Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов
Оценка 4.7

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл—11 кл
28.03.2017
Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов
Авторская программа рассчитана на два года обучения учащихся 10-11 классов. Цель курса подготовка к успешному написанию итогового сочинения и сочинения в формате ЕГЭ. Данная программа предполагает расширение кругозора в осознании написания правильного сочинения. Сочинение-это творческий вид работы учеников. При знаниии особенностей написания , таких работ учащиеся не будут испытывать боязнь за правильность работы. Данная программа была резензирована О.В.Волковой, доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ, кандидат педагогических наук.документ
Авторская программа.docx
Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение  «Новокинерская средняя общеобразовательная школа»  Арского муниципального района Республики Татарстан. Авторская программа курса «Пишем сочинение» для 10 - 11 классов учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории Ахметгараевой Люции Нургалеевны. .                                 Пояснительная записка Статус документа  Настоящая рабочая программа по элективному курсу для   10­11   класса составлена на основе  следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции). 2.Закона РТ «Об образовании». 3.Приказа   МО   и   Н   РФ   от   5.03.2004г   «   Об   утверждении   Федерального   компонента государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и среднего (полного) общего образования» ( с изменениями). 4. Программы средней школы. Русская литература.5­11(базовый уровень), под редакцией М.Г.Ахметзянова. Казань, «Магариф», 2009г. 5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014­2015 учебный год. 6.Учебного плана МБОУ «Новокинерская СОШ»  7.Образовательной программы МБОУ «Новокинерская СОШ». Программа   элективного   курса   «Пишем   сочинение»   для   учащихся   10­   11х   классов углубляет   курс   русского   языка   и   литературы   и   имеет   практическую   направленность. Изучение   языка   художественной   литературы   позволяет   глубже   понять   произведение   в неразрывном   единстве   его   идейно­эстетического   содержания   и   формы,   способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи, воспитывает в них любовь к родному слову, к русской культуре. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования.   Оказание   помощи   в   приобретении   практических   навыков,   активизации творческих способностей школьников ­ путь обучения, который в конечном итоге ведет к развитию   письменной   речи.   Основная   цель   любого   учебного   предмета,   а   тем   более словесности ­ научить передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом состоит огромная роль   комплекса   письменных   работ,   Формирование коммуникативной компетентности учащихся – цель данной программы.   предлагаемых   учащимся. Формирование   навыка   составления   текстов   разных   жанров   должно   начинаться   с   4­го класса,   но,   к   сожалению,   лишь   очень   немногие   ученики   к   10   классу   ориентируются   в потоке различных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать   мысли,   подтверждая   их   примерами   из   литературных   произведений   и критических статей. Поэтому очень важно работать с учащимися с целью подготовки к сочинению   и   выработки   навыков   анализа   текста.   Анализ   языковых   особенностей, композиции   текста   открывает   для   учащихся   возможность   работать   по   образцу. Целесообразно   обучать   учащихся   написанию   сочинений   разных   типов   и   жанров, анализировать   литературоведческие   тексты   и   тексты   школьных   сочинений,   написанных более способными учащимися. Предлагаемая программа поможет учащимся разобраться в разнообразной   типологии   школьных   сочинений,     развить   чуткость   к   литературным произведениям,   научит   выражать   свои   мысли   и   правильно   оформлять   их   в   своих сочинениях.                   Программа рассчитана на 35 часов ( в каждом классе) Ожидаемые результаты:                 Научить школьников:            определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;  определять виды, способы, средства связи предложений и частей в  тексте;  излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;  логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;  передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с  творческими заданиями);  выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально­ экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной  речевой ситуации;  определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия  темы;  отбирать и систематизировать материал для сочинения;  составлять простой и сложный план текста сочинения;  отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы  сочинения;   выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного  тезиса;  совершенствовать написанный текст сочинения. Содержание программы № Название раздела Содержание  программы 1. Введение Задание   с   развёрнутым   ответом   (часть   С)­   это задание   повышенной   сложности,   связанное   с анализом и интерпретацией текста. Задачи, цели курса:   продемонстрировать   речеведческие умения,   общую   культуру,   начитанность   и практическую грамотность. Часы 1 2. Требования   к   заданию   с развёрнутым ответом. Требования   к   заданию;   критерии   оценки сочинения   ­   рассуждения;   вариативность написания отдельных частей сочинения; нюансы и «секреты» выполнения данного задания. 4   +   2 практических занятия 3. Структура сочинения. 4. Принципы сочинения.   написания 3 + 1пр.з. 4 1практикум   заключение. МОДЕЛЬ   3: Сочинение   как   вид   творческой   работы; разновидности   построения   сочинения;   абзацное  МОДЕЛЬ   1:  1   абзац:  членение   текста: ­проблема; ­ комментарий по проблеме; 2 абзац:  ­позиция   автора; ­   Согласие   или   несогласие   с позицией   автора; 3   абзац: ­   аргумент   №1; 4 абзац: ­   аргумент   №2; 5   абзац: ­   заключение. МОДЕЛЬ  2:1абзац: ­   проблема; ­   комментарий по проблеме; 2 абзац: ­ позиция автора; 3 абзац:  ­   Согласие   или   несогласие   с   позицией   автора;  ­ аргумент №1; 4 абзац: ­ аргумент №2; 5 абзац:   1   абзац:  ­ ­ проблема; комментарий по проблеме. 2 абзац: ­ позиция   автора; ­   Согласие   или   несогласие   с позицией автора; аргумент №1; ­ аргумент №2;  3 абзац: ­ заключение.  Проблема.  Что такое проблема? Проблема ­ это сложный   теоретический   или   практический вопрос,   требующий   решения,   исследования.  Проблему   можно   сформулировать   двумя способами: а)   проблема   чего,   если   ее   можно сформулировать   словосочетанием:   проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды б)   риторическим   вопросом   или   цепочкой риторических   вопросов,   если   проблему   нельзя выразить одним словосочетанием. Комментарий по проблеме (актуальность).  В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов: Актуально ли то, о чем пишет автор? Насколько   злободневна   эта   проблема   в делает дни? Что   ее наши   глубоки жизнеспособной? Насколько исторические корни этой проблемы? Как автору далось привлечь к ней внимание читателя? Как эту проблему рассматривали другие авторы? Как они предлагали ее решить? Позиция автора.  Позиция   автора   выражает   его   отношение   к проблеме,   переживания   и   чувства:   негативное отношение,   резкое   отрицание,   сочувствие   к героям, уважение к поступку и т.д.  Как   найти   позицию   автора? Автор   может прямо   высказывать   свое   мнение   (обрати внимание на вводные слова: я думаю, считаю, по­ моему, к счастью, к сожалению,   увы) Позиция автора   может   быть   передана   через индивидуальные, конкретные примеры. Авторская   оценка   чаще   всего раскрывается   косвенно   через   портрет   героя, речь,   пейзаж,   интерьер. Автор  может  не   давать прямых   оценок   событиям,   героям   или   их действиям:   читатель   сам   должен   это сделать. Согласие с автором. Аргументы.  Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию,   необходимо   привести   не   менее двух  аргументов   в   пользу   вашей  точки  зрения, которые были бы из художественной литературы. Уместнее будет, если произведения будут взяты как   из   классической,   так   и   из   современной литературы.    что эксперт   читает   в     работе,   –   заключительная часть,   или   финал,   который   должен   придать работе   завершенный   вид. Заключение   может содержать вывод из написанного; в нем   кратко изложены   точка   зрения по поводу проблемы, темы,   или   развернута   мысль,   высказанная   во вступлении, логически завершая ее.   