ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность». формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная. Технология: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающие.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»
Цель урока:
формирование представлений о бактериях как живых
организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в
жизни человека.
Задачи
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о самой древней группе
живых существ – бактериях; изучить особенности строения, питания, размножения и
распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить
обучающихся с особым отделом – цианобактериями.
Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные
интересы и инициативу обучающихся.
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных
норм, личной гигиены.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах
частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания,
овладение методами биологии.
Метапредметные:
умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно
использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Личностные:
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование
интеллектуальных умений, способности к самоконтролю.
Основные понятия: бактерии, бактериология, сапротрофы, паразиты, спора,
цианобактерии.
Ресурсы:
основные: учебник, тетрадь.
дополнительные: образовательные интерентресурсы Федерального Центра ЭОР
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы:
Основной: проблемнопоисковый;
Дополнительные:
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами);
1 практические (составление схем, поиск информации);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Технология: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающие.
2Технологическая карта урока
«Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»
Этапы урока
Основное содержание
Виды деятельности ученика
Планируемые образовательные результаты
деятельности
учителя
Предметные
результаты
УУД:
1.Регулятивные
2.Познавательные
3.Коммуникативные
Личностные
результаты
2
3
4
5
6
Осуществляют самопроверку
готовности к уроку.
Отвечает на поставленные вопросы,
пользуясь ранее полученными
навыками и знаниями.
Обобщают
полученные
ранее знания о
клетке, о
процессах
жизнедеятельно
сти, о признаках
живого.
1. Самоконтроль
учебной деятельности
1. Анализируют и
дифференцируют
полученные ранее
знания.
2. Высказывают свою
точку зрения.
3. коммуникативные
УУД: развитие
умений слушать и
обосновывать свое
мнение.
развитие
умений
работать с
текстом
(анализироват
ь, извлекать
необходимую
информацию)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Доброжелательный настрой на урок.
На данном этапе учитель сообщат
детям, что сегодня урок будет
посвящен организмам, которые
сопровождают нас повсюду, без
которых невозможна жизнь на земле.
Учитель читает монолог от лица
ученого, учащиеся должны узнать
его – это Антонио Ван Левенгук.
«Я, хозяин мануфактурной лавки в
городе Дельфте, который находится
в Голландии. Много лет я посвятил
своему увлечению, которое многие
называли странным. По вечерам,
когда торговля заканчивалась, я
отдавал время занятию своим
увлечениям. Покупатели
подозрительно косились на мои
обожженные и искалеченные пальцы,
не зная моего увлечения. Чтобы
1
1.
Организацион
ный этап
2.
Актуализация
знаний
Цель:
актуализация
имеющихся
знаний;
развитие
познавательны
х интересов и
инициативы
учащихся;
формирование
коммуникатив
ных умений.
3овладеть своим странным ремеслом
я посещал мастерские, где этим
занимались. Но увы! Мои учителя
умели немногое. Мне же удалось
изготовить такой прибор, с помощью
которого я открыл невиданный,
неизвестный человеку мир живых
существ.»
Вспомните: Какому учёному удалось
увидеть мир микроскопических
организмов, прежде скрытый от глаз
человека?
Далее учитель предлагается
учащимся посмотреть видеоролик
«Микроскоп Антонио Ван Левенгука
https://www.youtube.com/watch?
v=ZyV15nVgg1c
После просмотра видеоролика
учащиеся отвечают на вопрос:
«Какое отношение открытие
Левенгука имеет к теме
сегодняшнего урока?».
Учитель подводит учащихся к
осознанию темы и цели урока.
Учитель:
– Левенгук рассмотрел и описал
группу микроорганизмов под
название бактерии. Мы с вами знаем,
что всю живую природу ученые
делят на группы. Как называются
самые большие группы, в которые
объединяется весь живой мир?
3. Этап
целеполагания
Ученики:
– Такие группы называются царства.
регулятивные УУД
(формирование
умения ставить
учебную задачу на
основе соотнесения
того, что уже
известно и усвоено, и
того, что ещё
неизвестно)
44.
Открытие
нового знания.
Цель:
формирование
основ
теоретическог
о мышления,
развитие
умений
находить
общее,
высказывать
свою точку
зрения.
Учитель:
– Мы изучили три из них Растения,
Животные и Грибы. Всего как вы
уже знаете царств живой природы 4.
В какое царство можно поместить
микроорганизмы, которые открыл
Антонио Ван Левенгук?
1. Общая характеристика
бактерий.
Постановка проблемного вопроса:
«Докажите, что клетка является
основой жизнедеятельности
организмов?».
Учитель организует работу с ЭОР по
изучению бактерий, обращается с
вопросами:
Кто такие бактерии?
Какая наука их изучает?
Для ответов на поставленные
вопросы предлагает обучающимся
проанализировать текст ЭОР
«Общая характеристика бактерий» и
дать определение бактериям и науке,
изучающей бактерии.
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e
176448e49b57
04800589f505/%5BBI6ZD_14
01%5D_%5BIL_01%5D.html
Учитель обращается к обучающимся
с вопросом: можно ли увидеть
бактерии?
