Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово.
В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.
Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Однако на уроках освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока в школе не получают, а кружковые объединения типа «Пресс-центр», предлагающие различные виды творческой деятельности, помогают ребятам как нельзя лучше включиться в социальную практику.Программа «Прочитай-ка» конкретизировано изучает основные газетные жанры, особенности макетирования газеты, систематическое знакомство с трудами известных журналистов, знакомство с основами ораторского искусства.
программа пресс-центра.doc
Авторская программа Васильковой С.Г.
Пояснительная записка
Программа
«Прочитайка» социально – педагогической направленности, по
функциональному предназначению является учебнопознавательной и общекультурной, по форме
реализации групповая. Реализуется в течение двух лет.
Данная программа разработана на основе программы Т.А. Ладыженской «Теория и
практика сочинений разных жанров», М., Просвещение 2006г, Т. М. Пахновой «Основы
редактирования», основывается на материалах учебника «Азбука журналистики», авторы: О. И.
Лепилкина, Е. Ю. Умнова и др. – М., «Вентана – Граф», 2006., ФГОС второго поколения.
Актуальность:
Большое значение в формировании духовнобогатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово.
В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности,
сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных
центрах работают комитеты по радио и телевидению.
Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают
интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Однако на уроках освоение газетных жанров
происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни
строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни
практических навыков учащиеся пока в школе не получают, а кружковые объединения типа
«Прессцентр», предлагающие различные виды творческой деятельности, помогают ребятам как
нельзя лучше включиться в социальную практику.
Дополнительное образование в решении данного вопроса может оказать реальную помощь.
Учитывая быстрый рост роли публицистики в общественной жизни, возникает потребность в
создании дополнительных образовательных программ данного направления. Актуальность и
практическая значимость программы обусловливается еще и тем, что какую бы профессию ни
избрал будущий выпускник, ему необходимо умение изложить в газетном жанре свой опыт,
критические замечания. Умение анализировать, общаться с людьми, опыт совместной работы в
«цепочке», где от каждого звена зависит конечный результат труда, обязательно пригодится в
жизни.
Очевидно и то, что в современном обществе изменяются требования, предъявляемые к
человеку. Его необходимым качество становится высокий уровень информационной культуры.
Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот
основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.
В связи с этим, появилась идея создать команду репортеров, редакторов и авторов,
которые будут освещать события и вопросы, важные для подростков, родителей, учителей и
жителей посёлка через школьную газету.
Новизна
Программа «Прочитайка» конкретизировано изучает основные газетные жанры,
особенности макетирования газеты, систематическое знакомство с трудами известных
журналистов, знакомство с основами ораторского искусства.
Педагогическая целесообразность:
Предлагаемый курс вводит подростков в своеобразную творческую «лабораторию», в
которой обучающиеся овладевают словом, сюжетом; основам стилевой игры; способам создания
характеров персонажей; жанровым особенностям журналистского дела; психологическим
свойствам работы СМИ и многому другому, без чего невозможна организация и существование
школьного информационного издания. Помимо повышения уровня допрофессиональной
подготовки и информационной культуры обучающихся, программа позволяет им лучше
адаптироваться к современным социальным условиям, развивать коммуникативные навыки,
определенные творческие способности, опыт межличностного общения и ряд черт, способствующих полноценному развитию личности, в числе которых ответственность,
дисциплинированность, своевременность выполнения творческих заданий.
Теоретическая часть включает в себя изучение азбуки журналистики. Практическая –
творческие мастерские, индивидуальное и коллективное выполнение заданий, результатом
которого становится выпуск номера газеты.
Независимо от направления работы программа опирается на следующие педагогические
принципы:
Уважение к личности ребенка;
Признание права ребенка на ошибку;
Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;
Справедливость;
Сохранение здоровья детей.
Реализация задач образовательной программы дополнительного образования «Юный
журналист» осуществляется через различные формы занятий: лектории, деловые игры,
лабораторные работы, выполнение практических заданий, семинарыдискуссии, круглые столы,
групповое проектирование, «мозговой штурм», творческие практикумы.
В воспитании и развитии навыков творческой работы программа опирается на следующие
методы:
частичнопоисковый,
исследовательский. В качестве главных методов программы избраны следующие: творческий
метод и системный подход.
объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно
педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического
воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее
каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах
художественной деятельности юнкоров, в первую очередь в подборе материала и написании
статей на определенную тему.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих
компонентов программы – ее тематика, публицистический материал, виды журналистской
деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей
целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей
структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной
системы с другими.
Отличительная особенность
Эта программа – один из способов решения многочисленных проблем. Ее отличительной
особенностью является то, что она построена на обучении в процессе практики. Обучающий
эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации,
сколько в работе над созданием очередного номера газеты – в творческой мастерской – и в
процессе последующего обсуждения выпуска, при анализе отзывов учащихся, педагогов и
родителей.
Журналистика – профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, это
деятельность личностей и в то же время – коллективный труд, поэтому при организации занятий
используется дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
Обучение юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения
поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия, поэтому программа
направлена на выработку у учащихся основных умений:
владение теорией газетных жанров;
умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью,
зарисовки;
умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и
эстетики;
умение вести беседу; умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию
языковых средств и деталей;
умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм,
спектакль, художественную выставку, концерт).
В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает
фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле,
видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок,
подготовку публикаций в газету. Отличительной особенностью содержания данного
курса является и то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся
(выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение
взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности).
Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового
образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру
собственного образа в целом.
Курс по журналистике не предполагает какихлибо специальных зачетных или
экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают
творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету.
Возраст детей, сроки реализации
Программа реализуется в течение трёх лет. В группу набираются дети 12 – 17 лет по
желанию.
Формы занятий
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала с
практической деятельностью, являющуюся основной, необходимой для закрепления полученной
информации.
Основная часть занятий отводится работе по сбору и обработке материала: написанию
статей, заметок, редактированию текста.
На занятиях воспитанники объединения получают определенный объем знаний. Однако
педагог не преследует цель, чтобы дети все запомнили. Главное, это самостоятельный творческий
поиск. Занятие для ребят – это, прежде всего, интеллектуальная работа, их способности активно
развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе.
Режим занятий
Два раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты, критерии их оценки
После 1 года обучения
Должны знать:
основы журналистики; личные и профессиональные качества журналиста;
различать информационные и аналитические жанры
основы публицистики;
различать литературнохудожественные жанры;
работать с диктофоном, фотоаппаратом
принципы организации работы редакции газеты.
этику поведения и общения.
Должны уметь:
писать заметку, зарисовку;
определять тему и основную мысль высказывания;
составлять доклад, план выступления;
писать объявление и рекламу;
уметь доставать факты и находить источники информации После 2 года обучения
Должны знать:
основные правила редакторской правки;
средства эмоционального воздействия на читателя;
основы программы Adobe Photoshop
стили и формы речи;
виды интервью;
виды дискуссий;
сатирические жанры;
изобразительные средства синтаксиса;
коммуникативные качества хорошей речи.
Должны уметь:
Составлять библиографию, тезисы статьи, корреспонденцию;
Писать очерк, фельетон, памфлет
Уметь писать реферат, конспект, аннотацию, рецензию;
Применять основные методы работы журналиста (наблюдение, анализ, сбор информации и
т.п.)
Давать аргументированную оценку событиям;
Владеть публицистическим стилем речи (уметь написать текст в жанре интервью,
сатирической заметки, репортажа, и т.п.);
Уметь работать с документами, письмами, проводить опросы;
Составлять план будущей газеты, верстать и компоновать по степени важности материалы,
составлять макет газеты.
Работать одновременно над несколькими темами
После двух лет обучения
Знают принципы организации работы редакции газеты. Осознают цель, смысл и последствия
своих профессиональных действий.
Умеют писать тексты разной жанровой направленности, пользоваться всеми известными
способами получения и обработки информации.
Имеют навыки работы журналиста, активную реакцию на любой источник общественно
значимой информации; навык самостоятельного моделирования выпуска газеты.
Самостоятельный творческий поиск.
Формы зачетов: тестирование, написание статьи, творческая работа, работа с документами,
публикация материала в районных и областных СМИ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения, 144 часов, 4 часа в неделю.
№
ТЕМА
ЧАСЫ
1 полугодие
2 полугодие
теория
практика
теория
практика
информации,
PRдеятельность: современные средства
массовой
игровые
программы, экскурсии, конкурсы, обзор
детской периодики, встречи с известными
журналистами, первые творческие работы.
