Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
физическая культура
5 кл
05.11.2018
Реализация урочной деятельности по плаванию направления - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно - психические нагрузки и т.д.
Программа по плаванию.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 83 МО «г. Ульяновск»
Рабочая программа по физической культуре
«Плавание»
для учащихся начальной школы 14 классов
, на 20122013 учебный год
учитель физической культуры высшей квалификационной категории
Ларисы Петровны Валово г. Ульяновск
2013 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании Закона РФ «Об образовании»
(ст. 7, 9,14,29. 32), совершенствования нормативноправового обеспечения
деятельности общеобразовательных учреждений, эффективного внедрения
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования приказом Министерства образования Ульяновской области от
27.06.2011 №2207 утверждено положение о рабочей программе учебных
предметов.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе
примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для МБОУ СОШ № 83
г. Ульяновска и учащихся начальных классов 14 класса , определяющая
содержание, последовательность изучения тем по плаванию в количество 14 часов
на их усвоение, во время проведения уроков физической культуры.
учетом:
Рабочая
составляется
программа
с
требований федеральных государственных образовательных стандартов;
программ;
обязательного
минимума
содержания
учебных
требований
выпускников;
объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного
подготовки
уровню
к
учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
учащихся;
познавательных
интересов
Комплексной программой физического воспитания учащихся I–XI клас
сов”. В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2011 г. Реализация урочной деятельности по плаванию направления это
обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с
раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей
чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и
неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно
психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного
нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими
элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному
распространению в детской среде и различных форм разрушительного
поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся сохранения и укрепления здоровья с
раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено
воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут
только успешные люди. Успешные значит понимающие своё предназначение в
жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно
способные к самопознанию,
(
самореализации,
самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться,
самоопределению,
продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ , направленных на первичную профилактику злоупотребления
курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно,
чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных
классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек
как альтернативы вредным привычкам и формирование установок на ведение
здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные
привычки. Главное приобщить детей к здоровому образу жизни Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к
обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для
обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с
вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска
многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на
развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор,
принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа
начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших
школьников необходима совместная работа педагога с родителями,
психологической и медицинской службой.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к
здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса
в школе.
Нормативноправовой и документальной базой программы по плаванию
обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования;
СанПиН, 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к режиму учебно
воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52ФЗ «О санитарно
эпидемиологическом благополучии населения»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224
«О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания
общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо
МО РФ № 220/1113 от 20.02.1999); Гигиенические требования к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Программа физического воспитания на основе спортивного плавания
предназначена для муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №83 города Ульяновска, которая имеет
материальнотехнические возможности для обучения плавательной подготовки в
условиях школы имеющих школьный бассейн.
Цели программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших
школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных
путей в достижении успеха. Формированию жизненно необходимого навыка
умения плавать. Поиск и отбор наиболее перспективный детей для занятия
спортивным плаванием в системе ДЮСШ.
Задачи:
1. Формирование жизненно необходимого навыка умения плавать.
1. Использование плавания как средства, здорового жизненного стиля и
реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
2. Профилактика вредных привычек.
3. Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.
4. Овладеть жизненно необходимых навыков плавания.
5. Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного
плавания ( кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
6. Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на
оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную
тренированность
7. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
8. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и
спорта на примере плавания. 9. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического
поведения, безопасной жизни в условиях водной среды.
10.Просвещение родителей в вопросах сохранения и развития здоровья
детей на примере плавания.
Основные направления реализации программы:
организация и проведение инструктажа по технике безопасности на воде
и в плавательном бассейне;
организация и проведение разнообразных мероприятий в воде: бег,
прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами
(мячи, скакалки и пр.);
организация и проведение спортивных праздников на воде и спортивных
состязаний.
1. Требования к уровню подготовки учащихся
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по
плаванию.
В процессе обучения и воспитания на примере плавания обучающиеся
должны реализовать собственные установки, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры
личностные,
здоровья у обучающихся формируются познавательные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения и предлагаемая
программа по плаванию, предусматривает достижение следующих результатов
образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно
смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их
индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе
современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивнооздоровительному направлению «Здоровые дети» является
формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы урочной деятельности по
плаванию является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
1.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке плавания с
помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать
предварительный отбор источников
информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
В ходе реализация рабочей программы по плаванию обучающиеся должны
знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся правил поведения в плавательном
бассейне
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия плавания на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние плавания на успешную учебную деятельность;
значение плавательных упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
уметь:
составлять индивидуальный режим тренировок и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков
необходимых для плавания;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,
утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
плавать одним из основных способов плавания;
повышать уровня общей и специальной физической подготовленности;
В рамках реализации программы и популяризации плавания в течение
учебного года проводятся соревнования:
“Золотая рыбка” по параллелям;
“Веселые старты” на воде;
Спартакиада школьников города Ульяновска.