Заключение. Последнее, 5. Особенности предлагаемых в КИМах.   текстов, Сочинение   как   текст.   Основные   признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность работы, соответствие определенной стилистике.   Работа над   текстом   художественного   произведения. Основные   единицы   текста.  Предложение, частей     3 2 пр.з. прозаическая   строфа   (группа   предложений, объединенных   по   смыслу   и   грамматически   и выражающих   более   или   менее   законченную мысль) и фрагмент ­ группа прозаических строф, объединенных   по   смыслу   и   грамматически. Глава,   часть   и   текст   в   целом   ­   законченное речевое   произведение.  Основная   тематика   и проблематика   лирических   произведений. «Сквозные»   темы   лирики   (сопоставление произведений двух авторов, нескольких авторов одной   эпохи,   разных   эпох).   Тема,   мотивы, проблематика,   образ   лирического   героя, художественное   своеобразие.   Анализ   одного лирического произведения (исследование текста стихотворения   в   единстве   его   содержания   и формы в контексте творчества автора и русской поэзии в целом). Основные подходы к анализу эпического   произведения.     Возможность различного   словесного   выражения   одной темы.  Жанровое   своеобразие   эпических произведений   (социально   ­   психологический роман,   историческая   повесть,   фантастический рассказ).   Идейный   смысл   произведения   (круг   которые   автор явлений   действительности, отбирает, воспроизводит). Проблематика   произведения.   Мировоззрение автора. Композиционное своеобразие. обобщает,     3   рассуждение. Основные   типы   сочинений.  Сочинение   ­ описание. Сочинение ­ повествование. Сочинение   Функции   описания   в ­ художественной   литературе.   Своеобразие повествования   как   типа   речи,   его   функции   в художественной литературе. Назначение и сфера использования   рассуждения.   При   анализе конкретных художественных произведений знать тему,   проблематику, авторские   идеалы   и   пафос,   систему   образов   и средств   их   создания,   композицию   и   сюжет, эпиграфа, конфликт. художественной приемы психологического   изображения,   особенности художественной   речи   (эпитет,   сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза),    идейное   богатство, заглавия, детали,       Роль     6. От рассказа к проблемам и аргументации. 8. Энциклопедия аргументов и «банк проблем» Художественная   литература   как   кладезь аргументов   и   фактов,   используемая   для написания сочинения в формате ЕГЭ. Л.Толстой «Война   и  мир»,   Б.Васильев   «Летят  мои кони», В.Астафьев   «Белогрудка»,   В.Шукшин   «Жил человек», «Мечты», Л.Андреев «Большой шлем», Ю.Казаков   «Некрасивая»,   А.Чехов   «Горе», А.Куприн «Чудесный доктор». 5 2 пр.з. 9. Речевое сочинения.   оформление Грамотное   письмо;   употребление   устойчивых выражений;   речевое   клеше   к   отдельно   взятой структуре сочинения. 10. Написание   сочинения   в формате ЕГЭ. Использование полученных знаний на практике. 11. Работа над ошибками. Обобщение и корректировка знаний. Итоговое занятие.                               Итого: Критерии успешности учащихся:  1  2 1 1 35 часов Ученик   получит   зачет   (оценка   не   ниже   «4»)   при   условии   выполнения   не   менее   3­х обязательных работ:  анализ художественного произведения, поэтического текста и эпического произведения;  творческие работы в эпистолярном стиле;  реферативная работа и ее защита.  Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:  качественно выполненное по собственной инициативе задание;  использование Интернет ­ технологии;  инициативную   публичную   презентацию   своей   работы   в   школе   или   за   ее   пределами (конкурс, смотр, публикация).  Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ: ­   документы,     регламентирующие   разработку   КИМов   для   государственной   итоговой аттестации   по   русскому   языку   (кодификатор   элементов   содержания,   спецификация   и демонстрационный вариант  экзаменационной работы); ­ учебно­методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9­х, 11­х. классов; ­   перечень   учебных   изданий,   рекомендуемых   ФИПИ   для   подготовки   к   экзамену. www:fipi.ru Используемая литература: 1. О.В.Волкова, Я.В.Алексеева. Задание с развёрнутым ответом (часть С) ЕГЭ по русскому языку: от проблем к аргументам.    Казань, 2012г. 2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи:  учеб. Для 10­11 кл. общеобразовательных учреждений. – 13­е изд.  – М.:  Просвещение, 2007. 3. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция 8.  Написание сочинения.// Русский язык, № 24, 2007. 4. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных  жанров(7­8 кл.)». Сос. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. – 2­е изд., испр. – М.:  Просвещение, 1982. 5. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород:  Издательство «ДЕКОМ», 1994. 6. Уртминцева М.Г. Сочинение на «отлично». – Нижний Новгород: «Русский купец» и  «Братья славяне», 1996. 7. Ушаков А.Г. Пишем сочинение. М., 1992. 8. Шашкова В.В., Брикер З.М., Куприянов З.М. ЕГЭ по русскому языку: теория и  практика выполнения задания с развернутым ответом.(Часть 2) – Чебоксары, ООО  «Информационно­образовательное агентство «Лидер», 2007. 9. Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997.   Календарно­тематическое планирование план факт Примечание № 1. 2. 3. 4. 5 6. 7. Часы 1 1 Тема урока Введение. Требования к заданию с  развёрнутым ответом. Критерии  оценивания. Формулировка проблемы и темы   исходного текста.  Комментарий к проблеме. Практическое занятие №1 по теме «Проблема. Комментарий». Отражение позиции автора.  Аргументация собственного  мнения. Практическое занятие №2 по теме 1 1 1 1 1 1 1 «Позиция автора. Согласие­ несогласие». Структура сочинения. Модель №1 1 Структура сочинения. Модель №2 1 Структура сочинения. Модель  1 №3. Практическое занятие №3. Работа с текстом. Принципы написания сочинения. Виды вступления  сочинения. Выявление проблемы и её  комментирование . Как найти позицию автора?  Выражение своего мнения. Аргументация. Речевые клеше Основная тематика и  проблематика лирических  произведений. Основные подходы к анализу  эпического произведения.   Возможность различного  словесного выражения одной  темы. Сочинение на литературную тему. Практическое занятие №4,№5. 1 1 1 2 1 1 1 От рассказа ­ к проблемам и  аргументации. Основные типы сочинений. Изобразительно – выразительные  средства языка. Энциклопедия аргументов.  Классическая литература. Энциклопедия аргументов.  Б.Васильев «Летят мои кони» Энциклопедия аргументов.  В.Астафьев «Белогрудка»,  В.Шукшин «Жил человек»,  «Мечты», Энциклопедия аргументов.  Л.Андреев «Большой шлем»,  Ю.Казаков «Некрасивая», Энциклопедия аргументов.  А.Чехов «Горе», А.Куприн  «Чудесный доктор». Практическое занятие № 6, №7. Речевое оформление сочинения.  Точность, выразительность,  1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29.30 . 31. 32.К 33. 34. 35. логичность, последовательность. Контрольная работа. Написание  сочинения в формате ЕГЭ. Работа над ошибками. Итоговое занятие. Обобщение  полученных знаний. 2 1 1 Примерное планирование практических занятий (предшествующие занятия строятся   на   теоретическом   материале,   преподносимом   учителем;   на практических занятиях одна часть строится на закреплении умения анализа текста, вторая часть – на разборе вариативных практических упражнениях). Практическое занятие №1. Цель:   закрепление   навыка   понятия   текста   как   единицы   речи,   выявление основных   признаков   текста;   умение   находить   в   анализируемом   тексте проблемы,   поднимаемые   автором;   развитие   способности   комментирования проблемы рецензируемого текста. 1.   Конструирование текста. Восстановите текст В. Романенко, публициста и прозаика, расположив части текста в правильной последовательности. При списывании вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какие языковые средства связи использует автор.  1.   С   севера   дует   порыв…стый   ветер.   Закат   пылает   но   по   законам   короткого   зимнего   дня   он стремителен   и   прорывается   сквозь   гряду   серых,   расползающихся,   как   дым,   облаков   далёким костром.   2. На какой (то) миг небо пустеет и только одинокая ­ из тех что послабее, ­ птица догоняет свою стаю, с трудом, через силу машет крыльями. Потом вдруг снова как (будто) кто (то) забросил сотню черных платков в вышину и они затр…п…тали зам…лькали перед глазами ­ на блеклом небе над белыми снегами.   