Программа кружка (далее – Программа) подготовлена на основе рекомендаций об авторских педагогических разработках (приказ №1163 ГлавУОиПО Иркутской области от 25.06.2004г., приложение №5), в соответствии с Основной общеобразовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 1», раздел «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры)». Программа разработана с учётом нормативных правовых документов: Федерального закона «Программа кружка (далее – Программа) подготовлена на основе рекомендаций об авторских педагогических разработках (приказ №1163 ГлавУОиПО Иркутской области от 25.06.2004г., приложение №5), в соответствии с Основной общеобразовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 1», раздел «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры)». Программа разработана с учётом нормативных правовых документов: Федерального закона «
programma_kruzhka_basketbol_5-6_klass.docx
Авторская педагогическая разработка
«Баскетбол»
Программа кружка
(внеурочная деятельность, спортивнооздоровительное направление:
«Спортивные игры», специализация – баскетбол,
возраст 1012 лет)
Статус документа
Программа кружка (далее – Программа) подготовлена на основе рекомендаций об
авторских педагогических разработках (приказ №1163 ГлавУОиПО Иркутской области от
25.06.2004г., приложение №5), в соответствии с Основной общеобразовательной программой
основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
г. Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 1», раздел «Программа воспитания и
социализации обучающихся на ступени основного общего образования (направления: духовно
нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная
ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической
культуры)». Программа разработана с учётом нормативных правовых документов: Федерального
закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329ФЗ (ред. от 21.04 2011г.), Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020г. (распоряжение
правительства РФ от 07.08.2009г. № 1101р).
Программа дает распределение учебных часов по разделам курса, содержит
распределение материала по темам.
Программа рассчитана на учащихся 1012 лет. Все занимающиеся входят в состав учебно
тренировочной группы.
Структура программы
Включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику кружка, цели его
проведения, основные содержательные линии; учебный план, учебнотематический план с
распределением часов по разделам, краткое описание содержания программы по разделам
и темам, список литературы, приложение.
Пояснительная записка
Основные содержательные линии
Кружок «Баскетбол» не дублирует предмет физической культуры. Он предусматривает
теоретические и практические занятия, организацию соревнований и участие в них. В программе
курса выделены две основные содержательные линии: «Укрепление здоровья» и «Физическая
подготовка».
Первая содержательная линия включает знания о роли физической культуры и спорта в
укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, правила подбора
спортивной одежды и обуви для игры в баскетбол, а также требования к соблюдению
безопасности при игре в баскетбол.
Вторая содержательная линия включает игры и упражнения по баскетболу.
Актуальность содержания
Баскетбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Часть учащихся
имеет огромное желание заниматься баскетболом, они хотят совершенствоваться в игре не
только на уроках, но и во внеурочное время. Поэтому с целью удовлетворения устойчивого
интереса обучающихся к баскетболу разработана программа кружка (который является частью
системы по комплексному обучению учащихся баскетболу; наряду с обязательным предметом
«Физическая культура», преемственным элективным курсом «Стань хорошим баскетболистом»
и внеклассной внешкольной работой по баскетболу – соревнованиями, турнирами).
Кроме того, в последние годы Международная Федерация баскетбола упростила
требования для популяризации этой игры. Появилась разновидность игры, когда количественный
состав игроков снизился до трех человек в одной команде, и проводится эта игра на открытом
воздухе («Блэктоп», или «Стритбол»). Это помогает организовать соревнования, без которых
немыслима работа в каждом виде спорта (в т.ч., в баскетболе), при минимуме материальных
условий.
Основное внимание в программе кружка уделено обучению основным техническим
приемам игры с указанием характерных ошибок и способов их устранения.
Уровень исходной подготовки обучающихся – от нулевого до среднего.
Программа кружка в отличие от уроков физической культуры предполагает игровую
специализацию и значительную учебную практику.
Учащийся, успешно освоивший программу кружка, может в дальнейшем использовать
знания и сформированные учебные действия, участвуя в спортивномассовых мероприятиях в
лагере, по месту жительства и т.п.
