Разработка урока музыки в 5-м классе "Из чего состоит опера?"
Цель: развитие творческого потенциала учащихся средствами музыки; ознакомление с построением интродукции, и её моделирование.
Задачи:
• обучающие - сформировать представление об интродукции как части оперы, об основных темах интродукции из оперы "Пиковая Дама", их построении; формирование творческих навыков учащихся.
• развивающие - развивать самостоятельность интонационно-музыкального мышления, развивать способности к продуктивному мышлению (умение слушать, наблюдать, сравнивать, фиксировать зёрна-интонации); развивать способности к воображению, фантазии, интуиции, музыкально-слуховым представлениям;
• воспитывающие - воспитывать уважение и любовь к классической музыке; воспитывать коммуникативные умения.
Формы проведения урока: урок - ролевая игра, диалог учащихся и учителя.
Деятельность учащихся: слушание, исполнение.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение."Из чего состоит опера" разработка урока музыки для 5 классов.
пиковая дама.docx
Разработка урока музыки в 5м классе "Из чего состоит опера?"
Цель: развитие творческого потенциала учащихся средствами музыки;
ознакомление с построением интродукции, и её моделирование.
Задачи:
обучающие сформировать представление об интродукции как части
оперы, об основных темах интродукции из оперы "Пиковая Дама", их
построении; формирование творческих навыков учащихся.
развивающие развивать самостоятельность интонационно
музыкального мышления, развивать способности к продуктивному
мышлению (умение слушать, наблюдать, сравнивать, фиксировать зёрна
интонации); развивать способности к воображению, фантазии, интуиции,
музыкальнослуховым представлениям;
воспитывающие воспитывать уважение и любовь к классической
музыке; воспитывать коммуникативные умения.
Формы проведения урока: урок ролевая игра, диалог учащихся и учителя.
Деятельность учащихся: слушание, исполнение.
Технологии: ИКТ, личностноориентированное обучение, проблемное
обучение.
Ход урока
Музыкальное привествие.
I.
Вводная беседа с показом слайдов. Презентация.
Кто из вас был в оперном театре?
А чем оперный театр отличатся от кинотеатра? (Слайд 2)
Что есть в оперном театре, и нет в кинотеатре?
Для чего нужна оркестровая яма? (Слайд 3)
Посмотрите насколько благородное, помпезное, величественное убранство
оперного зала. Да это и неспроста. Ведь люди приходят, чтобы окунуться в
таинственный, красивый, волшебный мир музыки.
Мы с вами сегодня не только соприкоснёмся с этим миром, но и будем
творцами его.
Итак, опера. Что это такое? (Слайд 4)
Это сложный синтез искусств: Сольное и хоровое пение, различные
ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства
(костюмы, декорации), балетные сцены.
Опера, как правило, начинается с интродукции или увертюры. Это
вступление, вводящее в круг идей и настроений предстоящего зрелища. В
увертюре или интродукции звучат все основные темы произведения. Это как
бы краткий план всей оперы. Так вот мы с вами сегодня будем моделировать
интродукцию к опере "Пиковая Дама". Мы будем соавторами Петра Ильича
Чайковского. Он уже сочинил все основные темы. Нам нужно логически
выстроить их друг за другом.
II. Изучение нового материала.
1. Ознакомление с содержанием "Пиковой дамы" А.С. Пушкина.
ПИКОВАЯ ДАМА (1890) Либретто Модеста Чайковского
1. «Пиковая дама» — одна из вершин мировой оперной классики, поздний шедевр Чайковского, в котором воплощены величайшие достижения
европейской оперной драматургии XIX в. и открыты многие пути в будущее.
2. Сюжет повести Пушкина, положенный в основу оперы, подвергся
кардинальному переосмыслению. Возникли две разные идейно
художественные концепции. Повесть и опера лишь условно связаны мотивами
сюжета. Изменения коснулись как внешней стороны, (перенесение времени
действия на 50 лет назад, в екатерининскую эпоху,), так и сути драмы, и,
прежде всего, образа главного героя, Германа. Из педантичного, расчетливого
и корыстолюбивого человека, каким он был у Пушкина, Герман превратился в
романтического героя — страстного, одержимого чувством любви. В опере —
между героями социальная пропасть, которой не было у Пушкина: Лиза —
богатая наследница, у которой, к тому же есть прекрасный жених— Елецкий.
Т.о, изменяются мотивы драмы. Для Германа Пушкина богатство —
единственная цель, для Германа Чаковского — средство для достижения
любви Лизы. Различны и финалы обоих произведений: сумасшествие Германа
у Пушкина и гибель героев у Чайковского. Интересно, что переосмысление
Чайкоским сюжета повести во многом определило сценическую судьбу оперы.
