Представлена методическая разработка программы внеурочной деятельности начального общего образования музыкального кружка "Фантазёры" для учащихся 1 класса. Целью данной программы является создание возможности детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства, а именно музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства.
Программа внеурочной деятельности для НОО Музыкальный кружок.docx
Музыкальный кружок «Фантазёры» (1класс)
Пояснительная записка.
Статус документа.
Данная программа составлена на основе «Примерной программы внеурочной
деятельности для начального общего образования» (ФГОС).
Место курса внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 3 города Кузнецка.
План дополнительного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города Кузнецка отводит на
прохождение курса 33 часа из расчета 1 час в неделю.
Программа «Вокальный ансамбль» рассчитана на 1 год обучения из расчета 1 занятия в
неделю. Набор свободный. Наполняемость группы от 10 человек.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, планируемые
результаты, основное содержание с распределением часов по разделам курса, тематическое
планирование, календарнотематическое планирование, список литературы.
Цель данной программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя,
творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство,
музыка, хореография, театр и т. д.).
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования
у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоциональноположительном отношении обучающегося к образовательному учреждению
через интерес к вокальному пению. Наличие эмоциональноценностного отношения к
искусству. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно
творческой танцевальной способности.
Регулятивные УУД:
умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с
помощью учителя;
умение действовать по заданному алгоритму;
осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД: дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать
собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого характера;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
умение договариваться, находить общее решение;
умение «слышать других»;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
интересов;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по
деятельности;
построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций
нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Задачи:
•
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том
или ином виде искусства;
•
научить приёмам исполнительского мастерства;
•
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом
человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С
раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу
к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой
фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов,
расширением их концертноисполнительской деятельности, стилем сочинений, которые
пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в
ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов
вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без
сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Планируемые результаты освоения программы
Предметными результатами
занятий по программе вокального кружка являются:
формирование представления о роли музыки в жизни человека,
формирование общего представления о музыкальной картине мира,
знание основныx закономерностей музыкального искусства на примере изучаемыx
музыкальныx произведений,
формирование основ музыкальной культуры, развитие xудожественного вкуса и интереса
к музыкальному искусству и музыкальной деятельности,
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкальнотворческой
деятельности,
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям,
умение эмоционально и осознанно относиться к фольклору, понимать содержание и
интонационно – образный смысл музыкальныx произведений народного творчества,
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованныx и музыкально
пластическиx композиций
Метапредметными результатами являются:
овладение способностями принимать и соxранять цели и задачи деятельности, поиска
средств ее осуществления в разныx формаx и видаx музыкальной деятельности,
освоение способов решения проблем творческого и поискового xарактера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальныx произведений,. формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальныx образов, определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности,
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различныx музыкально
творческиx задач во внеурочной деятельнсти,
освоение начальныx форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная
самооценка своиx возможностей,
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационнообразного и жанрового стилевого анализа музыкальныx
сочинений.
Личностными результатами занятий являются:
развитие музыкальности,
развитие двигательныx качеств и умений,
развитие творческиx способностей, потребности самовыражения в движении под музыку
развитие и тренировка псиxическиx процессов,
развитие нравственнокоммуникативныx качеств личности.
Содержание программы.
1.Введение.– 1 час Содержание. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности.
Форма: Организационное занятие.
2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час Содержание. Беседа о том, как нужно
беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма. Занятие – беседа.
3. Детские песни в нашей жизни. 2 часа Содержание. Путешествие по детским песням.
Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и
исполнение музыкальных произведений.
.4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа. Содержание. Путешествие по музыкальным
мультфильмам. Форма. Занятиепутешествие (игровая деятельность «Угадай мелодию»,
исполнение песен караоке).
5.Колыбельные песни. – 1 час Содержание. Знакомство с колыбельными песнями,
особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие. 6. Осенние забавы.2 часа Содержание. Исполнение песен об осени, пластическое
интонирование. Форма. Занятие – концерт.
7.Музыкальные игры и загадки.— 2 часа Содержание. Музыкальные игры и загадки,
развивающие музыкальнослуховые способности и дикцию, путём использования
скороговорок. Форма. Практическое занятие.
8. Волшебная страна звуков.– 1 час Содержание. Звуки шумовые и звуки музыкальные.
Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Комплексное занятие.
9. В гостях у сказки.2 часа Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и
семеро козлят», «Репка». Форма. Практическое занятие (игровая деятельность).
