Авторская разработка
Оценка 4.6

Авторская разработка

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
музыка
5 кл
16.02.2018
Авторская разработка
Разработка урока музыки в 5-м классе "Из чего состоит опера?" Цель: развитие творческого потенциала учащихся средствами музыки; ознакомление с построением интродукции, и её моделирование. Задачи: • обучающие - сформировать представление об интродукции как части оперы, об основных темах интродукции из оперы "Пиковая Дама", их построении; формирование творческих навыков учащихся. • развивающие - развивать самостоятельность интонационно-музыкального мышления, развивать способности к продуктивному мышлению (умение слушать, наблюдать, сравнивать, фиксировать зёрна-интонации); развивать способности к воображению, фантазии, интуиции, музыкально-слуховым представлениям; • воспитывающие - воспитывать уважение и любовь к классической музыке; воспитывать коммуникативные умения. Формы проведения урока: урок - ролевая игра, диалог учащихся и учителя. Деятельность учащихся: слушание, исполнение. Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение."Из чего состоит опера" разработка урока музыки для 5 классов.
пиковая дама.docx
Разработка урока музыки в 5­м классе "Из чего состоит опера?" Цель: развитие творческого потенциала учащихся средствами музыки;  ознакомление с построением интродукции, и её моделирование. Задачи:  обучающие ­ сформировать представление об интродукции как части  оперы, об основных темах интродукции из оперы "Пиковая Дама", их  построении; формирование творческих навыков учащихся.  развивающие ­ развивать самостоятельность интонационно­ музыкального мышления, развивать способности к продуктивному  мышлению (умение слушать, наблюдать, сравнивать, фиксировать зёрна­ интонации); развивать способности к воображению, фантазии, интуиции, музыкально­слуховым представлениям;  воспитывающие ­ воспитывать уважение и любовь к классической  музыке; воспитывать коммуникативные умения. Формы проведения урока: урок ­ ролевая игра, диалог учащихся и учителя. Деятельность учащихся: слушание, исполнение. Технологии: ИКТ, личностно­ориентированное обучение, проблемное  обучение. Ход урока Музыкальное привествие. I. Вводная беседа с показом слайдов. Презентация. ­ Кто из вас был в оперном театре? ­ А чем оперный театр отличатся от кинотеатра? (Слайд 2) ­ Что есть в оперном театре, и нет в кинотеатре? ­ Для чего нужна оркестровая яма? (Слайд 3) ­ Посмотрите насколько благородное, помпезное, величественное убранство  оперного зала. Да это и неспроста. Ведь люди приходят, чтобы окунуться в  таинственный, красивый, волшебный мир музыки. Мы с вами сегодня не только соприкоснёмся с этим миром, но и будем  творцами его. Итак, опера. Что это такое? (Слайд 4) ­ Это сложный синтез искусств: Сольное и хоровое пение, различные  ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства  (костюмы, декорации), балетные сцены. ­ Опера, как правило, начинается с интродукции или увертюры. Это  вступление, вводящее в круг идей и настроений предстоящего зрелища. В  увертюре или интродукции звучат все основные темы произведения. Это как  бы краткий план всей оперы. Так вот мы с вами сегодня будем моделировать  интродукцию к опере "Пиковая Дама". Мы будем соавторами Петра Ильича  Чайковского. Он уже сочинил все основные темы. Нам нужно логически  выстроить их друг за другом. II. Изучение нового материала. 1. Ознакомление с содержанием "Пиковой дамы" А.С. Пушкина. ПИКОВАЯ ДАМА (1890) Либретто Модеста Чайковского  1. «Пиковая дама» — одна из вершин мировой оперной классики, поздний шедевр Чайковского, в котором воплощены величайшие достижения  европейской оперной драматургии XIX в. и открыты многие пути в будущее.  2. Сюжет повести Пушкина, положенный в основу оперы, подвергся кардинальному переосмыслению. Возникли две разные идейно­ художественные концепции. Повесть и опера лишь условно связаны мотивами сюжета. Изменения коснулись как внешней стороны, (перенесение времени действия на 50 лет назад, в екатерининскую эпоху,), так и сути драмы, и, прежде всего, образа главного героя, Германа. Из педантичного, расчетливого и корыстолюбивого человека, каким он был у Пушкина, Герман превратился в романтического героя — страстного, одержимого чувством любви. В опере — между героями социальная пропасть, которой не было у Пушкина: Лиза — богатая наследница, у которой, к тому же есть прекрасный жених— Елецкий. Т.