азбука

  • pdf
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Azbuka.-1kl.-V-2ch.-Ch.1._Goreckiy-V.G.-i-dr_2011-128s.pdf

         ШКОЛА РОССИИ                       ФГОС

АЗБУКА

Учебник для общеобразовательных учреждений

В двух частях

Часть 1

РекоменДовано

Министерством образования и науки Российской ФеДерации

Москва

«П росвепдение»

2011

удк 373.167.1:811.16] л БЕЖ вз.2Рус.922

АЗ5

Серии „Школа России„ основана в 2001 гиду

В. Г. Горецкий, В, А. Кирюшкин, Л. д. Виноградская, М. В. Бойкина

                                       На           ник -глоЈзученьл положитетьные заключени;г

Российской академии наук ЛОЛОВ•52Л5/2О2 от 0' . .2010) и Российской академии образования (№Q1 от 20, 10.2010),

Учебник входит 3 систему «Школа России»

Условные обозначения:

 — текст читает взрослый

— текст для детей, которые умеют читать работаем в паре — работаем в группе работаем со словарём

— задание повышенной сложности

— обрати внимание

    А35                 Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват_ учреждений. В

р. Г Горецкий, В, А, Кирюшкин, Л_ Виноградская. М, В. Бойкина]. М, : просвещение. 203 1          128 с.Школа России). — БЕЗН 978-5-09-018015-3, удк 373,167, 1,311, 161,1



Здравствуй, школа!

Устная письменная речь

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится

Назови героев сказки «Теремок». ставь предложения по схемам.  Почему так говорят?

• Берись дружно, не будет трудно.

О Как назвать одним словом предметы?

Люби всё живое

*       Кто изображён на рисунке? Составь три предложения на тему «Медведь приглашает гостей».

*       Какие животные изображены на рисунке? Расскажи, кто чем занят. Сколько предложений получилось?

Какие звери живут в лесу? Где живут корова, собака и кот? На какие группы можно разделить животных?

Слово слог

*        Рассмотри рисунки. Перечисли героев сказки- Расскажи её по рисункам_ Сколько у тебя получилось предложений? Сколько сло€з в первом предложении?

Слово делится на слоги.

Не нужен и клад, когда в семье лад

*        Вспомни, на какие части можно разделить слово.

*        Рассмотри рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»? Какое время года изображено? Кто к кому приехал в гости? Рады ли все встрече? Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»?

Зга

10


Слог. Ударение

*        Подумай, как определить ударный слог.

*        Рассмотри иллострацио к сказке д. С. Пушкина. Составь рассказ, используя вопросы. Кого мы видим на рисунке? Чему удивились богатыри? Что говорит царевна?

Согласие крепче каменных стен

*       


что делают дети? Составь предложения об играх детеи, Расскажи, как ты играешь со своими друзьями.

*        Что делают девочки? Составь предложение из трёх слов.

Звуки в окружающем мире

*     Понаблюдаи, какие звуки ты слышишь в окружающем мире

Звуки бывают разными.


          Комары звенят: 3-3-3.

Воздух шипит: ш-Ш-Ш.            

*     Рассмотри рисунки. Что на них изображено? Придумай рассказ по рисунку 4. Используй слова: хотела есть, подлетела, украла рычала

Край родной, навек любимый


 Задайте вопросы друг другу по рисунку. Придумайте рассказ «Лето в деревне».

Рассмотри рисунки и схемы, одинаковые схемы?

Гласные и согласные звуки

 Произнеси слово голос. Одинаково ли мы произносим все звуки?

Век живи, век учись

 Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? Задайте вопросы друг другу.

 

Как образуется слог?

 

Гласный образует слог.

 

 


        Повторение        мать учения

*     Рассмотри рисунок. Кто на нём изображён? кто что делает? Как называется сказка?


*     Вспомни сказку. Расскажи по рисунку.

Сколько звуков в словах? Сколько букв и слогов? Какой

Азбука — к мудрости ступенька

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем.

Почему так говорят?

   Аккуратность человека красит, Чтение — вот лучшее учение.

   Сравни слова: волк, лиса. Сколько в них слогов?

   Вспомни сказку. Составь предложение по схеме.

