Данная программа является модифицированной, составлена в соответствии c федеральным компонентом государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной программы по предмету "Физическая культура", утвержденной Министерством образования РФ, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, разработанной под руководством В.И.Лях, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.
Дополнительная образовательная программа спортивной секции по баскетболу, относится к физкультурно-спортивной направленностиДанная программа является модифицированной, составлена в соответствии c федеральным компонентом государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной программы по предмету "Физическая культура", утвержденной Министерством образования РФ, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, разработанной под руководством В.И.Лях, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.
Дополнительная образовательная программа спортивной секции по баскетболу, относится к физкультурно-спортивной направленности
Баскетбол
Программа дополнительного образования юношей 1417 лет
Пояснительная записка.
Данная программа является модифицированной, составлена в соответствии c
федеральным компонентом государственного общеобразовательного стандарта среднего
(полного) общего образования, на основе примерной программы по предмету "Физическая
культура", утвержденной Министерством образования РФ, комплексной программы
физического воспитания учащихся 111 классов, разработанной под руководством
В.И.Лях, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.Дополнительная образовательная программа спортивной секции по баскетболу,
относится к физкультурноспортивной направленности, рассчитана на школьников 1417
лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение
учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основной целью дополнительной образовательной программы является: содействие
гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и
укреплению здоровья учащихся посредством формирования физической культуры
личности школьника.
Задачи:
улучшение физического развития;
приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного
применения упражнений;
овладение специальными знаниями, умениями и навыками и их последующее
совершенствование;
содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств в процессе занятий;
подготовка к соревнованиям и участие на них;
Основной показатель работы спортивных секций – выполнение программных
требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных
показателях физического развития,
теоретической подготовленности.
физической,
технической,
тактической и
Основной принцип работы в учебнотренировочных группах – всесторонняя
подготовка учащихся, а так же знакомство с элементами игровой специализации.
Задача: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному
физическому развитию; повышение уровня общефизической подготовленности; развитие
специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового
навыка; обучение основам техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и
проведении учебнотренировочных занятий и соревнований.
На занятиях учащиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки
инструктораобщественника. С этой целью на каждом занятии назначаются помощники,
которые проводят упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.
Задачи этой учебной практики – научить строевым командам, методике проведения
упражнений и отдельных частей занятий. Судейство учебнотренировочных игры проводят
сами учащиеся. Каждый занимающийся должен уметь вести технический протокол игры,
подготавливать заявку, составлять таблицу.Руководитель секции должен регулярно следить за успеваемостью своих
воспитанников по учебным предметам в школе, поддерживать контакт с родителями,
учителями, классными руководителями. Он должен приучать воспитанников к
сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство
товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Тематический план занятий учебнотренировочной группы
Наименование темы
№
п/п
Количество часов
Всего
Теоретические
занятия
Практические
занятия
врачебный контроль,
Физическая культура и спорт в России
Сведения о строении и функциях
организма человека
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся
Гигиена,
самоконтроль
Основы методики обучения и
тренировки
Правила, организация и проведение
соревнований
Общая и специальная физическая
подготовка
Основы техники и тактики игры
Контрольные игры и соревнования
Контрольные испытания
Экскурсии, посещение соревнований
Инструкторская и судейская практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого:
1
1
1
1
1
1
40
104
6
6
4
2
168
1
1
1
1
1
1
1
1
8
39
103
6
6
4
2
160
Содержание программы учебнотренировочной группы
1.Физическая культура и спорт в России.
Теоретические занятия:
История возникновения и развития физической культуры. Физическая культура и
олимпийское движение в России. Правовые основы физической культуры и спорта.
2. Сведения о строении и функциях человекаТеоретические занятия:
Особенности полового созревания юношей 1517 лет.
Работа сердечнососудистой системы подростка. Понятие о телосложении человека.
3. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Теоретические занятия:
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во
время занятий физическими упражнениями.
4. Основы методики обучения и тренировки.
Теоретические занятия:
Совершенствование техники передвижений: способы перемещения в сочетании с другими
приемами игры: передвижение с изменением направления движения нападающего и
защитника; сочетание рывков с финтами; передвижение парами в нападении и защите.
5. Правила соревнований, их организация и проведение.
Теоретические занятия:
Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают
нарушения правил. Жесты судей. Проведение внутришкольных соревнований.
6. Общая и специальная физическая подготовка.
Теоретические занятия:
Влияние ОФП и СФП на развитие физических качеств.