10. Пластическое интонирование 1 час Содержание. Исполнение песен с применением
обобщённых характерных движений. Форма. Игровая деятельность (Прием «Зеркало»,
«импровизация», Игра «Музыкальная шляпа», Курочка по зернышку», «Если весело
живется»).
11. Новогодний карнавал.1 час Содержание. Знакомство с новогодними обычаями и
традициями разных стран. Исполнение тематических песен. Форма. Концертная и игровая
деятельность.
12. Хороводные песни и игры.2 часа Содержание . Прослушивание и инсценировка
русских народных хороводных песен. Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Музыкальносценическая деятельность.
13. Необычные звуки и голоса. 2 часа. Содержание. Прослушивание и сравнение
различных звуков природы. Форма. Занятиеэкскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей.— 2 часа Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях с
движениями. Форма. Тематическое занятие.
15. Музыка Весны.1 час Содержание. Творческая мастерская под музыку А. Вивальди
«Весна» 1 часть из концерта «Времена года». Форма. Литературно – музыкальная
гостиная.
16. Мелодии дня.1 час Содержание. Песни для весёлого настроения. Слияние мыслей и
чувств, ума и сердца. Форма. Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты.1 час Содержание. История возникновения
музыкальных инструментов. Форма. Занятие – исследование.
18. Краски музыки и голоса. 2 часа Содержание. Возможности человеческого голоса.
Форма. Занятие – исследование. 19. Музыкальная страна. 2 часа
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием
стихов и ритмических движений.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
20. Весело – грустно.2 часа Содержание. Понятие мажорного и минорного лада.
Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями(весело
грустно).Форма. Занятие – рассуждение.
21. Музыкальная шкатулка.1 час Содержание. Песни мира, Песни о дружбе, Песни о
маме, Песни лета, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки. Форма. Игровая и
концертная деятельность.
Видами вокальной деятельности, реализующими задачи, являются сольное и
ансамблевое пение в единстве с пластическим интонированием, элементами импровизации
и театрализации. В ходе реализации программы применяются различные формы
организации образовательного процесса:∙ тематические занятия, мероприятия; игры –
викторины, игры – загадки;∙ творческие мастерские;∙ музыкальные путешествия;
литературномузыкальные гостиные. Игровой метод, применяемый во время занятий,
является самым эффективным методом работы с детьми. Используются различные виды
игровой деятельности: музыкальнодидактические, речевые, сюжетноролевые.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков
проводятся контрольные занятия (занятия – концерты, викторины, кроссворды), создание
коллективных творческих проектов, участие в творческих конкурсах разного уровня.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов
наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные
выступления.
№
п/п
1.
2.
3.
Тематическое планирование
Тема
Колво часов
Слушание музыки
Вокальнохоровая работа
Пластическое интонирование
11 ч
16 ч
6 ч
Календарнотематическое планирование
№ урока
Тема
Колво часов Введение.
Знакомство с голосовым аппаратом
Детские песни в нашей жизни.
Песенки из мультфильмов.
Колыбельные песни.
Осенние забавы.
1
2
3,4
5,6
7
8,9
10,11 Музыкальные игры и загадки.
12
13,14
15
16
Волшебная страна звуков.
В гостях у сказки.
Пластическое интонирование
Новогодний карнавал.
Хороводные песни и игры.
Необычные звуки и голоса.
Веселей встречай друзей.
17,18
19,20
21,22
23,24 Музыка Весны.
Мелодии дня.
Музыкальные инструменты.
Краски музыки и голоса.
25
26
27,28
29,30 Музыкальная страна.
31,32
Весело – грустно.
Музыкальная шкатулка.
33
1
1
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
Список используемой литературы
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.
– М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания
детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.:
Музыка, 1971. – С.274287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и
молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Издво АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно
методическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983. 8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.Пб. Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогамвокалистам. М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд.
2е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,
Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5 изд., стер. – СПб.
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресскурс развития вокальных способностей /И.О.
Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – ЛМ.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Полякова О. И. Работа с детским вокальноинструментальным ансамблем
(методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога
музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокальноинструментальные ансамбли в системе
дополнительного образования // Материалы 1й Международной межвузовской научно
практической конференции 2931марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.:
Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно
технического творчества молодежи, 2004.
Список интернет – ресурсов
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://sfk.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minusfanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodnikistudio.ru/ 7. http://www.apesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
Авторская программа внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.