Краткое содержание
Действие I
Картина 1
Петербург. Гуляя по Летнему саду, Сурин рассказывает
Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда всю
ночь около игорного стола провел Герман, мрачно наблюдая
за игрой, но не принимая в ней участия.
В сад приходят Герман и граф Томский. Герман признается, что
влюблен в девушку, имени которой не знает, ему известно
только, что она знатна и поэтому не может быть его женой.
Князь Елецкий сообщает друзьям, что женится. Герман
расспрашивает его о невесте. «Вот она», — говорит Елецкий,
указывая на Лизу, сопровождающую старую графиню. Герман
потрясен. Лиза — та девушка, в которую он влюблен.
«Счастливый день, тебя благословляю!» — говорит Елецкий.
«Несчастный день, тебя я проклинаю!» — восклицает Герман. Томский рассказывает окружающим, что в молодости графиня
была красавицей. Страстная картежница, она однажды
в Париже проигралась дотла. Граф Сен-Жермен назвал ей три
беспроигрышные карты, которые и помогли «московской
Венере» вернуть состояние. Графине предсказано, что она
умрет от руки того, кто, «пылкою страстью горя», придет к ней
узнать эти карты. Рассказ Томского поражает Германа.
Летний сад опустел. Начинается гроза. Буря не страшит
Германа. Он клянется, что Лиза будет принадлежать ему,
иначе он умрет.
Картина 2
Комната Лизы в доме графини. У Лизы собрались подруги.
Веселье прервано строгой гувернанткой — графиня сердится:
уже поздно, девушки мешают ей спать. Оставшись одна, Лиза
поверяет «царице-ночи» свою сокровенную тайну: она любит
Германа.
В дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе
в любви. Тут же раздается властный стук в дверь. Старая
графиня сама приходит к Лизе узнать причину шума,
нарушившего ее покой. Успевший укрыться в глубине балкона,
Герман вспоминает легенду о трех картах. На мгновение
любовь к Лизе отступает перед жгучим желанием узнать тайну
выигрыша. Графиня уходит, и Герман снова говорит Лизе
о своей любви. Она умоляет его уйти, но затем, покоренная
силой его чувства, произносит слова ответного признания.
Действие II
Картина 3
Бал у богатого сановника. Елецкий замечает, что Лиза
печальна, и настойчиво расспрашивает ее о причинах грусти.
Но Лиза уклоняется от объяснения. Ее не трогают мольбы
жениха, к которому она равнодушна.
Лиза отдает Герману ключ от потайной двери дома графини:
им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через
спальню старухи. Герману кажется, что сама судьба помогает
ему узнать три заветные карты.
Картина 4
Спальня графини. Здесь все напоминает о далекой молодости
«Венеры московской», и он забывает о цели своего прихода. Одержимый желанием узнать тайну трех карт, Герман решает
остаться в спальне и добиться от графини ответа.
Вернувшаяся с бала графиня, прогнав приживалок
и горничных, вспоминает свою юность, блестящие балы
в Париже.
Внезапно появившись перед ней, Герман просит открыть ему
тайну. Старуха молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует
назвать заветные карты. Графиня умирает...
Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую
графиню, она в отчаянии восклицает: «Не я тебе была нужна,
а карты!»
Действие III
Картина 5
Комната Германа в казармах. Герман читает письмо Лизы,
в котором она просит его придти на набережную для
объяснения.
Мысли об умершей графине преследуют Германа. В бреду, под
вой ветра и бушующей за окном метели, ему является призрак
старухи. Она приказывает Герману жениться на Лизе,
и называет ему три выигрышные карты — тройку, семерку,
туз...
Картина 6
Набережная Зимней канавки. Близится ночь. Лиза ждет
Германа, надеясь, что он рассеет ее подозрения в умышленном
убийстве графини. Но его все нет. Когда Лиза, теряя надежду,
уже готова поверить в злодейство Германа, он приходит
и на мгновение обоим кажется, что счастье не оставит их, что
все страданья позади. Но, одержимый мыслью о трех картах,
полубезумный Герман отталкивает Лизу и убегает... Лиза
бросается в воду.
Картина 7
В игорном доме карточная игра в разгаре. Все свои деньги
Герман ставит на названную призраком карту — тройку,
и выигрывает. Ставка удвоена. Вторая карта — семерка — снова
приносит ему удачу.
Герман в крайнем возбуждении бросает окружающим вызов, предлагая сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает
Елецкий. Третья карта Германа оказывается не тузом,
а пиковой дамой. Карта бита. Герману мерещится призрак графини.
В безумии он стреляется.
Просмотр оперы Чайковского « Пиковая дама»
Авторская разработка
Авторская разработка
Авторская разработка
Авторская разработка
Авторская разработка
Авторская разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.