Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценке уровня освоения дисциплин и оценке компетенций обучающихся. Рейтинговая система оценки знаний как нельзя лучше решает поставленные задачи.
Рейтинговая система оценки и учета успеваемости, изменяет привычные представления студентов об учебе.
Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости и качества знаний студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов в процессе обучения. Привычная традиционная система не учитывает то, что называется текущей учебной работой студента.
В статье дается детальное описание составления рейтинговой системы на конкретных примерах.
Медведева Наталья Леонидовна, заместитель директора по учебно
методической работе
ГАПОУ РО «Донской банковский колледж», г.РостовнаДону
БАЛЬНОРЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА
УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к
самосовершенствованию и творческому росту – основная задача
профессиональных учебных заведений. Современное общество требует от
выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько
умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. Реальная
жизнь предъявляет новые требования к качествам личности: жизненная
активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной
ответственности за результаты деятельности, готовность к самостоятельному
решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и
препятствия.
Работодатель предъявляет аналогичные требования к
потенциальному сотруднику: исполнительность, пунктуальность, аккуратность,
внимательность, системность мышления, ответственность за достижение
результата, стремление к развитию и профессиональному росту.
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования требования к оцениванию
качества освоения основной профессиональной образовательной программы
(ППССЗ, ППКРС) включают создание фондов оценочных средств, позволяющих
оценить знания, умения и освоенные компетенции для аттестации обучающихся
на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям
соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация). Оценка
качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях: оценке уровня освоения дисциплин и оценке
компетенций обучающихся. Рейтинговая система оценки знаний как нельзя
лучше решает поставленные задачи.
Рейтинговая система оценки и учета успеваемости, изменяет привычные
представления студентов об учебе.
Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости и качества
знаний студентов является комплексная оценка качества учебной работы
студентов в процессе обучения. Привычная традиционная система не учитывает
то, что называется текущей учебной работой студента.
имеет следующие преимущества:
Внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов в колледже
1. повышается мотивация познавательной деятельности студентов к
освоению образовательных программ в течение всего семестра;
2. повышается мотивация систематической самостоятельной работы
студентов по изучению дисциплин, МДК, ПМ;3. повышение уровня организации образовательного процесса в
техникуме, внесение в процесс обучения элемента состязательности;
4. происходит дифференциация студентов по познавательным
способностям и склонностям для индивидуализации обучения;
5. усиливается контроль качества подготовки студентов;
6. повышается мотивация студентов к освоению профессиональных
гибкой
образовательных программ с помощью более
дифференциации оценки результатов их учебной работы;
7. определяется реальное место, которое занимает студент среди
сокурсников в соответствии со своими успехами в учебе;
8. повышается мотивация студентов к исследовательской деятельности;
9. происходит стимулирование систематической аудиторной и
самостоятельной работы студентов;
10. снижается роль случайных факторов при сдаче экзаменов и зачетов;
11. улучшаются показатели посещения студентами занятий.
Рейтинговая система оценки знаний студентов базируется на следующих
принципах:
содержания каждой учебной дисциплины на
структурирование
обособленные части – внутридисциплинарные модули;
открытость результатов оценки текущей успеваемости студентов;
неизменность требований, предъявляемых к работе студентов;
регулярность и объективность оценки результатов работы студентов
путем начисления рейтинговых баллов;
наличие обратной связи, предполагающей своевременную коррекцию
содержания и методики преподавания дисциплины/МДК;
строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками
преподавательским составом,
образовательного процесса (студентами,
административным персоналом техникума).
Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков студентов
представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности
студента за семестровый период обучения по определенной дисциплине/МДК.
Система вводится с целью стимулирования и активизации текущей работы
студентов, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков,
обеспечения четкого оперативного контроля за ходом учебного процесса,
направлена на качественную подготовку специалистов, глубокое усвоение
студентами изучаемого материала и включает всестороннюю оценку работы
студентов в семестре, а также ее учет при выставлении итоговой отметки на
экзамене/зачете.
Система включает учет и подсчет баллов, полученных студентами в течение
семестра на практических, лабораторных и семинарских занятиях, отметку по
индивидуальной (письменной контрольной, тестированию и т.д.) работе.
Модель рейтинговой оценки успеваемостиОсвоение студентом каждой учебной дисциплины, МДК, ПМ независимо от
их общей трудоемкости, оценивается в баллах. Успеваемость студента
определяется с помощью стобалльной шкалы оценок.
Сумма знаний, умений и компетенций по отдельно взятой дисциплине,
МДК, ПМ входящих в учебный план, оценивается в 100 баллов. Это максимум,
достижимый для студента в рамках одной дисциплины, МДК, ПМ. Курсовой
проект, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, все виды
практик рассматриваются как отдельно взятые дисциплины, поскольку по ним
выставляется отдельная оценка.
Контроль обучения – экзамен/зачет.
