Авторские игровые технологии по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Оценка 4.8
Игры
русский язык
1 кл—4 кл
16.05.2018
«Домики»
Игра предназначена детям, имеющим проблемы в речевом развитии для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии. Играть можно как на индивидуальных занятиях, так и групповых. Рекомендуется использовать в работе дефектологам, учителям – логопедам, воспитателям ГПД, педагогам-психологам и учителям начальных классов.
У детей на столах лежат домики, в которых 4 этажа и 6 квартир, разрезная азбука. Количество этажей и квартир можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста детей. Играть можно по обобщающим понятиям, лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Деревья», «Транспорт», «Одежда», «Птицы», «Морские обитатели», «Музыкальные инструменты».
Игру можно проводить по грамматическим темам: «Безударные гласные», «Словарные слова», «Звонкие и глухие согласные», «Синонимы», «Антонимы», «Изменение существительных и прилагательных по падежам». Работа ведется на уровне слова
( звукобуквенный анализ слов), словосочетания, предложения, текста, связной речи. Дети усваивают понятия: «под», «над», «выше», «ниже», «между», «рядом». Игра способствует развитию зрительно-пространственной ориентировка у детей.
1 вариант.
Тема: «Словарные слова»
Слова: береза, дорога, вокзал, ворона.
- Взяли букву е и поселили ее на 2 этаж, квартиру №2.
-Взяли букву а и поселили ее на 2, 3 и 4 этажи, квартир №6.
- Взяли букву о и поселили их на 3 и 4 этажи, квартиры №2 и №4.
-Взяли букву ё и поселили ее на 2 этаж, квартиру №4
-Взяли букву р и поселили ее на 2, 3 и 4 этажи , квартиры №3.
- Взяли букву в и поселили ее на 1 и 3 этажи, квартиры №1.
-Кто уже догадался какие слова поселились на 3 и 4 этажах.( дорога и ворона) Дети самостоятельно вставляют недостающие буквы.
- Взяли букву б и поселили ее на 2 этаж, квартиру №1.
- Догадайтесь какой буквы не хватает на 2 этаже, поставьте самостоятельно. Слово береза.
- Взяли букву к и поселили ее на 1 этаж, квартиры №3.
-Взяли букву л и поселили ее на 1 этаж, квартиры №6.
-Взяли букву а и поселили ее на 1 этаж, квартиры №5
-Догадайтесь какой буквы не хватает на 1 этаже и поставьте ее самостоятельно. Слово вокзал.
-Поставьте ударение в каждом слове.
-Произнесите слова с ударением.
-Какие слова вы заселили с 2 гласными? (вокзал)
-Какие слова, живущие в вашем домике с 3 гласными буквами? (береза, ворона, дорога)
-Какие слова, в которых 2 слога? (вокзал)
-Какие слова, в которых 3 слога? (береза, ворона, дорога)
-Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
- Составьте предложение с любым из слов.
-Составьте маленький короткий рассказ, используя все слова, живущие в вашем домике.
(Ребята шли по дороге к вокзалу. Невдалеке от дороги стояла береза, на которой сидела ворона.)
Вариант 2.
Тема: «Домашние животные»
Давайте заселим наш домик домашними животными (чтобы слова состояли из 6 букв: корова, лошадь, свинья, собака)
Придумайте слово «домашнее животное», в котором 1 буква С, 2 буква О, догадайтесь какие буквы последующие, но так, чтобы все буквы поместились в квадратики и поместите это животное на 1 этаж.
-На втором этаже, квартиры №1 поселилась1 буква С. (свинья)
-На третьем этаже квартиры №1 поселилась буква Л (лошадь)
-На четвертом этаже квартиры №1 поселилась буква К (корова)
- Каких животных вы заселили. Прочитайте.
-Кто живет под лошадью? (свинья и собака)
-Кто живет над собакой?(свинья, лошадь, корова)
-Кто живет выше свиньи?(лошадь, корова)
-Кто находится ниже коровы? (лошадь, свинья, собака)
-Кто между…..?
-Кто на 1 этаже, 2, 3, 4, 5, 6?
- Поставьте ударение в каждом слове.
- Каких животных вы заселили с 2 гласными буквами? 2 слогами? С 3 гласными?
-Сколько гласных букв столько и слогов.
-Какие животные, живущие в вашем домике начинаются на звонкий согласный? (лошадь)
-Какие животные, живущие в вашем домике начинаются на глухой согласный? ( корова, свинья, собака)
Запись слов в тетрадь. Составьте предложение с любым словом.
