Представлена методическая разработка программы внеурочной деятельности начального общего образования музыкального кружка "Фантазёры" для учащихся 1 класса. Целью данной программы является создание возможности детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства, а именно музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства.
Музыкальный кружок «Фантазёры» (1класс)
Пояснительная записка.
Статус документа.
Данная программа составлена на основе «Примерной программы внеурочной
деятельности для начального общего образования» (ФГОС).
Место курса внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 3 города Кузнецка.
План дополнительного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города Кузнецка отводит на
прохождение курса 33 часа из расчета 1 час в неделю.
Программа «Вокальный ансамбль» рассчитана на 1 год обучения из расчета 1 занятия в
неделю. Набор свободный. Наполняемость группы от 10 человек.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, планируемые
результаты, основное содержание с распределением часов по разделам курса, тематическое
планирование, календарнотематическое планирование, список литературы.
Цель данной программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя,
творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство,
музыка, хореография, театр и т. д.).
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования
у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоциональноположительном отношении обучающегося к образовательному учреждению
через интерес к вокальному пению. Наличие эмоциональноценностного отношения к
искусству. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно
творческой танцевальной способности.
Регулятивные УУД:
умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с
помощью учителя;
умение действовать по заданному алгоритму;
осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД: дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать
собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого характера;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
умение договариваться, находить общее решение;
умение «слышать других»;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
интересов;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по
деятельности;
построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций
нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Задачи:
•
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том
или ином виде искусства;
•
научить приёмам исполнительского мастерства;
•
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом
человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С
раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу
к творчеству.Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой
фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов,
расширением их концертноисполнительской деятельности, стилем сочинений, которые
пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в
ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов
вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без
сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Планируемые результаты освоения программы
Предметными результатами
занятий по программе вокального кружка являются:
формирование представления о роли музыки в жизни человека,
формирование общего представления о музыкальной картине мира,
знание основныx закономерностей музыкального искусства на примере изучаемыx
музыкальныx произведений,
формирование основ музыкальной культуры, развитие xудожественного вкуса и интереса
к музыкальному искусству и музыкальной деятельности,
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкальнотворческой
деятельности,
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям,
умение эмоционально и осознанно относиться к фольклору, понимать содержание и
интонационно – образный смысл музыкальныx произведений народного творчества,
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованныx и музыкально
пластическиx композиций
Метапредметными результатами являются:
овладение способностями принимать и соxранять цели и задачи деятельности, поиска
средств ее осуществления в разныx формаx и видаx музыкальной деятельности,
освоение способов решения проблем творческого и поискового xарактера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальныx произведений,.формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальныx образов, определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности,
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различныx музыкально
творческиx задач во внеурочной деятельнсти,
освоение начальныx форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная
самооценка своиx возможностей,
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационнообразного и жанрового стилевого анализа музыкальныx
сочинений.
Личностными результатами занятий являются:
развитие музыкальности,
развитие двигательныx качеств и умений,
развитие творческиx способностей, потребности самовыражения в движении под музыку
развитие и тренировка псиxическиx процессов,
развитие нравственнокоммуникативныx качеств личности.
Содержание программы.
1.Введение.– 1 час Содержание. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности.
Форма: Организационное занятие.
2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час Содержание. Беседа о том, как нужно
беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма. Занятие – беседа.
3. Детские песни в нашей жизни. 2 часа Содержание. Путешествие по детским песням.
Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и
исполнение музыкальных произведений.
.4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа. Содержание. Путешествие по музыкальным
мультфильмам. Форма. Занятиепутешествие (игровая деятельность «Угадай мелодию»,
исполнение песен караоке).
5.Колыбельные песни. – 1 час Содержание. Знакомство с колыбельными песнями,
особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.6. Осенние забавы.2 часа Содержание. Исполнение песен об осени, пластическое
интонирование. Форма. Занятие – концерт.
7.Музыкальные игры и загадки.— 2 часа Содержание. Музыкальные игры и загадки,
развивающие музыкальнослуховые способности и дикцию, путём использования
скороговорок. Форма. Практическое занятие.
8. Волшебная страна звуков.– 1 час Содержание. Звуки шумовые и звуки музыкальные.
Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Комплексное занятие.
9. В гостях у сказки.2 часа Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и
семеро козлят», «Репка». Форма. Практическое занятие (игровая деятельность).