1 Личностные и профессиональные качества
журналиста
2 Основы журналистской этики
3 Информационные и аналитические жанры.
Журналистское произведение.
Заголовок и рубрика в газете.
4
5 Искусство быть собой. Психологический
тренинг.
6 Литературные заметки, зарисовка.
7
8 Искусство общения.
Стили речи
Риторика как
9
искусство мыслить и говорить. Дискуссия
Способы
Интервью.
документами
информации.
Работа с
Наблюдение.
получения
Репортаж
10 Обзор периодики
11 Публичные выступления.
12 Сбор и обработка информации
13 Выпуск газеты (макетирование на ПК)
14
15 Сатирические жанры
16 Литературнохудожественные жанры
17
18
19 Основы цифровой фотографии. Работа в
Работа на ПК. PаgеMaker 6.5
Реклама и объявления
программе Adobe Photoshop.
20 Художественное оформление газеты
21
Редактирование текста (инд.)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
3
2
2
2
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
5 22 Практические занятия по культуре речи
23 Анализ текста
24 Сжатый пересказ
25 Изобразительные средства синтаксиса
26 Средства эмоционального воздействия на
читателя
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
2
6
4
4
5
5
27 Участие в районных мероприятиях:
концертах,
выставках,
фестивалях,
спортивных соревнованиях, экскурсии
ВСЕГО:
ВСЕГО:
20
49
24
61
69 85
144 часа в год
2 год обучения, 144 часа, 4 часа в неделю. №
ТЕМА
ЧАСЫ
1 полугодие
2 полугодие
теория
практика
теория
практика
1 Информационные и аналитические
жанры.
Практическая работа.
Написание текста разной жанровой
направленности.
2 Искусство
собой.
быть
Психологический тренинг.
3 Литературные заметки. Зарисовки.
4 Искусство общения. Риторика как
искусство мыслить и говорить.
Секреты успеха в общении
5 Интервью. Работа с диктофоном
6 Обзор периодики
7
8
Экскурсия
Сочинение.
информации
Выпуск газеты (макетирование на
ПК) Page Maker 6.5.
Репортаж
Сбор и обработка
10
11 Сатирические жанры.
Памфлет.
9
Фельетон
Работа на ПК (инд.)
Реклама и объявления
12 Литературнохудожественные жанры
13
14
15 Фотошоп (Adobe Photoshop)
16 Художественное оформление газеты
17
18 Практические занятия по культуре
Редактирование текста (инд.)
речи
19 Анализ текста. Рецензия. Отзыв.
20 Урок устной речи. Дискуссия. Пресс
конференция. Симпозиум
21 Обзор. Обозрение. Комментарий
22 Изобразительные средства синтаксиса
эмоционального
23 Средства
воздействия на читателя
24 Участие в районных мероприятиях:
выставках, концертах, спортивных
соревнованиях.(внеклассная работа
по предмету)
ВСЕГО:
ВСЕГО:
4
2
2
1
2
2
3
2
2
3
3
3
3
3
2
4
2
2
2
2
3
53
4
2
53
1
1
1
1
1
1
1
7
1
7
1
1
1
1
4
4
60 84
144 часа в год
12
2
2
2
2
2
3
2
1
2
3
2
3
3
2
3
2
3
2
2
5
80
12
2
80
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1 года обучения
Введение. Современные средства массовой информации: телевидение, радио, интернет,
пресса. Понятие информационной безопасности. 1.Личностные и профессиональные качества журналиста. Трудности профессии. Этика
общения и поведения.
Умение быть интересным собеседнику. Тестирование «Внимательность, наблюдательность,
коммуникабельность»
Корректность, пунктуальность, честность, объективность. Качества личности. Понятие
«деловой человек»
2.Основы журналисткой этики. Понятие «Желтая пресса» (искажение фактов, вторжение в
частную жизнь). Тестирование «Я журналист». Употребление этикетных формул (обращения,
приветствия, просьбы и т.п.)
3.Информационные жанры (Знакомство с жанрами, составляющими основы журналистики –
репортаж, заметка, интервью, отчет, аннотация, эссе, рецензия, отзыв и т.д.) Аналитические жанры
(статья, корреспонденция, обзор, обозрение, комментарий, рецензия) Журналистское
произведение (замысел, тема, выбор жанра, сбор материала, обработка и написание материала)
Практическая работа: написание статьи.
