Авторские методические пособия по начальному обучению игре на фортепиано
Оценка 4.8

Авторские методические пособия по начальному обучению игре на фортепиано

Оценка 4.8
docx
31.03.2022
Авторские методические пособия по начальному обучению игре на фортепиано
Авторские методические пособия.docx

                Авторские методические пособия

по начальному обучению игре на фортепиано

 

 

Широкую известность в фортепианной педагогике приобрело учебное пособие для начального этапа обучения игре на инструменте под редакцией Алексея Николаева «Школа игры на фортепиано». Это учебник рекомендован для детей, обучающихся в детских школах музыки и искусств, и рассчитан на 1-3 классы. В работе над «Школой» составители исходили из общих принципов советской педагогики — науки о целенаправленном, последовательном и гармоничном воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения.

В первой части пособия размещены упражнения, являющиеся образцами для развития разнообразных сторон технического мастерства, а также про- стейшие примеры, рассчитанные на пение мелодий со словами и подбор по слуху. Далее в порядке постепенного усложнения расположены пьесы и этюды. Огромную роль в формировании музыкальных вкусов начинающего ученика играет приобщение его к народному музыкальному творчеству, кото- poe является могучим источником развития профессионального музыкального искусства. Поэтому в сборнике уделено значительное место фортепианным переложениям народных песен.

По системе А. Николаева уроки начинается с пения по слуху, ознаком- ления с клавиатурой и названиями звуков. Для ознакомления с нотами пред- ложена песенка «Наконец, настали лужи» и многие другие попевки, неслож- ные мелодии, в основном состоящие из восьми тактов. В пособии можно найти различные упражнения, для того, чтобы овладеть техникой игры на фортепи- ано. Список рекомендуемых произведений составлен в порядке от простого к сложному. В репертуар включены произведения для совместного музицирова- ния с учителем, то есть для ансамбли для исполнения в 4 руки. На втором году обучения ставятся более сложные музыкальные и технические задачи, направ- ленные на дальнейшее развитие у ученика навыков самостоятельной работы.


 

Авторы-составители «Школы» сгруппировали музыкальный материал по разделам: 1) пьесы, 2) сонатины, 3) этюды, 4) ансамбли. Целесообразность такой группировки диктуется тем, что при составлении индивидуальных пла- нов удобнее выбирать нужные примеры из соответствующих разделов, а не выискивать их, перелистывая весь сборник. Также возможно обратиться к этим материалам при самостоятельном разучивании пьес или повторении про- граммы.

Евгений Мейлих автор нотных сборников, обработок для фортепиано, статей о творчестве русских, советских и зарубежных композиторов и испол- нителей — создал «Самоучитель игры на фортепиано для взрослых», где предложил начальный курс обучения, изложив его в 2-х частях. Е. Мейлих ре- комендует выделять для занятий по часу ежедневно, заниматься по самоучи- телю два раза в неделю (желательно в точно установленные дни и часы прохо- дить новый урок). И на закрепление урока выделять два-три дня. В течении этих дней возможно сыграть всё пройдённое на данном уроке, включая и по- вторение прошлого материала, и упражнения, и разбор нового материала. За- дания выполняются самостоятельно, сверяя решения по ответам, приведен- ным в конце книги.

Первая часть пособия содержит 47 уроков, при систематическом освое- нии которых обучающиеся приобретают основы музыкальной грамоты, что поможет разбирать произведения. Это постановка корпуса, кисти и пальцев за инструментом, знакомство с клавиатурой, звуком и нотой, средствами выра- зительности, упражнения для развития техники, навыками игры на фортепи- ано и умением воспринимать и слышать музыку.

