Курс "Миф как начало всех начал" предназначен для учащихся, проявляющих устойчивый интерес к гуманитарным дисциплинам, ориентированных на продолжение обучения в старшей школе в профильных социально - гуманитарных и филологических классах. Также он предполагает закрепление, расширение и углубление знаний по литературе и русскому языку, полученных в основной школе.
Благодаря использованию активных форм работы, применению современных педтехнологий (метод проектов, ИКТ технологий), практической направленности курс ориентирован на формирование ключевых и предметных компетентностей, развитие всех видов речевой деятельности, учит пользоваться компьютером, ресурсами Интернет.
Курс рассчитан на 14 учебных часа, реализует школьную программу "Одарённые дети", готовит ребят к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам.
Программу возможно реализовать в триместр (четверть).
В процессе освоения учащиеся выполняют личностно и социально значимые проект или исследовательскую работу по одной из тем.
Структура курса позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Цель курса: создание условий для формирования лингвистической и культурологической, информационной компетентностей учащихся на основе комплексного применения ЗУН, субъективного опыта, общеучебных умений и навыков.
Авторская программа "Миф как начало всех начал"
Курс "Миф как начало всех начал" предназначен для учащихся, проявляющих устойчивый интерес к
гуманитарным дисциплинам, ориентированных на продолжение обучения в старшей школе в профильных
социально гуманитарных и филологических классах. Также он предполагает закрепление, расширение и
углубление знаний по литературе и русскому языку, полученных в основной школе.
Благодаря использованию активных форм работы, применению современных педтехнологий (метод проектов,
ИКТ технологий), практической направленности курс ориентирован на формирование ключевых и предметных
компетентностей, развитие всех видов речевой деятельности, учит пользоваться компьютером, ресурсами
Интернет.
Курс рассчитан на 14 учебных часа, реализует школьную программу "Одарённые дети", готовит ребят к
олимпиадам, интеллектуальным конкурсам.
Программу возможно реализовать в триместр (четверть).
В процессе освоения учащиеся выполняют личностно и социально значимые проект или исследовательскую
работу по одной из тем.
Структура курса позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Цель курса: создание условий для формирования лингвистической и культурологической, информационной
компетентностей учащихся на основе комплексного применения ЗУН, субъективного опыта, общеучебных умений
и навыков.
Задачи:
расширение знаний в области литературы, русского языка, МХК;
приобщение к шедеврам мирового искусства и литературы;
развитие речи учащихся;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание чувств толерантности и патриотизма;
формирование навыков исследовательской деятельности.
Вид курса межпредметный
Продолжительность 14 часа.
Режим проведения сессионный.
Прогнозируемый результат:
Развитие познавательного интереса к теме курса.
Расширение и углубление знаний по мифологии.
Создание проектов по теме курса.
Учебный план
№ Тема.
Количество
часов.
Теор
ия.
Практи
ка.
Контрол
ь.
1. Миф и мифология.
2. Миф и русский язык.
4
2
1
1
2
2
13. Жизнь мифа в русской
литературе.
4. Итого
Основное содержание программы.
8
14
2
6
10
1
2
Тема 1. Миф и мифология. Миф как форма познания действительности. Как рождается миф. Картина мира в
мифологических представлениях. Классификация мифов. Отличие мифа от других жанров фольклора (легенда,
сказка, предание, сказание). Мифология европейских народов: кельтская, германская, славянская. Особая роль
древнегреческой мифологии в развитии искусства и литературы Европы. Герои древнегреческих мифов. Мифы
народов, проживающих в Малмыже. Философское и нравственное звучание мифа.
Тема 2. Греческие и латинские словообразовательные элементы, имеющие отношение к мифам, и современный
русский литературный язык. Роль таких элементов в языке. Фразеологические обороты и крылатые выражения
из мифов, их богатство и выразительность.
Тема 3. Жизнь мифа в русской литературе нового времени. Мифологические образы и сюжеты, их роль в
произведениях А.С. Пушкина (стихотворения по выбору учителя или учащихся, роман "Евгений Онегин"), Ф. И.
Тютчева ("Весенняя гроза" и другие по выбору учителя и учащихся) А. А. Фета (стихотворения "Венера
Милосская" и др.), М. И. Цветаевой (поэма "Психея" и др.). Идейное содержание и непреходящая ценность этих
произведений.