В каждой четверти и конце года результаты обучения детей оцениваются
учителем на контрольных уроках.
Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на
гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно
необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.
Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно
организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека,
способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других
качеств.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое
развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело
человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела,
горизонтальное положение в воде раскрепощают опорнодвигательный аппарат,
способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность
внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание. При правильном проведении занятий у детей повышаются
функциональные возможности сердечнососудистой системы, укрепляется
дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание
положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.
Систематические занятия плаванием способствуют формированию
правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм,
повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому
плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.
Начинать заниматься плаванием лучше с первого класса. Дети быстро
овладевают техникой плавания спортивными способами. Этому способствует
лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость их тела.
2. Календарнотематическое планирование
по плаванию
№№
1.
Содержание учебного материала
Теоретическая подготовка:
Правила поведения в бассейне
Гигиена физических упражнений
Влияние физических упражнений на
организм человека
Техника и терминология плавания
Практическая подготовка:
1. Подготовительные упражнения на воде
2. Общая плавательная подготовка на воде:
Изучение кролевых способов плавания
Отдельные элементы технических способов
2.
Количество часов
2
0,5
0,5
0,5
0,5
11
1
3
3 (дельфин, брасс)
Учебные прыжки в воду
Старты и повороты
Игры
Контрольные испытания
3. Общефизическая подготовка на суше:
0,5
0,5
2,5
0,5
1
Медицинский контроль
3.
ИТОГО: 14 часов
1
3. Содержание программы учебного предмета
Содержание уроков плавания для учащихся 1–4 классов 14 часов.
В начальной школе на уроках по плаванию осуществляется физкультурно
оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю
физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и
овладение навыком плавания.
Основные задачи подготовки:
укрепление здоровья и закаливание;
овладение жизненно необходимым навыком плавания;
обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому
кругу двигательных навыков;
развитие физических качеств ( выносливости, быстроты, скорости,
силовых и координационных возможностей);
воспитание моральноэтических и волевых качеств.
Содержание теоретической подготовки.
Правила поведения в бассейне.
Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Предупреждение
несчастных случаев, заболеваний при занятиях плаванием.
Гигиена физических упражнений.
Личная гигиена юного пловца, закаливание. Режим дня, совмещение занятий
спортом с учебой. Режим сна, отдыха, питания.
1.
2. 3.
Влияние физических упражнений на организм человека.
Строение и функции организма. Влияние физических упражнений на организм
занимающихся. Специфические особенности адаптации сердечнососудистой и
дыхательной систем на организм человека под воздействием систематических
занятий плаванием. Изменение состояния организма человека под воздействием
физических нагрузок.
4.
Техника и терминология плавания:
Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и
поворотов. Основные термины, используемые на тренировках.
Содержание практической подготовки.
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы
физических упражнений:
Подготовительные упражнения для освоения с водой
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания
Учебные прыжки в воду
Старты и повороты
Игры
Контрольные испытания
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения
рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой
при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании
кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка.
Упражнения для освоения с водой.
Техника плавание кролем на груди. Движения ног: сидя на краю бортика,
с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с
движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой,
без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на
дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением
рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2
гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с
различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки.
Плавание в полной координации.
Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с
последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с помощью
только ног, то же с помощью только рук. проплывание отрезков в полной
координации. Старт из воды.
Для совершенствования техники плавания повторное проплывание
отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.
Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”,
“Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки”.
4. Формы и средства контроля
Контрольные упражнения и нормативы для обучающихся 13 классов.
Нормативные требования
Оценка
№
№
№
контрольного
занятия 1. Погружение с продолжительными
выдохами под водой
Достать шайбу со дна за 10 сек.
2. Удержание туловища на
поверхности воды
«Поплавок»
«Звездочка»
Стрелочка»
3. Проплыть кролем на груди при
помощи рук, ног
4. Проплыть при помощи
плавательной доски с помощью ног
кролевым способом
5. Соскок в воду вниз ногами с
дальнейшим проплыванием отрезка
одним из кролевых способов
6. Проплыть способом ( со стартовым
прыжком или спадом в воду):
«кроль» на груди 2025 м
«кроль» на спине 2025 м
«дельфином» 12 м
«брассом» 1215 м
7. Выполнить спад в воду
5удовлетворит.
7 – хорошо
9 – отлично
1 –удовлетворит.
2 – хорошо
3 – отлично
10 –удовлетворит.
15 – хорошо
20 – отлично
5удовлетворит.
7 – хорошо
9 – отлично
10 –удовлетворит.
15 – хорошо
20 – отлично
10 –удовлетворит.
15 – хорошо
20 – отлично
С оценкой
спортивной техники
Контрольные упражнения и нормативы для обучающихся 4 классов.
