Авторский материал: Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках общественных и естественнонаучных дисциплин.
Оценка 4.6

Авторский материал: Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках общественных и естественнонаучных дисциплин.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология
Взрослым
22.04.2017
Авторский материал: Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках общественных и естественнонаучных дисциплин.
Любая применяемая в образовательном учреждении технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании»: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играют естественнонаучные и общественные дисциплины, преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету.Стендовый доклад
Стендовый доклад.docx

Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках общественных и естественнонаучных дисциплин.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. На современном этапе развития общества резко возрастает потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, основанных на достижениях экономики, педагогики и психологии.

Иннова́ция, нововведе́ние— это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

Традиционная организация образовательного процесса создаёт у учащихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Применение инновационных технологий способствует развитию познавательных процессов, саморегуляции у студентов, повышает интерес к процессу обучения, то есть решаются проблемы современного образования.

Любая применяемая в образовательном учреждении технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании»: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить обучающемуся  возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели большую роль играют естественнонаучные и общественные дисциплины, преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету.

Курсакова С.Н.(преподаватель естественнонаучных дисциплин) и Лабодина С.В. (преподаватель общественных дисциплин) используют в своей работе различные формы проведения занятий, в том числе и интегрированные уроки. Во время занятий   обращают внимание на сохранение зрения, слуха, осанки. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Во избежание усталости обучающихся   чередуются различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, использует  разноуровневые  задания, индивидуально дозируя объёма учебной нагрузки. Применяют различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. На каждой перемене  обязательно проветривается  кабинет.

При изучении процессов метаболизма Курсакова С.Н. обращает  внимание на работу пищеварительной системы, состав пищевых продуктов, их энергетическую ценность. Проводит работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. обучающиеся  учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Для акцентирования данной проблемы Курсакова С.Н. проводит интегрированные уроки с преподавателем химии, в которых подчеркивается необходимость бережного отношения к своему здоровью.

Любой урок биологии нацелен на сохранение здоровья учащихся, это основная дисциплина, где отражены  педагогические, психологические и медицинские знания, направленные на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Лабодина С.В. на занятиях истории и  во внеурочной деятельности   знакомит  обучающихся  со  знаниями  по предотвращению отдельных болезней. При изучении темы «Древний Египет»  Лабодина С.В. обязательно рассматривает вопрос «почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?

       При выяснении причин вымирания американских индейцев  заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека  и отсутствие иммунитета у  аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;при изучении средневековой Европы Лабодина С.В.  делает упор на то, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё; при изучении глобальных проблем человечества Лабодина С.В.поясняет обучающимся, что демографическая проблема сегодня -  это результат  не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений  (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности), при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание студентов на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина.

Много  внимания преподаватели Курсакова С.Н. и Лабодина С.В.  уделяют    формам двигательной активности на уроке, применяя ролевые игры, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений, исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда  обучающиеся  двигаются, пересаживаются во время урока.


 

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностноориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностноразвивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Одним из требований, предъявляемых к здоровьесберегающим технологиям, является то, что нужно делать акцент не только на организации учебного процесса, не приносящей вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить средствам психологической защиты и сохранения здоровья [7].

Одной из наиболее сложных задач решаемых инновационными технологиям является формирование у студентов системы саморегуляции, необходимой для выполнения учебной деятельности. Во время учебы студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. Учебный стресс — один из важнейших причин, которые вызывают психическое напряжение. Стресс у студентов развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии и т.д.

В рамках изучения психологических дисциплин мы ежегодно проводим тестирование студентов на предмет выраженности стресса. Мы используем тесты на стрессоустойчивость, тесты на учебный стресс. При помощи методик мы можем выявить отдельные проблемы человека, которые вносят вклад в развитие стресса у человек: проблемы в личной жизни, страх перед будущим, стеснительность, застенчивость, конфликты в группе, проблемы совместного проживания с другими студентами и т.д.

Полученные результаты исследования показывают, что многие факторы, вызывающие стресс у студентов превышают норму. Мы рассматривали такие факторы, как — строгие преподаватели, большая учебная нагрузка, отсутствие учебников, жизнь вдали от родителей, неумение правильно распорядиться финансами, неумение правильно организовать режим дня, проблемы совместного проживания с другими студентами, серьезное отношение к учебе, страх перед будущим, нежелание учиться или разочарование в профессии. В текущем учебном году мы выявили, что такие факторы как «строгие преподаватели», «большая учебная нагрузка», «неумение правильно организовать свой режим дня», «отношение к учебе» превышают норму в 1,5—2,5 раза.

Студенты отмечают у себя такие качества, как робость, стеснительность, застенчивость, что мешает студентам выступать на семинарах, общаться с одногруппниками, что также может привести к развитию стрессового состояния. Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Студенты испытывают трудности, связанные с учебой, и здесь отмечают наличие таких факторов вызывающих стресс, как заниженная самооценка, обидчивость, постоянная нехватка времени, головные боли.

