Баба Яга в русских сказках добрая или злая.
Оценка 4.9

Баба Яга в русских сказках добрая или злая.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
чтение
04.07.2022
Баба Яга в русских сказках добрая или злая.
Баба Яга в русских сказках добрая или злая Литературоведение Сенникова Василиса 8 лет.docx

 

 

 

Номинация «Литературоведение»

 

 

Баба Яга в русских сказках добрая или злая

 

                                                                                                Автор: Сенникова

                                                                                                 Василиса Сергеевна,

                                                                                                учащаяся  2Г класса, 20.09.2012 г.р.

                                                                                                450112, РБ, г. Уфа, Нежинская, 39-23

                                                                                                т. 89378361506

                                                                                                Муниципальное бюджетное                                                                                                                образовательное учреждение

                                                                                                «Гимназия № 82»                                                                                                                    городского округа город Уфа                                                                                                  Республики Башкортостан

                                                                                                450064, РБ, г. Уфа, Ульяновых,13

                                                                                                т. 83472429610

                                                                                                Научный руководитель:

                                                                                                Сидорова Маргарита Юрьевна

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                Муниципальное бюджетное

                                                                                                Образовательное учреждение

                                                                                                 «Гимназия № 82»                                                                                                                   городского округа город Уфа                                                                                                  Республики Башкортостан

 

 

2021

 

Аннотация:

          В работе поднимается тема: добрая или злая баба Яга в русских сказках, рассматриваются сказки, изучаются гипотезы происхождения бабы Яги, анализируются поступки бабы Яги и доказывается, что она может быть разной, как доброй, так и злой героиней. Также в ходе работы сочиняется сказка о доброй бабе Яге и создается книга, проводится анкетирование, составляются сводные таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Цель исследования: доказать, что баба Яга в русских сказках разная. Она может быть как злой, так и доброй героиней.

          Задачи: проанализировать поступки, которые совершает баба Яга в сказках и соотнести их с добром или злом.

          Гипотеза: баба Яга неоднозначный персонаж, она может быть разной. Не только злой, но и доброй героиней.

          Объект исследования: русские народные сказки.

          Предмет исследования: образ бабы Яги.

          Методы исследования: - анализ литературы.

                                                   - анкетирование.

                                                   - обобщение.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Введение ………………………………………………………..

2.      Основная часть………………………………………………….

1.      Внешний вид бабы Яги ………………………………….

2.      Происхождение образа бабы Яги ……………………….   

3.      Образ бабы Яги в русских народных сказках…………..

4.      Анкетирование …………………………………………....

3. Заключение……………………………………………………

4. Приложение…………………………………………………...

5. Список используемой литературы…………………………..

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Про Бабу-Ягу
Говорят очень глупо:
Нога костяная,
Метелка да ступа.
И руки кривые,
И зубы торчком,
И нос очень длинный
И загнут крючком.

   Я облик сложившийся
Быстро разрушу:
Прошу заглянуть
В мою чистую душу.
И там вы такие откроете дали,
Каких никогда и нигде
Не видали!

Э. Успенский

 

          Я, как и любой ребенок, очень люблю читать сказки. В них всегда есть место волшебству и чуду. В сказке можно представить себя прекрасной принцессой, жить в волшебном замке, летать на ковре-самолете, понимать язык зверей и птиц. В сказках сбываются все мечты и фантазии, а добро всегда побеждает зло. И это прекрасно!

          Читая сказки, я встречала разных героев: добрых и злых, смекалистых и глупых, ленивых и трудолюбивых, удачливых и не совсем. Это были добрые молодцы или прекрасные царевны, животные или птицы. Но вот образ бабы  Яги всегда стоял как-то обособленно и меня это заинтересовало. Мне стало любопытно: отражением чего является баба Яга? Зла или все же добра? На чьей она стороне? Чтобы найти ответ нужно попробовать проанализировать сказки, саму героиню и все детали, которые о ней известны. Что ж приступим.

 

Внешний вид бабы Яги:

          Обратимся прежде всего к описанию героини. Итак, баба Яга - это сгорбленная старуха, c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным носом крючком, с костяной ногой. У бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках", которая может поворачиваться вокруг себя, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

          Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, помелом след заметает.

          Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "Чую, чую - человеческим духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение образа бабы Яги:

    

Существует множество версий происхождения образа бабы Яги. Ближе всех мне такая: давным – давно жила – была прекрасная, юная богиня, с каре-зелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня. Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечно-прекрасная, любящая, добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей. В каждом  славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-простому – Йогиней - Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям  сесть на лопату и отправляет их в печь.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лопаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.

Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками наравне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?

Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что  после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого  образа красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже имя Йогини - Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ бабы Яги в русских народных сказках:

 

          Я прочитала двенадцать русских народных сказки, где говорилось о бабе Яге:

1.        «Баба Яга и Заморышек».

2.        «Василиса Прекрасная».

3.        «Гуси-лебеди».

4.        «Заколдованная королева».

5.        «Марья – Моревна».

6.        «Морской царь и Василиса Премудрая».

            8.  «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».

            9.   «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что».

           10. «Терешечка».

           11. «Царевна – Лягушка».

           12. «Финист- ясный сокол».

 

        В ходе работы над проектом, я пришла к выводу, что в  шести сказках она представляет «зло»,   в шести  сказках  - «добро».

          Прочитав сказки, я поняла, что баба  Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.

          Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство, например, Ивану – царевичу.

          Баба  Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

          Таким образом, баба Яга выступает в роли доброй помощницы героев.

          Но, каков же характер бабы Яги? Не всякому пришедшему к ней открывает баба  Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.

          Будет вежлив и трудолюбив – получишь и помощь, а нет – угодишь на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит. Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.

          В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» баба Яга выступает в роли дарительницы, помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.

          И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая и страшная. На самом деле она жалеет детей. Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций. Даже в сказке «Гуси-лебеди», где баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы баба Яга жарила детей, она только хочет это сделать. Кстати, существовал обряд в древней Руси — «перепекание» больного ребенка. Зная его, баба Яга из отрицательного персонажа превращается в настоящего целителя. Она просто хотела «перепечь» Иванушку и здорового вернуть людям.

 

         

 

 

 

 

          После того, как я изучила информацию о бабе Яге, мне стало интересно, что думают о ней мои знакомые, родственники, друзья. Для того чтобы это выяснить, я решила провести небольшое анкетирование ( см. приложение таблица 1.)  и анализ действий бабы Яги в прочитанных мною сказках ( см.  приложение таблица 2.) и сделала обобщение (см.  приложение таблица 3.) и вывод.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

          В ходе работы над данным исследованием я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала интересные русские народные сказки, в которых баба Яга не так уж и страшна. Мне очень понравилось проводить  анализ сказок. Я поняла, что нужно внимательно относиться к читаемому художественному произведению, и тогда можно узнать много нового и интересного, что часто не лежит на поверхности, а скрыто глубже.

          Оказалось, что баба Яга всегда разная. У нее много ролей. Она бывает не только злой, но  и доброй, гостеприимной. Но все же баба Яга совсем не милая старушка, а страж между добром и злом, и может быть как на стороне добра, так и на стороне зла.

          Во время работы мне пришлось познакомиться с образом бабы Яги настолько близко, что я почти «побывала в гостях в тридевятом царстве», «узнала в лицо» саму бабу Ягу. Всё это позволило лучше понять неоднозначный объект изучения – бабушку Ягу.

          Еще многие поколения детей вырастут на русских сказках, где баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло живут в жизни рядом, но добро всегда побеждает!

          Я считаю, что поставленные мной в данной работе цели выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

 

Таблица 1.

          Я задала вопрос своей группе анкетированных мною людей – « Как Вам кажется, баба Яга в русских сказках добрая или злая героиня? Результаты таковы:

 

Баба Яга добрая

Баба Яга злая

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Вывод:

          Как видно из представленной таблицы мнения людей разные. Одни считают бабу Ягу доброй, другие все же злой. Но были и два человека, кто затруднился ответить. И это верно, на мой взгляд, ведь баба Яга неоднозначный персонаж русских сказок. И тех, кто считал ее злой старушкой я попыталась переубедить, рассказав  им примеры доброты и помощи бабы Яги и они частично со мной согласились, чему я очень рада! Ведь за время работы над данным исследованием я прониклась теплотой к бабе Яге и даже полюбила ее.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

          Я провела анализ действий бабы Яги в русских народных сказках. Ее хороших и плохих поступков в сказках. Результаты представлены ниже:

Плохой поступок:

Хороший поступок:

Хотела съесть Терешечку («Терешечка»).

Помогла Иванушке найти Василису («Василиса Премудрая»).

Хотела погубить Ивана Царевича («Марья Моревна»).

Дала совет, как найти воду и яблоки («Сказка о молодильных яблочках и живой воде»).

Хотела съесть Василису («Василиса Прекрасная»).

Дала совет, как победить Кощея Бессмертного («Царевна  лягушка»).

Хотела всех погубить («Баба Яга и заморошек»).

