Номинация «Литературоведение»
Баба Яга в русских сказках добрая или злая
Автор: Сенникова
Василиса Сергеевна,
учащаяся 2Г класса, 20.09.2012 г.р.
450112, РБ, г. Уфа, Нежинская, 39-23
т. 89378361506
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 82» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
450064, РБ, г. Уфа, Ульяновых,13
т. 83472429610
Научный руководитель:
Сидорова Маргарита Юрьевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
Образовательное учреждение
«Гимназия № 82» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
2021
Аннотация:
В работе поднимается тема: добрая или злая баба Яга в русских сказках, рассматриваются сказки, изучаются гипотезы происхождения бабы Яги, анализируются поступки бабы Яги и доказывается, что она может быть разной, как доброй, так и злой героиней. Также в ходе работы сочиняется сказка о доброй бабе Яге и создается книга, проводится анкетирование, составляются сводные таблицы.
Цель исследования: доказать, что баба Яга в русских сказках разная. Она может быть как злой, так и доброй героиней.
Задачи: проанализировать поступки, которые совершает баба Яга в сказках и соотнести их с добром или злом.
Гипотеза: баба Яга неоднозначный персонаж, она может быть разной. Не только злой, но и доброй героиней.
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: образ бабы Яги.
Методы исследования: - анализ литературы.
- анкетирование.
- обобщение.
1. Введение ………………………………………………………..
2. Основная часть………………………………………………….
1. Внешний вид бабы Яги ………………………………….
2. Происхождение образа бабы Яги ……………………….
3. Образ бабы Яги в русских народных сказках…………..
4. Анкетирование …………………………………………....
3. Заключение……………………………………………………
4. Приложение…………………………………………………...
5. Список используемой литературы…………………………..
Введение:
Про Бабу-Ягу
Говорят очень глупо:
Нога костяная,
Метелка да ступа.
И руки кривые,
И зубы торчком,
И нос очень длинный
И загнут крючком.
Я облик
сложившийся
Быстро разрушу:
Прошу заглянуть
В мою чистую душу.
И там вы такие откроете дали,
Каких никогда и нигде
Не видали!
Э. Успенский
Я, как и любой ребенок, очень люблю читать сказки. В них всегда есть место волшебству и чуду. В сказке можно представить себя прекрасной принцессой, жить в волшебном замке, летать на ковре-самолете, понимать язык зверей и птиц. В сказках сбываются все мечты и фантазии, а добро всегда побеждает зло. И это прекрасно!
Читая сказки, я встречала разных героев: добрых и злых, смекалистых и глупых, ленивых и трудолюбивых, удачливых и не совсем. Это были добрые молодцы или прекрасные царевны, животные или птицы. Но вот образ бабы Яги всегда стоял как-то обособленно и меня это заинтересовало. Мне стало любопытно: отражением чего является баба Яга? Зла или все же добра? На чьей она стороне? Чтобы найти ответ нужно попробовать проанализировать сказки, саму героиню и все детали, которые о ней известны. Что ж приступим.
Внешний вид бабы Яги:
Обратимся прежде всего к описанию героини. Итак, баба Яга - это сгорбленная старуха, c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным носом крючком, с костяной ногой. У бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках", которая может поворачиваться вокруг себя, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".
Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, помелом след заметает.
Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "Чую, чую - человеческим духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.
Происхождение образа бабы Яги:
Существует множество версий происхождения образа
бабы Яги. Ближе всех мне такая: давным – давно жила – была прекрасная, юная богиня, с каре-зелеными роскошными
глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня. Всем она была хороша – и
красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это ее
прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее
особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток.
Вечно-прекрасная, любящая, добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и
детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной
Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей. В каждом
славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся
доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми
узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто -
Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-простому – Йогиней - Матушкой.
Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой
чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы
спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и
Арийских Родов.
Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лопаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками наравне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?
Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образа красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже имя Йогини - Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.
Образ бабы Яги в русских народных сказках:
Я прочитала двенадцать русских народных сказки, где говорилось о бабе Яге:
1. «Баба Яга и Заморышек».
2. «Василиса Прекрасная».
3. «Гуси-лебеди».
4. «Заколдованная королева».
5. «Марья – Моревна».
6. «Морской царь и Василиса Премудрая».
8. «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».
9. «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что».
10. «Терешечка».
11. «Царевна – Лягушка».
12. «Финист- ясный сокол».
В ходе работы над проектом, я пришла к выводу, что в шести сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».
Прочитав сказки, я поняла, что баба Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.
Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство, например, Ивану – царевичу.
Баба Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.
Таким образом, баба Яга выступает в роли доброй помощницы героев.
Но, каков же характер бабы Яги? Не всякому пришедшему к ней открывает баба Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.
Будет вежлив и трудолюбив – получишь и помощь, а нет – угодишь на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит. Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.
В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» баба Яга выступает в роли дарительницы, помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.
И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая и страшная. На самом деле она жалеет детей. Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций. Даже в сказке «Гуси-лебеди», где баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы баба Яга жарила детей, она только хочет это сделать. Кстати, существовал обряд в древней Руси — «перепекание» больного ребенка. Зная его, баба Яга из отрицательного персонажа превращается в настоящего целителя. Она просто хотела «перепечь» Иванушку и здорового вернуть людям.