   Соотнесите рисунки и схемы, Найдите ошибку, В каких словах есть буква а?

  


Рассмотри рисунки. Перескажи сказку.

Кто скоро помог, тот дважды помог

*       Вспомни, на какие группы делятся все звуки, как можно определить, что звук гласный.

*      


Рассмотрите с другом рисунок. Что на нём изображено?  Игра. Кто больше найдёт слов со звуком [о]?

о

*       При солнце тепло, при матери добро. Нет больше позора, чем не выполнить уговора.

 0-0-0!

*       Соотнеси рисунки и схемы. Найди ошибку. Придумай слова, которые начлнаотся с [а] и [о],

Нет друга — ищи, а нашёл — береги

*     


Вспомни, какую роль в слове играет ударение. Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?

*      Вспомни сказку об Иване-царевиче. Какой эпизод изображён на рисунке? Озаглавь его.

*      Почему так говорят?

*      Дело учит, дело мучит, дело кормит.

*      Соотнеси рисунки со схемой. Что ты заметил?

*      Слово одно, а значение разное.

рисунки и схемы. Назови предметы одним словом. Какой предмет можно назвать лишним? Докажи.


Рассмотри рисунки. Кто на них изображён? вспомни сказку. Восстанови последовательность событии. ОзаГЛаезь каждую часть. Придумайте с другом другой конец сказки.


Не стыдно не знать, стыдно не учиться

  Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву ы.

(Е. Благинина)

  Бывает эта буква В конце капусты, брюквы  И в середине дыни. (Е, Григорьева, И. Гамазкова)

О какой букве идёт

О Какая разница между словами кукла и куклы? Придумай предложения с этими словами.

Продолжи наблюдение. Придумай пары к словам,

 


машина — корзина — игра —

  Игра. Кто больше придумает слов с буквами а, о, и, в начале, середине и конце слов?

  Назови предметы. Как мишку превратить в мышку?

 и ы


Рассмотри рисунки. Вспомни сказку. Расскажи. Назови все слова, в которых есть звук (ы].


Ученье — путь к уменью

   Знаешь ли ты сказку «Гадкий утёнок“? Кто её автор?

руки не знают скуки.

Не учись разрушать, а учись строить.

               Умный себя винит, глупый               своего това-

Девочка заблудилась. Прочитай, что она кричит.

схемы правильно.

   У пруда утёнок-крошка В страхе кличет утку-мать:

             «Ой, боюсь!          

Укусит мошка,

Помоги мне убежать».

(ф. Бобылев)

, ,

   Игра. Кто больше назовёт слов с гласными звуками? Распределитесь по группам, По очереди называйте слова, например со звуком [у] Кто назовёт слово последним, тот победит. Работайте дружно.


   Соотнеси слова и рисунки. Составь предложения с нарисованными предметами. он Оно Она о|нй

   Прочитай имена девочек. Обрати внимание, в каких случаях буква н обозначает мягкий звук, а в каких твёрдый. Почему?

— На, Нина,

       У Нины            У инн ы

*      Слова одинаковые, а значения разные.

*      Найди слова с буквой н

 • Нос суёт свои Игорёк То в варенье, То в медок.

Ой, боюсь я,

Как бы нос

К банке с мёдом не прирос. (ф. Бобылев)

*      Вспомни сказку «Заюшкина избушка». Всё ли изобразил художник? Задай другу вопросы по содержанию.

Старый друг лучше новых двух

  Слово — серебро, молчанье — золото. Сила сломит всё, а ум — силу.

  Отгадай загадку.

  Зимой и летом одним цветом.

си са сы со су

 

 

гласный

согласный

 

твёрдый

мягкий

Звуки [с],

Буква С с

*       Сравни слова. Придумай предложения. о©йны сб свы осйна со суд

*       Прочитай текст. Продолжи рассказ. Нина у осины.

Инна у сосны.

— Ау, Нина! Ау!

*       Выучи стихотворение.

*       Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

на

ни

са

*       Какие слова спрятались в схемах?

сос /

Сани у Сони.

*       Игра. Кто больше составит слов из слогов?

*       Сравни слова. Что меняется в словах, когда обозначается один или много предметов? — Нина! Осы! Осы!

