Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
АМИНЫ И АМИНОКИСЛОТЫ
Цель работы: получить амины и аминокислоты и исследовать их свойства.
Т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е.
Амины – это азотсодержащие органические вещества, в состав которых
входит аминогруппа NH2.
Важнейшим представителем аминов является анилин, у которого
аминогруппа связана с бензольным кольцом. Реакции у анилина идут и по
бензольному кольцу, причем аминогруппа влияет таким образом, что
увеличивает подвижность атомов водорода в бензольном кольце (по
сравнению с бензолом), и по аминогруппе, в которой за счет неспаренных
электронов азота устанавливается донорноакцепторная связь:
Получают анилин в основном реакцией Зинина. Его соединения
используются как красители.
Аминокислоты – это вещества, в состав которых, кроме карбоксильной
группы, входит также и аминогруппа.
– придает кислые свойства;
– придает оснόвные свойства.
соли устанавливается нейтральная среда.
– в результате образования внутреннейО п ы т 1. Получение анилина.
В пробирку налейте несколько капель нитробензола и прибавьте 1–2 мл
концентрированной соляной кислоты. Добавьте кусочек цинка. (Реакцию
вести в вытяжном шкафу!) Пробирку нужно осторожно встряхивать. После
окончания реакции прилейте 4–5 мл дистиллированной воды и около 0,5 мл
хлорной извести. Наличие анилина определяется по появлению фиолетового
окрашивания.
Запишите уравнение реакции.
О п ы т 2. Бромирование анилина.
Смешайте в пробирке 1 каплю анилина с 5–6 мл воды и прибавляйте по
каплям бромную воду до образования белого или слегка желтоватого осадка
триброманилина.
Запишите уравнение реакции.
О п ы т 3. Образование солей анилина.
Смешайте в пробирке 2–3 капли анилина с 1–2 мл воды и прибавьте 2–3 мл
10%ного раствора серной кислоты. Встряхните содержимое пробирки. Что
наблюдается?
Запишите уравнение реакции.
О п ы т 4. Субстантивное крашение.
Красители, способные окрашивать хлопчатобумажную ткань без
применения протрав, получили название субстантивных, или прямых.
Закрепление их на волокне происходит в результате процессов адсорбции.
В стакан налейте 30 мл раствора конго красного (в 200 мл воды
растворяется 0,5 г конго красного, 0,5 г соды и 5 г сернокислого натрия),
положите в него полоску хлопчатобумажной ткани и нагрейте раствор до
кипения. После кипячения ткань, окрасившуюся в красный цвет, промойте
холодной водой.
Конго красный меняет свой цвет в зависимости от реакции среды. В кислой
среде конго красный становится синим, а в щелочной – красным. Окрашенную
полоску ткани опустите в стакан с разбавленной серной кислотой. Ткань
окрашивается в синий цвет. При погружении ткани в раствор соды синяя
окраска снова переходит в красную. На этом свойстве основано применение
красителя конго красного в качестве индикатора.
О п ы т 5. Действие аминокислот на индикаторы.
Возьмите три пробирки и налейте в каждую по 1 мл раствора: в первую –
гликокола (глицина), во вторую – глютаминовой кислоты, в третью – лизина.
В каждую пробирку добавьте по 2–3 капли фенолфталеина. Отметьте, как
изменился цвет индикатора в каждой из пробирок. Опыт повторите с другим
индикатором – лакмусом. Отметьте, как изменился цвет этого индикатора врастворах аминокислот. По изменению цвета индикаторов сделайте вывод о
кислотноосновных свойствах аминокислот.
По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению
работы.