Цели и задачи обучения
При реализации данной программы достигаются следующие цели:
укрепление здоровья учащихся, содействие всесторонней физической подготовленности и
гармоническому физическому развитию: укрепление опорнодвигательного аппарата, развитие
быстроты, гибкости, ловкости; содействие формированию умения противостоять действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.
Содержание кружка направлено на решение задач:
способствовать повышению уровня физической подготовленности учащихся, развитию
специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка
(техника стоек и перемещений, ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча),
развивать самостоятельность учащихся, готовность к сотрудничеству,
воспитывать культуру общения и взаимодействия в игровой деятельности,
развивать мотивацию к постоянным занятиям спортом и умение учащихся организовать своё
свободное время с пользой в школе и по месту жительства.
Одна из актуальных задач подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО
(системная: на уроках и во внеурочной деятельности, в самостоятельной работе).
В основу обучения заложен системнодеятельностной подход – обучение в
деятельности (личностно значимой), обеспечение полноценной социализации (в частности, в
спорте), специально организованная практическая деятельность (например, в соревнованиях).
Планируемые результаты
Планируемые результаты представлены группами предметных (на уровнях «учащийся
научится» и «учащийся получит возможность научиться»), метапреметных и личностных
результатов, а также универсальными учебными действиями (УУД) по их достижению.
уметь выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы кружка (а также средствами
предмета «Физическая культура» и системой внеклассной воспитательной деятельности в
школе).
Личностные результаты и УУД по их достижению:
способствовать формированию ответственного отношения к учению (чувства необходимости
учения), осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования с учётом своих интересов (осознание своих возможностей в учении);
усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения, здорового образа
жизни.
Метапредметные результаты и УУД по их достижению:
познавательные УУД:
задач;
следственные связи, делать выводы;
коммуникативные УУД:
учёта интересов; аргументировать своё мнение;
регулятивные УУД:
учителя (на основе темы занятия),
решения.
Предметные результаты, закрепляемые в процессе освоения содержания кружка:
уметь организовывать совместную деятельность с учителем и членами команды;
уметь работать индивидуально и в группе: находить пути решения конфликтов на основе
уметь определять цель деятельности на занятии и план работы с помощью и без помощи
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
уметь обобщать, устанавливать аналогии, самостоятельно устанавливать причинно
знания об игре
учащийся научится:
организовывать занятия физической культурой во внеурочное время (планируя их в
режиме дня и учебной недели);
характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со
здоровьем;
определять понятия и термины по баскетболу (выходящие за рамки программы по
предмету «Физическая культура);
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями,
определять их направленность и формулировать задачи;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных
условий;
руководствоваться изученными на уроках и занятиях кружка правилами соблюдения
безопасности во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
учащийся получит возможность научиться:
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных
систем организма;
способы двигательной (физкультурной) деятельности
учащийся научится:
использовать игру «Баскетбол» («Стритбол») и спортивные соревнования для
организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья,
повышения уровня физической подготовленности;
составлять комплексы упражнений оздоровительной, тренирующей направленности с
учетом особенностей и возможностей собственного организма;
учащийся получит возможность научиться:
составлять план проведения соревнований и оформлять протоколы;
физическое совершенствование
учащийся научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его работоспособности;
выполнять упражнения, воздействующие на развитие основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и
игровой деятельности;
выполнять упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных
физических качеств;
учащийся получит возможность научиться:
осуществлять судейство по баскетболу;