и
О
Мальчик
Девочки
5
4
3
5
4
3 ценки
4
класс
5 м
2
5 м
1
0 м
1
5 м
2
5 м
1
0 м
1
При плавании кролем на груди и кролем на спине показать правильную
технику в согласовании работы рук, ног и дыхания.
№
№
1.
2.
3.
Примерный график распределения учебного материала
( 14 –урочная программа)
Учебный материал
1 ступень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Номера уроков
Теория
Упражнения ОФП, СФП
на суше
Подготовительные
упражнения в воде:
погружение,
скольжение, дыхание
элементарные
гребковые движения
спортивными
способами
4. Учебные прыжки в воду
5. Игры
6. Упражнения для
изучения техники кроля
на груди и на спине
Упражнения для
изучения техники
учебных поворотов и
старта
7
5. Учебнометодические средства обучения. 1. “Комплексной программой физического воспитания учащихся I–XI клас
сов”. В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2007 г.
2. Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина
2006 г.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
4. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
5. Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская
литература, 2000.
6. ФГОС Примерные программы начального образования. «Просвещение»,
Москва, 2009.
7. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования.
«Просвещение», Москва. 2009.
8. Электронный журнал «Учительская» ПРО РТ, июль 2009.
9. DVD «Уроки тётушки Совы» ТО «Маски», Москва, 2009.
10.
11.
DVD «Азбука безопасности на дороге» ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» СВ. Кульневич, Т.П.
Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
12.
«Как себя вести» В.Волина. «Дидактика плюс 2, СанктПетербург
2004.
13.
14.
«365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры
Мир Книги, Москва. 2003.
15.
«Я иду на урок» Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое
сентября», Москва ,2000.
16.
«Все цвета, кроме чёрного» организация педагогической
профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана Граф»,
Москва, 2005 17.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд.
Центр «Вентанаграф». 2002. 205 с.
18.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях
учебновоспитательного комплекса // Начальная школа 2001 № 12 С.
36.
19.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1
5 классы. М.: ВАКО, 2007 г. / Мастерская учителя.
20.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 14 классы /
Под ред. И.С. Артюховой. М.: ВАКО, 2007 г., 167 с. (Педагогика.
Психология. Управление.)
21.
3ахаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М.
2005. 85 с.
22.
Карасева,
Т.В.
Современные
аспекты
реализации
здоровьесберегающих технологий // Начальная школа 2005. № 11. С.
7578.
23.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
[Текст] : 14 классы / В.И. Ковалько. М. : Вако, 2004. 124 с.
24.
Ковалько В.И.
Школа физкультминуток (111 классы):
Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов,
подвижных игр для младших школьников. М.: ВАКО, 2007 г. Приложение 1.
Методика реализации программы по плаванию для обучающихся 14
классов.
Программа ориентирована на плавательную подготовку учащихся
начальной школы.
Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки
проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием
фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом
специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки
учащихся, их количества в группе (классе), от бассейна, отведенного для
занятий.
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с
помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.
К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически
подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и
мотивируя их деятельность.
Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач,
осуществляется организация обучающихся и их функциональная и
психологическая подготовка к основной части урока. выполнение знакомых
общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами
техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает
благоприятные условия для функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач
основной части урока.
В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники
плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов
плавания, стартов и поворотов.
В заключительной части
необходимо снизить физическое и
эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют
дыхательные упражнения. Заканчивается урок подведением итогов, заданием на
дом посильных упражнений и организованным уходом.
При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание
следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не
умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом
закрепить пройденное. На занятиях с не умеющими плавать играм в воде
отводится значительное место.
Игры в воде можно условно разделить на игры
для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных
движений;
совершенствование в технике.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в
строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в
следующем порядке:
Положение тела.
Дыхание.
Движения ногами.
Движения руками.
Общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в
постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся
рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах, без
отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения
на суше и в воде различны;
изучение движений в воде с неподвижной опорой. При изучении
движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения
руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений
ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются
во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой
партнером;
изучение движений в воде без опоры. Все упражнения этой группы
выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и
объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
движения ногами с дыханием;
движения руками с дыханием;
движения ногами и руками с дыханием;
плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе
обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в
целом насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания
рекомендуется метод целостного выполнения техники. С этой целью
применяются следующие варианты плавания:
поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например,
плавание вдоль и поперек бассейна); проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной
координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с
задержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания
обеспечивают:
разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет
сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся
условиях;
формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с
особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих
педагогических принципах:
сознательности и активности;
наглядности;
доступности и индивидуальности;
систематичности и постепенности в повышении требований. Содержание уроков плавания для учащихся 5–7 классов
На уроках по плаванию в средней школе осуществляется физкультурно
оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю
физическую подготовку и овладение основами техники плавания, формирование
у школьников устойчивого интереса и мотивации к систематическим занятиям
спортом и здоровому образу жизни.
