
учащихся.
Эстетическое образование предполагает знакомство с эстетическими категориями "прекрасное", "безобразное",
"трагическое", "комическое". Произведения искусства наиболее ярко отражают специфику развития этих
категорий, так как, по моему мнению, искусство пробуждает в людях творческое начало, воспитывает
способность находить внутреннюю меру предметов, формирует ценностные ориентации человека в мире.
Сегодня в таких уроках, где бы дети узнавали об Андрее Рублеве, Бетховене, Рабле:, ощущается очень остро. И
уроки данного курса я воспринимаю как возможность приоткрыть перед детьми удивительный мир искусства,
сделать так, чтобы общение с шедеврами живописи, сделало их, по меткому выражению Д.С. Лихачева,
"счастливыми на всю жизнь". Эти уроки особенно необходимы в сельской школе, ведь мы так далеки от
культурных центров с их музеями, театрами, галереями.
Убеждена, что интеграция представляет богатейшие возможности в обучении и воспитании подрастающего
поколения. Форма такой интеграции, при которой возникает сотворчество поэта, композитора, художника,
учителя и ученика, пробуждают душу ребенка, способного к живому и творческому мировосприятию.
Данный курс "Русская литература в творчестве художниковиллюстраторов" ставит своей целью развитие
коммуникативных способностей учащихся, расширение их обще лингвистического и культуроведческогокругозора, обогащение учащихся духовно и нравственно, развитие представлений о специфике литературы в
ряду других искусств.
Задача курса: заронить в душу детей саму мысль, само ощущение загадочности и потребности разобраться,
вникнуть в сущность произведения художественной мысли, которую средствами своего искусства выражает
художник, пробудить удивление, способность задуматься.
ПРОГРАММА
Введение
Былинные мотивы в живописи и литературе
В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"
("Слово о полку Игореве")
Портрет в изобразительном искусстве и литературе
К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского
И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого
В.А. Тропинин Портрет А.С. Пушкина
О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина
Слово писателя и картина художника
М.Ю. Лермонтов и М.А. Врубель
А.А. Блок и В.М. Васнецов
Н.В. Гоголь и И.Н. Крамской
Изображение природы в живописи и литературе
И.И. Левитан "Золотая осень"
И.И. Шишкин "Рожь"
А.К. Саврасов "Грачи прилетели"
С.В. Герасимов. Акварели
№
Содержание
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Введение. Слово в свете изображения
2. Счастливые встречи. Павел Михайлович Третьяков
3. Заочная экскурсия "В Третьяковской галерее"
4. В.М. Васнецов "богатырь" русской живописи.
5. Портретная галерея. К.П. Брюллов
В.А. Жуковский в контексте живописи XIX века.
6. Портретная галерея. И.Н.Крамской и Л.Н.Толстой.
Первый портрет автора "Войны и мира"
Сроки
проведения
Литература
Уроки литературы
№22006
Уроки литературы
(приложение)
№620067. Портретная галерея В.А. Тропинин и О.А. Кипренский.
Портреты А.С. Пушкина
"Себя как в зеркале я вижу"
Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" и ее художественное
воплощение в творчестве Н.А. Врубеля
Картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А. Блока
"Весны неведомой прилив:"
И.Н.Крамской в творчестве Н.В.Гоголя. "Русалки"
Час поэзии Живопись в русской поэзии
Русский пейзаж. Поэзия природы
Певцы родной природы.
И.И. Левитан "Березовая роща"
А.И. Куинджи "Березовая роща"
И.И. Левитан "Золотая осень" и Ф.И. Тютчев "Есть в
осени первоначальной:" созвучие настроения
И.И. Шишкин "Рожь" и поэзия Н. Некрасова
8.
9.
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
Счастливые встречи
Русская словесность
1 2008
Русская словесность
3 2008
Уроки литературы
№62006
Уроки литературы
(приложение)
№ 32007