После того, как я изучила информацию о бабе Яге, мне стало интересно, что думают о ней мои знакомые, родственники, друзья. Для того чтобы это выяснить, я решила провести небольшое анкетирование ( см. приложение таблица 1.) и анализ действий бабы Яги в прочитанных мною сказках ( см. приложение таблица 2.) и сделала обобщение (см. приложение таблица 3.) и вывод.
Заключение:
В ходе работы над данным исследованием я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала интересные русские народные сказки, в которых баба Яга не так уж и страшна. Мне очень понравилось проводить анализ сказок. Я поняла, что нужно внимательно относиться к читаемому художественному произведению, и тогда можно узнать много нового и интересного, что часто не лежит на поверхности, а скрыто глубже.
Оказалось, что баба Яга всегда разная. У нее много ролей. Она бывает не только злой, но и доброй, гостеприимной. Но все же баба Яга совсем не милая старушка, а страж между добром и злом, и может быть как на стороне добра, так и на стороне зла.
Во время работы мне пришлось познакомиться с образом бабы Яги настолько близко, что я почти «побывала в гостях в тридевятом царстве», «узнала в лицо» саму бабу Ягу. Всё это позволило лучше понять неоднозначный объект изучения – бабушку Ягу.
Еще многие поколения детей вырастут на русских сказках, где баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло живут в жизни рядом, но добро всегда побеждает!
Я считаю, что поставленные мной в данной работе цели выполнены.
Приложение:
Таблица 1.
Я задала вопрос своей группе анкетированных мною людей – « Как Вам кажется, баба Яга в русских сказках добрая или злая героиня? Результаты таковы:
Баба Яга добрая |
Баба Яга злая |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Вывод:
Как видно из представленной таблицы мнения людей разные. Одни считают бабу Ягу доброй, другие все же злой. Но были и два человека, кто затруднился ответить. И это верно, на мой взгляд, ведь баба Яга неоднозначный персонаж русских сказок. И тех, кто считал ее злой старушкой я попыталась переубедить, рассказав им примеры доброты и помощи бабы Яги и они частично со мной согласились, чему я очень рада! Ведь за время работы над данным исследованием я прониклась теплотой к бабе Яге и даже полюбила ее.
Таблица 2.
Я провела анализ действий бабы Яги в русских народных сказках. Ее хороших и плохих поступков в сказках. Результаты представлены ниже:
Плохой поступок: |
Хороший поступок: |
||
Хотела съесть Терешечку («Терешечка»). |
Помогла Иванушке найти Василису («Василиса Премудрая»). |
||
Хотела погубить Ивана Царевича («Марья Моревна»). |
Дала совет, как найти воду и яблоки («Сказка о молодильных яблочках и живой воде»). |
||
Хотела съесть Василису («Василиса Прекрасная»). |
Дала совет, как победить Кощея Бессмертного («Царевна лягушка»). |
||
Хотела всех погубить («Баба Яга и заморошек»). |
Помогла Марьюшке найти Финиста – ясного сокола (« Финист – ясный сокол»). |
||
Похитила братика и хотела его изжарить, да съесть («Гуси – лебеди»). |
Помогла Андрею стрелку (« Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»). |
||
|
Помогла найти королевну («Заколдованная королевна»).
|
||
Название сказки |
Хороший поступок |
Плохой поступок |
|
«Василиса Премудрая» |
Помогла Иванушке найти Василису |
|
|
«Сказка о молодильных яблочках и живой воде» |
Дала совет, как найти воду и яблоки |
|
|
«Царевна лягушка» |
Дала совет, как победить Кощея Бессмертного |
|
|
« Финист – ясный сокол» |
Помогла Марьюшке найти Финиста – ясного сокола |
|
|
« Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» |
Помогла Андрею стрелку |
|
|
«Заколдованная королевна» |
Помогла найти королевну |
|
|
«Гуси – лебеди» |
|
Похитила братика и хотела его изжарить, да съесть |
|
«Баба Яга и заморошек» |
|
Хотела всех погубить |
|
«Василиса Прекрасная» |
|
Хотела съесть Василису |
|
«Марья Моревна» |
|
Хотела погубить Ивана Царевича |
|
«Терешечка» |
|
Хотела съесть Терешечку |
|
Таблица 3.
И обобщила все поступки бабы Яги в изученных сказках. Вот что получилось:
Хорошие поступки |
Плохие поступки |
Кормит, поит и укладывает спать героев, помогает им, дарит волшебные предметы-помощники, дает советы, подсказывает дорогу. |
Похищает детей, хочет зажарить и съесть людей. |
Вывод: поступки бабы Яги разные и неоднозначные, как и сам образ бабы Яги многолик. Как и все люди, в каждом из нас живет и плохое и хорошее. Многое зависит от тех ситуаций, в которые мы попадаем в жизни. Но я верю в добро и справедливость, верю людям и даже бабушке Яге. Я знаю, что добро всегда победит зло и темным силам не захватить власть в сердцах и умах людей! Ведь сказки нас учат, что добро всегда побеждает и зло! И это правильно и так должно быть!
Список используемой литературы:
Интернет источники:
1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71
2. http://ru.wikipedia.org/wiki
3. http://images.yandex.ru/images.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.