Авторская разработка
Оценка 4.6

Авторская разработка

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
технология
Взрослым
04.05.2017
Авторская разработка
Настоящая дополнительная образовательная программа соотносилась со школьной программой “Технология”, методами и формами работы в данной образовательной области. Благодаря обучению в творческом объединении “Культура быта” учащиеся в возрасте 9 - 13 лет могут получить начальные сведения о таких видах декоративно-прикладного творчества, как флористика, бисероплетение, а так же расширить и углубить свои знания в области художественной обработки ткани при выполнении вышивки, мягкой игрушки, изготовлении искусственных цветов из ткани. Большое внимание уделяется такому до сих пор малоизвестному в России виду декоративно-прикладного искусства как вышивка шёлковыми лентамиПрограмма рассчитана на 3 года обучения. Первый и второй годы обучения – по 144 часа занятий. Третий год обучения - 216 часов. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Программа 1-го года обучения разработана для учащихся 9-10 лет, количество детей в группе 12 – 15 человек. Режим работы объединения для групп 1-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин. В группы 2- 3-го года обучения приходят дети, обладающие основными навыками. Уровень подготовки учащихся определяется собеседованием. Количество учащихся в группах 2-го года обучения 10 – 12, возраст детей 10 -12 лет. Режим работы групп 2-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 мин. Количество учащихся в группах 3-го года обучения 8 – 10, возраст детей 11 - 13 лет. Режим работы групп 3-го года обучения - 3 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 мин.
Авторская.doc
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛКОМА КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННО—МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.А.АХТЯМОВА СЕЛА МАНЗАРАС» Декоративно прикладное искусство 2010 год Печатается по рекомендации Методического совета Информационно – методического центра Кукморского муниципального района Автор:   Минимуллина Лилия Маулетовна – учитель технологии I квалификационной  категории МОУ СОШ имени С.А.Ахтямова с. Манзарас Кукморского  муниципального района Республики Татарстан Рецензенты:   Мансуров Роберт Мияссарович   ­ начальник отдела образования Исполкома Кукморского   муниципального   района,   кандидат   педагогических   наук, Заслуженный учитель РФ Салахова Рада Инсафовна – старший преподаватель кафедры теории  искусства и художественного образования ТГГПУ Камалова Любовь Степановна ­  учитель технологии высшей  квалификационной категории МОУ СОШ №2 имени А.М.Булатова,  руководитель районного УМО учителей технологии  Декоративно­прикладное искусство. Авторская программа. ИМЦ.  Минимуллина Л.М. Кукмор, 2010г. – 32 стр. Программа   содержит   тематическое   планирование,   методические рекомендации,   практические   задания,   которые   можно   использовать   при изучении раздела «Декоративно – прикладное искусство и  предназначена для учителей технологии и педагогам дополнительного образования.                                                                           © Минимуллина Л.М. 2 ©  ИМЦ Авторская программа декоративно­прикладной направленности Срок реализации: 3 года Возраст учащихся 9­13 лет Составитель: Минимуллина Лилия Маулетовна учитель технологии первой квалификационной категории МОУ СОШ  имени С.А.Ахтямова села Манзарас        3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Без   “духовной   осёдлости”,   без ощущения   корней,   без   любви, без   интереса   к   собственной истории, далёкой и близкой, не может   быть   полноценного человеческого   счастья. Культурная   среда   также необходима   для   нравственной жизни,   как   растительный   и животный   мир   для   нашего биологического существования.  В   наше   время   актуальной   стала   проблема   сохранения   культурной   и академик Д.С. Лихачёв  исторической   самобытности   России,   национальных   традиций,   Декоративно­ незыблемых   нравственных   ценностей   народа. прикладное   искусство   органично   вошло   в   современный   быт   и продолжает   развиваться,   сохраняя   национальные   традиции   в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного   наследия,   так   как   донесло   до   сегодняшнего   дня практически   в   неискаженном   виде   характер   духовно­ художественного постижения мира.                  В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция 4 к снижению познавательной преобразующей предметно­практической деятельности   учащихся.  В   связи   с   этим   возникает   потребность   в создании   комплексных   программ,   посвященных   не   какому­то   а, отдельному   виду   декоративно­прикладного   творчества, включающих   одновременно   несколько   разделов   данной образовательной   области.   Такие   программы   способствовали   бы развитию   интереса   к   культуре   своей   Родины,   истокам   народного   эстетического   отношения   к   действительности, творчества, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места   человека   в   нём,   правильного   представления   о   взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.  Комплексная программа “Культура быта”, являясь прикладной, носит практико­ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными   приёмами   обработки   природных   материалов,   ткани,   техникой бисероплетения.   Обучение   по   данной   программе   создаёт   благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально­культурного   и   профессионального   самоопределения,   развития познавательной   активности   и   творческой   самореализации   учащихся.   Она призвана   познакомить   детей   с   особенностями   декоративно­прикладного искусства  народов  мира, России,  национально­культурными  особенностями нашего края, и, способствует адаптации учащихся к нестабильным социально­ экономическим   условиям,   подготовке   к   самостоятельной   жизни   в современном мире.  Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать   монотонности   в   обучении,   благодаря   овладению   учащимися разнообразными видами декоративно­прикладного творчества.  Цель  настоящей   программы   ­   разностороннее   комплексное   развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка 5 к   самостоятельной   жизни   в   современном   мире,   и   дальнейшему профессиональному самоопределению. Задачи: ­         образовательные – углубление и расширение знаний об истории и   нашего   края, развитии   народных   художественных   промыслов   формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение   основных   приёмов   обработки   природных   материалов   и ткани, овладение навыками бисероплетения; ­         воспитательные ­ привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к   действительности,   трудолюбия,   аккуратности,   усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении   работы,   экономичного   отношения   к   используемым материалам, привитие основ культуры труда; ­         развивающие ­ развитие моторных навыков, образного мышления, внимания,   фантазии,   творческих   способностей,   формирование эстетического и художественного вкуса. Дополнительная образовательная программа разработана на основе  типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России,   Подавляющее программы   образовательной   области   “Технология”. большинство   программ   для   государственных   внешкольных   учреждений предполагает изучение лишь какого­то одного вида декоративно­прикладного творчества, о чем говорят сами названия программ: “Аппликация соломкой”, “Вышивка”, “Художественная вышивка”, “Мягкая игрушка”. В программе “Технология” отводится мало времени изучению такого вида   декоративно­прикладного   искусства   как   вышивание,   и   совсем   не уделяется внимания флористике,   изготовлению изделий из солёного теста, 6 мягкой   игрушки,   искусственных   цветов   из   ткани,   вышиванию   лентами, бисероплетению.  Программа   “Культура   быта”   не   дублирует   ни   одну   из вышеперечисленных   программ   и   является   существенным   дополнением   в решении важнейших  развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики. Настоящая   программа   призвана  научить   детей   не   только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных   материалов   и   различные   техники   выполнения   изделий   но   и   побудить   творческую декоративно­прикладного   творчества, деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.  Настоящая дополнительная образовательная программа соотносилась со школьной программой “Технология”, методами и формами работы в данной образовательной  области.   Благодаря   обучению   в   творческом   объединении “Культура быта” учащиеся в возрасте 9 ­ 13 лет могут получить начальные сведения о таких видах декоративно­прикладного творчества, как флористика, бисероплетение,   а   так   же   расширить   и   углубить   свои  знания   в   области художественной обработки ткани при выполнении вышивки, мягкой игрушки, изготовлении   искусственных   цветов   из   ткани.   Большое   внимание   уделяется такому  до сих пор  малоизвестному  в  России  виду декоративно­прикладного искусства как вышивка шёлковыми лентами.  В   программе   используются   межпредметные   связи   с   другими образовательными   областями.   Так,   изучая   основы   материаловедения учащиеся   пользуются   знаниями,   полученными   на   уроках   природоведения, естествознания,   биологии,   физики,   химии.   При   работе   с   выкройками­ лекалами,   выполнении   схем   бисероплетения,   эскизов   изделий,   работе   над 7 композицией   применяются   знания   из   областей   черчения,   рисования, математики.  Средний возраст учащихся ­ 10­12 лет. У детей этого возраста хорошо развита   механическая   память,   произвольное   внимание,   наглядно­образное мышление,   зарождается   понятийное   мышление   на   базе   жизненного   опыта, неподкреплённое   научными   данными,   развиваются   познавательные   и коммуникативные   умения   и   навыки.   В   социальном   плане   свойственны высокая   самооценка   (часто   адекватная),   стремление   к   самоутверждению (зачастую   через   негативные   поступки),  культ   силы   в   дружбе,   критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).  Программа   рассчитана   на   3   года   обучения.   Первый   и   второй   годы обучения – по 144 часа занятий. Третий год обучения ­ 216 часов. В группы первого   года   обучения   приходят   дети,   не   имеющие   специальных   навыков. Программа   1­го   года   обучения   разработана   для   учащихся   9­10   лет, количество детей в группе 12 – 15 человек. Режим работы объединения для групп 1­го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин. В группы   2­   3­го   года   обучения   приходят   дети,   обладающие   основными навыками.   Уровень   подготовки   учащихся   определяется   собеседованием. Количество учащихся в группах 2­го года обучения 10 – 12, возраст детей 10 ­12 лет. Режим работы групп 2­го года обучения ­ 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 мин. Количество учащихся в группах 3­го года обучения 8 – 10, возраст детей 11 ­ 13 лет. Режим работы групп 3­го года обучения ­ 3 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 мин.  В первый год обучения учащиеся знакомятся с основными способами обработки   природных   материалов   растительного   происхождения, 8 основами   цветоведения   и классификацией   текстильных   волокон, материаловедения,   осваивают   технику   выполнения   швов   (“вперед   иголку”, “шнурок”,   “за   иголку”,   “тамбурный”,   “елочка”,   “узелки”,   “роспись”, “стебельчатый”,   “петельный”),   используемых   в   ручной   вышивке   основные этапы изготовления полуплоской и объёмной мягкой игрушки, искусственных цветов   из   ткани,   учатся   выполнять   простейшие   приёмы   бисероплетения (простая цепочка, цепочки с бусинками, с бугорками, с петельками, цепочки “зигзаг”,   “змейка”,   “в   крестик”,   цветком   из   шести   лепестков,   цветком   из восьми   лепестков,   плоское   и   объёмное   соединение   цепочек   “в   крестик”, наплетения   на   цепочку   “колечки”,   подвески),   пользоваться   описаниями, условными   обозначениями,   читать   схемы   и   составлять   рабочие   рисунки самостоятельно.  