о, изменяются мотивы драмы. Для Германа Пушкина богатство — единственная цель, для Германа Чаковского — средство для достижения любви Лизы. Различны и финалы обоих произведений: сумасшествие Германа у Пушкина и гибель героев у Чайковского. Интересно, что переосмысление Чайкоским сюжета повести во многом определило сценическую судьбу оперы. Краткое содержание Действие I Картина 1 Петербург. Гуляя по Летнему саду, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда всю ночь около игорного стола провел Герман, мрачно наблюдая за игрой, но не принимая в ней участия. В сад приходят Герман и граф Томский. Герман признается, что влюблен в девушку, имени которой не знает, ему известно только, что она знатна и поэтому не может быть его женой. Князь Елецкий сообщает друзьям, что женится. Герман расспрашивает его о невесте. «Вот она», — говорит Елецкий, указывая на Лизу, сопровождающую старую графиню. Герман потрясен. Лиза — та девушка, в которую он влюблен. «Счастливый день, тебя благословляю!» — говорит Елецкий. «Несчастный день, тебя я проклинаю!» — восклицает Герман. Томский рассказывает окружающим, что в молодости графиня была красавицей. Страстная картежница, она однажды в Париже проигралась дотла. Граф Сен-Жермен назвал ей три беспроигрышные карты, которые и помогли «московской Венере» вернуть состояние. Графине предсказано, что она умрет от руки того, кто, «пылкою страстью горя», придет к ней узнать эти карты. Рассказ Томского поражает Германа. Летний сад опустел. Начинается гроза. Буря не страшит Германа. Он клянется, что Лиза будет принадлежать ему, иначе он умрет. Картина 2 Комната Лизы в доме графини. У Лизы собрались подруги. Веселье прервано строгой гувернанткой — графиня сердится: уже поздно, девушки мешают ей спать. Оставшись одна, Лиза поверяет «царице-ночи» свою сокровенную тайну: она любит Германа. В дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в любви. Тут же раздается властный стук в дверь. Старая графиня сама приходит к Лизе узнать причину шума, нарушившего ее покой. Успевший укрыться в глубине балкона, Герман вспоминает легенду о трех картах. На мгновение любовь к Лизе отступает перед жгучим желанием узнать тайну выигрыша. Графиня уходит, и Герман снова говорит Лизе о своей любви. Она умоляет его уйти, но затем, покоренная силой его чувства, произносит слова ответного признания. Действие II Картина 3 Бал у богатого сановника. Елецкий замечает, что Лиза печальна, и настойчиво расспрашивает ее о причинах грусти. Но Лиза уклоняется от объяснения. Ее не трогают мольбы жениха, к которому она равнодушна. Лиза отдает Герману ключ от потайной двери дома графини: им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через спальню старухи. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты. Картина 4 Спальня графини. Здесь все напоминает о далекой молодости «Венеры московской», и он забывает о цели своего прихода. Одержимый желанием узнать тайну трех карт, Герман решает остаться в спальне и добиться от графини ответа. Вернувшаяся с бала графиня, прогнав приживалок и горничных, вспоминает свою юность, блестящие балы в Париже. Внезапно появившись перед ней, Герман просит открыть ему тайну. Старуха молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует назвать заветные карты. Графиня умирает... Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую графиню, она в отчаянии восклицает: «Не я тебе была нужна, а карты!» Действие III Картина 5 Комната Германа в казармах. Герман читает письмо Лизы, в котором она просит его придти на набережную для объяснения. Мысли об умершей графине преследуют Германа. В бреду, под вой ветра и бушующей за окном метели, ему является призрак старухи. Она приказывает Герману жениться на Лизе, и называет ему три выигрышные карты — тройку, семерку, туз... Картина 6 Набережная Зимней канавки. Близится ночь. Лиза ждет Германа, надеясь, что он рассеет ее подозрения в умышленном убийстве графини. Но его все нет. Когда Лиза, теряя надежду, уже готова поверить в злодейство Германа, он приходит и на мгновение обоим кажется, что счастье не оставит их, что все страданья позади. Но, одержимый мыслью о трех картах, полубезумный Герман отталкивает Лизу и убегает... Лиза бросается в воду. Картина 7 В игорном доме карточная игра в разгаре. Все свои деньги Герман ставит на названную призраком карту — тройку, и выигрывает. Ставка удвоена. Вторая карта — семерка — снова приносит ему удачу. Герман в крайнем возбуждении бросает окружающим вызов, предлагая сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает Елецкий. Третья карта Германа оказывается не тузом, а пиковой дамой. Карта бита. Герману мерещится призрак графини.  В безумии он стреляется. Просмотр оперы Чайковского « Пиковая дама»

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018