-Где они живут?
-Чем питаются?
-Как зовут детенышей? Назовите.
Так же можно загадывать загадки, а учащиеся собирают из разрезной азбуки отгадки. Выполнить звукобуквенный анализ поселившихся в домике слов, составить предложения
«Цветик-семицветик»
Игра предназначена детям, имеющим проблемы в речевом развитии для профилактики и коррекции дисграфии и дизорфографии.
Играть можно как на индивидуальных занятиях, так и групповых. Рекомендуется использовать в работе учителям – логопедам, воспитателям ГПД, педагогам-психологам и учителям начальных классов.
У детей на столах цветики-семицветики, у которых по 7 лепестков семи цветов радуги. На лепестках скотч, с помощью которого прикрепляются полоски бумаги. Играть можно по обобщающим понятиям, лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки»,«Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Деревья», «Транспорт», «Одежда», «Птицы», «Морские обитатели», «Музыкальные инструменты».
Игру можно проводить по грамматическим темам: «Безударные гласные», «Словарные слова», «Звонкие и глухие согласные», «Синонимы», «Антонимы», «Изменение существительных и прилагательных по падежам», «Части речи», «Части слова», «Правописание предлогов и приставок», «Однокоренные слова», «Единственное и множественное число имен существительных», «Однокоренные слова». Работа ведется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста, связной речи.
Любой вариант игры начинать со слов:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Вариант 1.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные»
Давайте заселим лепестки цветика-семицветика словами, чтобы они оканчивались на букву Д. На втором цветке написаны проверочные слова, а вы напишите на первом цветке проверяемые слова. В середине цветка прикрепляется буква Д.
Примерный перечень слов: пруды, города, сады, лады, заводы, верблюды, склады, следы, поезда, соседи, заряды.
Учащиеся самостоятельно подбирают проверяемые слова и записывают их на лепестках цветка.
-Прочитайте какие слова вы записали, называйте парами, сначала проверяемое слово, а затем проверочное слово.
-Давайте проговорим правило проверки звонких и глухих согласных на конце слова.
Аналогично можно составить на другие парные звонкие и глухие согласные буквы.
Вариант 2.
Тема: «Единственное и множественное число имен существительных»
Задание: впишите в лепестки цветов недостающие слова, чтобы получились пары.
Кисть, стол, конь, зуб, стена, дом, стол. Кисти, столы, дома, кони, зубы, стены, столы.
Вариант 3.
Тема: «Части речи. Музыкальные инструменты»
Учащимся выдаются полоски со словами и 2 цветика-семицветика ( в середине 1-сущ, 2- прил.) Разложите и прикрепите в зависимости от части речи, которой они являются.
Слова: рояль, барабан, флейта, труба, гитара, балалайка, горн, черный, громкий , мелодичная, семиструнная, трехструнная, звонкий, медная.
-Какие существительные вы приклеили на лепестки?
-Назовите.(рояль, барабан, флейта, труба, гитара, балалайка, горн)
-Какие прилагательные вы приклеили на лепестки?
-Назовите( звонкий, черный, мелодичная, семиструнная, трехструнная, семиструнная, медная, громкий)
-Составьте и назовите словосочетания? (черный рояль, громкий барабан, мелодичная флейта, семиструнная гитара, трехструнная балалайка, звонкий горн, медная труба)
-Составьте предложения из лепестков.
Вариант 4.
Тема: Антонимы.
Учащимся выдаются цветики-семицветики, на одном прикреплены полоски с существительными.
Примерный перечень: веселье, враг, зло, чистота, утро, лето, слабость, старость, север, болезнь, жара, низ, трусость, темнота, белизна, начало, мир, печаль, ложь.
Учащиеся на втором цветке подбирают существительные-антонимы и записывают их на полосках и приклеивают к лепесткам.
-Прочитайте какие слова-антонимы вы подобрали?
-Назовите. (грусть, друг, добро, грязь, вечер, зима, сила, молодость, юг, здоровье, холод, верх, храбрость, свет, чернота, конец, война, радость, правда.)
-Подберите к данным существительным-антонимам однокоренные прилагательные-антонимы.(грустный, дружный, добрый, грязный, вечерний, зимний, сильный, молодой, южный. Здоровый, холодный, верхний, храбрый, светлый, черный, конечный, военный, радостный, правдивый )
-К каким парам слов можно подобрать пословицы? (От радости старики молодеют, а от печали молодые стареют. Лживому всегда не верят. Худой мир лучше доброй ссоры. Добро сеять, добро и пожинать.)