ора

Осы

*       Знаешь ли ты, что такое ось? Посмотри в словаре.

3 4 5 1 2 сосна 4 5 1 2 3

насос

*       Слон — москвич, в столицу он Был слонёнком привезён Из соседней из страны,

Той, где водятся слоны!

(В. Берестов)

*       Продолжи перечисление.

*       слон слонёнок лиса — лисёнок кот

Каков мастер, такова и работа

*      Рассмотри рисунок. Вспомни сказку. Кто её автор? Знаешь ли ты, чем косят траву?

*      Вспомни слова, которые могут иметь несколько значе-

*      Почему так говорят?

*      Корень учения горек, а плод сладок. Конец  делу венец.

*      Сколько слогов в словах?

сок  сок  Оку|ни соки  сук

— На, сынок, сок.

У Сани сок, и у Нины сок. У Сони косы.


О Разгадай ребусы.

*      Какое ещё значение имеет слово коса?

*      Игра. Превращение слов. Как сук превратить в сок Составь с каждым словом предложение.

*      Прочитай текст. Озаглавь его.

У сосны сук.

на суку 622.

Она: «Ку-ку! Ку-ку!»

 

сук

 

сын

 

сон       сани

 

 

сынок

 

носок

 

носй

 

Что изображено на каждом рисунке? Составь рассказ о шаловливом котёнке.


А. С. Пушкин. Сказки

*     


Вспомни, какие сказки А. С. Пушкина ты знаешь.

*      У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.

(А. С. Пушкин)

Звуки [т], [т Буква Т т

кот     Окуни кб|ти.к

У Тани кот.

У Сани и Никиты окуни.

А кот тут как тут! Ну и котик-коток!

Кот скок на окно. Кот скок с окна.

*     Задай другу вопросы с этими словами.

*     Сравни слова. канаты канат

он

*      Подумай, можем ли мы назвать слова толстый и тонкий противоположными по значению. Посмотри в словаре.

*      Составь рассказ, используя слова.

 

аист

 

сосны

 

кусты

 

осины

 

осока

 

*      Игра «Превращение слов».

32 1

321

451 23

 

нос

 

нитка

*      Разгадай ребус. Составь рассказ с получившимся словом.

*      Прочитай слова, которые обозначают один предмет, потом прочитай слова, которые обозначают несколько предметов. Сравни их.


сосна      сб©ны

Тут осйнки и кусты. У куста стоит аист. У сосны сук. На суку

   Понаблюдай, как ударение меняет значение слова. стойт стоит

   Придумай предложение С этими словами.

К. И. Чуковский. Сказки

*    Рассмотри рисунок. К какому произведению К. Чуковского он подходит?

*    А слониха-щеголиха Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала.

(К. Чуковский)


*    Игра. Кто больше придумает слов на выбранную букву? Называем только животных, рыб и ПТИЦ. А — акула.   К— кит.

У — Утка.


О — ослик.

    Алик       искала       стойт

Алла

Прятки

Алик искал Нину и Аллу. Алла стоит около куста. А Нина?

*    Что было дальше? Продолжи рассказ. В какие игры ты любишь играть?

*   


Соотнеси схемы и рисунки. Найди ошибки.

*    Игра. Превращение слов.

34521 колос

*    Прочитай. Сколько слогов в словах? На какой слог падает ударение в слове налил?

               лил            стол

       са[л4т         на|лйл         стб|лик

У окна стоит столик.

У Аллы салат.

И у Алика салат. Он солит салат.


У Коли стаканы. Он налил соку. У Тани и Коли сок.

Алла

Алик

   Расскажи о своём дне рождения. Кого ты пригласил? Чем угощал гостей? Что тебе подарили?

   Прочитай имена детей. С какой буквы они пишутся?

ната Стасик Лй|на

Нй|на

      Анна                        Констан тй:н

 Прочитай текст про девочек. озаглавь его. Придумай текст про мальчиков.

Тут Алла и Ната. У Аллы скакалка. У Наты скакалка.

Ната У Алла скакала

 Дополни предложения. Составь новые предложения. Где

А. С. Пушкин.

Сказка о рыбаке и рыбке

  Жил старик со своею старухой У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

(А. С. Пушкин)

  Составь рассказ, используя слова.

