Авторская программа факультативного курса по физике "Физические самоделки"

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Схемы и рисунки приборов
Иконка файла материала Программа факультативного курса 1 часть.docx
Программа  факультативного курса Физические самоделки 7­9 классы  (70 часов) Составитель программы:  Гнилицкий Евгений Анатольевич,  учитель физики гимназии  общественно­гуманитарного  профиля г.ТорезаДОНЕЦК – 2018 Автор (составитель) Гнилицкий Евгений Анатольевич, учитель физики,  специалист высшей категории, старший учитель (Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория) Рецензенты: Тетерко Татьяна Никитична, учитель математики, физики,  специалист высшей категории, учитель методист (теоретик) (Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория) Бойко Л. В., учитель физики ОШ І­ІІІ ст. №9, специалист  высшей категории (практик) (Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)Пояснительная записка Значение   физики   в   школьном   образовании   определяется   ролью физической   науки   в  жизни   современного  общества,  ее  влиянием   на  темпы развития научно­технического прогресса. Социальные   и   экономические   условия   в   быстро   меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние школьники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно­ориентированном образовательном процессе на основе личностно­деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития. Приобретение   компетенций   базируется   на   опыте   деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности ­ творческая активность ­ предполагает стремление ученика к творческому осмыслению   знаний,   самостоятельному   поиску   решения   проблем.   Именно компетентностно   ­   деятельностный   подход   может   подготовить   человека умелого,   мобильного,   владеющего   не   набором   фактов,  а  способами   и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям. Основная   идея   настоящей   программы   предусматривает   работу   с учащимися   по   развитию   творческого   мышления.  Занятия   факультативного объединения   способствуют   развитию   и   поддержке   интереса   учащихся   к деятельности   определенного   направления,   дает   возможность   расширить   и углубить знания и умения, полученные в процессе обучения физики, и создает условия   для   всестороннего   развития   личности.   Занятия   кружка   являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.  Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики   является   одной   из   актуальных   задач,   стоящих   перед   учителямифизики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования. Естественный   закон   гораздо   лучше   запоминается   и   познается,   если   его подтвердить соответствующим опытом на приборе или модели. А если эта модель   сделана   руками   самого   учащегося?   Ведь   только   собрав   из самодельных деталей, допустим, маленький электродвигатель и запустив его можно до конца уяснить принцип его работы. В   основе   программы   лежит   деятельностный   подход   к   обучению. Физические   самоделки,   предлагаемые   в   данной   программе   можно   сделать самостоятельно или в группе с товарищами под руководством учителя. Проведение   занимательных   экспериментальных   заданий   способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. Данная программа рассчитана для школ, гимназий, лицеев, любого типа образовательных   организаций.   Программа   дополнительного   образования рассчитана на  учащихся   7­9 классов, обладающих определенным  багажом знаний,   умений   и   навыков,   полученных   на   уроках   физики.   Планирование работы факультативного объединения рассчитано на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общее количество часов на год – 70. Цели и задачи  факультативного курса «Физические самоделки» Цели: 1. Создание условий для развития личности ребенка. 2. Формирование   целостного   представления   о   мире,  основанного   на приобретенных   знаниях,   умениях,   навыках   и  способах   практической деятельности. 3. Приобретение   опыта  индивидуальной   и   коллективной   деятельности   при проведении исследовательских работ.4. Развитие мотивации личности к  познанию и творчеству. 5. Подготовка   к   осуществлению   осознанного   выбора   профессиональной ориентации.  6. Привитие трудолюбия и стремления с пользой организовать свой досуг,  умение доводить начатое дело до конца, воспитание уважения к труду. Задачи: 1. Образовательные:  способствовать самореализации учащихся  в  изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки   и   техники,   научить   решать   проблемы   нестандартными   методами, развитие   познавательных   интересов   при   выполнении   экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. 2. Воспитательные:  воспитание   убежденности   в   возможности  познания законов   природы,   в   необходимости   разумного  использования   достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры, воспитание привычки к чистоте и аккуратности, сознательному выполнению санитарно­гигиенических правил при организации рабочего места. 3. Развивающие:  развитие   умений  и  навыков   учащихся  самостоятельно работать с научно­популярной литературой,  умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у   учащихся  активности   и   самостоятельности,   инициативы.   Повышение культуры общения и поведения. В основе отбора материала лежит концепция обучения детей  пользоваться не сложными приспособлениями для измерения, замечать вокруг  себя различную техническую мелочь, которая поможет в будущем  спроектировать новую модель, знание основных физических законов и ихлогическое объяснение, порядок создания моделей в зависимости от  материала, изучаемого в школьном курсе физики. Виды деятельности:  Изучение работы измерительных приборов  Моделирование различных механизмов  Занимательные опыты по разным разделам физики  Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в  учебном процессе  Применение ИКТ  Занимательные экскурсии в область истории физики  Применение физики в практической жизни Форма проведения занятий факультатива:  Беседа  Создание физических моделей   Практикум  Экскурсии  Проектная работа Условия реализации программы Для реализации данной программы необходимо:    просторное теплое помещение, хорошо освещаемое лампами дневного  света; для каждого занимающегося должно быть свое рабочее место ­ удобный стол и стул; набор необходимых материалов и инструментов для выполнения того  или иного вида работы;  стенды с образцами работ; специальная литература и журналы. Самое главное условие реализации данной программы ­ желание детей.  Желательна помощь родителей в пополнении материально­технического  оснащения факультатива. Объективно необходимо постоянное  самообразование педагога. Результативность программы К концу первого года занятий учащиеся должны знать:        правила безопасной работы с разными материалами, ручными  инструментами, электрическими цепями; правила сбора и хранения так  называемой технической мелочи; простейшие процессы и приемы обработки разных материалов; физические, механические и технологические свойства разных  материалов; физические законы, процессы и явления, протекающие в природе; законы сохранения и превращения энергий; историю возникновения физических устройств и их частей. К концу первого года занятий в кружке учащиеся должны уметь:   объяснять физические явления, происходящие с окружающими телами; собирать электрические цепи;      выполнять правила безопасности при организации своего рабочего  места; выполнять простейшие процессы и приемы обработки разных  материалов; использовать физические, механические и технологические свойства  разных материалов при изготовлении изделия; выбирать способы соединения деталей (склеивание, раскрой, ...); выполнять операции измерения, разметки и самоконтроля, используя  измерительные инструменты; выполнять изделия аккуратными, наглядными. Ожидаемый результат:  Навыки к выполнению работ исследовательского характера  Навыки планирования работы   Навыки построения модели  Навыки постановки эксперимента  Навыки работы с электрическими цепями  Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том  числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами  интернет  Профессиональное самоопределение. Системой   оценивания   достижений   учащихся   могут   быть   выставки, открытые   мероприятия,   защита   проектов,   а   самое   главное   это   оценка окружающих товарищей.