В течение второго года обучения учащиеся осваивают основные способы обработки   природных   материалов   животного   происхождения   (плавники, чешуя,  яичная   скорлупа,   раковины   моллюсков),   знакомятся   со   свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, видами переплетения тканей, учатся чётко выполнять швов “козлик”, постигают основные этапы и особенности изготовления   перчаточных   кукол,   обучаются   более   сложным   приёмам   ромбы, бисероплетения   (цепочка   “мозаика”, “фонарики”, ажурное полотно (сетка), полотно “в крестик”, ажурный цветок,   “восьмёрки”,   “соты”, кубик из 12­ти бисерин), а также учатся рассчитывать плотность плетения. На третьем году обучения учащиеся знакомятся с основными способами обработки   природных   материалов   (кожа,   соленое   тесто),   свойствами шерстяных   и   шелковых   тканей,   осваивают   технику   выполнения   швов («крестик»),   технику   вышивания   лентами,   основные   этапы   и   особенности изготовления каркасной мягкой игрушки, учатся чётко выполнять изученные приёмы бисероплетения (уголки, многослойное, объёмное плетение).   9 Программа   рассчитана   на   реализацию   в  учреждениях   дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ. В связи с тем,   что   программа   является   комплексной,   её   реализация   может осуществляться несколькими педагогами, каждый из которых может вести занятия по одному из видов декоративно­прикладного творчества. В творческом  объединении “Культура быта” основным дидактическим принцип   ­  обучение   в   предметно­практической   деятельности.   Одним   из способов   организации   учебной  деятельности   является   упражнение, заключающееся в многократном выполнении необходимых действий. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно­иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация,   упражнение,   практические   работы   репродуктивного   и творческого   характера,   методы   мотивации   и   стимулирования,  обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно­ поисковый, ситуационный, экскурсии.  Помимо   учебной   деятельности   с   учащимися   творческого   объединения проводится просветительская и досугово­развивающая работа: экскурсии в музеи посещение театров и т.д.  С   целью   выявления   уровней   обученности   предлагается   следующая градация: I уровень ­ репродуктивный с помощью педагога; II уровень ­ репродуктивный без помощи педагога; III уровень ­ продуктивный IV уровень ­ творческий Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении   осуществляется   в   несколько   этапов   и   предусматривает несколько уровней. I. Промежуточный контроль. 10 1.       Тестовый   контроль,   представляющий   собой   проверку репродуктивного   уровня   усвоения   теоретических   знаний   с использованием карточек­заданий по темам изучаемого курса. 2.      Фронтальная и индивидуальная беседа. 3.      Цифровой, графический и терминологический диктанты. 4.       Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности. 5.       Решение   ситуационных   задач   направлено   на   проверку   умения использовать приобретенные знания на практике. 6.      Решение кроссвордов. 7.      Игровые формы контроля. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного   уровня:   районных,;   олимпиадах   творчества.   декоративно­прикладного II. Итоговый контроль Итоговый   контроль   проводится   по   сумме   показателей   за   всё   время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной   работы,   включающей   изготовление   изделия   по   единой предложенной   схеме   и   творческую   работу   по   собственным   эскизам   с использованием различных материалов. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на  III  –  IV  уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I года обучения № Тема Обще В   том е числе: 11 п/ п Вводное занятие. Работа с природными материалами. 1 2 2.1 Экскурсия в природу. 2.2 Подготовка природных материалов. 2.3 Аппликация из соломки. 2.4 Флористические работы: открытка, игрушки. 3 Художественная обработка ткани. Общие   сведения   о   тканях   и   волокнистых материалах. 3.1 3.2 Основы цветоведения. 3.3 Отделка ткани: виды швов, их применение. 3.4 Мягкая игрушка: технология выполнения. 3.5 Полуобъёмная мягкая игрушка. 3.6 Объёмная игрушка. 3.7 Искусственные цветы из ткани. 4 4.1 Основные приемы бисероплетения. 4.2 Цветы из бисера. 4.3 Плетение плоских фигурок животных. 5 ИТОГО: Итоговое занятие. Бисероплетение. кол­ во часов 2 2 2 6 6 2 2 10 2 4 8 20 22 26 28 2 144 Тео Прак р 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 т. ­ 1 1 4 5 1 1 8 1 3 6 18 2 2 2 2 25 20 24 26 ­ 119 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I года обучения 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ  Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация   История   развития   художественных   народных   промыслов. изделий. Организация рабочего  места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности. 2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 2.1. ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ 12 Экскурсия в природу. Знакомство с общим планом строения растений. Использование   растений   для   флористических   работ.   Сбор   природных материалов. Осенние явления в жизни растений. 2.2. ПОДГОТОВКА ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Теоретические сведения.  Способы подготовки природных материалов растительного происхождения: плоская, объемная сушка (воздушная, в песке или   соли),   консервация.   Способы   обработки   соломки:   сухой,   влажный, отбеливание, тонировка. Практическая   работа.  Плоская   сушка   растений.   Объемная   сушка; консервация   частей   растений.   Вырезание   междоузлий   у   стеблей   злаковых. Разрезание   вдоль   волокна,   разглаживание,   создание   различных   цветовых тональностей. 