 

рак

 

нос

 

руки

 

кот

о Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки.

б©тра     «ранки    красила

(pwc                 


*       Прочитай текст. Озаглавь его.

Рита раскрасила лилии. Ира раскрасила ирисы.

*       Кто раскрасил ирисы? У кого кисти и краски? Придумай предложение по схеме.

оо

        с Он               

                    ы                  о                  и

Век живи — век учись

 Рассмотри рисунок. Придумай рассказ. Озаглавь его.

деле познаётся.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

68


*     Понаблюдай, что общего в словах. рок         выросла вырос росла    вБ(раТтић

Вова вырастил лук.

А Лариса — салат.

У нас выросла тыква. Вот так тыква!

*     Что ещё растёт в огороде? Как назвать это одним словом?

Ирина и Вова раскрасили картинки.

*     Правильно ли они их раскрасили? Соотнеси схемы и рисунки. Найди ошибки.

Русская народная сказка

*       Рассмотри рисунок. Вспомни сказку. Что произошло в начале сказки? Чем сказка закончилась?

 Назови слова с противоположным значением.

старые — новые высокие — толстые —

*       Назови слова, которые отвечают на вопрос какие?

Прочитай текст. Найди предложения о лесе. Замени слово красивы другим словом. Какое предложение получилось?

Лес

В лесу высокие сосны и ели.

Сто лет росли они!

Красивы русские леса.

нннввнв

 Прочитай текст. Сколько в нём предложений?

Река

Около леса река. Река невелика. Ивы склонили свои тонкие ветки к реке.


В реке ил и тина. В иле и тине лини и караси.

 Обсудите с другом. Что вы узнали из текста о реке?  Найдите в тексте слово, в котором: два слога согласные звуки твёрдые; два слога и все звуки мягкие.

 Прочитай. Ответь на вопросы.

Какие ели? А сосны какие? Ели такиеА сосны такие А оси н ы ?

Лето

Река. Ива. Около ивы мостки.

Вот Сева нырнул с мостков в реку. Вынырнул... А в руке рак. Сева и Лена ловили раков.

   Найди и прочитай предложения по схеме

   Придумай рассказ со словами.

 

трава

 

лес

 

река

        ива

   Слова одинаковые, а значения разные. Составь предложения со словами.


             село                            село

повторяется?

Лена ела еле-еле. Лена ела так от лени.

вара                       Свата                   Лёна

Веро1нй1ка                    Све;т1лана                   Елё|на

   Подумай, что общего у букв е, и.     о

Красуйся, град Петров!

   Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побеждённая стихия..

(А. С. Пушкин)


Скоро конкурс

У нас в классе скоро конкурс.

Вера нарисовала куклу.

Павел нарисовал трактор. Виктор — кран.

На рисунке Полйны — астры.

Кто какие нарисовал картинки?

Знаешь ли ты, что такое конкурс?

 Найди слово, в котором три слога.

купй папка пе|нАл ку:пйћ пОДка

Покупки


Папа купил Пете пенал. У Веры папка и пластилин. А Лене купили куклу. Павлику кисти и краски.

Какие покупки сделал папа?

    До чего красив   Вся павлинья

Павлин.  Красота У него      Начинается Порок     С хвоста.

Один.                          (Б. Заходер)

    Прочитай слова в столбике. Раздели их на две группы. пила пил

пйли пилй пилйл

Пили, пила, пока остра. Лена пила сок.

    Соотнеси рисунки и слова. Назови овощи.

капуста     тыква репалук салат  укроп

    Слово одно,ия раз Н Ы е .

плитка

    Прочитай текст.

Повар

Елена Петровна — повар. Она стоит у плиты. Елена Петровна варит суп. Суп кипит.

*                 О ком идёт речь? Как зовут повара?

*                 Как пишутся имена? Вспомни правило.  Какие овощи кладут в суп?

Москва — столица России

Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!

(А. С. Пушкин)

Велика Москва и красива. И с каждым годом всё больше и красивее становится.

• Почему так говорят?

Кто сеет мир, пожнёт счастье.

Мир строит, а война разрушает. Мало хотеть, надо уметь.

