Авторские методические пособия
по начальному обучению игре на фортепиано
Широкую известность в фортепианной педагогике приобрело учебное пособие для начального этапа обучения игре на инструменте под редакцией Алексея Николаева «Школа игры на фортепиано». Это учебник рекомендован для детей, обучающихся в детских школах музыки и искусств, и рассчитан на 1-3 классы. В работе над «Школой» составители исходили из общих принципов советской педагогики — науки о целенаправленном, последовательном и гармоничном воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения.
В первой части пособия размещены упражнения, являющиеся образцами для развития разнообразных сторон технического мастерства, а также про- стейшие примеры, рассчитанные на пение мелодий со словами и подбор по слуху. Далее в порядке постепенного усложнения расположены пьесы и этюды. Огромную роль в формировании музыкальных вкусов начинающего ученика играет приобщение его к народному музыкальному творчеству, кото- poe является могучим источником развития профессионального музыкального искусства. Поэтому в сборнике уделено значительное место фортепианным переложениям народных песен.
По системе А. Николаева уроки начинается с пения по слуху, ознаком- ления с клавиатурой и названиями звуков. Для ознакомления с нотами пред- ложена песенка «Наконец, настали лужи» и многие другие попевки, неслож- ные мелодии, в основном состоящие из восьми тактов. В пособии можно найти различные упражнения, для того, чтобы овладеть техникой игры на фортепи- ано. Список рекомендуемых произведений составлен в порядке от простого к сложному. В репертуар включены произведения для совместного музицирова- ния с учителем, то есть для ансамбли для исполнения в 4 руки. На втором году обучения ставятся более сложные музыкальные и технические задачи, направ- ленные на дальнейшее развитие у ученика навыков самостоятельной работы.
Авторы-составители «Школы» сгруппировали музыкальный материал по разделам: 1) пьесы, 2) сонатины, 3) этюды, 4) ансамбли. Целесообразность такой группировки диктуется тем, что при составлении индивидуальных пла- нов удобнее выбирать нужные примеры из соответствующих разделов, а не выискивать их, перелистывая весь сборник. Также возможно обратиться к этим материалам при самостоятельном разучивании пьес или повторении про- граммы.
Евгений Мейлих — автор нотных сборников, обработок для фортепиано, статей о творчестве русских, советских и зарубежных композиторов и испол- нителей — создал «Самоучитель игры на фортепиано для взрослых», где предложил начальный курс обучения, изложив его в 2-х частях. Е. Мейлих ре- комендует выделять для занятий по часу ежедневно, заниматься по самоучи- телю два раза в неделю (желательно в точно установленные дни и часы прохо- дить новый урок). И на закрепление урока выделять два-три дня. В течении этих дней возможно сыграть всё пройдённое на данном уроке, включая и по- вторение прошлого материала, и упражнения, и разбор нового материала. За- дания выполняются самостоятельно, сверяя решения по ответам, приведен- ным в конце книги.
Первая часть пособия содержит 47 уроков, при систематическом освое- нии которых обучающиеся приобретают основы музыкальной грамоты, что поможет разбирать произведения. Это постановка корпуса, кисти и пальцев за инструментом, знакомство с клавиатурой, звуком и нотой, средствами выра- зительности, упражнения для развития техники, навыками игры на фортепи- ано и умением воспринимать и слышать музыку.
На первом уроке автор предлагает ознакомиться с правильным положе- нием рук, ног, спины перед тем как приступить знакомство с фортепиано. В самоучителе предусмотрено овладение основами музыкальной грамоты, кото- рые помогают разбирать музыкальные произведения (в приложении дан вкла- дыш с названием нот и октав). К каждому уроку, автор предлагает несколько
заданий для закрепления материала. «Почти вся музыка, с которой вы встре- титесь на его страницах, вам хорошо знакома: это массовые и народные песни, музыка из кинофильмов, наиболее известные отрывки из популярных опер», — пишет Е. Мейлих.
Вторая часть «Начального курса игры на фортепиано для взрослых» яв- ляется логическим продолжением первой, поэтому требует возвращения к первой части в вопросах теории и игры. Во второй части автор предлагает начать курс с упражнений и повторения «экзаменационной» программы пер- вой части. Новые произведения становятся значительно сложнее и требуют больше времени для разучивания. В самоучителе доступно изложен материал, в Приложении 1 присутствуют общепринятые обозначения и сокращения нот- ного текст, в Приложении 2 помещен краткий словарь иностранных терминов и сокращений. В пособии содержится достаточное количество материала для того, чтобы научиться самостоятельно музицировать.
