Бактерии презинтация

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 26.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями. Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД. Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Иконка файла материала Бактерии.ppt
1. История изучения бактерий 2. Строение и жизнедеятельность бактерий:  Форма   Строение   Распространение  Питание  Размножение  Образование спор 3. Роль бактерий в природе и для человека
 Знакомство с особенностью строения и  жизнедеятельности бактерий;  Выяснение значения бактерий в природе и для  человека  Микроскопы с микропрепаратами  Электронная презентация
Докембрийский строматолит  Бактерии – древнейшая известная группа организмов  Слоистые каменные структуры – строматолиты, –  датируемые в ряде случаев началом археозоя (архея), т.е.  возникшие 3,5 млрд. лет назад, – результат  жизнедеятельности бактерий, обычно  фотосинтезирующих, так называемых сине­зеленых  водорослей.
 Подобные структуры (пропитанные карбонатами  бактериальные пленки) образуются и сейчас,  главным образом у побережья Австралии,  Багамских островов, в Калифорнийском и  Персидском заливах, однако они относительно  редки и не достигают крупных размеров, потому  что ими питаются растительноядные организмы,  например брюхоногие моллюски.
 Первые ядерные клетки произошли от бактерий  примерно 1,4 млрд. лет назад.   Самыми древними из ныне существующих живых  организмов считаются археобактерии  термоацидофилы (thermoacidophiles). Они  живут в воде горячих источников с высоким  содержанием кислоты. При температуре ниже  55oC (131oF) они гибнут!
 Впервые бактерий увидел в  оптический микроскоп и описал  голландский натуралист  Антони ван Левенгук в 1676 году. Как  и всех микроскопических существ он  назвал их «анималькули».  Рисунки Левенгука
Название «бактерии»  ввёл в употребление  Христиан Эренберг  в 1828. Эренберг Христиан Готфрид Член­корреспондент,  иностранный член,  почетный член РАН
Луи Пастер в 1850­е  положил начало  изучению  физиологии и  метаболизма  бактерий, а также  открыл их  болезнетворные  свойства.
Дальнейшее развитие  медицинская  микробиология  получила в трудах  Роберта Коха, которым  были сформулированы  общие принципы  определения  возбудителя болезни ( постулаты Коха). В  1905 он был удостоен  Нобелевской премии за  исследования  туберкулёза   РОБЕРТ  КОХ (Koch, Robert)  (1843–1910),
Основы общей микробиологи и  изучения роли бактерий в  природе заложили  М. В. Бейеринк и    С. Н. Виноградский. БЕЙЕРИНК  Мартин  (1851­1931),  нидерландский  ботаник ВИНОГРАДСКИЙ Сергей Николаевич  (1/13.09.1856, Киев, – 24.02.1953, Париж)
Изучение строения  бактериальной  клетки началось с  изобретением  электронного микрос копа  в 1930­е.  Сканирующий электронный  микроскоп
По форме клеток они могут быть:   шаровидными (кокки)   палочковидными (бациллы, клостридии, псевдомонады)   извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты)   звездчатыми   тетраэдрическими   кубическими   C­ или O­образными  Формой определяются такие способности бактерий, как  прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение  питательных веществ
  относятся к прокариотам  («доядерным»  одноклеточным организмам)  нет ядра и большинства  других органелл  Бактериальная клетка  окружена клеточной стенкой  и защитной капсулой  Палочковидные бактерии  (бациллы) покрыты  волосками ­ пилями,  которыми прикрепляются к  питательному субстрату или к  другим клеткам.
  В среднем составляют 0,5­5 мкм.   Escherichia coli, например, имеет размеры 0,3­1 на 1­6 мкм  Staphylococcus aureus — диаметр 0,5­1 мкм   Bacillus subtilis 0,75 на 2­3 мкм.   Крупнейшей из известных бактерий является  Thiomargarita namibiensis, достигающая размера в 750 мкм  (0,75 мм).  Второй является Epulopiscium fishelsoni имеющая диаметр  80 мкм и длину до 700 мкм и обитающая в  пищеварительном тракте хирурговой рыбы Acanthurus  nigrofuscus.   Achromatium oxaliferum достигает размеров 33 на 100 мкм   Beggiatoa alba — 10 на 50 мкм.