Помогла Марьюшке найти Финиста – ясного сокола (« Финист – ясный сокол»).

Похитила братика и хотела его изжарить, да съесть («Гуси – лебеди»).

Помогла Андрею стрелку (« Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»).

 

Помогла найти королевну («Заколдованная королевна»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название сказки

Хороший поступок

Плохой поступок

«Василиса Премудрая»

Помогла Иванушке найти Василису

 

«Сказка о молодильных яблочках и живой воде»

Дала совет, как найти воду и яблоки

 

«Царевна  лягушка»

Дала совет, как победить Кощея Бессмертного

 

« Финист – ясный сокол»

Помогла Марьюшке найти Финиста – ясного сокола

 

« Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

Помогла Андрею стрелку

 

«Заколдованная королевна»

Помогла найти королевну

 

«Гуси – лебеди»

 

Похитила братика и хотела его изжарить, да съесть

«Баба Яга и заморошек»

 

Хотела всех погубить

«Василиса Прекрасная»

 

Хотела съесть Василису

«Марья Моревна»

 

Хотела погубить Ивана Царевича

«Терешечка»

 

Хотела съесть Терешечку

 

Таблица 3.

          И обобщила все поступки бабы Яги в изученных сказках. Вот что получилось:

 

Хорошие поступки

Плохие поступки

Кормит, поит и укладывает спать героев, помогает им, дарит волшебные предметы-помощники, дает советы, подсказывает дорогу.

Похищает детей, хочет зажарить и съесть людей.

 

Вывод: поступки бабы Яги разные и неоднозначные, как и сам образ бабы Яги многолик. Как и все люди, в каждом из нас живет и плохое и хорошее. Многое зависит от тех ситуаций, в которые мы попадаем в жизни. Но я верю в добро и справедливость, верю людям и даже бабушке Яге. Я знаю, что добро всегда победит зло и темным силам не захватить власть в сердцах и умах людей! Ведь сказки нас учат, что добро всегда побеждает и зло! И это правильно и так должно быть!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. «Баба Яга и Заморышек».
  2. «Василиса Прекрасная».
  3. «Гуси-лебеди».
  4. «Заколдованная королева».
  5. «Марья – Моревна».
  6. «Морской царь и Василиса Премудрая».
  7. «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».
  8. «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что».
  9. «Терешечка».
  10. «Царевна – Лягушка».
  11. «Финист- ясный сокол».
  12. М. Забылин. Русский народ: Его обычай, предания, обряды.
  13. Мифы народов мира. Советская Энциклопедия, 1987.

 

Интернет источники:

 

1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71

2. http://ru.wikipedia.org/wiki

3. http://images.yandex.ru/images.html

 

 

 

 

 

 

 


 

Номинация «Литературоведение»

Номинация «Литературоведение»

Аннотация: В работе поднимается тема: добрая или злая баба

Аннотация: В работе поднимается тема: добрая или злая баба

Цель исследования : доказать, что баба

Цель исследования : доказать, что баба

Введение ………………………………………………………

Введение ………………………………………………………

Введение: Про Бабу-Ягу Говорят очень глупо:

Введение: Про Бабу-Ягу Говорят очень глупо:

Обратимся прежде всего к описанию героини

Обратимся прежде всего к описанию героини

Существует множество версий происхождения образа бабы

Существует множество версий происхождения образа бабы

Однозначных ответов на эти вопросы нет

Однозначных ответов на эти вопросы нет

Я прочитала двенадцать русских народных сказки, где говорилось о бабе

Я прочитала двенадцать русских народных сказки, где говорилось о бабе

Будет вежлив и трудолюбив – получишь и помощь, а нет – угодишь на лопату и в печь

Будет вежлив и трудолюбив – получишь и помощь, а нет – угодишь на лопату и в печь

После того, как я изучила информацию о бабе

После того, как я изучила информацию о бабе

Заключение: В ходе работы над данным исследованием я нашла ответы на многие вопросы

Заключение: В ходе работы над данным исследованием я нашла ответы на многие вопросы

Таблица 1. Я задала вопрос своей группе анкетированных мною людей – «

Таблица 1. Я задала вопрос своей группе анкетированных мною людей – «

Я провела анализ действий бабы

Я провела анализ действий бабы

Василиса Премудрая» Помогла

Василиса Премудрая» Помогла

Но я верю в добро и справедливость, верю людям и даже бабушке

Но я верю в добро и справедливость, верю людям и даже бабушке

Баба Яга и Заморышек». «Василиса

Баба Яга и Заморышек». «Василиса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2022