2.3. АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ Теоретические сведения. Особенности рисунка в аппликации соломкой. Стилизация рисунка. Виды основы: фанера, ДВП, черная бархатная бумага, картон с приклеенной тканью, стекло. Аппликация соломкой на деревянной, фанерной, бумажной основе. Практическая   работа.  Выбор   рисунка,   нанесение   ориентировочных линий   приклеивания   соломки.   Последовательное   разрезание   рисунка   на   Подготовка   фона. отдельные   фрагменты.   Приклеивание   соломки. Наклеивание рамки. Размещение деталей аппликации. 2.4. ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: ОТКРЫТКА, ИГРУШКИ Теоретические сведения.  Основные правила составления композиции. Основы   цветоведения.   Виды   основы:   бумага,   картон,   ткань,   фанера,   ДВП, кора деревьев, спилы древесины. Применение засушенных листьев, соцветий, плодов,   семян   при   выполнении   декоративной   композиции.   Способы   их расположения. 13 Практическая работа.  Подготовка основ. Расположение фрагментов композиции.   Приклеивание.   Пространственное   расположение   компонентов композиции при изготовлении игрушек. Оформление. 3.                 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ 3.1.   ОБЩИЕ   СВЕДЕНИЯ   О   ТКАНЯХ   И   ВОЛОКНИСТЫХ МАТЕРИАЛАХ  Теоретические   сведения.  Общие   сведения   о   тканях   и   волокнистых материалах.   Виды   волокон   и   их   происхождение.   Краткие   сведения   о производстве тканей. Виды тканей. Окраска и рисунок тканей. Определение лицевой   и   изнаночной   сторон.   Определение   основных   и   уточных   нитей. Краткие сведения о профессиях ткацкого и швейного производства. Практическая   работа.  Подбор   образцов   тканей   по   виду,   цвету   и назначению. Определение на образцах тканей нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон. 3.2. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Теоретические   сведения.  Понятие   о   цвете.   Свойства   цвета:   тон (светосила),   цветовой   оттенок,   насыщенность.   Тёплые   и   холодные   цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета. Практическая   работа.  Изображение   колориметрического   круга   с обозначением   основных,   двойных   (составных)   цветов.   Выбор   наиболее удачных цветовых решений на основе сочетания основных и дополнительных цветов. 3.3. ОТДЕЛКА ТКАНИ: ВИДЫ ШВОВ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ Теоретические   сведения.  Краткие   сведения   из   истории   народной вышивки.   Особенности   народной   вышивки   Воронежской   губернии.   Виды швов, используемых в ручной вышивке, их применение. Приемы выполнения стежков   и   строчек.   Виды   швов:   “вперед   иголку”,   “шнурок”,   “за   иголку”, 14 “тамбурный”,   “елочка”,   “узелки”,   “роспись”,   “стебельчатый”,   “петельный” (“краевой”).   Технология   их   выполнения,   применение   в   отделке   ткани. Способы перевода рисунка на ткань. Практическая работа. Освоение техники выполнения изученных швов. Вышивание салфетки на их основе. ВТО вышивки. Оформление альбомов. 3.4. МЯГКАЯ ИГРУШКА: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ Теоретические   сведения.  Краткие   сведения   из   истории   народной игрушки.   Особенности   народной   игрушки.   Технология   выполнения   мягкой игрушки.   Материалы   и   инструменты.   Работа   с   выкройками.   Подбор материалов.   Обработка   тканей   с  осыпающимися   краями.  Предание   тканям жёсткости.   Раскрой   деталей.   Пошив   игрушки.   Набивка   деталей   игрушки. Сборка и оформление игрушки. Условные обозначения. Практическая   работа.  Перенесение   деталей   выкройки.   Запись условных обозначений в альбом. 3.5. ПОЛУОБЪЁМНАЯ МЯГКАЯ ИГРУШКА Теоретические   сведения.  Особенности   технологии   выполнения полуобъёмных   игрушек.   Отсутствие   элементов   влияющих   на   объём. Расположение   деталей   в   плоскости.   Достижение   рельефности   за   счёт наложения   одних   частей   игрушки   на   другие.   Особенности   набивки полуобъёмной   игрушки.   Требования,   предъявляемые   к   полуобъёмной игрушке:   удерживание   формы,   чёткие   очертания,   ровная   поверхность, мягкость, лёгкость. Применение: сувенир­миниатюра, ёлочная игрушка или элемент   интерьера.   Выбор   и   анализ   модели.   Запись   последовательности выполнения игрушки. Зарисовка модели. Выбор тканей. Практическая   работа.  Выполнение   выкроек­лекал.   Раскрой   и сметывание деталей. Пошив и оформление игрушки. 3.6. ОБЪЁМНАЯ ИГРУШКА 15 Теоретические   сведения.  Особенности   технологии   выполнения объёмных   игрушек.   Наличие   вытачек,   различных   вшивных   элементов, создающих   дополнительный   объём.   Изготовление   волос,   грив,   хвостов, помпонов. Выбор и анализ модели. Подбор материалов. Практическая работа. Работа с выкройками. Раскрой деталей. Пошив игрушки. Набивка деталей игрушки. Сборка и оформление игрушки. 3.7. ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ ИЗ ТКАНИ Теоретические сведения.  Материалы, инструменты и приспособления, используемые   для   изготовления   цветов.   Подготовка   тканей,   технология обработки.   Техника   безопасности.   Анализ   образцов.   Последовательность выполнения.   Зарисовка   схем.   Изготовление   лекал.   Выбор   тканей. Экономичная   раскладка   лекал   на   ткани.   Перенесение   деталей   выкройки. Раскрой.   Тонирование.   Тепловая   обработка.   Изготовление   сердцевинки, тычинок и пестиков. Обвивание черешков, стеблей. Изготовление цветоложа розы. Практическая   работа.  Упражнения   по   изготовлению   стеблей (обвивание проволоки бумагой, нитками).  Выполнение отдельных элементов цветков   и   соцветий   (купальница   европейская,   ромашка   луговая,   роза полиантовая   полумахровая).   Сборка   цветков   и   соцветий.   Оформление букетика. 4.  БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ 4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ Теоретические   сведения.  Исторический   экскурс.   