Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" Данная программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" составлена в соответствии с Программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 учебных часов. Формы его проведения различны. • "Живопись раскрывает своё содержание как-то сразу и так широко, так подробно, словно в самом деле распахиваются окна или раздвигается занавес". (В.Алексеева) • "Краски должны выражать наши мысли, колорит: должен выражать : настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке". (И.Е. Репин)
Иконка файла материала Авторская программа элективного курса Русская литература.doc
Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников- иллюстраторов" Данная программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников­иллюстраторов" составлена в соответствии с Программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для учащихся 9 класса  общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 учебных часов. Формы его проведения различны.   "Живопись раскрывает своё содержание как­то сразу и так широко, так подробно, словно в самом деле  распахиваются окна или раздвигается занавес". (В.Алексеева) "Краски должны выражать наши мысли, колорит: должен выражать : настроение картины, её душу, он  должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке". (И.Е. Репин) Искусство ­ зеркало Искусство ­ зеркало, И отразится в нём всё то, Что нынешним у нас зовется днем, С его заботами, исканьями, трудами И зреющими в нём грядущими годами. Мазок на полотне, Слова стихотворений, Волненье скульптора, Певучий взлёт смычка ­  Так сохраняет наш день Для сотен поколений картина, музыка и точная строка. Куба (Перевод с немецкого Л. Гинзбурга ) Пояснительная записка Сегодня много говорится об эмоциональной глухости подрастающего поколения, об отсутствии у него духовных  и нравственных ориентиров, о необходимости развития у ребят фантазии, творческих способностей. А все эти  задачи решаются в первую очередь на уроках по предметам гуманитарно­эстетического цикла, где едва ли не  первое место отводилось урокам литературы. Реалии сегодняшнего дня выталкивают литературу на обочину. В сложившейся обстановке, чтобы не потерять и так небольшую думающую и читающую аудиторию молодежи,  необходимо расставлять серьёзные акценты в изучении литературы, приобщении к чтению и духовной работе  учащихся. Эстетическое образование предполагает знакомство с эстетическими категориями "прекрасное", "безобразное",  "трагическое", "комическое". Произведения искусства наиболее ярко отражают специфику развития этих  категорий, так как, по моему мнению, искусство пробуждает в людях творческое начало, воспитывает  способность находить внутреннюю меру предметов, формирует ценностные ориентации человека в мире. Сегодня в таких уроках, где бы дети узнавали об Андрее Рублеве, Бетховене, Рабле:, ощущается очень остро. И  уроки данного курса я воспринимаю как возможность приоткрыть перед детьми удивительный мир искусства,  сделать так, чтобы общение с шедеврами живописи, сделало их, по меткому выражению Д.С. Лихачева,  "счастливыми на всю жизнь". Эти уроки особенно необходимы в сельской школе, ведь мы так далеки от  культурных центров с их музеями, театрами, галереями. Убеждена, что интеграция представляет богатейшие возможности в обучении и воспитании подрастающего  поколения. Форма такой интеграции, при которой возникает сотворчество поэта, композитора, художника,  учителя и ученика, пробуждают душу ребенка, способного к живому и творческому мировосприятию. Данный курс "Русская литература в творчестве художников­иллюстраторов" ставит своей целью развитие  коммуникативных способностей учащихся, расширение их обще­ лингвистического и культуроведческогокругозора, обогащение учащихся духовно и нравственно, развитие представлений о специфике литературы в  ряду других искусств.  Задача курса: заронить в душу детей саму мысль, само ощущение загадочности и потребности разобраться,  вникнуть в сущность произведения ­ художественной мысли, которую средствами своего искусства выражает  художник, пробудить удивление,  способность задуматься. ПРОГРАММА Введение Былинные мотивы в живописи и литературе В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами" ("Слово о полку Игореве") Портрет в изобразительном искусстве и литературе К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого В.А. Тропинин Портрет А.С. Пушкина О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина Слово писателя и картина художника М.Ю. Лермонтов и М.А. Врубель А.А. Блок и В.М. Васнецов Н.В. Гоголь и И.Н. Крамской Изображение природы в живописи и литературе И.И. Левитан "Золотая осень" И.И. Шишкин "Рожь" А.К. Саврасов "Грачи прилетели" С.В. Герасимов. Акварели № Содержание ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1. Введение. Слово в свете изображения 2. Счастливые встречи. Павел Михайлович Третьяков 3. Заочная экскурсия "В Третьяковской галерее" 4. В.М. Васнецов ­ "богатырь" русской живописи. 5. Портретная галерея. К.П. Брюллов В.А. Жуковский в контексте живописи XIX века. 6. Портретная галерея. И.Н.Крамской и Л.Н.Толстой.  Первый портрет автора "Войны и мира"             Сроки проведения Литература   Уроки литературы №2­2006       Уроки литературы  (приложение) №6­20067. Портретная галерея В.А. Тропинин и О.А. Кипренский. Портреты А.С. Пушкина "Себя как в зеркале я вижу" Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" и ее художественное  воплощение в творчестве Н.А. Врубеля Картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А. Блока  "Весны неведомой прилив:" И.Н.Крамской в творчестве Н.В.Гоголя. "Русалки" Час поэзии Живопись в русской поэзии Русский пейзаж. Поэзия природы Певцы родной природы. И.И. Левитан "Березовая роща" А.И. Куинджи "Березовая роща" И.И. Левитан "Золотая осень" и Ф.И. Тютчев "Есть в  осени первоначальной:" ­ созвучие настроения И.И. Шишкин "Рожь" и поэзия Н. Некрасова 8. 9. 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 .                 Счастливые встречи Русская словесность 1­ 2008 Русская словесность 3­ 2008   Уроки литературы №6­2006 Уроки литературы  (приложение) № 3­2007