3. От (туда), со стороны заката, вереница за вереницей летят стаи ворон галок грачей. Летят торопливо и почти без крика. А главное ­ летят так низко, что (не) вольно кажется: вот­вот бросят какую (нибудь) (не) задачливую летунью на дерево или на провода высоковольтной передачи…;     4. Они летят не прямо а все время лавируя в воздушных потоках, пр…одолевая св…репые порывы ветра. Их бросает то в (верх) то в (низ) то заносит в сторону.  Вопросы для сообщения и обсуждения: Способы и средства связи между частями текста. Виды переработки текста. Что такое микротема?. Восстановление текста по выписанным микротемам (сжатое изложение).  Вывод:   Текст   ­   это   единица   речи,   так   как   представляет   собой   конкретное   речевое произведение,   проявляющееся   чаще  всего   в  письменной   форме,  но  так  же  и   в  устной. Основные   признаки   текста:   информативность   (тема,   основная   мысль),   целостность (связность и цельность), композиционная завершенность.    Прочитать   текст. 2. комментирование данной проблемы. Какие  ИВС использовал автор?   Выявить   проблемы,   поставленные   автором.   Построить                                                            Волк на ёлке. (1)В   новогоднюю   ночь   старый   Волк   особенно   остро   почувствовал   своё   одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни. (3)Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него, как правило, выхватывали из­ под носа другие.(5)Волчица­ и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев. (6)Эти зайцы, сколько из­за них неприятностей!(7)У кого их много ­ перед теми на задних лапах стоят, а у кого мало…(8)В волчьем мире зайцы решают всё. (9)Ёлки, ёлки…(10) «Ёлки­палки,­ думал Волк,­ когда же всё это кончится? (11)Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!». (12)И вдруг…(13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит самый   настоящий,   самый   живой   заяц.  (15)Он   сидит,  задрав   голову,   и   смотрит   куда­то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают. (16) «Интересно, что он там увидел?­ подумал Волк.­(17)Дай­ка и я погляжу». (18)И он поднял глаза на ёлку. (19)Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось.(20)Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки. (21)­Ёлки­палки!­ сказал Волк и замер с открытым ртом.(22)Бывает же на свете такое чудо!(23)Посмотришь на него­ и чувствуешь, как у тебя внутри что­то переворачивается­ не в желудке, нет, а повыше.(24)И уже ничего не хочется ­ только сидеть и смотреть. (25)Так и сидели они рядышком ­ Заяц и Волк ­ под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что­то переворачивалось. (26)И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое­что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье…                                          (Ф.Кривин) Кривин Феликс Давидович (1928г.р.)­ российский советский писатель, поэт, прозаик.  3. Проблемы: отношение сильного к слабому, восприятие прекрасного, действие красоты на   окружающих,   понятия   счастья.   Класс   делится   на   группы,   каждая   выбирает   одну проблему и коллективно строит комментирование данной проблемы. Наравне создаётся и группа экспертов, которая оценивает работу коллективных групп ( обычно это сильные ученики) Практическое занятие № 2.Тема:  Сочинение­ рассуждение как вид творческого задания   ЕГЭ.   Виды   аргументов.   Воспитательный   аспект   художественных произведений Цели:  ­подготовиться   к   написанию   сочинения   по   заданию,   сформулированному   в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);   ­раскрыть   содержание   понятия   «аргумент»:   что  надо   понимать   под   жизненным опытом,  читательский  и  жизненный  опыт  как  источник  аргументов   в  выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте;  ­показать способы подбора аргументов;   А). Древнегреческий философ Менандр : «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться».  Сократ:  «Заговори, чтобы я тебя увидел».  Б). М. Горький:  «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», то есть проблема, поставленная автором, комментирование проблемы, авторская позиция, собственное мнение, подкреплённое двумя аргументами . Исходный текст: О чём данный текст?   ­   тема Какие вопросы рассматривает автор?  ­    проблемы Какой вопрос волнует автора больше всего?  ­    Основная проблема Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?  ­   Позиция автора В) Как начать сочинение?  1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.  К.   Г.   Паустовский   (М.   М.   Пришвин)   –   один   из   удивительных   мастеров художественного слова  2)   с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).  Вера, надежда, любовь  – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. 3)  с двух – трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной  мысли  текста (в  вопросах уместно  использовать слова­антонимы).  Как   в   наш   век   противоречий   не   разучиться   отличать   истинное   от   ложного?   Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»?  4)  со своих размышлений по поднятой автором проблеме.  Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами.  Г) два способа изложения материала: 1) от частных фактов к формулировке проблемы.         2) от формулировки проблемы к комментарию.  Можно воспользоваться следующими речевыми клише:  ­ В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …  ­ В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …  ­ В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….  ­   Автор   не   формулирует   основную   мысль   своей   статьи,   но   всем   ходом   рассуждений подводит нас к выводу: ….  ­ Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).  ­ Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает … Д)   Сочинение   –   рассуждение   строится:   тезис   (положение,   которое   нужно   доказать) ПОЧЕМУ, аргументации (доказательства, доводы) ПОТОМУ ЧТО, вывод (общий итог) Аргументы:   советской и современной литературы)   Читательский   опыт   (художественные   произведения   из   классической,       Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих; собственные наблюдения и выводы; традиционно­исторический опыт) Е)   Практические   упражнения:   сопоставление   проблем,   поднимаемых   в   известных литературных произведениях с героями  художественных произведений. Например,  Семейные отношения, основанные на любви и доверии: 1)Мармеладовы     2) Кабановы         3) Ростовы      4) Простаковы Практическое занятие № 3. Цель:   Дать   понятие   позиции   автора;   вариативность   позиции   автора;   развить   умение соотнести своё мнение согласие/несогласия с позицией автора; речевые клеше –помощники в последовательном изложении материала сочинения. 1.Слово учителя:   Чтобы хорошо написать сочинение, необходимо, во­первых, знать основные требования, которые предъявляются к письменной работе. Соответствие теме. Содержательность и лаконичность,   глубина   и   полнота   раскрытия   темы.   Доказательность   высказанной   мысли, аргументированность выдвинутого положения. План и логичность, последовательность изложения. Самостоятельность   мышления.   Оригинальность,   стилевое   единство   и   выразительность повествования. Смысловая точность эпиграфов и цитат. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов. Правильное словоупотребление, грамматико­стилистическая грамотность, соблюдение   норм   литературного   языка.   Остановимся   подробнее   на   некоторых   из вышеперечисленных аспектах.  Соответствие теме  Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней.  Например, в теме «Евгений Онегин» ­ энциклопедия русской жизни» главным, ключевым словом является   слово   «энциклопедия».   Почему   В.   Г.   Белинский   назвал   роман   Пушкина   А.   С. энциклопедией   русской   жизни?   Пушкин   сумел   отразить   в   своем   произведении   быт,   традиции, нравы, образ жизни русского дворянства первой трети XIX века. Действительно, о чем мы узнаем из этого произведения? О воспитании дворян (как в столице, так и в провинции), о распорядке дня «молодого повесы»,  о  столичной моде,  об  интерьере,  о  круге чтения,  о  репертуаре  театров,  о верованиях, праздниках, обрядах народа, о дуэлях, о моральных устоях и т д. В формулировке темы «Война и мир» ­ роман­эпопея» или «Жанровые особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир» ­  главными, ключевыми словами являются слова «роман­эпопея» и «жанровые особенности».  