Ученики:
– Царство Бактерии (тема урока
сформулирована)
Ответственно
е отношение
к выполнению
учебных
задач;
готовность к
восприятию
научной
картины
мира,
осознание
ценности
каждого
живого
организма;
уважительное
отношение к
другому
человеку, его
мнению.
Учатся
выделять
существенные
признаки
процессов
жизнедеятельно
сти бактерий.
Изучают
биологические
эксперименты
по изучению
процессов
жизнедеятельно
сти.
Выделяют
существенные
признаки
процессов
жизнедеятельно
сти бактерий.
1. Корректируют свои
знания.
2. Предлагают
способы решения
поставленной
учителем проблемы.
Информационный
поиск;
Анализ с выявлением
существенных и
несущественных
признаков, сравнение,
установление
причинно
следственных связей,
обобщение;
Знаково
символические
действия
(кодирование/
декодирование);
Построение речевого
высказывания.
3.
5
В ходе обсуждения ЭОР «Общая
характеристика бактерий» под
руководством учителя формулируют
определения.
Обучающиеся анализируют ЭОР
«Разнообразие форм бактерий»2. Строение бактериальной клетки.
Учитель предлагает
проанализировать текст и рисунок
«Строение клетки бактерии».
3. Процессы жизнедеятельности
бактерий.
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e
977740f59975
8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_0750%5D_
%5BTI_01%5D.htm
И
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/00000335
10004dddbf1c600046bb2fd0/0019.jpg
Заполняют в тетради схему «Формы
бактерий». После заполнения схемы
анализируют текст о распространении
и приспособленности бактерий к
жизни в разнообразных условиях.
Анализируют текст учебника о типах
питания бактерий, изучают
особенности строения цианобактерий,
содержащих хлорофилл, знакомятся с
особенностями питания
фотосинтезирующих бактерий,
используя ЭОР «Питание бактерий».
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee84e8c
4b20b14c65a4970d577f/
%5BBI6RA_1401%5D_
%5BAN_03%5D.swf
Затем продолжают анализировать
Участие в совместной
деятельности.
Излагают
собственные мысли,
ведут диалог, учатся
вести дискуссию.
6таблицу ЭОР «Типы питания
бактерий»
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7
42ad462f817e
3bb8f53c83c8/%5BBIO6_0750%5D_
%5BTI_02%5D.htm
Далее знакомятся с разными типами
обмена веществ у бактерий и
продолжают анализировать ЭОР
«Общая характеристика бактерий», в
ходе чего изучают условия жизни
бактерий из соответствующей
таблицы.
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e
977740f59975
8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_0750%5D_
%5BTI_01%5D.htm
Для изучения способа размножения
бактерий просматривают
соответствующую анимацию.
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/00000337
10004ddd3b5e
010046bb2fd1/0024.swf
После её просмотра обучающиеся
приходят к выводу, что бактерии
7Учитель обращается с вопросом:
«Как бактерии переносят
неблагоприятные условия среды?» и
предлагает просмотреть анимацию
ЭОР «Приспособленность бактерий
к неблагоприятным условиям».
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/00000338
10004ddd4de3
040046bb2fd1/0025.swf
учитель показывает упражнения
физкультминутки:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за учёбу снова сесть.
Корректирует знания обучающихся
с помощью интерактивных тестовых
заданий:
http://school
collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a
e237409eb69a0f5119e02bc6/view/
и задания в виде схемы:
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/0000033b
5.
Физкультмину
тка
6.
Применение
нового знания
Цель:
применить
знания в новой
ситуации
размножаются простым делением
клетки надвое. При благоприятных
условиях деление клеток у некоторых
бактерий может происходить через
каждые 2030 минут.
Находят сведения о том, что
благодаря способности образовывать
споры, бактерии: длительно
сохраняются, переживают
неблагоприятные условия,
распространяются.
Повторение упражнений.
1. Учатся
переключаться
на другой вид
деятельности
Формируют
представле
ние о значе
нии
физминутки
Обобщают полученные знания,
отрабатывают основные понятия.
Выполняют интерактивные тестовые
задания и задание – схему строения
бактерии.
Обобщают и
структурируют
полученные
знания.
1.Оценивют
результаты своей
работы.
2.Моделируют и
формулируют
ответы.
Осознают
важность
данной темы.
Самооценка
результатов
деятельности.
810004ddd73a0
0d0046bb2fd1/0028.swf
Учитель предлагает обучающимся
оценить деятельность на уроке,
используя технологию
«Рефлексивная мишень».
«Мишень» это нарисованный круг,
поделенный на четыре сектора «Моё
настроение», «Моя деятельность на
уроке», «Оценка моей
деятельности», «Деятельность
учителя», в которых отмечены
параметры оценки.
Мишень комментируется учителем.
Комментирует домашнее задание
7. Рефлексия
Цель:
формирование
способности
объективно
оценивать
меру своего
продвижения
к цели урока.
8.
Домашнее
задание
«Стреляют» четыре раза в мишень,
делая отметку в зависимости от
оценки действия.
1.Прогнозируют
результаты уровня
усвоения изучаемого
материала.
Устанавлива
ют связь
между целью
деятельности
и её
результатом.
Самооценка.
Осмысливают объем задания.
9