На первом уроке автор предлагает ознакомиться с правильным положе- нием рук, ног, спины перед тем как приступить знакомство с фортепиано. В самоучителе предусмотрено овладение основами музыкальной грамоты, кото- рые помогают разбирать музыкальные произведения приложении дан вкла- дыш с названием нот и октав). К каждому уроку, автор предлагает несколько


 

заданий для закрепления материала. «Почти вся музыка, с которой вы встре- титесь на его страницах, вам хорошо знакома: это массовые и народные песни, музыка из кинофильмов, наиболее известные отрывки из популярных опер», пишет Е. Мейлих.

Вторая часть «Начального курса игры на фортепиано для взрослых» яв- ляется логическим продолжением первой, поэтому требует возвращения к первой части в вопросах теории и игры. Во второй части автор предлагает начать курс с упражнений и повторения «экзаменационной» программы пер- вой части. Новые произведения становятся значительно сложнее и требуют больше времени для разучивания. В самоучителе доступно изложен материал, в Приложении 1 присутствуют общепринятые обозначения и сокращения нот- ного текст, в Приложении 2 помещен краткий словарь иностранных терминов и сокращений. В пособии содержится достаточное количество материала для того, чтобы научиться самостоятельно музицировать.

В самоучителе Л. Мохеля и О. Зиминой обучение направлено на по- следовательное ознакомление с устройством фортепиано и уходом за ним, му- зыкальным звуком и его свойствами, с правильной посадкой за инструментом, клавиатурой, нотной записью, нотным станом, нотах, скрипичным и басовым ключами, ключевыми и случайными знаками. Пособие содержит общую таб- лицу соотношения звуковых длительностей, пояснения, что такое такт и так- товая черта. Всё это составляет основы музыкальной грамоты, необходимые для овладения игрой на фортепиано. В пособии приведены начальные упраж- нения на развитие пианистической техники. Репертуар отличается множе- ством русских народных песен, с помощью которых закрепляется ритм, счёт, размер, длительности нот и т.д.

Школа-самоучитель игры на фортепиано В.М. Катанского. На пер- вых уроках в школе самоучителе автор предлагает нам знакомство с правиль-


 

ной посадкой за инструментом и клавиатурой, прибегая к наглядным приме- рам, объяснениям и упражнениям. С помощью иллюстраций учащийся знако- мится с полным звукорядом фортепиано.

Далее автор приводит примеры звукоизвлечения (поп legato, legato), зна- комит с нотной записью, разъясняя, что такое нота, нотный стаи, скрипичный и басовый ключи. Для закрепления материала используются к специальные упражнения, предлагаются русские народные и детские песни, небольшие ме- лодии, на которых можно отработать метр, ритм, запомнить длительности нот и их названия. На примере прибаутки «Чижик-Пыжик» происходит знаком- ство со знаками альтерации.

В самоучителе первый раздел посвящён основам музыкальной грамоты (осваиваются не только вышеупомянутые музыкальные средства, но и лад, то- нальность, аппликатура и т.д.) Все темы закрепляются посредством упражне- ний на фортепиано. К первой части пособия прилагаются словарик основных темпов в музыке, таблица с интервалами, гаммы, арпеджио и аккорды, а также хрестоматия с различными произведениями.

Второй раздел самоучителя В.М. Катанского направлен на овладение навыками сочинения и импровизации на фортепиано, гармонизации (подбора аккомпанемента для мелодии). Автор прилагает ко второму разделу образцы подбора аккомпанемента. В качестве образца даются такие произведения, как сунд-трек к кинофильму Э. Морриконе «Профессионал», песни из репертуара группы «Beatles» и Элвиса Пресли, детские песенки и прочие, хорошо извест- ные любителям музыки. Далее автор предлагает задания по подбору мелодий и аккомпанементов в различных жанрах. Завершают вторую часть пособия разработки занятий полифонией, жизненные правила для музыкантов и хре-

стоматия

 

В первой главе методического пособия Терри Барроуза «Всё о клави- шах: подробный самоучитель игры на фортепиано и синтезаторе» обуча-


 

ющийся подробно знакомится с инструментом фортепиано и его предшествен- никами (от клавесина эпохи барокко до современных цифровых синтезато- ров), с различными жанрами и музыкантами. Вторая глава посвящена принци- пиальным основам игры на клавишных инструментах. В ней предложено 10 уроков, которые содержат примеры и упражнения.