Использование бисера.   Современные   направления   бисероплетения.   Инструменты   и материалы.   Организация   рабочего   места.   Правильное   положение   рук   и туловища во время работы. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками,   цепочка   с   бугорками,   цепочка   с   петельками,   цепочка   “зигзаг”, 16 цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми   лепестков.   Низание   из   бисера   “в   две   нити”:   цепочка   “в   крестик”, “колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.  Наплетения   на   цепочку  “колечки”.   Подвески:   бахрома  (простая, спиральная),   “веточки”,   “кораллы”.   Назначение   и   последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Практическая   работа.  Освоение   приемов   бисероплетения:   простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка “в крестик”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков. Плоское и объёмное соединение   цепочек   “в   крестик”.   Выполнение   наплетений   на   цепочку “колечки”.   Изготовление   браслета   “ёлочка”.   Упражнения   по   выполнению различных   подвесок   и   их   подплетению   к   цепочкам.   Выполнение   колье “кораллы”. Теоретические   сведения.  Основные   приёмы   бисероплетения 4.2.  ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА используемые   для   изготовления   цветов:   параллельное   плетение,   петельное   косое   плетение. плетение,   игольчатое   плетение,   низание   дугами, Комбинирование   приёмов.   Техника   выполнения   серединки,   лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая   работа.  Выполнение   отдельных   элементов   цветов. Сборка   изделий:   брошей   (“Смородина”,   “Орхидея”),   букета   цветов (колокольчики, мак, незабудки, ромашки, лилии, роза). Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно. 4.3.  ПЛЕТЕНИЕ ПЛОСКИХ ФИГУРОК ЖИВОТНЫХ 17 Теоретические   сведения.  Техника   выполнения   туловища,   крылышек, глаз, усиков, лапок. Техника “кирпичный стежок”. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая   работа.  Выполнение   отдельных   элементов   на   основе изученных   приёмов.   Сборка   брошей:   “Божья   коровка”,   “Муха”,   “Шмель”, “Стрекоза”,   “Жук”,   “Бабочка”,   “Паук”,   “Скорпион”,   “Ящерица”,   “Змея”, “Зайчик”, “Мышка”,  “Тигрёнок”,  “Знаки   зодиака”.  Подготовка   основы   для брошей.   Плетение   кулона   “Тигрёнок”   в   технике   “кирпичный   стежок”. Составление   композиции.   Прикрепление   элементов   композиции   к   основе. Оформление. 5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Организация   выставки   лучших   работ   учащихся.   Обсуждение   результатов выставки, подведение итогов, награждение.  УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II года обучения № п/п Тема Вводное занятие. Работа с природными материалами. 1 2 2.1 Экскурсия на выставку изделий биолатрики. 2.2 Биолатрика: панно, миниатюрная композиция. 3 Художественная обработка ткани. Общие сведения о хлопчатобумажных и льняных 3.1 тканях. 3.2 Вышивание салфетки: шов “козлик”. 3.3 Перчаточные куклы. 18 Обще е   В числе: том кол­ во часов 2 4 14 2 14 16 Тео р. Прак т. 2 1 2 1 2 2 ­ 3 12 1 12 14 Бисероплетение. 4 4.1 Основные приемы бисероплетения. 4.2 Комплект украшений. 4.3 Панно из бисера по мотивам сказок. 4.4 Пасхальное яйцо. 5 Итоговое занятие. ИТОГО:    14 30 22 24 2 144 2 2 2 2 2 20 12 28 20 22 ­ 124 19 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II года обучения  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель   и   задачи   объединения.   План   работы.   Знакомство   с   изделиями. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для   работы.   Правила   техники   безопасности.   Другие   организационные вопросы. 2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 2.1. ЭКСКУРСИЯ НА ВЫСТАВКУ ИЗДЕЛИЙ БИОЛАТРИКИ Посещение выставки, знакомство с работами декоративно­прикладного искусства   из   природных   материалов   животного   происхождения   (раковины моллюсков,  крылышки  насекомых,  плавники,  чешуя рыб, яичная скорлупа, пуховые перья и пух птиц, кожа, кость и др.). Анализ работ. Обсуждение. 2.2. БИОЛАТРИКА: ПАННО, МИНИАТЮРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Теоретические   сведения.  Применение   материалов   животного происхождения   при   выполнении   декоративной   композиции.   Способы обработки   природных   материалов   животного   происхождения   (плавники, чешуя   рыб,   яичная   скорлупа,   пуховые   перья   и   пух   птиц,   крылышки насекомых, раковины моллюсков и др.). Виды основы: бумага, картон, ткань, фанера,   ДСП,   кора   деревьев,   спилы   древесины.   Составление   композиции. Способы расположения элементов композиции. Практическая   работа.  Обработка   материалов   животного происхождения.   Подготовка   основ.   Расположение   фрагментов   композиции. Приклеивание. 3.   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ 3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЯХ 20 Теоретические   сведения.  Происхождение   и   виды   растительных волокон.   Основные   свойства   хлопчатобумажных   и   льняных   тканей,   их применение. Определение основных и уточных нитей в тканях. Виды тканей и их переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое или атласное. Окраска и рисунок   тканей.   Определение   лицевой   и   изнаночной   сторон.   Процесс производства хлопчатобумажных и льняных тканей. Практическая   работа.  Определение   хлопчатобумажных   и   льняных тканей, видов переплетений. 3.2. ВЫШИВАНИЕ САЛФЕТКИ: ШОВ “КОЗЛИК” Теоретические   сведения.  Техника   выполнения   шва   “козлик”. Применение. Выбор орнамента, зарисовка его в альбом. Способы копирования рисунка на ткань.  Практическая   работа.  Техника   выполнения   шва   “козлик”, упражнение. Подготовка ткани к вышивке. Копирование рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Обработка краев салфетки. ВТО вышивки. 3.3. ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ Теоретические   сведения.  Краткие   сведения   о   кукольном   театре. Правила   конструирования   и   моделирования   перчаточных   кукол.   