Барды России "От Вертинского… до Высоцкого"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Барды России "От Вертинского… до Высоцкого" Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа? Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души. В.Высоцкий “К поэтам” Цели урока: • показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; • показать значение творчества поэтов; • совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; • помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта; • помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов России. Оборудование: • портреты “бардов”, • сборники авторских песен, • записи песен.
Иконка файла материала Барды России.doc
Барды России "От Вертинского… до Высоцкого" Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа? Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души. В.Высоцкий “К поэтам” Цели урока:      показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; показать значение творчества поэтов; совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта; помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов России. Оборудование:    портреты “бардов”, сборники авторских песен, записи песен. (Звучит музыка, если есть ребята, играющие на гитаре, лучше живое звучание) Ход урока Слово учителя: Зарыты в нашу память на века И даты, и события, и лица, А память, как колодец глубока: Попробуй заглянуть­ наверняка Лицо ­ и то – неясно отразится. Сообщение темы урока “От Вертинского….до Высоцкого…”. а) Работа с эпиграфом к уроку. б) Работа с термином “бард”., историческая справка. Есть древнее, красивое своей странностью, слово “бард”. У древних племен галлов и кельтов так называли  певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни началось в 50­60 годы 20 столетия. В России принято считать  началом появления бардовской песни творчество Вертинского, золотой серединой­ творчество Высоцкого. Истоками бардовской песни являются городские романсы, фольклор Франции – Шансонье. Поэзия молодых в  нашей стране столкнулась с непредусмотренной трудностью: сложно писать, когда все под запретом, когда  ничего нельзя. А они писали, они творили, они приносили людям радость. Именно о них Высоцкий сказал: Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа? Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души. в) Запись в тетради темы, эпиграфа, определения слова “бард” Сообщения учащихся: 1 ученик.А.Вертинский­ первый бард России, род. (1889­1957) в Киеве, рано осиротел, происходит из рода Гоголя­  Яновских­ дворянин. Потомок Гоголя. Плохо учится в школе, несколько раз выгонялся из школы. Юность ­  студенчество­тернистый путь. В 1916 году ­ первый артист России: “Шаляпин в театре”. Призван в армию,  работает в санитарных поездах. В 1917 году пишет песню: “То, что я должен сказать” (на смерть юнкерам).  После выступления с этой песней его вызвали в ЦК. ­ Почему написал? ­ Я им сочувствую. ­ Запрещаем! Надо будет и дышать запретим! В дальнейшем бежит в Крым. Его не воспринимали до момента выхода на эстраду. Вертинский покинул Россию в 1921 году, был в Турции, Париже. В Париже прожил несколько лет, затем переезд в США­ выступления перед  изысканной публикой. Шаляпин подарил ему книгу с надписью: “Сказителю земли русской от странника  Федора”. Огромное желание вернуться на Родину. Март 1943 года , Вертинский пишет письмо Молотову о  разрешении жить в России. Возвращался в Москву с Востока с концертами по всей стране. Запрещенный певец.  “На ребрах” попадали его песни в Россию. В месяц давал по 25 концертов. Скончался в Ленинграде, когда был  на гастролях. Похоронили рядом с Шаляпиным в Москве на Новодевичьем кладбище. Звучат стихи Вертинского. …То, что я должен сказать Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожавшей рукой, Только так беспощадно, так зло и ненужно Опустили их в Вечный Покой! Осторожные зрители молча кутались в шубы, И какая­то женщина с искаженным лицом Целовала покойника в посиневшие губы И швырнула в священника обручальным кольцом. Закидали их елками, замесили их грязью И пошли по домам — под шумок толковать, Что пора положить бы уж конец безобразью, Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать. И никто не додумался просто стать на колени И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране Даже светлые подвиги — это только ступени В бесконечные пропасти — к недоступной Весне! 1917, октябрь, Москва ­ Какому событию посвящено это стихотворение? ­ Каково отношение автора к описываемым событиям? 2 ученик.   Александр Галич (наст. фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне  Днепропетровск) в еврейской интеллигентной семье. После девятого класса Галич почти одновременно  поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно­драматическую студию К. Станиславского. Но  Литературный институт бросил. Через три года Галич оставил и Оперно­драматическую студию. Он перешёл в  Театр­студию А. Арбузова и В. Плучека (1939). В феврале 1940­го года студия дебютировала спектаклем “Город  на заре”, авторство которого было коллективным. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в  драматургии. . В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — “Вас вызывает  Таймыр” (в соавторстве с К. Исаевым), “Пути, которые мы выбираем”, “Под счастливой звездой”, “Походный  марш”, “За час до рассвета”, “Пароход зовут „Орлёнок“”, “Много ли человеку надо”, а также сценарии фильмов  “Верные друзья” (совместно с К. Исаевым), “На семи ветрах”, “Дайте жалобную книгу”, “Третья молодость”,  “Бегущая по волнам”.С конца 1950­х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной  гитаре. Отталкиваясь в какой­то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним  из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой),  который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал свое направление.  В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и  политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты.  Его не печатали, и не позволяли выпустить пластинку. Его собирались слушать по домам, его песни передавали  друг другу в записях. Несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1969 г. в издательстве “Посев” вышла книга его песен. В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955  г. (этому посвящена песня “От беды моей пустяковой”), а в 1972 г. — из Союза кинематографистов, в котором  состоял с 1958 г. Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства (он — привыкший к достатку и комфорту). Его не принимали на высокооплачиваемую работу, и он был лишён возможности заработать себе на  хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из своей библиотеки, потом стал подрабатывать  “литературным негром” ­ подправлять чужие сценарии. Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время  работал на американской радиостанции “Свобода”. Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры. Существует также версия, что это было убийство, причём  версии о том, кто именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты  КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; согласно другим — Галича убили агенты ЦРУ, которые  боялись, что Галич, которого мучила ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим существенно  подорвёт имидж диссидентского движения. Между тем, парижские знакомые Галича (Владимир Максимов,  Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай. Звучат стихи Галича: Звукозапись “Мы давно называемся взрослыми…”. (Старательский вальсок) ­ Что сближает текст песни А.Галича и современность? ­ Какие средства выразительности использует автор в своем стихотворении? Слово учителя. Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 ­ июнь 1997 г.) “Отец ­ грузин, мать ­ армянка, а сам я ­ москвич” ­ говорил о себе Булат Шалвович. Звучит музыка, песни в исполнении Окуджавы.  3 ученик. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после  ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950  учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем  русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных  газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались  автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве “Молодая  гвардия”, заведовал отделом поэзии в “Литературной газете”. Вступив в Союз писателей в 1962, полностью  сосредоточился на творческой работе. Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950­ х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики,  Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала  исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей  стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название  “авторская песня”. Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями­ песнями и непесенными стихотворениями. Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам.     Чтение и анализ стихотворения “Полночный троллейбус” (используется схема анализа).Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный. Полночный троллейбус, по улице мчи, верши по бульварам круженье, чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье, крушенье. Полночный троллейбус, мне дверь отвори! Я знаю, как в зябкую полночь твои пассажиры ­ матросы твои ­ приходят на помощь. Я с ними не раз уходил от беды, я к ним прикасался плечами... Как много, представьте себе, доброты в молчанье, в молчанье. Полночный троллейбус плывет по Москве, Москва, как река, затухает, и боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает. Слово учителя.  Золотая середина, “Пушкин наших дней”­ называли его одни, “безнравственный растлитель молодых душ”­ другие. Кто прав? Он любил нас всех: мы калечили природу, мы ненавидели и убивали друг друга, мы предавали  Родину и жгли землю, а он кричал нам, что мы порвали, уничтожили самое дорогое, что у нас есть. Он обещал  вернуться. Он ушел физически, но песни его живут. 4 ученик. Владимир Семенович Высоцкий (1938­1980) родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" ­ согласно  его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с  отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать  лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои  первые песни.Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой.  Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы,  которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи",  посвященную Окуджаве.Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60­х годов. Это были песни в стиле  "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.  Спустя несколько лет, в 1965­м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский  впоследствии скажет: "Подводная лодка ­ это было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня заявила о том,  что пора его творческой юности кончилась."Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на  Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки,  вызывали зависть коллег­актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого ­ Золотухина, Демидовой,  Филатова.Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль ­ Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". "Работать надо!" ­ была его любимая поговорка. Если бы он мог,  он работал бы круглые сутки. Сон ­ 3­4 часа, остальное ­ работа. Песни свои он писал в основном ночью.  Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный,  горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи,  обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то,  о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел.Моряки, альпинисты, шоферы­дальнорейсовики ­ все считали его своим. В каждой песне была правда  жизни.Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует  очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."..25 июля  1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было ­ в это  время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное  объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет ­ каждый хранит его у  себя как реликвию..."Кому сказать спасибо, что ­ живой!" ­ написал Высоцкий в своем известном стихотворении.  Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его  стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями... Звучит стихотворение Высоцкого. “Песня о друге”. Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а – так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош,­  Парня в горы тяни – рискни!­ Не бросай одного его: Пусть он в связке в одной с тобой –  Там поймешь, кто такой. Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник,  Оступился – и в крик,­  Значит, рядом с тобой – чужой, Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут, и тут – Про таких не поют. Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал,  Он стонал, но держал, Если шел он с тобой как в бой, На вершине стоял – хмельной,­  Значит, как на себя самого Положись на него. ­ О чем идет речь в этой песне? ­ С чем сравнивает автор работу альпиниста? Слово учителя. Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Поэтам казалось, что они не могли высказаться до конца  в своих концертах, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в  лекции. Зрителей, приходивших на эти концерты, удивляло сочетание несочетаемого в их творчестве: мягкие,  лирические песни о любви звучали на фоне резких политических, кричащей композицией. В этих песнях поэты  пытались рассказать о жизни людей в самое страшное время для многострадальной родины, в момент  кульминации войны правительства со своим народом. Они считали своим долгом донести до ума и сердца  слушателя то, о чем болит и кричит душа. Закончить сегодняшний разговор хочу словами Юрия Визбора: Всем нашим встречам разлуки увы, суждены, Тих и печален ручей у янтарной сосны, Пеплом несмелым подернулись угли костра, Вот и окончилось все ­ расставаться пора. Звучат песни Окуджавы, Высоцкого, Галича.

Посмотрите также