Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев) Цели урока: • Обучающая - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; • Воспитывающая - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям; • Развивающая - развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное. Ход урока Вступительное слово учителя. Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуютизбранную теорию, доводят
Иконка файла материала Базаров и Одинцова. Испытание любовью.doc
Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев) Цели урока:  Обучающая ­ углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с  другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитывающая ­ воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям; Развивающая ­ развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.   Ход урока Вступительное слово учителя. Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по  отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только  для характеристики главного героя: они по­своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи  Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма. Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что­то в нем сеть  привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип  людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? ­ Репетилова).  Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их  истинную ценность. – В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с  Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова») – Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован  красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него) – Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение  главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе) – Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую  образует дверной проём) – А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой­ой­ой», «У ней такие плечи,  каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.) – Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова») – Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым  мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и  женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с  Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что­то  особенное» (17 глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова с  Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу  героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе  кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия. – А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его  появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»). – Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в  Базарове «она видела … что­то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Чем жезакончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не  слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна). – Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века,  Ян Грот, написал: Полуоткрытое окно  ты для меня не отворяешь, Не говоришь мне:  «Вот оно, Все то,  О чем ты так мечтаешь!» И облаком волос своих Меня окутать Ты не хочешь. В глазах, Как солнце, золотых Лучи не блещут мне Средь ночи… Жизнь стала бременем давно. Полуоткрытое окно. В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит  разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к  прежней активной деятельности. Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается  сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается»  (Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа. (Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы) – Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она  жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание  на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то  перед окном, то перед зеркалом». (Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя,  думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий,  спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает  «некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна  не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А  глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто­неестественное,  дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»). – Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя,  покой: «Спокойствие всё­таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с  самого начала, победили.) –  Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании  Базаров терпит поражение. Во­первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во­вторых, он начинает сомневаться в  своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не  желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она  сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо  пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства,  гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее  сердце». В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб,  пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и  самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.Литература: 1. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,  1982. 2. Тургенев И.С. Избранные сочинения ­ М.: Худож. лит., 1987. (Б­ка учителя) 3. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12 томах. Том 3. – М.: Правда, 1987. 4. Библиотека всемирной литературы. Советская поэзия. Том 1. – М.: Худож. лит., 1977.

Посмотрите также