Выбор модели.   Конструирование   игрушки.   Изготовление   лекал.   Анализ   модели. Запись последовательности выполнения модели. Зарисовка. Выбор тканей. Практическая   работа.   Выполнение   выкроек­лекал.   Раскрой   и сметывание деталей. Пошив и оформление игрушки. 4. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ 4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ Теоретические   сведения.  Назначение   и   правила   выполнения   цепочек “мозаика”,   “восьмёрки”,   “соты”,   ромбы,   “фонарики”.   Плетение   ажурного полотна   (сетки)   одной   и   двумя   иглами.   Полотно   “в   крестик”.   Ажурный 21 цветок. Кубик из 12­ти бисерин. Способы и последовательность выполнения. Анализ и зарисовка схем. Практическая   работа.  Освоение   приемов   плетения:   цепочка “мозаика”,   “восьмёрки”,   “соты”,   ромбы,   “фонарики”,   ажурное   полотно (сетка),   полотно   “в   крестик”,   ажурный   цветок,   кубик   из   12­ти   бисерин. Соединение концов сетки. 4.2. КОМПЛЕКТ УКРАШЕНИЙ Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений. Практическая   работа.  Плетение   комплекта   украшений   “Розовая фантазия”   на   основе   изученных   приёмов.   Оформление.   Прикрепление застёжки.    4.3. ПАННО ИЗ БИСЕРА ПО МОТИВАМ СКАЗОК Теоретические   сведения.  Основные   приёмы   бисероплетения, используемые   для   изготовления   фигурок   сказочных   героев:   параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая   работа.  Выполнение   отдельных   элементов   фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание   картона   тканью.   Составление   композиции.   Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно. 4.4. ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО Теоретические   сведения.  Приёмы  бисероплетения,  используемые   для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик”, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”, вышивка по сетке.   Различные   варианты   оплетения   пасхальных   яиц:   “от   макушки   до макушки”;   плетение   двух   сфер   и   соединение   их   между   собой;   оплетение 22 центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье­маше, парафиновая,   деревянная.   Составление   орнамента.   Зарисовка   схем.   Выбор бисера. Цветовое решение. Практическая   работа.  Подготовка   основы.   Расчёт   плотности плетения.   Оплетение   центральной   части,   тупого   и   острого   концов   яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца. 5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Организация   выставки   лучших   работ   учащихся.   Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III года обучения Обще В   том № п/ п Тема Вводное занятие. Работа с природными материалами. 1 2 2.1  Экскурсия на выставку  2.2 Биолатрика: панно из кожи. 2.3 Изделия из солёного теста. 3 Художественная обработка ткани. Общие   сведения   о   шерстяных   и   шелковых тканях. Вышивание   салфетки:   “владимирская   гладь”, “крестик”. 3.1 3.2 е кол­ во часов 2 2 18 10 2 20 числе: Тео Прак р. 2 2 4 2 1 4 2 2 2 2 2 2 т. ­ ­ 14 8 1 16 8 10 18 20 8 42 Бисероплетение. 3.3 Вышивание лентами: панно. 3.4  Изготовление каркасной мягкой игрушки. 4 20 4.1 Основные приёмы бисероплетения. 22 4.2 Заколки для волос. 4.3 Плетение салфетки. 10 4.4 Объёмные   миниатюрные   композиции   на 44 10 12 23 проволоке. 4.5  Объёмные игрушки из бисера на леске. 5 Итоговое занятие.    42 2 2 2 40 ­ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ III года обучения 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель   и   задачи   объединения.   План   работы.   Знакомство   с   изделиями. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для   работы.   Правила   техники   безопасности,   Другие   организационные вопросы. 2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 2.1. ЭКСКУРСИЯ НА ВЫСТАВКУ ИЗДЕЛИЙ БИОЛАТРИКИ Посещение выставки, знакомство с работами декоративно­прикладного искусства из кожи. Анализ работ. Обсуждение. 2.2. БИОЛАТРИКА: ПАННО ИЗ КОЖИ Теоретические сведения. Исторический экскурс. Организация рабочего места.   Материалы   и   инструменты.   Обновление   старой   кожи.   Окраска, разглаживание,   разметка   и   раскрой   кожи.   Шерфование   кожаных   изделий. Перфорация   деталей.   Способы   соединения   и   крепления   кожи:   склеивание, оплётка, сшивание, сцепление. Художественная обработка кожи: драпировка, термическая   обработка   (прожаривание,   буление,   горячее   тонирование), аппликация, лоскутная мозаика. Выбор моделей, анализ. Последовательность выполнения.   Изготовление   лекал.   Выбор   тканей.   Экономичная   раскладка лекал на ткани.  Практическая   работа.  Перенесение   деталей   выкройки.   Раскрой. Изготовление отдельных элементов цветков и соцветий из кожи (серединки цветка, тычинок и пестиков). Сборка цветков и соцветий. Подготовка основы 24 декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно. 2.3. ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА Теоретические сведения. Исторический экскурс. Организация рабочего места.   Материалы   и   инструменты.   Приготовление   солёного   теста   из пшеничной   и   ржаной   муки,   замешивание.   Окрашивание   теста.   Обработка солёного теста. Способы изготовления изделий: вырезание формочками для выпечки, вырезание по шаблону, полуплоская и объёмная лепка. Обработка подручными средствами: насадками кулинарного шприца, расчёской, чайным ситечком,   чесноковыжималкой.   Отпечатки   и   выпуклые   рельефы.   Сушка   и обжиг   изделий.   Способы   сушки:   воздушная,   сушка   в   духовом   шкафу, комбинированная. Цветовые эффекты и глазирование. Практическая   работа.  Изготовление   изделий   из   солёного   теста. Сушка. Раскрашивание. Лакировка. 3.  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ 3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШЕРСТЯНЫХ И ШЁЛКОВЫХ ТКАНЯХ Теоретические   сведения.   