 

Второй урок- осуществляется знакомство с гаммами.

Третий урок- говорится о ритме и темпе. Этот урок познакомит с основными элементами метра и ритма.

Четвертый урок- направлен на знакомство с ладами и тональностями.

Пятый урок- строятся АККОРДЫ.

 

Шестой урок- педагог учит играть полноценно левой рукой, слушать и слышать обе руки.

Седьмой урок- направлен на освоение игра двумя руками. Поскольку исполнителю на первых порах очень трудно сконцентрировать внимание сразу на двух руках, этому уделено много внимания на седьмом уроке.

Восьмой урок- постигается стиль от танцевальной музыки до джаза.       Девятый урок- под названием «Секреты импровизации» содержит разработку идей, технику и приемы импровизации.

Десятый урок -посвящен анализу образцов классической музыки.

В этом уроке затронут ряд важных аспектов нотной записи особых обозначений, служащих указанием к повтору свей пьесы или её части, выбору силы звука (оттенков), исполнению штрихов и мелизмов. На ряду традиционных печатных изданий разного рода пособий по освоению первоначальных навыков игры на фортепиано сегодня все большую популярность приобретают электронные системы обучения


 

Электронное пособие для начинающего пианиста Hellene Hiner «Мяг- кий Моцарт» (Soft Mozart) представляет собой цикл уроков игры на форте- пиано для всех возрастов, замаскированные в мультимедийные игры. «Мягкий Моцарт» идеально подходит для любой семьи, желающей получить качествен- ное музыкальное образование в комфорте и уединении своего дома. Методика создает благоприятные условия для семьи, благодаря которым все ее члены участвуют в обучении и приобретают успешный опыт музицирования. Данная учебная программа является, по мнению автора, академической. Она делает возможным обучение игре на инструменте уже с двухлетнего возраста и пред- полагает постепенное развитие музыкальных навыков с помощью игр и уии- кального инструментария. Названный курс обучения игре на фортепиано имеет программное обеспечение, предусматривает онлайн взаимодействие с профессиональными преподавателями музыки и опытными родителями по- средством участия в открытом форуме.

Руководитель студии любительского музицирования, преподаватель фортепианных классов Тольяттинского государственного университета А.В. Шувалов создал видео-курс «Любительское музицирование на фортепи- ано», в который включены 44 тематических видео-урока. Главная задача курса

научить слушателей технологии игры на фортепиано популярных мелодий с аккомпанементом. Автор сформулировал следующий принцип работы с обу- чающимися: «Сначала изучаем, потом учимся, т.е. запоминаем». Разберем для наглядности несколько первых уроков по этой методике.

В первом видео-уроке, который длится 12 минут, Андрей Шувалов зна- комит ученика с фортепианной клавиатурой на примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз». Ресурсное оснащение урока включает фортепи- анную клавиатуру и слова песни с басовыми нотами. Вначале педагог знако- мит обучающегося с клавиатурой, устройством инструмента, затем разбирает мелодию «Миллион алых роз» по фразам и добавляет к ней упрощённый ак- компанемент.


 

Урок на №2 раскрывает тему «Звук. Обертоны. Аккорд-трезвучие. Ар- педжио» на примере уже знакомого ученику фрагмента песни Р. Паулса «Мил- лион алых роз», который усваивает основные понятия: звук, обертоны, аккорд. Как и на предыдущее уроке, используются слова песни с басами и аккордами. Автор показывает, как поддержать мелодию «Миллион алых роз» аккордами вместо баса. Ученик получает домашнее задание: научиться играть аккомпа- немент в виде арпеджио от любого звука, обязательно соблюдая аппликатуру. Урок №3 (22 минуты). Освоение мелодии Э. Морриконе «Ветер, крик» (темы из кинофильма «Профессионал») с использование записей начальной фразы и аккомпанемента с аппликатурой. На уроке происходит разбор мело- дии с аккомпанементом по фразам, показываются исполнительские приёмы игры на фортепиано. Дается задание к следующему уроку подготовить ис-

полнение этой пьесы.