Утром

Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву

*      Назови героев рассказа. Придумай конец рассказа.

*      Расскажи о своём дне. Что ты делаешь утром, днём и вечером?

*      Прочитай сначала медленно, потом быстро. Какой звук повторяется?

Мама мыла Милу с мылом.

*      Составь слова.

Кто кем станет?

Вырастет Слава и станет строителем. Вера — поваром. Виктор — слесарем. Светлана — историком. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом. А кем станут Максим, Сева и Роман?

*      А кем хочешь стать ты?

*      Прочитай пословицы. Найди слова с противоположным значением.

*      Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Знай больше, говори меньше.

Лото

Рома в первом классе. Ему купили лото. Он составил слова.

*     


Отгадай слова, составь с ними предложения.

*      Проверь себя.

Назови буквы, обозначающие гласные звуки. Раздели их на две группы:

*      буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков;

*      буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Назови буквы, обозначающие согласные звуки. Раздели их на две группы:

*      буквы, обозначающие глухие согласные звуки;

*      буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

О братьях наших меньших

*     


Рассмотри рисунок. Что на нём изображено?

улыбку?

*      Договорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-топама...

Нет, ги-попо-тото-попама.

Пусть мама скажет за меня. (М. ПЛЯЦКОВСКИЙ)


как они зимовали. Они заползали в норы и засыпали. А стало теплее — и змеи снова выползли из нор.

*      Прочитай слова. Составь с ними рассказ. Определи, с чего ты начнёшь, что будет происходить потом. Чем закончится твоя история?

Зазвенел звонок. И вот мы на уроке. Анна Ивановна познакомила нас с новыми звуками. «С какими?» — спросите вы. Произнесите такие слова: звук, звонок, зонт, зима, Зина, Лиза, и вы узнаете. Узнали?

*      Озаглавь текст.

*      Прочитай сначала слоги с глухим звуком, потом со звонким.

ввввввв

*      Прочитай. Найди слова, которые различаются одним звуком.

У Зины коза.

Зина пасла козу.

У Ивана коса.

Он косил траву.

*      Сравни слова. Чем они различаются?

косы   роса    Сима козы роза     Зина

*      Прочитай тексты. Озаглавь их.

У Зои ваза. В вазе астры. Они красивые.

Сима и Зина вырастили розы. Выросли розы — красные и розовые. Зина и Сима принесли розы в класс.

*      Соотнеси рисунки и слова. Каких цветов не хватает? Какие цветы любишь ты? Какие цветы любит твоя мама?

кактус пион ирис астра роза мак

*      Составь схемы слов.

Лиза знает разные сказки: про репку, о тетереве.

Зина знает сказку о сером волке и лисе.


А Вера спела сказку-песенку о козлике. Нина Ивановна рассказала нам новые интересные сказки.

*      Какие сказки знаете вы? Расскажи другу свою любимую сказку. Кто её автор? Как она называется? Придумайте с другом диалог, задайте друг другу вопросы по содержанию сказки.

А. С. Пушкин.


Сказка о царе Салтане

Выучи наизусть.

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт, А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые...

(А. С. Пушкин)

 

твёрдый

мягкий

Звуки [б], [6'] .

Буква Б б

гласный

согласный

зебра   зубры бе:Дка кобра    зебры  барсук

*      Прочитай текст. Озаглавь его.

Мы были в парке. Там интересно. Там липы и сосны.

С ветки на ветку скакала белка. Она была не в клетке, а на воле. Она брала баранки у нас из рук.

*      Видел ли ты когда-нибудь белку? Расскажи о ней.

ба 60 бу бы бе би

*      Соотнеси рисунки и слова.

банка

пила

пенал

азбука

топор

бутылка


*      Придумай предложение со словом азбука. Составь схемы к словам азбука, пила.

*     


Вспомни, что такое парные согласные звуки. Назови слова, в которых парный согласный звук будет мягким.

нвныннв

Клубок упал на пол. Кот Барсик катал клубок.

*      Произнеси скороговорку сначала медленно, потом быстро. Белые бараны били в барабаны.

Бобры

Бобры — на болоте. Они строители.

У бобров зубы острые, как бритва. У бобров на болоте плотины из стволов осины.