Происхождение   шерстяного   и   шёлкового волокна. Основные свойства шерстяных полушерстяных и смешанных тканей. Основные   свойства   натурального   и   искусственного   шелков,   синтетических тканей.   Применение   этих   тканей.   Процесс   производства   шерстяных   и шелковых тканей.  Практическая   работа.  Определение   шерстяных,   полушерстяных, смешанных   тканей,   натурального   и   искусственного   шелков,   синтетических тканей.   Определение   на   образцах   тканей   нитей   основы   и   утка,   лицевой   и изнаночной сторон. 3.2.   ВЫШИВАНИЕ   САЛФЕТКИ:   “ВЛАДИМИРСКАЯ   ГЛАДЬ”, “КРЕСТИК”     25 Теоретические   сведения.  Техника   выполнения   швов   “владимирская гладь”, “крестик”.  Применение. Выбор  орнамента,  зарисовка   его в альбом. Способы копирования рисунка на ткань. Практическая   работа.  Освоение   техники   выполнения   швов “владимирская гладь”, “крестик”. Подготовка ткани к вышивке. Копирование рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Обработка краев салфетки. ВТО вышивки. 3.3. ВЫШИВАНИЕ ЛЕНТАМИ: ПАННО Теоретические   сведения.   Техника   вышивания   лентами.   Назначение   и правила   выполнения   основных   элементов:   китайский   “узелок”,   прямой стежок,   присборенная   розетка,   тесёмочный   стежок,   роза,   сплетённая паутинкой,   тамбурный   стежок   “вприкреп”,   петельный   стежок,   объёмный пяти­лепестковый цветок, гербера. Основы композиции. Анализ образцов.  Практическая   работа.  Составление   эскиза   композиции.   Освоение основных   приёмов   вышивания   лентами   в   процессе   выполнения   элементов растительного   орнамента:   листочки,   цветы   (ромашка,   розы,   хризантема, гербера, пяти­лепестковый объёмный цветок). Подготовка основы для панно. Изготовление панно. Оформление композиции. 3.4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРКАСНОЙ МЯГКОЙ ИГРУШКИ Теоретические   сведения.  Особенности   технологии   выполнения каркасных мягких игрушек. Обеспечение максимальной устойчивости мягкой игрушки.   Способы   предания   игрушке   динамичности:   проволочный   каркас, шарнирное   соединение.   Выбор   и   анализ   модели.   Подбор   тканей,   меха. Материалы для изготовления каркаса. Последовательность выполнения. Практическая работа. Работа с выкройками. Раскрой деталей. Пошив игрушки.   Изготовление   каркасов.   Набивка   деталей   игрушки.   Сборка   и оформление игрушки. 26 4. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ 4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ Теоретические сведения. Назначение и правила и правила выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка   по   сетке   крестиками,   колечками,   цветочками,   бусинами,   гладью. Объёмное   плетение.  Жгуты:   жгут  “мозаика”,  “спираль”,   шнур   квадратного сечения,   ажурный   жгут.   Украшение   плотного   жгута   бисером,   цветочками, бахромой,   воланом.   Объёмные   цветочки:   цветок   с   круглыми   лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.  Практическая   работа.  Освоение   приёмов   бисероплетения:   косое плетение (уголок, острый угол, тупой угол), многослойное плетение (вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью), объёмное плетение.  Упражнения   по   выполнению   жгутов   (жгут  “мозаика”,  “спираль”, шнур   квадратного   сечения,   ажурный   жгут.   Украшение   плотного   жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовлнение объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. 4.2. ЗАКОЛКИ ДЛЯ ВОЛОС Теоретические сведения.  Анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения заколок для волос. Практическая   работа.  Плетение   заколок   для   волос   на   основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе. 4.3. ПЛЕТЕНИЕ САЛФЕТКИ Теоретические сведения. Анализ образцов салфеток. Орнамент. Выбор бисера.   Цветовое   решение.   Последовательность   выполнения   салфетки. Зарисовка схем.  27 Практическая   работа.  Плетение   салфетки   на   основе   изученных приёмов. Сборка и оформление. 4.4.   ОБЪЁМНЫЕ   МИНИАТЮРНЫЕ   КОМПОЗИЦИИ   НА ПРОВОЛОКЕ Теоретические   сведения.  Техника   двойного   соединения.   Правила выполнения   объёмных   миниатюр   на   проволоке.   Анализ   образцов.   Выбор проволоки   и   бисера.   Цветовое   решение.   Зарисовка   схем   выполнения объёмных миниатюр. Практическая   работа.  Плетение   объёмных   миниатюр   на   основе изученных   приёмов.   Подготовка   основы.   Составление   композиции. Оформление. 4.5. ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА НА ЛЕСКЕ Теоретические   сведения.  Различные   техники   объёмного   плетения   на   Цветовое   решение.   Подбор   материалов. леске.   Анализ   модели. Последовательность выполнения, зарисовка схем. Практическая   работа.  Выполнение   деталей   игрушки   на   основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушки. 5.      ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Организация   выставки   лучших   работ   учащихся.   Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Формы проведения занятий № пп 1. 2. 3. 4. Тема Вводное занятие Работа с природными материалами Художественная обработка ткани Бисероплетение 28 Формы проведения занятий Беседа Беседа, экскурсии Беседа,   конкурсы,   выставки, игра Беседа,   конкурсы,   выставки, Итоговое занятие 5.    Методы обучения игра Конкурсы, выставки         В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно­иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация,   упражнение,   практические   работы   репродуктивного   и творческого   характера,   методы   мотивации   и   стимулирования,   обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно­ поисковый, ситуационный, экскурсии.  Техническое оснащение и дидактический материал    1. Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.  2. Инструменты  и  вспомогательные   приспособления:   ножницы,  кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, крючок, шило, бульки с диаметрами шариков от 5 до 30 мм, резцы, петля, подкладка резиновая жесткая, подкладка   резиновая   мягкая,   подушка   с   песком,   стекло   листовое, швейные иглы, иглы для вышивания, иглы для бисероплетения, булавки, напёрсток,   копировальный   ролик,   кисточки,   карандаши,   шариковые ручки,   портновские   мелки,   ластик,   линейка,   циркуль,   сантиметровая лента, электрический утюг, гладильная доска.  