Жанр «Войны и мира» ­ роман­эпопея. И необходимо доказать это в своей работе. Для романа­ эпопеи как жанра характерны следующие особенности: 1) изображение исторических событий; 2) большое количество действующих лиц и сюжетных линий; 3) показ различных социальных слоев; 4) протяженность во времени.  Все эти черты присущи и роману Л. Н. Толстого (так же как и роману Шолохова М. А. «Тихий Дон»). Ученик должен показать и доказать, что «Война и мир» ­ это роман­эпопея, опираясь на примеры из текста.  Таким   образом,   выбор   темы   и   ключевого   понятия   является   первым   шагом   в   работе   над сочинением. Содержательность работы  Вторым, и не менее значимым, вопросом является вопрос выбора произведения (эпизодов) или произведений. Поэтому учащийся должен четко отобрать фактический материал для доказательства выбранной темы. Это означает, что нужно выбрать наиболее важные, яркие эпизоды или ситуации, в которых натура   героя   (авторская   позиция,   суть   явления)   показана   наиболее   полно.   Например,   чтобы раскрыть тему «История любви Евгения Онегина», нужно очень хорошо знать сюжет произведения и показать эволюцию чувств  главного героя к Татьяне Лариной. Какие же это этапы:  1) отношение к любви как к «страсти нежной»;  2) знакомство с семейством Лариных, высказывания Онегина о Татьяне;  3) письмо Татьяны и отповедь Онегина;  4) бал и дуэль;  5) странствия и духовное перерождение героя;  6) встреча с Татьяной в Петербурге;  7) последнее объяснение. 2. Позиция автора – это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль. Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, там   можно   найти,   как   автор   относится   к   поставленной   проблеме.   Сформулируйте   ее своими словами, подтвердив их цитатой из текста Перечитайте еще раз проблемный вопрос! Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами! Текст (1)В   розовом   чертоге   живёт   Красота,   прекраснее   роз,   прекраснее   заповедного   чертога, прекраснее целого мира.(2)Пять сестриц, златокудрых невольниц, охраняют каждый шаг своей царицы.(3)Глядят ей, не отрываясь, в очи, глядят и поют… (4)Красота слушает целыми днями пение невольниц, любуется, как завивают они венки из душистых роз, гуляет по мраморным плитам своего чертога и скучает. (5)Наскучили   Красоте   и   амбра,   и   розы,   и   пение   златокудрых   подруг.(6)Хочется   ей проникнуть в заповедные стены, узнать, что делается за её чертогом, внизу, в долине. (7)Ведь поют же златокудрые невольницы о том, что есть люди на свете, есть птицы и звери, а кто они, какие и как выглядят, не знает Красота… (8)В   тот   вечер   царица   была   печальна   и   задумчива,   какою   никогда   ещё   не   видели   её златокудрые   рабыни.(9)И   претворилась   спящей   Красота,   чтобы   обмануть   своих златокудрых невольниц.(10)А когда невольницы заснули, сбежала Красота в долину. (11)И вошла она в ворота роскошного города. (12)На городской площади стоял огромный дом,   ярко   освещённый   тысячами   огней.(13)Все   знатнейшие   семьи   города   собрались   на праздник.(14)Но так как на слишком многочисленных и шумных сборищах всегда бывает скучно и люди на них веселятся точно по обязанности, то гости скучали и здесь. (15) И поэтому   страшно   обрадовались   все,   заметя   появление   Красоты.   (16)Ей   не   надо   было называть себя, все её сразу узнали. (17)И все любовались ею­ и мужчины и женщины, и старые и молодые­ все, славя Красоту. (18)Красота торжествовала. (19)Но   вот   прошёл   час,   другой,   третий.   (20)Всё,   как   известно,   прискучивает   на   свете. (21)Прискучила и Красота.(22)Людям надоело созерцать её, неподвижную, однообразную, словно застывшую в своей великолепной позе, как мраморное изваяние на троне.(23)И вот, сначала робко, потом всё настойчивее и смелее зазвучали голоса, требующие спеть что­ нибудь или сыграть, рассказать сказку, чудесную и волшебную, или станцевать. (24)Но Красота не двигалась с места. (25)Она не умела ни петь, ни играть, ни сочинять сказки и стихи, ни писать картины, ни даже плясать. (26)Она ничего не умела. (27)Ей стало горько и стыдно, потому что она была очень горда. (28)И чем настойчивее звучали просьбы окружающих, тем бледнее и бледнее становилось её прекрасное лицо. (29)­Что же это за Красота, которая ни в чём проявить себя не умеет!­ крикнул чей­то дерзкий голос в толпе. (30)­Не надо, не надо нам такой Красоты,­ подхватили другие голоса. (31)Вся бледная, как смерть, Красота сошла с трона и покинула зал.      ( По Л.Чарской) 3. Работа в группах: обсуждение, выявление вариантов, выступление. Эксперты оценивают. Практическое занятие № 4. Цель: занятие – контроль знаний по теме « структура сочинения». 1.Работа по тексту:  Геннадий Николаевич Бочаров (род 1935г.) – известный писатель и журналист, автор книг «Смерть стюардессы», «Флаги над степью». (1)В минуты, когда троллейбус с пассажирами сорвался с высокой плотины Ереванского водохранилища, народ уже заполонил бетонный склон перемычки. (2) Машины тормозили, сталкиваясь друг с другом, водители покидали кабины и торопились к проломленному бордюру, а троллейбус между тем погружался в бурлящую воду. (3) Вскоре на поверхности остались   лишь   ролики   его   штанги.(4)   Вода   сомкнулась   над   гигантской   воронкой   и поглотила обречённых людей. (5) Так началась эта драма.(6) Рекордсмен мира по прыжкам в воду, которому суждено было сыграть в ней, без сомнения, главную, выдающуюся роль, приближался к плотине водохранилища с северной стороны. (7) Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную 20­ километровую пробежку и к тому времени, когда троллейбус ушёл под воду, появился на высокой бетонной перемычке. (8) Чемпион был не один. (9) Вместе с ним тренировались и другие   спортсмены.   (10)   Был   рядом   и   родной   младший   брат   Шаварша   –   Камо.   (11) Чемпион первым оценил обстановку. (12) Подав знак Камо, он на ходу стал стягивать с себя мокрую от долгого бега одежду, сбросил тапочки. (13) Камо последовал его примеру. (14) Через несколько секунд братья уже были в холодной воде. (15)   Первым   до   роликов   доплыл   Шаварш.   (16)   Он   ясно   понял,   до   начала   основных спасательных работ никто лучше него не  справиться с тем, что можно и нужно сделать. (17) Только  он был способен  нырнуть на необходимую  глубину, сориентироваться  под водой и предпринять хотя бы какие – то меры для спасения людей.(18) Набрав воздуха, сгруппировавшись, он с шумом ушёл под воду. (19) Видимость под водой была скверной. (20) Ил, поднятый со дна троллейбусом, ещё не сел, но Шаваршу удалось рассмотреть корпус, положение троллейбуса.( 21) Преодолевая плотное сопротивление воды, он ударил в стекло ногами. (22) Стекло бесшумно раскололось, и Шаварш вплыл в салон. (23) В тяжёлой мгле двигались тёмные тени. (24) Он ухватил ближайшую тень, развернулся и выбрался   из   салона.(25)   Оттолкнувшись   мощнейшим   толчком     от   крыши   ,   устремился вверх, к поверхности. (26) Всплыв, Шаварш увидел, что спас женщину. (27) Тем временем появились лодки.(28) Некоторые парни пытались нырять с лодок, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине.   (29)Много   раз   нырял   Шаварш.   (30)   Он   погружался   в   воду,   вытянув   вперёд могучие   руки,   ускоряя   погружение   особыми   движениями.   Которыми   владел   в совершенстве.   (31)   Ощущал,   подсознательно   понимал,   что   кроме   физических   усилий, необходимых для дальнейших действий, понадобятся и другие, не физические. (32) Нужна была крепкая воля. (33)   В   это   время   на   отчаянные   усилия   Шаварша,   самоотверженные   действия   Камо, который принимал спасённых, смотрел их отец.(34) Ему не позволили броситься в воду на помощь к сыновьям. (35) В сердце и сознании отца произошло открытие: его сыновья – взрослые   люди,   способные   на   высшее   благородство.(36)   А   Шаварша   ожидала   долгая, тяжёлая болезнь, уход из спорта. (37) Лучшая награда герою не 130 завоёванных  медалей, а 20 спасённых им жизней. (38) Спасая людей, он помогал всем понять, что может человек, даже если он один.(39) А что человек может, таков он и есть. Класс делится на три группы и коллективно строит сочинение по трём типам: Модель 1, Модель   2,   Модель   3.   Проблемы   берут   разные,   аргументы   приводят   в   соответствии   с проблемами: героизм в наши дни, равнодушие и подвиг, самопожертвование или жизнь во имя других. Практическое занятие № 5. 1.Практические задания: В   приведенном   ниже   отрывке   из   произведения   А.   К. Толстого «Князь Серебряный» укажите выразительные средства языка. Скажите, какую роль они играют в тексте? Проведите стилистический эксперимент: исключите из текста все выразительные средства, сравните варианты и скажите, что ушло из текста вместе с выразительными   средствами?   (Рекомендуем   сначала   внимательно   прочитать   текст, вчитаться в него. Затем выписать все выразительные средства и подумать, что они дают тексту, какова их роль.)  Верст   тридцать   от   Слободы,   среди   дремучего   леса,   было   топкое   и   непроходимое болото, которое народ прозвал Поганою Лужей. Много чудесного рассказывали про это место. Дровосеки боялись в сумерки подходить к нему близко.  Уверяли,   что   в   летние   ночи   над   водою   прыгали   и   резвились   огоньки,   души   людей, убитых разбойниками и брошенных ими в Поганую Лужу.  Даже среди белого дня болото имело вид мрачной таинственности. Большие деревья, лишенные снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и черной. Отражаясь в ней, как в туманном   зеркале,   они   принимали   чудный   вид   уродливых   людей   и   небывалых животных. Не слышно было вблизи болота человеческого голоса. Стаи диких уток прилетали иногда плескаться на его поверхности. В камыше раздавался жалобный крик   водяной   курочки.   Черный   ворон   пролетал   над   вершинами   дерев,   и   зловещее карканье   его   повторялось   отголосками.   Иногда   слышны   были   далеко­далеко   стук топора, треск надрубленного дерева и глухое падение.  Но когда солнце опускалось за вершины, когда над болотом подымался прозрачный пар, стук топора умолкал, и прежние звуки заменялись новыми. Начиналось однообразное кваканье лягушек, сперва тихое и отрывистое, потом громкое, слитым хором.  Чем более сгущалась темнота, тем громче кричали гады. Голоса их составляли как бы один беспрерывный и продолжительный гул, так что ухо к нему привыкало и различало сквозь него и дальний вой волков, и вопли филина. Мрак становился гуще; предметы теряли свой прежний вид и облекались в новую наружность. Вода, древесные ветви и туманные   полосы   сливались   в   одно   целое.   Образы   и   звуки   смешивались   вместе   и ускользали   от   человеческого   понятия.   Поганая   Лужа   сделалась   достоянием   силы нечистой.  К сему­то проклятому месту, но не в темную ночь, а в утро солнечное, Малюта и опричники его направляли бег свой.  В то самое время, как они торопились и погоняли коней, другие молодцы, недоброго вида, собирались в дремучем лесу недалеко от Поганой Лужи.  Вопросы для сообщения и обсуждения: Композиционно – синтаксические типы речи. Роль личных местоимений в построении речи Выбор формы речи от 1-го лица, когда автор «передоверяет» повествование рассказчику, позволяет дополнительно, изнутри охарактеризовать героя- рассказчика, передать его непосредственный взгляд на окружающее, его эмоции, оценки, интонации. Такая форма изложения может придавать рассказу искренность, исповедальность - прием, которым часто пользовался Ф. М. Достоевский. Вот пример из романа «Подросток» (свидание героя романа Аркадия с Ахматовой): Я здесь до вашего приезда глядел целый месяц на ваш портрет у вашего отца в кабинете и ничего не угадал. Выражение вашего лица есть детская шаловливость и бесконечное простодушие - вот! Я ужасно дивился на это все время, как к вам ходил. О, и вы умеете смотреть гордо и раздавливать взглядом: я помню, как вы посмотрели на меня у вашего отца, когда приехали тогда из Москвы... Я вас тогда видел, а, между тем, спроси меня тогда, как я вышел: какая вы? - и я бы не сказал. Даже росту вашего бы не сказал. Я как увидел вас, так и ослеп. Ваш портрет совсем на вас не похож: у вас глаза не темные, а светлые, и только от длинных ресниц кажутся темными. Вы полны, вы среднего роста, но у вас плотная полнота, легкая полнота здоровой деревенской молодки. Да и лицо у вас совсем деревенское, лицо деревенской красавицы, - не обижайтесь, ведь это хорошо, это лучше - круглое, румяное, ясное, смелое, смеющееся и... застенчивое лицо! Право, застенчивое! Застенчивое у Катерины Николаевны Ахматовой! Застенчивое и целомудренное, клянусь! Больше, чем целомудренное - детское! - вот ваше лицо! Я все время был поражен и все время спрашивал себя: та ли это женщина? Развитию навыков работы с текстом, литературоведческим материалом, устной речи учащихся служат разные формы уроков. Особый интерес представляют уроки-размышления по творчеству писателей – классиков. Практическое занятие № 6.   В помощь учителю  Вспомним из теории литературы, что эпос ­ это один из четырех родов литературы наряду с лирикой, лиро­эпосом и драмой. Специфика анализа эпического произведения связана со своеобразием эпоса как рода литературы ­ повествованием о жизни человека, событиях, в которых   он   участвовал,   его   поведении,   взаимоотношениях   с   другими   людьми, переживаниях и т. д. Эпические произведения принадлежат к разным жанрам ­ роман, повесть, рассказ, очерк и т. д. Важно не путать жанровые понятия, уметь по совокупности признаков отличить роман от   повести,   повесть   от   рассказа,   рассказ   от   очерка.   Обычно   отмечается   жанровое своеобразие   эпических   произведений   (социально­психологический   роман,   историческая повесть, фантастический рассказ и т. п.).  При   анализе   текста   следует   стремиться   к   пониманию   идейного   смысла   произведения. Раскрыть его ­ значит осмыслить произведение в целом. Следует избегать поверхностных выводов, формулируемых, как правило, фразами наподобие «главная мысль состоит в том, что...».  Важной   составляющей   анализа   текста   эпического   произведения   является   толкование смысла названия (семантика, символика, этимология). Следует определить тематику эпического произведения (круг явлений действительности, которые автор отбирает, обобщает, воспроизводит). При этом важно не смешивать тему с жизненным   материалом   (последнее   шире),   определить   главную   тему   произведения   и частные темы (мотивы) и рассматривать в единстве с другими элементами содержания произведения (проблематикой, идеей).  Проблематика   (совокупность   проблем   (вопросов)   нравственных,   философских, социальных,   политических,   исторических,   семейно­бытовых,   религиозных   и   т.   д.) произведения связана с мировоззрением автора, особенностями его творческого метода. Одна и та же тема у разных авторов ведет к постановке разных проблем ­ это нужно учитывать при анализе эпического произведения.  Важным   элементом   анализа   эпического   текста   является   определение   композиционного своеобразия (соотношение частей, особые композиционные "приемы) произведения.  В   процессе   анализа   произведения   выявляется   авторская   позиция   (понимание   жизни   и выражение   отношения   к   ней)   через   прямые   (авторская   характеристика   и   авторские отступления) и косвенные формы выражения: в позиции героя­рассказчика, главного героя, близкого автору, названии произведения, эпиграфе к нему, посвящении. Позиция автора проявляется   также   в   выборе   места   действия,   подборе   персонажей,   их   сопоставлении, образах природы, особенностях авторского повествования, пафосе и т. д.  Практические задания  Создание   рецензии   на   самостоятельно   прочитанное   произведение   литературы,   фильм, спектакль, литературный концерт.  Роль  эпизода «Ростовы в гостях у дядюшки» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»  Примерный план: 1.Роль эпизода «Ростовы в гостях у дядюшки» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»  2.Расскажите об эпизоде как важнейшем идейно­композиционном звене романа­эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», об особенностях «сцепления» эпизодов.  3.Сформулируйте тезис­предположение о роли данного эпизода, имея в виду его место в романе, характер изображаемого события, функцию центрального персонажа и в целом отношение автора к поднятой им проблеме.  4.Какая конфликтная ситуация задается Толстым в экспозиции ­ сцене встречи участников охоты дворовыми людьми дядюшки, и получает ли она развитие в продолжении эпизода?  5.Как построено описание дядюшкиного дома и интерьера? Какую роль играют в описании авторские комментарии? В чьем восприятии дан Толстым костюм дядюшки и почему? 6.Обратите   внимание   на   художественные   детали,   с   помощью   которых   средств   автор создает образ Анисьи Федоровны. Как подчеркивает писатель контраст между Анисьей и Наташей? Какой женский тип воплощен в этом персонаже Толстым?  7.Аргументировано покажите, какой социально­психологический тип изображен Толстым в   дядюшке?   Как   автор   подчеркивает   близость   героя   с   народной   жизнью?   Отметьте   и прокомментируйте сходство дядюшки с другими персонажами произведения. Какие черты придают его образу особую привлекательность?  