Знакомим учащихся с авторскими произведениями . , активизируя мышление учащихся вопросами . Авторские произведения разбираем , исполняем , авторы прошлых времен и авторские произведения современников. Все авторские разработки разнообразны, к каждой разработке представлены презентации , слова и ноты к произведениямАвторская песня . Прошлое и настоящее.
авторская песня прошлое и настоящее 6 класс.docx
Урок музыки по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее"
6 класс
Учитель музыки МБОУ «СОШ №173 михеева Елена Олеговна
Цель: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.
Задачи:
познакомить с истоками авторской песни и современными ее
исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; учить детей
интерпретации нового и уже известного музыкального материала,
выразительно исполнять его;
развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни;
исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к
сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока,
определить его музыкальную форму;
воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного
отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и
настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и
исполнительской культуры.
овладение учащимися навыками коммуникации, сотрудничества,
работы в команде.
Межпредметные связи: на данном уроке устанавливаются связи с
предметами:
литература
русский язык
история
Организация пространства: на данном уроке пространство организовано
таким образом, что дети сидят по группам – 4 человека в команде,
лицом друг к другу, обеспечено место для свободного перемещения
детей по классу.
Технические средства обучения: музыкальный инструмент – фортепиано,
интерактивная доска, компьютер, проектор, магнитофон.
Используемые технологии: Мэнэдж Мэт, Клок Баддис, Джот Тотс, Тик-Тэк-
Тоу, Таймд Пэа Шэа,
Синг Раунд Робин, Раунд Тэйбл, Конэрс. № Этапы уроков Название
структур
Мэнэдж
1
Мэт
.
Организацион
ный момент.
2
.
3
.
Всесторонняя
проверка
знаний.
Клок
Баддис
Таймд Пэа
Шэа
Мэнедж
Мэт
Подготовка
учащихся к
активному и
сознательному
усвоению
нового
материала.
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.
Б. Окуджава
Ход урока
Содержание
Ученики исполняют музыкальное приветствие «Музыка,
здравствуй!» на русском и татарском языках. Затем
рассаживаются по группам.
Учитель назначает встречу на 9 часов. Ученики встают и
находят свою пару. Учитель просит вначале учеников Б2 ,
А3 ответить ученикам А1, Б4 (своему соседу по плечу)на
вопрос: Что такое баркарола? По сигналу учителя, через
определенное время, они меняются ролями и отвечают на
следующий вопрос: Кто такие скоморохи? Затем
назначаем встречу на 12 часов и по такому же принципу
работаем и отвечаем на следующие вопросы: Что такое
рондо? и Что такое акапелла?
(Слайд 1)
У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают
нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку,
открытость, радость общения.
(Слайд 2)
У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы
«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я
приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята,
которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают
туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все
туристы, путешественники любят исполнять авторские песни.
Узнаем же, откуда идут их корни? Итак, переносимся мысленно в
Европу, в эпоху Средневековья. В средние века, в эпоху расцвета
городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали
ваганты.
Кто же такие ваганты. Давайте ознакомимся. На столах лежат
листочки с материалом по теме. В каждой группе А1 начинает вслух
для всех остальных читать, кто же такие ваганты?
Ваганты священнослужители, не имевшие постоянного
прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому,
беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты
большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах,
каждый из которых славился преподаванием какойлибо из наук.
Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое
поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на
традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и
проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии.
Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали
жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое
братство помогало вынести все т У.: Ваганты воспевали достоинства
своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали
различные пороки.
До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни
неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько
сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным
студенческим гимном.
(Слайд №3)
Учитель читает фрагмент из перевода гимна.
Да здравствует Академия!
Да здравствуют
преподаватели!
Да здравствует каждый в
отдельности!
Да здравствуют все вместе!
Пусть всегда они процветают!
Да сгинет печаль,
Да сгинут
горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг
студентов,
А также
насмешники.
Учащиеся слушают гимн «Гаудеамус» (фонозапись)и
определяют характер этого произведения.