3. Материалы:   засушенные   растения,   соломка,   кора   деревьев,   спилы древесины, фанера, ДВП, раковины моллюсков, яичная скорлупа, перья птиц, кожа, ткань, драп, фетр, трикотаж, флизелин, синтепон, кружево, тесьма, ленты, сутаж, поролон, вата, натуральный и искусственный мех, швейные   нитки,   мулине,   капроновая   нить   №   63,   моноволокно, проволока, воск, бисер, стеклярус, рубленый бисер, бусины; фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки, замочки для цепочек  и браслетов, швензы,   заготовки­замочки   для   клипс,   брошей,   колец,   заколок   для 29 волос; калька, бумага, картон, копировальная бумага, миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”, обойный клей, мука, соль, крахмал, желатин, манная крупа, зубной порошок, лак для ногтей.  4. Специальная литература.  5. Наглядно­иллюстративные   и   дидактические   материалы:   таблица “Основные приёмы бисероплетения”; схемы изделий; коллекции ниток;   раздаточный   материал, образцы   бисероплетения;   изделия; инструкционные карты; дидактические карточки.  Формы подведения итогов       Тема № пп 1. Вводное занятие 2. 3.   Работа с материалами   природными Художественная   обработка ткани 4. Бисероплетение 5. Итоговое занятие    Форма подведения итогов Фронтальная беседа. Фронтальная   и   индивидуальная   беседы, дидактические   карточки,   цифровой, диктант, выполнение практических заданий. Фронтальная   и   индивидуальная   беседы, решение дидактические ситуационных задач, решение кроссвордов, карточки,     графический   и   диктанты, терминологический   выполнение   практических заданий. Дидактические   карточки,   цифровой   и графический   диктанты,   игра,   выполнение дифференцированных заданий. Контрольное занятие, конкурсы, выставка. практических   30 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ    1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. ­ М.: “Просвещение”, 1985. 2. Н.Ф. Бабина Развитие творческого  мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.             ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7.    3.Бондаревская   Е.В.   Ценностные   основания   личностно­ 4.   Ершова   А.П.,   Букатов   В.М.   Режиссура   урока,   общения   и   поведения учителя. – Москва ­ Воронеж, 1995. 5.Жарова Л.В. Учить самостоятельности. ­ М.: “Просвещение”, 1993. 6.Журнал “Школа и производство”. 7.Конышева   Н.М.   Методика   трудового   обучения   младших   школьников. 8.Основы дизайнообразования. – М., 1999.  9.Котова   М.Б.,   Шиянов   Е.Н.   Становление   и   развитие   гуманистической педагогики. ­ Ростов­на­Дону, 1997. 10.Михайленко   М.А.   Внеклассная   работа   с   природным   материалом.   – Воронеж, 1992. 11.Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.  12. Программа образовательной области “Технология”. ­ М.,1994.      СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ     1. Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998. 2. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997. 3. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993. 4. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000. 31 5. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000. 6. Бисер – Land. Изделия наших читателей: Практическое пособие. 4­й выпуск. – СПб., 2000. 7. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992. 8. Божко Л. Бисер. – М., 2000. 9. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002. 10. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов­на­Дону, 2000. 11.  Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003. 12. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000. 13.Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000. 14. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000. 15. Гадаева Ю. Фенечки из бисера. – СПб., 2000. 16. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. – М., 2001. 17. Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983. 18. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002. 19.  Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000. 20. Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001. 21. Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990. 22. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М., 2001. 23. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. ­ М., 1991. 24. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001. 25. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001. 26.  Крутий   Я.В.   100   схем   для   вышивания   крестом   и   гладью.   – Ростов­на­Дону, 2000. 27. Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999. 32 28. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001 29.  Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль, 2000. 30.  Магина А. Изделия из бисера:  Колье, серьги, игрушки. – М.– СПб.,2002.   31.  Моисеенко   Ю.Е.,   Бичукова   Е.В.,   Бичукова   Т.В.   Волшебный стежок. – Минск, 2000. 32. Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990. 33.  Паславский   А.   Природа,   фантазия,   творчество.   Альбом самоделок. – Киев, 1989. 34. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.  35. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.  36.  Пономарёв   П.Д.   Народный   костюм   Воронежской   губернии.   – Воронеж, 1994.  37. Рукоделие. – Харьков, 1997. 38. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.  39. Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.  40. Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992. 41. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001. 42. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001. 43. Ханус С. Как шить? – М., 1991.  Художественная вышивка на машине (альбом рисунков для 44. отд 33

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка

Авторская разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017