такое плотина? Посмотри со взрос-

*      Прочитай слова. Сравни столбики слов. Какой столбик лишний? Почему? Прочитай слова, обозначающие один предмет, много предметов.

бра?т    бУКвы ку би]ки брал  бУква  ку биж

У Бори кубики с буквами. Борис собрал из кубиков слово барабан.

*     


Придумай слово, в котором столько же гласных, сколько в слове барабан.

Прочитай стихотворение. Какой увидел берёзу автор? Выучи стихотворение наизусть. Составь небольшой рассказ о природе.

*      Белая берёза под моим окном принакрылась снегом,  будто серебром.

(С. Есенин)

В библиотеке


В субботу мы были в библиотеке. Нам показали разные сборники сказок и басни Крылова. Мы рассматривали картинки, а Вова рассказал басню Крылова о вороне и лисе. Нам было интересно. Мы запомнили из басни слова: «Сыр выпал — с ним была плутовка такова».

О чём рассказывается в тексте? Кого мы называем плутовкой? Какие басни Крылова ты знаешь? Расскажи свою любимую басню.

*     Рассмотри таблицу. Какие слоги должны быть в пустых ячейках?

 

и

 

а

о

 

ы

б

би

 

ба

 

бу

 

п

 

пе

 

по

 

пы

*     Распредели слова на группы.

зебра

зубры

кобры

кобра

зебры

бобры

Барсик


Составил Виталик из кубиков слово компот. А вот Барсик откатил три кубика с буквами в сторону. И стало слово кот. Какие три буквы откатил Барсик?

 Игра. Кто больше придумает слов с выбранной буквой.

Прочитай. Подумай, как большой предмет превратить в маленький, а один предмет превратить в несколько. рбба лапа столб      серп рБбка лапка       столбб|    серпБ|

Какие буквы выделены? Понаблюдай, чем отличается одно слово от другого.

Виталик и Бобик

Виталик мал, но знает буквы. Позвал он Бобика: «Смотри, Бобик, вот буквы!» А собака зевнула и уползла к себе в конуру.

Придумай вопросы по содержанию рассказа.

Терпенье и труд всё перетрут

*      Рассмотри рисунок. Придумай рассказ на тему «Клад найден». Используй слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир.

*      Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут .

*      Прочитай скороговорки сначала медленно, потом быстро. Какие звуки повторяются?


Дом у дуба, дуб у дома.

*      Отгадай загадки,

                      Ела-ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

Умелые руки

У Тимы умелые руки. Он сам сделал самокат. После обеда Лида сама моет посуду. Она ставит тарелки и стаканы на полку.

нынннн

дати           за|ббр

Увидели дети на дереве сливы. Полез Денис на забор. А садовник позвал нас и дал всем слив. Покраснел Денис как рак.

• Обсудите с друзьями поступок Дениса. Правильно ли Денис поступил?

Какие тут слова? Подставь нужную букву.

во. а

ва.а

Прочитай. Придумай недостающее слово, противоположное по значению.

далекб — блйзко высоко     нйзко медленно

Прочитай елова. Выбери пару слов. С их помощью придумай с другом рассказ.

 

во

 

да

 

са

 

ды

 

су

 

пру


 

 

Прочитай. Сравни слова. Понаблюдай, чем они различаются.

плоты — плот  плоды — плод клады — клад      труды — труд

Реки

Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, Амур, Ока — реки.

По рекам плывут суда.

Над реками мосты. По мостам идут поезда.

Какие реки вы знаете? Какие товары везут по рекам? Задайте друг другу вопросы на тему «Реки». Придумайте рассказ, дополняя друг друга.

Догадайся, название каких рек зашифровано в записи. Назови лишние буквы.

Россия — Родина моя

*     


Расскажи, где ты родился. Как называется город или село, где ты живёшь? Есть ли река рядом С твоим домом? Как она называется?

Почему так говорят?

*      Русские трудом славны.

Жить — Родине служить.

Всякому мила своя сторона.

*      Прочитай слова. Почему в слове маяк четыре буквы, а звуков — пять?

*      Прочитай слова с буквой я в начале слова, затем с буквой я в середине слова, в конце слова.