8.Отметьте и прокомментируйте в кульминационной сцене противопоставление русского и французского.   Какие   изобразительно­выразительные   и   синтаксические   средства использованы автором для концентрации внимания читателя на этой, ключевой в эпизоде сцене? Какая важнейшая мысль писателя отражена в авторском комментарии?  В   этом   эпизоде   Толстой   затрагивает   тему   искусства,   отмечая   в   народном «бессознательном»   творчестве   (охотничья   песня   дядюшки)   высшую   степень   красоты. Сравните этот эпизод с другими эпизодами романа (в опере), рассказом «Люцерн», чтобы проиллюстрировать эту важную мысль писателя.  9.Как   звучит   в   эпизоде   «мысль   семейная»?   На   какие   характерные   черты   «ростовской породы», показывая близость и взаимопонимание между Наташей и Николаем, указывает Толстой?  Эпизод «Ростовы в гостях у дядюшки» завершает рассказ об охоте, в которой некоторые исследователи видят прообраз войны 1812 года. Как в этой связи можно характеризовать роль Пети в рассматриваемом эпизоде и фантазии Наташи о волшебном царстве?    Итог   рассуждения   о   роли   эпизода,   отметив,   что   нового   вносит   он   в   представление читателя   о   Наташе   Ростовой,   любимой   героине   писателя,   других   персонажах.   Какие важные проблемы романа в нем отражены?  Написание сочинения – рецензии. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1              КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.                                                          1.ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ                                                               2.  НАЗВАНИЕ 3.ЭПИГРАФ 4. ПЛАН  Накопите как можно больше сведений о том, о чем собираетесь писать.  Помните,   хорошее   сочинение   можно   написать   лишь   о   том,   что   хорошо знаешь.  Четко уясните себе основную мысль(идею), составьте план сочинения.  Изберите   стиль   речи   и   по   намеченному   плану   последовательно   и   полно изложите   вопрос.   Сочинение   начните   с   очень   короткого   вступления   и завершите коротким содержательным заключением(выводом). Любое сочинение представляет собой текст, в котором выделяются : тема, основная мысль,    микротема,      абзац, план текста; способы связи предложений – параллельный и последовательный; средства связи: повтор, местоимение, синоним; сложное синтаксическое целое.                                                 Требования к сочинению. Сочинение ­ самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими  собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений; упражнение в развитии  связной речи, в построении текста. Оно является средством самовыражения личности  школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира.  Сочинение – творческая работа, которая не терпит стандарта и единообразия. Но  все же существуют установившиеся требования к нему и критерии оценки:         правильное понимание темы; полнота ее раскрытия; глубина подхода к теме; знание текста художественного произведения и умение цитировать; композиция(логичность   и   гибкость   в   расположении   материала, целесообразность и оригинальность вступления и заключения, органичность их связи с основной частью); речь   пишущего   (единство   стиля,   удачное   сочетание   научной   и публицистической   лексики,   использование   эмоционально   –   оценочных   слов   и выражений,   разнообразие   синтаксических   конструкций,   отсутствие   грамматических, лексических и стилистических ошибок); личностный подход; знание   основ   теории   литературы   и   умение   анализировать   творчество писателя   или   конкретное   художественное   произведение   в   соответствии   с   заданной темой;  умение строить сочинение в определенном речевом жанре(характеристика, рецензия, популярная критическая статья, очерк и другие);    умение сопоставлять, обобщать, обосновать свою позицию; пунктуационная и орфографическая грамотность; оформление (почерк, соблюдение абзацев; аккуратность). Выпускные и конкурсные экзаменационные сочинения имеют вполне конкретные цели:   проверить   знание   литературы,   умение   анализировать   художественное произведение и грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа. Что именно поможет успешно написать сочинение(требования):  Хорошее   знание   необходимых   по   программе   художественных   и литературно­критических   произведений,   особенностей   литературного   процесса   – биографий   писателей,   специфики   художественных   направлений,   методов   и   стилей, некоторых особо примечательных событий литературной жизни. Понимание   эстетической   сущности   художественного   произведения, умение анализировать его в единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы.  Умение логично и доказательно мыслить и излагать результаты своих рассуждений хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении. Аргументированное   отношение   своего   отношения   к   предмету, проявление эстетического вкуса, общей и филологической культуры.    Стилистическая и языковая грамотность.                                         Этапы работы над темой сочинения. Анализ формулировки темы и выбор направления ее раскрытия. Определение идеи (главной мысли) сочинения и объема. Запись   основных   тезисов   и   подбор   аргументов   для   их   доказательства   (суждения, фактические примеры и цитаты. Отбор фактического материла.  Составление   плана   (расположение   тезисов   и   аргументов   в   определенной последовательности) на черновике. Текстуальное оформление сочинения (беловик). Редактирование (правка ) осуществляется в ходе написания на черновике. Анализ формулировки темы и выбор направления ее раскрытия. Идея сочинения – это ведущий тезис, прямой ответ на вопрос темы. Успех работы во многом  зависит от умения формулировать ведущий тезис. Подготовительную работу  над сочинением целесообразно проводить в 3 этапа, начав с обдумывания темы.   Первый   этап  включает   в   себя:   Анализ   формулировки   темы   сочинения. Определение объема темы. Определение содержания темы.  Второй этап  – разработка рабочего плана сочинения. От удачно составленного плана   во   многом   зависят   глубина   и   содержательность   сочинения.   Каждое   новое положение,   выдвигаемое   автором,   должно   быть   следствием   предыдущего.   Чтобы сочинение   было   логически   последовательным,   необходимо   научиться   составлять рабочий план. План к одной и той же теме может быть разным(простым, развернутым, сложным, цитатным, состоящим из вопросительных предложений и так далее).Если вы составили   план,   значит,   уже   четко   представляете   себе,   о   чем   писать,   определили главную мысль работы, связь и обусловленность основных ее частей. Сочинение,   написанное   по   четко   продуманному   плану,   отличает   стройность композиции, соразмерность частей, целостность изложения. Выводы в таком сочинении логически   следуют   из   вышеизложенного   и   являются   логическим   следствием рассуждений.   То   есть,   рабочий   план   помогает   полностью   подчинить   композицию раскрытию   темы,   избежать   резких   переходов   от   одного   положения   к   другому, смещений пунктов, ненужного возвращения к выясненным вопросам. Третий   этап  –   текстуальное   оформление   рассуждения(написание   сочинения). Если   процесс   обдумывания   темы   и   разработку   рабочего   плана   сочинения   можно сравнить с проектом и каркасом строящегося здания, то написанное – с заполнением этого каркаса блоками. Для пишущего сочинение, как правило, труднее всего определить, к какому типу следует   определить  тему.   Основным   типом   экзаменационного   сочинения   является рассуждение.   Именно   в   нем   проверяются   знания   и   навыки   пишущего,   умение проанализировать   формулировку   темы   с   учетом   знания   литературного   материала, сделать логический анализ, облечь свои мысли в речевую форму. Приложение № 2.                                                            ПАМЯТКА  Основная проблема – это та,      которая стала объектом раздумий автора;   над которой он в основном размышляет;   к которой он неоднократно возвращается;  по которой отчетливо заявлена авторская позиция.  Автором проблема:         поставлена;  изложена;  рассмотрена;  выдвинута;  поднята;  сформулирована;  проанализирована.  Проблема  чего?  (род. падеж): добра и зла, экологии, воспитания, взаимоотношений со старшими и т.д.  