Тема: «Азартное письмо: система технологических и методических решений, направленных на развитие грамотной речи и формирование орфографической и синтаксической интуиции»
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это внешний вид мысли, по которому сразу определяют уровень образованности человека. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. «Орфография - общепринятая система правил написания слов. Значение слов орфография и правописание не совпадает: второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию. Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало осознанным и грамотным ?
Хорошо, когда ребенку «дано от природы » правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких детей единицы. Больше тех, которые знают правила, а пишут неграмотно. В чем же причина неумелого применения правил? Главная заключается в неумении видеть нужную орфограмму. Считаю, что в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности. Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость.Для каждого учителя актуальными являются следующие вопросы:
1. Как
раскрепостить устную речь?
2. Как научиться озвучивать свои мысли и переживания?
3. Как научиться говорить так, чтобы тебя слышали и понимали?
4. Как создать яркую авторскую речь и снять психологическую зажатость перед
письменной речью?
5. Как научиться писать ярко, захватывающе, «вкусно»?
6. Как освободить своего внутреннего писателя?
7. Как сформировать орфографическую и синтаксическую интуицию?
Как же раскрепостить устную речь и научиться озвучивать свои мысли и переживания?
в первую очередь, необходимо развивать у учеников дикцию:
- перед тем, как приступить к скороговорке, дети разрабатывают полость рта («открываем рот и активно двигаем челюстью вверх-вниз, вправо-влево»);
- разминают язык («двигаем язычок от одной щеки к другой», «язычок, как лопаточка», «язычок, как иголочка», разрабатывают мышцы губ («сложите губы в трубочку», «покажите широкую улыбку»;
- работать со скороговорками (громко и чётко проговаривают в скороговорке гласные и согласные звуки, делая упор на тех, которые вызывают трудности; жужжащее чтение скороговорки; чтение шёпотом; монотонное послоговое чтение; чтение в разном темпе- медленно, средне, быстро, очень быстро; чтение с разной интонацией- удивлённо, весело, грустно; чтение одними губами);
- читать стихи вслух («свет мой, зеркальце, скажи..»; «у меня зазвонил телефон»; «три девицы под окном…»)
Как
научиться озвучивать свои мысли и переживания?
-увеличивать словарный запас учеников: не
просто знать слова, но и понимать их значение («поработайте с толковым
словарём, незнакомые слова выпишите, найдите значение слов и постарайтесь
запомнить», «составьте словосочетание и предложение с новым словом»);
-учить детей выделять главное в их речи («составьте план того,
о чём хотите рассказать»);
-учить детей уменьшать темп речи, продумывать и правильно строить
каждое сказанное предложение;
-следить за речью учеников, делая замечания на лишние слова («вот,
«ну», «как бы»…);
-советовать детям больше читать вслух и про себя, общаться с другими
людьми;
- учить детей описывать предметы («опишите часы, цветок, котёнка, вазу» и
т.д.);
- разгадывать сканворды, кроссворды, ребусы, шарады;
- работать с пословицами и поговорками.
Как научить детей говорить
так, чтобы другие их слышали и понимали?
-
дети должны чётко понимать, какую информацию они хотят донести до собеседника;
- говорить немного, 3-4 фразы за один раз;
- прежде чем говорить что-то важное, убедиться, что внимание собеседника
направлено на вас, смотрит ли он хотя бы на вас или занимается посторонними
делами;
- когда свои фразы сказали, спросить собеседника, что он думает по этому
поводу;
- говорить по сути, не отвлекаться на другие темы;
- не оскорбляйте собеседника обидными словами.
Как помочь ребёнку создать
яркую авторскую речь и снять психологическую зажатость перед письменной речью?
-
использовать приёмы:
- «Мозаика» («Реконструкция текста»);
- «Тонкий и толстый?»;
- «Лови ошибку» ( предлагается
задание прочитать текст и исправить в нем ошибки, а затем списать в тетрадь
правильно.
- «Синквейн».
Как учить детей писать ярко,
захватывающе, «вкусно»?
-
читать и писать как можно больше;
- визуализировать, о чём говорится в тексте («посмотрите на иллюстрацию, какой
эпизод из текста подходит к данной иллюстрации»);
- не использовать при написании письменного теста длинные предложения и слова с
незнакомыми орфограммами;
- в самом начале работы над текстом выяснить главную мысль;
- работать над орфографией и пунктуацией.
Как
сформировать орфографическую и синтаксическую интуицию?
Орфографически
правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на
основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему
остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. Ученик должен понять,
что от знаний через упражнения, осознавая каждый орфографический случай,
действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.
Использование на уроках русского языка игровых заданий повышает уровень познавательной деятельности и мотивацию учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а, следовательно, усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путём самостоятельной работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.