Банк методов и приемов формирования коммуникативных БУД
Оценка 4.6

Банк методов и приемов формирования коммуникативных БУД

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
11 кл
30.10.2021
Банк методов и приемов формирования коммуникативных БУД
Приемы и методы формирования коммуникативных БУД в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Банк методов и приёмов формирования коммуникативных БУД.docx

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

 

 

 

Банк дидактических материалов

для формирования  БУД у обучающихся

с умственной отсталостью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Банк приёмов и методов формирования БУД

 

Название БУД

Содержание  упражнения

 

Коммуникативные БУД

1.       

1. вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Технология активных методов обучения

Дискуссия (коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений)

Тихий опрос: Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом. Например, тренировочной контрольной работой см. раздел "Приемы письменного контроля") или групповой работой.

Организация работы в группах: группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть ими просто сдан на проверку или спикер одной из групп раскрывает результат работы, а другие ученики слушают его, дополняют или опровергают. Группы получают разные задания.

Тогда группы или их спикеры отчитываются перед классом. Или поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

Пресс- конференция и вопрос к тексту

И опять отличие в технологии применения знакомых уже приемов. Ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам. Группы могут работать над одним и тем же текстом (или часть лекции), но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными  частями текста или лекции.

Взаимоопрос: ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

Темы – по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу: "У меня вызвали затруднения такие-то вопросы:..."

 

Социоигровая технология

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

Деловая игра « Я - учитель» :

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.          Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

Игры тренинги: (эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…).

 Игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Театрализация: Разыгрывание сценок на учебную тему, постановка отрывков сказок, рассказов, озвучивание персонажей сказок и героев мультфильмов.

Имитационный тренинг - тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения. В основе имитации деятельности лежит заранее подготовленная ситуация, по которой необходимо не только принять решение, но и представить эту ситуацию в лицах, то есть предположить действия участников, их мнения и мотивы поведения.

 

2.       

2.слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

Социоигровые технологии

Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.

Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.

Да и нет говорите "Да-нетка", или Универсальная игра для всех

Пусть из нашей классификации эта игра выламывается – неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

"Да-нетка" учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.

Организация работы в группах: (группы получают одно и то же задание.).

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть ими просто сдан на проверку или спикер одной из групп раскрывает результат работы, а другие ученики слушают его, дополняют или опровергают. Группы получают разные задания.

Тогда группы или их спикеры отчитываются перед классом. Или поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

Читатель помнит: этот прием был уже описан, но теперь технология его использования изменилась.

Пресс- конференция и вопрос к тексту

И опять отличие в технологии применения знакомых уже приемов. Ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.

Группы могут работать над одним и тем же текстом (или часть лекции), но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными  частями текста или лекции.

 

Технология активных методов обучения

Автобусная остановка (научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах).

Ульи (обсуждение учебного материала в группах).

Опрс-итог (в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, «Что на уроке было главным?» «Что нового сегодня узнали?»)

Да-нетка (учитель загадывает нечто (число, предмет, ученого и т.п.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да», «нет»).

Опрос по «цепочке» (волшебная палочка): волшебная палочка передается в классе в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу.  Например передающий называет любое число, а другой на 2 больше и т.д. На уроке технологии называют инструменты и т.п..

Дискуссия (коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений)

 

Проектная технология

Разработка и реализация проектов различной направленности.

Мини-исследование (учащиеся предлагается выполнить самостоятельный эксперимент в домашних условиях или наблюдение и оформить исследование соответствующим образом).

 

3.       

3.дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.)

 Социоигровые технологии

Игры тренинги

Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

 Игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.

Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.

Да и нет говорите "Да-нетка", или Универсальная игра для всех

Пусть из нашей классификации эта игра выламывается – неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

"Да-нетка" учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.

 

Технология активных методов обучения

Мозговой штурм (что бы было…).

Анализ художественных и документальных фактов нарушения / соблюдения  моральных норм, обсуждение, сравнение последствий.

Пересечение тем: (ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи или вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.)

Практичность теории (задания на соотнесение знаний о предмете или явлении, полученных в процессе обучения на с конкретными бытовыми примерами из жизни).

Опрс-итог (в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, «Что на уроке было главным?» «Что нового сегодня узнали?»)

Да-нетка (учитель загадывает нечто (число, предмет, ученого и т.п.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да», «нет»).

Опрос по «цепочке» (волшебная палочка): волшебная палочка передается в классе в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу.  Например передающий называет любое число, а другой на 2 больше и т.д. На уроке технологии называют инструменты и т.п..

 

Проектная технология

Разработка и реализация проектов различной направленности.

Мини-исследование (учащиеся предлагается выполнить самостоятельный эксперимент в домашних условиях или наблюдение и оформить исследование соответствующим образом).

 

Технология критического мышления

Ромашка Блума

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?». - Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?». - Задайте объясняющие вопросы.

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем. - Задайте оценочные вопросы.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….». - Задайте творческие вопросы.

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».

«Ромашку» можно использовать актуализации, включения в систему знаний

 

4.       

4.использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

Проектная технология

Разработка и реализация проектов различной направленности.

Мини-исследование (учащиеся предлагается выполнить самостоятельный эксперимент в домашних условиях или наблюдение и оформить исследование соответствующим образом).

Проблемная ситуация, беседа, анкетирование, сбор, анализ информации, представление результата (отчёт, макет, сборник, презентация, праздник), оценка результата.

 

Технология активных методов обучения

Доклад (учащиеся готовят небольшие сообщения на интересующую тему с обязательным ответом на вопросы одноклассников и учителя).

Повторяем с расширением (ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.) На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

 

Социоигровые технологии

Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.

Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.

 

Технология критического мышления

Выдели главное (нахождение необходимой информации в текстах печатных изданий, сети интернет и других средствах массовой информации о любых изучаемых признаках предметов, понятий или явлений); задания с использованием оригинальных или аналоговых бланков, маркировочных листов, этикеток т др. различного назначения.

 

 

 


 

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Банк приёмов и методов формирования

Банк приёмов и методов формирования

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться

Технология активных методов обучения

Технология активных методов обучения

Технология активных методов обучения

Технология активных методов обучения

Их задают с целью что-то уточнить

Их задают с целью что-то уточнить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2021