Ваша   позиция   считается   сформулированной,   если   она   заявлена   прямо   или   с помощью оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного: с удовольствием прочитал…  нельзя остаться равнодушным…  к сожалению, …  интересно то, как автор…  разделяя мнение (негодование, восхищение) автора, хочу сказать, что…  к немалому удивлению, узнал, что…  считаю, что автор прав, когда он …  автор, по­моему, убежден, что…  бесспорно, справедливо мнение автора о том, что…  ПАМЯТКА  (продолжение)              автор подводит читателя к мысли, с которой нельзя не согласиться...  решая проблему, автор приходит к печальному (обнадеживающему) выводу...  все это позволило автору прийти к интересной мысли о том, что… не могу не согласиться с выводами автора по поводу поднятой им проблемы… нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что… точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…     Аргументами могут быть:            ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильм; ссылки   на   авторитетных   авторов   (писателей,   художников,   известных   деятелей   в области культуры и науки) и их произведения; свидетельства очевидцев; ссылки на известные (современные или исторические) события и их даты; собственные наблюдения; положения официальных документов; различные общественные законы; статистические данные; научные данные; примеры из художественной литературы, научно­популярной, исторической; примеры из жизни окружающих.              АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ  1. Формулируем проблему. Особое внимание обратите на первый и последний абзацы. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема). Учтите, что в тексте может быть не одна проблема, вам нужно сформулировать только одну и работать только по ней.  Желательно,   чтобы   проблема   была   сформулирована   в   форме   вопроса.   Найти проблему   можно,   отталкиваясь   от   позиции   автора.   Найдите   абзац,   в   котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема. 2. Переходим к комментарию. Для   того   чтобы   написать   комментарий,   перечитайте   центральные   части   текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники. В комментарии можно указать:     разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор; что заставило автора обратиться к поставленной проблеме; какие примеры приводит автор; на какие авторитетные мнения он ссылается. Комментарий   должен   содержать   рассуждение,   пояснительные   замечания, толкование   проблемы.   Самое   главное,   чтобы   не   было   пересказа,   а   цитирование   было уместным. Комментарий должен опираться на факта, один из которых проговаривает автор текста, а другой должен звучать устами рассказчика. 3. Формулируем позицию автора. Позиция автора – это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль. Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вопрос.   Обратите   внимание   на   последний   абзац   текста   или   несколько   последних предложений. Возможно, там можно найти, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируйте ее своими словами, подтвердив их цитатой из текста. 4. Выражаем свое отношение к проблеме. Перечитайте еще раз проблемный вопрос! Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами! 5. Приводим аргументы. Надо   доказать   правильность   своей   позиции,   приведя   определенные   примеры. Аргументов   должно   быть   два.   Одно   доказательство   можно   взять   из   произведений художественной   литературы.   В   качестве   другого   аргумента   можно   использовать интересные   факты   общественной   жизни,   истории,   политики,   искусства,   биографии известных людей. 6. Работаем над заключением. Необходимо еще раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, который  должен соответствовать данной проблеме. Приложение №3 Формулировка темы сочинения. Темы сочинений­рассуждений условно можно отнести к трем основным категориям: 1. Тема­суждение. 2. Тема­вопрос. 3. Тема­понятие. Тема­суждение  – наиболее легкий тип в том плане, что в самой формулировке содержится идея(основная мысль) рассуждения: «Онегин и Печорин как герои своего времени», «Чацкий – выразитель идей декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума», «Мцыри»   Лермонтова   как   романтическая   поэма».   Задача   состоит   в   том,   чтобы подобрать   аргументы   в   пользу   высказанной   в   формулировке(названии   сочинения) мысли или отвергнуть основную мысль, выдвинув убедительные контр­аргументы, не согласиться Тема­вопрос с формулировкой суждения. Тема­вопрос требует определения идеи(основной мысли) рассуждения: «Что мне дорого в поэзии Пушкина?», «Современность романа И.Тургенева «отцы и дети». От автора   сочинения   требуется   проявить   умение     самостоятельно   сформулировать основной тезис и подобрать аргументы в его защиту. Тема­понятие  так же, как и тема­вопрос, не содержит в своей формулировке указания на основную мысль(тезис) рассуждения. Поэтому в работе над этой темой надо   сформулировать   вопрос,   определить   тезис   суждения   и   подобрать   аргументы, которые   его   подтверждают.   Вопрос   должен   исходить   из   формулировки   темы.   Вот пример работы над темой­понятием «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума». Вариант первый. Вопрос: Как Грибоедов раскрывает образ Чацкого? Тезис ответа: Речь – главный прием раскрытия образа Чацкого. Вариант второй. Вопрос: Как современники оценили образ Чацкого? Тезис   ответа:   внимание   современников   было   сосредоточено   на   оценке художественного и жизненного значения образа. Чацкий как личность вызывал глубокое уважение современников, но все же как герой комедии он нелеп, так как «мечет бисер перед свиньями»(И.А.Гончаров). Автор, прежде чем приступить к сочинению,   должен ясно себе представить,  о чем  он хочет рассказать читателю,  для чего  он должен об этом рассказать,  как  он будет   это   делать.   То   есть,   автор   школьного   сочинения   должен   определить   тему, основную мысль сочинения и способ изложения материала. Тема  – это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем говорится в сочинении. Основная мысль сочинения – это ответ на поставленный темой вопрос.   В   любой   формулировке   темы   содержится   вопрос.   Иногда   сама   тема сформулирована как вопрос:  «В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?» Но чаще тема предлагается не в форме вопроса: «Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания», однако и в этом случае также требуется ответить на вопрос: Как воспитывался Митрофан и каким он стал? Отвечая на поставленный вопрос, автор, отбирая материал и речевые средства, соблюдая последовательность изложения, выражает основную мысль сочинения. Сочинение может строиться в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм. Основная мысль может быть выражена в названии сочинения: «Здравствуй, родная школа!», «Никто не забыт – ничто не забыто». Задания для учащихся: 1.Сопоставьте   приведенные   ниже   темы.   Какая   из   них   предусматривает   сочинение повествовательного   характера,   какая     ­   сочинение­рассуждение,   а   какая   –   сочинение­ описание? «В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?» «Жизнь обитателей Тамани».            «Портрет Печорина». 2.Определите, какая из сопоставляемых тем шире, какая – уже. Обоснуйте свое мнение.                      «Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания».                      «Рассуждения Стародума о воспитании и образовании».                     «Тема воспитания и истинного образования в комедии «Недоросль». 3.Расположите темы в таком порядке, чтобы каждая последующая была шире предыдущей. «Воспитание   и   образование   молодого   аристократа»(по   роману   А.С.Пушкина «Евгений Онегин») «Как учился и воспитывался Евгений Онегин». «Воспитание и образование молодых дворян­аристократов в начале 19 века (по произведениям А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова) »                        Эпиграф. Сочинение   может  быть   снабжено   эпиграфом.   Эпиграф,   как   правило,   обращает внимание   читателя   на   основную   мысль   сочинения,   на   то,   как   подходит   автор   к раскрытию темы. Несмотря на то, что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы и даже после его завершения, когда автор выскажет до конца свою точку зрения. Естественно, не к каждому сочинению необходим эпиграф. Эпиграфы располагают в правом верхнем углу после названия сочинения. Они обычно не выделяются кавычками. В печатных работах указание источника, откуда взят эпиграф, передается, как правило, другим шрифтом. Указание источника, откуда взят эпиграф,   нередко   заключается   в   скобки.   