В самоучителе Л. Мохеля и О. Зиминой обучение направлено на по- следовательное ознакомление с устройством фортепиано и уходом за ним, му- зыкальным звуком и его свойствами, с правильной посадкой за инструментом, клавиатурой, нотной записью, нотным станом, нотах, скрипичным и басовым ключами, ключевыми и случайными знаками. Пособие содержит общую таб- лицу соотношения звуковых длительностей, пояснения, что такое такт и так- товая черта. Всё это составляет основы музыкальной грамоты, необходимые для овладения игрой на фортепиано. В пособии приведены начальные упраж- нения на развитие пианистической техники. Репертуар отличается множе- ством русских народных песен, с помощью которых закрепляется ритм, счёт, размер, длительности нот и т.д.
Школа-самоучитель игры на фортепиано В.М. Катанского. На пер- вых уроках в школе самоучителе автор предлагает нам знакомство с правиль-
ной посадкой за инструментом и клавиатурой, прибегая к наглядным приме- рам, объяснениям и упражнениям. С помощью иллюстраций учащийся знако- мится с полным звукорядом фортепиано.
Далее автор приводит примеры звукоизвлечения (поп legato, legato), зна- комит с нотной записью, разъясняя, что такое нота, нотный стаи, скрипичный и басовый ключи. Для закрепления материала используются к специальные упражнения, предлагаются русские народные и детские песни, небольшие ме- лодии, на которых можно отработать метр, ритм, запомнить длительности нот и их названия. На примере прибаутки «Чижик-Пыжик» происходит знаком- ство со знаками альтерации.
В самоучителе первый раздел посвящён основам музыкальной грамоты (осваиваются не только вышеупомянутые музыкальные средства, но и лад, то- нальность, аппликатура и т.д.) Все темы закрепляются посредством упражне- ний на фортепиано. К первой части пособия прилагаются словарик основных темпов в музыке, таблица с интервалами, гаммы, арпеджио и аккорды, а также хрестоматия с различными произведениями.
Второй раздел самоучителя В.М. Катанского направлен на овладение навыками сочинения и импровизации на фортепиано, гармонизации (подбора аккомпанемента для мелодии). Автор прилагает ко второму разделу образцы подбора аккомпанемента. В качестве образца даются такие произведения, как сунд-трек к кинофильму Э. Морриконе «Профессионал», песни из репертуара группы «Beatles» и Элвиса Пресли, детские песенки и прочие, хорошо извест- ные любителям музыки. Далее автор предлагает задания по подбору мелодий и аккомпанементов в различных жанрах. Завершают вторую часть пособия разработки занятий полифонией, жизненные правила для музыкантов и хре-
стоматия
В первой главе методического пособия Терри Барроуза «Всё о клави- шах: подробный самоучитель игры на фортепиано и синтезаторе» обуча-
ющийся подробно знакомится с инструментом фортепиано и его предшествен- никами (от клавесина эпохи барокко до современных цифровых синтезато- ров), с различными жанрами и музыкантами. Вторая глава посвящена принци- пиальным основам игры на клавишных инструментах. В ней предложено 10 уроков, которые содержат примеры и упражнения.
Второй урок- осуществляется знакомство с гаммами.
Третий урок- говорится о ритме и темпе. Этот урок познакомит с основными элементами метра и ритма.
Четвертый урок- направлен на знакомство с ладами и тональностями.
Пятый урок- строятся АККОРДЫ.
Шестой урок- педагог учит играть полноценно левой рукой, слушать и слышать обе руки.
Седьмой урок- направлен на освоение игра двумя руками. Поскольку исполнителю на первых порах очень трудно сконцентрировать внимание сразу на двух руках, этому уделено много внимания на седьмом уроке.
Восьмой урок- постигается стиль от танцевальной музыки до джаза. Девятый урок- под названием «Секреты импровизации» содержит разработку идей, технику и приемы импровизации.
Десятый урок -посвящен анализу образцов классической музыки.