4.Формы речи (монолог, диалог, полилог). Языковые средства для выражения собственного
мнения, отношения к мнению собеседника. Речевая ситуация. Прослушивание монологической
речи.
5.Искусство быть собой. Межличностное восприятие. Самоконтроль, самовоспитание,
самочувствие. Как развить уверенность в себе.
6.Литературные заметки. Написание заметки. Создание высказываний, дополнения
фрагмента текста. Основная мысль текста. Усвоение терминов «стилистический этюд, сжатое
изложение, художественный стиль.
7.Стили речи. Стили речи и общественные сферы жизни. Стили речи: официальноделовой;
научный, разговорный, публицистический, художественный. Стилевые черты (опознавание текстов
на основе их сопоставления и анализа). Заметка в определенном стиле речи.
8.Искусство общения. Речь разговорная и книжная. Язык: точность, уместность, краткость,
оригинальность. Умение слушать и слышать. Культура речи и мимика; использование их в
общении.
9.Способы получения информации: интервью, наблюдение, прессконференция, работа с
документами. Виды интервью: свободное и стандартизированное. Умение вести диалог, беседу.
10.Обзор периодики. Чтение и анализ текстов. Подбор интересного и яркого материала.
Обсуждение. Обмен информацией.
11.Публицистика. Ораторские выступления. «Сочетание экспрессивности и стандарта»
(В.В.Костомаров) как основная черта публицистической речи.
12. Урок устной речи. Виды подготовки к выступлению. Определение целевой установки:
развлекательная речь, информационная, убеждающая, призывающая к действию.
Понятие дискуссии. Виды дискуссий: массовая, групповая, симпозиум.
13. Сбор и обработка информации. Умение анализировать полученную информацию, писать
план статьи, заметки. Четыре источника накопления материала: личный опыт, размышление и
наблюдение, интервью и беседы, чтение. Написание текста в жанре аннотации, эссе, рецензии на
спектакль, кинофильм, отзыва.
14. Работа в программе Reader Designer, Adobe Page Meker 7
15.Репортаж. Содержание и построение статьи, особенности стиля. Написание статьи в
форме репортажа.
16.Сатирические жанры. Юмор и сатира. Юмореска. Журнальная юмористика. Подражание,
карикатура, фельетон, памфлет.
17.Литературнохудожественные жанры:
автобиография;
стихотворные формы. Художественная речь, её образность, эмоциональность, мировоззрение
читателя.
рассказ,
роман,
очерк,
18.Работа с ПК: Основные навыки работы; умение работать с текстом, составлять план
газеты, делать графические рисунки. Переписка. Интернет. 19.Реклама. Умение писать текст рекламы, составление слоганов, фоторисунки. Краткость
и лаконичность речи, употребление выразительных средств языка, четкость дикции.
Виды реклам: объявления, фотореклама, рекламный ролик и т.п.
20.Основы фотографии. Работа с цифровыми носителями. Виды фотосъемок. Свет, цветовая
гамма, ракурс. Практическая часть: фотографирование пейзажа, фотопортрет, коллективная
съемка.
ПК.
21.Художественное оформление газеты. Тематические рисунки, графический рисунок на
22.Заголовок и рубрика в газете. Практическая работа творческие письменные работы.
23.Редактирование. Основы редактирования. Совершенствование текстов своих сочинений с
опорой на полученные знания.
24.Практические занятия по культуре речи. Нормы литературного языка: орфоэпические,
синтаксические. Вариантность нормы. Коммуникативные качества хорошей речи: точность,
ясность, выразительность, уместность. Орфоэпические словари. Орфоэпический разбор слов.
Отклонения от произносительных норм и их причины. Упражнения на расстановку ударения.
25.Анализ текста. Практическая работа по языковому анализу.
26.Сжатый пересказ. Практическая работа по написанию изложения.
27. Экскурсия. Посещение музеев, выставок; поездки в театр, местные типографии.
28.Сочинение. Творческая работа по созданию текста. Виды сочинений: на основе
телепередачи, кинофильма, театральной постановки, по наблюдениям, на основе прочитанного.