Скобки   становятся   обязательными   в   том случае, когда указание источника помещается на той же строке, что и эпиграф. Приложение № 4. Типы сочинений­рассуждений. 1.Рассуждение историко­литературного характера ­ рассуждение, связанное с анализом компонентов художественной структуры текста: сюжета, композиции, системы образов, речевых особенностей и стиля произведения, а также художественного метода писателя. Если основная часть сочинения требует анализа структуры литературного произведения (сюжета, композиции, художественной детали и тому подобное), то задача состоит в том, чтобы дать анализ функции данного компонента в раскрытии содержания произведения в целом   или   его   отдельного   образа.   Подобные   темы:   «Философские   мотивы   в   лирике А.С.Пушкина»,   «Антитеза   в   раскрытии   замысла   романа   Л.Н.Толстого   «Война   и   мир», «Особенности композиции поэмы Н.В.Гоголя «мертвые души».  2.Рассуждение   об  одном  литературном   герое  –   один   из   часто   встречающихся   типов сочинения.   Темы:   «Образ   Раскольникова   в   романе   Ф.М.Достоевского   «Преступление   и наказание», «Катерина в драме А.Н.Островского «Гроза». Если сочинение­рассуждение предполагает разговор о герое в аспекте художественного образа, то в работе надо дать ответ на вопрос: как создается он в произведении? Для этого тему­понятие переведем в тему­вопрос. Вопрос: как Достоевским раскрывается образ Раскольникова?  Назвать все приемы создания образа невозможно, поэтому перед пишущим встает задача определения основной мысли рассуждения и объема сочинения. В содержании сочинения должна быть представлена и индивидуальная характеристика героя, и анализ художественных средств ее воплощения. 3.Сочинение­сравнение – еще один тип рассуждения. Сравнение   начинается   с   формулировки  основания   сравнения.   Как   правило, основание подсказано самим автором, определяет композицию произведения в целом, раскрывает его идею. Так, сравнение может быть отражено в названии: «Три сестры», «Война   и   мир»,   «Толстый   и   тонкий».   Поэтому   при   выборе   темы­сравнения   нужно определить, что именно предлагается сравнить. Тема сочинения­сравнения может быть сформулирована по­разному:  «Базаров и Павел Петрович в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Сравнение двух литературных героев:  «Герой времени»(романы И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Сравнение произведений двух писателей:  «Тема   войны   в   «Севастопольских   рассказах»   и   в   романе   «Война   и   мир» Сравнение двух произведений одного и того же писателя: Л.Н.Толстого». Сравнить   –   это   значит   сопоставить   факты,   явления,   образы   и   найти   общее   и различное в них. Общее в фактах, явлениях, образах называют основанием сравнения. Черты   различия   могут   быть   подобраны   только   по   принципу   контраста, противопоставления.  Приложение №5                       Что такое эссе? Эссе (фр. “еssai” –  попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу   творчества.   Это   размышление   по   поводу   когда­то   нами   услышанного, прочитанного   или   пережитого.   Пишем   его   в   свободном   стиле   (лучше   разговорном)   и композиции, на любую тему. Эссе может носить историко­биографический, литературно­ критический,   философский,   научно­популярный,   беллетристический   характер.   В содержании   эссе   оцениваются   в   первую   очередь   личность  автора   –   его   мировоззрение, мысли и чувства. Эссе предлагается в качестве задания не только в школах. В некоторых вузах на гуманитарных факультетах с помощью эссе сдаются вступительные экзамены. Кроме   того,   написание   эссе   –   требование   многих   международных   образовательных программ. В некоторых европейских вузах прием студентов на первый курс происходит только на основании конкурса эссе. Необходимо   выбрать   достаточно   знакомую   тему,   чтобы   вы   смогли   писать   о   ней вдохновенно и со знанием дела. В тоже время она должна быть достаточно необычна, чтобы выделить   вас   из   массы   других   соискателей.   Может   быть,   это   будет   история   о   вашем первом перевале, когда вы занимались альпинизмом. А может — воспоминания об уроках игры на балалайке. Или ночь, проведенная в приюте, и те люди, которых вы там встретили. Как бы там ни было, лучшие куски вашего эссе должны быть написаны языком ярким и точным. Главная цель эссе — создать всеохватывающее представление об уникальности вашей личности. Вопросы в эссе даны для того, чтобы проверяющему было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ   достичь   этого   —   писать   прямо   и   откровенно,   оставаясь   честным   перед   самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным и вычурным.   Кроме   того,   эссе   должно   быть   выполнено   в   привлекательной   форме,   легко читаться   и   быть   приятным   на   вид.   Начните   с   главного   —   выберите  тему,   определите желаемый  объем   и   цель  каждого   параграфа.   Запишите   наиболее  удачные   мысли  и сформируйте из них каркас будущей работы. Следующий шаг — эскиз. Развейте мысль в каждом   параграфе,   начните  усложнять   конструкции,   используя   придаточные   и развернутые описания. Используйте «сильные» глаголы и переделайте пассивный залог в активный. В завершение проверьте грамматику и синтаксис.                                           Примерный план эссе. ВСТУПЛЕНИЕ — один абзац  А.   Используйте   ловушки   для   привлечения   внимания,   такие   как:   цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории.  В. Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как­то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе.  С. Избегайте таких фраз, как «Это эссе про ...» или «Я собираюсь поговорить про...».  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — 2­3 абзаца А. Выражайтесь понятно  В.   Подкрепляйте   основные   идеи   фактами,   размышлениями,   идеями,   яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя.  С. Используйте справочные материалы, чтобы устранить тавтологию.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ — один абзац.  А. Продемонстрируйте ваш рост и потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему.  В. Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса.  С. Ваша главная мысль в модифицированном варианте. Приложение № 6 Анализ текста как форма подготовки к сочинению.  Прежде чем начать писать сочинение, необходимо хорошо изучить текст, понять его. В этом нам поможет анализ текста по предложенному плану: 1. Определить стиль и жанр текста. 2. Определить тему текста, творческую задачу автора. 3. Каковы сюжет и композиция текста? 4. Кто его лирический герой? 5. Какие языковые средства использует автор для раскрытия темы? 6. Какова идея, пафос данного произведения? При   подготовке     к   форме   сочинения   «Анализ   стихотворения   А.А.Фета   «Старые письма»   важно   выслушать   подготовленный   доклад   ученика,   дополнить   его   ответами одноклассников, обсудить все части предполагаемого сочинения и отобрать материал в соответствии   с   выбранным   жанром   (школьное   сочинение,   рецензия,   эссэ),   определить композицию, сделать заключение в соответствии со своими взглядами. Пример эссе (записывается учащимися под диктовку):                                                   Символ крестьянской России – плакучая ива. Деревенская, крестьянская Русь! Разве белоствольная береза твой символ? Береза – символ праздника,   радости   –   «невестушка   белоствольная».   Но   горе,   горе   русской   матери, теряющей без вести на чужбине сыновей,  символизирует другое дерево. Толстоствольное,   корявое,   оно   растет   в   каждой   русской   деревне   на   берегу   пруда   или речки, низко наклоняя к воде свои ветви. «Ивушка зеленая, над рекой склоненная», ты скажи, скажи не тая, где любовь моя?» ­ поется в грустной русской песне. Кажется, что не вода питает иву, а ива, склонившись, плачет, и озеро слез, вытекающее из­ под ее корней, ­ озеро горя русских женщин, русских матерей:  Увы! Утешится жена,                 И друг лучший друг забудет,         Но где­то есть душа одна­              Она до гроба помнить будет! Что может сравниться с горем матери, потерявшей сына? Что может быть страшнее и тягостнее, чем неизвестность?  Нет, «не поднять иве своих поникнувших ветвей»…Святые, искренние   слезы   русской   матери   –   вечные   плакучие   ивы   –   символ   скорби   русской крестьянской земли о сгинувших без вести ее сыновьях.

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов

Авторская программа курса "Пишем сочинение" для 10-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017