Уроки №4-5 «Мажор и минор. Музыкальный алфавит». На уроке осваи- ваются понятия: трезвучие, музыкальный алфавит, исходный материал в но- тах, аккомпанемент, форма пьесы. Музыкальный материал урока — пьеса Л. Бетховена «К Элизе». Разбирая пьесу, педагог предлагает придумать свой текст на звуки мелодии.

Урок №6. «М. Легран. Шербурские зонтики». Урок направлен на разбор музыкального сочинения и освоение приёмов его исполнения. При разучива- нии пьесы предлагается встать на позицию композитора. Т.к. основой этого сочинения является гармония, автор курса предлагает обратиться к тонально- сти ля-минор и использовать для аккомпанемента все аккорды трезвучия, ле- жащие в этой тональности. Отталкиваясь от них, сыграть арпеджио из 3, 5 и 8 звуков, а затем соотнести их со звучанием музыкальной темы. Материалы к уроку — запись мелодии с аккордами и подтекстовкой.

Урок №7. «Лад, три главных трезвучия лада». Работа над освоением ла- довых соотношений T-S-D в тональности до-мажор ведется на примере попу- лярной песенки «Happy Birthday».


 

Урок №8. Основная формула гармонии постигается на примере рег- тайма. Музыкальный материал — С. Джоплин «Артист эстрады».

Урок №9. Тема «Функция автоаккомпанемента синтезатора» осваивается на примере песни Р. Паулса «Миллион алых роз».

Далее работа предполагает постепенное усложнение заданий и расширение исполнительского репертуара.

Охарактеризованные нами методические системы (при том, что приведенные выше примеры не исчерпывают всего многообразия существующих подходов к обучению начинающих пианистов) предоставляют широкие возможности для выбора наиболее оптимального и доступного варианта в каждом конкретном случае (с учетом имеющихся условий, возраста и уровня общего и музыкального развития обучающегося, его запросов и интересов, особенностей организации учебного процесса и т.д.).


 

Авторские методические пособия по начальному обучению игре на фортепиано

Авторские методические пособия по начальному обучению игре на фортепиано

Авторы-составители «Школы» сгруппировали музыкальный материал по разделам: 1) пьесы, 2) сонатины, 3) этюды, 4) ансамбли

Авторы-составители «Школы» сгруппировали музыкальный материал по разделам: 1) пьесы, 2) сонатины, 3) этюды, 4) ансамбли

Почти вся музыка, с которой вы встре- титесь на его страницах, вам хорошо знакома: это массовые и народные песни, музыка из кинофильмов, наиболее известные отрывки…

Почти вся музыка, с которой вы встре- титесь на его страницах, вам хорошо знакома: это массовые и народные песни, музыка из кинофильмов, наиболее известные отрывки…

С помощью иллюстраций учащийся знако- мится с полным звукорядом фортепиано

С помощью иллюстраций учащийся знако- мится с полным звукорядом фортепиано

Вторая глава посвящена принци- пиальным основам игры на клавишных инструментах

Вторая глава посвящена принци- пиальным основам игры на клавишных инструментах

Электронное пособие для начинающего пианиста

Электронное пособие для начинающего пианиста

Урок на №2 раскрывает тему «Звук

Урок на №2 раскрывает тему «Звук

Урок №8. Основная формула гармонии постигается на примере рег- тайма

Урок №8. Основная формула гармонии постигается на примере рег- тайма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2022