Основные задачи подготовки:
улучшение состояния здоровья и закаливание;
привлечение максимально возможного числа детей и подростков к
занятиям плаванием,
закрепление изученных способов плавания, обучение плавания брассом
приобретение детьми разносторонней физической подготовленности:
силовых и
развитие аэробной выносливости,
быстроты,
скорости,
координационных возможностей; воспитание моральноэтических и волевых качеств, становление
спортивного характера;
Теория
История развития плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на
физические качества (выносливость, скоростносиловые качества, скоростную
выносливость, координационные способности). Роль плавания в повседневной
жизни человека.
Практика
Дальнейшее совершенствование техники плавания изученными способами:
движения рук, ног, туловища. Плавание в полной координации. Проплывание
отрезков 25–50 метров по 48 раз, 100 метров по 34 раза, 200 метров.
Техника плавание брассом.
Движение ног: у бортика, с помощью
партнёра, после скольжения. Движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой,
с работой ног кролем. Согласование движений рук с дыханием после каждого
скольжения. Согласование движений рук и ног с дыханием. Плавание с помощью
только ног: с доской, без доски; при различных положениях рук: на груди, на
спине. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание брассом на спине.
Плавание с полной координацией. Стартовый прыжок с последующим
скольжением. Повороты.
Игры: “Волейбол в воде”, “Кто дальше проскользит”, “Салки”, “Рыбаки и
рыбки”, эстафеты.
Рекомендуемые контрольные нормативы
Учебный
50 м, вольный стиль,
класс
мин.
юноши
девушки
5
5
5 м
1
4
2
2 м
5
3
1
0 м
2
5
5
5 м
1
4
2
2 м
5
3
1
2
0 м
Оценки
5 класс
6 класс 7 класс
,00 0 м 5 м ,10 0 м 5 м
0
0 м
5
5 м
2
,07
1
0 м
5
5 м
2
,50
В конце 7 класса учащийся должен: самостоятельно выполнять разминку
пловца на суше; сдать контрольные нормативы; овладеть навыком надежного и
длительного плавания; знать правила проведения соревнований по плаванию;
освоить технику плавания брасс.
В результате освоения программы ученик должен:
знать/понимать
роль плавания в формировании здорового образа жизни, организации
активного отдыха и профилактике вредных привычек;
правила соревнований по плаванию;
способы закаливания организма;
способы искусственного дыхания;
уметь
проплывать дистанцию 50 метров изученными способами;
проплывать дистанцию 200 метров без учета времени;
транспортировать “утопающего” 25 метров;
оказывать первую медицинскую помощь;
соблюдать правила техники безопасности при занятиями плаванием;
осуществлять судейство школьных соревнований по плаванию;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
для подготовки к профессиональной деятельности и службе в
Вооруженных Силах Российской Федерации;
для оказание помощи в экстремальных ситуациях; для организации и проведения индивидуального, коллективного и
семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
для активной творческой деятельности, выбора и формирования
здорового образа жизни.
Список литературы.
“Комплексной программой физического воспитания учащихся I–XI клас
сов”. В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2011 г.
Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина
2006 г.
Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983. Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская лите
ратура, 2000.
1. ФГОС Примерные программы начального образования. «Просвещение»,
Москва, 2009.
2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования.
«Просвещение», Москва. 2009.
3. Валеология: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Соломина, Ю.Л. Варламова. Спб.,
1995
4. Электронный журнал «Учительская» ПРО РТ, июль 2009.
5. DVD «Уроки тётушки Совы» ТО «Маски», Москва, 2009.
6. DVD «Азбука безопасности на дороге» ТО «Маски», Москва, 2009.
7. «Воспитательная работа в начальной школе» СВ. Кульневич, Т.П.
Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
7. «Как себя вести» В.Волина. «Дидактика плюс 2, СанктПетербург 2004.
8. «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
10. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры Мир Книги,
Москва. 2003.
11. «Я иду на урок» Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое
сентября», Москва ,2000.
12. «Все цвета, кроме чёрного» организация педагогической профилактики
наркотизма среди младших школьников. «Вентана Граф», Москва, 2005
13. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр
«Вентанаграф». 2002. 205 с.
14. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно
воспитательного комплекса // Начальная школа 2001 № 12 С. 36.
15. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 15 классы.
М.: ВАКО, 2007 г. / Мастерская учителя. 16. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 14 классы / Под ред.
И.С. Артюховой. М.: ВАКО, 2007 г., 167 с. (Педагогика. Психология.
Управление.)
17. 3ахаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. 85
с.
17. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий // Начальная школа 2005. № 11. С. 7578.
18. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]
: 14 классы / В.И. Ковалько. М. : Вако, 2004. 124 с.
19. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (111 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для
младших школьников. М.: ВАКО, 2007 г.
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Авторская программа по обучению плаванию для учащихся 5-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.