29.Изобразительные средства синтаксиса: обратный порядок слов, риторический вопрос,
восклицание и обращение, повторяющиеся союзы, антитеза
30.Средства эмоционального воздействия на читателя: инверсия, анафора, эпифора,
оксюморон, градация, умолчание. Основные виды тропов и их использование в речи (метафора,
эпитеты, сравнения, ирония, олицетворение, аллегория)
2 года обучения
1. Журналистское произведение (замысел, тема, выбор жанра, сбор материала, обработка и
написание материала) Практическая работа: написание статьи.
2. Самоконтроль, самовоспитание, самочувствие. Как развить уверенность в себе.
Психологический тренинг.
3. Литературные заметки, зарисовки. Повторение изученного материала. Сжатое изложение
4. Риторика. Публичное выступление по заданной теме. Невербальное и вербальное
общение. Секреты успеха в общении. Общение с незнакомыми людьми. Самопрезентация.
Создание персонального имиджа в общении. Создание непринужденной атмосферы (поза, улыбка,
интонации, комплименты)
5. Интервью свободное. Практическая работа.
6. Обзор периодики: обмен информацией. Работа в Интернете
7. Экскурсия в редакцию газеты, типографию
8. Сбор информации. Сочинение
9. Макетирование газеты на компьютере. Работа в профессиональных программах.
10. Репортаж. Сочинениерепортаж
11. Сатирические жанры. Написание фельетона или сатирической заметки
12. Литературнохудожественные жанры. Написание рассказа или очерка
13. Работа на ПК: набор текстов. Работа в Интернете
14. Реклама и объявление. PR деятельность газеты
15. Работа в программе фотошоп: обработка фотографий
16. Художественное оформление газеты: работа с рисунками. Цифровой рисунок.
17. Редактирование текста. Практическая работа
18. Культура речи. Работа по орфоэпическому словарю. Расстановка ударений в тексте.
19. Рецензия. Отзыв на публикацию
20. Прессконференция. Мини прессконференция: работа в группах
21. Обзор. Обозрение. Комментарий 22. Изобразительные средства синтаксиса: повторение антитезы, обратного порядка слов,
риторические вопросы.
23. Средства эмоционального воздействия на читателя: повторение основных видов тропов.
Градация и умолчание.
Материально – техническое обеспечение программы
Программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и
обширная материальнотехническая база. Для эффективной деятельности по программе
необходимы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Цифровая камера
ПК, принтер
Сканер
Обслуживающие программы
Проектор
Диктофон
Флешкарты
Информационное – обеспечение программы
Литература для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие.
Ростов – на –Дону, 2006.
Введенская Л.А., Баранов М.Г. Русское слово. М., Просвещение. 1991.
Волф Инга. Современный этикет. М., «Кристина и КО», 1997.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. Учебное пособие. М, 1989.
Косталян Н.Н. Русская народная словесность. М., Просвещение, 1994. Ладыженская
Т.А., Зепалова Г.С. Развивайте дар слова. М., Просвещение, 1990.
Львова С.И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учебных
заведений. Знай и люби родной язык. Факультативный курс для 79 классов. М., Просвещение,
1992.
Пельт В.Д. Теория и практика советской периодики печати. М., 1980.
Поль Л.Сопер. Основы искусства речи. Издательство «Феникс» Ростов на Дону,
7.
8.
9.
1995.
10.
Пленкин Н.А. Развитие речи. М., Просвещение, 1995.
Литература для детей
1.
2.
ЭКСМО. 2004.
«Алые паруса». Газета Иркутской региональной пионерской организации.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.,
3.
4.
Куцман Н.Н. Умеете ли вы общаться. ООО ИТД «Корифей», 2007.
Лопатин В.В. Словарь русских пословиц и поговорок. 5 –издание. М., Русский
язык., 1993.
5.
Ожегов С.И. Словарь русского языка под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., Русский
язык, 1989.
6.
Свечечка. Детский журнал. Издательский совет Русской Православной Церкви.
г.РостовнаДону Сибирячок. Детский журнал. Учредитель: Департамент культуры и архивов
Иркутской области.
7.
8.
Ступеньки. Детская областная газета. Издатель: ООО Восточно Сибирская правда.
Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. Издательство «Азбука».
г.СанктПетербург. 1996.
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Авторская программа пресс-центра «Прочитай-ка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.