Аналогично строится работа по подбору прилагательных-антонимов, глаголов-антонимов, наречий-антонимов.
Вариант 5.
Тема: Синонимы.
Учащимся выдаются цветики-семицветики, на одном из них прикреплены полоски с существительными.
Примерный перечень: атака, багаж, отметка, режим, тишина, успех, холод, ряд, шорох, разлив, здание, случай, дети, иллюстрация, столетие.
Учащиеся на втором цветке подбирают существительные-синонимы и записывают их на полосках и приклеивают к лепесткам.
-Прочитайте какие слова-синонимы вы подобрали?
-Назовите. (наступление, вещи, оценка, распорядок, молчание, достижение, мороз, цепочка, шуршание, наводнение, сооружение, событие, ребята рисунок, век.)
-Составьте предложение с любым словом.
Аналогично строится работа по подбору прилагательных-синонимов, глаголов-синонимов.
Вариант 6.
Тема: Однокоренные слова.
Детям выдается цветик-семицветик, в середине корень слова.
Задание: написать на полосках однокоренные слова с корнем лес-.
Примерный перечень: лес-, гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-, кач-, свист-, говор-, зим-, чист-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-, сторож-, мороз-, зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-, груз-, езд-, кук-, вяз-, сказ-, низ-, лет-, стрел-.
-Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали.
-Лесной, лесник, перелесок, лесничий, лесистый, лесок.
- Составьте предложение с любым из слов.
Вариант 7.
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Учащимся выдаются полоски с записанными проверочными словами. Ваша задача: на втором цветке подберите и напишите проверяемые слова.
Слова: гриб, сад, сосны, зелень, год, лес, дом.
- Прочитайте, какие слова вы подобрали?
Учащиеся зачитывают парами, сначала проверочное слов, затем проверяемое (грибы-гриб, сады- сад, сосны-сосна, зелень-зеленый, год-года, лес- леса, дом-дома)
-Давайте озвучим правило проверки безударных гласных в корне.
-Составьте предложение с любым словом.
Вариант 8.
Тема: Слоговой состав слов. Цветы.
На одном цветке в середине цифра-2, на втором цифра-3.
Ребята перед вами изображены цветы, ваша задача- распределите их на лепестки цветов в зависимости сколько в словах слогов (цифры указаны в сердцевине цветка)
На доске картинки цветов: ромашка, василек, роза, тюльпан, ландыш, пион, фиалка, гвоздика, лилия, нарцисс, подсолнух, георгин, маки, флоксы.
-Назовите, какие двусложные цветы вы записали на лепестках? (роза, тюльпан, ландыш, пион, маки, флоксы)
-Прочитайте, какие трехсложные цветы вы записали на цветок –под цифрой 3? (ромашка, василек, фиалка, гвоздика, лилия, подсолнух, георгин)
Вариант 9.
Тема: Словарные слова.
В середине цветка –ОРО.
Задание: запишите как можно больше словарных слов с –ОРО
-Назовите какие слова вы записали: ворона, воробей, город, корова, сорока, мороз, дорога.
-Составьте с любым словом предложение.
Вариант 10.
Тема: Изменение существительных по падежам.
В середине цветка существительное- школа. Измените его по падежам.
Школа, школы, школе, школу, школой, о школе.
Вариант 11.
Тема: Сочинение по опорному конспекту.
В середине цветка –слово весна. На лепестках опорные слова: солнышко, воздух, снег, ручьи, грачи, медведь, кораблики.
Задание: составьте рассказ по теме «Весна» по опорным словам.
Аналогично подбираются опорные слова на тему: «Осень», «Зима», «Лето»
Вариант 12.
Тема: Словообразование при помощи суффиксов.
В середине цветка – суффикс ЩЕ, на лепестках- чудови, сокрови, хранили, удили, зимови, волчи, хвости. В середине другого цветка- суффикс ЧИК, на лепестках- зай, маль, паль, мя, стакан, суп, голуб.
Задание: составь и запиши слова. Составь предложение с любым словом.
Вариант 13.
Тема: Словообразование при помощи приставок.
В середине семицветика- глагол учить, на лепестках- приставки: при, раз, до, вы, на, пере, из. На другом цветке в середине- глагол работать, на лепестках- приставки: раз, пере, про, за, от, вы, при.
Задание: используя приставки, образуй однокоренные слова. Составьте словосочетания, предложения, рассказ с этими словами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.