Исходя из целей исследования, нами были выявлены приемы снятия стресса студентами. По результатам эмпирического исследования доминирующими приемами снятия стрессовой напряжения у студентов являются: сон (84%), общение с друзьями (78%), прогулки на свежем воздухе (77%), поддержка родителей (64%), правильное питание (60%), перерывы в учебе (43%), хобби (35%), физическая активность (25%).

В процессе исследования выраженности экзаменационного волнения студентов нами было определено, что более 70% испытуемых студентов имеют высокие показатели по данной шкале. При среднем показателе 6 баллов, мы получили значение от 8 до 9 баллов по шкале выраженности экзаменационного волнения, причем как на первом, так и на пятом курсе. Следовательно, можно предположить, что у студентов в процессе обучения закрепляется такая негативная реакция на стрессовую ситуацию как повышение уровня тревожности личности.

Экзаменационный стресс также оказывает влияние на нервную, сердечнососудистую и иммунную системы студентов. Во время экзамена происходят физиологические изменения в организме человека. У студентов повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, все это вызывает головные боли, перенапряжение. Эти показатели не сразу приходят в норму. Экзаменационный стресс представляет серьезную угрозу здоровью юношей и девушек.

К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести: интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания [1,3].

Результаты эмпирического исследования выявляют следующие признаки стресса у студентов — это учащенное сердцебиение (87%), головные или иные боли (60%), скованность, дрожание мышц (56%), сухость во рту, затрудненное дыхание — по 35 %. А также изменение поведенческих реакций при стрессе: дрожание рук, дрожание голоса, нарушение речевых функций.

Тестирование по методике «Самооценка стрессоустойчивости» С. Коухе-на и Г. Виллиансона позволило определить уровень выраженности стрессо-устойчивости. Удовлетворительный уровень стрессоустойчивости выражен у 72% студентов, обучающихся на первом курсе и 80% студентов обучающихся на пятом курсе. Хороший уровень стрессоустойчивости характерен для 12% студентов первого курса и для 20% студентов пятого курса. Плохой уровень стрессоустойчивости имеют 16 % студентов 1 курса, у студентов пятого курса данный уровень не выявлен.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка. При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Исходя из полученных результатов исследования, мы видим серьезную необходимость проведения коррекционных мероприятий направленных на повышение стрессоустойчивости студентов. Для коррекции и профилактики стрессов существует много способов, приемов, методов. К таким антистрессовым мероприятиям можно отнести аутогенную тренировку, релаксацию, психотерапию, физические и дыхательные упражнения. Одним из способов формирования навыков саморегуляции у студентов посредством применения инновационных технологий является метод биологической обратной связи (БОС), в частности, аппаратурно-программный комплекс «БОС коррекции психоэмоциональных состояний».

БОС — это передача информации человеку с помощью технических средств о том, как функционируют его органы и системы (в виде графиков и игровых сюжетов). Разработанная учеными технология биологической обратной связи (БОС) позволяет быстро при помощи современных компьютерных тренажеров обучить человека навыкам сохранения и укрепления здоровья. Ее значимость состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности студента с требованиями учебной деятельности, то есть студент должен осознавать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности. Метод БОС определятся как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов. Суть принципа биологической обратной связи отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках общественных и естественнонаучных дисциплин

Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках общественных и естественнонаучных дисциплин

Для достижения этой цели большую роль играют естественнонаучные и общественные дисциплины, преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как…

Для достижения этой цели большую роль играют естественнонаучные и общественные дисциплины, преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как…

Любой урок биологии нацелен на сохранение здоровья учащихся, это основная дисциплина, где отражены педагогические, психологические и медицинские знания, направленные на защиту и обеспечение здоровья, формирование…

Любой урок биологии нацелен на сохранение здоровья учащихся, это основная дисциплина, где отражены педагогические, психологические и медицинские знания, направленные на защиту и обеспечение здоровья, формирование…

Много внимания преподаватели

Много внимания преподаватели

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностноориентированного подхода

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностноориентированного подхода

Полученные результаты исследования показывают, что многие факторы, вызывающие стресс у студентов превышают норму

Полученные результаты исследования показывают, что многие факторы, вызывающие стресс у студентов превышают норму

При среднем показателе 6 баллов, мы получили значение от 8 до 9 баллов по шкале выраженности экзаменационного волнения, причем как на первом, так и на…

При среднем показателе 6 баллов, мы получили значение от 8 до 9 баллов по шкале выраженности экзаменационного волнения, причем как на первом, так и на…

Плохой уровень стрессоустойчивости имеют 16 % студентов 1 курса, у студентов пятого курса данный уровень не выявлен

Плохой уровень стрессоустойчивости имеют 16 % студентов 1 курса, у студентов пятого курса данный уровень не выявлен

Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения

Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017