Учитель предлагает взять по 4 листочка каждому и на каждом
листочке записать по одному слову, которое бы могло
характеризовать музыку. Не соблюдая очередности, каждый ученик
должен заполнить 4 листочка и положить их в центр стола лицевой
стороной вверх.
Джот Тотс
Тик-Тэк-
Тоу
Синг Раунд
Робин
Теперь учитель предлагает оставить только 9 листочков, которые по
их мнению более точно передают характер гимна, то как он
прозвучал. Затем каждый ученик из группы записывает в тетрадь
одно предложение, в котором он задействовал три слова,
расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и
диагонали.
Затем каждый ученик, начиная с А1 читает для всех вслух свое
предложение о том, как прозвучал этот гимн.
У.: Хорошо, молодцы! А теперь мы отправляемся дальше и куда же
сейчас попадаем? А попадаем мы в Ирландию, Уэльс, Шотландию, В эти места мы попали не просто так. Очень давно, в древних
кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами».
У.: Кто же такие барды?.Давайте ознакомимся. На столах лежат
листочки с материалом по теме. В каждой группе теперь уже Б2
начинает вслух для всех остальных читать, кто же такие барды.
Д.: Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали
их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители
собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они
стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими
при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и
Шотландии.
У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов,
исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас
современных людей. А что же было на Руси в это время?
– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими
песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.
– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).
(Слайд 4)
Д.: Скоморохи – в средневековой России странствующие
музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи
впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и
XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к
скоморохам поразному, но период до середины XVII века
можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими
интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и
других жанров.
У.: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам
авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX
век.
У.:. Вторая половина XX века. Именно в этот период происходит
зарождение современной авторской песни у нас, в России.
В каждой группе теперь уже А3 начинает вслух для всех остальных
читать, что же такое авторская песня.
Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который
называется поразному: бардовская песня, самодеятельная песня,
поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего
называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях
и в туристских походах. Кто же они – авторыисполнители этих
песен?
– Каких авторовисполнителей вы знаете?
Дети отвечают на вопрос.
У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий
Визбор, , Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум,
Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди
них не было ни одного музыкантапрофессионала. Более того лишь
единицы могли причислить себя к профессиональному
поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя,
инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены
представители той среды, в которой возникла и для которой
существовала авторская песня.
Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные,
смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить,
делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.
(Слайд 5)
У.: Я предлагаю вам спеть «Песню о друге» Владимира Высоцкого.
Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого.
У.: Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга,
который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту
всегда надо быть вместе.)
(Слайд 6)
У.: Первым по значимости российским бардом считается Булат
Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое
представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя
сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это
«поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и
надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.
Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.
(Слайд 7)
У.: В нашей стране авторская песня получила большую
популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них
самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года
проводится ежегодно под Самарой. 4 Обобщение.
Подведение
итогов урока.
Раунд
Тэйбл
На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора
и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают
люди со всей России и привозят свои песни.
У.: Авторская песня появилась как противопоставление
развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не
всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.
Что же главное в авторской песне: поэтический текст или
мелодия?
Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на
вопрос:
– В чем ценность авторской песни?
Конэрс
Дети пишут на одном листе по кругу ответ, а затем зачитывают
свои варианты ответов.
А теперь я предлагаю подумать и ответить, есть ли будущее у
авторской песни? Тот, кто считает да, прошу подойти к доске,
тот кто считает нет – к стене. Теперь найдите себе пару и друг
другу по сигналу скажите и обоснуйте свой выбор.
Каждой из групп предлагается подготовить презентацию,
доклад об одном из бардов (Высоцкий, Ким, Городницкий,
Розенбаум, Яушева, Окуджава).
Учитель напоминает детям эпиграф урока и предлагает
всем взяться за руки и исполнить песню О. Митяева «Как
здорово!».
Учитель благодарит всех за урок и выставляет оценки.
Домашнее
задание
Итог
5
.
6
.
Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Авторская работа , Прошлое и настоящее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.