10. Пластическое интонирование 1 час Содержание. Исполнение песен с применением
обобщённых характерных движений. Форма. Игровая деятельность (Прием «Зеркало»,
«импровизация», Игра «Музыкальная шляпа», Курочка по зернышку», «Если весело
живется»).
11. Новогодний карнавал.1 час Содержание. Знакомство с новогодними обычаями и
традициями разных стран. Исполнение тематических песен. Форма. Концертная и игровая
деятельность.
12. Хороводные песни и игры.2 часа Содержание . Прослушивание и инсценировка
русских народных хороводных песен. Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Музыкальносценическая деятельность.
13. Необычные звуки и голоса. 2 часа. Содержание. Прослушивание и сравнение
различных звуков природы. Форма. Занятиеэкскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей.— 2 часа Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях с
движениями. Форма. Тематическое занятие.
15. Музыка Весны.1 час Содержание. Творческая мастерская под музыку А. Вивальди
«Весна» 1 часть из концерта «Времена года». Форма. Литературно – музыкальная
гостиная.
16. Мелодии дня.1 час Содержание. Песни для весёлого настроения. Слияние мыслей и
чувств, ума и сердца. Форма. Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты.1 час Содержание. История возникновения
музыкальных инструментов. Форма. Занятие – исследование.
18. Краски музыки и голоса. 2 часа Содержание. Возможности человеческого голоса.
Форма. Занятие – исследование.19. Музыкальная страна. 2 часа
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием
стихов и ритмических движений.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
20. Весело – грустно.2 часа Содержание. Понятие мажорного и минорного лада.
Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями(весело
грустно).Форма. Занятие – рассуждение.
21. Музыкальная шкатулка.1 час Содержание. Песни мира, Песни о дружбе, Песни о
маме, Песни лета, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки. Форма. Игровая и
концертная деятельность.
Видами вокальной деятельности, реализующими задачи, являются сольное и
ансамблевое пение в единстве с пластическим интонированием, элементами импровизации
и театрализации. В ходе реализации программы применяются различные формы
организации образовательного процесса:∙ тематические занятия, мероприятия; игры –
викторины, игры – загадки;∙ творческие мастерские;∙ музыкальные путешествия;
литературномузыкальные гостиные. Игровой метод, применяемый во время занятий,
является самым эффективным методом работы с детьми. Используются различные виды
игровой деятельности: музыкальнодидактические, речевые, сюжетноролевые.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков
проводятся контрольные занятия (занятия – концерты, викторины, кроссворды), создание
коллективных творческих проектов, участие в творческих конкурсах разного уровня.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов
наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные
выступления.
№
п/п
1.
2.
3.
Тематическое планирование
Тема
Колво часов
Слушание музыки
Вокальнохоровая работа
Пластическое интонирование
11 ч
16 ч
6 ч
Календарнотематическое планирование
№ урока
Тема
Колво часовВведение.
Знакомство с голосовым аппаратом
Детские песни в нашей жизни.
Песенки из мультфильмов.
Колыбельные песни.
Осенние забавы.
1
2
3,4
5,6
7
8,9
10,11 Музыкальные игры и загадки.
12
13,14
15
16
Волшебная страна звуков.
В гостях у сказки.
Пластическое интонирование
Новогодний карнавал.
Хороводные песни и игры.
Необычные звуки и голоса.
Веселей встречай друзей.
17,18
19,20
21,22
23,24 Музыка Весны.
Мелодии дня.
Музыкальные инструменты.
Краски музыки и голоса.
25
26
27,28
29,30 Музыкальная страна.
31,32
Весело – грустно.
Музыкальная шкатулка.
33
1
1
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
Список используемой литературы
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.
– М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания
детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.:
Музыка, 1971. – С.274287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и
молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Издво АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно
методическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.Пб. Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогамвокалистам. М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд.
2е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,
Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5 изд., стер. – СПб.
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресскурс развития вокальных способностей /И.О.
Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – ЛМ.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Полякова О. И. Работа с детским вокальноинструментальным ансамблем
(методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога
музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокальноинструментальные ансамбли в системе
дополнительного образования // Материалы 1й Международной межвузовской научно
практической конференции 2931марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.:
Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно
технического творчества молодежи, 2004.
Список интернет – ресурсов
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://sfk.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minusfanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodnikistudio.ru/7. http://www.apesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/