учащийся научится демонстрировать в контрольных упражнениях по показателям:
общая и специальная физическая подготовленность 1. Бег 20м
2. Прыжок в длину с места
3. Высота подскока
4. Бег 60м
техническая подготовленность
1. Ведение мяча 20м
2. Штрафные броски
3. Броски в движении после ведения
4. Броски с точек
Контрольные упражнения (юноши, девушки) и система оценивания
Оценка по уровням владения контрольными упражнениями:
ооптимальный,
в высокий,
ддостаточный
Возраст
Бег 20м
(с)
Прыжок в длину с
Высота подскока
места (см)
(см)
Виды упражнений
Бег 60м
(с)
Ведение мяча 20м
(с)
Штрафные
броски (из 10
раз)
о
5
4
5
в
4
3
4
д
3
2
3
ведения
(из 5 раз)
о
в
3
3
4
2
2
3
Броски в
движении после
Броски с
точек
(из 20 раз)
д
1
1
о
в
д
в
о
о
4,1 4,24,3 4,44,7 156 44155 143135 33
д
д
о
в
в
д
2733
2622
в
о
9,9 10,010,4 10,511,0 10,6
д
о
в
д
10,711,1
11,211,7
4,1 4,24,4 4,54,7 148 133147 132120 33
3,9 4,04,1 4,24,3 163 155162 154145 38
4,0 4,14,3 4,44,6 155 140154 139129 36
3,8 3,94,2 4,34,4 179 165178 164155 41
2732
4337
3135
3540
2621 10,7 10,811,5 11,612,3 11,0
3228
9,7
9,5 9,610,0 10,110,6
11,111,6
9,810,3
11,712,2
10,410,9
3026 10,1 10,210,7 10,811,3 10,5
3430
9,5
9,3 9,49,8 9,910,2
10,611,0
9,610,1
11,111,5
10,210,6
10 лет
юноши
дев
11 лет
юноши
дев
12 лет
юноши
дев
2
1
3,9 4,04,3 4,44,6 174 159173 158139 41
Основной показатель работы – выполнение требований по уровню подготовленности
учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической,
технической, тактической подготовленности. На занятиях учащиеся получают представление о
судействе игры, ведении технического протокола игры.
9,7 9,810,5 10,611,2 10,4
11,111,5
10,511,0
3429
3540
4
3
2
3
Два раза в год (декабрь, май) в кружке должны проводиться контрольные испытания по
общей и специальной физической технической подготовке. По данным контрольных испытаний
дается оценка успеваемости каждому занимающемуся (см. таблицу «Контрольные
упражнения»).
занятий может
Режим проведения занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу (Примечание:
продолжительность
определяться их интенсивностью. Выполнение
нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и
затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне её). На
протяжении года удельный вес физической и технической подготовки меняется: в начале
учебного года основное внимание уделяется физической подготовке, в конце учебного года
рекомендуется увеличение количества часов, отводимых на техническую подготовку.
Для учёта занятий необходимо вести журнал (ведётся учёт посещаемости занятий, учёт
прохождения учебнотематического плана).
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1. Щиты с кольцами – 2 комплекта (в наличии 1 комплект).
2. Щиты тренировочные с кольцами – 4 штуки (в наличии 2 штуки).
3. Стойки для обводки – 6 штук (в наличии 6 штук).
4. Гимнастическая стенка (в наличии).
5. Гимнастические скамейки – 4 штуки (в наличии 4 штуки).
6. Гимнастические маты (в наличии). 7. Мячи баскетбольные – 40 штук (в наличии 10 штук).
8. Насос ручной со штуцером – 2 штуки.
Место кружка в Плане внеурочной деятельности
(на 1 или 2 группы в параллели по 1 недельному часу)
Класс
Количество недельных часов в первом и втором полугодиях
5
1
или 6
1 Учебнотематический план занятий
учебнотренировочной группы (1012 лет)
№ п/п
Тема
Количество часов
всего теоретические
занятия
практические
занятия
№
занятия
1
2
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Физическая культура и спорт в
России. ГТО
Сведения о строении и функциях
организма человека. Гигиена,
врачебный контроль и самоконтроль
Оборудование и инвентарь, техника
безопасности (ТБ). Требования к
тренировкам по баскетболу
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся
Правила игры в баскетбол
Правила соревнований, их
организация и проведение
Общая и специальная физическая
подготовка
Основы техники и тактики
баскетбола
Отработка техники и тактики игры
в баскетбол
Стритбол (Блэктоп)
Контрольные игры и соревнования
Контрольные испытания
Посещение соревнований
Выполнение проекта «Описание
запомнившихся соревнований»/
«Как организовать придомовые
соревнования по баскетболу в
летний период»
ВСЕГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
8
3
4
1
4
1
6
8
2
4
1
4
1
35
9
26
1
2
3
4
5
6
713
14
1522
2325
2629
30
3134
35
Содержание программы по темам
Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – часть культуры. Задачи
физического воспитания в России: укрепление здоровья, физическое развитие, подготовка
к защите Родины.
Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль
и самоконтроль. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.
Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических
упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Режим дня.
Гигиена сна, питания. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к инвентарю и
спортивной одежде. Предупреждение травм при занятиях баскетболом.
Оборудование и инвентарь, ТБ. Требования к тренировкам по баскетболу. Правила
поведения в спортзале и на спортплощадке. Общие требования к занятиям баскетболом.
Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических
упражнений на работоспособность. Права и обязанности игроков. Костюм игроков.
Правила игры в баскетбол.
Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии.
Правила соревнований, их организация и проведение. Правила соревнований.
Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.
Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной
физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их
значение для достижения высокого спортивнотехнического мастерства.
Практические занятия. Парные и групповые упражнения: с сопротивлением,
перетягивание, переталкивание. Бег: стартовые рывки с места, повторные рывки на
максимальной скорости на отрезках до 15 м, бег со сменой направления по зрительному
сигналу, ускорения из различных исходных положений, пробегание отрезков 40, 60 м;
кросс 300 м. Прыжки: опорные и простые прыжки с мостика, прыжки с доставанием
подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх.
Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Основы техники и тактики баскетбола. Характеристика основных приемов техники:
перемещения, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для
роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики.
Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия. Техника нападения. Техника передвижения. Прыжки толчком
двух ног. Прыжки толчком одной ноги. Техника владения мячом. Ловля катящегося мяча.
Передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от пола. Броски мяча с
места одной рукой от плеча, одной рукой сверху. Ведение мяча с изменением скорости
передвижения, с изменением высоты отскока, с переводом мяча на другую руку, с из
менением направления движения с обводкой препятствий. Техника защиты. Техника
передвижения. Передвижения в защитной стойке вперед, назад, в стороны. Техника
овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа в зависимости от
направления и силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости от расстояния;
применение способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на
площадке.
Групповые действия. Взаимодействия трех игроков «треугольник».
Командные действия. Организация командных действий с использованием изученных
групповых взаимодействий.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: применение изученных защитных стоек и
передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего; выбор места и
способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча;
противодействие выходу на свободное место для получения мяча;
действия одного
защитника против двух нападающих. Групповые действия. Взаимодействия двух игроков –
отступание. Командные действия. Личная система защиты.
Стритбол («уличный» баскетбол, правила игры). Учебнотренировочные игры.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по подвижным играм с элементами
баскетбола. Учебнотренировочные игры.
Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке.
Посещение соревнований. Посещение соревнований по баскетболу и другим видам
спорта.
Выполнение проектов (на выбор): «Описание запомнившихся соревнований», «Как
организовать придомовые соревнования по баскетболу в летний период» (небольшое
сочинение, объём до 70 слов/ план организации соревнований).
Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Методы и формы обучения Наглядные методы: показ упражнений, наглядные пособия.
Практические методы:
тренировки.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой
Список литературы для учителя
1. Буйлин Ю.Р., Портных Ю.И. Минибаскебол в школе. Москва: Просвещение,1989.
2. Зинин А.М. Детский баскетбол. Москва: Просвещение,1982.
3. Нортон Б.И. Упражнения в баскетболе. Москва: Просвещение,1991.
4. Организация работы спортивных секций в школе: программы и рекомендации/ авт.
сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010.
«Баскетбол»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.