В этом уроке затронут ряд важных аспектов нотной записи особых обозначений, служащих указанием к повтору свей пьесы или её части, выбору силы звука (оттенков), исполнению штрихов и мелизмов. На ряду традиционных печатных изданий разного рода пособий по освоению первоначальных навыков игры на фортепиано сегодня все большую популярность приобретают электронные системы обучения
Электронное пособие для начинающего пианиста Hellene Hiner «Мяг- кий Моцарт» (Soft Mozart) представляет собой цикл уроков игры на форте- пиано для всех возрастов, замаскированные в мультимедийные игры. «Мягкий Моцарт» идеально подходит для любой семьи, желающей получить качествен- ное музыкальное образование в комфорте и уединении своего дома. Методика создает благоприятные условия для семьи, благодаря которым все ее члены участвуют в обучении и приобретают успешный опыт музицирования. Данная учебная программа является, по мнению автора, академической. Она делает возможным обучение игре на инструменте уже с двухлетнего возраста и пред- полагает постепенное развитие музыкальных навыков с помощью игр и уии- кального инструментария. Названный курс обучения игре на фортепиано имеет программное обеспечение, предусматривает онлайн взаимодействие с профессиональными преподавателями музыки и опытными родителями по- средством участия в открытом форуме.
Руководитель студии любительского музицирования, преподаватель фортепианных классов Тольяттинского государственного университета А.В. Шувалов создал видео-курс «Любительское музицирование на фортепи- ано», в который включены 44 тематических видео-урока. Главная задача курса
— научить слушателей технологии игры на фортепиано популярных мелодий с аккомпанементом. Автор сформулировал следующий принцип работы с обу- чающимися: «Сначала изучаем, потом учимся, т.е. запоминаем». Разберем для наглядности несколько первых уроков по этой методике.
В первом видео-уроке, который длится 12 минут, Андрей Шувалов зна- комит ученика с фортепианной клавиатурой на примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз». Ресурсное оснащение урока включает фортепи- анную клавиатуру и слова песни с басовыми нотами. Вначале педагог знако- мит обучающегося с клавиатурой, устройством инструмента, затем разбирает мелодию «Миллион алых роз» по фразам и добавляет к ней упрощённый ак- компанемент.
Урок на №2 раскрывает тему «Звук. Обертоны. Аккорд-трезвучие. Ар- педжио» на примере уже знакомого ученику фрагмента песни Р. Паулса «Мил- лион алых роз», который усваивает основные понятия: звук, обертоны, аккорд. Как и на предыдущее уроке, используются слова песни с басами и аккордами. Автор показывает, как поддержать мелодию «Миллион алых роз» аккордами вместо баса. Ученик получает домашнее задание: научиться играть аккомпа- немент в виде арпеджио от любого звука, обязательно соблюдая аппликатуру. Урок №3 (22 минуты). Освоение мелодии Э. Морриконе «Ветер, крик» (темы из кинофильма «Профессионал») с использование записей начальной фразы и аккомпанемента с аппликатурой. На уроке происходит разбор мело- дии с аккомпанементом по фразам, показываются исполнительские приёмы игры на фортепиано. Дается задание к следующему уроку — подготовить ис-
полнение этой пьесы.
Уроки №4-5 «Мажор и минор. Музыкальный алфавит». На уроке осваи- ваются понятия: трезвучие, музыкальный алфавит, исходный материал в но- тах, аккомпанемент, форма пьесы. Музыкальный материал урока — пьеса Л. Бетховена «К Элизе». Разбирая пьесу, педагог предлагает придумать свой текст на звуки мелодии.
Урок №6. «М. Легран. Шербурские зонтики». Урок направлен на разбор музыкального сочинения и освоение приёмов его исполнения. При разучива- нии пьесы предлагается встать на позицию композитора. Т.к. основой этого сочинения является гармония, автор курса предлагает обратиться к тонально- сти ля-минор и использовать для аккомпанемента все аккорды трезвучия, ле- жащие в этой тональности. Отталкиваясь от них, сыграть арпеджио из 3, 5 и 8 звуков, а затем соотнести их со звучанием музыкальной темы. Материалы к уроку — запись мелодии с аккордами и подтекстовкой.
Урок №7. «Лад, три главных трезвучия лада». Работа над освоением ла- довых соотношений T-S-D в тональности до-мажор ведется на примере попу- лярной песенки «Happy Birthday».
Урок №8. Основная формула гармонии постигается на примере рег- тайма. Музыкальный материал — С. Джоплин «Артист эстрады».
Урок №9. Тема «Функция автоаккомпанемента синтезатора» осваивается на примере песни Р. Паулса «Миллион алых роз».
Далее работа предполагает постепенное усложнение заданий и расширение исполнительского репертуара.
Охарактеризованные нами методические системы (при том, что приведенные выше примеры не исчерпывают всего многообразия существующих подходов к обучению начинающих пианистов) предоставляют широкие возможности для выбора наиболее оптимального и доступного варианта в каждом конкретном случае (с учетом имеющихся условий, возраста и уровня общего и музыкального развития обучающегося, его запросов и интересов, особенностей организации учебного процесса и т.д.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.