Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Оценка 5

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Оценка 5
Научные работы
docx
музыка
7 кл
05.02.2017
Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Знакомим учащихся с авторскими произведениями . , активизируя мышление учащихся вопросами . Авторские произведения разбираем , исполняем , авторы прошлых времен и авторские произведения современников. Все авторские разработки разнообразны, к каждой разработке представлены презентации , слова и ноты к произведениямАвторская песня . Прошлое и настоящее.
авторская песня прошлое и настоящее 6 класс.docx
Урок музыки по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее" 6 класс Учитель музыки МБОУ «СОШ №173 михеева Елена Олеговна Цель: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях. Задачи:   познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; учить детей интерпретации нового и уже известного музыкального материала, выразительно исполнять его;  развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока, определить его музыкальную форму;   воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры. овладение учащимися навыками коммуникации, сотрудничества, работы в команде. Межпредметные связи: на данном уроке устанавливаются связи с предметами:  литература  русский язык  история Организация пространства: на данном уроке пространство организовано таким образом, что дети сидят по группам – 4 человека в команде, лицом друг к другу, обеспечено место для свободного перемещения детей по классу. Технические средства обучения: музыкальный инструмент – фортепиано, интерактивная доска, компьютер, проектор, магнитофон. Используемые технологии: Мэнэдж Мэт, Клок Баддис, Джот Тотс, Тик-Тэк- Тоу, Таймд Пэа Шэа, Синг Раунд Робин, Раунд Тэйбл, Конэрс. № Этапы уроков Название структур Мэнэдж 1 Мэт . Организацион ный момент. 2 . 3 . Всесторонняя проверка знаний. Клок Баддис Таймд Пэа Шэа Мэнедж Мэт Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Возьмемся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке. Б. Окуджава Ход урока Содержание Ученики исполняют музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!» на русском и татарском языках. Затем рассаживаются по группам. Учитель назначает встречу на 9 часов. Ученики встают и находят свою пару. Учитель просит вначале учеников Б2 , А3 ответить ученикам А1, Б4 (своему соседу по плечу)на вопрос: Что такое баркарола? По сигналу учителя, через определенное время, они меняются ролями и отвечают на следующий вопрос: Кто такие скоморохи? Затем назначаем встречу на 12 часов и по такому же принципу работаем и отвечаем на следующие вопросы: Что такое рондо? и Что такое акапелла? (Слайд 1) У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают  нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения. (Слайд 2) У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы  «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я  приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята,  которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают  туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все  туристы, путешественники любят исполнять авторские песни.  Узнаем же, откуда идут их корни? Итак, переносимся мысленно в  Европу, в эпоху Средневековья. В средние века, в эпоху расцвета  городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали  ваганты.  ­ Кто же такие ваганты. Давайте ознакомимся. На столах лежат  листочки с материалом по теме. В каждой группе А1 начинает вслух для всех остальных читать, кто же такие ваганты? Ваганты ­священнослужители, не имевшие постоянного  прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому,  беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты  большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах,  каждый из которых славился преподаванием какой­либо из наук.  Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое  поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на  традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и  проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии.  Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали  жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое  братство помогало вынести все т У.: Ваганты воспевали достоинства  своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали  различные пороки.   До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни  неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько  сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным  студенческим гимном. (Слайд №3) Учитель читает фрагмент из перевода гимна. Да здравствует Академия! Да здравствуют преподаватели! Да здравствует каждый в отдельности! Да здравствуют все вместе! Пусть всегда они процветают! Да сгинет печаль, Да сгинут горести! Да сгинет дьявол, Всякий враг студентов, А также насмешники. Учащиеся слушают гимн «Гаудеамус» (фонозапись)и  определяют характер этого произведения. Учитель предлагает взять по 4 листочка каждому и на каждом  листочке записать по одному слову, которое бы могло  характеризовать музыку. Не  соблюдая очередности, каждый ученик должен заполнить 4 листочка и положить их в центр стола лицевой  стороной вверх.  Джот Тотс Тик-Тэк- Тоу Синг Раунд Робин Теперь учитель предлагает оставить только 9 листочков, которые по их мнению более точно передают характер гимна, то как он  прозвучал. Затем каждый ученик из группы записывает в тетрадь  одно предложение, в котором он задействовал три слова,  расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и  диагонали. Затем каждый ученик, начиная с А1 читает для всех вслух свое  предложение о том, как прозвучал этот гимн. У.: Хорошо, молодцы! А теперь мы отправляемся дальше и куда же  сейчас попадаем? А попадаем мы в Ирландию, Уэльс, Шотландию, В эти места мы попали не просто так. Очень давно, в древних  кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами».  У.: Кто же такие  барды?.Давайте ознакомимся. На столах лежат  листочки с материалом по теме. В каждой группе теперь уже Б2  начинает вслух для всех остальных читать, кто же такие барды. Д.: Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали  их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители  собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они  стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими  при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и  Шотландии. У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов,  исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас  современных людей. А что же было на Руси в это время? – На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими  песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники. – Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.). (Слайд 4) Д.: Скоморохи – в средневековой России странствующие  музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи  впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и  XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к  скоморохам по­разному, но период до середины XVII века  можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими  интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и  других жанров. У.: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX  век. У.:. Вторая  половина XX века. Именно в этот период происходит  зарождение современной авторской песни у нас, в России. В каждой группе теперь уже А3 начинает вслух для всех остальных  читать, что же такое авторская песня. Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который  называется по­разному: бардовская песня, самодеятельная песня,  поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего  называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях  и в туристских походах. Кто же они – авторы­исполнители этих  песен? – Каких авторов­исполнителей вы знаете? Дети отвечают на вопрос. У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий  Визбор, , Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум,  Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди  них не было ни одного музыканта­профессионала. Более того ­ лишь единицы могли причислить себя к профессиональному  поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя,  инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены ­  представители той среды, в которой возникла и для которой  существовала авторская песня. Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные,  смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга. (Слайд 5) У.: Я предлагаю вам спеть «Песню о друге» Владимира Высоцкого.  Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого. У.: Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга,  который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту  всегда надо быть вместе.) (Слайд 6) У.: Первым по значимости российским бардом считается Булат  Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое  представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это  «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и  надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. (Слайд 7) У.: В нашей стране авторская песня получила большую  популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них  самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года  проводится ежегодно под Самарой. 4 Обобщение. Подведение итогов урока. Раунд Тэйбл На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора  и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают  люди со всей России и привозят свои песни. У.: Авторская песня появилась как противопоставление  развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не  всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности. Что же главное в авторской песне: поэтический текст или  мелодия? Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на  вопрос: – В чем ценность авторской песни? Конэрс Дети пишут на одном листе по кругу ответ, а затем зачитывают  свои варианты ответов. А теперь я предлагаю подумать и ответить, есть ли будущее у  авторской песни? Тот, кто считает да, прошу подойти к доске,  тот кто считает нет – к стене. Теперь найдите себе пару и друг  другу по сигналу скажите и обоснуйте свой выбор. Каждой из групп предлагается подготовить презентацию, доклад об одном из бардов (Высоцкий, Ким, Городницкий, Розенбаум, Яушева, Окуджава). Учитель напоминает детям эпиграф урока и предлагает всем взяться за руки и исполнить песню О. Митяева «Как здорово!». Учитель благодарит всех за урок и выставляет оценки. Домашнее задание Итог 5 . 6 .

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.

Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Скачать файл