Учебнотематический план курса
№ Тема занятия.
Количеств
о.
Деятельность учителя и
учащихся.
Ожидаемый результат.
1. Введение. Цели и
1ч
задачи курса. Мифы как
культурное завещание
предков. Миф и
легенда.
2. Классификация мифов.
Роль древнегреческой
цивилизации в развитии
европейского искусства.
1ч
3. Славянская мифология.
1ч
4. Мифы народов
1ч
Малмыжского района.
Вводная беседа.
Анкетирование. "Похвальное
слово мифу" учителя.
Учительская презентация.
Знакомство со справочной
литературой курса, ресурсами
Интернет по теме. Запуск
проектов.
Сообщения учащихся
Практическая работа с
текстами мифов.
Положительная
мотивация, принятие
целей, задач курса.
Приращение знания,
умение анализировать
миф, развитие навыков
говорения, чтения
Практическая работа с
сетевыми ресурсами.
Создание опорного
конспекта по теме
Сообщения о русских,
татарских, марийских мифах.
Инсценировка легенды о
князе Полтыше.
Создание учащимися
компьютерной
презентации "Мой
любимый мифический
герой"
5. Мифы и русский язык.
2ч
Лекция учителя
Составление краткого"Международные
словообразовательные
элементы.
"Пресс конференция с
творческой группой учащихся,
изучившей вопрос о античных
фразеологизмах и крылатых
выражениях "Почему мы так
говорим?"
словарика
"Международные
словообразовательные
элементы"
Расширение словарного
запаса учащихся
Групповая практическая
работа с текстами стихов
Пушкина и романом "Евгений
Онегин", комментарием к
роману Ю. М. Лотмана
Постижение идейного
содержания
произведений Пушкина,
развитие
выразительности речи
Чтение и анализ
стихотворений поэта,
содержащих мифические
образы и сюжеты.
Чтение и анализ
стихотворений поэта,
содержащих мифические
образы и сюжеты.
Самостоятельная работа уч
ся.
Учитель при необходимости
координирует работу
учащихся
Постижение идейного
содержания
произведений Тютчева,
развитие
выразительности речи
Постижение идейного
содержания
произведений Цветаевой,
развитие
выразительности речи.
Создание личностно
значимых и социально
значимых проектов.
Защита учащимися своих
проектов. Презентация
проектов. Итоговое
анкетирование. Рефлексия
Анализ своей
деятельности. Написание
работ "Что дала мне
работа на курсе?"
6. Жизнь мифов в русской
2ч
литературе."Быть
может в Лете не
потонет строка,
слагаемая мной:"
Мифологические
образы в творчестве
Пушкина.
7. Ф. И. Тютчев
1ч
европейски
образованный человек.
8. Марина Цветаева поэт
1ч
Серебряного века.
9. Работа над проектами.
2ч
10 Итоговое занятие.
2ч
Список литературы для учителя.
1. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.
2. Добровольская В. Картина мира в мифологических представлениях. Газета "Литература" (Приложение
к газете "Первое сентября") №47, 1997.3. Голуб Г. Б. и др. Метод проектов технология компетентностно ориентированного образования.
Самара, 2006.
4. Нартов К. М. Зарубежная литература в школе. М., 1976.
5. Тарасов И. Мифы народов мира. Разработка уроков. Газета "Литература" (Приложение к газете
"Первое сентября") №39, 2000
6. Телегин С. М. А. Н. Афанасьев. Мифологический взгляд на природу и человека. Литература в школе,
№3 1997.
7. Шайтанов И. Из мифа в историю. Газета "Литература" (Приложение к газете "Первое сентября") №27,
28 . 2002.
Список литературы для учащихся.
1. Ботвиник М. Н. и др. Мифологический словарь. М. 1984.
2. Лотман Ю. М. Пушкин. СП. 1990.
3. Нейхард А. А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Мира. М. 1988.
4. Немировский А. И. Мифы древней Эллады. М. 1992.
5. Петрухин В. Л. Славяне. М. 1999.
6. Токарев М. Мифы народов мира. М. Большая Российская энциклопедия в 2 т . 1998.
Интернетресурсы.
1. http://www.foxdesign./ru/legend/ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная
энциклопедия.
2. http://www.greekroman.ru Antiqua энциклопедия древнегреческой и римской мифологии.
3. http://www.artux.ru ARTUX.ru: Всеобщая история искусств и др.