Практические занятия:
Прыжки вверх из упора присев, ноги вперед в стороны. Прыжки с доставанием
подвешенных предметов рукой, головой. Упражнения с набивными мячами массой 2 – 3 кг.
Выполнение рывков. Прыжки через скакалку на одной и двух ногах с двойным вращением.
Вращение мяча вокруг туловища. Жонглирование двумя мячами: поочередное
подбрасывание над собой. Ведение на месте и в движении двух мячей попеременно.
Подбрасывание мяча над собой, принять упор лежа. Передачи двух мячей одновременно в
стену: ловля после отскока от пола. Ловля без отскока от пола.
7. Основы техники и тактики игры.Теоретические занятия:
Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание
тактических приемов, взаимодействий.
Практические занятия:
Передача мяча одной рукой снизу. Передача мяча одной рукой сбоку. Приемы
обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
Бросок одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с
близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций
одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
Командное нападение. Взаимодействие с заслоном. Индивидуальные, групповые и
командные действия в защите.
8. Контрольные игры и соревнования.
Практические занятия:
Учебная игра «Челнок», игры: «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Салки», «Бегуны»,
«Борьба за мяч». Минибаскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.
9. Контрольные испытания
Практические занятия:
Броски по кольцу с расстояния 1 м.
Броски со средних и дальних дистанций.
Броски по кольцу после ведения.
Передачи мяча в парах.
Передачи мяча в движении.
Обводка стоек.
Передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
Штрафной бросок.
10. Экскурсии. Посещение соревнований.
Практические занятия:
Посещение спорткомплекса «Факел».
Посещение спорткомплекса «Сибирь».
Товарищеские встречи команд других школ.Первенство школы по баскетболу.
Городская Спартакиада по баскетболу.
В результате изучения раздела «Баскетбол» в спортивной секции ученик должен:
Знать:
Историю возникновения и развития физической культуры. Физическая культура и
олимпийское движение в России. Работу сердечнососудистой системы подростка.
Понятие о телосложении человека.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают
нарушения правил. Жесты судей. Проведение внутришкольных соревнований.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во
время занятий физическими упражнениями.
Уметь:
Выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
Выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот,
перевод мяча перед собой. Бросоки одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после
двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со
средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и
двумя руками от головы. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
Применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же
применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите.
Аппарат контроляПроверка умений и навыков проходит на каждой тренировке путем выполнения
изученных элементов каждым ребенком. При необходимости проводится индивидуальная
отработка элементов.
Методическое обеспечение
Эффективность усвоения данной программы во многом определяется применяемыми
методами, приёмами и организационными формами обучения.
Методы обучения:
Практические методы:
разучивание по частям
разучивание в целом
игровой
соревновательный
Методы использования слова:
рассказ
описание
объяснение
беседа
разбор
задание
указание
команда
Методы наглядного восприятия:
показ
звуковая сигнализация
демонстрация
Основная форма занятий: внеурочная, секция общей физической подготовки.
Формы организации учебного процесса:
1.Инивидуальные, групповые,фронтальные
2.Самостоятельные
Формы контроля знаний, умений, навыков:
1.Наблюдение;
2.Прием контрольных нормативов;
3.Участие на соревнованиях
4.Владение техникой изученных двигательных действийЛитература
1. «Методика физического воспитания учащихся 14 классов» Е.Н.Летвинов Издательство
М: Просвещение», 2001г.
2. «Физическое воспитание учащихся 57 классов» В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Издательство
М: «Просвещение» 1997г.
3. «Физическое воспитание учащихся 1011 классов» В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Издательство
М: «Просвещение» 2002г.
4. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре»
А.П. Матвеев, Т.В. Петрова Издательство М: «Просвещение» 2000г.
5. «Основы методики физического воспитания школьников» Б.Н.Минаев, Б.М. Шиян,
Москва, «Просвещение», 1989г.
6. Е.И. Литвинов Г.И. Погадаев. «Весёлая физкультура» 1 класс Издательство М:
Просвещение 1997г.
7. Е.И. Литвинов Г.И. Погадаев. «Весёлая физкультура» 24 класс Издательство М:
Просвещение 1997г.
8. В.П.Богословский, Ю.Д. Железняк «Физическая культура» 567 класс Издательство М:
Просвещение 1997г.
9. Л.Е.Любомирский,
Издательство М: Просвещение 2002г.
Г.Б.Мейксон В.И.Лях «Физическая культура» 89 класс
10. Л.Е.Любомирский Г.Б.Мейксон В.И.Лях «Физическая культура» 1011 класс
Издательство М: Просвещение 2002г.