маяк

ярко

маяки

море

вь(соВо

мор©ка$

вь(со1каА

Маяк

Вот на море завыл ветер. Стало совсем темно. Сверкает молния. Высоко взлетает морская волна. Надо скорее судам в порт. А на пути — подводные скалы и мели.

Но ярко светит маяк. Он виден издалека. И смело идут корабли к земле.

Задай вопросы другу по содержанию текста.

да дя

та тя

бя

па пя

за зя

са ся

 Прочитай скороговорки сначала медленно, потом быстро. Какой звук повторяется?

аннннннн

Дятел дуб долбил, да не ДОДОЛбИЛ.


Летели лебеди с лебедятами. Купила бабуся бусы Марусе.

Земля

1.    Земля — планета. Луна — спутник Земли.

2.    Моряки плывут к земле.

З. Мы обрабатываем поля. Земля подарит нам зерно.

Земляника

Рая спросила: «Какая она — земляника?» Катя ответила: «Она красная, крупная, сладкая».


Валя возразила: «Нет, она не крупная, а как брусника, и вся розовая». Катя заспорила: «Но я сама собирала землянику у нас в саду». Оля сказала: «У вас в саду не земляника, а клубника. А земляника в лесу, на поляне».  Коля улыбнулся и заметил: «Земляника бывает лесная, дикая, и бывает садовая. Вот она-то крупная».

Перечислите героев рассказа. Прочитайте текст по роОпределите, с какой интонацией будет говорить каждый собеседник.

Почему так говорят?

о • Лето — припасйха, а зима — приберйха.

           • Поеду к бабушке в деревню — Она не очень далеко.

Там ждёт клубничное варенье, Там ждёт парное молоко.

(М. ПЛЯЦКОВСКИЙ)

*      Понаблюдай, как большой предмет может превратиться в маленький.

Яма ямы яблоко яблоки ям!ка ям|ки яблоня ябђо|ни


малина яблоки сморбдина сливы

*      Назови сначала кустарники, которые могут расти в саду, потом деревья.

Сад

Дети взяли лопаты. Закипела работа!

Ребята выкопали ямки.

— Коля, неси кустики.

— Какие?

— Смородины.

— Вася, неси быстрее воду.

— Несу, несу...

Посадили ребята смородину, сливы и яблони. Будет сад у ребят. Будет белая и красная смородина, будут яблоки и сливы.


 

Слово одно, а значения разные.

Языки

1.    Я открыл. рот.

Доктор посмотрел на язык и сразу сказал: — Ты болен.

2.    Мои приятели знали иностранные языки. Яков — один, а Иван — два.

З. У колокола язык. Колокол без языка нем.

4. Языки пламени лизали дрова.

   О каких языках идёт речь?

   Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(Я. Аким)

Прочитай слова, которые описывают яблоко. Есть ли у тебя друг? Расскажи о нем.

116

 

Определи, в каком слове буква я обозначает один звук, а в каком      два.

яблоня язык якоря Маня Таня Витя

Яна                      стая                    змея

Дети пели: «А мы просо СеЯЛИ-СеЯЛИ...»

 Соотнеси рисунки и названия птиц. Составь схему к слову, в котором два слога.

                                 зяблик         

ворона

сорока

1 17

 

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь

 Рассмотри рисунок. Чем занимаются жители города? Придумай сказку про город грибов.


Подарки к празднику

Первоклассники приготовили подарки для ребят из детского садика.


Катя и Галя склеили домик. Света сплела коврик. Дима и Аня вырезали из бумаги и картона солдатиков.

Вова и Гена вылепили из пластилина Буратино. Вера и Ваня нарисовали клоуна и раскрасили его.

Ребята из детского садика будут рады подаркам.

О Составь предложения. Прочитай слова, в ' которых буква я обозначает один звук.

У гусярога.

У тиграгрива.

У оленякогти. У конялапы.


 

Ee

 

Чч

ИДИ.\

ы

ь ъ

ээ

Юю

Яя

125

Горецкий В. Г. и др. Русский язык

(обучение грамоте)

    


Учебник «Азбука»

     Прописи

     Комплектдемонстрационных таблиц

     Интерактивныедемонстрационные таблицы к учебнику (1 СО)

     Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы