Программа факультативного курса
Физические самоделки
79 классы
(70 часов)
Составитель программы:
Гнилицкий Евгений Анатольевич,
учитель физики гимназии
общественногуманитарного
профиля г.ТорезаДОНЕЦК – 2018
Автор (составитель) Гнилицкий Евгений Анатольевич, учитель физики,
специалист высшей категории, старший учитель
(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)
Рецензенты: Тетерко Татьяна Никитична, учитель математики, физики,
специалист высшей категории, учитель методист (теоретик)
(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)
Бойко Л. В., учитель физики ОШ ІІІІ ст. №9, специалист
высшей категории (практик)
(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью
физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы
развития научнотехнического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся
современном мире требуют, чтобы нынешние школьники получили целостное
компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может
происходить только в личностноориентированном образовательном процессе
на основе личностнодеятельностного подхода, когда ребёнок выступает как
субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности
обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности
творческая активность предполагает стремление ученика к творческому
осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно
компетентностно деятельностный подход может подготовить человека
умелого, мобильного, владеющего не набором фактов,
а способами и
технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным
ситуациям.
Основная идея настоящей программы предусматривает работу с
учащимися по развитию творческого мышления. Занятия факультативного
объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к
деятельности определенного направления, дает возможность расширить и
углубить знания и умения, полученные в процессе обучения физики, и создает
условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются
источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий
эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими
физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителямифизики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и
развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования.
Естественный закон гораздо лучше запоминается и познается, если его
подтвердить соответствующим опытом на приборе или модели. А если эта
модель сделана руками самого учащегося? Ведь только собрав из
самодельных деталей, допустим, маленький электродвигатель и запустив его
можно до конца уяснить принцип его работы.
В основе программы лежит деятельностный подход к обучению.
Физические самоделки, предлагаемые в данной программе можно сделать
самостоятельно или в группе с товарищами под руководством учителя.
Проведение занимательных экспериментальных заданий способствует
пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Данная программа рассчитана для школ, гимназий, лицеев, любого типа
образовательных организаций. Программа дополнительного образования
рассчитана на учащихся 79 классов, обладающих определенным багажом
знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Планирование
работы факультативного объединения рассчитано на 1 год занятий. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общее количество часов на год – 70.
Цели и задачи факультативного курса
«Физические самоделки»
Цели:
1. Создание условий для развития личности ребенка.
2. Формирование целостного представления о мире,
основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической
деятельности.
3. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при
проведении исследовательских работ.4. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
5. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной
ориентации.
6. Привитие трудолюбия и стремления с пользой организовать свой досуг,
умение доводить начатое дело до конца, воспитание уважения к труду.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении
конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к
изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями
науки и техники, научить решать проблемы нестандартными методами,
развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных
исследований с использованием информационных технологий.
2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания
законов природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения
к физике как к элементу общечеловеческой культуры, воспитание привычки к
чистоте и аккуратности, сознательному выполнению санитарногигиенических
правил при организации рабочего места.
3.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно
работать с научнопопулярной литературой, умений практически применять
физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование
у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение
культуры общения и поведения.
В основе отбора материала лежит концепция обучения детей
пользоваться не сложными приспособлениями для измерения, замечать вокруг
себя различную техническую мелочь, которая поможет в будущем
спроектировать новую модель, знание основных физических законов и ихлогическое объяснение, порядок создания моделей в зависимости от
материала, изучаемого в школьном курсе физики.
Виды деятельности:
Изучение работы измерительных приборов
Моделирование различных механизмов
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в
учебном процессе
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Форма проведения занятий факультатива:
Беседа
Создание физических моделей
Практикум
Экскурсии
Проектная работа
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
просторное теплое помещение, хорошо освещаемое лампами дневного
света;
для каждого занимающегося должно быть свое рабочее место удобный
стол и стул;
набор необходимых материалов и инструментов для выполнения того
или иного вида работы;
стенды с образцами работ;
специальная литература и журналы.
Самое главное условие реализации данной программы желание детей.
Желательна помощь родителей в пополнении материальнотехнического
оснащения факультатива. Объективно необходимо постоянное
самообразование педагога.
Результативность программы
К концу первого года занятий учащиеся должны знать:
правила безопасной работы с разными материалами, ручными
инструментами, электрическими цепями;
правила сбора и хранения так называемой технической мелочи;
простейшие процессы и приемы обработки разных материалов;
физические, механические и технологические свойства разных
материалов;
физические законы, процессы и явления, протекающие в природе;
законы сохранения и превращения энергий;
историю возникновения физических устройств и их частей.
К концу первого года занятий в кружке учащиеся должны уметь:
объяснять физические явления, происходящие с окружающими телами;
собирать электрические цепи;
выполнять правила безопасности при организации своего рабочего
места;
выполнять простейшие процессы и приемы обработки разных
материалов;
использовать физические, механические и технологические свойства
разных материалов при изготовлении изделия;
выбирать способы соединения деталей (склеивание, раскрой, ...);
выполнять операции измерения, разметки и самоконтроля, используя
измерительные инструменты;
выполнять изделия аккуратными, наглядными.
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки планирования работы
Навыки построения модели
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с электрическими цепями
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том
числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами
интернет
Профессиональное самоопределение.
Системой оценивания достижений учащихся могут быть выставки,
открытые мероприятия, защита проектов, а самое главное это оценка
окружающих товарищей.