 Спирохеты могут вырастать в длину до 250 мкм  при толщине 0,7 мкм.   В то же время к бактериям относятся самые  мелкие из имеющих клеточное строение  организмы. Mycoplasma mycoides имеет размеры  0,1­0,25 мкм, что соответствует размеру крупных  вирусов, например, табачной мозаики,  коровьей оспы или гриппа. По теоретическим подсчётам сферическая клетка диаметром  менее 0,15­0,20 мкм становится неспособной к  самостоятельному воспроизведению, поскольку в ней  физически не помещаются все необходимые биополимеры  и структуры в достаточном количестве.
 Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где  накапливается органическое вещество   Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть  превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных  источниках с  С.   Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с  температурой выше 90 среды; в частности, это единственные  организмы, обнаруженные в Мертвом море.
 В атмосфере они присутствуют в каплях воды,  и их обилие там обычно зависит от от  запыленности воздуха.   Так, в городах дождевая вода содержит гораздо  больше бактерий, чем в сельской местности.   В холодном воздухе высокогорий и полярных  областей их мало, тем не менее они встречаются  даже в нижнем слое стратосферы на высоте 8  км.
 Большинство –  готовыми  органическими  веществами  Сине­зеленые  (цианобактерии)  ­  сами создают  органическое  вещество Многоклеточная нитчатая цианобактерия Anabaena sphaerica
БАКТЕРИИ Сапрофиты –   от греч. «сапрос» ­ гнилой Довольствуются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов Паразиты – (от греч. «паразитос» ­ нахлебник) Питаются органическими  веществами живых организмов
 Делением одной клетки на две  При благоприятных  условиях – через каждые 20­ 30 минут
 «Спора» ­ от греч. «спора» ­ «семя»  Образуются при неблагоприятных условиях (недостатке  пищи, влаги, резких изменениях температуры)  Легко разносятся ветром, водой и т.п.  В благоприятных условиях становится жизнедеятельной  бактерией  Спора – это приспособление к выживанию в  неблагоприятных условиях.
 Участвуют в формировании структуры и  плодородия почв,   в образовании полезных ископаемых и  разрушении погибших растений и животных;   поддерживают запасы углекислого газа и  кислорода в атмосфере;  Особенно они важны для травоядных, которые  питаются не сколько растительной пищей, сколько  продуктами её преобразования
 В кишечнике человека в норме обитает от 300 до  1000 видов бактерий общей массой до 1 кг при том  что численность их клеток на порядок превосходит  численность клеток человеческого организма.    Они играют важную роль в переваривании  углеводов, синтезируют витамины, вытесняют  патогенные бактерии.   Тысячелетиями человек использовал  молочнокислые бактерии для производства сыра,  йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
 В настоящее время разработаны методики по  использованию фитопатогенных бактерий в  качестве безопасных гербицидов,  энтомопатогенных — вместо инсектицидов.  Наиболее широкое применение получила  Bacillus thuringiensis, выделяющая токсины,  действующие на насекомых.   Помимо бактериальных инсектицидов, в сельском  хозяйстве нашли применение  бактериальные удобрения.  Бактерии, вызывающие болезни человека,  используются как биологическое оружие.
 Благодаря быстрому росту и размножению, а также  простоте строения, бактерии активно применяются в  научных исследованиях по молекулярной биологии,  генетике, генной инженерии и биохимии. Самой хорошо  изученной бактерией стала Escherichia coli. Информация о  процессах метаболизма бактерий позволила производить  бактериальный синтез витаминов, гормонов, ферментов,  антибиотиков и др..  Перспективным направлением является обогащение руд с  помощью сероокисляющих бактерий, очистка бактериями  загрязнённых нефтепродуктами или ксенобиотиками почв  и водоёмов.
 паразитирующие на других организмах   вызывают большое количество заболеваний  человека, таких:   как чума   сибирская язва  лепра (проказа)  дифтерия   сифилис   холера   туберкулёз и др.   Открытие патогенных свойств у бактерий  продолжается: в 1976 обнаружена болезнь  легионеров, в 1980­е—1990­е было показано,  что Helicobacter pylori вызывает язвенную  болезнь и даже рак желудка, а также  хронический гастрит
 Бактериальным инфекциям подвержены  также растения и животные.   Многие бактерии, являющиеся в норме  безопасными для человека или даже  обычными обитателями его кожи или  кишечника, в случае нарушения иммунитета  или общего ослабления организма могут  выступать в качестве патогенов.