Правила формирования рейтинга:
1. Посещение лекций. При пропуске более 20% занятий балл обнуляется.
2. Практические занятия. На практических занятиях обязательно выполнение
задач и индивидуального задания (необязательного), за которое выставляются
дополнительные баллы.
Практические задания защищаются каждым студентом индивидуально. При
плохой защите и низком качестве выполнения задания баллы могут быть
снижены до 0.
3. Письменные опросы для текущего контроля (контрольные работы, тесты
и т.д.). Балл не присваивается, если оценка за работу ниже 3.
4. Отчет по самостоятельной работе.
5. Курсовые проекты (работы).
6. Если задания не сдаются в требуемые сроки, то их выполнение остается по
прежнему необходимо, но баллы за это не присваиваются.
7. Экзамен/зачет по дисциплине выставляется автоматически при наличии 80–
100 баллов: 90100 баллов – «отлично», 8090 баллов – «хорошо», при рейтинге
менее 80 баллов сдача экзамена является обязательной.
Порядок начисления поощрительных баллов
Поощрительные баллы начисляются за:
выполнение рефератов (до 30 баллов);
доклады и презентационные сообщения на уроке (до 30 баллов);
участие в работе научноисследовательских группах,
конференциях (до 20 баллов);
участие в конкурсах, олимпиадах и т.п. (до 30 баллов).
Поощрительные баллы выставляются в специально выделенной графе в конце
семестра.
лабораториях,
Примерное распределение начисления баллов по формам учебной
деятельности студентов
1 Теоретическое обучение
(посещение лекций)
2 Текущий контроль
0,5 за одно занятие1.Решение задач
2.Контрольные работы
3.Тесты
4.Терминологические диктанты
5.Заполнение таблиц
6.Устные ответы по разделу/теме
7.Составление конспекта
8.Домашняя работа
3 Практические работы
4 Самостоятельная работа
(внеаудиторная)
студентов
510
до 30
1020
до 10
510
до 10
5
5
до 30
до 20
По каждому разделу/теме дисциплины или профессионального модуля
составляется таблица распределения баллов учебной деятельности студентов,
рейтинглист прохождения контрольных мероприятий студентами для каждой
группы по теме/разделу (таблица 2). В конце семестра составляется ведомость
прохождения контрольных мероприятий студентами по дисциплине/ПМ по
группам (таблица 3).
Рассмотрим пример составления таблицы распределения баллов (табл.1)
по одному первому разделу дисциплины «Бухгалтерский учет» (ФГОС СПО
38.02.07 «Банковское дело).
Таблица 1.
Раздел1. Бухгалтерский учет, его задачи и объекты
№
Форма учебной работы
Максимальное
колво баллов
по разделу
Колво
позиций
по
разделу
Максимально
е
колво
баллов
за одну
позицию
1
2
3
4
обучение
Теоретическое
(посещение лекций, одно занятие)
Текущий контроль
1.Решение задач
2.Контрольные работы
3.Тесты
4.Терминологические диктанты
5.Заполнение таблиц
6.Устные ответы (не менее 2 по
разделу)
7.Составление конспекта
8.Домашняя работа
Практические работы
Самостоятельная
студентов (внеаудиторная)
Составление презентаций по
разделу
Решение задач
работа
18
0,5
2
1
1
2
2
9
2
2
1
10
20
10
5
10
5
30
20
20
9
20
20
10
10
20
45
60
40
20В дальнейшем, преподаватель заполняет рейтинглист по теме/разделу
(табл.2) и, в конце семестра, итоговую ведомость прохождения контрольных
мероприятий студентами по дисциплине/МДК (табл.3).
Таблица 2.
Рейтинглист
прохождения контрольных мероприятий студентами группы по
теме/разделу
№ ФИО студента Посещен
СРС
Текущий
контроль
Практические
работы
Итоговый
балл
ие
лекций
1
2 … 1
2 …
1
2 …
1
2
Таблица 3.
Ведомость
прохождения контрольных мероприятий студентами по дисциплине/ПМ
Группа_____________________
№ ФИО
СРС
Теоретиче
ское
обучение
Текущий
контроль
Практиче
ские
работы
Курс
овые
рабо
ты
Поощр
итель
ные
баллы
1
2
Итого
вый
балл
1
а
м
е
Т
2 …
а
м
е
Т
1
а
м
е
Т
2 …
а
м
е
Т
1
№
2 …
№
1
а
м
е
Т
2 …
а
м
е
Т
студента
1
2
3
Подпись преподавателя _________________________
Список литературы:
1. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы
III международной научнопрактической конференции 2021 февраля
2013 года. Прага : Vědecko vydavatelské centrum "SociosféraCZ", 2013.
351 с.
Интернтресурсы:
2. http://www.likt590.ru/resources/material/ozenka.pdf
3. http://window.edu.ru/resource/027/79027/files/sociospherak022013.pdf
4. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b2ac68b5c53a88521306d27
_0.html
5. http://www.utmn.ru/docs/2018.doc